УДК 159.922
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
© Лариса Юрьевна ПРОСКУРЯКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной психологии; Центр внешкольной работы, г. Тамбов, Российская Федерация, педагог-психолог, e-mail: pro_larisa@mail.ru
В статье рассматривается проблема готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением, обусловленным их социально-педагогической запущенностью. В ней приводятся результаты эмпирического исследования, показывающие, что подростки, отличающиеся социально-педагогической запущенностью, не готовы к адекватному осознанному выбору будущей профессии, что такие подростки нуждаются в психолого-педагогической помощи, направленной на преодоление девиантности их поведения и формирование готовности к профессиональному самоопределению. Анализируется эффективность разработанной автором программы коррекционной работы с девиантными подростками.
Ключевые слова: девиантность; готовность к выбору профессии; социально-педагогическая запущенность; профессиональное самоопределение.
В настоящее время актуальной задачей практической работы специалистов системы дополнительного образования является решение вопросов оказания помощи детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью профилактики и преодоления девиантного поведения, обеспечения их адекватной социализации. Такая помощь нужна и в такой важной сфере социальной адаптации, как выбор профессии.
Проблема психолого-акмеологической
поддержки в профессиональном самоопределении приобретает особую актуальность при работе с социально и педагогически запущенными подростками. В практике своей работы с такими подростками мы столкнулись с проблемой неумения молодых людей планировать свою профессиональную карьеру, незнания ими основных принципов выбора будущей профессиональной деятельности.
Юношеский возраст вообще и подростковый возраст, в особенности, представляют собой группу риска. В этой связи особое внимание уделяется поведению подростков, склонных к девиантному поведению, их психологическим особенностям. Преодоление социальной дезадаптации детей и подростков возможно только в условиях специально организованного комплекса мер учебновоспитательного характера.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы разработать и опробовать программу профориентационной работы с под-
ростками, склонными к девиантному поведению. На начальном этапе исследования мы выявили подростков, которые могут быть отнесены к группе риска по признакам, свидетельствующим об их склонности к девиантному поведению. Испытуемыми в нашем исследовании выступили 90 подростков, посещающих подростковые клубы г. Тамбова. Изучение подростков осуществлялось с помощью методики, выявляющей детей группы риска по таким показателям, как отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, а также по наличию у них четырех типов акцентуаций характера: гипертимного, истероидного, шизоидного и эмоционально-лобильного. Полученные результаты представлены в табл. 1, в которой указаны количество и процент подростков с высокими показателями риска.
Данные табл. 1 показывают следующее.
По шкале отношения в семье высокие баллы получили 30 подростков. Это свидетельствует о том, что у 33 % обследованных подростков наблюдаются нарушения внутрисемейных отношений. Эти нарушения могут быть обусловлены напряженной ситуацией в семье, родительской неприязнью к подростку, необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви, страхом перед родителями и т. п. Они оказывают негативное воздействие на состояние подростка, вызывая у него дистресс. Когда напряжение, вызванное не-
удовлетворенностью отношений в семье, продолжается слишком долго, оно может оказать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
По шкале агрессивность высокие баллы получили 33 подростка, что составляет 37 % от общего количества испытуемых. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах - недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.
По шкале недоверие к людям высокие баллы показали 39 (43 %) подростков. Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.
По шкале неуверенности в себе высокие баллы у 47 (57 %) подростков. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, и возможно, также - о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки,
имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.
По шкале акцентуаций характера картина наличия риска возникновения девиантного поведения выглядит следующим образом. Высокие баллы по гипертимному типу акцентуации показал 21 подросток, что составляет 23 % от общего количества обследованных подростков, по истероидному типу таких подростков было 11 человек (12 %), по шизоидному типу - 15 подростков (17 %) и эмоционально-лабильному типу - 37 подростков (41 %).
Из приведенных в табл. 1 данных видно, что в изучаемой группе подростков наиболее распространенными факторами риска девиантного поведения являются: неуверенности в себе (52 %), недоверие к людям (43 %), эмоционально-лабильный тип акцентуации характера (41 %), агрессивность (37 %), отношения в семье (33 %). Наименее значимыми факторами риска выступают такие акцентуации характера, как истероидный тип (12 %), шизоидный тип (17 %) и гипертим-ный тип (23 %).
После оценки степени риска девиантного поведения, с подростками была проведена работа по профориентационной программе, включающей блок, направленный на предупреждение девиантного поведения. Результаты такого экспериментального воздействия на испытуемых были оценены путем повторной оценки показателей риска девиантного поведения. Полученные результаты отражены в табл. 1, а также на диаграмме (рис. 1).
Таблица 1
Наличие показателей риска девиантного поведения у подростков
№ п.п. Показатель риска девиантного поведения Кол-во испыт. % испыт.
1. Отношения в семье 30 33
2. Агрессивность 33 37
3. Недоверие к людям 39 43
4. Неуверенности в себе 47 52
5. Гипертимный тип акцентуации 21 23
6. Истероидный тип акцентуации 11 12
7. Шизоидный тип акцентуации 15 17
8. Эмоционально-лабильный тип акцентуации 37 41
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
-47
о
о
X
ш
5
О
О
0)
о.
.
ф
ш
о
ч
ф
X
ф
ю
ф
о
ш
.0
Б
о
X
X
0)
.
0)
&
0)
X
л
X
5
5
£
0)
л
X
4
5
О
.
л
X
4
5
О
п
л
X
л
е;
5
ю
га
е;
о
5
п
■до эксперимента □ после эксперимента
Рис. 1. Изменение показателей риска девиантного поведения в результате экспериментального воздействия
Если в начале эксперимента 76 % обследованных детей относилось к группе риска, то после завершения эксперимента количество таких детей стало гораздо меньше и составило всего 36 %. При этом изменения произошли по всем показателям риска девиантного поведения. Это говорит о результативности работы с подростками, проведенной по разработанной программе в подростковых клубах по месту жительства.
Являясь неотъемлемой частью личностного развития, профессиональное самоопределение происходит под воздействием ряда внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Поэтому у подростков, склонных к девиантному поведению, процесс профессионального самоопределения существенно затруднен в силу дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов [1]. Таким образом, данной категории молодых людей требуется профессиональная помощь при решении вопросов профессионального выбора. В противном случае процесс социализации подростка и его будущей интеграции в мир взрослых может пройти неудачно, что приведет к нравственно-моральной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу.
С целью определения уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявления путей и способов их профилактики и коррекции, прогнозирования дальнейшего развития подростков нами было также проведено обследование подростков, посещающих подростковые клубы, с помощью методики Р.В. Овчаровой «Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей» [2]. По результатам обследования было выявлено следующее. Из общего числа обследованных подростков (90 человек) 90 % социально не приспособлены, 45 % имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, что указывает на нарушения в формировании самосознания подростков, на их социально-педагогическую запущенность. Далее было установлено, что 52 % подростков нуждаются в признании; 74 % отличаются низкой коммуникативной активностью и неудовлетворенной потребностью в общении; 39 % имеют низкий социальный статус и отвергаются окружающими.
74 % обследованных подростков имеет проявления социальной неадекватности, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные 26 % демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.
Данные по шкале общей тревожности демонстрируют высокую семейную тревожность ребенка по всем 10 утверждениям шкалы. Высокий балл общей тревожности указывает на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию.
Результаты, полученные по шкале «воспитательный микросоциум семьи», показывают, что у большинства подростков наблюдаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитар-но-гиперсоциализированный тип отношений к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагопри-ятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Таким образом, у большинства подростков диагностируется социально-педагогическая запущенность. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25 %, при выраженной степени - 25-50 %, при высокой - 50 % и более.
Таким образом, результаты изучения социально-педагогической запущенности подростков, посещающих подростковые клубы, показывают, что большая часть подростков нуждается в психолого-педагогической помощи. В том числе эта помощь должна быть направлена на оказание им психолого-педа-гогической поддержки в профессиональном самоопределении. В связи с этим нами разработана и апробирована программа психо-лого-акмеологического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением «Дорогу осилит идущий». Выбор профессии у подростка с девиантным поведением чаще всего ограничен низким уровнем его знаний и социальной дезадаптацией. В свою очередь, отсутствие возможности выбора приводит к нежеланию совершать профессиональный выбор в качестве защитной реакции. Далее процесс развивается в режиме положительной обратной связи: у подростка формируется устойчивое нежелание совершать такой выбор. Это нежелание воспринимается окружающими как асоциальное проявление, порождающее у них раздражение и агрессию и ответную реакцию того же содержания со стороны подростка. Но хуже всего то, что
раздражение эти подростки вызывают и у своих родителей. Поэтому задача психолога состоит, прежде всего, в снижении этого взаимного раздражения и его последствий [3].
Часто подростки считают, что работать можно и нужно только кем-то «главным», получая деньги исключительно за присутствие на рабочем месте. Конечно, такие представления - следствие ошибок, допущенных в их воспитании. Поэтому следует довести до сведения подростка, что работа должна соответствовать возможностям человека и что чем выше его должность и зарплата, тем больше у него ответственности. Кроме того, важно объяснить, что речь о престижности работы может идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей. Если же в силу плохой успеваемости и других причин выбор ограничен, то руководствоваться следует соображениями моральной и эмоциональной приемлемости работы в рамках существующих возможностей.
Побудить «трудных» подростков к тому, чтобы они в письменном виде изложили свои профессиональные намерения, интересы, практически невозможно. Поэтому так важно проводить с ними систематические беседы, тренинги, предоставляя им возможность высказать свои мысли по этому поводу.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
- подростки, посещающие подростковые клубы, отличаются наличием педагогической и социальной запущенности;
- наличие педагогической и социальной запущенности сопровождается риском возникновения у подростков девиантного поведения и низким уровнем развития готовности к адекватному осознанному выбору профессии;
- подростки с девиантным поведением не могут самостоятельно определиться в профессиональной сфере.
Проведенные опросы показали разбросанность интересов детей. Часто мотивом выбора той или иной профессии является ее престижность, хорошая заработная плата, что было показано в нашем совместном с Б.И. Тенюшевым исследовании [4]. Лишь только после специально проведенных занятий юноши и девушки смогли сделать осознанный выбор в пользу определенной про-
фессии. Проведенная в процессе работы методика «Профиль» (модификация методики Карта А. Голомштока) показала, что профессиональные интересы в большинстве случаев не совпадают со склонностями у 72 % подростков. Это, в свою очередь, указывает на преобладание внешних факторов выбора профессии над внутренними. В ходе работы по программе у подростков сформировалось знание о рынке востребованных профессий и мотивация к осознанному выбору профессии.
Исходя из полученных данных, можно констатировать, что выбор профессии у испытуемых на завершающем этапе эксперимента носит неслучайный характер. При выборе профессии учащиеся руководствуются знаниями ее особенностей, условиями труда и средствами.
Результаты проведенного нами исследования подтвердили связь сознательного выбора профессии и личностного развития подростка с девиантным поведением. Юноши и девушки, сделавшие свой определенный профессиональный выбор и уверенные в его правильности, более осведомлены о выбранной профессии, лучше успевают в учебной деятельности, воспринимаются учителями как более зрелые личности по сравнению с теми, кто еще профессионально не определился. После завершения работы по программе выбор старшими подростками своего профессионального пути делается более самостоятельно, без заметного влияния значимых людей, окружающих их (родителей, учителей, одноклассников и друзей и др.).
Программа психолого-акмеологического сопровождения направлена на профессиональное самоопределение, которое начинает занимать одно из ведущих мест в структуре самосознания подростков, а учебная деятельность в результате приобретает нацеленность на будущее и обусловливается профессиональной ориентацией.
Количественный анализ результатов показывает, что после формирующего эксперимента происходили изменения в профессиональных предпочтениях при выборе профессии, т. е. можно говорить о начале формирования внутреннего плана самоопределения. Таким образом, психолого-акмеологи-ческая помощь подросткам с девиантным поведением способствует повышению готовности учащихся к профессиональному само-
определению, появлению мотивов выбора профессии, устойчивых профессиональных интересов, адекватной самооценки и волевой активности в профессиональном самоопределении.
Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с девиантным поведением в профессиональном самоопределении эффективно, если:
- изучена система поддержки девиантных подростков;
- разработана концептуальная схема психолого-акмеологической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении;
- разработана технология психолого-акмеологической поддержки в профессиональном самоопределении девиантных подростков;
- разработаны критерии и показатели профессионального самоопределения девиантных подростков;
- определены условия психолого-акмео-логической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении;
- разработана программа психолого-акмеологической поддержки девиантных подростков в профессиональном самоопределении.
1. Сергеева В.П. Социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося в деятельности классного руководителя // Классный руководитель. 2008. № 5. С. 53-66.
2. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. М., 2006.
3. Научно-методическое проектирование социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений / сост. В.И. Сергеева, О.А. Нестерова. М., 2009.
4. Тенюшев Б.И., Проскурякова Л.Ю. Особенности мотивационной готовности подростков к выбору профессии // 15 Державинские чтения. Академия психологии и управления: материалы Общероссийской научной конференции. Февр. 2010 г. / отв. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2010.
Поступила в редакцию 8.12.2011 г.
UDC 159.922
FORMATION OF PERSONAL PREPAREDNESS FOR CHOICE OF PROFESSION IN DEVIANT ADOLESCENTS Larisa Yuryevna PROSKURYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Psychology Department; Center Of Extracurricular Activities, Tambov, Russian Federation, teacher-psychologist, e-mail: pro_larisa@mail.ru
In the article consider the problem of preparedness for professional self-determination of adolescents with behavioral problems stemming from their social and educational neglect. It presents the results of empirical research showing that adolescents, characterized by social and educational neglect, are not prepared to adequately informed choice of future profession, such that adolescents need psychological and pedagogical assistance aimed at overcoming the deviancy of their behavior and the formation of readiness for professional self-determination. The effectiveness of programs developed by the author of remedial work with deviant adolescents analyzed.
Key words: deviance; commitment to choice of profession; social and educational neglect; professional selfdetermination.