УДК 159.9.07
Заржецкая Юлия Михайловна
Zarzhetskaya Yulia Mikhailovna
аспирант кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного технического университета
Сутырина Марина Павловна
преподаватель кафедры специальной педагогики Института социальных технологий Новосибирского государственного технического университета
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
PhD student,
Pedagogy and Psychology Department, Novosibirsk State Technical University
Sutyrina Marina Pavlovna
Lecturer,
Special Pedagogy Department, Institute of Social Technologies, Novosibirsk State Technical University
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TECHNICAL AND HUMANITIES STUDENTS
Аннотация:
В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения студентов гуманитарного и технического направлений подготовки на этапе среднего профессионального образования: изучены ее теоретические и эмпирические аспекты, выбран комплекс методик для исследования, описана выборка оптантов. Профессиональное самоопределение студентов изучалось во взаимосвязи с их профессиональной идентичностью и направленностью. В результате сравнительного анализа полученных данных выявлены различия в профессиональном самоопределении и статусе профессиональной идентичности у студентов технического и гуманитарного направлений; неустойчивость профессиональной позиции оптантов; предпочтение ими тех видов деятельности, которые соответствуют профилю подготовки. По итогам проведенного исследования резюмируется, что профессиональное самоопределение студентов находится в процессе становления, является незаконченным и характеризуется колебаниями в осознании выбора специализации, изменчивостью их профессиональных намерений, что требует психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся в их личностном и профессиональном развитии.
Ключевые слова:
среднее профессиональное образование, этапы профессионального самоопределения, студенты, гуманитарное направление, техническое направление, профессия, профессиональная идентичность, мораторий профессиональной идентичности, профессиональные предпочтения, виды профессиональной деятельности
Summary:
The paper deals with the problem of professional self-determination of students in the humanities and technical fields of training at the stage of secondary vocational education: its theoretical and empirical aspects are studied, a set of methods for research is selected, and a sample of optants is described. The students ' professional self-determination was studied in relation to their professional identity and orientation. As a result of a comparative analysis of the data obtained, differences were revealed in professional self-determination and the status of professional identity among students of technical and humanitarian fields; instability of the professional position of optants; their preference for those activities that correspond to the profile of training. According to the results of the study, it is summarized that the professional self-determination of students is in the process of formation, is incomplete and is characterized by fluctuations in the awareness of the choice of specialization, the variability of their professional intentions, which requires psychological and pedagogical support and accompaniment of students in their personal and professional development.
Keywords:
secondary vocational education, stages of professional self-determination, students, humanitarian field, technical field, profession, professional identity, moratorium of professional identity, professional preferences, types of professional activity
Актуальность. Профессиональная направленность молодых людей - одна из самых актуальных проблем современности. Ее суть можно свести к потребности каждого индивида найти свое место в жизни. В настоящее время в связи новыми социально-экономическими условиями, с появлением в современной экономике таких понятий, как «поливариативные карьеры», «порт-фолио работ» усиливается значимость самоопределения и роль развития идентичности субъекта в профессиональной деятельности [1].
За последние десятилетия были предприняты многочисленные теоретические и эмпирические исследования в области профессионального образования.
По мнению большинства ученых, профессиональное самоопределение представляет собой «процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности» [2, с. 29]. Он включает несколько этапов: первичный выбор специализации в старших классах школы; профессиональное обучение и освоение выбранного рода занятий; профессиональную адаптацию и включение в систему производственных отношений, самореализацию в труде [3, с. 299].
В данной статье мы рассмотрим подробно этап среднего профессионального образования. Именно на него возлагается ответственность в плане подготовки кадрового потенциала для удовлетворения потребностей экономики, что побуждает по-новому взглянуть на проблему обучения специалистов среднего звена разных направлений.
В многочисленных научных работах профессиональное самоопределение представлено многоаспектно. В работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова Л.М. Митиной, Л.И. Бо-жович, Е.Р. Гореловой, Т.С. Деркач, Н.Н. Дорониной, М.И. Дьяченко, С.А. Зимичевой, С.Х. Асаду-линой, В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Е.М. Никиреева, И.Ю. Быргазова, В.П. Симонова, А.С. Городничевой, Т.Д. Дубровицкой, Т.Ж. Качикеева, С.К. Морозова, Е.П. Ильина, А.А. Реана, А.И. Щербакова, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Э.Ф. Зеера в контексте профессионального самоопределения рассматривается профессиональная идентичность, направленность личности, приводится разное толкование этих понятий.
С.Л. Рубинштейн профессиональное самоопределение трактует через динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность и сами характеризуются ее целями и задачами [4].
Э.Ф. Зеер описывает иерархию компонентов данного психологического феномена: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, социально-профессиональный статус [5].
Внутренняя структура профессиональной направленности личности, по мнению А.А. Подлес-нова, представляет собой систему различных по психологической сущности компонентов с пересекающимися функциями, находящихся между собой в сложных динамических отношениях [6].
Профессиональное самоопределение трактуется также как самостоятельное и осознанное согласование психологических возможностей человека с содержанием и требованиями рода его деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла труда в конкретной социально-экономической ситуации [7].
В работах исследователей дифференцируется понимание терминов «профессиональное самоопределение» и «профессиональная идентичность», выделяются их отличительные черты.
По мнению Н.С. Пряжникова, в процессе становления профессиональной идентичности субъект овладевает какой-то специализацией в учебной, затем в профессиональной деятельности, интегрируется в квалификационную группу и становится профессионалом [8].
Н.Л. Иванова отмечает, что профессиональная идентичность - это интегративное понятие, выражающее взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик личности, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, сообществе по роду деятельности и широком социально-средовом окружении, которое позволяет всесторонне реализовывать личностный потенциал в труде [9].
Л.Б. Шнейдер разработал концепцию профессиональной идентичности, в которой раскрывает ее структуру, динамику, компоненты. Само это понятие автор трактует как результат профессионального самоопределения, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и трудового сообщества [10].
Э.Ф. Зеер характеризует профессиональную идентичность через понятие «образа Я», воплощенного в квалификационной деятельности [11].
Е.А. Климов рассматривает данный феномен в контексте концепции профессионального самоопределения [12].
В целом можно обобщить существующие представления о термине и резюмировать, что профессиональная идентичность - это осознавание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром, и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности.
Анализ исследований показал, что профессиональное самоопределение личности в основном изучено специалистами на этапе школьного и вузовского обучения. Анализ профессионального самоопределения во взаимосвязи с профессиональной идентичностью и направленностью обучающихся гуманитарного и технического направления в условиях среднего профессионального образования определяет новизну нашего исследования.
Целью настоящей работы является изучение профессиональной идентичности и направленности, а также предпочитаемых видов деятельности как показателей сформированности профессионального самоопределения у студентов гуманитарного и технического направления на начальном этапе квалификационной подготовки.
Методы и методики исследования. Для изучения профессионального самоопределения респондентов использовался комплекс инструментов:
1. Теоретические методы анализа, сравнения, обобщения и сопоставления исследований по данной проблематике, контекстный анализ.
2. Психодиагностические методики:
• методика «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Гре-цов), предназначенная для определения статуса профессиональной идентичности [13];
• методика «Профессиональные занятия» (Дж. Барретт, модификация А.В. Фефелова), ориентированная на определение предпочитаемого оптантом вида профессиональной деятельности [14];
• методика «Сфера профессиональных предпочтений учащихся» (Л.А. Йовайши), направленная на выявление склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности [15].
3. К статистической обработке данных привлекался U-критерий Манна - Уитни, был осуществлен качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Исследование проводилось на базе Института социальных технологий Новосибирского государственного технического университета. В нем приняли участие 50 студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО). Выборку составили студенты 1 и 2 курсов гуманитарного («Адаптивная физическая культура», «Педагогика дополнительного образования», «Организация сурдокоммуникации») и технического («Программирование в компьютерных системах») направлений подготовки. Из них: 29 человек - студенты первого года обучения, 21 человек - обучающиеся второго курса. Средний возраст испытуемых - 16-18 лет.
Анализ результатов и их обсуждение. В процессе диагностики оптантов по методике «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов) были получены результаты, имеющие дифференцированные характеристики в соответствии с направленностью подготовки респондентов - гуманитарной или технической, а также определены сходные признаки профессиональной идентичности обучающихся независимо от их специализации (рис. 1). Методика позволила описать 4 параметра статуса профессиональной идентичности оптантов: сформированную, неопределенную, навязанную идентичность, а также мораторий идентичности.
14
12
£ 10 ц
те
ю 8 ф
I 6
v
У
Я5 Л I 4
о
0
Сформированная идентичность Навязанная идентичность Статус профессииональной идентичности
* Значимое различие, p < 0.05
I Студенты гуманитарного направления
Студенты
технического
направления
Рисунок 1 - Результаты диагностики по методике «Изучение статусов профессиональной идентичности»
2
У студентов гуманитарного направления был выявлен высокий показатель параметра «Сформированная профессиональная идентичность» (среднее значение - 12,6) и низкий показатель параметра «Навязанная профессиональная идентичность» (среднее значение - 2,1). У обучающихся технической специализации также были выявлены высокие значения параметра «Сформированная профессиональная идентичность» (среднее значение - 10), наиболее низкие значения получены по параметру «Навязанная профессиональная идентичность» (среднее значение - 1,8). В обеих группах выражен показатель «Моратория идентичности», что свидетельствует о том, что респонденты осознают проблему выбора профессии и находятся в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант рода деятельности ими для себя еще не определен.
Полученные данные говорят о наличии профессиональных сомнений, неопределенности выбора (среднее значение - 10,0 у студентов гуманитарного направления и 8,5 - у обучающихся-техни-ков). Количественное выражение параметра неопределенной профессиональной идентичности низкое (3,23 - у гуманитариев, 4,5 - у студентов технического направления), то есть профессиональные цели и планы у всех оптантов умеренно выражены.
По U-критерию Манна - Уитни значения параметра «Сформированная идентичность» у студентов гуманитарного направления значимо выше, чем у обучающихся по технической специализации, что говорит об их уверенности в правильности профессионального выбора.
По методике «Профессиональные занятия» (Дж. Барретт, модификация А.В. Фефелова), выявляющей предпочтения оптантов в 7 видах деятельности, были получены следующие результаты (согласно инструкции чем выше суммарный балл, тем ниже предпочтение данного вида деятельности). При определении приоритетного вида профессиональной деятельности у студентов гуманитарного направления был обнаружен наиболее низкий показатель в медицинской, социально-психологической деятельности (среднее значение - 24,4), что свидетельствует о ярко выраженных социальных и профессиональных качествах, таких как коммуникабельность, стремление к лидерству, потребность в многочисленных социальных взаимодействиях.
Высокий показатель по организационно-управленческому виду деятельности и деятельности, связанной с искусством (среднее значение - 32,6) свидетельствует о несформированности необходимых профессиональных компетенций для этих видов специализации.
У студентов технического направления были выявлены наиболее высокие значения параметра «Словесно-логический вид деятельности» (среднее значение - 32,2) и наиболее низкие количественные оценки параметров «Вид деятельности, связанный с бизнесом» и «Экспериментально-исследовательская деятельность» (среднее значение - 29), что свидетельствует о сформированное™ исследовательских компетенций и качеств, необходимых для профессиональной самореализации в бизнес-сфере, а также о низком уровне вербальных навыков и умений, необходимых в социальной сфере деятельности.
Статистически значимые различия по U-критерию Манна - Уитни были получены по параметрам «Физический труд», «Медицинский, социально-психологический вид деятельности». У студентов гуманитарного направления отмечаются значимо более высокие показатели параметра «Физический труд», чем у обучающихся-техников, которые, напротив, демонстрируют завышенные значения по показателю «Медицинский, социально-психологический вид деятельности» (рис. 2).
35
30
3 25
J 20
ф
32 32,2 32,6
33
32,6
v
У
те
I
о
15
10
I II III IV V VI VII
Предпочитаемый вид профессиональной деятельности
* Значимое различие, p<0.05
Студенты
гуманитарного
направления
| Студенты технического направления
5
0
Рисунок 2 - Результаты диагностики по методике «Определение предпочитаемого вида профессиональной деятельности»: I - словесно-литературный вид деятельности, II - вид, связанный с искусством, III - физический труд, IV - экспериментально-исследовательский вид деятельности, V - организационно-управленческий вид, VI - вид, связанный с бизнесом, VII - медицинский, социально-психологический вид деятельности
По методике «Сфера профессиональных предпочтений учащихся» (Л.А. Йовайши) были получены следующие результаты (рис. 3).
20
Т 18 £ 16 5 14 12 <u 10
I 8 ® 6 es 4
<35 2 0
18,7
16,7
18,6
13,4
4?
«P1
-c
Ж
17
/ ✓ ✓ ,
<0 <p .<£< &
* Значимое различие, p < 0.05
SP
o«
/
Студенты гуманитарного направления
Студенты технического направления
Профессиональное предпочтение учащихся
Рисунок 3 - Результаты диагностики по методике «Изучение сферы профессиональных предпочтений учащихся»
У студентов гуманитарного направления были выявлены высокие значения параметров «Сфера работы с людьми» (среднее значение - 18,7) и «Сфера физического труда» (среднее значение - 18.6), наиболее низкий показатель отмечен в сфере технических интересов (среднее значение - 9,6). Это говорит о том, что в профессиональном самоопределении у студентов гуманитарного направления подготовки преобладают такие компоненты, как общительность, социальная и двигательная мобильность, активность, коммуникативная пластичность, эмпатия. У обучающихся по техническим специальностям наиболее высокие значения выявлены в сфере материальных (среднее значение - 17,0) и технических интересов (среднее значение - 16,7), а самые низкие значения характеризуют показатель в сфере искусства (среднее значение - 11,0). Такое положение дел обусловлено тем обстоятельством, что профессии технического направления, связанные с расчетами и планированием, схематическим изображением объектов, требуют от человека собранности и аккуратности, сохранения объема внимания [16].
Статистические различия по U-критерию Манна - Уитни были получены в группах респондентов по параметрам «Сфера технического направления», «Сфера материальных интересов», «Сфера работы с людьми», «Сфера физического труда». У студентов технического направления подготовки значения показателей «Сфера технического направления» и «Сфера материальных интересов» значимо выше, чем у гуманитариев, которые демонстрируют преимущество в параметрах «Сфера работы с людьми», «Сфера физического труда».
Выводы. Проведенное исследование профессионального самоопределения выявило следующее:
• в результате сравнительного анализа полученных данных по методикам «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов), «Профессиональные занятия» (Дж. Барретт, модификация А.В. Фефелова), «Сфера профессиональных предпочтений учащихся» (Л.А. Йовайши) выявлены различия в профессиональном самоопределении у студентов технического и гуманитарного направлений подготовки;
• статус профессиональной идентичности статистически значимо дифференцирован у оптантов согласно их специализации;
• по параметру «Мораторий идентичности» выявлена неустойчивость профессиональной позиции всех респондентов, что говорит о наличии квалификационного «кризиса» у студентов как гуманитарного, так и технического направлений в условиях среднего профессионального обучения;
• можно констатировать выраженность профессиональных предпочтений и склонностей оптантов к содержанию тех видов профессиональной деятельности, которые соответствуют профилю их подготовки.
Таким образом, профессиональное самоопределение студентов находится в процессе становления, является незаконченным и характеризуется колебаниями в осознании ими сделанного
выбора рода деятельности, изменчивостью профессиональных намерений, что требует психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся в их личностном и профессиональном развитии.
Прикладное значение данного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в педагогике и психологии профессионального образования. Итоги эмпирического анализа свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования процесса профессионализации личности на разных этапах ее становления и могут быть в дальнейшем внедрены в психолого-педагогическую практику для подготовки обучающихся к профессиональной деятельности.
Ссылки:
1. Александрова Ю.Ю., Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Проблема соотношения «профессиональной идентичности» и «идентичности субъекта профессионального самоопределения // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 12. С. 14-18.
2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д., 2001. 510 с.
3. Быков Е.В., Харченко Е.В. Эффективные способы поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2 (31). С. 298-300.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 416 с.
5. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М. ; Воронеж, 2008. 256 с.
6. Подлеснов А.А. Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств : автореф. канд. пед. наук. Краснодар, 2004. 27 с.
7. Дубровин Д.Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема // Журнал прикладной психологии. 2004. № 4-5. С. 7-10.
8. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2006. 496 с.
9. Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе. М. ; Ярославль, 2007. 204 с.
10. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность М., 2001. 272 с.
11. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Указ. соч.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2010. 304 с.
13. Литвинова Е.Д., Меркулова В.Н. Профессиональное самоопределение старшеклассников // Юный ученый. 2016. № 3 (6). С. 91-93.
14. Профориентационные методики для активизации процесса профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Studwood.ru. URL: https://studwood.ru/2540410/psihologiya/proforientatsionnye_metodiki_dlya_aktivizatsii_protsessa_profession-alnogo_samoopredeleniya (дата обращения: 26.01.2021).
15. Тест-опросник на профориентацию. Методика Йовайши: сфера профессиональных предпочтений учащихся [Электронный ресурс] // Психология счастливой жизни. URL: https://psycabi.net/testy/138-test-na-proforientatsiyu-oprosnik-jovajshi-sfera-professionalnykh-predpochtenij-uchashchikhsya (дата обращения: 26.01.2021).
16. Профессиограмма [Электронный ресурс] // Работа России. URL: https://kubzan.ru/professiograms/detail/a210cb7d-793e-4073-b9e1 -14c05ce59dc1 (дата обращения: 26.01.2021).
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна