КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ СТАРШЕКЛАССНИКАМ
Данилова Марина Викторовна
канд. псих. наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург,
E-mail: dan m@mail. ru
PROFESSIONAL CHOICE’S CRISIS IN PROFESSIONAL ORIENTATION
TO HIGH SCHOOL STUDENTS
Marina Danilova
phD, senior lecturer St. Petersburg state University, Saint-Petersburg
АННОТАЦИЯ
Целью исследования явилось изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников. В качестве эмпирических методов использованы анкета оптанта, методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской, методика изучения профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер, тест на определение профессионального типа личности Д. Холланда. Исследование выявило возрастно-половые особенности и кризисные моменты профессионального самоопределения учащихся старших классов, а также позволило определить приоритетные направления профориентационных мероприятий в школе.
ABSTRACT
The purpose of the research was to study the specific futures of high school students’ professional self-determination. Empirical methods such as Optant questionnaire, Professional readiness by A. Chernyavskaya, professional identity study by L. Schneider, Professional personality type by D. Holland were used. The study revealed the age and gender specifics of the crises as well as challenges of high school students’ professional self-determination. The study allowed identifying priority areas of career guidance activities in high school.
Ключевые слова: подростковый возраст; выбор профессионального пути; профессиональная готовность; профессиональная идентичность.
Keywords: adolescence; professional choice; professional readiness;
professional identity.
Проблема выбора уровня и профиля профессионального образования и будущей профессии с одной стороны знакома каждому человеку, с другой — ее решение всегда индивидуально и неповторимо. Сегодня у старшеклассников существует множество возможностей в построении своего индивидуального учебного маршрута. В этом и неоспоримое достижение современного образования, и значительные затруднения, которые возникают у подростков в ситуации свободы выбора и ответственности за него.
Обучение в старшей школе приобретает ориентацию на освоение профильных дисциплин, что ведет к смене ведущей учебно -познавательной деятельности на учебно-профессиональную, у старшеклассников происходит переоценка своего отношения к учебе, изменение мотивации, возникают противоречивые эмоциональные проявления в отношении своего профессионального самоопределения [1]. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое усугубляет как возрастной кризис, так и кризис учебно-профессиональной ориентации.
Целью исследования явилось изучение особенностей профессионального самоопределения учащихся старших классов школы. В исследовании приняли участие 470 подростков в возрасте 14—16 лет (200 юношей и 270 девушек). В качестве эмпирических методов использованы анкета оптанта, содержащая вопросы о сформированности профессиональных планов, мотивах и направлениях профессионального развития; методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской [3]; методика изучения профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер [4], тест на определение профессионального типа личности Д. Холланда [2].
Одним из важных компонентов зрелости в решении выбора профессионального образования или профессии является готовность к этому выбору. В рамках предложенной методики «Профессиональная готовность»
рассматриваются следующие компоненты готовности подростков к решению о профессиональном выборе: автономность как понимание целостности своей личности, активность в получении информации и в выборе профессионального пути, принятие ответственности за свои действия и общая ориентация на успех; информированность о мире профессий в целом, об отдельных профессиях и о возможностях приобретения профессии; принятие решения в качестве условия умения принимать ответственность за сделанный выбор и его последствия; планирование («ориентация во времени») как оценка временной перспективы в профессиональном плане: выбор профессии, учебного заведения, работы, близкие и дальние перспективы; эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии как эмоциональный компонент профессиональной готовности, отражающий общий положительный настрой, жизненный оптимизм.
Для 14—16-летних подростков характерна наибольшая выраженность таких параметров готовности к выбору профессии, как автономность и эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии. На последнем месте оказались показатели готовности в связи с информированностью о профессиях (рис. 1).
0
1 4 ■&
Рисунок 1. Показатели готовности подростков к профессиональному
выбору
Можно говорить о том, что юноши и девушки проявляют стремление к самостоятельности в выборе и в целом позитивно и оптимистично настроены в отношении своего профессионального будущего. Однако невысокая
информированность в мире профессий свидетельствует о недостаточной теоретической и практической базе для этого выбора. На фоне слабой информированности о профессиях другие компоненты профессиональной готовности могут отражать искаженное или неадекватное представление о своих возможностях и о реальных требованиях профессиональной среды.
При анализе профессиональных планов подростков, были условно выделены три уровня их сформированности: при условии выбора и профессии, и учебного заведения профессиональный план может быть определен как сформированный; если выбрана либо только профессия, либо только учебное заведение — профессиональный план идентифицируется как частично сформированный; если нет вариантов выбора профессии и учебного заведения, то план считается не сформированным. По степени сформированности профессиональных планов также отмечается возрастно-половая специфика. Большинство юношей не имеют четкого сформированного профессионального плана. От 14 к 15 годам уровень сформированности их профессиональных планов несколько повышается, однако к 16 годам вновь понижается. Это свидетельствует о том, что ранее сформированные планы либо не были четко и глубоко осознаны, либо не были самостоятельными, и теперь вновь подвергаются коррекции. Ситуация выбора характеризуется неопределенностью и непредсказуемостью результата. У девушек профессиональные планы более сформированы (р < 0,01), они чаще имеют определенный вариант выбора профессии или путей ее получения.
Обращает на себя внимание тот факт, что при планировании дальнейшего профессионального пути у подростков существуют варианты получения и освоения профессии без профессионального образования. У юношей эта тенденция наиболее ярко проявляется в 15-летнем возрасте. У девушек от 14 к 16 годам наблюдается повышение значимости выбора профессии при снижении значимости уровня профессионального образования.
Такое стремление осваивать профессию без профессионального образования может рассматриваться как фактор кризиса профессиональной
ориентации девушек вследствие возможного отсроченного негативного эффекта на следующих этапах профессионализации, когда перед человеком встанут вопросы построения карьеры и профессиональной самореализации, когда окажется очевидным, что истинные профессиональные интересы лежат в тех областях знаний и практики, навыки в которых очень трудно наверстать, особенно это касается профессий, для освоения которых требуется развитие специальных способностей.
Планирование профессионального пути во многом определяется теми мотивами, которые подросток определяет для себя приоритетными. Анализ мотивов выбора профессии (анкета оптанта) показал, что практически все подростки ориентируются, прежде всего, на материальную сторону вопроса (43,2 %). Однако у девушек 14—16 лет чаще (р < 0,05), чем у юношей, проявляется интерес к существу выбираемой профессии и к общественной пользе от деятельности. Для юношей в выборе профессии чаще (р < 0,05) является более важной материальная сторона (деньги). Внешние мотиваторы выбора, такие, как близость к дому, наличие форменной одежды, выбор по примеру друга и пр., в 15—16 лет у девушек теряют свое значение, тогда как для юношей — начинают играть более существенную роль (рис. 2).
о И ипЕрес □попаза 13 карьера ■црестих Вдеши □ инешме мотивы
1
:•
I •у ■
1 1П - III -1 1 г
4 - - -Ш I н * £2
14 пег 15 лег 16 лег 14 пет 15 лет 16 лет
•оноиш девуищ
Рисунок 2. Мотивы профессионального выбора подростков
Изучение профессионального типа личности с помощью теста Д. Холланда дает возможность выявить ведущую профессиональную направленность оптанта. Согласно теории Д. Холланда, направленность является важнейшим
компонентом личностной структуры, влияет на профессиональную успешность и отражает один из шести профессионально ориентированных типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный.
Исследование показало, что в период 14—16 лет у девушек сохраняется основная профессиональная направленность на социальную деятельность, тогда как у юношей наблюдается возрастная перестройка профессиональной направленности, которая в свою очередь отражает перемены в личностной направленности (интересов, ценностных ориентаций). Стремление доминировать, управлять, подростковые тенденция к эмансипации, самостоятельности, выраженности комплекса взрослости и склонности к рискованному поведению, которые отражаются в профессиональной направленности (по классификации типов — предпринимательский тип личности) к 16-ти годам у юношей сменяется направленностью на творческую и интеллектуальную деятельности, связанные с исследовательским интересом и аналитическим подходом к различным вопросам.
Прогнозировать возможные последствия профессионального выбора позволяет изучение профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность предполагает формирование таких личностных особенностей профессионала, которые отражают его эмоциональное отношение и представления о месте в профессиональной среде, об успешности выполнения деятельности. В целом, профессиональная идентичность является динамичной структурой, развивающейся на протяжении всей жизни человека через преодоление кризисов идентичности, она может идти как в прогрессивном направлении, так и возвращаясь на уже пройденные стадии развития. Понятие профессиональной идентичности предполагает пять основных ее статусов [3]:
навязанная идентичность (представления о профессиональном будущем не сформированные не самостоятельно, под влиянием значимого окружения); неопределенная (диффузная) идентичность (профессиональный выбор еще не сделан, отсутствие как профессионального выбора, так и понимания
серьезности проблемы); мораторий идентичности (осознание проблемы выбора профессионального пути и поиск решения из нескольких вариантов выбора); сформированная идентичность (варианты выбора профессионального будущего самостоятельно обдуманы, проанализированы, профессиональные планы в целом определены); псевдопозитивная профессиональная идентичность как стабильное отрицание своей уникальности или, напротив, ее амбициозное подчеркивание с переходом, а также нарушение механизмов идентификации, нарушение временной связности жизни, ригидность я -концепции.
Полученные данные свидетельствуют, что у подростков преобладает статус диффузной идентичности, т. е. у них не только отсутствуют ясные цели, но они и не проявляет активности в их формировании. При диффузной идентичности могут проявляться неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в ценности собственной личности, наличие внутренних конфликтов личности, сомнений в себе. Статус достигнутой идентичности у юношей всех возрастов занимает третье место после статуса моратория, а у девушек — лишь четвертое, уступая статусам моратория и преждевременной идентичности. Здесь надо отметить, что статус моратория профессиональной идентичности означает, что подростки, находясь в состоянии кризиса развития, проявляют активность в попытках определиться с будущей профессией.
Таким образом, исследование выявило кризисные моменты в процессе профессионального самоопределения учащихся старших классов как в целом, так и в аспекте возрастно-половых особенностей. К окончанию средней школы у выпускников наблюдается в основном статус диффузной профессиональной идентичности, что позволяет нам говорить о серьезных проблемах в развитии этого процесса.
Возрастно-половая специфика профессионального самоопределения проявляется в том, что у девушек кризис учебно -профессиональной ориентации проходит видимо в более ранние сроки и к 14—15-летнему возрасту параметры их профессионального самоопределения характеризуются большей
устойчивостью, однако кризисность их профессионального самоопределения проявляется в том, что достаточно высоко число девушек, принявших решение о дальнейшем профессиональном пути под влиянием значимого окружения, а также тех, кто планирует устройство на работу без соответствующего профессионального образования, что неизбежно вызовет трудности на следующих этапах профессиональной карьеры.
Для юношей характерно увеличение к 16 годам неопределенности выбора, снижение уровня сформированности профессиональных планов, что происходит на фоне смены ведущей профессиональной направленности. Все это позволяет предположить, что возраст 16 лет является для них кризисным.
Исследование показало необходимость повышения роли и качества профориентационных мероприятий в школе и консультаций для старшеклассников на этапе первого реального профессионального выбора. Работа по профориентации выпускников школ должны охватывать в первую очередь такие направления, как информирование о мире профессий, целеполагание и планирование профессионального образования и карьеры.
В качестве факторов, способствующих уменьшению кризисных переживаний, могут выступать обдуманный выбор профессии и ресурсы личности. К числу наиболее значимых ресурсов личности можно отнести открытость опыту, творческую направленности личности, а также позитивное отношение молодежи к своему профессиональному будущему, как способность видеть источники роста и развития.
Список литературы:
1. Данилова М.В. Возрастно-половые факторы профессионального самоопределения подростков и юношей в связи с эмоциональным отношением к профессиональному будущему. Вестник СПбГУ. Научно -теоретический журнал. СПб.: Изд-во СПбГУ, — серия 12, — вып. 2, — 2011. — с. 174—179.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
3. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001. — 96 с.
4. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. — 128 с.