Научная статья на тему 'Эмоциональная направленность личности как фактор профессионального самоопределения старшеклассников'

Эмоциональная направленность личности как фактор профессионального самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2677
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / EMOTIONAL ORIENTATION OF THE PERSON / EMOTIONAL PREFERENCES / COGNITIVE INTERESTS / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дербенева Мария Юрьевна

В статье приведены результаты исследования особенностей эмоциональной направленности старшеклассников. Описана ее структура и микровозрастная динамика, дана характеристика половой специфики эмоциональных предпочтений. Проанализировано влияние эмоциональной направленности личности на структурно-содержательные и уровневые показатели профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дербенева Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional orientation of a person as a factor of professional identity of senior pupils

The article presents the results of the research carried out to identify the features of emotional orientation of senior pupils, along with its structure, the emotional characteristics in terms of gender identity and age dynamics being analyzed. In addition, it reveals the influence of person`s emotional orientation on professional identity at the senior school age.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная направленность личности как фактор профессионального самоопределения старшеклассников»

М. Ю. Дербенева

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ1

В старшем школьном возрасте происходит самоопределение личности в выборе будущей профессии, оно затрагивает становление профессиональной идентичности, познавательных интересов и профессиональной направленности, в это время формируется психологическая готовность к выбору профессии. На данный процесс оказывают влияние множество факторов. Важное место среди них занимают внутриличност-ные. Мы полагаем, что к их числу относится эмоциональная направленность личности, которая может выступать как фактор становления системы познавательных интересов и профессиональной направленности.

Профессиональное самоопределение представляется как процесс и как результат. Структура профессионального самоопределения может быть описана двумя группами показателей: содержательными (предметная сфера профессиональных предпочтений), а также процессуальными (уровневыми) характеристиками [1-3]. Эмоциональная направленность личности может быть связана как с процессуальными, так и с содержательными характеристиками и выступать в качестве основы становления профессиональных предпочтений человека.

Согласно теоретическим положениям Б. И. Додонова (1978), наряду с функцией оценок, эмоции обладают и другой функцией: они выступают в качестве положительных самостоятельных ценностей [4]. Ключ к пониманию склонностей и предпочтений определенной предметной деятельности видится в учете ценностной функции эмоций.

Эмоции возникают в ходе деятельности, направленной на удовлетворение ведущих потребностей человека; затем, эти эмоции (или потребности, переживаемые в виде эмоций) являются побуждениями к подобной деятельности в дальнейшем. Эмоциональная направленность личности определяется через доминирующие эмоции и предпочтение определенных эмоциональных переживаний. Под эмоциональными предпочтениями мы понимаем значимость тех или иных эмоций для человека, а также их определенную индивидуально-личностную иерархию. Таким образом, склонности человека к той или иной деятельности связаны с образованием постоянной мотивации определенной деятельности, которая обеспечивает субъекта «ценными эмоциями». Осознание предмета потребности лежит в основе желания заниматься той или иной деятельностью, а структура эмоциональных предпочтений оказывает влияние на выбор этой деятельности.

Особенности эмоциональной направленности изучались у взрослых людей с разными профилями профессионализации (О. Н. Доценко, 2008; Р. М. Шамионов, 2005; Д. О. Труфанов, 2005) [5-7]. Результаты этих исследований позволяют сделать вывод о соотношении доминирующих эмоциональных предпочтений и профиля профессиональной деятельности. Изучение соотношения эмоциональной направленности и профессиональных предпочтений на этапе выбора профессии было предпринято в работе

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-06-00490а. © М. Ю. Дербенева, 2011

Н. Ю. Спиридоновой [8], в которой делается вывод о разном составе профиля эмоциональной направленности для каждого типа профессий (по типологии Е. А. Климова [9]).

Структурно-содержательные показатели профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте обусловлены становлением системы познавательных интересов, выступающей в качестве основы профессиональной направленности. Познавательный интерес понимается как избирательное отношение к действительности, проявляющееся в стремлении к познанию определенных объектов или явлений, овладении конкретными способами деятельности [10]. Интерес также выступает в качестве мотива, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Основу многообразных интересов составляет потребность в познании, которая характеризуется ненасыщаемостью, процесс удовлетворения этой потребности обеспечивает человека положительными эмоциями, которые также носят ненасыщаемый характер [11]. Интерес к тому или иному предмету побуждает к соответствующей деятельности, тем самым порождая склонность или переходя в нее.

Таким образом, и эмоции, и познавательные интересы, с одной стороны, связаны со структурой потребностей личности, а с другой стороны, побуждают человека к выбору деятельности, в которой реализуются его определенные склонности.

Рассматривая профессиональное самоопределение как процесс решения задачи выбора профессии, необходимо учитывать его содержательные показатели. В качестве таковых большинством авторов (А. А. Азбель, Л. А. Головей, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Л. М. Митина, А. П. Чернявская и др.) [9, 12-16] называются наличие выбора профессии, его устойчивость, статус профессиональной идентичности, информированность о мире профессии, характеристики учебной и внеучебной активности. Содержательные характеристики профессионального самоопределения необходимо изучать в комплексе с его процессуальными показателями.

В связи с вышеизложенным были поставлены следующие задачи: изучить структуру и особенности эмоциональной направленности личности старшеклассников на этапе выбора профессии, исследовать особенности профессионального самоопределения, а также выявить роль эмоциональной направленности личности в качестве фактора профессионального самоопределения.

Для выполнения поставленных задач использовался следующий методический комплекс.

1. Для изучения эмоциональной направленности личности — модифицированный нами опросник Б. И. Додонова, при помощи которого выявляют типы эмоциональной направленности: альтруистические, коммуникативные, глориче-ские, праксические, пугнические, романтические и лирические, гностические, гедонические, акизитивные эмоции [17].

2. Для изучения содержательных характеристик профессионального самоопределения применялись «Анкета оптанта» в нашей модификации, опросник «Карта интересов» (в модификации Л. А. Головей), позволяющий выявить степень выраженности интересов в 32 областях, и опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда2. Для выявления уровневых характеристик профессионального самоопределения применялись «Анкета оптанта» и «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» А. А. Азбель [18]. В каче-

2 Данный методический инструментарий модифицирован сотрудниками Психологического центра СПбГУ

стве дополнительного инструментария для определения профессионального типа нами исследовались особенности личности с помощью «Многофакторного личностного опросника» Р. Кеттелла (подростковый вариант) [19].

Выборка. В исследовании приняли участие 230 подростков в возрасте 14-17 лет, учащиеся 9-11 классов школ Санкт-Петербурга. Математическая обработка данных производилась с помощью статистического пакета SPSS 13.0.

Результаты исследования

Выявлено, что по мере взросления от 14-15 к 16-17 годам происходит дифференциация эмоциональных предпочтений старшеклассников в соответствии с полом. Так, у девушек и юношей в 9 классе доминирующими являются коммуникативные, глорические, праксические и гедонические эмоциональные предпочтения. При этом у юношей к ведущим добавляются пугнические, однако значимые различия при сравнении средних значений не выявлены. В 10 классе у девушек ведущими остаются коммуникативные, праксические и гедонические предпочтения, что совпадает с таковыми у юношей. При этом коммуникативные, праксические и альтруистические предпочтения у девушек значимо выше. В 11 классе у девушек преобладают коммуникативные, праксические, гедонические и эстетические, а у юношей — праксические, глорические и пугнические предпочтения. У девушек значимо выше предпочтение альтруистических, коммуникативных и лирических эмоций, а у юношей — пугнических и акизи-тивных. Полученные нами данные соотносятся с результатами, полученными в исследовании Н. Ю. Спиридоновой [8], показавшей наличие половой специфики в системе эмоциональной направленности. Уровневые показатели выраженности эмоциональных предпочтений не претерпевают существенных изменений от 14 к 17 годам. В связи с этим можно предположить, что возрастная динамика эмоциональных предпочтений связана прежде всего со становлением половой идентичности, что находит отражение в структуре эмоциональной направленности.

Анализ микровозрастной динамики внутрифункциональных связей типов эмоциональных предпочтений показал, что наибольшая интеграция системы эмоциональной направленности личности наблюдается в возрасте 15 лет. От 14 лет к 15 годам количество связей существенно нарастает (от 88 до 100) и сохраняется в 16 лет (94 связи), а затем к 17 годам происходит перестройка системы связей и наблюдается резкое снижение их количества (всего 64 связи). Проведенный микровозрастной анализ позволяет говорить о том, что сама система эмоциональных предпочтений в старшем школьном возрасте находится в стадии становления.

В результате корреляционного анализа выявлена связь системы эмоциональных предпочтений с личностными особенностями (проводился на выборке, представленной 100 учащимися 11 класса в возрасте 16-17 лет). При этом наибольшее количество связей (по 5) получено с факторами F (оптимизм, жизнерадостность) и I (сенситивность, чувствительность), а факторы С (эмоциональная стабильность), D (возбудимость), Е (доминантность), О (склонность к чувству вины) и Q4 (фрустрированность) оказались не включенными в систему взаимосвязей с эмоциональными предпочтениями.

При анализе содержания полученных взаимосвязей (уровень значимости р < 0,05; р < 0,01) было уточнено значение изучаемых типов эмоциональной направленности, а также потребностей, лежащих в ее основе. Так, альтруистические эмоциональные предпочтения положительно связаны с факторами А, I и отрицательно — с факторами

Q2 и J, то есть удовлетворение потребности в помощи другим является значимым для общительных, эмоционально-чувствительных и ориентированных на группу людей. Коммуникативные эмоциональные предпочтения положительно связаны с факторами А, F и отрицательно — с факторами J и Q2, то есть удовлетворение потребности в общении является значимым для общительных, оптимистичных, ориентированных на группу. Таким образом, сферы, связанные с общением и помощью другим, могут быть привлекательными для людей с выраженными коммуникативными и альтруистическими эмоциональными предпочтениями. Глорические эмоциональные предпочтения положительно связаны с факторами Е, F, H, J и отрицательно — с фактором I. То есть удовлетворение потребностей в славе и достижении является важным для настойчивых, оптимистичных, социально смелых, но при этом эмоционально нечувствительных и склонных к индивидуализму людей. Для них привлекательны сферы, связанные с проявлением лидерских качеств и общественным признанием. Пугнические эмоциональные предпочтения положительно связаны с факторами Е, F и отрицательно — с факторами I, Q3. Таким образом, удовлетворение потребностей в борьбе является значимым для настойчивых, независимых, оптимистичных, нечувствительных, имеющих высокий уровень самоконтроля людей, для которых эмоционально-привлекательными будут сферы, ориентированные на вызов и достижение цели. Романтические и лирические эмоциональные предпочтения положительно связаны с фактором I и отрицательно — с фактором Q3. То есть удовлетворение потребности в необычном, загадке является значимым для эмоционально чувствительных, но импульсивных людей, с низким уровнем самоконтроля поведения. Эстетические эмоциональные предпочтения связаны с фактором F (экспрессия). Гедонические эмоциональные предпочтения положительно связаны с факторами А, F и отрицательно — с факторами G, Q2, Q3. Таким образом, удовлетворение потребности в физическом и психологическом комфорте является значимым для общительных, оптимистичных, ориентированных на группу, но отличающихся низкой нормативностью и низким уровнем самоконтроля людей. Акизитивные эмоциональные предпочтения отрицательно связаны с фактором

I. По-видимому, значимость удовлетворения потребности в накоплении характерна для людей с низкой эмоциональной чувствительностью, которые в связи с этим ориентированы на сферу материальных вещей.

И лишь праксические (основанные на процессе деятельности) и гностические (получаемые в процессе познания) эмоциональные предпочтения не имеют связей с личностными особенностями. Это позволяет предположить, что данные эмоциональные предпочтения являются относительно самостоятельными в структуре эмоциональной направленности в возрасте 16-17 лет. Возможно, праксические и гностические эмоциональные предпочтения являются эмоциональными предпочтениями другого порядка, они более универсальны и менее ориентированы на набор конкретных личностных свойств. Необходимо отметить, что именно для этой группы эмоциональных предпочтений получено наибольшее количество взаимосвязей с системой познавательных интересов и профессиональной направленности.

С целью изучения динамики связей между показателями эмоциональной направленности, познавательными интересами и профессиональной направленности был проведен корреляционный анализ в трех возрастных группах. Степень связанности существенно зависит от возраста, количество связей между показателями изменяется. Так, в 9-м классе наблюдается наибольшее количество связей (всего 259 связей).

К 10-му классу их количество снижается практически в два раза (всего 130 связей), что может свидетельствовать о перестройке всей системы данных связей. К 11-му классу количество связей вновь увеличивается (всего 207 связей), и система связей становится более интегрированной. Можно предположить, что в 10-м классе происходит перестройка связей направленности в целом, а к 11-му классу система этих связей выходит на новый уровень. Таким образом, система связей направленности личности старшеклассников от 9-го класса к 11-му претерпевает некоторые изменения, что говорит о ее становлении и динамике.

Анализ содержания полученных взаимосвязей позволяет выделить определенные симптомокомплексы типов эмоциональной направленности и структурно-содержательных характеристик профессионального самоопределения. Так, связи познавательных интересов с гностическими эмоциональными предпочтениями остаются ведущими на всем протяжении старшего школьного возраста, что отчасти объясняется самой сутью познавательных интересов, основной направленностью которых как раз и является познание, удовлетворение потребности в котором является основой для гностической эмоциональной направленности.

Связи познавательных интересов с эмоциональными предпочтениями в целом имеют следующие тенденции. Интересы к различным сферам промышленности оказываются связанными с праксическими, пугническими, гностическими эмоциональными предпочтениями. Интересы к научной работе в естественно-научной сфере и в области точных наук устойчиво связаны с гностическими эмоциональными предпочтениями. Интересы к гуманитарным и общественно-научным сферам имеют связи с коммуникативными, альтруистическими, романтическими, эстетическими и гностическими эмоциональными предпочтениями. Интересы к менеджменту, праву, экономике связаны с глорическими эмоциональными предпочтениями. Интересы к различным сферам искусства связаны с романтическими, эстетическими, гностическими, коммуникативными и альтруистическими эмоциональными предпочтениями. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что структура эмоциональных предпочтений может выступать в качестве основы для формирования различных познавательных интересов.

Система эмоциональных предпочтений оказывается связанной и с типами профессиональной направленности. Особенно ярко это проявляется у людей социального, артистического и предпринимательского типов. По-видимому, это связано с особенностями данных профессиональных типов, для которых эмоциональная сфера имеет большее значение (согласно концепции Дж. Холланда [20]).

Гностические, праксические и романтические эмоциональные предпочтения обнаруживают наибольшее количество связей с типами профессиональной направленности. Эти эмоциональные предпочтения можно считать неспецифическими и лежащими в основе формирования разнообразных типов профессиональной направленности.

Далее мы проследили соотношение эмоциональных предпочтений с уровневыми показателями профессионального самоопределения: наличием выбора, статусом профессиональной идентичности (ПИ), знаниями о профессии, внеучебной активностью.

Так, выраженность альтруистических и коммуникативных эмоциональных предпочтений оказалась положительно связана с уровнем знаний о профессии и статусом моратория ПИ (при котором активно решаются задачи профессионального самоопределения). Отрицательная взаимосвязь данных эмоций обнаружена с неопределенным

статусом ПИ. Предпочтение глорических эмоций имеет отрицательную взаимосвязь с возрастом, в котором происходит выбор профессии, то есть старшеклассники с предпочтением эмоций самоутверждения и славы делают свой профессиональный выбор раньше. Предпочтение пугнических эмоций положительно коррелирует с устойчивостью профессионального выбора. Выраженность праксических эмоций, ориентированных на процесс деятельности, положительно связана с количеством дополнительных занятий, а также с длительностью увлечений, то есть показателями внеучебной активности. При этом наблюдается отрицательная связь с неопределенным статусом ПИ. Предпочтение гностических эмоций положительно связано с количеством увлечений и сфер желаемых будущих занятий, то есть отражает широту внеучебной активности. Отрицательная связь обнаруживается с навязанным статусом ПИ, то есть выбор профессии такие школьники делают независимо и самостоятельно. Предпочтение эстетических эмоций положительно связано со статусом моратория и отрицательно — с навязанным и неопределенным статусами ПИ, что говорит о самостоятельности в решении задач профессионального самоопределения. Предпочтение лирических эмоций положительно коррелирует с количеством увлечений, знаниями о профессии и статусом моратория ПИ. Предпочтение акизитивных эмоций (накопления) связано только с внешними мотивами выбора профессии, тогда как для остальных эмоциональных предпочтений выявляется связь и с внешними, и с внутренними мотивами.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Система эмоциональных предпочтений имеет половую специфику, которая проявляется по мере взросления. В старшем школьном возрасте система эмоциональной направленности находится в стадии становления.

2. Среди типов эмоциональных предпочтений выделяются эмоциональные предпочтения разного уровня обобщенности и степени влияния на познавательную сферу личности.

3. Система эмоциональных предпочтений, опирающаяся на потребности человека, может выступать в качестве фактора становления структурно-содержательных характеристик профессионального самоопределения (системы познавательных интересов и типов профессиональной направленности).

4. Разные эмоциональные предпочтения могут по-разному влиять на процессуальные характеристики профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Учет особенностей эмоциональной направленности личности позволяет более точно определить структурно-содержательные особенности познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Выявленная в исследовании связь эмоциональных предпочтений с определенными сферами познавательных интересов и профессиональной направленностью может помочь очертить круг профессий, в которых может быть реализована определенная эмоциональная направленность личности. Возможность эмоционального родства предметно разных видов деятельности существенно расширяет спектр возможного профессионального выбора. Полученные в исследовании особенности становления уровневых показателей профессионального самоопределения при разных типах ведущей эмоциональной направленности могут быть использованы в индивидуальном психологическом сопровождении старшеклассников и содействии в выборе профессии.

1. Дербенева М. Ю. Особенности профессионального самоопределения в период юности в связи с характеристиками образовательной среды // Казанская наука. 2010, № 10. Казань: Казанский Издательский дом, 2010. С. 382-384.

2. Дербенева М. Ю. Становление профессиональной идентичности // Психология XXI века: мат. междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, 24-26 апреля 2008 г., Санкт-Петербург / под науч. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 2008. С. 428-430.

3. Дербенева М.Ю. Факторы профессионального самоопределения старшеклассников // Психология XXI века: мат. междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, 22-24 апреля 2010 г., Санкт-Петербург / под науч. ред. О. Ю. Щелковой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С. 114-115.

4. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

5. Доценко О. Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: дис. ... канд. психологических наук. М., 2008. 171 с.

6. Труфанов Д. О. Эмоциональная направленность личности в практике традиционных единоборств на примере Московского Центра изучения традиционного боевого искусства монастыря Шаолинь // Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии: сб. материалов краевой науч. конф. студентов и молодых ученых, г. Красноярск, 22 апр. 2005 г. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2005. С. 211-216.

7. Шамионов Р. М. Взаимосвязь субъективного благополучия с эмоциональной направленностью и ценностными ориентациями личности в разных условиях профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Вып. 1. С. 55-63.

8. Спиридонова Н. Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 2011. 28 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

10. Щукина Г И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 142 с.

11. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. зап. Ленингр. гос. ун-та. Вып. 16. «Психология». Л., 1959. № 265. С. 41-60.

12. Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 219 с.

13. Головей Л. А. Психология профессионального развития. СПб.: Изд-во С.-Петерб ун-та, 2009. 119 с.

14. Зеер Э. Ф., Рудей О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. 256 с.

15. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / под ред. Л. М. Митиной М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2003. 184 с.

16. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.

17. Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. 1975. № 6. С. 21-23.

18. Грецов А. Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. СПб.: Питер, 2009. 216 с.

19. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко СПб.: Речь, 2002. 694 с.

20. Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»: руководство. Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», 1993. 52 с.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.