Научная статья на тему 'Особенности проявления мотивационного компонента эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов'

Особенности проявления мотивационного компонента эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
726
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭМОЦИИ / КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жакупова Яна Тураровна

В статье представлены результаты исследования мотивационного компонента эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов. Обоснованы параметры эмоциональной и социальной направленности личности музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the results of the research on the motivation component of future music teachers emotional and communicative culture. The parameters of emotional and social orientation of a musicians personality are justifi ed.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления мотивационного компонента эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов»

Я. Т. Жакупова

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Работа представлена кафедрой теоретической и прикладной психологии ЧГПУ.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор В. И. Долгова

В статье представлены результаты исследования мотивационного компонента эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов. Обоснованы параметры эмоциональной и социальной направленности личности музыканта.

Ключевые слова: мотивация, направленность, эмоции, коммуникация, музыкально-педагогическая деятельность.

Ya. Zhakupova

MANIFESTATION OF THE MOTIVATION COMPONENT OF FUTURE

MUSIC TEACHERS' EMOTIONAL AND COMMUNICATIVE CULTURE

The paper presents the results of the research on the motivation component of future music teachers' emotional and communicative culture. The parameters of emotional and social orientation of a musician's personality are justified.

Key words: motivation, orientation, emotions, communication, musical and pedagogical activity.

Концепция современного музыкального образования основывается на представлении о музыканте-педагоге как о человеке культуры. Этим обусловлены новые критерии педагогического профессионализма музыкантов, к которым относятся личностный и творческий потенциал педагога, профессиональный опыт межличностного взаимодействия, развитая эмоционально-эстетическая сфера преподавателя. Для организации эффективной профессиональной деятельности будущие педагоги-музыканты должны владеть не только знаниями в области технологии музыкального искусства, исполнительского мастерства, общей и частной методик, но и уметь управлять своим психологическим состоянием и руководством общения; уметь вызвать в себе эмоциональный настрой на конкретный урок; адекватно выразить и передать учащимся необходимые эстетические эмоции; обладать способностью повторного увлечения ранее знакомым музыкальным материалом. Таким образом, в содержании специального профессионального музыкального образования особую актуальность приобретает проблема формирования эмоционально-коммуникативной культуры будущих учителей-музыкантов.

Проанализировав литературу, посвященную проблемам культуры, профессиональной культуры, профессионально-педагогической культуры, эмоциональной и коммуникативной культуры учителя (А. А. Готсдинер, И. Ф. Исаев, Н. Б. Крылова, Л. М. Митина, В. И. Петрушин, В. Г. Ражников, Г. М. Цыпин и др.), мы пришли к пониманию понятия «эмоционально-коммуникативная культура» как целостного личностного образования, представленного системой профессиональных качеств, знаний и умений, обеспечивающих высокий уровень художественно-коммуникативной деятельности и поведения учителя-музыканта, эмоционально-ценностный характер межличностного взаимодействия преподавателя и учащихся.

В структуру эмоционально-коммуникативной культуры мы включаем следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий.

Содержание мотивационного компонента охватывает потребностную и эмоционально-ценностную сферы личности учителя. Первая фиксирует систему мотивов и потребностей, детерминирующих художественно-коммуникативную деятельность педагога-музыканта, вторая - отражает функционально-энергетическую силу (значимость) этих мотивов. Мотивационный компонент проявляется в направленности личности педагога.

Направленность личности трактуется исследователями (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Ю. М. Орлов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) как система отношений человека с окружающей действительностью, совокупность устойчивых мотивов личности, ориентирующих ее относительно независимо от наличных ситуаций [4, с. 230]. Направленность личности связана с центральным образованием мотивационной сферы - потребностями.

Известно, что при удовлетворении человеком тех или иных потребностей возникают определенные эмоции и чувства. Связь эмоций с потребностями выразил в своей формуле С. Л. Рубинштейн, констатируя, что эмоции являются субъективной (психической) формой существования потребностей [5, с. 142].

В зависимости от субъективной ценности возникающих переживаний, сопровождающих потребности человека, отечественный исследователь Б. И. Додонов [1] выявил десять вариантов «ценных» эмоций и соответствующие им типы общей эмоциональной направленности личности: альтруистические, коммуникативные, праксические, гностические, романтические, пугнические, эстетические, глорические, акизитивные, гедонистические.

Представленные эмоции не только сопровождают отображаемое содержание ведущих потребностей, но и обусловливают выбор человеком той сферы деятельности, которая наиболее соответствует его эмоциональной направленности. Ярко выраженную эмоциональную природу труда учителя, по мысли В. А. Кан-Калика, составляют коммуникативные и альтруистические эмоции. К коммуникативным эмоциям исследователь относит

чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения, к альтруистическим - желание приносить радость людям, с которыми человек общается, и сопереживать радость других [2, с. 48]. Присутствие названных эмоций и потребностей в их переживании свидетельствует о предрасположенности к такой сфере педагогической деятельности, как педагогическая коммуникация.

Кроме того, интегральной характеристикой музыкально-педагогической коммуникации является социальная направленность личности педагога-музыканта, определяемая Л. М. Ми-тиной как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя в педагогической деятельности и общении [3, с. 7].

Исследователь Б. Басс различает следующие виды социальной направленности личности: направленность на себя, направленность на дело, направленность на общение. Направленность на себя характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Деловая направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и

навыками. Направленность на взаимные действия (общение) говорит о том, что поступки человека определяются потребностью в общении, поддержке, в хороших отношениях с товарищами по работе.

Особенности проявления мотивационного компонента эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов изучались на констатирующем этапе нашего исследования.

Выборку исследования составили студенты исполнительских отделений музыкального училища при ГОУ ВПО «Челябинский государственный институт музыки им. П. И. Чайковского». В констатирующем эксперименте приняли участие 254 человека. Средний возраст испытуемых - 18 лет.

В зависимости от профиля исполнительского отделения нами были сформированы три группы.

Первая группа была представлена студентами фортепианного и вокального отделений музыкального училища, чья учебная деятельность носит преимущественно индивидуальный, сольный характер.

Во вторую группу входили студенты народного, струнного и духового отделений музыкального училища. Учебная деятельность этих студентов в равных долях содержит как сольное исполнительство, так и участие в кол-

Таблица 1

Результаты исследования эмоциональной направленности будущих педагогов-музыкантов

Тип эмоциональной направленности Количество студентов, % показатель

Студенты ФО, ВО N = 84) Студенты ОНИ, ОС, ОД N = 84) Студенты ДХО N = 86)

1. Альтруистическая 3 (3,6%) 5 (5,9%) 5 (5,8%)

2. Коммуникативная 8 (9,5%) 12 (14,3%) 18 (20,9%)

3. Глорическая 22 (26,2%) 25 (29,8%) 20 (23,3%)

4. Праксическая 24 (28,5%) 25 (29,8%) 22 (25,6%)

5. Пугническая 2 (2,4%) 0 3 (3,5%)

6. Романтическая 0 0 3 (3,5%)

7. Акизитивная 2 (2,4%) 0 0

8. Гедонистическая 0 2 (2,4%) 0

9. Гностическая 15 (17,9%) 10 (11,9%) 10 (11,6%)

10. Эстетическая 8 (9,5%) 5 (5,9%) 5 (5,8%)

лективных формах музицирования (ансамбль, оркестр).

Третья группа представляла студентов ди-рижерско-хорового отделения музыкального училища. Ансамблевое и хоровое исполнительство составляет специфику учебной деятельности этого отделения.

Для выявления особенностей мотиваци-онного компонента эмоционально-коммуникативной культуры нами были использованы две методики: тест-анкета «Эмоциональная направленность личности» Б. И. Додонова, ориентационная анкета направленности личности Б. Басса.

Тест-анкета «Эмоциональная направленность личности» (Б. И. Додонов) позволяет определить тип общей эмоциональной направленности личности: альтруистический, гностический, коммуникативный, акизитивный, праксический, пугнический, эстетический, глорический, романтический, гедонистический - с помощью ранжирования наиболее приятных переживаний, сопутствующих потребностям респондента.

Результаты исследования эмоциональной направленности личности по методике Б. И. Додонова представлены в табл. 1.

Согласно полученным данным, наиболее притягательными эмоциональными переживаниями для студентов всех исполнительских отделений явились праксические и глориче-ские эмоции.

Праксические эмоции, связанные с успешностью деятельности и достижением цели, выбрали 24 человека (28,5%) в группе пианистов и вокалистов, 25 человек (29,8%) в группе народников, струнников и духовиков, 22 человека (25,6%) - в группе дирижеров-хоровиков.

Глорические эмоции, вызванные потребностью в самоутверждении, в славе, выбрали 22 человека (26,2%) в первой группе, 25 человек (29,8%) во второй группе, 20 человек (23,2%) в третьей группе.

Коммуникативные переживания проявились как наиболее значимые у 8 студентов (9,5%) фортепианного и вокального отделений, у 12 студентов (14,3%) народного, струнного и духового отделений, у 18 студентов (20,9%) дирижерско-хорового отделения.

Альтруистические эмоции стали значимыми лишь для 3 человек (3,6%) первой группы, 5 человек (5,9%) второй группы, 5 человек (5,8%) третьей группы.

Изучив наиболее ценные эмоции студентов исполнительских отделений музыкального училища, можно сделать вывод, что наиболее часто встречающимся типом эмоциональной направленности личности музыкантов является праксический и глорический типы эмоциональной направленности. Присутствие данной тенденции можно объяснить спецификой исполнительской деятельности музыканта: то удовольствие, которое испытывает музыкант, творящий красоту, заставляет его работать и работать, проходя через каждодневные занятия, сопровождающиеся терпеливым поиском наиболее удачного решения творческой задачи, повторением бесчисленного количества раз пассажей и упражнений, чтобы в редкие мгновения концертных выступлений испытать «звездные часы» своей судьбы. Вот почему достижение успеха и сопутствующий ему «ореол славы и восхищения» является наиболее значимым эмоциональным переживанием в профессиональной жизни музыканта.

Второй методикой, использованной нами для изучения особенностей проявления мотивационного компонента эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов, явилась «Ориентировочная анкета» Б. Басса, позволяющая выявить три вида социальной направленности личности: на себя (личная направленность), на задание (деловая направленность) на взаимодействие (коллективная направленность).

Сравнительный анализ результатов диагностируемых групп по разным специальностям показал, что ведущей профессиональной направленностью будущего педагога-музыканта является направленность на себя.

У студентов фортепианного и вокального отделений - из 84 респондентов 44 (52,4%); у студентов народного, духового и струнного отделений - из 84 испытуемых 39 (35,8%); у студентов дирижерско-хорового отделения из 86 человек 40 (46,5%) соответственно.

Для студентов исполнительских отделений музыкального училища характерно стрем-

ление к личному первенству и престижу, занятость собой, своими чувствами и переживаниями, агрессивность и соперничество во взаимодействии с другими, удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов коллег. Сольная концертная деятельность, для которой музыканту необходимо желание демонстрировать свои таланты перед публикой, потребность в соревновании с другими, присутствие лидерских качеств и объясняют преобладающую личную направленность студентов.

На втором месте по значимости - деловая направленность: у студентов первой группы -из 84 респондентов 28 (33,3%); у студентов второй группы - из 84 испытуемых 30 (35,8%); у студентов третьей группы из 96 человек 24 (27,9%) соответственно.

Деловую направленность как наиболее значимую определили для себя студенты, увлеченные процессом деятельности и ее содержанием, с высоким уровнем познавательной потребности, интересующиеся выбранной сферой знаний и стремящиеся к постоянному их накоплению. Потребность охватить как можно больший круг явлений в своем творчестве сопровождается неустанным самообразованием музыканта, внутренне присущим ему стремлением к совершенству.

Направленность на взаимодействие преобладала лишь у 14,3% (12 человек) - в первой группе и 17,8% (15 человек) - во второй группе испытуемых. Коллективная направленность говорит о том, что поступки человека определяются его потребностью в общении, потребностью в привязанности и эмоциональных отношениях с коллегами. Удовлетворение

личность испытывает, как правило, не от содержания деятельности, а от выстроенных в ходе ее межличностных отношений.

Преобладание данного показателя у студентов дирижерско-хорового отделения (22 человека - 25,6%) объясняется преимущественным использованием коллективного характера обучения, в ходе которого возникает чувство общности, сплоченности, взаимной поддержки и коллективизма. Однако нельзя забывать и об инфантильной стороне этого вида направленности.

Полученные экспериментальные данные по двум методикам были обработаны нами при помощи критерия корреляции Г. Пирсона, позволяющего определить взаимосвязи показателей эмоциональной и социальной направленности будущих педагогов-музыкантов. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 2.

На основании математических расчетов выявлена согласованность в проявлении эмоциональной и социальной направленности будущих педагогов-музыкантов. Так, праксические эмоции положительно коррелируют с деловой направленностью пианистов, вокалистов, народников, струнников и духовиков, обусловливая стремление к овладению профессией, развитию способностей, склонностей, формированию профессионально-ценностных ориентаций.

Показатели коммуникативной эмоциональной направленности соотносятся с показателями коллективной направленности личности дирижеров-хоровиков, чья потребность в социальных эмоциях проявляется в коллективном характере профессиональной деятельности.

Направленность личности Студенты ФО, ВО N = 84) Студенты ОНИ, ОС, ОД N = 84) Студенты ДХО N = 86)

Глорическая / Личная

Праксическая / Деловая 0,22 0,24

Коммуникативная / Коллективная 0,28

Таблица 2

Корреляционные связи эмоциональной и социальной направленности будущих педагогов-музыкантов (при N = 80, 7*0,05 = 0,22, г00! = 0,28)

Не обнаружены корреляционные связи между показателями глорической и личной направленности музыкантов. Глорические эмоции не определяют сопернический характер учебно-профессиональной деятельности музыканта, скорее это проявление индивидуализма и максимализма, свойственного юношескому возрасту.

Таким образом, в содержании мотивацион-ного компонента эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов,

с одной стороны, доминирует ориентация на процесс и содержание своей деятельности, что говорит об ориентированности на сотрудничество с учащимися и деловое решение учебных проблем, с другой стороны, проявляется ориентация на себя, порождающая авторитарность педагогической позиции. Преодоление этого противоречия и будет являться одной из задач экспериментальной работы при формировании эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 271 с.

3. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.

4. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.