гической связи с новой информацией, но построенные на ярких, запоминающихся образах.
Наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.
Список литературы:
1. Аракелов Г.Г., Жариков Н.М, Зеер Э.Ф и др. Учителям и родителям о психологии подростков / науч.-попул; под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Высш. шк., 1990. - 304 с.: ил.
2. Белостоцкая О.А. Новая техника английских слов / О.А. Белостоцкая, А.П. Александрова, В.А. Козаренко, А.Н. Семин. - М., 2007. - 144 с.: ил.
3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М.: Государственное учебно-педагогическое издат-во Министерства Просвещения РСФСР, 1999. - 173 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология памяти. - М.: ЧеРо, 1998. - 816 с.: ил. - Серия: Хрестоматия по психологии.
5. Пригорский Н.В. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Экс-мо, 2007. - 544 с.
6. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: 1996. - 421 с.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕМУ У ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ
© Рыкман Л.В.*, Борщевская Л.В.
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Проведенное исследование показало, что отношение восьмиклассников к профессиональному будущему совпадает с их отношением к своему будущему в целом, что подтверждает высокую значимость выбора профессионального самоопределения в их картине жизненного пути. Полученные данные свидетельствуют о том, что рост всех компонентов профессиональной готовности и профессионального самоопределения способствует формированию эмоционально-привлекательного образа как будущего в целом, так и профессионального будущего: связан с повышением уровня позитивных эмоциональных модальностей и снижением уровня негативных (кроме показателей тревожности на стадии планирования).
Ключевые слова: эмоциональное отношение к будущему, профессиональное самоопределение, готовность к выбору профессии.
* Доцент кафедры Психологии развития и дифференциальной психологии, кандидат психологических наук.
«С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее» Ч. Кеттеринг. Именно к подростковому возрасту тема будущего и тесно связанная с ней тема самоопределения становятся ведущими в процессе формирования личности [3]. У юношества, с его повышенной тревожностью и эмоциональностью, отсутствием жизненного опыта и адекватного представления о себе, поиски своего пути во все времена вызывали очень сильные и противоречивые чувства. Однако, за последние 20 лет, по опубликованным данным, беспокойство по поводу будущего стало наиболее значимой областью переживаний у старших подростков, в связи с чем тема исследования представляется крайне актуальной [Ошибка! Закладка не определена.].
Целью исследования является изучение показателей эмоционального отношения восьмиклассников к будущему в зависимости от их готовности к выбору профессии. Задачи исследования: 1) Изучить модальности эмоционального отношения восьмиклассников к будущему в целом и к профессиональному будущему, проанализировать взаимосвязь данных компонентов и выделить группы с более высоким и более низким уровнем «негативных» модальностей; 2) Исследовать ситуацию профессионального самоопределения восьмиклассников, типы их профессиональной направленности, статусы профессиональной идентичности, показатели профессиональной готовности и проанализировать внутренние взаимосвязи указанных компонентов готовности к выбору профессии; 3) Проанализировать взаимосвязь исследованных показателей готовности к выбору профессии у восьмиклассников с модальностями их эмоционального отношения к будущему в целом и к профессиональному будущему; 4) Проанализировать различия в показателях готовности к выбору профессии между группами с разным уровнем «негативных» модальностей.
Изучение показателей эмоционального отношения к будущему и готовности к выбору профессии мы проводили среди восьмиклассников, ввиду того, что в это время происходят существенные психологические изменения, которые позволяют (или не позволяют) человеку в зрелом возрасте уверенно продвигаться по профессиональному пути. От профессионального выбора подростков в итоге зависит не только индивидуальное, но и общественное будущее [9].
Исследование проходило в 11-ти общеобразовательных школах г. Ба-лаково Саратовской области. Выборка составила 151 чел. (73 юноши и 78 девушек), большинство в возрасте 14 лет (131 человек), а также несколько 13-летних (17 чел.) и 15-летних (3 чел.) респондентов.
Были использованы методики: «Изучение привлекательности будущего» М.Р. Гинзбурга [4]; «Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель [1]; «Определение профессиональной готовности» А.П. Чернявской [9]; «Определение профессиональной направленности» Л.Н. Кабардо-
вой [8] и анкета оптанта «Центра профессионально-личностного консультирования» СПбГУ Статистическая обработка проводилась на базе программы SPSS 17.0.
Были рассмотрены различные модальности эмоционального отношения восьмиклассников к будущему в целом и к своему профессиональному будущему. С помощью кластерного анализа были сформированы 2 группы (по выраженности негативных переживаний: тревожность, страх, безразличие), условно названные № 1 «менее выраженные негативные эмоции» и № 2 «более выраженные негативные эмоции». Группу № 1 составили 84 подростка (42,9 % юношей и 57,1 % девушек), группу № 2 - 67 подростков (55,2 % юношей и 44,8 % девушек).
Анализ полученных в ходе исследования данных позволил сделать следующие выводы:
1. Отношение восьмиклассников к профессиональному будущему практически совпадает с их отношением к своему будущему в целом, что подтверждает высокую значимость выбора профессионального самоопределения в их картине жизненного пути.
В сфере негативных эмоций доминирующей является тревожность, а в сфере позитивных - заинтересованность. В целом, позитивное отношение к обоим типам будущего превалирует над негативным. Девушкам и профессиональное будущее, и будущее в целом представляется более эмоционально-привлекательным, чем юношам. Однако даже при высоком уровне положительных эмоций подростки одновременно испытывают и значительную тревожность, неуверенность в отношении будущего. Безразличие или страх совершить выбор часто сочетаются с общим снижением оптимизма. Негативные чувства и эмоции относительно профессионального будущего могут препятствовать позитивному отношению и к будущему в целом.
2. Исследование статусов профессиональной идентичности показало, что наибольшее число подростков уже приступили к выбору профессии, исследуют альтернативные варианты профессионального развития, но еще не завершили данный процесс, находясь в стадии моратория ПИ (кризиса идентичности). Сформированная ПИ выявлена почти у трети респондентов (т.е. они готовы совершить осознанный выбор) и сочетается с более низкими значениями у них тревожности в отношении как профессионального, так и будущего в целом. Статусы неопределенной и навязанной идентичности для подростков в принципе нехарактерны. Полученные в нашей работе показатели для 8-х классов органично дополняют общие результаты исследований, ранее проводившихся среди старшеклассников (9-11 классы), и логически вписываются в динамику возрастных изменений статусов ПИ, прослеженных А.А. Азбель [Ошибка! Закладка не определена.]. Следует отметить, что обнаружены и статистически значимые различия: в 9-х и 10-х классах у подростков по сравнению с 8-ми классами наблюдается значительный рост
показателей кризиса выбора и снижение показателей сформированной ПИ. Это можно объяснить усилением общего кризиса идентичности в старших классах. Для девушек статус моратория более характерен, чем для юношей. Навязанный профессиональный выбор, напротив, чаще готовы совершить юноши, чем девушки. Это может быть следствием того, что юноши больше ориентированы на мнение значимых взрослых.
3. Исследование данных о профессиональной готовности восьмиклассников показало, что у них наиболее сформированы показатели автономности, принятия решения и эмоциональной включенности в ситуацию выбора профессии. И у подростков, более позитивно воспринимающих будущее, баллы по этим показателям выше. Почти 44 % опрошенных имеют сформированный профессиональный план (уже наметили и специальность, и место будущей учебы), однако далеко не все из них уверены в правильности своего выбора. Более сформированный профессиональный план положительно связан с показателями уверенности по отношению к будущему в целом.
У юношей и девушек показатели профессиональной готовности и сформированное™ профессионального плана достоверно не различаются. Частотное распределение параметров профессиональной готовности для обоих полов по выборке в целом выглядит следующим образом (выраженность показателей по убыванию): принятие решения, автономность, эмоциональное отношение, планирование, информированность.
То есть подростки, с одной стороны, считают себя вполне самостоятельными и практически готовыми к предстоящему профессиональному выбору, а, с другой стороны, - очень плохо представляют себе конкретную специфику намеченной специальности и не умеют реалистично спланировать свое профессиональное будущее.
4. Исследование профессиональной направленности показало, что девушки традиционно предпочитают социономические и артономические профессии, а юноши выбирают социономические и технономические профессии. Полученные результаты согласуются с данными исследований о выраженной половой специфике профессиональной направленности и готовности [7]. Для подростков, предпочитающих сферы «человек - человек» и «человек - знаковая система», позитивное отношение к собственному будущему более характерно, чем для предпочитающих другие сферы.
5. В целом, полученные данные свидетельствуют о том, что рост всех компонентов профессиональной готовности способствует формированию эмоционально-привлекательного образа как будущего в целом, так и профессионального будущего: связан с повышением уровня позитивных эмоциональных модальностей и снижением уровня негативных (кроме показателей тревожности на стадии планирования).
Высокая эмоциональная включенность в выбор профессии в наибольшей степени способствует формированию эмоционально-привлекательного
образа жизненного пути. Осознание необходимости сделать профессиональный выбор и подготовка к принятию такого решения, благоприятно влияет на образ будущего в целом и снижает опасения по поводу реализации профессиональных планов. Активность в получении информации о мире профессий и о себе способствует не только более позитивному отношению к будущему, но и существенно помогает становлению профессиональной идентичности. Высокие баллы по показателю «планирование» связаны с повышением как заинтересованности, оптимизма, так и тревожности по отношению к будущему, что может быть связано с беспокойством по поводу реализации намечаемых планов, особенно в связи с недостаточными навыками планирования у старших подростков.
У школьников со статусом моратория ПИ в структуре эмоций обнаруживается рост как позитивных модальностей (заинтересованности в выбранной профессии, оптимизма и интереса к будущему в целом), так и показателей тревожности по отношению к профессиональному будущему, что подтверждает кризисный характер данного статуса ПИ. Важно отметить, что сформированная профессиональная идентичность является единственным из выделяемых четырех статусов ПИ, которая связана со снижением тревожности по отношению к будущему в целом и к профессиональному будущему.
Многие из опрошенных восьмиклассников в ходе беседы по результатам анкетирования указывали, что необходимость как можно более раннего выбора профессии и учебного заведения диктуется не самостоятельной внутренней потребностью, а существующей системой подготовки к сдаче ЕГЭ. Подростки отмечают, что их тревогу по отношению к будущему во многом вызывают опасения не сдать госэкзамен и этим затруднить желаемую профессиональную карьеру, причем эту мысль им задолго до сдачи ЕГЭ нередко прямо внушают как преподаватели, так и родители. Поэтому сама по себе сформированность профессионального плана (в отличие от степени сфор-мированности профессиональной идентичности) не снижает тревогу подростков относительно планируемого будущего. Таким образом, уровень профессиональной готовности, степень сформированности профессиональной идентичности и профессионального плана существенно связаны с эмоциональным отношением подростков к профессиональному будущему, так и к будущему в целом.
Список литературы:
1. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дисс. ... канд. психол. наук.
2. Байтингер О.Е. Отношение к будущему / под ред. Л.А. Регуш // Психология современного подростка. - СПб., 2005.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 23-24.
4. Гинзбург М.Р. Некоторые аспекты личностного самоопределения учащихся старших классов / отв. ред. Д.И. Фельдштейн // Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. Сб. научн. трудов. - М., 1990. - С. 104.
5. Головей Л.А. Психология профессионального развития: учебное пособие. - СПб., 2010.
6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб, 2001.
7. Рыкман Л.В., Дроздовская Е.В. Самоопределение в профессии и социально-психологическая адаптация подростков // Ананьевские чтения, 2011 г. Материалы научной конференции Тезисы. - СПб.: изд-во СПбГУ 2011. -С. 374-376.
8. Человек и профессия / Под ред. Е.А. Климова. - Лениздат, 1986.
9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации: учебное пособие. - М., 2004.