Научная статья на тему 'Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников'

Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1995
300
Поделиться
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРОВНИ ТРЕВОЖНОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ / ОБЪЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ / PRESCHOOL CHILDREN / SCHOOLCHILDREN / ANXIETY AND INSECURITY LEVELS / ANXIETY AND INSECURITY OBJECTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна

В данной статье раскрывается взаимосвязь отрицательных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы, а именно показателей тревожности и неуверенности в теоретико-эмпирическом исследовании. Дана сравнительная характеристика определений, причин и форм проявления тревожности и неуверенности в психолого-педагогической литературе. Для выявления уровней проявления тревожности применялся тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), а для изучения уровней неуверенности обратились к тесту «Дом-Дерево-Человек». Объекты тревожности и неуверенности были зафиксированы при ответе на вопросы «Что тебя тревожит?» и «В чем ты неуверенный?». Рассмотрены многоуровневость показателей тревожности и неуверенности, вариативность их объектов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Встречается в данном исследовании такая закономерность развития отрицательных эмоциональных состояний, как гетерохронность проявления уровней и объектов тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников. Кроме того, имела место синхронность показателей тревожности и неуверенности у испытуемых 4-10 лет. В эмпирическом исследовании обнаружены специфические тенденции проявления тревожности и неуверенности, а именно половой диморфизм и возрастные особенности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Зафиксировано одиннадцать групп объектов тревожности.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Correlation of performance anxiety and insecurity among preschool children and younger schoolchildren

This article reveals the relationship of negative emotional states of preschool children and elementary school pupils, namely indicators of anxiety and insecurity in theoretical and empirical research. Comparative characteristics of the definitions, causes and manifestations of anxiety and insecurity in psychological and pedagogic literature has been given. To identify levels of symptoms of anxiety, anxiety test were applied (the ones by Temple, R., Dorkey, M., and Amen, E. W.), and to study the levels of insecurity, the House-Tree-Person test was applied. The objects of anxiety and insecurity were recorded in response to the questions “What bothers you?” and “What are you insecure of?”. We have considered multi-level indicators of anxiety and insecurity, the variability of their subjects in children of preschool and younger school age. What is found in this study, is such a pattern of development of negative emotional states, as heterochrony manifestations of levels and objects of anxiety and insecurity among preschool children and younger schoolchildren. In addition, there were synchrony indices of anxiety and insecurity in subjects aged from 4 to 10. What was found in an empirical study, were specific trends of manifestations of anxiety and insecurity, namely sexual dimorphism and age-related peculiarities in children of preschool and younger school age. Eleven groups of anxiety have been fixated.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников»

УДК 159.922.7

Волгуснова Екатерина Андреевна

кандидат психологических наук Шадринский государственный педагогический институт

misis.volgusnova@yandex.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье раскрывается взаимосвязь отрицательных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы, а именно показателей тревожности и неуверенности в теоретико-эмпирическом исследовании. Дана сравнительная характеристика определений, причин и форм проявления тревожности и неуверенности в психолого-педагогической литературе. Для выявления уровней проявления тревожности применялся тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), а для изучения уровней неуверенности обратились к тесту «Дом-Дерево-Человек». Объекты тревожности и неуверенности были зафиксированы при ответе на вопросы «Что тебя тревожит?» и «В чем ты неуверенный?». Рассмотрены многоуровневость показателей тревожности и неуверенности, вариативность их объектов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Встречается в данном исследовании такая закономерность развития отрицательных эмоциональных состояний, как гетерохрон-ность проявления уровней и объектов тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников. Кроме того, имела место синхронность показателей тревожности и неуверенности у испытуемых 4-10 лет. В эмпирическом исследовании обнаружены специфические тенденции проявления тревожности и неуверенности, а именно половой диморфизм и возрастные особенности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Зафиксировано одиннадцать групп объектов тревожности.

Ключевые слова: дошкольники, младшие школьники, уровни тревожности и неуверенности, объекты тревожности и неуверенности.

В современных социально-экономических условиях увеличилось число тревожных и неуверенных детей дошкольного и младшего школьного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, нервозностью, эмоциональной неустойчивостью.

В психолого-педагогической литературе есть сведения об истоках, причинах, формах проявления тревожности и неуверенности (Ф. Зимбардо [4], А.М. Прихожан [6], Т. Репина [7], Т. Смолева [7], Е.М. Гаспарова [2], Д. Лешли [5], Н.Д. Левитов [8], З. Фрейд [9] и другие), в то же время не встречаются данные об их взаимосвязи. Между тем, наличие этих данных может помочь определить общие стратегические шаги психокоррекционной работы с тревожными и неуверенными детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Анализ литературы по тревожности и неуверенности позволил выделить сходство и различие в определениях, причинах и формах проявления тревожности и неуверенности.

Рассматриваются определения данных понятий, мы обнаружили различия. Так, тревожность - это внутреннее опасение, переживание и нарушение покоя, вызываемое возможными и вероятными неприятностями [8, с. 84]. Неуверенность же рассматривается как черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, без мотивного чувства стыда [2, с. 74].

Кроме того, обнаруживаются сходства указанных понятий в том, что тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия или результат возникновения фрустрации или её формирование [6, с. 35]; а неуверенность - это «лёгкий испуг» или состояние «стеснения в присутствии других людей» [4, с. 49].

Различие в причинах возникновения тревожности - ощущение опасности, которое возникает, когда дети боятся потерять любовь родителей, объект привязанности, страх перед авариями, неприятными явлениями погода, боязнь темноты; а неуверенности это, прежде всего, негативное общение с людьми, привычка к самоунижению из-за своя неадекватность, психические расстройства [1; 6].

Сходство природы тревожности и неуверенности выражается в том, что это отрицательные эмоциональные состояния, причинами которых являются: биологические (конституциональные) -слабость нервной системы, соматические черты ребёнка, микросоциальные факторы - отсутствие отца в семье, недостатки в развитии навыков общения, тревожно - мнительный или авторитарный тип воспитания в семье [1; 6].

Выделяют также разные формы проявления неуверенности - внешние: избегание контакта глаз, повторяющиеся движения, скованная поза; физиологические: учащение пульса, покраснение лица, слабость, звон в ушах, дрожание рук [6; 7].

Одинаковыми формами проявления неуверенности и тревожности выступают: склонность к внутреннему способу выражения эмоций, скованность в новой ситуации, беспокойство, избегание общения [1; 6].

Различия тревожности и неуверенности выражаются в том, тревожность связана с ожиданием возможных и вероятных больших неприятностей, а неуверенность с низкой самооценкой [3; 6; 9].

В данном исследовании использовались диагностические методики: «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука; тест тревожности, разработанный Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен, интервью для определения объектов детской тревожности и неуве-

© Волгуснова Е.А., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1

67

ренности: «Что тебя тревожит?», «В чем ты неуверенный?»

К исследованию было привлечено 123 ребёнка от 4 до 10 лет, из них 17 детей из старшей и 18 из подготовительной групп, 33 ребёнка из первого класса, 31 ребёнок из второго класса, 24 ребёнка из третьего класса. Экспериментальную базу составили ДКОУ № 14 и МКОУ гимназия № 9 г. Шад-ринска Курганской области.

Обработка экспериментальных данных позволила выявить уровни тревожности и неуверенности. Критерием выявления тревожности является число эмоциональных негативных выборов к общему числу рисунков, критериями определения неуверенности - количество показателей в соответствующих симптомокомплексах.

Обработка результатов, полученных на основе использования теста тревожности, позволила выделить два уровня тревожности у детей разных возрастных групп.

Высокий уровень тревожности примечателен тем, что дети, показавшие этот уровень, постоянно испытывают состояние безотчётного страха, не определённые ощущения угрозы и готовы воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

Такие дети постоянно находятся в подавленном настроении, насторожены, у них затруднены контакты с окружающими. Высокотревожные дети имеют повышенное внимание к своим действиям, поступкам, не могут оценить свои способности и часто выбирают лёгкие стереотипные задания и ситуации, большое внимание обращают на оценку своей работы, а не на качество. Комплементы не воспринимают, имеют мотив избегания неудач, пессимистичны.

Второй, промежуточный уровень отличается от другого уровня тем, что дети, которые его демонстрируют, обладают оптимальным уровнем тревожности. Такой уровень тревожности позволяет дошкольникам и младшим школьникам осуществлять контроль над своим поведением, своими эмоциями, мобилизует все их усилия в деятельности на достижение успехов. Дети легко устанавливают контакты с окружающими. Любая новая сложная ситуация не вызывает у них страх, а мобилизует их волевые механизмы, позволяющие серьёзно и ответственно подойти к решению возникших проблем.

Диагностика показала, что испытуемые дошкольного и младшего школьного возраста обладают средним и высоким уровнями тревожности и неуверенности.

Сравнение уровней неуверенности и тревожности свидетельствует об их синхронизированности, коэффициент корреляции их показателей по Пирсону высок и равен 0,9. Данные обстоятельства можно объяснить сходством механизма их природы.

Исследование показало, что уровни тревожности и неуверенности предопределяют полифонич-ность их объектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обработка полученных данных на вопрос «Что тебя тревожит» позволила выявить одиннадцать групп ответов:

Первая группа - один дома:

- «одному дома страшно» (Рома, 5 лет);

- «плохо, когда никого дома нет» (Света, 7 лет); вторая группа - наказание:

- «кричат, когда на рыбалке в сапоги набираю» (Андрей, 9 лет);

- «наказывает мама ... обидно» (Виталий, 5 лет); третья группа - отвержение сверстниками:

- «они не берут меня в свою игру» (Наташа, 8 лет);

- «от меня убегают» (Вероника, 7 лет); четвёртая группа - агрессивное нападение:

- «неприятно, когда бьют, да ещё и камнями» (Жанна, 7 лет);

- «я даю всегда сдачи, если меня бьют и обзывают» (Олег, 6 лет);

пятая группа - один на улице:

- «одна вышла гулять и потерялась» (Света, 7 лет);

- «темно, одному страшно идти в школу» (Анастасия, 8 лет);

шестая группа - физическое наказание:

- «мама бьёт ремнём» (Дарья, 8 лет);

- «они бьют, если я плохо учусь» (Илья 9 лет); седьмая группа - болезнь:

- «боюсь, когда голова болит и живот» (Виктория, 9 лет);

- «боюсь, когда грязь на болячку попадает» (Алексей, 5 лет);

восьмая группа - неуспеваемость:

- «болит живот, когда оценку плохую ставят» (Екатерина, 9 лет);

- «плохая оценка, не отпускают гулять» (Диана, 9 лет);

девятая группа - несчастный случай:

- «упадёшь, ногу сломаешь» (Юлия, 9 лет); десятая группа - замкнутое пространство:

- «не могу дышать, сидя в шкафу» (Ирина, 9 лет); одиннадцатая группа - страшные сны:

- «во сне за мной бежит чудовище. Я мокрый и кричу» (Павел, 5 лет).

Объекты тревожности и неуверенности у детей дошкольного и младшего школьного возраста почти не совпадают. Детей тревожат ситуации: «Игра со старшими детьми», «Укладывание спать», «Игнорирование», «Изоляция от сверстников», «Еда в одиночестве», «Выговор», «Объект агрессии», «Агрессивное поведение», «Собирание игрушек», неуспеваемость, наказание, отвержение сверстниками, агрессивное нападение, один дома, болезнь, один на улице.

При восприятии других жизненных ситуации («Игра с младшими детьми», «Ребёнок и мать с младенцем», «Одевание», «Умывание», «Ребёнок

с родителями», замкнутое пространство, страшные сны и несчастные случаи) не наблюдается повышенной тревожности у испытуемых 4-10 лет.

Анализ полученных данных выделить девять групп ответов на вопрос «В чем ты неуверенный?»:

Первая группа - подготовка к урокам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «я не знаю, как готовиться к урокам по математике; правильно делаю или нет» (Ирина, 7 лет);

- «не могу решить, с чего начать: или с чтения, или с английского» (Александр, 9 лет);

вторая группа - одежда:

- «неприятно, когда одежда не подходит и все замечают» (Инна, 7 лет);

- «иногда подружки смеются над моей одеждой. Они говорят она немодная» (Даша, 8 лет);

третья группа - сдача экзаменов:

- «я не уверена в том, что сдам экзамен в музыкальной школе. Мне, наверное, не сыграть» (Вика, 7 лет);

четвёртая группа - незнакомое место:

- «мне трудно, когда я в незнакомом месте» (Алина, 7 лет);

-- «живот болит, когда меня куда-нибудь посылают» (Елизавета, 6 лет);

пятая группа - незнакомые люди:

- «я всегда прячусь в комнате, когда приходят тёти или дяди, а я их не знаю» (Лера, 7 лет);

- «я не могу говорить с теми, кого я не знаю. Вдруг они не хорошие» (Антон, 9 лет);

шестая группа - присутствие старших:

- «я начинаю краснеть, когда меня спрашивают мамины подруги» (Ксения, 9 лет);

- «мне трудно быть таким же весёлым со взрослыми, как с друзьями» (Татьяна, 8 лет);

седьмая группа - совершение отрицательных поступков:

- «делаю плохое перед взрослыми» (Екатерина, 5 лет)»

восьмая группа - один на улице:

- «я боюсь заблудиться, а мама говорит: меня одного там украдут» (Андрей, 6 лет);

- «одной на улице нельзя: плохие дяди ходят» (Анна, 7 лет);

девятая группа - обзывания:

- «девочки обзываются, называют меня дурачком. Может я так плохо учусь?» (Максим, 7 лет);

- «мне говорят, я на курицу похожа, такая же рябая. Я рыжая, значит, правда?» (Наталья, 6 лет).

Неуверенность вызывают такие объекты как обзывания, присутствие старших, незнакомые люди, незнакомое место, подготовка к урокам, один на улице, одежда, совершение отрицательных поступков, присутствие старших.

Мы выяснили, что дети дошкольного и младшего школьного возраста неуверенные в себе, так как они рисуют большие деревья, маленького человека, дома без дверей, ступеньки, ведущие в глухую

стену, закрытые окна, это говорит о том, что им трудно раскрыться перед другими, особенно взрослыми, они чувствуют, что полностью зависимы от родителей. Рисуя дерево, дети часто изображают острую вершину дерева: это указывает на то, что: ребёнок защищается от опасности, воспринимаемой им как личный выпад; имеет желание действовать на других, быть старше.

Таковы, на наш взгляд, качественные особенности в рисунках дошкольников и младших школьников.

Уровни и объекты проявления тревожности и неуверенности детерминируются возрастными и половыми различиями испытуемых, самый высокий процент показателя тревожности обнаружен у детей 7-8 лет - 78,8%, а самый низкий у испытуемых 8-9 лет - 22,5%. Высокий уровень неуверенности демонстрируют дети второго класса - 64,5%, самый низкий у детей 9-10 лет - 37,5%.

На наш взгляд, это говорит о том, что большинство детей четырёх - шести лет и восьми - девяти лет имеют более благоприятные перспективы эмоционального развития, чем дети семи - восьми и девяти - десяти лет; уровень тревожности и неуверенности с возрастом может меняться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выяснилось, что на тревожность и неуверенности сказывается половой диморфизм. Суммарный анализ свидетельствует о том, что во всех возрастных группах девочки превосходят мальчиков в проявлении тревожности (от 3% до 29% в возрасте 9-10 лет) и неуверенности (от 6% до 12% у детей 7-10 лет).

Объекты тревожности и неуверенности также определяются половыми различиями. Неуверенность вызывают у мальчиков незнакомое место, один на улице, подготовка к урокам, а неуверенность у девочек - присутствие старших, незнакомое место, одежда, обзывание.

Как для мальчиков, так и для девочек объектами тревоги чаще всего становятся неуспеваемость, наказание, отвержение сверстниками, болезнь. Девочек тревожат также агрессивное нападение и оставаться одной дома.

Сравнивая полученные данные, мы обнаружили гетерохроность уровней и объектов неуверенности и тревожности обусловленную возрастом иполом.

Значимые различия по критерию Фишера наблюдаются в показателях тревожности у девочек и мальчиков в возрасте 7 лет (ф* = 5,08 при р> 0,01). В других возрастных группах значимые различия у девочек и мальчиков отсутствуют. Схожая тенденция обнаружена в различиях по ф*-критерию в показателях неуверенности у девочек и мальчиков 8-9 лет (ф*= 3,32 при р > 0,01). В других возрастных группах значимые различия не были обнаружены.

Сравнительный анализ объектов тревожности и неуверенности свидетельствует о гетерохроно-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

69

сти по критерию Фишера. В объектах тревожности значимые различия наблюдаются в ситуациях: наказание (ф* = 2,16 при р > 0,01), отвержение сверстниками (ф* = 2,29 при р > 0,01) у детей 5-7 лет; один на улице (ф* = 2,00 при р > 0,01) у учащихся 8-10 лет; неуспеваемость (ф* = 1,82 при р > 0,01) у школьников 7-9 лет; реакция на ситуацию болезнь (у детей 5-7 лет ф* = 2,86 при р > 0,01; 7-9 лет ф* = 2,04 при р >0,01; в 8-9 лет ф* = 1,96 при р > 0,01) во всех возрастных группах значимо различна. Показатели таких объектов тревожности как: «агрессивное нападение», «физическое наказание», «несчастный случай», «замкнутое пространство», «страшные сны» не имеют статистически значимых различий по критерию Фишера у опрошенных всех возрастных групп.

Значимые различия в объектах неуверенности присутствуют при восприятии ситуации «незнакомые люди» у детей 4-5 лет (ф* = 3,38 при р > 0,01) и в возрасте 5-7 лет (критерий ф* = 3,71 при р > 0,01); «присутствие старших» у детей 5-7 лет (ф* = 3,94 при р > 0,01) и у респондентов 7-9 лет (ф* = 3,58 при р > 0,01), «обзывание» у детей 5-7 лет (ф* = 2,73 при р > 0,01) и у 7-9 летних (ф* = 5,39 при р > 0,01).

Менее значимые различия в объектах неуверенности были обнаружены у детей дошкольного и младшего школьного возраста в ситуациях: подготовка к урокам, одежда, сдача экзаменов, совершение отрицательных поступков.

Результаты выполненного нами теоретико-прикладного исследования тревожности и неуверенности у дошкольников и у младших школьников привели к следующим допущениям: сходство и различия уровней и объектов неуверенности и тревожности позволяет прогнозировать стратегические направления коррекции неуверенного и тревожно-

го поведения; использования в ходе коррекцион-ной работы техник проигрывание альтернативных ролей, парадоксальной интенции, заданий на релаксацию, дискредитации объектов неуверенности и тревожности с различием в системе детерминант.

Библиографический список

1. Гарбузова В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

2. Гаспарова Е.М. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 3. - С. 71-78.

3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. - 244 с.

4. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок. - М.: Астрель, 2005. - 252с.

5. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. -М.: Просвещение, 1988. - 223 с.

6. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 32-55.

7. Репина Т., Смолева Т. Неуверенный ребенок // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 3. - С. 62-63.

8. Спирина А. В. Культура телевосприятия как средство нивелирования у дошкольников тревожности возникшей под влиянием просмотра ими телепередач со сценами насилия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка - 2014. - Т. 20. - № 1. - С. 83-87.

9. Фрейд З. Психология бессознательного -СПб.: Питер, 2012. - 400 с.