УДК 159.922.7
Волгуснова Екатерина Андреевна
кандидат психологических наук Шадринский государственный педагогический институт
misis.volgusnova@yandex.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье раскрывается взаимосвязь отрицательных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы, а именно показателей тревожности и неуверенности в теоретико-эмпирическом исследовании. Дана сравнительная характеристика определений, причин и форм проявления тревожности и неуверенности в психолого-педагогической литературе. Для выявления уровней проявления тревожности применялся тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), а для изучения уровней неуверенности обратились к тесту «Дом-Дерево-Человек». Объекты тревожности и неуверенности были зафиксированы при ответе на вопросы «Что тебя тревожит?» и «В чем ты неуверенный?». Рассмотрены многоуровневость показателей тревожности и неуверенности, вариативность их объектов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Встречается в данном исследовании такая закономерность развития отрицательных эмоциональных состояний, как гетерохрон-ность проявления уровней и объектов тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников. Кроме того, имела место синхронность показателей тревожности и неуверенности у испытуемых 4-10 лет. В эмпирическом исследовании обнаружены специфические тенденции проявления тревожности и неуверенности, а именно половой диморфизм и возрастные особенности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Зафиксировано одиннадцать групп объектов тревожности.
Ключевые слова: дошкольники, младшие школьники, уровни тревожности и неуверенности, объекты тревожности и неуверенности.
В современных социально-экономических условиях увеличилось число тревожных и неуверенных детей дошкольного и младшего школьного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, нервозностью, эмоциональной неустойчивостью.
В психолого-педагогической литературе есть сведения об истоках, причинах, формах проявления тревожности и неуверенности (Ф. Зимбардо [4], А.М. Прихожан [6], Т. Репина [7], Т. Смолева [7], Е.М. Гаспарова [2], Д. Лешли [5], Н.Д. Левитов [8], З. Фрейд [9] и другие), в то же время не встречаются данные об их взаимосвязи. Между тем, наличие этих данных может помочь определить общие стратегические шаги психокоррекционной работы с тревожными и неуверенными детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Анализ литературы по тревожности и неуверенности позволил выделить сходство и различие в определениях, причинах и формах проявления тревожности и неуверенности.
Рассматриваются определения данных понятий, мы обнаружили различия. Так, тревожность - это внутреннее опасение, переживание и нарушение покоя, вызываемое возможными и вероятными неприятностями [8, с. 84]. Неуверенность же рассматривается как черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, без мотивного чувства стыда [2, с. 74].
Кроме того, обнаруживаются сходства указанных понятий в том, что тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия или результат возникновения фрустрации или её формирование [6, с. 35]; а неуверенность - это «лёгкий испуг» или состояние «стеснения в присутствии других людей» [4, с. 49].
Различие в причинах возникновения тревожности - ощущение опасности, которое возникает, когда дети боятся потерять любовь родителей, объект привязанности, страх перед авариями, неприятными явлениями погода, боязнь темноты; а неуверенности это, прежде всего, негативное общение с людьми, привычка к самоунижению из-за своя неадекватность, психические расстройства [1; 6].
Сходство природы тревожности и неуверенности выражается в том, что это отрицательные эмоциональные состояния, причинами которых являются: биологические (конституциональные) -слабость нервной системы, соматические черты ребёнка, микросоциальные факторы - отсутствие отца в семье, недостатки в развитии навыков общения, тревожно - мнительный или авторитарный тип воспитания в семье [1; 6].
Выделяют также разные формы проявления неуверенности - внешние: избегание контакта глаз, повторяющиеся движения, скованная поза; физиологические: учащение пульса, покраснение лица, слабость, звон в ушах, дрожание рук [6; 7].
Одинаковыми формами проявления неуверенности и тревожности выступают: склонность к внутреннему способу выражения эмоций, скованность в новой ситуации, беспокойство, избегание общения [1; 6].
Различия тревожности и неуверенности выражаются в том, тревожность связана с ожиданием возможных и вероятных больших неприятностей, а неуверенность с низкой самооценкой [3; 6; 9].
В данном исследовании использовались диагностические методики: «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука; тест тревожности, разработанный Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен, интервью для определения объектов детской тревожности и неуве-
© Волгуснова Е.А., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1
67
ренности: «Что тебя тревожит?», «В чем ты неуверенный?»
К исследованию было привлечено 123 ребёнка от 4 до 10 лет, из них 17 детей из старшей и 18 из подготовительной групп, 33 ребёнка из первого класса, 31 ребёнок из второго класса, 24 ребёнка из третьего класса. Экспериментальную базу составили ДКОУ № 14 и МКОУ гимназия № 9 г. Шад-ринска Курганской области.
Обработка экспериментальных данных позволила выявить уровни тревожности и неуверенности. Критерием выявления тревожности является число эмоциональных негативных выборов к общему числу рисунков, критериями определения неуверенности - количество показателей в соответствующих симптомокомплексах.
Обработка результатов, полученных на основе использования теста тревожности, позволила выделить два уровня тревожности у детей разных возрастных групп.
Высокий уровень тревожности примечателен тем, что дети, показавшие этот уровень, постоянно испытывают состояние безотчётного страха, не определённые ощущения угрозы и готовы воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
Такие дети постоянно находятся в подавленном настроении, насторожены, у них затруднены контакты с окружающими. Высокотревожные дети имеют повышенное внимание к своим действиям, поступкам, не могут оценить свои способности и часто выбирают лёгкие стереотипные задания и ситуации, большое внимание обращают на оценку своей работы, а не на качество. Комплементы не воспринимают, имеют мотив избегания неудач, пессимистичны.
Второй, промежуточный уровень отличается от другого уровня тем, что дети, которые его демонстрируют, обладают оптимальным уровнем тревожности. Такой уровень тревожности позволяет дошкольникам и младшим школьникам осуществлять контроль над своим поведением, своими эмоциями, мобилизует все их усилия в деятельности на достижение успехов. Дети легко устанавливают контакты с окружающими. Любая новая сложная ситуация не вызывает у них страх, а мобилизует их волевые механизмы, позволяющие серьёзно и ответственно подойти к решению возникших проблем.
Диагностика показала, что испытуемые дошкольного и младшего школьного возраста обладают средним и высоким уровнями тревожности и неуверенности.
Сравнение уровней неуверенности и тревожности свидетельствует об их синхронизированности, коэффициент корреляции их показателей по Пирсону высок и равен 0,9. Данные обстоятельства можно объяснить сходством механизма их природы.
Исследование показало, что уровни тревожности и неуверенности предопределяют полифонич-ность их объектов.
Обработка полученных данных на вопрос «Что тебя тревожит» позволила выявить одиннадцать групп ответов:
Первая группа - один дома:
- «одному дома страшно» (Рома, 5 лет);
- «плохо, когда никого дома нет» (Света, 7 лет); вторая группа - наказание:
- «кричат, когда на рыбалке в сапоги набираю» (Андрей, 9 лет);
- «наказывает мама ... обидно» (Виталий, 5 лет); третья группа - отвержение сверстниками:
- «они не берут меня в свою игру» (Наташа, 8 лет);
- «от меня убегают» (Вероника, 7 лет); четвёртая группа - агрессивное нападение:
- «неприятно, когда бьют, да ещё и камнями» (Жанна, 7 лет);
- «я даю всегда сдачи, если меня бьют и обзывают» (Олег, 6 лет);
пятая группа - один на улице:
- «одна вышла гулять и потерялась» (Света, 7 лет);
- «темно, одному страшно идти в школу» (Анастасия, 8 лет);
шестая группа - физическое наказание:
- «мама бьёт ремнём» (Дарья, 8 лет);
- «они бьют, если я плохо учусь» (Илья 9 лет); седьмая группа - болезнь:
- «боюсь, когда голова болит и живот» (Виктория, 9 лет);
- «боюсь, когда грязь на болячку попадает» (Алексей, 5 лет);
восьмая группа - неуспеваемость:
- «болит живот, когда оценку плохую ставят» (Екатерина, 9 лет);
- «плохая оценка, не отпускают гулять» (Диана, 9 лет);
девятая группа - несчастный случай:
- «упадёшь, ногу сломаешь» (Юлия, 9 лет); десятая группа - замкнутое пространство:
- «не могу дышать, сидя в шкафу» (Ирина, 9 лет); одиннадцатая группа - страшные сны:
- «во сне за мной бежит чудовище. Я мокрый и кричу» (Павел, 5 лет).
Объекты тревожности и неуверенности у детей дошкольного и младшего школьного возраста почти не совпадают. Детей тревожат ситуации: «Игра со старшими детьми», «Укладывание спать», «Игнорирование», «Изоляция от сверстников», «Еда в одиночестве», «Выговор», «Объект агрессии», «Агрессивное поведение», «Собирание игрушек», неуспеваемость, наказание, отвержение сверстниками, агрессивное нападение, один дома, болезнь, один на улице.
При восприятии других жизненных ситуации («Игра с младшими детьми», «Ребёнок и мать с младенцем», «Одевание», «Умывание», «Ребёнок
с родителями», замкнутое пространство, страшные сны и несчастные случаи) не наблюдается повышенной тревожности у испытуемых 4-10 лет.
Анализ полученных данных выделить девять групп ответов на вопрос «В чем ты неуверенный?»:
Первая группа - подготовка к урокам:
- «я не знаю, как готовиться к урокам по математике; правильно делаю или нет» (Ирина, 7 лет);
- «не могу решить, с чего начать: или с чтения, или с английского» (Александр, 9 лет);
вторая группа - одежда:
- «неприятно, когда одежда не подходит и все замечают» (Инна, 7 лет);
- «иногда подружки смеются над моей одеждой. Они говорят она немодная» (Даша, 8 лет);
третья группа - сдача экзаменов:
- «я не уверена в том, что сдам экзамен в музыкальной школе. Мне, наверное, не сыграть» (Вика, 7 лет);
четвёртая группа - незнакомое место:
- «мне трудно, когда я в незнакомом месте» (Алина, 7 лет);
-- «живот болит, когда меня куда-нибудь посылают» (Елизавета, 6 лет);
пятая группа - незнакомые люди:
- «я всегда прячусь в комнате, когда приходят тёти или дяди, а я их не знаю» (Лера, 7 лет);
- «я не могу говорить с теми, кого я не знаю. Вдруг они не хорошие» (Антон, 9 лет);
шестая группа - присутствие старших:
- «я начинаю краснеть, когда меня спрашивают мамины подруги» (Ксения, 9 лет);
- «мне трудно быть таким же весёлым со взрослыми, как с друзьями» (Татьяна, 8 лет);
седьмая группа - совершение отрицательных поступков:
- «делаю плохое перед взрослыми» (Екатерина, 5 лет)»
восьмая группа - один на улице:
- «я боюсь заблудиться, а мама говорит: меня одного там украдут» (Андрей, 6 лет);
- «одной на улице нельзя: плохие дяди ходят» (Анна, 7 лет);
девятая группа - обзывания:
- «девочки обзываются, называют меня дурачком. Может я так плохо учусь?» (Максим, 7 лет);
- «мне говорят, я на курицу похожа, такая же рябая. Я рыжая, значит, правда?» (Наталья, 6 лет).
Неуверенность вызывают такие объекты как обзывания, присутствие старших, незнакомые люди, незнакомое место, подготовка к урокам, один на улице, одежда, совершение отрицательных поступков, присутствие старших.
Мы выяснили, что дети дошкольного и младшего школьного возраста неуверенные в себе, так как они рисуют большие деревья, маленького человека, дома без дверей, ступеньки, ведущие в глухую
стену, закрытые окна, это говорит о том, что им трудно раскрыться перед другими, особенно взрослыми, они чувствуют, что полностью зависимы от родителей. Рисуя дерево, дети часто изображают острую вершину дерева: это указывает на то, что: ребёнок защищается от опасности, воспринимаемой им как личный выпад; имеет желание действовать на других, быть старше.
Таковы, на наш взгляд, качественные особенности в рисунках дошкольников и младших школьников.
Уровни и объекты проявления тревожности и неуверенности детерминируются возрастными и половыми различиями испытуемых, самый высокий процент показателя тревожности обнаружен у детей 7-8 лет - 78,8%, а самый низкий у испытуемых 8-9 лет - 22,5%. Высокий уровень неуверенности демонстрируют дети второго класса - 64,5%, самый низкий у детей 9-10 лет - 37,5%.
На наш взгляд, это говорит о том, что большинство детей четырёх - шести лет и восьми - девяти лет имеют более благоприятные перспективы эмоционального развития, чем дети семи - восьми и девяти - десяти лет; уровень тревожности и неуверенности с возрастом может меняться.
Выяснилось, что на тревожность и неуверенности сказывается половой диморфизм. Суммарный анализ свидетельствует о том, что во всех возрастных группах девочки превосходят мальчиков в проявлении тревожности (от 3% до 29% в возрасте 9-10 лет) и неуверенности (от 6% до 12% у детей 7-10 лет).
Объекты тревожности и неуверенности также определяются половыми различиями. Неуверенность вызывают у мальчиков незнакомое место, один на улице, подготовка к урокам, а неуверенность у девочек - присутствие старших, незнакомое место, одежда, обзывание.
Как для мальчиков, так и для девочек объектами тревоги чаще всего становятся неуспеваемость, наказание, отвержение сверстниками, болезнь. Девочек тревожат также агрессивное нападение и оставаться одной дома.
Сравнивая полученные данные, мы обнаружили гетерохроность уровней и объектов неуверенности и тревожности обусловленную возрастом иполом.
Значимые различия по критерию Фишера наблюдаются в показателях тревожности у девочек и мальчиков в возрасте 7 лет (ф* = 5,08 при р> 0,01). В других возрастных группах значимые различия у девочек и мальчиков отсутствуют. Схожая тенденция обнаружена в различиях по ф*-критерию в показателях неуверенности у девочек и мальчиков 8-9 лет (ф*= 3,32 при р > 0,01). В других возрастных группах значимые различия не были обнаружены.
Сравнительный анализ объектов тревожности и неуверенности свидетельствует о гетерохроно-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
69
сти по критерию Фишера. В объектах тревожности значимые различия наблюдаются в ситуациях: наказание (ф* = 2,16 при р > 0,01), отвержение сверстниками (ф* = 2,29 при р > 0,01) у детей 5-7 лет; один на улице (ф* = 2,00 при р > 0,01) у учащихся 8-10 лет; неуспеваемость (ф* = 1,82 при р > 0,01) у школьников 7-9 лет; реакция на ситуацию болезнь (у детей 5-7 лет ф* = 2,86 при р > 0,01; 7-9 лет ф* = 2,04 при р >0,01; в 8-9 лет ф* = 1,96 при р > 0,01) во всех возрастных группах значимо различна. Показатели таких объектов тревожности как: «агрессивное нападение», «физическое наказание», «несчастный случай», «замкнутое пространство», «страшные сны» не имеют статистически значимых различий по критерию Фишера у опрошенных всех возрастных групп.
Значимые различия в объектах неуверенности присутствуют при восприятии ситуации «незнакомые люди» у детей 4-5 лет (ф* = 3,38 при р > 0,01) и в возрасте 5-7 лет (критерий ф* = 3,71 при р > 0,01); «присутствие старших» у детей 5-7 лет (ф* = 3,94 при р > 0,01) и у респондентов 7-9 лет (ф* = 3,58 при р > 0,01), «обзывание» у детей 5-7 лет (ф* = 2,73 при р > 0,01) и у 7-9 летних (ф* = 5,39 при р > 0,01).
Менее значимые различия в объектах неуверенности были обнаружены у детей дошкольного и младшего школьного возраста в ситуациях: подготовка к урокам, одежда, сдача экзаменов, совершение отрицательных поступков.
Результаты выполненного нами теоретико-прикладного исследования тревожности и неуверенности у дошкольников и у младших школьников привели к следующим допущениям: сходство и различия уровней и объектов неуверенности и тревожности позволяет прогнозировать стратегические направления коррекции неуверенного и тревожно-
го поведения; использования в ходе коррекцион-ной работы техник проигрывание альтернативных ролей, парадоксальной интенции, заданий на релаксацию, дискредитации объектов неуверенности и тревожности с различием в системе детерминант.
Библиографический список
1. Гарбузова В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.
2. Гаспарова Е.М. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 3. - С. 71-78.
3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. - 244 с.
4. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок. - М.: Астрель, 2005. - 252с.
5. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. -М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
6. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 32-55.
7. Репина Т., Смолева Т. Неуверенный ребенок // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 3. - С. 62-63.
8. Спирина А. В. Культура телевосприятия как средство нивелирования у дошкольников тревожности возникшей под влиянием просмотра ими телепередач со сценами насилия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка - 2014. - Т. 20. - № 1. - С. 83-87.
9. Фрейд З. Психология бессознательного -СПб.: Питер, 2012. - 400 с.