УДК 159.922.73
И. В. Илларионова
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
Статья посвящена проблеме тревожности в дошкольном возрасте. Обозначены позиции ученых относительно сущности, причин и проявлений тревожности. С учетом результатов экспериментального исследования представлены данные основных особенностей проявления тревожности у дошкольников разных возрастных категорий.
The article is devoted to the problem of anxiety at preschool age. The major scientific psychological approaches to the essence, the causes and the manifestations of anxiety are presented here. The data about the main characteristics of the manifestations of anxiety in different age groups of preschool children are described on the ground of results of the experimental study.
Ключевые слова: тревожность, дети дошкольного возраста, тревогопорождающие ситуации, эмоционально-личностное нарушение, эмоциональное благополучие.
Keywords: anxiety, preschool age children, anxiety-creation phase, emotion-personality disorder, emotion prosperity.
Одной из весьма актуальных на сегодняшний день является проблема эмоционального благополучия ребенка. Она состоит, прежде всего, в сохранении положительного самоощущения, психологической комфортности внутреннего состояния, спокойствия, в позитивном эмоциональном отношении к себе и к окружающему миру, а также в адекватном оценивании ребенком своих возможностей. В дошкольном возрасте данные составляющие очень часто искажены в силу наличия особого эмоционально-личностного нарушения - тревожности.
Тревожность как личностная черта, на наш взгляд, представляет собой сплав когнитивных, поведенческих и аффективных реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессоров, в котором эмоциональная составляющая играет отнюдь не последнюю роль. Это явление всегда связано с переживанием отрицательных эмоций повышенного беспокойства, страха, неуверенности и т. п., из чего следует, что тревожность в любом аспекте характеризует известную степень эмоционального неблагополучия.
Практика свидетельствует о нарастании тенденции к повышению тревожности у детей уже в дош-
ИЛЛАРИОНОВА Инна Валерьевна - старший преподаватель кафедры возрастной и специальной психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева © Илларионова И. В., 2009
кольном детстве, в силу чего становится необходимым изучение особенностей ее проявления у дошкольников разного возраста, воспитывающихся в условиях обычного дошкольного учреждения. Установление уровня тревожности и выявление характерных для ее актуализации жизненных ситуаций позволят рационально и плодотворно организовать психокоррекционный процесс.
В психологической науке в достаточной мере определено терминологическое содержание двух связанных между собой и одновременно дифференцируемых понятий - тревожность как свойство личности и тревоги, в отношении которой существует меньшая семантическая определенность, но которая в целом трактуется как проявляющееся в различных видах ситуативное явление (Г. Г. Ара-келов, В. М. Астапов, Д. Байдн, В. В. Белоус, К. Дельгадо, А. И. Захаров, Н. В. Имедадзе, Р. Ла-зарус, Н. Е. Лысенко, С. В. Мерлин, А. В. Петровский, А. М. Прихожан, Ч. Д. Спилбергер, З. Фрейд, Ю. Л. Ханин и др.).
В ряде работ таких исследователей, как А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, Е. Савина, акцентируется внимание и на вопросе возникновения проявлений детской тревожности, который на настоящий момент является теоретически и экспериментально недостаточно изученным. Работы, посвященные анализу проявлений тревожности в детстве, единичны (Н. В. Имедадзе, В. Р. Кисловская, Н. М. Гордецо-ва, А. И. Захаров, Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, А. М. Прихожан), в то время как большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу развития, в своей основе связана с эмоциональной неустойчивостью ребенка, часто с эмоцией тревоги.
По мнению ряда исследователей (Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, О. М. Дьяченко), тревожность проявляется на соматическом и поведенческом уровнях. Внутренними соматическими коррелятами тревожности являются те же особенности, что и у взрослых: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле и т. д. Поведенческие признаки тревожности еще более разнообразны, чем соматические: дети качаются на стуле, тщательно трут нос, одергивают одежду, не могут прокашляться и т. д.
Относительно причин появления тревожности как личностного свойства в зарубежной и отечественной психологии существует общность позиций касательно влияния семейного воспитания, и прежде всего роли матери в возникновении неадекватной тревожности (А. Адлер, К. Роджерс, Р. Сирс, Т. Рошка, Дж. Чейни, А. И. Захаров, А. Г. Харчев и др.).
Несмотря на то что к настоящему моменту уже существует ряд исследований, затрагивающих отдельные аспекты проблемы детской тревожности, к примеру, обусловленности уровня тревожности
Илларионова И. В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет
различными социокультурными факторами, в том числе отношениями с родителями, вопрос о проявлении тревожности у детей в возрастной динамике все еще остается открытым.
С целью выяснения особенностей проявления тревожности у детей разного возраста на базе ряда детских садов г. Чебоксары нами было проведено исследование, в котором приняло участие 210 детей в возрасте 4-7 лет (по 70 детей каждой из возрастных категорий 4-5, 5-6 и 6-7 лет).
В качестве диагностического средства был использован тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки).
Диагностическая процедура состояла в следующем. Ребенку предлагалась серия сюжетных картинок на некоторую типичную для жизни дошкольника ситуацию, в которой лицо ребенка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый ребенок был снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы: на одном из них представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом - печальное. Предполагалось, что выбор ребенком того или иного лица будет зависеть от его собственного психического состояния.
По итогам проведенного диагностического обследования распределение по уровням тревожности оказалось таковым (см. рисунок).
Итак, данные, представленные на рисунке, свидетельствуют о том, что в среднем и старшем дошкольном возрасте распределение испытуемых идет по всем трем уровням тревожности.
В возрасте 4-5 лет значительная часть испытуемых показывает высокий уровень тревожности (48,6%). Детей, имеющих средний уровень тревожности, который рассматривается как проявление качества на уровне нормы, 42,8%. В возрасте 56 лет мы видим несколько иную картину: возрастает число детей с высоким уровнем тревожности
и уменьшается число детей со средним и низким уровнями. В возрасте 6-7 лет количество детей с высоким уровнем тревожности сопоставимо с возрастом 4-5 лет, однако возрастает число детей с низким уровнем тревожности, что также является отражением неблагоприятного эмоционального состояния.
На наш взгляд, подобная ситуация связана с повышением с возрастом обобщающей способности детей, что обусловливает возможность предвосхищения успеха или неуспеха в деятельности, последствий поступков, и, соответственно опережающее переживание определенных эмоций - отрицательных или положительных, тем самым детерминируя и отклонение уровня тревожности от среднего.
При анализе содержания ответов детей были выявлены типичные для всех возрастов психотрав-мирующие ситуации и ситуации, характерные для определенных возрастов.
Общетревожными для всех возрастных категорий являются следующие ситуации: «объект агрессии» (93,33%), «выговор» (89,05%), «агрессивное нападение» (82,38%), «изоляция» (74,29%), «укладывание спать в одиночестве» (71,90%). Выбор этих ситуаций характерен для детей всех уровней тревожности. Практически все дети опасаются ситуации «агрессии» со стороны окружающих -взрослых и сверстников: «злой мальчик напал, ударил», «мальчик девочке не дает машинку, она будет плакать».
Изучение соотношения выборов внутри возрастных категорий в зависимости от уровня тревожности позволило выявить некоторые ситуации, преимущественно выбираемые детьми с высоким уровнем тревожности. Проанализировав содержание ответов детей, было выявлено, что тревожными для детей разных возрастных категорий оказались различные ситуации. Так, для детей 4-5 лет с вы-
48,6
42,8
57,1 38,6
50,0
40,0
8,6
■к!
4-5 лет
4,3
а.
5-6 лет
10,0
6-7 лет
Распределение испытуемых по уровням тревожности по итогам методики «Выбери нужное лицо»
■ Высокий
■ Средний □ Низкий
соким уровнем тревожности наиболее травмирующими были следующие ситуации: «объект агрессии» (45,71%), «изоляция» (45,71%), «выговор» (42,86%), «укладывание спать в одиночестве» (41,43%).
Для детей 5-6 лет такими ситуациями стали: «выговор» (57,14%), «объект агрессии» (54,29%), «изоляция» (54,29%), «укладывание спать в одиночестве» (48,57%).
У детей 6-7 лет с высоким уровнем тревожности наибольшее беспокойство вызвали ситуации «объект агрессии» (50,00%), «укладывание спать в одиночестве» (48,57%), «выговор» (48,57%), «изоляция» (45,71%).
В то же время выбор таких ситуаций детьми со средним (адекватным) уровнем тревожности минимален. Например, для возрастной категории 45 лет такими ситуациями являются: «ребенок и мать с младенцем» (21 выбор детьми с высоким уровнем тревожности и 3 выбора детьми со средним уровнем тревожности), «игнорирование» (24 -с высоким и 2 - со средним), «ребенок с родителями» (16 и 1).
Полученные результаты показывают, что отрицательные выборы тревожных детей чаще касаются объективно нейтральных ситуаций, не предрасполагающих к появлению тревоги. Судя по всему, в личном опыте дошкольников эти ситуации связаны с негативными эмоциональными переживаниями, которые приводят к тревожным ожиданиям в них. Тревожные дети чаще, чем нетревожные, ожидают неблагоприятного течения обстоятельств в ситуациях общения с более старшими детьми, братьями и сестрами (проблема ревности); умывания; взаимодействия с родителями. Полученные результаты позволили также предположить, что круг тревогопорождающих ситуаций у дошкольников с высоким уровнем тревожности лежит в области внутрисемейных ситуаций.
Наряду с этим в ходе исследования были выделены особенности поведения тревожных детей, не зависящие от возраста. Дети с высоким уровнем тревожности проявляли беспокойство, нервозность, их интересовало, что записывает психолог. В речи присутствовала неуверенность, сила голоса была снижена, определенная часть испытуемых нуждалась в повторении вопроса, многие, прежде чем ответить, долго смотрели на картинку, не могли в большинстве случаев прокомментировать свои ответы. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: качали ногой, наматывали волосы на палец, теребили на себе одежду. У отдельных детей можно было заметить и физиологические признаки повышенной тревожности, такие, как покраснения в области лица и шеи, увлажнение ладоней.
В ходе исследования встречались дети, которые активно или пассивно отказывались от взаи-
модействия с психологом в процессе диагностики (в возрасте 5-6 лет контингент таких детей превзошел 4-5-летних). В то же время со стороны детей 6-7 лет такого противодействия не наблюдалось, вероятнее всего, в силу достаточного уровня развития самосознания.
Поведение детей всех возрастных категорий со средним уровнем тревожности практически не отличалось. Такие дети в процессе тестирования либо вообще не проявляли признаков, свойственных высокотревожным дошкольникам, либо проявляли некоторые из них в слабой степени. Характерными были быстрые, уверенные ответы на вопросы, богатые комментарии к своему ответу, громкая, звонкая речь, часто их ответы выходили за рамки содержания рисунка.
Дети с низким уровнем тревожности давали односложные, конкретные ответы, вели себя скованно, неуверенно, были сдержаны в эмоциональных проявлениях, часто отвечали не раздумывая.
Данное исследование позволило также выделить некоторые особенности восприятия предлагаемых ситуаций детьми разного пола. Мальчики несколько больше девочек тревожатся в ситуациях «общения с младшими детьми», «изоляции» со стороны родителей, общения с родителями. Девочек, больше, чем мальчиков, тревожат ситуации «агрессии» со стороны сверстников и «одиночества». Возрастных половых различий обнаружено не было.
Итак, полученные в проведенном исследовании сведения дали основания для следующих выводов:
- для испытуемых 4-7 лет в целом преобладающим оказался высокий уровень тревожности (51,9%);
- значительный процент детей обнаруживает высокую тревожность уже в среднем дошкольном возрасте (48,6%);
- выявлена тенденция к возрастанию числа высокотревожных детей по мере взросления с 48,6% в возрасте 4-5 лет до 57,1% в возрасте 5-6 лет; однако в возрастной категории 6-7 лет число детей с высоким уровнем тревожности понижается до 50%;
- показатели среднего уровня тревожности, по данным нашего исследования, оказались свойственными детям всех возрастных категорий, однако таковой уровень, который можно рассматривать как оптимальный, обнаруживается лишь у 2/5 дошкольников;
- обнаружена тенденция к понижению числа низкотревожных детей по мере взросления с 8,6% в возрасте 4-5 лет до 4,3% в возрасте 5-6 лет с определенным повышением количества детей с низким уровнем тревожности до 10% в возрасте 67 лет.
Полученные данные, бесспорно, не являются исчерпывающими, но позволяют сделать однознач-
Маринчева Л. П. Психологическая помощь подросткам.
ный вывод о возрастной специфике тревожности у дошкольников 4-7 лет. В дальнейшем планируется проведение сравнительного анализа уровня тревожности с ведущим стилем воспитания этих детей в семьях, поскольку, как мы отмечали ранее, значительный спектр ситуаций, обусловливающих повышение уровня тревожности, связан с родительско-детскими отношениями.
УДК 616.89
Л. П. Маринчева
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
В статье на основании полученных результатов автор делает вывод о том, что для успешной терапии психосоматического заболевания помимо медикаментозного воздействия необходимо проведение различных видов психотерапии, направленных на стабилизацию эмоционального состояния, снижение проявлений депрессии и тревожности, коррекцию неправильной картины болезни и преодоление алек-ситимии, конструктивные изменения в системе дет-ско-родительских отношений и расширение спектра адаптивных способов реагирования.
In the article based on research results the author makes a conclusion that the successful therapy of psychosomatic diseases depends not only on medic influenct, but also on various medicamentous influence various kinds of psychotherapy. Psychotherapy must be directed to: stabilization of emotional status, reduction in signs of depression and uneasiness, correction of a wrong impression of illness and overcoming aleximia, constructive changes in the system of children-parental relations and expansion of a spectrum of adaptive ways of reaction.
Ключевые слова: подростки, психосоматические расстройства сердечно-сосудистой системы, детско-родительские отношения, эмоциональный статус, депрессия и тревога.
Keywords: teenagers, psychosomatic disorders of cardiovascular system, children-parental relationships, emotional status, depression and uneasiness.
В разработке подходов к психологической помощи подросткам с психосоматическими расстройствами в настоящее время все большее значение приобретает междисциплинарное взаимодействие специалистов [1, 2]. Учитывая большую значимость в развитии данной группы расстройств психологических факторов [3, 4], многие авторы рекомендуют опираться при оказании помощи не только на медикаментозные средства, но и на методы совре-
МАРИНЧЕВА Людмила Павловна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры практической психологии ВятГГУ
© Маринчева Л. П., 2009
менной психологии и психотерапии [5, 6]. Психологическая помощь при психосоматических расстройствах базируется на использовании психотерапевтических методов и подходов. Психотерапия подразумевает лечебное воздействие на психику, а через психику на весь организм при помощи психологических средств.
В настоящее время существует большое количество подходов к оказанию помощи психосоматическим больным. А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гара-нян [7] определяют следующие мишени психотерапевтической работы с психосоматическими клиентами: нарушения осознания и психологической переработки эмоций; телесные сенсации и их взаимосвязь с эмоциональными переживаниями; травматический прошлый опыт; контакты с другими людьми; семейные дисфункции.
Х. Ремшмидт [по 8] предлагает использовать для психологической помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами поведенческую терапию, методики релаксации и аутогенной тренировки, глубинно-психологическую или кон-фликт-центрированную терапию для разрешения наиболее актуальных конфликтов, проблемно-центрированную семейную терапию, методы групповой терапии для устранения социальной изоляции подростков и развития стратегии преодоления трудностей.
Л. П. Маринчевой, М. В. Злоказовой, А. Г. Соловьевым был предложен комплексный клинико-психотерапевтический подход к оказанию помощи психосоматическим клиентам, предполагающий следующую последовательность этапов (уд. рац. предл. № 13/05 от 15.10.05): I этап - медикаментозная терапия с целью уменьшения соматических жалоб; II этап - психофармакотерапия для уменьшения эмоциональных нарушений, влияющих на соматическую симптоматику; III этап - активное использование индивидуальной и групповой психотерапии (арттерапии, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии) для снижения проявлений тревожности, депрессии, алекситимии, устранения дезадаптации, а также применение семейной психотерапии для коррекции дисгармонии в семейных отношениях.
В данной статье публикуются результаты исследования, целью которого являлась проверка эффективности авторской модели психотерапии у подростков с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы.
Методы исследования
В исследовании приняли участие 117 подростков с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы в возрасте 15-16 лет, находящиеся на госпитализации в Кировской детской городской клинической больнице.
Для оценки динамики психологического и соматического состояния подростков на фоне про-