Научная статья на тему 'Исследование личностных характеристик у детей младшего школьного возраста, предрасполагающих к определенной степени выраженности страхов'

Исследование личностных характеристик у детей младшего школьного возраста, предрасполагающих к определенной степени выраженности страхов Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1023
131
Поделиться
Ключевые слова
СТРАХИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ / АГРЕССИВНОСТЬ / НЕУВЕРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мирошниченко Светлана Сергеевна

В данной работе представлен теоретический и практический анализ проблемы проявления феномена страха у детей младшего школьного возраста, оказывающего негативное влияние как на адаптацию к школьным условиям, так и на социализацию в целом. Описаны типологии личностных характеристик у дошкольников, таких как импульсивность, тревожность, неуверенность, агрессивность, выявлено несоответствие проявления феномена страха возрастному диапазону, а также обозначена степень проявления феномена страха у дошкольников в соответствии с типом личностных характеристик. Проведен содержательный анализ влияния личностных характеристик на степень проявления определенных категорий страха, определены различия выраженности страхов внутри одного характерологического типа и между ними.

Investigation of the personality characteristics among the children at primary school age predisposing to a certain extent of the expression of fear

This study presents a theoretical and practical analysis of the problem of the phenomenon of fear among the children of primary school age delivering the negative impact on both the adaptation to school conditions and socialization in general. Typology of the personality characteristics has been described for the preschoolers, such as impulsivity, anxiety, insecurity, aggression, discrepancy of the phenomenon of fear manifestation to the age range has been revealed, and the degree of the phenomenon of fear among the preschool children in accordance with the type of personality characteristics has been shown. The content analysis of the influence of personal characteristics on the degree of development of certain categories of fear has been conducted with identification of the differences in the expression of fear inside single characterological type and between them.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Исследование личностных характеристик у детей младшего школьного возраста, предрасполагающих к определенной степени выраженности страхов»

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИХ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРАХОВ

Светлана Сергеевна Мирошниченко, кандидат психологических наук, старший преподаватель,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация

В данной работе представлен теоретический и практический анализ проблемы проявления феномена страха у детей младшего школьного возраста, оказывающего негативное влияние как на адаптацию к школьным условиям, так и на социализацию в целом. Описаны типологии личностных характеристик у дошкольников, таких как импульсивность, тревожность, неуверенность, агрессивность, выявлено несоответствие проявления феномена страха возрастному диапазону, а также обозначена степень проявления феномена страха у дошкольников в соответствии с типом личностных характеристик. Проведен содержательный анализ влияния личностных характеристик на степень проявления определенных категорий страха, определены различия выраженности страхов внутри одного характерологического типа и между ними.

Ключевые слова: страхи, характеристики личности, тревожные дети, агрессивность, неуверенность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p107-111 INVESTIGATION OF THE PERSONALITY CHARACTERISTICS AMONG THE CHILDREN AT PRIMARY SCHOOL AGE PREDISPOSING TO A CERTAIN EXTENT OF THE EXPRESSION OF FEAR

Svetlana Sergeevna Miroshnichenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don

Annotation

This study presents a theoretical and practical analysis of the problem of the phenomenon of fear among the children of primary school age delivering the negative impact on both the adaptation to school conditions and socialization in general. Typology of the personality characteristics has been described for the preschoolers, such as impulsivity, anxiety, insecurity, aggression, discrepancy of the phenomenon of fear manifestation to the age range has been revealed, and the degree of the phenomenon of fear among the preschool children in accordance with the type of personality characteristics has been shown. The content analysis of the influence of personal characteristics on the degree of development of certain categories of fear has been conducted with identification of the differences in the expression of fear inside single characterological type and between them.

Keywords: fear, personality characteristics, anxious children, aggression, insecurity.

Младший школьный возраст - наиболее решающая в социальном отношении стадия. С первого дня в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Наличие личностных характеристик, нарушающих этот баланс, может спровоцировать чувства страха. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного и социального неблагополучия. Принимая длительный характер, выходя за рамки возрастных проявлений, страх вызывает у ребенка чувство бессилия, закрепляет неспособность конструктивно взаимодействовать с другими, что особенно важно в младшем школьном возрасте в плане социального развития.

Предмет исследования: личностные характеристики, обуславливающие проявление страха, гипотеза нашего исследования: личностные особенности развития детей младшего школьного возраста (импульсивность, тревожность, неуверенность, агрессивность) обуславливают определенную степень выраженности страхов.

Цель: выявить личностные предрасположенности у детей младшего школьного возраста к степени выраженности страхов.

Методологической основой нашего исследования являются труды А.П. Захарова, А. Фрейда, Л.С. Выготского, Л. А. Регуш, В.С. Мухиной и др.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В качестве конкретных методик использовались опросник спектра страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой, личностный опросник Кеттелла СРр (детский вариант), рисуночный метод «Несуществующее животное», методика исследования страхов в детском возрасте «Что мне снится страшного или чего я боюсь днем». Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с помощью непараметрического И-критерия Манна-Уитни.

В самом начале исследования нами был проведен теоретический обзор проблемы исследований и проявления страхов в младшем школьном возрасте, рассмотрены индивидуально-типовые особенности развития, рассмотрены причины деструктивных проявлений страха. Безусловно, не все дети, находясь под отрицательным воздействием со стороны родителей или социальной обстановки, дают болезненные, патохарактерологические реакции и, вероятно, существуют личностные характеристики, предрасполагающие к деструктивным страхам.

Здесь мы сталкиваемся с проблемой устойчивости, эмоциональной толерантности и психологических особенностей детей [3]. Беспокойство, повышенная тревожность, ранимость являются основными признаками, предшествующими формированию деструктивных страхов. А.П. Захаров, описывая ребенка, предрасположенного к патохарактеро -логическим страхам, дает ему следующую характеристику: повышено впечатлительный, эмоционально-чувствительный, ранимый, не сразу раскрывающий себя, наивный, бесхитростный, непосредственный и доверчивый, добрый и отзывчивый, с выраженным чувством Я [2].

В нашем исследовании мы сделали теоретическое предположение, что к деструктивным проявлениям страхов предрасполагают следующие четыре характерологических типа: тревожность, агрессивность, неуверенность, импульсивность. Данные характеристики были выделены нами на основе факторной теории черт Кеттелла [1].

На предварительной ступени этапа исследования, испытуемые проходили тестирование на выявление личностных черт, способствующих проявлению в различной степени страха у младших школьников. Был использован детский вариант опросника Кетте-ла (с целью выявить экспериментальные группы, которые были обозначены в постановочной части: дети с неуверенным поведением, дети с проявлениями тревожности, дети со склонностью к агрессии и дети с импульсивностью).

На основании опросника Кеттелла, нами были выделены следующие четыре группы и 1 контрольная группа:

• Тревожные: фактор Н- (застенчивый - решительный) и фактор 0+ (спокойный - тревожный),

• Неуверенные: фактор А- (замкнутый - открытый) и фактор С- (уверенный -неуверенный),

• Импульсивные: фактор Б+ (сдержанный - реактивный) и фактор Р3- (низкий

- высокий самоконтроль),

• Агрессивные: фактор Е+ (уступчивый - доминирующий) и фактор Р4+ (невозмутимый - раздражительный).

Испытуемые, у которых не было выявлено ни одной из перечисленных характеристик, были отнесены нами к контрольной группе (рис. 1).

««о

■ Тревожные

■ Неуверенные

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

■ Импульсивные

Агрессивные Контрольная группа

Рис. 1. Экспериментальная и контрольная выборки

Группа тревожных детей составила 13% от общего числа испытуемых, неуверенных - 8%, импульсивных - 8%, агрессивных - 13%. Контрольная группа была представлена 58% испытуемых. Для характеристики выбранных типологий и выявления их взаимосвязи с высокой степенью выраженности страхов, мы использовали описанные выше методики и непараметрический и-критерий Манна-Уитни. Количественный анализ результатов опросника спектра страхов А.М. Захарова и методики «Незаконченные предложения» позволил выявить:

1. группы наиболее подверженные высокому проявлению страхов;

2. категории страхов, преобладающие в каждой характерологической группе.

На рисунке 2 видно, что наибольший показатель выраженности страхов, выявлен в группе неуверенных детей - 62%. Следующей по количеству выраженных страхов является группа агрессивных детей - 60%. В группе импульсивных детей показатель выраженности страхов равен 50%, тревожных - 47%. В контрольной группе показатель равен 29%. Таким образом, для детей, относящихся к одной из типологий характера: тревожные, неуверенные, импульсивные, агрессивные - свойственна существенно более высокая (что было подтверждено статистическим анализом) степень выраженности страхов, по сравнению с контрольной выборкой.

Рис. 2. Показатели выраженности страхов (сравнительная характеристика)

Данные различия между типологиями несущественны, однако, мы хотим отметить наименьший показатель выраженности страхов в группе тревожных детей. Мы связываем низкие количественные показатели в данной группе с тенденцией тревожных детей к невозможности «опредмечивать» свои опасения и страхи, что подтверждают другие авторы и данные, полученные нами, при анализе рисуночных тестов.

На рисунке 3 графически представлена степень выраженности страхов разных категорий, описанных А.М. Захаровым. Важно отметить, что в наибольшей степени социальные страхи выражены у детей агрессивных (в сочетании с личностной раздражительностью по Кеттелу) и импульсивных (в сочетании с реактивностью).

Агресс

Неуверенные Т ревожные Импульсивные Агрессивные

^ ^ ¿г ^ к—

,л _-у .о о?- .о1- ,<5^ ■ Контрольная группа

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Р оУ" ♦ ЧЧ®5 .*• о°

/V"

Рис. 3. Степень выраженности страхов в разных экспериментальных группах и контрольной выборке

Внутри типологий выявлена тенденция к проявлению определенной категории страхов. В группе агрессивных детей в большей степени выражены пространственные страхи (высоты, глубины, замкнутых пространств);

В группе импульсивных - темноты и кошмарных снов (в сочетании с низким самоконтролем по Кеттелу). Страх темноты подразумевает безразличный страх перед любой опасностью, появляющейся из нечего, ниоткуда, из темноты неизведанного и необжитого пространства.

В группе тревожных - страх сказочных персонажей. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны. Наличие страхов у детей школьного возраста носит возрастной, переходящий характер, но также может проявиться в виде патологии у детей с тревожными чертами характера.

В группе неуверенных - страхи, связанные с физическим ущербом (транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихии).

В контрольной группе, также, в наибольшей степени выражен страх физического ущерба (этот страх соответствует возрастной категории). В отличие от группы неуверенных детей, в контрольной группе степень его выраженности не носит деструктивный характер. Страхи, выраженные в наибольшей степени в группах тревожных, импульсивных и агрессивных детей относятся к категории страхов, в норме диагностируемых в более младшем возрасте. Страх сказочных персонажей соотносится с четырехлетним возрастом; страх темноты и кошмарных снов и пространственные страхи - с шести-семилетним возрастом. Полученное эмпирическое значение Иэмп (Критерий Манна-Уитни - 4) находится в зоне значимости. Это свидетельствует о подтверждении заявленной гипотезы: тревожность, неуверенность, импульсивность или агрессивность являются характеристиками, предрасполагающими к более высокой степени выраженности страхов.

Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:

1. Заявленные нами личностные характеристики - тревожность, неуверенность, импульсивность, агрессивность - предрасполагают к степени выраженности страхов более высокой, по сравнению с возрастной нормой, описанной и используемой в теории детских страхов.

2. Страхи, в наибольшей степени выраженные, в экспериментальных группах, относятся к категориям, диагностируемым в более младшем возрасте, чем возраст испытуемых. Что свидетельствует о задерживающем влиянии заявленных нами характеристик (тревожность, неуверенность, импульсивность, агрессивность) на развитие эмоциональной сферы детей.

3. В каждой характерологической типологии существует тенденция к выраженности определенной категории страхов: тревожные - сказочных персонажей; неуверенные

- страх физического ущерба; импульсивные - темноты и кошмарных снов; агрессивные -

пространственные страхи.

4. В наибольшей степени подвержены страху дети, относимые к типологии неуверенных, в наименьшей - к типологии тревожные.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От того, насколько успешно ребенок встраивает в свою действительность приобретения данного возраста, зависит его адаптация к школьной жизни, как подготовка к жизни взрослой. Содержательный анализ проявлений эмоции страха показывает различия в степени выраженности определенных категорий страха внутри отдельных характерологических типологий и между ними. В наибольшей степени в группе тревожных детей выражен страх сказочных персонажей, в группе неуверенных детей - страхи, связанные с причинением физического ущерба, в группе импульсивных детей - страх темноты, в группе агрессивных детей - пространственные страхи. Соотнесение результатов, полученных нами в ходе исследования, с теорией возрастных проявлений страхов в детском возрасте, позволяет сказать, что дети, обладающие одной из рассматриваемых нами характеристик поведения, в большей степени подвержены эмоции страха, чем их сверстники из контрольной группы. Тенденция к преобладанию категории страхов младшей возрастной группы, свидетельствует о взаимосвязи проявлений тревожности, неуверенности, импульсивности или агрессивности с некоторой степенью задержки развития эмоциональной сферы ребенка. Составление коррекционных программ, основанных на результатах исследования, делает возможным личностно направленный подход к минимизации страхов и к нивелированию личностных характеристик, представляющих трудности в адаптации детей младшего школьного возраста к измененной социальной обстановке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выбойщик, И.В. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла : учебное пособие / И.В. Выбойщик, З.А. Шакурова. - Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. ун-та, 2000. - 54 с.

2. Захаров, А.И. Ночные и дневные страхи у детей / А.И. Захаров. - СПб. : Союз, 2000.448 с.

3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд. - Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - 176 с.

REFERENCES

1. Vyboyschik, I.V. and Shakurova, Z.A. (2000), Personal multifactorial questionnaire R. Cat-tell: Tutorial, publishing house “SUSU”, Chelyabinsk.

2. Zakharov, A.I. (2000), Night and day terrors in children, Union, St. Petersburg.

3. Ed Dubrovina, I.V. (2000), Mental health of children and adolescents in the context of the psychological service, Business Book, Yekaterinburg.

Контактная информация: sania777_83@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2014.

УДК 796.015.55

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ УПРАЖНЕНИЯМИ ЙОГИ НА УРОВЕНЬ ТРАВМАТИЗМА

ФУТБОЛИСТОВ

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Екатерина Валериевна Морозова, преподаватель,

Тольяттинский социально-педагогический колледж

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования в тренировочном процессе футболистов специальных упражнений для профилактики травм опорно-двигательного аппарата. Известно, что современный спорт с высокими физическими и психическими нагрузками предъявляет к организму