Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ С РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ: НА ОСНОВАНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ШКОЛАХ Г. ХАБАРОВСКА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ С РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ: НА ОСНОВАНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ШКОЛАХ Г. ХАБАРОВСКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ / АКТИВНО ЗАНИМАЮЩИЕСЯ СПОРТОМ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шнейдер Ольга Сергеевна, Ключникова Александра Николаевна, Войтова Анна Викторовна

Целью исследования было определение взаимосвязей между показателями физического развития и физической подготовленности мальчиков и девочек 6-10 лет, активно занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью в учреждениях дополнительного образования и посещающих только уроки по физической культуре в общеобразовательных организациях г. Хабаровска и Хабаровского района. Авторы решали задачи проведения комплексного обследования физического состояния детей 6-10 лет и осуществления корреляционного анализа полученных данных для каждой возрастной группы мальчиков и девочек. Всего были обработаны показатели физического развития и физической подготовленности 400 детей. В результате приведены данные о том, что у детей 6-10 лет, не занимающихся активно физкультурно-спортивной деятельностью обнаружены только слабые и средние взаимосвязи между показателями физического развития и физической подготовленности, в отличии от данных детей активно занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шнейдер Ольга Сергеевна, Ключникова Александра Николаевна, Войтова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF INDICATORS OF THE PHYSICAL STATE OF AGE GROUPS OF CHILDREN AGED 6-10 YEARS WITH DIFFERENT PHYSICAL ACTIVITY: BASED ON STUDIES IN SCHOOLS IN KHABAROVSK

The aim of the study was to determine the relationship between the indicators of physical development and physical fitness of boys and girls 6-10 years old who are actively engaged in physical culture and sports activities in institutions of additional education and attend only physical education classes in educational institutions of Khabarovsk and Khabarovsk district. The authors solved the tasks of conducting a comprehensive examination of the physical condition of children aged 6-10 years and performing a correlation analysis of the data obtained for each age group of boys and girls. In total, indicators of physical development and physical fitness of 400 children were processed. As a result, data are presented that children 6-10 years old who are not actively engaged in physical culture and sports activities have only weak and average relationships between indicators of physical development and physical fitness, in contrast to these children who are actively engaged in physical culture and sports activities.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ С РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ: НА ОСНОВАНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ШКОЛАХ Г. ХАБАРОВСКА»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Взаимосвязь показателей физического состояния возрастных групп детей 6-10 лет с различной двигательной активностью: на основании исследований в школах г. Хабаровска

Шнейдер Ольга Сергеевна,

к.п.н., доцент, кафедра теории и методики физической культуры, Дальневосточная государственная академия физической культуры E-mail: schneyder.o@yandex.ru

Ключникова Александра Николаевна,

К.п.н., профессор, кафедра теории и методики физической культуры, Дальневосточная государственная академия физической культуры E-mail: an_kluchnikova@mail.ru

Войтова Анна Викторовна,

Доцент, кафедра биомеханики и технических средств обучения, Дальневосточная государственная академия физической культуры E-mail: anna_voitova@list.ru

Целью исследования было определение взаимосвязей между показателями физического развития и физической подготовленности мальчиков и девочек 6-10 лет, активно занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью в учреждениях дополнительного образования и посещающих только уроки по физической культуре в общеобразовательных организациях г. Хабаровска и Хабаровского района. Авторы решали задачи проведения комплексного обследования физического состояния детей 6-10 лет и осуществления корреляционного анализа полученных данных для каждой возрастной группы мальчиков и девочек. Всего были обработаны показатели физического развития и физической подготовленности 400 детей. В результате приведены данные о том, что у детей 6-10 лет, не занимающихся активно физкультурно-спортивной деятельностью обнаружены только слабые и средние взаимосвязи между показателями физического развития и физической подготовленности, в отличии от данных детей активно занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью.

Ключевые слова: физическое состояние, взаимосвязь показателей, двигательная активность детей, активно занимающиеся спортом, физические качества, морфо-функциональное развитие.

Введение

Потребность в сохранении здоровья - первая, хотя и не всегда осознанная потребность живых существ. Самый простой способ ее удовлетворения - физическая активность, необходимая для поддержания гомеостаза и самосохранения человека в условиях внешней среды. В этой связи становится понятной целесообразность создания системы научно обоснованных представлений о феномене физической активности человека, о его генезе, содержании и структуре, о закономерностях и особенностях формирования и реализации физической активности на разных этапах жизни от рождения до старости включительно.

Специалистами установлено, что уровень двигательной активности выступает генетически обусловленной величиной. Он наиболее высок у детей, что связано с ролью скелетной мускулатуры в обеспечении условий роста и развития организма в формировании гомеостаза [8]. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц», предложенному И.А. Аршавским (1967) [1], именно двигательная активность является основой физиологических механизмов, определяющих процесс роста и индивидуального развития ребенка. Двигательная активность оказывает решающее влияние на формирование интеллекта ребенка, на это указывал еще известный физиолог И.М. Сеченов [5]. Также, на взаимосвязь этих функций, указывают и многие специалисты современности [2, 3]. Это лишь подчеркивает важность физкультурно-спортивной деятельности детей, как процесса, призванного эффективно влиять на развитие ребенка, по средствам физических упражнений. Многочисленные исследования доказывают [4, 6, 7 и др.], что увеличение двигательной активности оказывает положительное влияние на все виды здоровья детей, но если не учитывать возрастные и морфофункциональ-ные особенности развития ребенка, то чрезмерные физические нагрузки могут привести и к негативным последствиям. Поэтому режим двигательной активности детей должен быть оптимальным.

Следует отметить, что такие морфологические признаки как длина тела и масса тела в детском периоде развития имеют тесную корреляционную связь с функциональными показателями [5]. Поэтому они обладают высокими возможностями для

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

прогноза и являются объективными критериями оценки уровня физического здоровья детей.

На основе вышеизложенных аргументов считаем, что разработка темы данного исследования является весьма своевременной и направленной на решение ряда проблем по повышению эффективности физкультурно-спортивной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных организациях Хабаровского края, как общего, так и дополнительного образования. Данное исследование проводилось в период с апреля по июнь 2022г согласно технического задания ВНИИФК по теме «Исследование уровня физического развития и физической подготовленности мальчиков и девочек 6-10 лет с различной двигательной активностью» (8-2022-69).

Результаты исследования и их обсуждение

При исследовании характера и объема двигательной активности обследуемых детей г. Хабаровска

и Хабаровского района было выявлено, что из 200 мальчиков 107 человек (53,5%), а из 200 девочек 72 человека (36%) занимаются физической культурой и спортом в спортивных организациях дополнительного образования. Виды их физкультурно-спортивной деятельности представлены в таблице.

Анализ корреляционных взаимоотношений между показателями двигательных качеств и физического развития детей 6-10 лет по годичным возрастным группам не обнаружил связей. Но группировка показателей мальчиков и девочек, имеющих различный уровень двигательной активности по возрастам 6-8 лет и 9-10 лет, позволила определить взаимосвязи средней и слабой силы (табл.).

У детей, имеющих дополнительные спортивные занятия (не менее 2р в неделю, длительностью не менее 60 минут, при стаже занятий не менее 5-6 месяцев) число взаимосвязей оказалось более значительным, и, в возрасте 9-10 лет их количество увеличивается.

Таблица. Показатели количества детей 6-10 лет г. Хабаровска и Хабаровского района, имеющих дополнительные занятия оздоровительной физической культурой и спортом

виды спорта г.Хабаровск Хабаровский район Всего

мальчики девочки мальчики девочки мальчики, п=200 девочки, п=200

п=100 п=100 п=100 п=100 кол-во % кол-во %

Единоборства 22 9 22 6 44 22 15 7,5

Плавание 11 9 11 4 22 11 13 6,5

Танцы 3 14 2 9 5 2,5 23 11,5

Спортивные игры 14 3 17 2 31 15,5 5 2,5

Виды гимнастики 0 4 1 5 1 0,5 9 4,5

Другие виды спорта и фитнес 2 4 2 3 4 2 7 3,5

Итого 52 43 55 29 107 53,5 72 36

В результате корреляционного анализа показателей физического состояния детей занимающихся активно физкультурно-спортивной деятельностью и занимающихся только в процессе физического воспитания в образовательных организациях по годам развития тесных взаимосвязей не было выявлено. Это можно объяснить недостаточно большой выборкой собранных данных, но при анализе слабых и средних взаимосвязей явно прослеживаются стойкие тенденции у детей обоих полов.

Если анализировать в целом показатели групп мальчиков 6-10 лет занимающихся спортом и не занимающихся спортом, то можно констатировать, что у занимающихся спортом детей общее количество взаимосвязей (в течение 5 лет развития) между данными физического развития и физической подготовленности более значительное. о Если анализировать по годам развития маль-Ы чиков, то наиболее насыщенным взаимосвязями § является возраст 6 лет, более 20 слабых взаимосвязей выявлено между показателями быстроты, ловкости и скоростно-силовыми способностями,

а у мальчиков, не занимающихся активно спортом в этом же возрасте наблюдаются только 8 слабых взаимосвязей между показателями физического развития и физической подготовленности.

У 7-ми летних мальчиков, занимающихся спортом остается ряд взаимосвязей с показателей быстроты и ловкости, и увеличивается количество взаимосвязей с показателями кистевой динамометрии. А вот у мальчиков, не занимающихся активно спортом, в 7 лет количество взаимосвязей между физическим развитием (в частности, в большей мере с морфологическими показателями) и проявлением быстроты и ловкости не увеличивается.

И, появляются слабые взаимосвязи между морфологическими показателями и данными кистевой динамометрии. Можно сделать вывод, что у мальчиков в 7-ми летнем возрасте за счет количественных изменений морфологических показателей происходит естественное увеличение силовых показателей (по данным кистевой динамометрии).

У 8-ми летних мальчиков обеих групп количество слабых взаимосвязей между данными физи-

ческого развития и физической подготовленности резко уменьшается. Так, у занимающихся спортом мальчиков обнаружено всего 6 слабых взаимосвязей, а у не занимающихся спортом их обнаружено 8, в большей мере между кистевой динамометрией и морфологическими показателями. В 9 лет у мальчиков обеих групп вновь появляется активность слабых взаимосвязей между морфологическими и силовыми показателями (кистевой динамометрии). А также появляются слабые зависимости между морфологическими данными и показателями гибкости, возможно, что это связано с изменением пропорций телосложения в данном возрасте.

Далее, в обеих группах 10-ти летних мальчиков наблюдаются хоть и редкие, но уже средние и даже тесные взаимосвязи (до 0,77) между морфологическими и силовыми показателями. Взаимосвязи между показателями общей выносливости и функциональных данных детей были слабо выраженными и наблюдались у них в 7 и 8 лет.

При корреляционном анализе показателей групп девочек 6-10 лет, активно занимающихся спортом и не занимающихся в целом (за 5-ти летний период развития) тоже можно отметить преимущество занимающихся спортом девочек по общему количеству слабых взаимосвязей. У занимающихся девочек можно выделить больше всего взаимосвязей в возрасте 7-ми и 9-ти лет, а у девочек, не занимающихся спортом наиболее многочисленными слабыми взаимосвязями являются периоды 6-ти, 9-ти и 10-ти лет.

Если анализировать взаимосвязи по годам жизни девочек, то можно отметить, что в 6 и 7 лет у тех девочек, которые активно занимаются спортом наблюдаются многочисленные взаимосвязи между показателями физического развития и показателями быстроты и ловкости.

Причем, в 7 лет эта взаимосвязь становится достаточно тесной, особенно с данными ловкости по тесту «челночный бег 3х10м» (например, показатели окружности грудной клетки, массы тела коррелируют с ловкостью от 0,76 до 0,9 у.е.). В этом же возрасте наблюдаются более тесные взаимосвязи физического развития с показателями развития силы (кистевая динамометрия и показатели теста «подъем туловища в сед из положения лежа на спине за 1 мин»). А у девочек, не занимающихся активно спортом, в 7 лет наблюдается гораздо меньшее количество, причем только слабых взаимосвязей. Отсюда можно сделать вывод, что занятия спортом оказывают влияние на физическое развитие девочек наиболее интенсивно в 7-ми летнем возрасте.

У 8-ми летних девочек, занимающихся спортом наблюдаются слабые и средние взаимосвязи физического развития с данными общей выносливости, скоростно-силовыми способностями и гибкостью.

Между тем, как у девочек, активно занимающихся спортом в этот период вновь наблюдается большое количество взаимосвязей физического развития с данными быстроты, скоростно-силовых

(по тесту «прыжок в длину с места») и силовых показателей (кистевая динамометрия).

У не занимающихся девочек, в 8 лет обнаружены взаимосвязи между показателями физического развития и проявлением быстроты и силы (кистевая динамометрия), такая же тенденция наблюдается у не занимающихся спортом девочек и в 9 лет.

К 10-ти годам у этих девочек проявляются взаимосвязи физического развития со скоростно-силовыми показателями в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу за 30с». Тогда как у не занимающихся девочек возрастает количество слабых взаимосвязей между физическим развитием и силовыми способностями, и общей выносливостью. Таким образом, по данным корреляционного анализа можно констатировать, что двигательная активность оказывает влияние на физическое развитие детей, это проявляется в наиболее раннем появлении большего количества взаимосвязей у детей занимающихся активно физкультурно-спортивной деятельностью.

У детей, не занимающихся спортом, подобная тенденция в виде появления взаимосвязей менее обильна, и наступает позднее на 1-2 года.

Заключение

Таким образом, в ходе анализа взаимосвязей показателей физического развития и физической подготовленности по возрастам детей 6-10 лет были выявлены следующие тенденции:

1. У мальчиков, активно занимающихся спортивной деятельностью определено наибольшее количество взаимосвязей физического развития с показателями физической подготовленности по сравнению с их сверстниками, имеющими организованную двигательную активность только в рамках физического воспитания образовательной организации. Наиболее тесными у мальчиков 6-7 лет оказались взаимосвязи между показателями физического развития и показателями быстроты, ловкости и скоростно-силовых способностей, далее, в 9 и 10 лет физическое развитие мальчиков больше взаимосвязано с показателями силовых способностей.

2. У девочек, активно занимающихся спортивной деятельностью возраста 6-7 лет, выявлены взаимосвязи показателей физического развития с данными быстроты и ловкости.

3. У детей 6-10 лет, не занимающихся активно физкультурно-спортивной деятельностью обнаружены только слабые и средние взаимосвязи только между отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Литература

1. Аршавский, И.А. Энергетическое правило скелетных мышц и его значение в обосновании

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

теории индивидуального развития / И.А. Ар-шавский // Мат. VIII научной конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. Ч. 2. Возрастная физиология и биохимия. 1967. С.24-26.

2. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка / Г. Доман. - М.: Аквариум, 1996. - 448с.

3. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. - М.: Академия, 2000. -184 с.

4. Пузырь, Юрий Павлович. Управление физическим воспитанием в общеобразовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01: [ВНИИФК] / Пузырь Юрий Павлович. - М.: 2006. - 26 с.

5. Семёнов, Л.А. Коррекция отклонений в кондиционной физической подготовленности школьников на основе мониторинга: учебное пособие / Л.А. Семёнов. - М.: Советский спорт, 2013. - 100 с.

6. Сидорова, И.Ю. Физическое развитие и физическая подготовленность детского населения города Иркутска в зависимости от типа конституции и биологического возраста: монография в 3 кн. / И.Ю. Сидорова, И.Н. Герасимова, М.В. Ларина, В.Ю. Лебединский под ред. В.Ю. Лебединского. - Иркутск: Изд-во ИрГУ, 2012. - Кн. 3. - 164 с.

7. Харитонов, В.И. Комплексная оценка физического развития и состояния как фактор управления здоровьесбережением учащихся / В.И. Харитонов, А.М. Мкртумян, С.А. Личаги-на // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 2 - С. 22-25.

8. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. / А.Г. Щедрина. -Новосибирск: Наука, 1989. - 136 с.

о

u

CM

CM

CM

CM

z

222

CORRELATION OF INDICATORS OF THE PHYSICAL STATE OF AGE GROUPS OF CHILDREN AGED 6-10 YEARS WITH DIFFERENT PHYSICAL ACTIVITY: BASED ON STUDIES IN SCHOOLS IN KHABAROVSK

Shneider O.S., Klyuchnikova A.N., Voitova A.V.

Far Eastern State Academy of Physical Culture

The aim of the study was to determine the relationship between the indicators of physical development and physical fitness of boys and girls 6-10 years old who are actively engaged in physical culture and sports activities in institutions of additional education and attend only physical education classes in educational institutions of Khabarovsk and Khabarovsk district. The authors solved the tasks of conducting a comprehensive examination of the physical condition of children aged 6-10 years and performing a correlation analysis of the data obtained for each age group of boys and girls. In total, indicators of physical development and physical fitness of 400 children were processed. As a result, data are presented that children 6-10 years old who are not actively engaged in physical culture and sports activities have only weak and average relationships between indicators of physical development and physical fitness, in contrast to these children who are actively engaged in physical culture and sports activities.

Keywords: physical condition, correlation of indicators, motor activity of children actively engaged in sports, physical qualities, morpho-functional development.

References

1. Arshavsky, I.A. The energy rule of skeletal muscles and its significance in substantiating the theory of individual development / I.A. Arshavsky // Mat. VIII Scientific conference on age morphology, physiology and biochemistry. Part 2. Age physiology and biochemistry. 1967. pp. 24-26.

2. Doman, G. Harmonious development of the child / G. Doman. -M.: Aquarium, 1996. - 448s.

3. Obreimova, N.I. Fundamentals of anatomy, physiology and hygiene of children and adolescents / N.I. Obreimova, A.S. Pet-rukhin. - M.: Academy, 2000. - 184 p.

4. Puzir, Yuri Pavlovich. Management of physical education in general education institutions based on monitoring of physical condition: abstract. dis. candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01: [VNIIFK] / Bubble Yuri Pavlovich. - M.: 2006. - 26 p.

5. Semenov, L.A. Correction of deviations in conditioned physical fitness of schoolchildren based on monitoring: textbook / L.A. Semenov. - M.: Soviet Sport, 2013. - 100 p.

6. Sidorova, I. Yu. Physical development and physical fitness of the children's population of Irkutsk depending on the type of constitution and biological age: monograph in 3 books / I. Yu. Sidorova, I.N. Gerasimova, M.V. Larina, V. Yu. Lebedinsky, edited by V. Yu. Lebedinsky. - Irkutsk: Publishing House of IrGU, 2012. -Book 3. - 164 p.

7. Kharitonov, V.I. Complex assessment of physical development and condition as a factor of health care management of students / V.I. Kharitonov, A.M. Mkrtumyan, S.A. Lichagina // Physical culture: upbringing, education, training. - 2002. - No. 2 -pp. 22-25.

8. Shchedrina, A.G. Ontogenesis and theory of health. Methodological aspects. / A.G. Shchedrin. - Novosibirsk: Nauka, 1989. -136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.