Научная статья на тему 'Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной и специальной коррекционной (I-II вида) школах, в начале учебного года'

Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной и специальной коррекционной (I-II вида) школах, в начале учебного года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники 7-10 лет / слуховая депривация / физическая подготовленность / 7-10 year-old school children / auditory deprivation / physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексанянц Гайк Дереникович, Медведева Олеся Андреевна, Топчий Татьяна Григорьевна, Ерохова Оксана Петровна, Селихова Екатерина Геннадьевна

Проведенный анализ исследований, посвященных физической подготовленности детей 7-10 лет, показывает, что в настоящее время имеются недостатки в развитии базовых физических качеств. Отсутствие индивидуализации в педагогическом процессе по физическому воспитанию детей 7-10 лет уменьшают его результативность и не создает нужных условий для организации у младших школьников мотивационно-ценностного и деятельностного звеньев физкультурного совершенствования. Это особенно значимо для детей со слуховой депривацией, у которых регистрируются функциональные нарушения в деятельности различных систем организма. В этих условиях у слабослышащих детей отмечаются отклонения в физическом развитии и физической подготовленности. Важнейшей задачей при этом является реализация коррекционного физического воспитания детей с этой патологией. Цель. Экспликация особенностей физической подготовленности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной и специальной коррекционной (I-II вида) школах. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое тестирование (воспроизведение положения рук, бег на 30 м, поднимание туловища, кистевая динамометрия, наклон вперед), методы математико-статистического анализа. Результаты исследования. 311 практически здоровых и 96 слабослышащих младших школьников демонстрируют ряд показателей, характеризующих физическую подготовленность, которые уже в начале учебного года отстают от должных величин. Это в большей степени касается детей со слуховой депривацией. Заключение. Зарегистрированные научные сведения позволяют утверждать о слабой эффективности процесса физического воспитания школьников 7-10 лет как в общеобразовательных, так и в специальных коррекционных школах и необходимости разработки педагогической методики с учетом показателей физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексанянц Гайк Дереникович, Медведева Олеся Андреевна, Топчий Татьяна Григорьевна, Ерохова Оксана Петровна, Селихова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of physical fitness among primary school children, who study at comprehensive and special correctional (type I-II) schools at the beginning of the school year

The organized analysis of the research works, dedicated to physical fitness of 7-10 year-old children, showed the insufficient level of the basic physical qualities development among them. The absence of individualization in pedagogical process of physical upbringing among 7-10 year-old children decreases its effectiveness and doesn’t provide necessary conditions for primary school children’s motivational-axiological and activity-based components of physical culture improvement. It is especially important for children with auditory deprivation. They have functional disorders in different systems of an organism. In these conditions hearing-impaired children have deviations in physical development and physical fitness. The most important objective in this case is correctional physical upbringing realization among children with this kind of pathology. The aim. The aim. Explication of the peculiarities of physical fitness among primary school children, who study at comprehensive and special correctional (type I-II) schools. Research methods.. Scientific-methodical sources analysis and summarizing, pedagogical testing (hands position reproduction, 30 meters run, body lifting, hand dynamometry, lean forward), methods of mathematical-statistical analysis. Research results. 311 almost healthy and 96 hearing-impaired primary school children demonstrate the range of indices. They characterize physical fitness, which at the beginning of the academic year stay behind due values. It is mainly concerns children with auditory deprivation. Conclusion.The registered scientific results help to reveal weak effectiveness of physical upbringing process among 7-10 year-old school children both at comprehensive and correctional schools and underline the necessity to create a pedagogical methodology taking into account physical fitness indices.

Текст научной работы на тему «Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной и специальной коррекционной (I-II вида) школах, в начале учебного года»

УДК 373.103.71+376 DOI 10.14526/2070-4798-2022-17-2-126-132

Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной и специальной коррекционной (I-II вида) школах, в начале учебного года

Алексанянц Г.Д.1*, Медведева ОА.1, Топчий Т.Г.2, Ерохова О.П.3, Селихова Е.Г.3

1Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Краснодар, Россия ORCID: 0000-0002-3504-9483, alexanyanc@mail.ru* ORCID: 0000-0002-0361-6666, medvedeva-ol.an@mail.ru 2Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Краснодар, Россия internat23@mail.ru 3Гимназия № 18 имени Героя Советского Союза Анатолия Березового

г. Краснодар, Россия school18@kubannet.ru xrom_83@mail.ru

Аннотация: Проведенный анализ исследований, посвященных физической подготовленности детей 7-10 лет, показывает, что в настоящее время имеются недостатки в развитии базовых физических качеств. Отсутствие индивидуализации в педагогическом процессе по физическому воспитанию детей 7-10 лет уменьшают его результативность и не создает нужных условий для организации у младших школьников мотивационно-ценностного и деятельностного звеньев физкультурного совершенствования. Это особенно значимо для детей со слуховой депривацией, у которых регистрируются функциональные нарушения в деятельности различных систем организма. В этих условиях у слабослышащих детей отмечаются отклонения в физическом развитии и физической подготовленности. Важнейшей задачей при этом является реализация коррекционного физического воспитания детей с этой патологией. Цель. Экспликация особенностей физической подготовленности у детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной и специальной коррекционной (I-II вида) школах. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое тестирование (воспроизведение положения рук, бег на 30 м, поднимание туловища, кистевая динамометрия, наклон вперед), методы математико-статистического анализа. Результаты исследования. 311 практически здоровых и 96 слабослышащих младших школьников демонстрируют ряд показателей, характеризующих физическую подготовленность, которые уже в начале учебного года отстают от должных величин. Это в большей степени касается детей со слуховой депривацией. Заключение. Зарегистрированные научные сведения позволяют утверждать о слабой эффективности процесса физического воспитания школьников 7-10 лет как в общеобразовательных, так и в специальных коррекционных школах и необходимости разработки педагогической методики с учетом показателей физической подготовленности.

Ключевые слова: школьники 7-10 лет, слуховая депривация, физическая подготовленность.

Для цитирования: Алексанянц Г.Д.*, Медведева О.А., Топчий Т.Г., Ерохова О.П., Селихова Е.Г. Особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной и специальной коррекционной (I-II вида) школах, в начале учебного года. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2):126-132 . DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-126-132

The peculiarities of physical fitness among primary school children, who study at comprehensive and special correctional (type I-II) schools at the

beginning of the school year

Gayk D. Aleksanyantsi*, Olesya A. Medvedevai, Tatyana G. Topchiy2, Oksana P.

Erokhova3, Ekaterina G. Selikhova3

1Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0002-3504-9483, alexanyanc@mail.ru* ORCID: 0000-0002-0361-6666, medvedeva-ol.an@mail.ru 2Special (correctional) boarding school Krasnodar, Russia internat23@mail.ru 3Hero of the Soviet Union Anatoly Berezovoy Gymnasium № 18 Krasnodar, Russia school18@kubannet.ru xrom_83@mail.ru

Abstract: The organized analysis of the research works, dedicated to physical fitness of 7-10 year-old children, showed the insufficient level of the basic physical qualities development among them. The absence of individualization in pedagogical process of physical upbringing among 7-10 year-old children decreases its effectiveness and doesn't provide necessary conditions for primary school children's motivational-axiological and activity-based components of physical culture improvement. It is especially important for children with auditory deprivation. They have functional disorders in different systems of an organism. In these conditions hearing-impaired children have deviations in physical development and physical fitness. The most important objective in this case is correctional physical upbringing realization among children with this kind of pathology. The aim. The aim. Explication of the peculiarities of physical fitness among primary school children, who study at comprehensive and special correctional (type I-II) schools. Research methods.. Scientific-methodical sources analysis and summarizing, pedagogical testing (hands position reproduction, 30 meters run, body lifting, hand dynamometry, lean forward), methods of mathematical-statistical analysis. Research results. 311 almost healthy and 96 hearing-impaired primary school children demonstrate the range of indices. They characterize physical fitness, which at the beginning of the academic year stay behind due values. It is mainly concerns children with auditory deprivation. Conclusion.The registered scientific results help to reveal weak effectiveness of physical upbringing process among 7-10 year-old school children both at comprehensive and correctional schools and underline the necessity to create a pedagogical methodology taking into account physical fitness indices. Keywords: 7-10 year-old schoolchildren, auditory deprivation, physical fitness.

For citation: Gayk D. Aleksanyants*, Olesya A. Medvedeva, Tatyana G. Topchiy, Oksana P. Erokhova, Ekaterina G. Selikhova. The peculiarities of physical fitness among primary school children, who study at comprehensive and special correctional (type I-II) schools at the beginning of the school year. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 126-132 . DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-126132

Исследование проводилось в рамках гранта Кубанского научного фонда № ППН-21.1/27 «Вектор адаптации сенсомоторных систем детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации к образовательным физкультурным технологиям».

Актуальность

В настоящее время не вызывает сомнений то, что процесс обучения в школах предъявляет значительные физические, психологические и функциональные требования к организму ребенка [5]. При этом предлагаемые инновационные методики обучения не всегда соответствуют физиологическим возможностям обучающихся. Акцент делается в основном на интеллектуальное развитие, не в должной мере учитываются индивидуальные

сингулярности физической подготовленности школьников. Несоразмерность учебной нагрузки компенсаторным возможностям детского организма приводит к нарушениям в состоянии физического здоровья [3; 11]. Не всегда принимаются во внимание классические понятия общих закономерностей роста и развития [1].

В то же время неотъемлемым звеном адаптации детей к обучению в школе являются физическая подготовленность и

морфофункциональный статус, способствующие пониманию сущностных изменений в нейроэндокринной, вегетативной и других системах ребенка.

В научной и методической литературе имеется много работ о гетерохронности соматического развития [4; 10; 21].

Так, показатели физической подготовленности являются индикаторами состояния физического здоровья обучающихся [6; 20].

Вместе с тем характер физического развития детей (как замедленное, так и ускоренное) определяет функциональные и адаптивные возможности и может отрицательно влиять на физическую и умственную работоспособность [14].

То есть, определение отклонений в характере физической подготовленности детей позволяет раскрыть, насколько целенаправленно физическое воспитание способствует их функциональному и соматическому совершенствованию.

Это особенно важно для детей с нарушением слуха, поскольку, по мнению С.А. Курамина (2007), Е.В. Трофимовой с соавт. (2009), изменение функции слухового анализатора провоцирует тормозные фазовые состояния в нейронах коры головного мозга, что порождает недостатки в деятельности в том числе сенсомоторных систем.

При этом школьники со слуховой депривацией чаще делают погрешности при усвоении наставлений, у них затруднена экзартикуляция нужных данных, снижена проприоцептивная и кинестетическая чувствительность и целостность зрительного восприятия по сравнению со здоровыми сверстниками [16; 17].

Ряд исследователей, используя преимущественно педагогические и

функциональные методики, отмечают, что физическая подготовленность детей со слуховой депривацией уступает по многим параметрам таковой слышащих сверстников [9; 13; 19].

Наряду с этим такие особенности детей со слуховой депривацией исследованы

фрагментарно, с применением разноплановых методических подходов, в большинстве случаев на разном контингенте обследуемых, а имеющаяся информация не систематизирована.

Всё вышеизложенное послужило основанием для проведения настоящих наблюдений, целью которых была экспликация особенностей физической подготовленности детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной и специальной коррекционной (I-II вида) школах, в начале учебного года.

Материалы и методы

Исследование осуществлялось

на базах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

муниципального образования г. Краснодар гимназии № 18 имени Героя Советского Союза Анатолия Березового, муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения муниципального образования г. Краснодар средней общеобразовательной школы № 63 имени Героя Советского Союза Фёдора Толбухина, государственного казённого общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной

(коррекционной) школы-интерната г. Краснодара, лаборатории кафедры анатомии и спортивной медицины федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма».

В наблюдениях приняли участие 311 практически здоровых школьников (149 мальчиков и 162 девочки), 96 - слабослышащих (49 мальчиков и 47 девочек), страдающих двусторонней сенсоневральной тугоухостью III-IV степени, возраст которых соответствовал периоду первого и второго детства.

При анализе физической

подготовленности и физического развития детей применялись доступные, легко воспроизводимые и адекватные во время скрининговых исследований методы. Так, для педагогического тестирования выбраны упраж -

нения, определяющие уровень развития физической подготовленности: скоростных (быстрота), координационных (ловкость), силовых (сила) способностей, гибкости, выносливости, которые представлены в доступной научно-методической литературе и нормативных требований для обучающихся в образовательных организациях [7; 8; 15; 18; 23].

Поскольку в рамках одной статьи технически сложно показать полный комплекс, отображающий уровень физической подготовленности детей, был взят фрагмент исследования, в котором использовались: воспроизведение положения рук (применяли гониометр фирмы «Physiomed Elektromedizin»), бег на 30 м, поднимание туловища, кистевая динамометрия (электронный кистевой динамометр - ДМЭР-30), наклон вперед.

Исследования поводились в начале учебного года многократно, так как в этот период регистрируется реакция на учебные нагрузки, то есть создается удовлетворительный уровень адаптации. Для каждого школьника оформляли протокол.

Следует отметить однородность рассматриваемых групп учащихся

общеобразовательных школ по степени пролификации изучаемых параметров физической подготовленности со средними возрастными значениями (модельными) для детей, проживающих в Краснодарском крае [2].

Дети принимали участие в исследовании на добровольной основе, от их родителей получено письменное информированное согласие.

Обработка полученных в ходе исследования экспериментальных данных проводилась по стандартным математико-статистическим методам на IBM - совместимых компьютерах. Рассчитывались следующие значения: средняя арифметическая (М), средняя ошибка (±m).

коррекционной (1-11 вида) школах представлены в таблицах 1-2.

Как показал сравнительный анализ полученных в исследовании данных достоверно лучше показатели такого физического качества, как ловкость, у мальчиков 7-9 лет общеобразовательных школ по сравнению со сверстниками специальной коррекционной школы (р<0,05 - р<0,001).

У мальчиков 10 лет по этому показателю отличий не зарегистрировано.

В полученных результатах бега на 30 м у 7-летних мальчиков общеобразовательных и специальной коррекционной школ изменений не обнаружено, а у 8-10-летних предпочтительные показатели продемонстрировали учащиеся общеобразовательных школ (р<0,05).

Разницы в показателях «поднимание туловища», «кистевая динамометрия» у мальчиков 7-10 лет общеобразовательных и специальной коррекционной школ не отмечено.

В упражнении «наклон вперед» гибкость была лучше у мальчиков 10 лет общеобразовательных школ (р<0,01). Расхождений в других сравнительных группах не установлено.

Характеризуя значения показателей физической подготовленности у девочек 7-10 лет, следует отметить, что в тестах «воспроизведение угла 45°» при сгибании в локтевых суставах и «бег на 30 м» отмечалось преимущество полученных параметров у учащихся общеобразовательных школ по сравнению со специальной коррекционной (р<0,05 - р<0,001).

В остальных проведенных тестах («поднимание туловища», «кистевая динамометрия», «наклон вперед»)

различий в показателях у девочек 7-10 лет общеобразовательных и специальной коррекционной школ не выявлено.

Результаты и обсуждение

Средние величины некоторых изучаемых показателей физической подготовленности детей 7-10 лет в начале учебного года в общеобразовательной и специальной

Таблица 1

Некоторые показатели физической подготовленности детей 7-10 лет общеобразовательного учреждения в начале учебного года (М±т)

№ Показатели В начале учебного года

п/п 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет

n-84 n 80 n-75 n- 72

м-41 Д-43 м-38 Д-42 м-36 Д-39 м-35 Д-37

1. Воспроизведение угла 45° 10,1 11,3 10,0 11,1 9,5 10,4 9,4 10,1

при сгибании в локтевых ±0,42 ±0,14 ±0,15 ±0,23 ±0,19 ±0,39 ±0,10 ±0,27

суставах (градусы)

2. Бег на 30 м (с) 6,2 6,4 6,1 6,3 6,0 6,2 5,7 6,1

±0,1 ±0,1 ±0,1 ±0,1 ±0,1 ±0,1 ±0,1 ±0,1

3. Поднимание туловища 24, 24,1 25,9 24,6 26,6 25,4 28,4 26,7

(кол-во) 8±0,2 ±0,5 ±0,3 ±0,7 ±0,4 ±0,8 ±0,1 ±1,3

4. Кистевая динамометрия 12,1 9,8 13,8 11,7 15,9 14,1 17,4 16,4

правой руки (кг) ±0,6 ±0,8 ±0,7 ±0,4 ±1,1 ±0,8 ±0,3 ±0,8

5. Наклон вперед (см) 3,1 2,9 4,6 4,4 5,4 4,7 6,0 5,9

±0,2 ±0,5 ±0,3 ±0,9 ±0,4 ±0,6 ±0,1 ±0,7

Таблица 2

Некоторые показатели физической подготовленности детей 7-10 лет специальной коррекционной школы в начале учебного года (M±m)

№ Показатели В начале учебного года

п/п 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет

n-20 n 23 n-28 n- 25

м-10 д-10 м-12 д-11 м-14 Д-14 м-13 Д-12

1. Воспроизведение угла 45° 6,8 6,7 8,0 8,1 7,8 7,8 8,7 7,1

при сгибании в локтевых ±0,5 ±0,3 ±0,2 ±0,4 ±0,7 ±0,2 ±0,4 ±0,1

суставах (градусы)

2. Бег на 30 м (с) 6,4 7,0 6,7 6,8 6,5 6,6 6,2 6,4

±0,2 ±0,1 ±0,3 ±0,2 ±0,2 ±0,1 ±0,1 ±0,1

3. Поднимание туловища 25,4 24,3 26,1 25,6 27,2 26,0 28,3 27,1

(кол-во) ±0,6 ±0,2 ±0,4 ±0,5 ±0,4 ±0,8 ±0,6 ±0,7

4. Кистевая динамометрия 12,8 11,3 14,2 12,6 16,1 14,1 17,8 16,2

правой руки (кг) ±0,7 ±0,8 ±0,6 ±0,5 ±0,8 ±0,2 ±0,4 ±0,6

5. Наклон вперед (см) 3,4 3,1 4,8 4,6 5,9 5,0 6,9 5,7

±0,1 ±0,4 ±0,5 ±0,8 ±0,4 ±0,7 ±0,1 ±0,2

Заключение

Насегодняшнийденьосновополагающим методом учебных занятий по физической культуре в общеобразовательном учреждении является групповой, что не полностью позволяет в рамках урока учитывать индивидуальные особенности школьника в части его физической подготовленности.

Выполнение задачи по активации

моторной деятельности младших школьников и существенному повышению у них уровня физической подготовленности рационально строить на личностно-ориентированном педагогическом подходе.

С целью реализации одного из базовых компонентов физического воспитания -формирования объема двигательных действий, целесообразно нацеливать преподавателей

физической культуры на увеличение физической подготовленности детей.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М. 1980: 196.

2. Аршинник С.П. К вопросу об оценке физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций на основе результатов выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и обороне». Перспективы науки и образования. 2020; 4(46): 203-216.

3. Виленская Т.Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Краснодар. 2011:

19.

4. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников. М.: АСТ. 2003: 220.

5. Галанова С.С. Модульная программа третьего урока физической культуры для 5-6-х классов по подготовке школьников к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО III ступени. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 73-79. DOI: 10.14526/2070-47982021-16-3-73-79

6. Губа В.П. Развитие интереса к произвольной двигательной активности младших школьников в ракурсе применения импровизационно-творческих подвижных игр (филосов.-пед. аспект). Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007; 6: 56-58.

7. Демидова В.Е. Физкультурно-оздоровительная работа в условиях прогимназии. Краснодар: Краснодарские известия. 2001: 154.

8. Денисова Л.В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: учебное пособие для вузов. К.: Олимпийская литература. 2008: 127.

9. Доронцев А.В. Оценка уровня развития координационно-двигательного потенциала у мальчиков 12-13 лет с нейросенсорной тугоухостью I-II степени, занимающихся адаптивным баскетболом. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(4): 109-114. DOI: 10.14526/2070-47982020-15-4-109-114

10. Ключникова С.Н. Концептуальный подход к организации и подготовке студентов к сдаче нормативов нового комплекса ГТО. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической

культуры и спорта. 2018; 13(3): 112-120. DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-112-120.

11. Кочурова Л.А. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 120-127. DOI: 10.14526/2070-47982018-13-3-120-127

12. Курамин С.А. Механизмы адаптационно-компенсаторных изменений при сенсорных нарушениях у детей. Тезисы докладов XX Съезда физиологичекого общества им. И. П. Павлова (4-8 июня 2007 г.). М.: РАН. 2007: 271.

13. Кутумова Н.Б. Заболеваемость и инвалидность детского населения Краснодарского края от болезней уха и сосцевидного отростка в связи с экологической ситуацией.Влияниеприродныхиантропогенных факторов на социоэкосистемы. Рязань. 2007;.

4: 142-145.

14. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. Пособие. М.: Советский спорт. 2006: 208.

15. Лях В.И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста : дис. ... д-ра пед. наук. М. 1990: 513.

16. Медведева О.А. Особенности физической подготовленности детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации в зависимости от соматотипа. Теория и практика физической культуры. 2014; 10: 101-104.

17. Медведева О.А. Физиологические механизмы адаптации сенсорных систем детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации в зависимости от соматотипа: монография. Краснодар: КГУФКСТ. 2018: 206с.

18. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор омоложения детей и подростков. М.: Теория и практика физической культуры.2001: 332

19. Новичихина Е.В. Особенности методики обучения подвижным играм неслышащих детей младшего школьного возраста. Адаптивная физическая культура. 2006; 3(27): 9-13.

20. Селихова, Е. Г. Динамика показателей координационных способностей детей 7-10 лет в течение учебного года в условиях образовательного учреждения. Физическая культура, спорт - наука и практика. 2019; 4: 18-26.

21. Селихова Е.Г. Структура и содержание экспериментальной педагогической модели

национных способностей обучающихся в образовательном учреждении детей 7-10 лет на основе учета психофизиологических показателей. Наука и спорт: современные тенденции. 2021; 9(2): 29-39.

22. Трофимова Е.В. Возрастные особенности функционального состояния детей с нейросенсорной тугоухостью. Обмен веществ

при адаптации и повреждении: материалы межд. конф. Ростов-на-Дону. 2009: 50-53.

23. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар. 1998: 537.

Статья поступила в редакцию: 10.05.2022

Алексанянц Гайк Дереникович - доктор медицинских наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, дом 161, e-mail: alexanyanc@mail.ru

Медведева Олеся Андреевна - кандидат биологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, дом 161, e-mail: medvedeva-ol.an@mail.ru

Топчий Татьяна Григорьевна — директор, Специальная (коррекционная) школа-интернат, 350061, Россия, г. Краснодар, ул. им. Мачуги В.Н., дом 80, e-mail: internat23@mail.ru Ерохова Оксана Петровна - и.о. директора, Гимназия № 18 имени Героя Советского Союза Анатолия Березового, 350062, Россия, г. Краснодар, ул. Воровского, дом 229, e-mail: school18@ kubannet.ru

Селихова Екатерина Геннадьевна--учитель, Гимназия № 18 имени Героя Советского

Союза Анатолия Березового, 350062, Россия, г. Краснодар, ул. Воровского, дом 229, e-mail: xrom_83@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.