УДК 373.103.71-056.2
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Е.Г. Селихова, соискатель,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, кафедра анатомии и спортивной медицины, e-mail: [email protected].
Аннотация.
Актуальность. Анализ физической подготовленности школьников свидетельствует о недостатках в развитии базовых физических качеств, в том числе и такого важнейшего, как координационные способности.
Недостатки в контексте индивидуализации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию младших школьников значительно снижают его эффективность и не обеспечивают необходимых условий для формирования у них мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов физкультурно-спортивного совершенствования.
Цель исследования заключается в изучении состояния и уровня сформированности координационных способностей детей 7-10 лет, в рамках программно-методического обеспечения координационной подготовки, базирующегося на традиционных подходах образовательной организации в начале и в конце учебного года.
Методы исследования: проведено педагогическое тестирование (сохранение равновесия, переключение и сочетание движений, ориентирование в пространстве, точность воспроизведения параметров движений). Использованы методы математического анализа.
Результаты исследования, в котором приняли участие 277 школьников, возраст которых соответствовал периоду второго детства - учащиеся МБОУ гимназии № 18, показали, что практически половина показателей, отражающих координационные способности у детей 7-10 лет, в конце учебного года не претерпела изменений.
Заключение. Учебные занятия положительно влияют на процесс становления двигательной сфе-
ры детей 7-10 лет, что подкрепляется фактами значимого увеличения ряда изучаемых параметров координационных способностей. Вместе с тем полученные научные факты свидетельствуют о недостаточной эффективности процесса физического воспитания у школьников 7-10 лет в образовательных учреждениях и понимании целесообразности разработки педагогической методики с учетом показателей координационных способностей.
Ключевые слова: дети 7-10 лет, координационные способности, годичный учебный цикл.
Для цитирования: Селихова Е.Г. Динамика показателей координационных способностей детей 7-10 лет в течение учебного года в условиях образовательного учреждения // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019.
- № 4. - С. 18-26.
For citation: Selikhova Е. Dynamics of indicators of coordination abilities of 7-10 year-old children during an academic year at an educational institution. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport
- Science and Practice.], 2019, no 4, pp. 18-26 (in Russian).
Актуальность. В настоящее время органами управления образования Российской Федерации уделяется системное внимание организационным, содержательно-технологическим и другим составляющим процесса физического воспитания школьников [4; 6, с. 157-158; 12, с. 83-87; 15].
В научно-методической литературе имеется большое количество работ, которые посвящены процессу физической подготовки в части различных подходов к определению фундаментальных закономерностей развития базовых физических качеств у детей в разные периоды онтогенеза [1; 2, c. 35-38; 3; 5; 19, c. 160-162; 26, c. 18-21; 20, c. 16-23].
Многочисленные факты, полученные в различных областях научного знания, обосновывают подходы к формированию и становлению физического потенциала школьников, которые базируются на фундаментальных компонентах теорий физической культуры и физического воспитания. При этом анализ физической подготовленности школьников свидетельствует о недостатках в развитии базовых физических качеств (И.В. Муратова, 2010), в том числе и такого важнейшего, как координационные способности.
Существенные недостатки в контексте индивидуализации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию младших школьников значительно снижают его эффективность и не обеспечивают необходимых условий для формирования у них мотива-ционно-ценностного и деятельностного компонентов физкультурно-спортивного совершенствования [7, с. 56-58; 11; 21; 22; 23, с. 153-155; 15].
Наличие незначительного количества диссертационных исследований, в которых конкретизированы эффективные практические рекомендации по организационным и методическим аспектам процесса формирования и развития координационных способностей, а также по технологическим подходам к оценке этого физического качества, в значительной мере снижает, по нашему мнению, качество учебного процесса в образовательных учреждениях [10].
То есть недостаточно решена проблема развития их физических качеств, в том числе и такого важнейшего для обеспечения жизнедеятельности ребенка, как координационные способности.
Таким образом, в процессе физического воспитания детей 7-10 лет возникла проблемная ситуация, сущностью которой является недостаточно эффективная система развития координационных способностей младших школьников и отсутствие в программно-нормативных документах обоснованных рекомендаций по реализации этой проблемы.
С целью изучения состояния и уровня сформиро-ванности координационных способностей детей 7-10 лет, в рамках программно-методического обеспечения координационной подготовки, базирующегося на традиционных подходах образовательной организации в годичном учебно-воспитательном цикле, были проведены предварительные исследования в лонгитюдном режиме.
Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 277 школьников, возраст которых соответствовал периоду второго детства -учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Краснодар гимназии № 18 (132 мальчика и 145 девочек). С целью определения возраста, наблюдаемого у детей, нами была использована возрастная периодизация, рекомендованная Медико-генетическим научным центром Российской академии медицинских наук (Н.А. Каширская с соавт., 2000). В исследовании дети принимали участие на добровольной основе, от их родителей по-
лучено письменное информированное согласие.
Наблюдение осуществлялось на базе муниципального общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Краснодар гимназии №18, лаборатории кафедры анатомии и спортивной медицины ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». Исследования проводились многократно. Для каждого школьника оформляли протокол.
Для проведения педагогического тестирования были выбраны контрольные упражнения, характеризующие уровень развития координационных способностей детей 7-10 лет, которые рекомендованы в научно-методической литературе [14, 17, 10, 13], программ физического воспитания и нормативных требований по физической подготовленности детей в образовательных организациях [25, 8, 18].
К сожалению, полный комплекс, определяющий возможность оценивания уровня координационных способностей детей, технически сложно отобразить в рамках одной статьи, поэтому был взят фрагмент исследования, в котором использовались тесты на изучение координационных способностей: сохранение равновесия, переключение и сочетание движений, ориентирование в пространстве (поворот - ходьба по прямой), воспроизведение темпоритмовой структуры движений, точность воспроизведения (угловых, временных, силовых) параметров движений (использовали гониометр фирмы «РЬу$ютес1 Е^ктотес^т» - Германия; секундомер; электронный кистевой динамометр - ДМЭР-30, становый динамометр).
Методы математического анализа. Обработка полученных в ходе исследования экспериментальных данных проводилась по стандартным математико-ста-тистическим методам на 1ВМ-совместимых компьютерах [9, 16].
При этом рассчитывались следующие значения: средняя арифметическая величина (М); средняя ошибка средней арифметической (т); стандартное отклонение (о).
Отличия средних арифметических величин, полученных в исследовании, определяли по критерию Стьюдента. Пятипроцентный уровень значимости считали достоверным.
Результаты исследования. В ходе исследования, в зависимости от особенностей координационных способностей, тесты разделены на следующие блоки [14, 17]: некоторые показатели координационных способностей и показатели воспроизведения параметров движения.
В таблицах 1-4 представлены средние величины некоторых изучаемых показателей координационных способностей и показатели точности воспроизведения движений детей 7-10 лет в начале и к концу учебного года в общеобразовательном учреждении. Изучение полученных результатов после статистической обработки позволило утверждать, существенные изменения показателей координационных способностей
Таблица 1
Некоторые показатели координационных способностей детей 7-10 лет в начале учебного года
общеобразовательного учреждения (М±т)
В начале учебного года
№ Показатели 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет
п/п п-75 п-71 п-67 п-64
м-36 д-39 м-33 д-38 м-32 д-35 м-31 д-33
1 Сохранение равновесия (с) 10,6±0,28 11,2±0,31 12,9±0,29 12,3±0,76 13,2±0,55 13,5±0,73 14,1±0,42 15,7±0,46
2 Переключение и сочетание движений (баллы) 6,5±0,29 6,3±0,41 7,6±0,44 7,0±0,38 7,8±0,72 7,7±0,58 9,1±0,27 9,4±0,33
3 Ориентирование в пространстве (см) 16,4±0,72 18,7±0,87 14,2±0,66 15,0±0,72 12,3±0,41 13,3±0,16 10,8±0,41 11,2±0,72
Воспроизведение
4 темпо-ритмовой структуры движений (с) 1,1±0,04 1,2±0,06 1,0±0,03 1,1±0,02 0,9±0,07 0,8±0,04 0,7±0,03 0,6±0,02
Таблица 2
Показатели точности воспроизведения движений детей 7-10 в начале учебного года общеобразовательного учреждения (М±т)
№ п/п Показатели В начале учебного года
7 лет п-75 8 лет п-71 9 лет п-67 10 лет п-64
м-36 д-39 м-33 д-38 м-32 д-35 м-31 д-33
1 Воспроизведение 45° при сгибании в локтевых суставах (градусы) 10,1±0,42 11,3±0,14 10,0±0,15 11,1±0,23 9,5±0,19 10,4±0,39 9,4±0,10 10,1±0,27
2 Воспроизведение Z45° при сгибании в тазобедренных суставах (градусы) 13,0±0,82 12,9±0,15 12,1±0,51 12,5±0,13 11,4±0,24 11,9±0,16 10,9±0,33 11,2±0,21
3 Воспроизведение временного интервала 10 с (с) 1,5±0,06 1,4±0,05 1,3±0,07 1,4±0,05 1,1±0,02 1,2±0,04 1,0±0,04 1,1±0,03
4 Воспроизведение оптимального усилия кистевой динамометрии правой руки (кг) 1,0±0,04 0,8±0,06 1,1±0,03 0,9±0,02 1,1±0,05 0,9±0,07 1,2±0,08 0,8±0,04
5 Воспроизведение оптимального усилия становой динамометрии (кг) 2,3±0,20 2,4±0,13 2,3±0,07 2,3±0,12 2,4±0,07 2,3±0,11 2,4±0,13 2,4±0,14
Примечание:
р- достоверность различий между показателями координационных способностей у мальчиков 7 лет в начале и в конце учебного года
р2 - достоверность различий между показателями координационных способностей у девочек 7 лет в начале и в конце учебного года
р3 - достоверность различий между показателями координационных способностей у мальчиков 8 лет в начале и в конце учебного года
р4 - достоверность различий между показателями координационных способностей у девочек 8 лет в начале и в конце учебного года
р5 - достоверность различий между показателями координационных способностей у мальчиков 9 лет в начале и в конце учебного года
р6 - достоверность различий между показателями координационных способностей у девочек 9 лет в начале и в конце учебного года
р7 - достоверность различий между показателями координационных способностей у мальчиков 10 лет в начале и в конце учебного года
р8 - достоверность различий между показателями координационных способностей у девочек 10лет в начале и в конце учебного года
Таблица 3
Некоторые показатели координационных способностей детей 7-10 лет в конце учебного года
общеобразовательного учреждения (М±m)
№ п/п Показатели В конце учебного года
7 лет п-75 8 лет п-71 9 лет п-67 10 лет п-70
м-36 д-39 м-33 д-38 м-32 д-35 м-31 д-33
1 Сохранение равновесия (с) 11,9±0,09 1=4,42 р,<0,05 12,7±0,12 1=4,51 Р2<0,05 13,8±0,18 1=2,64 Р3<0,05 14,1±0,21 1=2,28 р4<0,05 15,3±0,17 1=3,65 Р5<0,05 15,7±0,32 1=2,76 Р6<0,05 16,4±0,27 1=4,61 Р7<0,05 17,1±0,31 1=2,52 Р8<0,05
2 Переключение и сочетание движений (баллы) 7,2±0,11 1=2,26 р,<0,05 6,9±0,24 1=1,26 Р2>0,05 8,1±0,19 1=1,04 Р3>0,05 7,9±0,07 1=2,33 р4<0,05 8,6±0,43 1=0,95 Р5>0,05 8,5±0,18 1=1,32 Р6>0,05 10,3±0,73 1=1,54 Р7>0,05 10,6±0,65 1=1,65 Р8>0,05
3 Ориентирование в пространстве (см) 16,9±0,14 1=0,68 р,>0,05 17,8±0,19 1=1,01 Р2>0,05 13,7±0,42 1=0,64 Р3>0,05 13,8±0,27 1=1,56 р4>0,05 11,4±0,32 1=1,73 Р5>0,05 11,9±0,81 1=1,70 Р6>0,05 9,7±0,64 1=1,45 Р7>0,05 9,8±0,65 1=1,44 Р8>0,05
4 Воспроизведение темпо-ритмовой структуры движений (с) 1,0±0,02 1=2,24 р1<0,05 0,9±0,08 1=3,00 Р2<0,05 0,9±0,01 1=3,16 Р3<0,05 0,9±0,04 1=4,47 р4<0,05 0,8±0,05 1=1,16 Р5>0,05 0,7±0,06 1=1,39 Р6>0,05 0,6±0,1 1=0,96 Р7>0,05 0,5±0,1 1=0,98 Р8>0,05
мальчиков и девочек 7 лет к концу учебного года отмечены:
- у мальчиков в сохранении равновесия, переключении и сочетании движений, воспроизведении темпо-ритмовой структуры движений;
- у девочек в сохранении равновесия, воспроизведении темпо-ритмовой структуры движений, воспроизведении Z450 при сгибании в локтевых и тазобедренных суставах.
В группе восьмилетних школьников были получены значимые изменения к концу учебного года:
- у мальчиков в сохранении равновесия, воспроизведении темпо-ритмовой структуры движений, воспроизведении оптимального усилия кистевой и становой динамометрии;
- у девочек в сохранении равновесия, переключении и сочетании движений, воспроизведении темпо-ритмовой структуры движений, воспроизведении Z45° при сгибании в локтевых и тазобедренных суставах.
К концу учебного года у школьников 9 лет зарегистрированы следующие достоверные изменения:
- у мальчиков в сохранении равновесия, воспроизведении оптимального усилия кистевой и становой динамометрии;
- у девочек в сохранении равновесия, переключении и сочетании движений, воспроизведении Z45° при сгибании в локтевых и тазобедренных суставах.
Что касается школьников 10 лет, то достоверное улучшение рассматриваемых показателей к концу учебного года установлено:
Примечание:
р- достоверность различий между показателями координационных способностей у мальчиков 7лет в начале и в конце учебного года
р2- достоверность различий между показателями координационных способностей у девочек 7лет в начале и в конце учебного года
р3 - достоверность различий между показателями координационных способностей у мальчиков 8 лет в начале и в конце учебного года
р4- достоверность различий между показателями координационных способностей у девочек 8лет в начале и в конце учебного года
р5 - достоверность различий между показателями координационных способностей у мальчиков 9 лет в начале и в конце учебного года
р6 - достоверность различий между показателями координационных способностей у девочек 9лет в начале и в конце учебного года
р7 - достоверность различий между показателями координационных способностей у мальчиков 10 лет в начале и в конце учебного года
р8 - достоверность различий между показателями координационных способностей у девочек 10 лет в начале и в конце учебного года
Таблица 4
Показатели точности воспроизведения движений детей 7-10 лет в конце учебного года общеобразовательного учреждения (М±т)
№ п/п Показатели В конце учебного года
7 лет п-75 8 лет п-71 9 лет п-67 10 лет п-64
м-36 д-39 м-33 д-38 м-32 д-35 м-31 д-33
1 Воспроизведение Z45° при сгибании в локтевых суставах (градусы) 10,9±0,39 1=1,40 р1>0,05 10,7±0,10 1=3,49 р2<0,001 10,4±0,23 1=1,46 р3>0,05 10,4±0,12 1=2,70 р4<0,05 9,1±0,2 1=1,45 р5>0,05 9,5±0,18 1=2,10 р6<0,05 8,7±0,08 1=5,47 р7<0,001 9,2±0,16 1=2,87 р8<0,05
2 Воспроизведение Z45° при сгибании в тазобедренных суставах (градусы) 12,8±0,67 1=0,19 р1>0,05 12,4±0,14 1=2,44 р2<0,05 12,6±0,44 1=0,74 р3>0,05 12,1±0,09 1=2,53 р4<0,05 10,7±0,29 1=1,86 р5>0,05 10,8±0,11 1=5,67 р6<0,001 10,1±0,12 1=2,28 р7<0,05 10,3±0,14 1=3,57 р8<0,001
3 Воспроизведение временного интервала 10 с (с) 1,4±0,03 1=1,49 р1>0,05 1,4±0,09 1=0,97 р2>0,05 1,2±0,06 1=1,08 р3>0,05 1,3±0,02 1=1,86 р4>0,05 1,2±0,05 1=1,86 р5>0,05 1,3±0,08 1=1,12 р6>0,05 0,9±0,1 1=0,93 р7>0,05 0,9±0,2 1=0,99 р8>0,05
4 Воспроизведение оптимального усилия кистевой динамометрии правой руки (кг) 1,1±0,18 1=0,54 р1>0,05 0,9±0,04 1=1,39 р2>0,05 1,3±0,02 1=5,55 р3<0,05 1,0±0,13 1=0,76 р4>0,05 1,4±0,03 1=5,14 р5<0,05 1,0±0,06 1=1,08 р6>0,05 1,5±0,07 1=2,82 р7<0,05 0,9±0,08 1=1,12 р8>0,05
5 Воспроизведение оптимального усилия становой динамометрии (кг) 2,6±0,16 1=1,17 р1>0,05 2,5±0,11 1=0,59 р2>0,05 2,5±0,04 1=2,48 р3<0,05 2,5±0,14 1=1,08 р4>0,05 2,6±0,05 1=2,32 р5<0,05 2,4±0,14 1=0,56 р6>0,05 2,7±0,06 1=2,10 р7<0,05 2,5±0,15 1=0,49 р8>0,05
- у мальчиков в сохранении равновесия, воспроизведении Z450 при сгибании в локтевых и тазобедренных суставах, воспроизведении оптимального усилия кистевой и становой динамометрии;
- у девочек в сохранении равновесия, воспроизведении темпо-ритмовой структуры движений, воспроизведении Z45° при сгибании в локтевых и тазобедренных суставах.
Сравнительный анализ показателей координационных способностей к концу учебного года продемонстрировал следующее: сохранение равновесия у всех исследуемых детей 7-10 лет значимо изменилось; при этом параметр переключение и сочетание движений не изменился за исключением мальчиков 7 лет и девочек 8 лет; практически остался без изменений показатель ориентирования в пространстве. Как видно из
представленных данных, воспроизведение темпо-рит-мовой структуры движений достоверно изменилось у детей обоих полов 7-8 лет и у девочек 10 лет.
Иная ситуация проявилась в динамике точности движений в конце учебного года. Так, воспроизведение Z45° при сгибании в локтевых и тазобедренных суставах не менялось у мальчиков 7-9 лет, но к концу учебного года эти параметры изменились у мальчиков 10 лет и у всех исследуемых девочек.
Средние величины показателя воспроизведения временного интервала практически не изменились.
Из таблиц 2 и 4 следует, что воспроизведение оптимального усилия кистевой и становой динамометрии совсем не изменилось в семилетнем возрасте у детей обоих полов и у девочек 8, 9, 10 лет, тогда как у мальчиков этого возраста достоверно к концу года изменились.
Таким образом, практически половина показателей, отражающих координационные способности у детей 7-10 лет, в конце учебного года не претерпели изменений. Это позволяет сделать заключение, с одной стороны, что влияние учебных занятий положительно воздействует на процессы становления двигательной сферы детей 7-10 лет, что подкрепляется фактами значимого увеличения ряда изучаемых параметров координационных способностей, с другой, о недостаточной эффективности процесса физического воспитания у школьников 7-10 лет в образовательных учреждениях и целесообразности разработки педагогической методики с учетом показателей координационных способностей.
Полученные в проведенном исследовании научные сведения позволяют сформулировать следующее:
Определенные при исследовании детей 7-10 лет признаки полового диморфизма вызывают необходимость их учета в процессе создания методики развития координационных способностей и могут стать значимым компонентом процесса формирования личностной физической культуры младших школьников.
В настоящее время базовым методом занятий по физической культуре в школе является групповой. К сожалению, в полной мере обеспечить учет индивидуальных особенностей школьника, уровень его физической подготовленности, степень мотивации и др. не представляется возможным в рамках урока.
Реализацию проблемы по активации моторной деятельности младших школьников и развития у них координационных способностей, целесообразно формировать на взглядах личностно ориентированных педагогических методик.
Ориентируя учителей физической культуры на интенсивное развитие координационных способностей младших школьников, создается основа для реализации одной из важных задач физического воспитания -генерирование объема двигательных действий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахметов С.М. Методика физической подготовки школьников 7-11 лет в зависимости от уровня их физического развития: дис. ... канд. пед. наук / С.М. Ахметов. - Краснодар, 1996. - 178 с.
2. Баландин В.А. Динамика показателей уровня развития координационных способностей мальчиков 1115 лет / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, Г.П. Шиянов [и др.] // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - №1. - С. 35-38.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
4. Виленская Т.Е. Теория и технология здоровьесбере-жения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.04 / Т.Е. Виленская. - Краснодар, 2011.
- 19 с.
5. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников / Л.М. Волкова. - М.: АСТ, 2003. - 220 с.
6. Губа В.П. Инновационная методология и технология ранней спортивной ориентации и отбора / В.П. Губа // XII Международный научный конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех». - М.: Физическая культура, 2008. - Т. 1. -С. 157-158.
7. Губа В.П. Развитие интереса к произвольной двигательной активности младших школьников в ракурсе применения импровизационно-творческих подвижных игр (философ.-пед. аспект) / В.П. Губа, Я.В. Казаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 6. - С. 56-58.
8. Демидова Е.В. Физкультурно-оздоровительная работа в условиях прогимназии / Е.В. Демидова. - Краснодар: Краснодарские известия, 2001. - 154 с.
9. Денисова Л.В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: учебное пособие для вузов / Л.В. Денисова, И.В. Хмельницкая, Л.А. Харченко. - К.: Олимпийская литература, 2008. - 127 с.
10. Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.07 / О.Е. Дрень. - Екатеринбург, 2003. - 22 с.
11. Кузьменко Л.И. Формирование социально-психологического и интеллектуального компонентов физической культуры детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.И. Кузьменко. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. - 23 с.
12. Ланда Б.Х. Физическая подготовленность и физическое развитие обучающихся в построении системы оценки качества образования / Б.Х. Ланда // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 7. - С. 83-87.
13. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.
14. Лях В.И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.04 / В.И. Лях. - М., 1990. - 513 с.
15. Матвеева И.С. Физическая подготовка школьников 9-11 лет на основе комплексного учета их морфо-функционального статуса: дис. . кад. пед. наук: 13.00.04 / И.С. Матвеева. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017.
- 233 с.
16. Михайлина Т.М. Элементы теории вероятностей и ма- 21. тематической статистики: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / Т.М. Михайлина. - Краснодар, 2004. - 164 с.
17. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координаци- 22. онных качеств как фактор омоложения детей и подростков / Л.Д. Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры, 2001. - 332 с.
18. Парамонова Л.А. Истоки. Комплексная программа развития дошкольников / Л.А. Парамонова. - М., 23. 2001. - 220 с.
19. Перков А.В. Научно-методические особенности педагогического контроля физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательных
школ / А.В. Перков, К.Ю. Чернышенко, В.А. Баландин 24.
[и др.] // Здоровьеобеспечение учащихся в образовательном процессе современной школы: материалы региональной науч.-практич. конференции (9 апреля 2010 г.). - Краснодар: Кубанский гос. ун-т; КРО АПСН, 25. 2010. - С. 160-162.
20. Пушкарская Ю.А. Педагогическая модель дифференцированного развития физических качеств студентов гуманитарных вузов / Ю.А. Пушкарская, О.А. Медведева, Г.Д. Алексанянц, Е.Г. Селихова // Физическая 26. культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 3. - С.
16-23.
Серегина О.Б. Формирование мотивационно-цен-ностного отношения младших школьников к физической культуре: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.Б. Серегина. - Тула: ТГПУ, 1999. - 23 с. Симон Н.А. Формирование мотивации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности у школьников младших классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.А. Симон. - Омск: СибГАФК, 2000. - 31 с.
Чермит К.Д. Базовая физическая культура как ресурс / К.Д. Чермит // Проблемы современной педагогики и общего профессионального образования: мат. всероссийской научно-практической конференции. -Майкоп, 2010. - С. 153-155.
Чернышенко Ю.К. Методы отбора юных гимнасток 7-10 лет на основе оценки двигательной подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю.К. Чернышенко. - М., 1982. - 24 с. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю.К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 537 с.
Чернышенко Ю.К. Половозрастные особенности динамики развития физической подготовленности дошкольников 4-5 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, В.Е. Кузнецова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. -С. 18-21.
DYNAMICS OF INDICATORS OF COORDINATION ABILITIES OF 7-10 YEAR-OLD CHILDREN DURING AN ACADEMIC YEAR AT AN EDUCATIONAL INSTITUTION
Е. Selikhova, Applicant,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: xrom [email protected].
Abstract.
Relevance. The analysis of physical preparedness of students indicates deficiencies in the development of basic physical qualities, including such a crucial one as coordination abilities.
The deficiencies in the context of individualization of the educational process of physical education of primary school students significantly reduce its effectiveness and do not provide the necessary conditions to form their motivational-value and activity components of physical education and sports improvement.
Research aim. The aim of the research is to study the state and the level of formation of coordination abilities of 7-10 year-old children in the framework of program-methodical support of coordination training, based on traditional approaches of educational organization at the beginning and at the end of a school year.
Research methods. 277 students, whose age is corresponded to the period of the second childhood - students of the Municipal Budgetary General Education Institution Gymnasium № 18 took part in the study. The pedagogical testing (maintaining balance, switching and combination of movements, orientation in space, accuracy of reproduction of motion parameters), as well as the methods of mathematical analysis have been used.
Research results. The research results have shown that almost half of the indicators, reflecting coordination abilities of 7-10 year-old children, did not change at the end of the school year.
Conclusions. The training impact has a positive effect on the formation processes of motor activity of 7-10 year-old children, which is supported by the facts of the significant increase of the number of studied parameters of coordination abilities. At the same time, the obtained scientific facts indicate the lack of effectiveness of physical education process of 7-10 year-old children at educational institutions and understanding of the development appropriateness of pedagogical methodology taking into account the indicators of coordination abilities.
Keywords: 7-10 year-old children, coordination abilities, one-year training cycle.
References:
1. Akhmetov S.M. Methods of physical training of schoolchildren 7-11 years depending on the level of their physical development. Candidate's thesis. Krasnodar, 1996, 178 p. (in Russian)
2. Balandin V.A., Chernyshenko Yu.K., Shiyanov G.P. [et al.] Dynamics of indicators of level of development of coordination abilities of boys of 11-15 years. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport -Science And Practice], 2016, no. 1, pp. 35-38. (in Russian)
3. Balsevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Oncogine-cology man]. Moscow: Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p.
4. Vilenskaya T.E. Theory and technology of health care in the process of physical education of children of primary school age. Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 2011, 19 p. (in Russian)
5. Volkova L.M. Vliyanie uprazhnenij raznoj napravlennosti na razvitie fizicheskih kachestv mladshih shkol'nikov [Influence of exercises of different orientation on development of physical qualities of younger schoolboys]. Moscow: AST, 2003, 220 p. (in Russian)
6. Guba V.P. Innovative methodology and technology of early sports orientation and selection. XII Mezhdunarod-nyj nauchnyj kongress «Sovremennyj olimpijskij i para-limpijskij sport i sport dlya vsekh» [XII International Scientific Congress "Modern Olympic and Paralympic Sport and Sport for All"]. Moscow: Physical culture, 2008. T. 1, pp. 157-158. (in Russian)
7. Guba V.P., Kazakov Ya.V. The development of interest in voluntary motor activity of younger students in the perspective of the use of improvisational and creative outdoor games (philosopher. PED. aspect). Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, training], 2007, no. 6, pp. 56-58. (in Russian)
8. Demidova E.V. Fizkul'turno-ozdorovitel'naya rabota v us-loviyah progimnazii [Fizkulturno-improving work in the conditions of progimnazii]. Krasnodar: Krasnodar news, 2001, 154 p.
9. Denisova L.V., Khmelnitskaya I.V., Kharchenko L.A. Izme-reniya i metody matematicheskoj statistiki v fizicheskom vospitaniiisporte [Measurements and methods of mathematical statistics in physical education and sports]. K.: Olympic literature, 2008, 127 p.
10. Dren O.E. The development of a sense of rhythm in older preschoolers in the process of music and game activity. Extended abstract of candidate's thesis. Yekaterinburg, 2003, 22 p. (in Russian)
11. Kuzmenko L.I. Formation of socio-psychological and intellectual components of physical culture of children of primary school age. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar: KGUFKST, 2004, 23 p. (in Russian)
12. Landa B.H. Physical preparedness and physical development of students in the construction of the quality assessment system of education. Teoriya i praktika fiz. kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2008, No. 7, pp. 83-87. (in Russian)
13. Landa B.H. Metodikakompleksnojocenkifizicheskogo raz-vitiya i fizicheskojpodgotovlennosti [Methods of complex assessment of physical development and physical preparedness]. Moscow: Soviet sport, 2006, 208 p.
14. Lyakh V. I. Development of coordination abilities in school-age children. Doctor's thesis. Moscow, 1990, 513 p. (in Russian)
15. Matveeva I.S. Physical training of schoolchildren 9-11 years on the basis of a comprehensive account of their morphofunctional status. Candidate's thesis. Krasnodar: KGUFKST, 2017, 233 p. (in Russian)
16. Mikhailina T.M. Elementy teorii veroyatnostej i matematicheskojstatistiki [Elements of probability theory and mathematical statistics]. Krasnodar, 2004, 164 p.
17. Nazarenko L.D. Razvitie dvigatel'no-koordinacionnyh kachestv kak faktor omolozheniya detej i podrostkov [Development of motor coordination qualities as a factor of rejuvenation of children and adolescents]. Moscow: Theory and practice of physical culture, 2001, 332 p.
18. Paramonova L.A. Origins. Istoki. Kompleksnayaprogram-ma razvitiya doshkol'nikov [The complex program of development of preschool children]. Moscow, 2001, 220 p.
19. Perkov A.V., Chernyshenko K.Yu., Balandin V.A. [et al.] Scientific and methodological features of pedagogical control of physical fitness of pupils of Junior classes of secondary schools. Zdorov'eobespechenie uchashchihsya v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly: materia-ly regional'noj nauch.-praktich. konferencii (9 aprelya 2010 g.) [Health Support of Students in the Educational Process of Modern Schools: Materials of Regional Scientific.-Practical. Conference (April 9, 2010)]. Krasnodar: Kuban state University; KRO APSN, 2010, pp. 160-162. (in Russian)
20. Pushkarskaya Yu.A., Medvedeva O.A., Aleksanyants G.D., Selikhova E.G. Pedagogical model of differentiated development of physical qualities of students of humanitarian universities. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2018, no. 3, pp. 16-23. (in Russian)
21. Seregina O.B. Formation of motivational and value attitude of younger schoolchildren to physical culture. Extended abstract of candidate's thesis. Tula: TSPU, 1999, 23 p. (in Russian)
22. Simon N.A. formation of motivation of independent physical culture and health-improving activity at school students of younger classes. Extended abstract of candidate's thesis. Omsk: Sibgafk, 2000, 31 p. (in Russian)
23. Chermit K.D. Basic physical culture as a resource. Problemy Sovremennoj Pedagogiki I Obshchego Professional'nogo Obrazovaniya: Mat. Vserossijskoj Nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of Modern Pedagogy and General Professional Education: Mat. All-Russian Scientific And Practical Conference]. - Maykop, 2010, pp. 153-155. (in Russian)
24. Chernyshenko Yu.K. methods of selection of young gymnasts of 7-10 years on the basis of assessment of motor readiness. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1982, 24 p. (in Russian)
25. Chernyshenko Yu.K. Scientific and pedagogical bases of innovative directions in the system of physical education of preschool children. Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 537 p. (in Russian)
26. Chernyshenko Yu.K., Balandin V.A., Kuznetsova E.V. Gender and age features of dynamics of development of physical fitness of children 4-5 years. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2016, no. 2. pp. 18-21. (in Russian)
Поступила / Received 15.10.2019 Принята в печать / Accepted 26.11.2019