Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ'

ДИНАМИКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ДЕТИ 8-10 ЛЕТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНФОРМАТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Краснов С.Ю., Ахметов С.М., Кружков Д.А., Чернышенко К.Ю., Ахметов Р.С.

Актуальность. Организационно-содержательные особенности отдыха и оздоровления детей и подростков в многочисленных оздоровительно-образовательных центрах (далее - ООЦ) обусловливают необходимость учета в ходе физического воспитания ряда факторов, к основным из которых относятся: - установленная на основе содержания нормативных документов длительность смен в образовательно-оздоровительных центрах, составляющая, как правило, двадцать один день; - недостаточное количество научно обоснованных теоретических и практических рекомендаций по контрольно-учетным компонентам в ежедневном режиме функционирования образовательно-оздоровительных центров. Вне зависимости от вида программно-нормативных документов или экспериментальных моделей в их структуре одну из центральных ролей играют методики педагогического контроля сформированности качеств и свойств детей и подростков, для развития которых они предназначены. Авторами многочисленных публикаций по этой проблеме сформулированы принципиальные установки, способствующие, по их мнению, повышению эффективности данного процесса, к основной из которых относится использование фундаментальных положений теории тестирования состояний человека, фундаментом которой является информативность изучаемых признаков. Цель исследования - выявить динамику информативности показателей физической подготовленности детей 8-10 лет в ходе смены в оздоровительно-образовательных центрах. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и программно-нормативных документов, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования детского оздоровительно-образовательного центра «Дам-хурц» Ставропольского края. Результаты исследования. Полученные данные соответствуют установленным ранее общим закономерностям и особенностям информативности различных показателей, анализируемых в ходе физкультурно-спортивной деятельности учащихся младших классов общеобразовательных учреждений, в том числе необходимости целенаправленного отбора состава контрольных упражнений, используемых для оценки изучаемых показателей детей. Заключение. Недостоверный уровень информативности показателей гибкости, свидетельствует о незначительном влиянии ее параметров на итоговые показатели общей физической подготовленности детей из всех половозрастных групп в связи с их кратковременным пребыванием (21 день).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Краснов С.Ю., Ахметов С.М., Кружков Д.А., Чернышенко К.Ю., Ахметов Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF INFORMATIVE INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN AGED 8-10 YEARS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF STATE DEVELOPMENT PROGRAMS IN HEALTH AND EDUCATIONAL CENTERS

Relevance. Organizational and content features of recreation and health improvement of children and adolescents in numerous health-improving educational centers (OOCS) make it necessary to take into account a number of factors in the course of physical education, the main ones of which are: - the duration of shifts established on the basis of the content of regulatory documents in educational and health centers, which is usually twenty-one day; - insufficient number of scientifically based theoretical and practical recommendations on control and accounting components in the daily functioning of educational and health centers. Regardless of the type of program-normative documents or experimental models in their structure, one of the central roles is played by methods of pedagogical control of the formation of qualities and properties of children and adolescents, for the development of which they are intended. The authors of numerous publications on this problem hStr formulated fundamental principles that, in their opinion, contribute to improving the efficiency of this process, the main one of which is the use of fundamental provisions of the theory of testing human states, the foundation of which is the informative value of the studied characteristics. The aim of the study is to identify the dynamics of informative indicators of physical fitness of children aged 8-10 years during a shift in health and educational centers. Research methods: analysis of scientific and methodological literature and program and regulatory documents, pedagogical testing, methods of mathematical statistics. Research results. The obtained data corresponds to the previously established general patterns and features of the informative value of various indicators analyzed in the course of physical culture and sports activities of primary school students in general education institutions, including the need for purposeful selection of the composition of control exercises used to assess the studied indicators of children. An unreliable level of information content of flexibility indicators indicates that its parameters hStr a slight impact on the final indicators of general physical fitness of children from all gender and age groups.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ»

DOI 10.53742/1999-6799/1_2022_3

УДК 796.011.1

ДИНАМИКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ

С.Ю. Краснов1, соискатель,

С.М. Ахметов1, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления в спорте и образовании,

Д.А. Кружков1, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма,

К.Ю. Чернышенко2, кандидат педагогических наук, старший, преподаватель кафедры физической подготовки и спорта,

P.C. Ахметов2, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: ukcher@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность. Организационно-содержательные особенности отдыха и оздоровления детей и подростков в многочисленных оздоровительно-образовательных центрах (далее - ООЦ) обусловливают необходимость учета в ходе физического воспитания ряда факторов, к основным из которых относятся:

- установленная на основе содержания нормативных документов длительность смен в образовательно-оздоровительных центрах, составляющая, как правило, двадцать один день;

- недостаточное количество научно обоснованных теоретических и практических рекомендаций по контрольно-учетным компонентам в ежедневном режиме функционирования образовательно-оздоровительных центров.

Вне зависимости от вида программно-нормативных документов или экспериментальных моделей в их структуре одну из центральных ролей играют методики педагогического контроля сформированности качеств и свойств детей и под-

ростков, для развития которых они предназначены. Авторами многочисленных публикаций по этой проблеме сформулированы принципиальные установки, способствующие, по их мнению, повышению эффективности данного процесса, к основной из которых относится использование фундаментальных положений теории тестирования состояний человека, фундаментом которой является информативность изучаемых признаков.

Цель исследования - выявить динамику информативности показателей физической подготовленности детей 8-10 лет в ходе смены в оздоровительно-образовательных центрах.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и программно-нормативных документов, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования детского оздоровительно-образовательного центра «Дам-хурц» Ставропольского края.

Результаты исследования. Полученные данные соответствуют установленным ранее общим закономерностям и особенностям информативности различных показателей, анализируемых в ходе физкультурно-спортивной деятельности учащихся младших классов общеобразовательных учреждений, в том числе необходимости целенаправленного отбора состава контрольных упражнений, используемых для оценки изучаемых показателей детей.

Заключение. Недостоверный уровень информативности показателей гибкости, свидетельствует о незначительном влиянии ее параметров на итоговые показатели общей физической подготовленности детей из всех половозрастных групп в связи с их кратковременным пребыванием (21 день).

Ключевые слова: образовательно-оздоровительный центр, дети 8-10 лет, физическая подготовленность, информативность, показатели.

Для цитирования: Краснов С.Ю., Ахметов С.М., Кружков Д.А., Чернышенко К.Ю., Ахметов Р.С. Динамика информативности показателей физической подготовленности детей 8-10 лет в условиях реализации государственных развивающих программ в оздоровительно-образовательных центрах // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - № 1. - С. 3-9.

For citation: Krasnov S., Akhmetov S., Kruzhkov D., Chernyshenko K., Akhmetov R. Dynamics of informative indicators of physical fitness of children aged 8-10 years in the context of the implementation of state development programs in health and educational centers [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2022, no 1, pp. 3-9 (in Russian).

Введение. С позиции доказательства актуальности решаемых в ходе проведенного в 2018-2021 году многолетнего исследования, а также достоверности представленных в нем данных важную роль играют полученные результаты определения информативности анализируемых показателей физической подготовленности детей 8-10 лет, отдыхающих в условиях кратковременного пребывания в ООЦ.

Результаты анализа научных и научно-методических публикаций, а также анкетирования квалифицированных экспертов позволили определить состав показателей физической подготовленности детей 8-10 лет обоего пола, которые целесообразно развивать в процессе их пребывания во временных рамках лагерной смены [1, с. 32; 4, с 18].

Методы исследования: анализ научно-методи ческой литературы и программно-нормативных документов, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Исследования проводились на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детского оздоровительного центра «Дамхурц» Ставропольского края.

Результаты исследований. В статье представлены данные, характеризующие информативность частных проявлений физической подготовленности на начало и окончание лагерной смены.

Уровень информативности частных проявлений изучаемых показателей определялся на основе расчета коэффициентов корреляции между результатами тестирования и критериями информативности, в качестве которых использовался составной критерий, сформированный на основе суммирования ранговых мест достижений детей в процессе выполнения отдельных тестовых заданий [2, с.359; 3, с 211].

Данные, характеризующие информативность контрольных упражнений для оценки показателей физической подготовленности мальчиков и девочек 8-10 лет на начало лагерной смены, представлены на рисунке 1.

Полученные результаты позволяют проследить динамику взаимосвязи контрольных упражнений с критериями информативности в возрастном аспекте (рисунок 2).

Данные, характеризующие информативность показателей физической подготовленности детей 8-10 лет на окончание лагерной смены, представлены на рисунке 3.

Полученные результаты позволяют проследить динамику взаимосвязи контрольных упражнений с критериями информативности в возрастном аспекте (рисунок 4).

8 лет (п: м=27, д=30)

ч Мальчики Девочки

— -

0,300 0,250 т т о" щ

т гч ",

ОС о\ о" ж 3 о\ о" # 1 ш т о" * гч 5 * о\ о о' 0,441* * ж о т о' * чо ж 3 * " = * I * ", 3 1Л гч ",

0,150 0,100 0,050 з гч ж гч ",

1 2 3 4 5 6 7 контрольные уъ ражнения 0 11

9 лет (п: м=31, д=29)

Мальчики Девочки

0,350 0,300 0,250 0,200 0,150 0,100 0,050 * ",

гч о"

о ", ЧО ГЧ ", кч ш ", гч о 4 ", * о т о * 4 ", 0,449* * гч ,4 о" * * ,4 о" * ж т о" гч 3 о" •К 1 * 9 ю т о" гч 4 ", о\ т 3

" 9 гч ",

1 2 3 4 5 6 7 конт(. 8 юльные у 9 1 пражнения 0 11

10 лет (п: м=32, д=30)

0,550ч

0,500

0,450

0,400

0,350

0,300

0,250

0,200

0,150

0,100

0,050

0,000

Условные обозначения: *Р<0,05 **Р<0,01

I

□ Мальчики Девочки

I

15

уонтроцьные )/цражн^ия

"Р>0,01

Скоростно-силовые качества: 1 - бег 30 м (с); 2 - прыжок в длину с места (см). Силовые способности: 3 - кистевая динамометрия (кг); 4 - становая динамометрия (кг). Выносливость: 5 - вис на согнутых руках (с); 6 - поднимание туловища из положения лежа на спине (количество).

Координационные способности: 7 - равновесие на бруске (с); 8 - упражнение на сочетание и переключение движений (балл).

Гибкость: 9 - наклон вперед (см); 10 - выкрут в плечевых суставах (см).

Рисунок 1. Информативность показателей физической подготовленности детей 8-10 лет на начало лагерной смены

Уровень взаимосвязи

с критерием информативности в группах мальчиков (высокий Р<0,01, средний Р<0,05)

Контрольные упражнения

Уровень взаимосвязи

с критерием информативности в группах девочек (высокий Р<0,01, средний Р<0,05)

средний в 8,9,10 лет

бег 30 м (с)

средний в9,10 лет

средний в 9,10 лет

прыжок в длину с места (см)

средний в9,10 лет

средний в 8,9,10 лет

средний в 8,9 лет высокий в10 лет

средний в 8,9 лет, высокий в10 лет

средний в 8 лет, высокий в9.10 лет

средний в 8,9 лет

средний в 8,9,10 лет

средний в 9 лет

кистевая динамометрия (кг)

становая динамометрия (кг)

вис на согнутых руках (с)

равновесие на бруске (с)

упражнение на сочетание и переключение движений (балл)

наклон вперед (см)

средний в10 лет

средний в 9 лет

средний в 8,9,10 лет

средний в 8,9,10 лет

среднии в о лет

средний в 8,9 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средний в9,10 лет

выкрут в плечевых суставах (см)

среднии в о лет

Рисунок 2. Динамика взаимосвязи контрольных упражнений с критериями информативности в возрастном аспекте на начало

лагерной смены

8 лет (п: м=27, д=30)

0,500 0,450 0,400 0,350 0,300 0,250 0,200 0,150 0,100 0,050 0,000

Мальчики Девочки

гч

контрольные упражнения

8 9 10 11

9 лет (п: м=31, д=29)

10 лет (п: м=32, д=30)

0,550 Ч

0,500 0,450 0,400 0,350 0,300 0,250 0,200 0,150 0,100 0,050 0,000

□ Мальчики Девочки

^онтрцрьные ^ражн^ния

Условные обозначения: *Р<0,05 **Р<0,01

"Р>0,01

Скоростно-силовые качества: 1 - бег 30 м (с); 2 - прыжок в длину с места (см). Силовые способности: 3 - кистевая динамометрия (кг); 4 - становая динамометрия (кг). Выносливость: 5 - вис на согнутых ногах (с); 6 - поднимание туловища из положения лежа на спине (количество).

Координационные способности: 7 - равновесие на бруске (с); 8 - упражнение на сочетание и переключение движений (балл).

Гибкость: 9 - наклон вперед (см); 10 - выкрут в плечевых суставах (см).

Рисунок 3. Информативность показателей физической подготовленности детей 8-10 лет на конец лагерной смены

Уровень взаимосвязи

с критерием информативности в группах мальчиков (высокий Р<0,01, средний Р<0,05)

Контрольные упражнения

Уровень взаимосвязи

с критерием информативности в группах девочек (высокий Р<0,01, средний Р<0,05)

средний в 9 лет

бег 30 м (с)

средний в 10 лет

прыжок в длину с места (см)

средний в 10 лет

средний в 8,9,10 лет

средний в 8 лет, высокий в 9. 10 лет

средний в 8 лет, высокий в 9. 10 лет

средний в 8,9 лет

кистевая динамометрия (кг)

становая динамометрия (кг)

вис на согнутых руках (с)

равновесие на бруске(с)

упражнение на сочетание и переключение движений (балл)

наклон вперед (см)

средний в 9,10 лет

средний в 8,9,10 лет

средний в 8,9,10 лет

среднии в 8 лет

средний в 8,9 лет

выкрут в плечевых суставах (см)

Рисунок 4. Динамика взаимосвязи контрольных упражнений с критериями информативности в возрастном аспекте в конце смены

Заключение.

Полученные данные соответствуют общим закономерностям и особенностям информативности различных показателей, анализируемых в ходе физкультурно-спортивной деятельности учащихся младших классов общеобразовательных учреждений, в том числе:

- необходимости целенаправленного отбора состава контрольных упражнений, используемых для оценки изучаемых показателей детей;

- определения в соответствии с глобальными задачами исследования критериев информативности тестовых процедур. В нашем случае базовым показателем информативности единичных специфических качеств и свойств младших школьников является составной критерий, информативность которого доказана во многих исследованиях;

- недостоверным уровнем информативности показателей гибкости, свидетельствующим о незначительном влиянии ее параметров на итоговый уровень общей физической подготовленности детей из всех половозрастных групп;

Установленные научные факты позволяют констатировать наличие особенностей динамики информативности параметров уровня развития единичных показа-

телей физической подготовленности, детей, имеющих существенное прикладное значение в связи с разработкой содержания процесса физкультурно-спортивной работы и процессуально - технологических условий её реализации в режиме кратковременного пребывания школьников 8-10 лет обоего пола в ООЦ.

ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баландин В.А. Информативность контрольных упражнения для оценки физической подготовленности юных спортсменов 10-12 лет, занимающихся каратэ кекусинкай / В.А. Баландин [и др.]. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№11 (177). - С. 29-34.

2. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / В.Е. Гмурман. - М.: Высшее образование, 2007. - 478 с.

3. Губа В.П. Измерения и вычисления в спортивной практике: учеб. пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа [и др.]. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.

4. Ланда Б.Х. Тестирование в физическом воспитании / Б.Х. Ланда // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 2. - 26 с.

DYNAMICS OF INFORMATIVE INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS OF CHILDREN AGED 8-10 YEARS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF STATE DEVELOPMENT PROGRAMS IN HEALTH AND EDUCATIONAL CENTERS

S. Krasnov1, applicant,

S. Akhmetov1, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor ofthe Department of Management in Sports and Education,

D. Kruzhkov1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor ofthe Department ofSocial and Cultural Service and Tourism,

K. Chernyshenko2, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior lecturer ofthe Department of Physical Training and Sports,

R. Akhmetov2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor ofthe Department of Physical Training and Sports,

1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.

2Federal State State Educational Institution of Higher Education "Krasnodar University ofthe Ministry of Internal Affairs ofthe Russian Federation".

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, 161 Budyonny Str.; e-mail: ukcher@mail.ru.

Annotation.

Relevance. Organizational and content features of recreation and health improvement of children and adolescents in numerous health-improving educational centers (OOCS) make it necessary to take into account a number of factors in the course of physical education, the main ones of which are:

- the duration of shifts established on the basis of the content of regulatory documents in educational and health centers, which is usually twenty-one day;

- insufficient number of scientifically based theoretical and practical recommendations on control and accounting components in the daily functioning of educational and health centers.

Regardless of the type of program-normative documents or experimental models in their structure, one of the central roles is played by methods of pedagogical control of the formation of qualities and properties of children and adolescents, for the development of which they are intended. The authors of numerous publications on this problem hStr formulated fundamental principles that, in their opinion, contribute to improving the efficiency of this process, the main one of which is the use of fundamental provisions of the theory of testing human states, the foundation of which is the informative value of the studied characteristics.

The aim of the study is to identify the dynamics of informative indicators of physical fitness of children aged 8-10 years during a shift in health and educational centers.

Research methods: analysis of scientific and methodological literature and program and regulatory documents, pedagogical testing, methods of mathematical statistics.

Research results. The obtained data corresponds to the previously established general patterns and features of the informative value of various indicators analyzed in the course of physical culture and sports activities of primary school students in general education institutions, including the need for purposeful selection of the composition of control exercises used to assess the studied indicators of children.

An unreliable level of information content of flexibility indicators indicates that its parameters hStr a slight impact on the final indicators of general physical fitness of children from all gender and age groups.

Keywords: educational and health center, children 8-10 years old, physical fitness, informative value.

References:

1. Balandin V.A. [et al.]. Informativeness of control exercises for assessing the physical fitness of young athletes 10-12 years old engaged in karate kyokushin. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University]. 2019, no 11 (177), pp. 29-34. (in Russian)

2. Gmurman V.E. Teoriya veroyatnosti i matematicheskaya statistika [Probability theory and mathematical statistics]. Moscow: Higher education, 2007, 478 p.

3. Guba V.P. [et al.]. Izmereniya i vychisleniya v sportivnoj praktike [Measurements and calculations in sports practice]. Moscow: Physical culture and sport, 2006, 220 p.

4. Landa B.H. Testing in physical education. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training]. 2005, no. 2, 26 p. (in Russian)

Поступила / Received 15.03.2022

Принята в печать / Accepted 25.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.