Научная статья на тему 'Половозрастные особенности динамики развития физической подготовленности дошкольников 4-5 лет'

Половозрастные особенности динамики развития физической подготовленности дошкольников 4-5 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
314
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL PREPAREDNESS / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / INTEGRATED INDICATORS / ДЕТИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE / ТЕМПЫ ПРИРОСТА / GROWTH RATE / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / RELIABILITY OF INDICATORS CHANGES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернышенко Ю.К., Баландин В.А., Кузнецова В.Е.

Большое прикладное значение в аспекте организации, содержания и управления процессом физкультурного воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет изучение особенностей динамики показателей личностной физической культуры, а также ее базовых компонентов в условиях реализации распространенных в практике программно-нормативных документов. В статье рассматриваются полученные в ходе многолетних исследований данные, характеризующие уровень развития показателей физической подготовленности детей 4-5 лет. Данные изучались дифференцированно, в половозрастном контексте, на основе оценки достоверности их изменений и темпов прироста в годичном учебновоспитательном цикле в дошкольном образовательном учреждении (ДОО). Анализ проводился по показателям отдельных контрольных упражнений, информативность которых доказана в ряде исследований [3, 4]. Особенности динамики параметров уровня развития физической подготовленности детей среднего дошкольного возраста изучались по интегральным показателям, которые обобщенно характеризуют основные физические качества. Значения интегральных показателей рассчитывались на основе перевода результатов тестирования в балльную оценку с использованием разработанных пропорциональных шкал и их суммирования. Данный методический подход позволяет получить объективную оценку уровня развития изучаемого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернышенко Ю.К., Баландин В.А., Кузнецова В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE AND SEX CHARACTERISTICS OF DYNAMICS PARAMETERS OF PHYSICAL PREPAREDNESS DEVELOPMENT LEVEL AMONG 4-5 YEARS OLD PRESCHOOL CHILDREN

An important practical significance in the aspect of organization, content and process management of children's sports education of middle preschool age is the study of peculiarities of indicators dynamics of personal physical training, as well as its basic components under realization of common in practice program and normative documents. This article discusses many year research data, characterizing development level of physical preparedness indicators among 4-5 years old children, which were studied differentially in the context of sex and age based on the evaluation of reliability of their changes and growth rates in a year educational cycle in preschool educational institution (PEI). The results were analyzed through the use of individual control exercises whose informativeness was proved in several studies [3, 4]. Peculiarities of indicators dynamics of physical preparedness level among children of middle preschool age were studied on the basis of integral indicators which generally characterize basic physical qualities. The values of integral indicators were calculated based on the transfer of test results into numerical estimation using developed proportional scales and their summing. This methodical approach allows to get an objective evaluation of development level of the studied quality.

Текст научной работы на тему «Половозрастные особенности динамики развития физической подготовленности дошкольников 4-5 лет»

УДК 373.203.71

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ

Ю. К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, проректор по инновационным и олимпийским программам,

В. А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и дошкольной педагогики, В. Е. Кузнецова преподаватель.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Большое прикладное значение в аспекте организации, содержания и управления процессом физкультурного воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет изучение особенностей динамики показателей личностной физической культуры, а также ее базовых компонентов в условиях реализации распространенных в практике программно-нормативных документов.

в статье рассматриваются полученные в ходе многолетних исследований данные, характеризующие уровень развития показателей физической подготовленности детей 4-5 лет. Данные изучались дифференцированно, в половозрастном контексте, на основе оценки достоверности их изменений и темпов прироста в годичном учебно-воспитательном цикле в дошкольном образовательном учреждении (ДОО).

Анализ проводился по показателям отдельных контрольных упражнений, информативность которых доказана в ряде исследований [3, 4]. Особенности динамики параметров уровня развития физической подготовленности детей среднего дошкольного возраста изучались по интегральным показателям, которые обобщенно характеризуют основные физические качества. Значения интегральных показателей рассчитывались на основе перевода результатов тестирования в балльную оценку с использованием разработанных пропорциональных шкал и их суммирования. Данный методический подход позволяет получить объективную оценку уровня развития изучаемого качества.

Ключевые слова: физическая подготовленность; интегральные показатели; дети среднего дошкольного возраста; темпы прироста; достоверность изменения показателей.

Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют об единстве взглядов многих ученых по вопросу сенситивности дошкольного периода онтогенеза человека в аспекте повышения уровня физической подготовленности [3, 5, 6]. При этом в ряде исследований представлены результаты, доказывающие восприимчивость детского организма к физическим нагрузкам, направленным на развитие двигательного потенциала ребенка [1, 2, 4, 7].

Исследование было организовано на базе МАДОУ МО г. Краснодар «ЦРР-детский сад № 63».

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Анализ данных, полученных в ходе изучения динамики показателей физической подготовленности дошкольников 4-5 лет обоего пола в годичном учебно-воспитательном цикле, позволил установить следующие научные факты:

Достоверные изменения уровня развития следующих показателей:

- в группах дошкольников 4 лет: • мальчики: кистевая динамометрия (Р<0,05), бег 10 м с хода (Р<0,05), комплексное координационное упражнение (Р<0,01), интегральный показатель физической подготовленности (Р<0,01);

18

№2 I 2016

• девочки: бег 10 м с хода (Р<0,05), комплексное координационное упражнение (Р<0,01), интегральный показатель физической подготовленности (Р<0,01);

- в группах дошкольников 5 лет:

• мальчики: кистевая динамометрия (Р<0,05), бег 10 м с хода (Р<0,05), комплексное координационное упражнение (Р<0,05), интегральный показатель физической подготовленности (Р<0,05);

• девочки: кистевая динамометрия (Р<0,01), бег 10 м с хода (Р<0,05), комплексное координационное упражнение (Р<0,05), интегральный показатель физической подготовленности (Р<0,05).

Не установлены существенные изменения по показателям:

- в группах детей 4 лет:

• мальчики: бег 90 м (Р>0,05), наклон вперед (Р>0,05);

• девочки: бег 90 м (Р>0,05), наклон вперед (Р>0,05);

- в группах детей 5 лет:

• мальчики: бег 90 м (Р>0,05), наклон вперед (Р>0,05);

• девочки: бег 90 м (Р>0,05), наклон вперед (Р>0,05).

Данные, характеризующие темпы прироста показателей физической подготовленности в годичном учебно-воспитательном цикле, представлены на рисунках 1 и 2.

30

20

10

26,9

-10

-20

3 мальчики

□ девочки

Показатели:

1 - кистевая динамометрия; 2 - бег 90 м; 3 - бег 10 м с хода; 4 - комплексное координационное упражнение; 5 - наклон вперед; 6 - интегральный показатель физической подготовленности.

Рис. 1. Темпы прироста среднегрупповых значений показателей уровня развития физической подготовленности детей 4 лет

В группах 4-летних детей выявлена следующая иерархия изучаемых характеристик по признаку снижения абсолютных значений темпов прироста:

• мальчики: интегральный показатель физической подготовленности (24,6 %), комплексное координационное упражнение (24,5 %), кистевая динамометрия (21,7 %), бег 10 м с хода (14,5 %), бег 90 м (6,9 %), наклон вперед (-10,7 %);

• девочки: интегральный показатель физической подготовленности (26,9 %), комплексное координационное упражнение (25,7 %), кистевая динамометрия

(17,4 %), бег 10 м с хода (13,7 %), бег 90 м (7,3 %), наклон вперед (-7,5 %).

30 п

20 -

10 -

-10 -

-20 -1

25,6

25,2

20,0 18,2 18,8_

21,6

18,5

15,

7,0 7,3

-9,8

-15,7

а мальчики

□ девочки

Показатели:

1 - кистевая динамометрия; 2 - бег 90 м; 3 - бег 10 м с хода; 4 - комплексное координационное упражнение; 5 - наклон вперед; 6 - интегральный показатель физической подготовленности.

Рис. 2. Темпы прироста среднегрупповых значений показателей уровня развития физической подготовленности детей 5 лет

В группах 5-летних дошкольников установленная иерархия показателей выглядит следующим образом:

• мальчики: кистевая динамометрия (25,6 %), комплексное координационное упражнение (18,8 %), интегральный показатель физической подготовленности (18,5 %), бег 10 м с хода (15,4 %), бег 90 м (7,0 %), наклон вперед (15,7 %);

• девочки: кистевая динамометрия (25,2 %), интегральный показатель физической подготовленности (21,6 %), комплексное координационное упражнение (20,0 %), бег 10 м с хода (18,2 %), бег 90 м (7,3 %), наклон вперед (-9,8 %).

Заключение. Результаты анализа данных, характеризующих динамику изучаемых показателей, позволили сформулировать ряд общих для возрастного диапазона 4-5 лет положений, к основным из которых относятся:

Подтверждены многочисленные данные исследований по различным аспектам физического воспитания детей, свидетельствующие о позитивном влиянии дошкольного периода онтогенеза человека в контексте повышения уровня сформированности абсолютного большинства показателей физической подготовленности дошкольников в условиях учебно-воспитательного процесса в ДОО.

Для среднего дошкольного возраста характерно наличие периодов большей или меньшей восприимчивости отдельных систем организма детей к внешнесре-довым, в том числе педагогическим воздействиям, что подтверждается полученными данными о различных параметрах темпов прироста изучаемых показателей в годичном учебно-воспитательном цикле в ДОО.

0

1

2

3

4

6

0

№2 I 2016

19

Существуют выраженные отличия по параметрам 3. уровня развития абсолютного большинства изучаемых показателей между мальчиками и девочками 4 и 5 лет, что подтверждают ранее полученные данные о составе элементов полового диморфизма, выявленные в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

В рамках среднегрупповых параметров уровня развития изучаемых показателей получены данные, сви- 5. детельствующие о существенно более высоких и более низких результатах, демонстрируемых отдельными детьми, как девочками, так и мальчиками.

ЛИТЕРАТУРА: 6.

1. Баландин В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Баландин. - Краснодар: КГАФК, 2001. - 95 с.

2. Дворкина Н. И. Формирование личностной физи- 7 ческой культуры и ее целевая направленность /

Н. И. Дворкина, С. М. Ахметов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 8-9.

Демидова Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Демидова.

- Краснодар, 2004. - 48 с.

Ругина А. А. Методика развития физических качеств и формирования основных движений у детей 3-6 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. А. Ругина.

- Майкоп, 1999. - 25 с.

Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 537 с.

Чернышенко Ю. К. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, Б. Ф. Курдюков, В. З. Яцык, Т. А. Банникова // Теория и практика физической культуры. - 1999. -№ 3. - С. 54-58.

Чернышенко Ю. К. Программно-нормативные основы формирования личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 4.

- С. 10-13.

AGE AND SEX CHARACTERISTICS OF DYNAMICS PARAMETERS OF PHYSICAL PREPAREDNESS DEVELOPMENT LEVEL AMONG 4-5 YEARS OLD PRESCHOOL CHILDREN

Y. Chernyshenko, doctor of pedagogic science, professor, Vice-Rector for Innovation and Olympic Programs,

V. Balandin, doctor of pedagogic science, professor of Department of Social and Preschool Pedagogy, V. Kuznetsova, teacher.

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

An important practical significance in the aspect of organization, content and process management of children's sports education of middle preschool age is the study of peculiarities of indicators dynamics of personal physical training, as well as its basic components under realization of common in practice program and normative documents.

This article discusses many year research data, characterizing development level of physical preparedness indicators among 4-5 years old children, which were studied differentially in the context of sex and age based on the evaluation of reliability of their changes and growth rates in a year educational cycle in preschool educational institution (PEI).

The results were analyzed through the use of individual control exercises whose informativeness was proved in

several studies [3, 4]. Peculiarities of indicators dynamics of physical preparedness level among children of middle preschool age were studied on the basis of integral indicators which generally characterize basic physical qualities. The values of integral indicators were calculated based on the transfer of test results into numerical estimation using developed proportional scales and their summing. This methodical approach allows to get an objective evaluation of development level of the studied quality.

Keywords: physical preparedness, integrated indicators, children of middle preschool age, growth rate, reliability of indicators changes.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Balandin V. A. Scientific and technological bases of the physical education update process in elementary school:

20

№2 l 2016

Doctor's thesis. Krasnodar, 2001, 95 p. (in Russian).

2. Dvorkina N. I., Akhmetov S. M. Formation of personal physical education and its goal orientation. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2012, no 4, pp. 8-9. (in Russian).

3. Demidova E. V. Pedagogical system of personality directed formation among 3-10 years old children by the means of physical training at a gymnasia. Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 2004, 48 p. (in Russian).

4. Rugina A. A. Development methodology of physical qualities and forming of basic movements among 3-6 years old children Extended abstract of candidate's thesis. Maykop, 1999, 25 p. (in Russian).

of

innovative directions in the system of physical training for preschool age children. Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 537 p. (in Russian).

6. Chernyshenko Y. K., Balandin V. A., Kurdyukov B. F., Yat-syk V. Z.,. Bannikova T. A. Innovative directions in the system of physical training for preschool age children. Teoriia ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], 1999, no 3, pp. 54-58. (in Russian).

7. Chernyshenko Y. K. Balandin V. A. Program and regulatory foundations of preschool age children's identity formation by the means of physical education. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, training], 2009, no 4, pp. 10-13. (in Russian).

5. Chernyshenko Y. К. Scientific and pedagogical bases

УДК 796.01:34

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРТИВНЫХ СПОРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С. С. Воеводина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и менеджмента,

А. А. Тарасенко, кандидат педагогических наук, профессор.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: ssvoevodina@yandex.ru

В статье представлены результаты анализа теоретических и организационных аспектов разрешения спортивных споров, что позволило подготовить предложения по использованию эффективных форм их рассмотрения с учетом концепции бесконфликтного общества. В условиях загруженности судебных органов и отсутствия гарантии исполнения вынесенных решений (по данным литературы неисполнение судебных решений составляет 48 % [6]) эффективным (как показывает зарубежный опыт) является применение альтернативных механизмов разрешения споров (медиация, третейское разбирательство в национальных и международных спортивных арбитражных судах).

Цель исследования - выявление и анализ проблемных аспектов применения эффективных форм разрешения спортивных споров.

В исследовании были использованы методы: 1) анализ литературы, спортивного законодательства с целью рассмотрения модели государственного регулирования спортивной отраслью, понятия «спортивный спор», классификации спортивных споров и форм их разрешения с учетом российской и мировой практики; 2) методы математической статистики применялись при анализе данных опроса спортсменов, тренеров (п=32) с целью выявления эффективности применения различных форм разрешения спортивных споров,

№2 l 2016

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.