Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
632
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / ДЕТИ 5-7 ЛЕТ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / RECREATIONAL SWIMMING / CHILDREN 5-7 YEARS OLD / EXPERIMENTAL METHOD / PHYSICAL EXERCISES / OUTDOOR GAMES / PHYSICAL DEVELOPMENT / MOTOR READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Александров Спартак Геннадиевич, Белинский Дмитрий Витальевич, Синельникова Надежда Валентиновна

Задачи занятий плаванием детей старшего дошкольного возраста, помимо общего оздоровления занимающихся, должны заключаться в гармоничном развитии форм и функций организма, воспитании основных физических качеств и двигательных способностей. Большинство существующих методик занятий оздоровительным плаванием для дошкольников призвано решать задачи освоения детьми плавательных умений, повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям, исправления дефектов опорно-двигательного аппарата, профилактики функциональных нарушений. В некоторых методиках не учитывается сопряженное воздействие видов плавательной подготовки на детей. В этой связи была разработана экспериментальная методики оздоровительного плавания для детей 5-7 лет, предусматривающая наряду с оздоровительными, акцентированное решение воспитательных и развивающих задач. Для выявления эффективности разработанной методики, на базе оздоровительного центра для дошкольников организован педагогический эксперимент, в условиях которого осуществлялось педагогическое тестирование детей 5-7 лет, занимающихся по экспериментальной и традиционной программам плавания. По итогам исследования получены позитивные результаты, которые будут востребованы при построении курса физического воспитания в детских оздоровительных центрах, ранней спортивной подготовке юных пловцов и санаторно-курортном лечении дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Александров Спартак Геннадиевич, Белинский Дмитрий Витальевич, Синельникова Надежда Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF EXPERIMENTAL METHODS OF RECREATIONAL SWIMMING IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT AND FITNESS OF CHILDREN AGED 5-7 YEARS OLD

The tasks of swimming lessons for children of senior preschool age, in addition to the general health of those involved, should consist in the harmonious development of the forms and functions of the body, the education of basic physical qualities and motor abilities. Most of the existing methods of recreational swimming classes for preschoolers are designed to solve the problems of children's development of swimming skills, increasing the body's resistance to colds, correcting defects in the musculoskeletal system, and preventing functional disorders. Some methods do not consider the associated effects of swimming training on children. In this regard, we have developed the experimental method of recreational swimming for children aged 5-7 years, which provides, along with recreational, the accentuated solution of educational and developmental tasks. To identify the effectiveness of the developed method, the pedagogical experiment was organized on the basis of the health center for preschoolers, in which the pedagogical testing of children aged 5-7 years old, who are engaged in the experimental and traditional swimming programs, was carried out. According to the results of the study, the positive results were obtained, which will be in demand when building the course of physical education in children's health centers, early sports training of the young swimmers and Spa treatment of preschoolers.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ»

Педагогические науки

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Спартак Геннадиевич Александров, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Дмитрий Витальевич Белинский, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Валентиновна Синельникова, студентка, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация

Задачи занятий плаванием детей старшего дошкольного возраста, помимо общего оздоровления занимающихся, должны заключаться в гармоничном развитии форм и функций организма, воспитании основных физических качеств и двигательных способностей. Большинство существующих методик занятий оздоровительным плаванием для дошкольников призвано решать задачи освоения детьми плавательных умений, повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям, исправления дефектов опорно-двигательного аппарата, профилактики функциональных нарушений. В некоторых методиках не учитывается сопряженное воздействие видов плавательной подготовки на детей. В этой связи была разработана экспериментальная методики оздоровительного плавания для детей 5-7 лет, предусматривающая наряду с оздоровительными, акцентированное решение воспитательных и развивающих задач. Для выявления эффективности разработанной методики, на базе оздоровительного центра для дошкольников организован педагогический эксперимент, в условиях которого осуществлялось педагогическое тестирование детей 57 лет, занимающихся по экспериментальной и традиционной программам плавания. По итогам исследования получены позитивные результаты, которые будут востребованы при построении курса физического воспитания в детских оздоровительных центрах, ранней спортивной подготовке юных пловцов и санаторно-курортном лечении дошкольников.

Ключевые слова: оздоровительное плавание, дети 5-7 лет, экспериментальная методика, физические упражнения, подвижные игры, физическое развитие, двигательная подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p3-12

EFFECTIVENESS OF EXPERIMENTAL METHODS OF RECREATIONAL SWIMMING IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT AND FITNESS OF CHILDREN

AGED 5-7 YEARS OLD

Spartak Gennadievich Aleksandrov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Krasnodar branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar; Dmitry Vi-talievich Belinskiy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nadezhda Valenti-novna Sinelnikova, the student, Kuban state University of physical culture, sport and tourism,

Krasnodar

Abstract

The tasks of swimming lessons for children of senior preschool age, in addition to the general health of those involved, should consist in the harmonious development of the forms and functions of the body, the education of basic physical qualities and motor abilities. Most of the existing methods of recreational swimming classes for preschoolers are designed to solve the problems of children's development of swimming skills, increasing the body's resistance to colds, correcting defects in the musculoskeletal system, and preventing functional disorders. Some methods do not consider the associated effects of swimming training on children. In this regard, we have developed the experimental method of recreational swimming for children aged 5-7 years, which provides, along with recreational, the accentuated solution of educational and developmental tasks. To identify the effectiveness of the developed method, the peda-

gogical experiment was organized on the basis of the health center for preschoolers, in which the pedagogical testing of children aged 5-7 years old, who are engaged in the experimental and traditional swimming programs, was carried out. According to the results of the study, the positive results were obtained, which will be in demand when building the course of physical education in children's health centers, early sports training of the young swimmers and Spa treatment of preschoolers.

Keywords: recreational swimming, children 5-7 years old, experimental method, physical exercises, outdoor games, physical development, motor readiness.

ВВЕДЕНИЕ

В современном российском обществе сохраняется тенденция к ухудшению состояния здоровья населения и особенно детей, что является свидетельством присутствия отдельных проблем в их физическом воспитании и оздоровлении [1, 7, 19].

Большинство существующих методик занятий оздоровительным плаванием дошкольниками призваны решать задачи освоения детьми плавательных умений, повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям, исправления дефектов опорно-двигательного аппарата, профилактики функциональных нарушений. При этом косвенно решаются задачи оптимизации роста и развития организма занимающихся, формирования плавательных умений и навыков, становления физических качеств [8, 10, 11, 12, 14, 16]. Таким образом, рациональное сочетание средств плавания с общеразвива-ющими упражнениями, подвижными играми в воде и на суше позволит не только разнообразить физкультурно-оздоровительную деятельность в центрах, но и на ряду с оздоровительной, будет решать развивающие и воспитательные задачи физического воспитания. Объектом исследования выступил процесс физического воспитания детей 5-7 лет, посещающих занятия оздоровительным плаванием в детском оздоровительном центре. Предмет исследования: влияние занятий оздоровительным плаванием на морфофункциональ-ное развитие и двигательную подготовленность дошкольников 5-7 лет.

Гипотеза. Предполагалось, что применение в детском оздоровительном центре для дошкольников экспериментальной методики оздоровительного плавания для детей 5-7 лет, учитывающей их индивидуальные особенности, широкий арсенал средств и методов обучения, воспитания и оздоровления, позволит повысить уровень физического развития и подготовленности занимающихся.

Научная новизна. В результате проведенного исследования получены современные данные, характеризующие показатели антропометрического и физиологического развития, особенности двигательной подготовленности детей 5-7 лет, проживающих в г. Краснодаре и занимающихся в ДОЦ. Разработана оригинальная методика оздоровительного плавания для старших дошкольников, экспериментально доказана её эффективность. Результаты исследования дополняют и углубляют теорию и методику физической культуры сведениями об арсенале средств и форм оздоровительного плавания. Разработанная методика расширяет теоретико-методические основы использования плавания в физическом воспитании детей. Изложенные в работе материалы углубляют представление о возможностях повышения уровня физического развития и двигательной подготовленности детей 5-7 лет. Разработаны практические рекомендации по повышению эффективности физического воспитания старших дошкольников в условиях детского оздоровительного центра, с использованием оздоровительного плавания.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования. Повысить эффективность физического развития и двигательной подготовленности старших дошкольников, занимающихся оздоровительным плаванием по авторской методике.

Задачи:

1. Изучить значение плавания в физическом воспитании и формировании гармоничной личности; выявить средства, методы и особенности проведения занятий плавани-

ем с детьми дошкольного возраста.

2. Разработать экспериментальную методику оздоровительного плавания для старших дошкольников.

3. Экспериментально обосновать эффективность авторской методики оздоровительного плавания для детей 5-7 лет.

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическую базу исследования составило всестороннее изучение воздействия плавания на организм дошкольников, предполагавшее его рассмотрение по фундаментальным историческим, научно-педагогическим, анатомо-физиологическим, структурно-логическим и системно-функциональным основаниям [6, 9, 13].

Методы: анализ научно-методической литературы и Интернет-ресурсов; анкетирование и интервьюирование; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; анатомо-физиологическое исследование; математическая статистика [15, 18].

Организация и проведение исследования осуществлялись на базе детского-оздоровительного центра «Акварята+» г. Краснодара в три этапа (с сентября 2017 г. по июль 2019 г.), включая: выбор темы, цели, задач; накопление данных; экспертный опрос; разработку и проверку эффективности экспериментальной методики «Дельфинёнок»; педагогическое тестирование и эксперимент; итоговую обработку, анализ и обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ОБСЛЕДУЕМЫХ

В экспертном опросе участвовали 20 инструкторов по плаванию в детских оздоровительных центрах г. Краснодара («Акварята+», «Аквапузики», «Пузыри», «Swim & Play»).

Педагогический эксперимент осуществлялся на контингенте старших дошкольников, обучающихся в центре «Акварята+», распределенных на две экспериментальные и две контрольные группы мальчиков и девочек 5-7 лет, по семнадцать человек в каждой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Разработанная экспериментальная методика включает: закаливающие процедуры; основы плавательной подготовки; комплексы гимнастических упражнений; элементы упражнений на релаксацию и восстановление дыхания; подвижные игры в воде [2, 3, 4, 5, 17]. В среднем вся методика реализована на 96 занятиях (8 месяцев) по 45 минут.

Распределение времени между разделами программы: упражнения по освоению с водой (10%); упражнения для выработки навыка держаться на воде (15%); упражнения, обучающие погружению и всплытию (10%); упражнения, обучающие дыханию (10%); упражнения по закреплению плавательных движений (25%); игры на воде (30%).

К оптимальному арсеналу средств экспертами отнесены: упражнения на освоение с водой (92%); элементы плавания (89%); подвижные игры в воде и на суше (87%); прыжки и ныряния (63%); общеразвивающие упражнения (54%).

С целью определения эффективности разработанной методики плавания применялось педагогическое тестирование детей 5-7 лет, занимающихся в детском оздоровительном центре «Акварята+». Оценивались результаты сравнительного анализа опытных и контрольных групп. Исходные средние значения по всем пробам, тестам и индексам антропометрического, физиологического и педагогического исследования в начале эксперимента не имели достоверных различий (p>0,05) по контингенту обследованных в экспериментальных и контрольных группах.

В процентном соотношении динамика сдвигов в показателях антропометрического развития старших дошкольников, входящих в экспериментальную и контрольную группы, представлена на рисунке 1.

20 10

%

0 -10 -20

-30 -40

Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рисунок 1 - Процентное соотношение прироста антропометрических показателей мальчиков 5-7 лет опытной и контрольной групп при завершении эксперимента

Динамика увеличения показателей роста старших дошкольников, участвовавших в исследовании, не выявила преобладания одной из тестируемых групп. В опытной группе она составила 2,9%, а в контрольной - 3,1%.

По показателям массы тела картина схожа: в экспериментальной группе прирост по итогам эксперимента составил 9,5%, а в контрольной - 8,1%.

Достоверные процентные различия обнаружились при оценке результатов исследования окружности грудной клетки старших дошкольников, участвовавших в эксперименте. Процентный прирост детей опытной группы составил 8,0%, а контрольной - 4,4%.

По процентным данным результатов оценки индекса массы тела (индекса Кетле), также преобладание обследуемых экспериментальной группы оказалось значительным: в опытной - (-30,5%), в контрольной - (-19,5%).

Динамика процентного соотношения показателей физиологического развития дошкольников 5-7 лет, участвовавших в педагогическом эксперименте, представлена на рисунке 2. 50 % 40 30 20 10 0 -10 -20 -30

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Процентное соотношение прироста функциональных показателей мальчиков 5-7 лет опытной и контрольной групп при завершении эксперимента

По процентному соотношению показателей ЧСС и АД, различия между опытной и контрольной группами - минимальны.

Наиболее значимые процентные различия обнаружились в конечных результатах исследования: ЖЕЛ (в экспериментальной - 16,4%, в контрольной группе - 8,7%); теп-пинг-теста (в опытной - 37,3%, в контрольной - 21,2%); пробы Штанге ( в экспериментальной - 35,5%, в контрольной - 24,9%); пробы Ромберга (в опытной - 33,3%, в контрольной - 18, 2%); теста Руфье (экспериментальная - (-30,1%), контрольная - (-18,9%). Таким образом, по большинству измерений, тестов и проб анатомо-физиологического об-

Рост, см Масса тела, кг ОГК, см ИМТ,

-

Il II

I

ЧСС в покое, АД в покое, АД в покое, ЖЕЛ, л Теппинг-тест, Проба Проба Тест Руффь

уд/мин сист диаст ед Штанге Ромберга ед

-40 -

Рисунок 2 -

следования старших дошкольников мужского пола, занимающихся оздоровительным плаванием в условиях детского оздоровительного центра, значимый прирост продемонстрировали дети экспериментальной группы. Общая картина морфофункционального обследования дошкольниц 5-7 лет, занимающихся оздоровительным плаванием по традиционной и экспериментальной методикам в детском центре, в целом схожа с данными, полученными по контингенту обследованных мужского пола.

Процентное соотношение прироста морфологических показателей испытуемых, участвовавших в эксперименте представлено на рисунке 3.

%

15 -

10 -

5 0

-5 -Рост, см Масса тела, кг ОГК, см ИМТ,

-10 -15 -20 -25

-30 -

2

Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рисунок 3 - Процентное соотношение прироста антропометрических показателей девочек 5-7 лет опытной и контрольной групп при завершении эксперимента

Незначительные процентные различия обнаружены в показателях роста и массы тела испытуемых. Прирост процентных значений роста в экспериментальной группе составил 2,5%, а в контрольной - 2,6%. Минимальны различия и в динамике прироста массы тела обследуемых: в опытной - 9,3%, в контрольной - 9,6%.

Значимы оказались процентные различия в показателях ОГК и ИМТ (индекса Кетле) обследуемых:

1) прирост ОГК в опытной группе дошкольниц 5-7 лет составил 8,2%, при 5,3% -в контрольной группе;

2) процентное выражение ИМТ (индекса Кетле) достоверно оптимальнее оказалось в экспериментальной группе (-25,1%), чем в контрольной (-19,3%).

Процентное соотношение прироста показателей физиологического развития обследуемых групп старших дошкольниц представлено на следующей диаграмме (рисунок 4).

60 -

%

40

20

. I I

I

-20

ЧСС в покое, АД в покое, АД в покое, ЖЕЛ, л Теппинг-тест, Проба Проба Тест Руффье,

уд/мин сист диаст ед Штанге Ромберга ед

0

-40 -

Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рисунок 4 - Процентное соотношение прироста функциональных показателей девочек 5-7 лет опытной и контрольной групп при завершении эксперимента

Крайне незначительная процентная разница прироста цифровых значений обнаружена в конечных результатах проб на ЧСС (уд/мин) в покое и АД (сист/диаст, мм рт.ст.) в

покое.

Значимый положительный процентный прирост опытной группы, в сравнении с контрольной, обнаружен в остальных показателях:

1) ЖЕЛ - 14,6% и 7,5%, соответственно;

2) теппинг-тест - 44,4% (опытная) и 23,5% (контрольная группа);

3) проба Штанге - 34,6% и 23,1%, в экспериментальной и контрольной группах, соответственно;

4) проба Ромберга - в экспериментальной 33,8%, в контрольной - 23,7%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) тест Руфье - в экспериментальной (-33,3%), в контрольной (-21,7%).

Таким образом, занятия по экспериментальной методике оздоровительного плавания старшими дошкольницами 5-7 лет, позитивно сказалось на их морфологическом и функциональном развитии, достоверно превысив (р <0,05) большинство исследуемых параметров у детей контрольной группы.

В ходе исследования оценке подвергнуты показатели физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп. Батарея тестов состояла из пяти контрольных проб и упражнений.

Полученные данные оценивались согласно принятой градации нормативных требований, предъявляемых к воспитанникам дошкольных образовательных учреждений.

Изучение показателей двигательной подготовленности дошкольников 5-7 лет, занимающихся в опытной и контрольной группах, позволило выявить динамику рассматриваемых параметров в ходе педагогического эксперимента.

На начальном этапе обследования значимых различий между изучаемыми показателями физической подготовленности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп обнаружено не было (р >0,05).

У всех дошкольников 5-7 лет, участвовавших в педагогическом эксперименте, отмечался прирост исследуемых параметров. Вместе с тем уровень прироста в экспериментальной и контрольной группах был не одинаковым. Конечное обследование позволило выявить динамику физических качеств у испытуемых.

Обе группы обследованных, участвовавших в педагогическом эксперименте, показали положительную динамику прироста рассматриваемых физических качеств.

Вместе с тем сравнение групп обследованных в конце эксперимента позволило установить достоверное преобладание результатов тестирования опытной группы над контрольной по всем рассмотренным показателям двигательной подготовленности (р <0,05), за исключением теста на гибкость (р >0,05).

По показателям силовых (кистевая динамометрия) и скоростно-силовых (прыжок в длину с места) достоверный прирост в конце эксперимента наблюдался в опытной группе:

1) кистевая динамометрия (прав./лев. кисти) в экспериментальной группе -12,3±0,81кг/см2, в контрольной - 11,7±0,92 кг/см2 (1=2,37; р <0,05);

2) значения прыжка в длину с места в экспериментальной группе - 133,2±4,1 см., в контрольной - 124,3±4,4 см. (1=4,25; р <0,05).

Для определения динамики быстроты и ловкости, участвовавших в эксперименте дошкольников, применялся челночный бег 3 х 10 м. В завершении эксперимента в этом тесте преобладали результаты занимающихся опытной группы (10,6±0,75 сек.) над контрольной (11,2±0,73 сек.); различия достоверны (1=3,14; р <0,05).

Тестом обследуемых на выносливость выступили результаты бега на 120 м. На заключительном этапе педагогического эксперимента в этом тесте достоверно значимое превосходство показали старшие дошкольники опытной группы. В экспериментальной -34,4±2,2 сек, в контрольной - 35,6±1,8 сек. (1=2,23; р <0,05).

В то же время тестирование гибкости (наклон туловища вперед из положения стоя) на заключительном этапе педагогического эксперимента не выявило достоверного преоб-

ладания результатов ни одной из обследованных групп старших дошкольников. В опытной - 2,1±0,37 см, в контрольной - 2,0±0,45 см; различия не достоверны (1=1,09; р >0,05).

Схематически процентное соотношение показателей физической подготовленности дошкольников 5-7 лет, участвовавших в эксперименте, выглядит так (рисунок 5).

25

20

% 15

10

I ■ . ■

Кистевая Прыжок в длину с Челночный бег динамометрия места

Бег на 120 м Наклон вперед из положения стоя

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Рисунок 5 -

Процентное соотношение прироста показателей двигательной подготовленности мальчиков 5-7 лет экспериментальной и контрольной групп на конечном этапе обследования

Значительный прирост процентных значений опытной группы, в сравнении с контрольной, выявлен по показателям:

- кистевой динамометрии (экспериментальная - 15,0%, контрольная - 10,4%);

- прыжка в длину с места (опытная - 15,7%, контрольная - 7, 5%);

- челночного бега 3 х 10 м (11,3% - в экспериментальной, 5,1% - в контрольной);

- бега на 120 м (в опытной - 11,1%, в контрольной - 6,6%, соответственно). Недостоверные процентные различия в экспериментальной и контрольной группах

обнаружились в результатах итогового теста на гибкость (23, 4% и 17, 8%, соответственно).

В процентном соотношении показатели тестирования двигательной подготовленности старших дошкольниц в конце эксперимента выглядят следующим образом (рисунок 6).

25

%

20

15

10

. ■

Кистевая Прыжок в длину с Челночный бег динамометрия места

Бег на 120 м Наклон вперед из положения стоя

Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рисунок 6 - Процентное соотношение прироста показателей двигательной подготовленности девочек 5-7 лет экспериментальной и контрольной групп на конечном этапе обследования

Значительный процентный прирост занимающихся экспериментальной группы обнаружен в большинстве из тестов:

- кистевая динамометрия (в экспериментальной группе - 18,8%, в контрольной -

9,9%);

- прыжок в длину с места (в опытной - 9,8%, в контрольной - 6,7%);

- челночный бег (9, 8% в экспериментальной, 4, 7% - в контрольной);

5

0

5

0

- бег на 120 м (в опытной - 10,2%, в контрольной - 6,5%).

Исключение составил процентный прирост результатов теста на гибкость (наклон туловища вперед из положения стоя). Достоверного процентного преобладания какой-либо из обследованных групп не выявлено: в экспериментальной - 22,6%, в контрольной - 16,7%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ

Экспериментальная проверка эффективности оригинальной методики плавания, предусматривающей, наряду с общеоздоровительным эффектом, развитие у занимающихся антропометрических и функциональных показателей, а также физических способностей, позволяет констатировать:

- предложенная экспериментальная программа занятий оздоровительным плаванием для дошкольников имеет такой же оздоровительный эффект, как и традиционная программа, применяемая в детском центре;

- использование разработанной методики оздоровительного плавания для детей 5-7 лет способствует, наравне с традиционными подходами, увеличению основных показателей физического и функционального развития занимающихся, а по ряду проб и тестов результаты опытных групп даже превосходят контрольные;

- применение экспериментальной методики оздоровительного плавания содействует интенсификации прироста показателей физической подготовленности детей опытных групп по сравнению с занимающимися по традиционной методике плавания, о чем свидетельствуют статистически достоверные данные (р <0,05).

Показатели антропометрического развития в экспериментальных группах преобладали над контрольными, в среднем, на 5,0-9,0%.

Показатели функционального состояния детей 5-7 тел, занимающихся по экспериментальной программе, в среднем, увеличились на 11,2%, по сравнению с контрольными группами.

Средний прирост показателей физической подготовленности в обеих экспериментальных группах превышал аналогичные результаты контрольных групп, в среднем, на 5,5% и 5,3%, соответственно.

По большинству тестов дошкольники 5-7 лет, занимавшиеся по экспериментальной методике, достоверно преобладали над сверстниками из контрольной группы. Среди девочек-дошкольниц, участвовавших в эксперименте, картина оказалась схожа.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что выполнение экспериментальной программы занятий оздоровительным плаванием, помимо оздоровительного и профилактического эффекта, позволяет оптимизировать физическое развитие и улучшить уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, которые по ряду рассматриваемых параметров статистически достоверно превосходят своих сверстников, занимающихся по традиционной программе плавания в ДОЦ.

Реализация экспериментальной методики оздоровительного плавания в работе со старшими дошкольниками в детском центре приводит, также, как и традиционная программа, к положительным изменениям показателей анатомо-физиологического развития и двигательных способностей, а по ряду тестов даже обеспечивает достоверное преимущество (р <0,05) уровня морфофункционального состояния и физической подготовленности занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптивная и лечебная физическая культура. Плавание / сост. : Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов, Т.С. Морозова ; под ред. Н.Ж. Булгаковой. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва : Юрайт, 2020. - 401 с.

2. Александров, С.Г. Влияние занятий оздоровительным плаванием на морфо-функциональное развитие и двигательную подготовленность дошкольников / С.Г. Александров, А.В. Слынко // Пути повышения эффективности экономической и социальной деятельности кооперативных организаций : материалы Всерос. конф. с междунар. участием (Краснодар, 25 апреля 2015 г.). - Краснодар, 2015. - С. 53-57.

3. Александров, С.Г. Эффективность воздействия занятий оздоровительным плаванием на морфофункциональное развитие и физическую подготовленность старших дошкольниц / С.Г. Александров, А.В. Слынко // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 1 (50). - С. 402-408.

4. Булгакова, Н.Ж. Игры на воде для обучения и развлечения / Н.Ж. Булгакова. - Москва : Спорт, 2016. - 70 с.

5. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей и подростков / М.Е. Вайн-дорф-Сысоева. - Москва : Юрайт, 2020. - 166 с.

6. Давыдов, Ю.А. Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей-дошкольников / Ю.А. Давыдов, Н.Д. Васильев, А.Я. Битюцкая. - Волгоград : Волгпресс, 2011. - 26 с.

7. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология / А.О. Дробинская. - Москва : Юрайт, 2020. - 414 с.

8. Завьялова, Т.П. Физическая реабилитация дошкольников с нарушениями осанки и стопы средствами плавания / Т.П. Завьялова. - Москва : Юрайт, 2020. - 184 с.

9. Змановский, Ю.Ф. Программа «Здоровый дошкольник» / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 11-18.

10. Капотов, П.П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - Москва : Воениздат, 2018. - 498 с.

11. Лафлин, Т. Полное погружение: как плыть лучше, быстрее и легче / Т. Лафлин. -Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 208 с.

12. Люсеро, Б. Плавание: 100 лучших упражнений / Б. Люсеро. - Москва : Эксмо, 2011. -

280 с.

13. Макеева, Т.В. Здоровьесберегающая педагогика / Т.В. Макеева, Л.Ф. Тихомирова. -Москва : Юрайт, 2020. - 251 с.

14. Плавание: упражнения для обучения и улучшения техники / под ред. А.И. Тихомирова. - Минск : Попурри, 2018. - 288 с.

15. Рубанович, В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой / В.Б. Рубанович. - Москва : Юрайт, 2018. - 253 с.

16. Столмакова, Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста / Т.В. Стол-макова. - Москва : Детство-Пресс, 2011. - 191 с.

17. Теория и методика избранного вида спорта: водные виды спорта / под ред. Н. Ж. Булгаковой. - Москва : Юрайт, 2020. - 304 с.

18. Филиппова, С.О. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями / С.О. Филиппова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2011. - 53 с.

19. Щепин, О.П. Здоровье населения Российской Федерации: исследовательские диагностические критерии ВОЗ / О.П. Щепин. - Санкт-Петербург : Наука и практика, 2016. - 115 с.

REFERENCES

1. Bulgakova N.Zh., Morozov, S.N., Popov, O.I. and Morozova, T.S. (2020), Adaptive and therapeutic physical culture: Swimming, Yurait, Moscow.

2. Alexandrov, S.G. and Slynko, A.V. (2015), "Influence of recreational swimming classes on morpho-functional development and motor readiness of preschool children", Ways to improve the efficiency of economic and social activities of cooperative organizations: materials of the All-Russian Scientific andPractical Conference, Krasnodar, pp. 53-57.

3. Alexandrov, S.G. and Slynko, A.V. (2020), "Effectiveness of the impact of recreational swimming classes on morphofunctional development and physical fitness of senior preschool girls", Business. Education. Law, No. 1 (50), pp. 402-408.

4. Bulgakova, N.Zh. (2016), Water games for training and entertainment, Sport, Moscow.

5. Vaindorf-Sysoeva, M.E. (2020), Organization of summer recreation for children and adolescents, Yurait, Moscow.

6. Davydov, Yu.A., Vasilyev, N.D. and Bityutskaya, A.Ya. (2011), Methods for assessing physical fitness and physical development ofpreschool children, Volga-press, Volgograd.

7. Drobinskaya, A.O. (2020), Anatomy and age physiology, Yurait, Moscow.

8. Zavyalova, T. P. (2020), Physical rehabilitation of preschool children with impaired posture and foot means of swimming, Yurait, Moscow.

9. Zmanovsky, Yu.F. (2012), Program "Healthy preschooler", Preschool education, No. 6, pp.1118.

Kapotov, P.P. (2018), Training in swimming, Military Publishing, Moscow. Laughlin, T. (2012), Full immersion, Mann, Ivanov and Ferber, Moscow. Lucero, B. (2011), Swimming: 100 best exercises, Eksmo, Moscow. Makeeva, T. V. (2020), Health-Saving pedagogy, Yurait, Moscow.

Tikhomirov, A.I. (2018), Swimming: Exercises for training and improving technique, Medley, Rubanovich, V.B. (2018), Medical and pedagogical control in physical culture classes, Yurait, Stolmakova, T.V. (2011), System of teaching swimming to preschool children, Detstvo-Press, Bulgakova, N.Zh. (2020), Theory and methodology of the chosen sport: water sports, Yurait,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. 11. 12.

13.

14. Moscow.

15. Moscow.

16. Moscow.

17. Moscow.

18. Filippova, S. O. (2011), Pedagogical and medical control of preschool children's health in the process of physical exercises, Herzen State University, Saint Petersburg.

19. Shchepin, O.P. (2016), Health of the population of the Russian Federation: who research diagnostic criteria, Science and practice, Saint Petersburg.

Контактная информация: spartak-2010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.05.2020

УДК 796.926

РОСТ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГОРНОЛЫЖНИКОВ В РЕТРОСПЕКТИВНОМ АНАЛИЗЕ

Надежда Дмитриевна Алексеева, преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Николаевич Зиновьев, доцент, Александр Алексеевич Ивачев, преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Поиск новых методов для спортивного отбора всегда остается крайне актуальной темой различных исследований. Антропометрические данные горнолыжников при отборе учитываются крайне редко. И на данный момент не существует весоростовых моделей горнолыжников. Цель исследования: выявить модельный рост спортсмена-горнолыжника. Организация исследования. Нами были сравнены показатели результативности 461 спортсмена, которые были разделены на 5 групп по росту в соответствии с разработанной классификацией. Были систематизированы и проанализированы данные горнолыжников, имеющих рейтинговые очки Кубка мира, за 2010, 2015 и 2020 годы. Был применен критерий Манна-Уитни. Результаты исследования. В 2010 году между результативностью спортсменов различного роста были выявлены достоверные различия лишь в одном случае; в 2015 и в 2020 годах - спортсмены, имеющие рост 183-187 см, имели достоверное преимущество перед подавляющим большинством горнолыжников отличного роста. Выводы. Результаты проведенного исследования показали, что ранее рост спортсменов был связан с результативностью в незначительной мере. На сегодняшний день рост горнолыжника 183-187 см можно взять за модельную характеристику и учитывать данный факт при отборе.

Ключевые слова: горнолыжный спорт, спортивный отбор, рост спортсменов, антропометрия, модельная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.