Научная статья на тему 'Начальное обучение плаванию детей 5-6 лет на основе сюжетно-ролевых игр'

Начальное обучение плаванию детей 5-6 лет на основе сюжетно-ролевых игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1641
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / THE SWIMMING / THE ROLE GAMES / THE CHILDREN AT PRESCHOOL AGE / THE ELEMENTARY SWIMMING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Юлия Сергеевна

Применение сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов в занятиях плаванием с детьми 5-6 лет способствует успешному освоению ими плавательных навыков и повышению уровня физической подготовленности, а также психического и эмоционального состояния занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The elementary swimming education for children of 5-6 years old on the basis of role games

The application of games on the basis of fantastic plots in swimming lessons for children of 5-6 years old contributes to successful mastering of swimming skills and increase the level of physical condition improving in parallel the mental and emotional condition.

Текст научной работы на тему «Начальное обучение плаванию детей 5-6 лет на основе сюжетно-ролевых игр»

2. Бондаренко, А.А. Пути повышения силовой подготовки атлетов / А.А. Бондаренко // Пауэрлифтинг. - 2009. - № 6. - С. 5-7.

3. Воропаев, В.И. Динамика психического состояния спортсмена силового троеборья / В.И. Воропаев // Пауэрлифтинг. - 2008. - № 3. - С. 9-11.

4. Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А. И. Воротынцев. -М. : Сов. спорт, 2002. - 270 с. : ил.

5. Гузеев, П. Пауэрлифтинг : методическое пособие / П. Гузеев, Ю. Пименов. -М. : Терра-Спорт, 2003. - 225 с.

6. Остапенко, Л.А. Силовое троеборье : особенности тренировочного процесса на этапе отбора и начальной подготовки : учебное пособие / Л. А. Остапенко. - М. : Физкультура и спорт, 2002. - 150 с.

7. Перов, П.В. Содержание физической подготовки на начальном этапе занятий пауэрлифтингом : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Перов П.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2005. - 24 с.

8. Шейко, Б.И. Методика достижения результатов в пауэрлифтинге : от начальной подготовки до спортивного совершенства : учебное пособие / Б.И. Шейко. -Омск : [б.и.], 2000. - 134 с.

Контактная информация: a_bolotin@mail.ru

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Юлия Сергеевна Герасимова, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Применение сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов в занятиях плаванием с детьми 5-6 лет способствует успешному освоению ими плавательных навыков и повышению уровня физической подготовленности, а также психического и эмоционального состояния занимающихся.

Ключевые слова: плавание, сюжетно-ролевые игры, физическое развитие, начальное обучение плаванию, дети дошкольного возраста.

THE ELEMENTARY SWIMMING EDUCATION FOR CHILDREN OF 5-6 YEARS OLD ON THE BASIS OF ROLE GAMES

Julia Sergeevna Gerasimova, aspirant,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-

Petersburg

Annotation

The application of games on the basis of fantastic plots in swimming lessons for children of 5-6 years old contributes to successful mastering of swimming skills and increase the level of physical condition improving in parallel the mental and emotional condition.

Key words: the swimming, the role games, the children at preschool age, the elementary swimming education.

ВВЕДЕНИЕ

Плавание как средство физического воспитания широко рекомендуется для работы с дошкольниками [4, 5]. Разработаны и обоснованы различные методики обучения, однако, лишь отдельные авторы [2, 6] занимались исследованием формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста путем включения в занятия игр.

Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных проблемам

обучения детей плаванию, вопросы разработки программы эффективного освоения навыка плавания средствами сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов в теории и практике не рассматривались.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате анализа литературы, педагогических наблюдений и опроса выявлено 7 самых популярных сказок среди детей дошкольного возраста, которые были переработаны и адаптированы к водной среде, на их основе были разработаны сценарии сюжетно-ролевых игр, проводимых с детьми в воде.

Отобранные сказки распределялись по возрастающей сложности. Например, сюжет сказки «Колобок» был использован для изучения контрастных упражнения по освоению с водой; сказка «Репка» - для изучения упражнений на дыхание; «Три поросенка» - для изучения (упражнений на погружение); «Гуси лебеди» - упражнений на всплывание; «Волк и семеро козлят» - для изучения навыка лежания; «Красная шапочка» - навыка скольжения; «Бременские музыканты» - техники попеременной работой ног на груди и на спине без подвижной опоры.

Для каждого блока было разработано по 30 упражнений, которые являлись основой наших сюжетно-ролевых игр.

Сказка разбивалась на 3 части, каждая из которых проигрывалась на одном занятии (в основной части урока), на 4 занятии сказка проигрывалась целиком. Продолжительность программы составила 28 занятий в мелком бассейне (глубина воды 0,7 - 0,9 м), с учетом двухразового посещения в неделю и продолжительности каждого занятия 30 минут. Средства и методы подбирались в соответствии с общепедагогическими принципами: воспитывающего обучения, сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности, прочности закрепления пройденного материала.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для проверки эффективности нашей программы нами был проведен основной педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в период с 1 ноября 2007 года по 17 февраля 2008 года в условиях детского бассейна Санкт-Петербургского Государственного учреждения спортивно-оздоровительного комплекса Колпинского района «Ижорец». В эксперименте приняло участие 57 детей в возрасте 5-6 лет, посещающих бассейн в группах оздоровительного плавания, поделенных на две группы (контрольную и экспериментальную). В контрольной группе занималось 28 человек, а в экспериментальной - 29 человек.

Дети контрольной группы занимались по программе и тематическому плану, разработанным тренерским коллективом бассейна СПбГУСОК «Ижорец» на основе программы «Детство» [1].

Дети экспериментальной группы занимались по разработанной нами программе.

До начала эксперимента группы были статистически однородны по антропометрическим данным (рост, вес, ОГК), физическим качествам (сила, гибкость, координационные способности) и плавательной подготовленности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для проверки эффективности нашей программы было проведено тестирование физических способностей детей 5-6 лет (табл. 1).

После проведения эксперимента в показателях развития гибкости достоверность различий составила Р<0.05, т.е. можно говорить, что использование сюжетно-ролевых игр в занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста 5-6 лет положительно влияет на развитие гибкости.

Таблица 1

Результаты тестирования физической подготовленности детей 5-6 лет до и после ____________________________проведения эксперимента______________________________

Показатели группа Среднее арифметическое, ошибка среднего (Бх ± х) Достоверность различий (Р)

До эксперимента После эксперимента До После

Поднимание туловища из положения лежа (кол-во повт-й) К 11.6±0.5 12.9±0.5 Р>0.05 Р<0,01

Э 12.1±0.5 16.8±0.5

Равновесие. Стойка на одной ноге (с) К 16.3±1.6 21.9±0.1 Р>0.05 Р>0.05

Э 17.2±1.9 26.6±0.2

Гибкость (см) К 2.5±0.6 2.9±0.3 Р>0.05 Р<0.05

Э 1.7±0.7 4.2±0.1

Длина прыжка с места (см) К 90.8±4.0 102.0±0.6 Р>0.05 Р>0.05

Э 92.5±3.0 101.7±0.1

Результаты динамической силы мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями (количество повторений за 30 с) имеют достоверные различия (Р<0.01).

Результаты развития координационных способностей (стойка на одной ноге, с) достоверных различий не имеют (Р>0.05).

Уровень взрывной силы (скоростно-силовые способности) мы измеряли по длине прыжка с места. Достоверных различий после эксперимента по этому показателю не выявлено (Р>0,05).

В конце эксперимента были проведены контрольные испытания плавательной подготовленности [3] (рис. 1).

Рис. 1. Результаты тестирования плавательной подготовленности детей 5-6 лет после

проведения эксперимента

Обозначения:

1* - пробегание 6-метрового отрезка с опорой о дно бассейна;

2* - «поплавок»;

3* - максимальное количество вдохов-выдохов в воду;

4* - задержка дыхания на вдохе под водой;

5* - задержка дыхания на выдохе под водой;

6* - «звездочка на груди»;

7* - «звездочка на спине»;

8* - попеременная работа ног кролем на груди у неподвижной опоры без задержки дыхания;

9* - попеременная работа ног кролем на груди с подвижной опорой (с);

10* - поднимание предметов со дна бассейна за 30 с (шт).

Показатели в пробегании 6-метрового отрезка с опорой о дно бассейна имеют достоверные различия при Р<0,001 между контрольной и экспериментальной группой в пользу экспериментальной. Упражнение «поплавок» достоверно лучше выполнили дети в экспериментальной группе при Р<0,001. В контрольном упражнении максимальное количество вдохов-выдохов в воду выявлены достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой при Р<0,001. Показатели тестирования по задержке дыхания на вдохе под водой (с) имеют достоверные различия при Р<0,05. Контрольное упражнение задержка дыхания на выдохе (с) было выполнено достоверно лучше в экспериментальной группе при Р<0,05. Достоверные различия (Р<0,001) получены по показателям «звездочка» на груди и «звездочка» на спине. По результатам контрольного испытания в упражнении попеременная работа ног кролем на груди у неподвижной опоры без задержки дыхания выявлены достоверные различия (Р<0,05). При выполнении упражнения попеременная работа ног кролем на груди с подвижной опорой выявлено, что данное испытание достоверно лучше освоено (Р<0,01) в экспериментальной группе. Контрольное испытание поднимание предметов со дна бассейна за 30 с (шт.) достоверно лучше выполнено в экспериментальной группе (Р<0,001).

ВЫВОДЫ

1. Сюжетно-ролевые игры - доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра имеет преимущество перед строго дозируемыми упражнениями, что связано с инициативой, фантазией, творчеством, она протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

2. Программа включала в себя 7 блоков, каждому блоку соответствовала одна образовательная задача по освоению с водой и 30 упражнений, которые накладывались на одну из разработанных 7 сказок. Сказка разыгрывалась на четырех занятиях, первые три отводились на изучение материала, а четвертое - на его повторение и закрепление. Каждое занятие состояло из трех частей: подготовительной (8 мин), основной (12 мин) и заключительной (10 мин).

3. В результате эксперимента показатели уровня развития физических качеств

следующие: средний показатель развития гибкости после эксперимента в

экспериментальной группе составил 4.2+ 0,1 (см), в контрольной группе - 2.9±0.3 (см). Достоверность различий составила Р<0.05. Результаты динамической силы мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями (количество повторений за 30 с)) имеют достоверные различия (Р<0.01).

Уровень взрывной силы (скоростно-силовые способности) и уровень развития координационных способностей (стойка на одной ноге, с) достоверных различий не показали (Р>0,05).

4. Установлен положительный прирост в экспериментальной группе по ряду показателей плавательной подготовленности: пробегание 6-метрового отрезка с опорой о дно бассейна; поднимание предметов со дна бассейна за 30 с; «поплавок»; максимальное количество вдохов-выдохов в воду; «звездочка» на груди и «звездочка» на спине; попеременная работа ног с подвижной опорой без задержки дыхания, достоверность различий соответствовала Р<0,001, по показателям попеременная работа ног на груди у неподвижной опоры без задержки дыхания и задержка дыхания на вдохе и выдохе различия соответствовали Р<0,05.

В результате обобщения полученных данных установлено, что использование сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов в занятиях плаванием с детьми 56 лет дает выраженный положительный эффект и позволяет лучше решать задачи обучения плаванию, развития и оздоровления, способствует формированию устойчивого интереса к занятиям и повышает эффективность процесса обучения плаванию детей 5-6 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронова, Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду / Е.К. Воронова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 80 с.

2. Дукальский, В. В. Игры на воде при обучении детей плаванию / В. В. Дукальский, Е. Г. Маряничева. - Краснодар : [б.и.], 1990. - 110 с. : ил.

3. Казаковцева, Т. С. Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях детского сада с крытым плавательным бассейном : метод. рекомендации / Т. С. Казаковцева. - Киров : [б.и.], 1984. - 40 с.

4. Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. - M. : Просвещение, 1991. - 159 с. : ил.

5. Петрова, Н. Л. Обучение детей плаванию в раннем возрасте : учебнометодическое пособие / Н. Л. Петрова, В. А. Баранов. - М. : Советский спорт, 2006. -96 с. : ил.

6. Пищикова, Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста : занятия, игры, праздники / Н. Г. Пищикова. - М. : Изд-во «Скрипторий», 2008. - 88 с.

Контактная информация: 10-ju@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ БОЛОНСКОГО

ПРОЦЕССА

Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Ирина Анатольевна Ефременкова, соискатель,

Андрей Игоревич Сергеев, кандидат педагогических наук, проректор по экономической работе,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация.

В статье анализируется опыт применения в учебном процессе вуза базовой модели и педагогической технологии изучения основных положений Болонского процесса, направленных на формирование готовности студентов физкультурного вуза к учебной деятельности в условиях перехода на Болонскую систему.

Ключевые слова: Болонский процесс, педагогическая технология, модульное обучение, дистанционное обучение, рейтинговая система оценки.

THE PEDAGOGICAL TECHNIQUE OF FORMATION OF STUDENTS' READINESS TO SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY IN PHYSICAL CULTURE UNIVERSITIES IN CONDITIONS OF BOLOGNA PROCESS

Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the head of the department,

Irina Anatolyevna Efremenkova, the competitor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Andrey Igorevich Sergeev, the candidate ofpedagogical sciences, the pro-rector for

economic work,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The article analyses the experience of application in educational process of university the base model and pedagogical technique of studying the main provisions of Bologna process, directed on formation of readiness of high sport school’s students to educational activity in the conditions of transition to Bologna system.

Key words: the Bologna process, the pedagogical technology, the modular studying, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.