Научная статья на тему 'Некоторые особенности методики обучения плаванию дошкольников 4-7 лет'

Некоторые особенности методики обучения плаванию дошкольников 4-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1876
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ПЛАВАНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербаков Борис Валентинович

Цель исследования: разработка методики и программы освоения с водой и обучения плаванию, адекватной возрастным особенностям дошкольников. Контингент испытуемых: дети 4-7 лет, всего 564 чел. На основании полученных экспериментальных данных разработана методика обучения технике спортивного плавания детей 4-7 лет, способствующая уменьшению сроков освоения с водой и изучению способов плавания кролем на груди и на спине во всех возрастных группах. Обоснована целесообразная последовательность применения упражнений. Установлены допустимые общие объемы плавания и соотношения плавания в полной координации и по элементам на разных этапах обучения. Показана волнообразная закономерность изменения объема плавания, обусловленная особенностями формирования двигательного навыка каждым способом. Определено оптимальное соотношение между играми и упражнениями для изучения техники плавания на разных этапах обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности методики обучения плаванию дошкольников 4-7 лет»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ 4-7 ЛЕТ

Б.В. ЩЕРБАКОВ, ГЦОЛИФК, Москва

Аннотация

Цель исследования: разработка методики и программы освоения с водой и обучения плаванию, адекватной возрастным особенностям дошкольников.

Контингент испытуемых: дети 4-7лет, всего 564 чел. На основании полученных экспериментальных данных разработана методика обучения технике спортивного плавания детей 4-7лет, способствующая уменьшению сроков освоения с водой и изучению способов плавания кролем на груди и на спине во всех возрастных группах. Обоснована целесообразная последовательность применения упражнений. Установлены допустимые общие объемы плавания и соотношения плавания в полной координации и по элементам на разных этапах обучения. Показана волнообразная закономерность изменения объема плавания, обусловленная особенностями формирования двигательного навыка каждым способом. Определено оптимальное соотношение между играми и упражнениями для изучения техники плавания на разных этапах обучения.

Abstract

Purpose of research: working out of methods and water experience program with swimming training that fits the age features of preschool children. Tested children contingent: children 4-7yrs, 564persons. The methods of swimming training for 4-7 age children were developed according the results that were received during the test.

This technique let reduce the period of water experience and training crawl swimming ways on the chest and on the back in all age group. The expedient succession of doing exercises was substantiated. It reduces the period of water experience and training crawl swimming ways on the chest and on the back. The common permissible swimming volumes and swimming correlation in total co-ordination and in the elements on different swimming training periods were established. The wavelike pattern of swimming volumes change was showed. It was made for features of forming moving skills by each way.

The optimum correlation between games and exercises for training swimming technique in different periods of training was determined.

Ключевые слова: дошкольники, плавание, методика обучения.

Разработка данной тематики предоставит возможность проанализировать и обобщить практические современные данные по обучению плаванию детей дошкольного возраста и сопоставить полученные результаты с данными более ранних исследований [1-10].

Цель исследования - разработка методики и программы освоения с водой и обучения плаванию, адекватной возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе - сентябрь 1992 - май 2000 г. - в ходе практической работы происходили подбор и изучение эффективности различных средств и методов обучения дошкольников на базе малого бассейна СК «Орбита» г. Москвы. На втором этапе - сентябрь 2000 - май 2001 г. - проведен предварительный эксперимент, позволивший уточнить содержание программы обучения и методику изучения техники спортивного плавания в возрастных группах 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

Общее количество дошкольников, занимавшихся в группах обучения плаванию в период с 1992 по 2001 г., составило 346 чел.

Третий этап - основное экспериментальное исследование, проводимое в виде независимого педагогического

эксперимента на базе малого бассейна д/с 2379 г. Москвы с сентября 2001 по май 2002 г. Параметры бассейна представлены в таблице.

Общее число детей, принимавших участие в исследовании, составило 118 чел.: 55 девочек и 63 мальчика. Из них 35 детей в возрасте 6-ти лет, 54 - 5-ти лет и 39 дошкольников 4-летнего возраста. Текущий контроль за освоением плавательных навыков осуществлялся на контрольных уроках по окончании каждого этапа обучения. Комплексное тестирование плавательной подготовки было проведено в конце учебного года и включало следующие основные упражнения:

- плавание способом кроль на груди в согласовании с дыханием (м);

- плавание способом кроль на спине с полной координацией движений (м).

Полученные в ходе исследования результаты сопоставлялись с данными литературных источников.

Параметры бассейна, температурный режим, периодичность и продолжительность занятий

Размеры (м) Глубина (м) t воды (°С) Кол-во занятий в неделю Продолжительность занятия (мин)

3 X 7 0,5-0,6 30-31 2 30-45

1

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальная программа обучения плаванию дошкольников 4-7 лет рассчитана на освоение занимающимися способов плавания кроль на груди и на спине в течение учебного года. Основу методики составляют:

а) целостно-раздельный метод обучения;

б) параллельно-последовательное изучение техники спортивного плавания способами кроль на груди и на спине.

Разучивание плавательных движений в облегченных условиях является ключевым в нашей программе обучения и заключается в изучении и выполнении движений по элементам и в «связках» с использованием подвижной опоры в виде плавательной доски. Изучение кролевых способов плавания начинается в положении на груди.

Плавание на спине включается в программу занятий после освоения занимающимися рабочей позы пловца в положении на груди.

Весь процесс обучения плаванию дошкольников был разделен на 4 этапа. На первом этапе происходило ознакомление и освоение с водной средой, на втором - освоение рабочей позы пловца в положении на спине и ознакомление с элементами техники спортивного плавания кролем на груди и на спине. На третьем изучалась техника плавания по элементам и в «связках», а на четвертом происходило объединение движений в целый способ.

Соотношение упражнений, направленных на изучение движений в способах кроль на груди и на спине, представлены на рис. 1. Упражнения в положении на груди занимают больше времени, чем в положении на спине на всех этапах обучения.

Рис. 1. Соотношение упражнений для изучения способов плавания кроль на груди и на спине

на разных этапах обучения

Это обусловлено более сложным вариантом дыхания, который связан с согласованием изучаемых движений и выдоха в воду.

Игра занимает ведущее место в жизни дошкольников, поэтому элементы игры или соревнования составляют основу выполнения многих упражнений (рис. 2).

На этапе освоения с водой игровые формы обучения использовались при изучении большинства плавательных навыков, а выполнение многих упражнений превращалось в игру или соревнование. На представленном

рисунке можно увидеть, что доля игр и развлечений в занятиях постепенно уменьшалась, что обусловлено увеличением количества обучающих упражнений в занятиях.

Соотношение плавания по элементам и в полной координации также изменялось на разных этапах обучения (рис. 3). На втором этапе плавание по элементам составляет 100%. На четвертом эти показатели сравниваются: 50% - плавание по элементам и 50% - с полной координацией.

12 3 4

Этапы обучения

Рис. 2. Соотношение игр и упражнений на разных этапах обучения дошкольников

100 п 90 80 -7060 50 -| 40 30 -| 20 10

0

100

80

Этапы

□ плавание по элементам □ плавание с полной и в «связках» координацией

Рис. 3. Соотношение плавания по элементам и с полной координацией движений в способе кроль на груди на разных этапах обучения

100 90 і 80 70 -60 -50 -40 30 -20 -10 0

В.

Этапы

□ серийное выполнение □ непрерывное упражнений плавание

Рис. 4. Соотношение серийного и непрерывного способа выполнения упражнений на разных этапах

При изучении плавательных движений основным методом обучения является выполнение упражнений сериями повторным способом, что позволяет увеличивать нагрузку без освоения способа в целом, выполняя движения по элементам и «в связках» (рис. 4). На первом и втором этапах обучения все упражнения в воде выполняются сериями повторным способом. На третьем этапе в связи с включением в занятия непрерывного плавания доля серийного способа выполнения упражнений несколько уменьшается, но остается преобладающей.

Освоение и совершенствование техники плавательных движений на четвертом этапе обучения ведут к увеличению упражнений, выполняемых непрерывным методом, который используется в 40% заданий.

Динамика общего объема плавания у дошкольников 4-7 лет в течение учебного года зависит от возраста занимающихся и этапа обучения. На втором этапе наибольшие величины объемов плавания отмечались в подготовительной группе, а наименьшие - в средней. На третьем этапе в занятия включается непрерывное плавание на груди и на спине по элементам и в «связках», что обеспечивает дальнейшее увеличение объема плавания.

На четвертом этапе обучения объем плавания достигает своих максимальных величин за счет совершенствования плавания с полной координацией движений способами кроль на груди и на спине.

Таким образом, общий объем плавания возрастает от одного этапа обучения к другому во всех возрастных группах дошкольников.

Динамика объема плавания в течение учебного года имела одну характерную особенность: начиная с третьего этапа обучения во всех возрастных группах она начи-

нает носить волнообразный характер, что обусловлено стадиями формирования двигательного навыка. Рассмотрим образование волнообразной динамики объема на примере способа кроль на груди. Весь курс обучения плаванию кролем был разбит на пять блоков, включающих несколько упражнений. Упражнения внутри блоков и сами блоки взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают преемственность и последовательность в решении задач обучения.

I блок

1. Изучение движений ног кролем с неподвижной опорой (у бортика: сидя на бортике, опираясь прямыми руками, с поднятой головой, с опущенной головой).

2. Изучение скольжения с движениями ног кролем на задержке дыхания с различными положениями рук.

3. Совершенствование скольжения с движениями ног кролем на задержке дыхания с различными положениями рук.

II блок

4. Изучение движений ног кролем в согласовании с дыханием с неподвижной опорой (у бортика).

5. Изучение движений ног кролем в согласовании с дыханием с подвижной опорой (с доской), выполняя вдох с подниманием головы вверх.

6. Совершенствование движений ног кролем в согласовании с дыханием (с доской, без доски, выполняя вдох с подниманием головы вперед, с поворотом в сторону).

III блок

7. Изучение движений рук кролем с неподвижной опорой (имитационные упражнения у бортика).

8. Изучение согласования движений рук и ног кролем на задержке дыхания («связки» с движением одной рукой, «пристегивание» с доской, без доски).

1

9. Совершенствование движений рук и ног кролем на задержке дыхания («связки» с движением одной рукой, «пристегивание», «сцепление»).

10. Плавание кролем на задержке дыхания.

IV блок

11. Изучение движений рук кролем в согласовании с дыханием с неподвижной опорой (у бортика).

12. Изучение движений рук и ног кролем в согласовании с дыханием с подвижной опорой (с доской).

13. Совершенствование движений рук и ног кролем в согласовании с дыханием с доской и без.

V блок

14. Изучение плавания кролем на груди с полной координацией движений.

15. Совершенствование плавания кролем на груди с полной координацией движений.

16. Непрерывное плавание кролем на груди с полной координацией движений.

Содержание каждого отдельного блока соответствует стадиям формирования определенного двигательного умения. Внутри каждого блока снижение объема плавания приходится на момент начала освоения нового плавательного движения (упр. 7, 11, 14). Это связано с увеличением времени занятия, отводимого на имитационные упражнения, выполняемые в статическом положении. По мере овладения плавательными движениями объем начинает увеличиваться, и его пик приходится на последнюю стадию каждого блока, соответствующую уровню двигательного умения (упр. 10, 13 и 16).

Важно отметить, что снижение объема в начале каждого последующего блока упражнений происходит меньше, а его пик выше, чем в предыдущем блоке. Эти закономерности ведут к увеличению общего объема плавания от одного этапа обучения к другому, реализуя на практике правила последовательности и постепенности и обеспечивая общий кумулятивный эффект занятий.

На величину и динамику объема плавания значительное влияние оказал тот фактор, что обучение проводилось двум способам параллельно.

Величины объемов плавания в положении на груди и на спине находятся в обратной зависимости по отношению друг к другу и обеспечивают комплексное развитие технической и физической подготовленности дошкольников.

Изучение нового двигательного действия в положении на груди всегда соответствует совершенствованию уже изученного в положении на спине, и наоборот. Благодаря этому удается избежать значительных колебаний величины объема плавания, что было бы неизбежно при разучивании в одном занятии нового упражнения как в положении на груди, так и в положении на спине.

Выводы

Объем плавания у детей разного возраста различается на всех этапах обучения. Наибольшие величины демонстрируют дети 6-7 лет, а наименьшие - 4-5 лет. Величины объемов плавания в положении на груди и на спине находятся в обратной зависимости по отношению друг к другу и обеспечивают комплексное развитие технической и физической подготовленности дошкольников.

Применение игрового способа обучения на этапах ознакомления и освоения с водой и многократное выполнение упражнений с постепенным увеличением длины дистанции и количества повторений в серии, подводящие к освоению непрерывного плавания, явились наиболее адекватными для всех возрастных групп дошкольников

и, особенно, для детей 6-7 лет. Все плавательные движения сначала имитировались на суше, затем в воде с использованием неподвижной опоры (бортик или лесенка) и только потом - в движении с использованием подвижной опоры в виде плавательной доски.

Литература

1. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 78 с.

2. Волошин А.А., Киселева М.М. Опыт организации массового обучения плаванию дошкольников // Плавание. - 1980. - № 2. - С. 15-18.

3. Котляров А.Д. К вопросу о двигательной предрасположенности дошкольников при обучении их плаванию // Тезисы докладов XXXIV науч.-конф. по итогам работы за 1987 год. - Омск, 1988. - С. 68-69.

4. Котляров А.Д. Половые различия в овладении навыком плавания у детей дошкольного возраста // Совершенствование подготовки спортсменов и развития массовой физической культуры: материалы науч.-практ. конф. - Челябинск, 1989. - С. 81-83.

5. Левин Г. Плавайте с малышами. - Минск: Полымя, 1981. - 144 с.

6. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина ТЛ. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. -159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: методические рекомендации. - Омск, 1988. - 52 с.

8. Сийгур Т.В. Плавание в системе физического воспитания дошкольников в условиях закрытых бассейнов малого размера при детских садах // Современные формы и методы развития массового физкультурного движения в республике: тезисы респ. науч.-метод. конф. -Каунас, 1982. - С. 86-89.

9. Ханаков О.А. О некоторых аспектах методики проведения оздоровительного плавания с детьми 3-5-летнего возраста // Актуальные проблемы физической культуры: материалы региональной науч.-практ. конф. -Ростов-на-Дону, 1995. - С. 127-128.

10. Чекалдина М.Г. На «голубых дорожках» плывут малыши // Плавание. - 1984. - С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.