5. Sokolova V. Serye kardinaly obrazovaniya. Kto stoit za «reformami» po likvidacii vseobschej gramotnosti v strane. Sovershenno sekretno. 2011; 4. Available at: http: // www. fib/ r / info/ 48680/ html
6. Botasheva H.Yu. Duhovno-nravstvennye cennosti studenta universiteta v zerkale sociologicheskogo analiza. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena http://cyberleninka.ru/journal/niizvestiya-rossiyskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo-universiteta-im-a-i-gertsena. 2008; 77: 56 - 59.
7. Fortova L.K., Ovchinnikov O.M. Konstruirovanie obrazovatel'nogo processa na osnove idej nenasiliya i tolerantnosti. Nauchnoe mnenie. 2014; 9-2: 62 - 64.
Статья поступила в редакцию 24.08.15
УДК 373.2: 797.2
Kuznetsova Zh.V., Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), Е-mail: [email protected]
SWIMMING AS A MEANS OF THE DEVELOPMENT OF MOTORIAL ABILITIES OF CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE.
The article studies a problem of the development of moving abilities of children under the school age at the swimming occupation. The opinions of scientific researchers about the development of moving abilities of children under the school age are analyzed. Many researchers prove that the basis of any development of a child is the physical development that is directed to the forming of main motorial skills. Swimming exercises at a particular occupation for children, whose age is under the school age, form not only new motional skills but successfully develop moving coordinate abilities, which are necessary in various life situations and at the occupations of physical exercises. The author has carried out an experimental work that confirms that swimming exercises increase the development of motorial abilities of children of the preschool age.
Key words: physical qualities, adroitness, staying-power, power, flexibility, swimming, breast stroke, crawl on the chest and back.
Ж.В. Кузнецова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается проблема развития двигательных способностей у дошкольников с использованием занятий плаванием. В ней анализируются высказывания научных исследователей по развитию двигательных способностей у дошкольников. Многие исследователи доказывают, что основой всестороннего развития ребёнка является физическое воспитание, направленное на формирование основных жизненно важных двигательных навыков. Плавательные упражнения с дошкольниками не только формируют новые двигательные навыки, но и успешно развивают двигательно-координационные способности, которые необходимы в различных жизненных ситуациях и в занятиях физическими упражнениями. Проведённая опытно-экспериментальная работа подтверждает, что плавательные упражнения повышают развитие двигательных способностей у дошкольников.
Ключевые слова: физические качества, ловкость, выносливость, сила, гибкость, плавание, «брасс», «кроль на груди», «кроль на спине».
Формирование человека на всех этапах его эволюции происходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Целенаправленное выполнение физических упражнений связано с постоянной коррекцией врождённых двигательных рефлексов, которые входят в самые разные способности. Они без тонких и точных движений не могут существовать и развиваться. Формирование двигательных способностей дошкольников происходит в соответствии с законом роста и развития ребёнка. В основе развития двигательных способностей лежат задатки. Генетическая программа определяет темп роста и развития, порядок созревания отдельных органов и систем. (А.К. Москатова, 1983).
Готовность организма ребёнка к разным видам двигательной деятельности определяется уровнем созревания соответствующих функциональных систем. В 6 лет происходит переход к текущему контролю за точностью движений на базе пропри-оцептивной обратной связи, в 7 лет программирование произвольных движений, которое осуществляется зрительно-двигательной функциональной системой. Период активного развития двигательных способностей приходится на возраст от 5 до 7 лет. (П.К. Анохин, 1996).
По данным исследований С.О. Филипповой дети дошкольного возраста не обладают достаточно развитыми двигательными способностями такими, как быстрота и мышечная сила. Так, около 20 - 25% 6 - 7 летних детей характеризуются низкой подвижностью нервных процессов. Это «медленные дети, их реакции замедленны, а работоспособность почти в 2 - 3 раза ниже, чем у других детей. Чаще всего проявление быстроты наблюдаются в тех движениях, которые в известной степени уже освоены детьми (бег на скорость) и в играх [1, с. 133].
По исследованиям Э.С. Вильчаковского (1983), изучавшего скоростные способности детей, доказано, что самая низкая скорость бега у старших дошкольников зафиксирована на дистанции 10 м, на дистанции 20 м скорость бега наблюдается выше. Это связано со скоростью развития возбуждения и скорости
проведения в нервных и мышечных волокнах, которые влияют на скорость бега у дошкольников. Поэтому с ними необходимо больше проводить упражнения, эстафеты на скорость, связанные с убеганием, увёртыванием [1, с. 136].
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Ю.Ф. Курамшин (2003) выделил различия между координационной способностью и ловкостью. Координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанной с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с удержанием позы, а ловкость - в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключа-емости движений. Одним из видов физических упражнений для развития координационных способностей являются плавательные движения [1, с. 136].
Н.А. Бернштейн даёт определение ловкости так: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т. е способность справиться с любой возникающей двигательною задачей: правильно, быстро, рационально и находчиво. В практике физического воспитания в качестве средств развития координационных способностей применяют физические упражнения, в которых есть новизна и обусловленные этим неординарные требования к координации движений [2, с. 267].
Научный исследователь И.Л. Гончар установил, что у детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений [3, с 54].
З.П. Фирсов отмечает, что в 6 - 7 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается ещё некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность ана-
лизировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т. д. [2, с. 83].
По мнению Л.Ф. Еремеевой, доказано, что развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием плавательных двигательных навыков. Проявление силы у дошкольников обуславливается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, а плавательные упражнения увеличивают силу мышц ребёнка [3, с. 43]
Из опыта работы с дошкольниками (В.С. Васильев и Н.Ж. Булгакова) доказано, что физические качества у них развиты недостаточно, поэтому дошкольники не могут проплывать длинные дистанции, показывать высокую скорость на отрезках в силу возрастного развития [4; 5].
В настоящее время существует несколько авторских методик по обучению плаванию детей дошкольного возраста: Т.И. Осоки-на, В.С. Васильев, А.Д. Викулов, И. Чарковский и др., которыми пользуются по сей день инструкторы по плаванию в ДОУ.
Целью нашей работы является выявление развития двигательных способностей у старших дошкольников на основе плавания. Эксперимент проводился на базе МДОУ ЦРР д/сад № 3 «Дельфин» г. Абакана на двух подготовительных группах (экспериментальной - ЭГ и контрольной - КГ по 10 детей в каждой) с 09.2013 г. по 12.12.2014 г. Для определения развития физических качеств у детей мы провели тестирование по пяти исследованным показателям (силы, выносливости, гибкости, ловкости и координации движений) на начало и конец эксперимента. Провели анализ особенностей развития физических качеств у дошкольников и разработали серию плавательных упражнений для их повышения.
Поэтому вначале обучения плавательные упражнения были направлены на укрепление основных мышечных групп и позвоночника, которые выполнялись у опоры, с наплывным средством и в скольжении на воде. Тщательный отбор плавательных упражнений (для отдельных мышечных групп) предусматривал кратковременное скоростно-силовое напряжение, определяемое возможностями опорно-двигательного аппарата, преимущественным развитием крупных мышечных групп, хорошей реакцией сердечно-сосудистой системы детей на кратковременные скоростно-силовые нагрузки. При выполнении плавательных движений способом «кроль на груди» мы акцентировали внимание на отдельных элементах техники движений: энергичный гребок рукой под водой, активная работа ног и длинный выдох в воду у опоры. При плавании способом «брасс», активный гребок руками под водой, толчок ногами, а при наплыве - расслабленное движение. Чередование в работе циклов различной интенсивности создавали условия для прироста силы.
Выносливость у дошкольников определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов (А.Н. Крестовников). В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие. У ребёнка следует постепенно воспитывать общую выносливость к продолжительной работе умеренной мощности, интенсивности, повышающей функцию основных систем организма. Поэтому продолжительность занятий вначале по 30 минут, а потом постепенно увеличивается до 40 - 45 мин. Объём плавательных упражнений и дозировку каждого упражнения постепенно увеличивали. Для воспитания выносливости мы увеличивали: длину дистанции; количество отрезков; продолжительность занятия и варьировали интенсивность выполненной работы. К концу года дети могли проплывать дистанцию 25 м в умеренной мощности работы.
Развитие ловкости у дошкольников происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и
Библиографический список
восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения. В плавании ловкость даёт возможность правильно управлять своими движениями в водной среде. Необходимо удерживать тело в горизонтальном положении, согласованно координировать движения рук с ногами и выдохом в воду. Для воспитания ловкости использовали различные плавательные упражнения: повороты и кувырки в воде, изменение направления движения, разноименные движения руками, согласование движения рук и ног различными способами плавания: плыть разными способами на груди и на спине с чередованием работы рук и ног. Для совершенствования ловкости использовали задания на лучшее выполнение упражнений или применяли их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности. Чем больше у ребёнка накапливается двигательных плавательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется такое физическое качество, как ловкость.
Быстрота у дошкольников определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся циклов. Для развития скоростных качеств мы использовали упражнения в чередовании быстром и медленном проплывании отдельных дистанций разными способами. Выполнение плавательных упражнений в разном темпе способствовало развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с предложенным темпом. Двигательная реакция ребёнка определялась умением быстро принять направление и скорость движущегося предмета с учётом расстояния и времени его приближения (игры с мячом в воде: ныряние под воду, нахождение предметов под водой). Это требует определённого развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Всё это позволяло правильно ориентироваться ребёнку в водной среде [6, с. 17].
Итак, проведённое исследование показывает, а тестирование доказывает, что занятия плаванием у детей дошкольного возраста способствует развитию физических качеств. Сравнивая результаты итогового тестирования детей, необходимо отметить очевидную разницу в показателях двигательной подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп. Так, у детей, входящих в состав экспериментальной группы (ЭГ), полученные средние величины по всем исследуемым показателям достоверно выше результатов, чем в контрольной группе (КГ.). Так, в показателе теста «прыжок в длину» прирост составил 31,2%, что на 9,7% выше, чем КГ. В показателе теста «гибкость» прирост наиболее высокий - 57,5%, это на 11% выше, чем КГ. В тесте «бег на 30 м» прирост составил 23,5%, что выше на 8%. В тесте «челночный бег 3 по 5 м» вырос на 22%, что на 7% превышает показателей из КГ и в скоростно-силовом показателе «метание мяча» прирост наблюдался 24,8%. Это на 5,3% лучше, чем показатель прироста в КГ.
Результаты исследования подтверждают предположение о том, что внедрение комплексов специальных плавательных упражнений и игр в занятиях по плаванию старших дошкольников способствуют повышению уровня двигательной подготовленности детей экспериментальной группы со статистической достоверностью по всем исследованным показателям на уровне значимости (Р<0,01). Выявленная разница в темпах прироста свидетельствует о высоком уровне развития физических качеств детей ЭГ.
1. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие. С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2008.
2. Берштейн Н.А. О ловкости и её развитии. Москва: Физкультура и спорт, 1991.
3. Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания. Минск, 2005.
4. Фирсов З.П. Плавание для всех. Москва: Физкультура и спорт, 1983.
5. Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2005.
6. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. Физкультура и спорт. 2006.
7. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь: плавание. Москва: ФиС, 2002.