УДК 796.01.3 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-73-79
Повышение физической подготовленности студенток на основе использования инновационного подхода к обучению плаванию в рамках дисциплины «Физическая культура» в педагогическом вузе
Распопова ЕА.1, Постольник ЮА.2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма Москва, Россия ORCID: 000-0002-1129-4492, [email protected] 2Московский городской педагогический университет Москва, Россия [email protected]
Аннотация: Физическое воспитание в системе высшей школы включено в учебные планы вузов по всем специальностям как обязательная дисциплина и осуществляется на основе комплексной программы для высших учебных заведений. Занятия физической культурой направлены на повышение физических возможностей организма занимающихся. Разнообразие средств физической культуры позволяет использовать средства различных видов спорта с целью повышения физической подготовленности студентов. Материалы. В настоящей статье приводятся данные об эффективности работы по обучению плаванию с комплексным использованием средств водных видов спорта, которые выразились не только в улучшении результатов плавательной, но и повышении физической подготовленности студенток педагогического вуза. Методы исследования. Педагогический эксперимент, тестирование физической и плавательной подготовленности, методы статистической обработки данных. Результаты. Выявлены различия в уровне физической подготовленности в конце эксперимента студенток контрольной и экспериментальной групп. Студентки, занимавшиеся по экспериментальной инновационной методике с включением упражнений водных видов спорта, достоверно превосходили студенток контрольной группы по всем показателям физической подготовленности в конце эксперимента. Заключение. Современный подход к процессу обучения плаванию состоит в возможности использования широкого круга упражнений, направленных на формирование устойчивого плавательного навыка, что также способствует повышению физической подготовленности студенческой молодёжи.
Ключевые слова: студентки, плавание, физическая подготовленность, аквааэробика, синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду.
Для цитирования: Распопова Е.А., Постолник Ю.А. Повышение физической подготовленности студенток на основе использования инновационного подхода к обучению плаванию в рамках дисциплины «Физическая культура» в педагогическом вузе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 73-79. DOI 10.14526/20704798-2018-13-4-73-79
Physical readiness increase among female students on the basis of innovative approach use to teaching swimming in terms of "Physical culture" discipline at a pedagogical higher educational establishment
Evgeniya A. Raspopova1, Yuliya A. Postolnik2
Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism
Moscow, Russia ORCID: 000-0002-1129-4492, [email protected] 2Moscow Municipal Pedagogical University Moscow, Russia [email protected]
Abstract: Physical upbringing in the system of high school is included into curriculum of higher educational
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КЛЬТУРА И СПОРТ
establishments according to all specialties as an obligatory discipline. It is realized on the basis of a complex program for higher educational establishments. Physical culture lessons are directed toward physical capacities of an organism increase. Different physical culture means help to use different means of sports for students' physical readiness improvement. Materials. The article presents the results concerning the effectiveness of teaching swimming with a complex means use of water kinds of sports. They are reflected not only in swimming results improvement, but also in physical readiness increase among female students at a higher educational establishment. Research methods. Pedagogical experiment, physical and swimming readiness testing, methods of statistical data handling. Results. The differences in the level of physical readiness among female students from the control and experimental groups are revealed at the end of the experiment. The results of female students, who train according to experimental innovative methodology, with water sports exercises inclusion, were validly higher than the results of the female students from the control group at the end of the experiment. Conclusion. A modern approach to the process of teaching swimming is in the opportunity to use a wide variety of exercises. They are directed toward a steady swimming skill formation. It also provides physical readiness increase among students.
Keywords: female students, swimming, physical readiness, water aerobics, synchronous swimming, water polo, platform diving.
For citation: Evgeniya A. Raspopova, Yuliya A. Postolnik. Physical readiness increase among female students on the basis of innovative approach use to teaching swimming in terms of "Physical culture" discipline at a pedagogical higher educational establishment. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 73-79. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-73-79
Введение
Физическое воспитание в системе высшей школы включено в учебные планы вузов по всем направлениям как обязательная дисциплина и в настоящее время осуществляется на основе комплексной программы для высших учебных заведений [1,5]. Результатом работы по данной программе должны стать физическая подготовленность, совершенство двигательных умений и навыков, а также высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие студентов [2,4,6,7,8,9,10].
Целью физического воспитвания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности [3,11,12,13].
Одним из многих жизненно необходимых навыков для людей любого возраста является плавание. Правильно сформированный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. В процессе профессионального образования студентов вузов плавание явлтяется одной из составных частей дисциплины «Физическая культура» [14,15,16,17].
О пользе планвания написано огромное количество статей и книг, однако далеко не все люди умеют и любят плвать. Одним из многочисленных факторов, снижающих интерес к занятиям плаванием, является монотонность занятий и однообразие упражнений, направленных на формирование плавательного навыка. Поэтому нами была предпринята попытка разнообразить процесс обучения плаванию на основе использования разнообразных средств водных видов спорта.
Не следует забывать, что занятия плаванием направлены не только на формирование плавательного навыка, но и на повышение физических возможностей организма занимающихся, а также формирование прикладных навыков спасения пострадавших на воде, что особенно важно для студентов, чью будущая профессиональная деятельность будет связана с работой с людьми [4,18,20].
Цель исследования - повышение общей физической подготовленности будущих педагогов в рамках занятий физической культурой на основе инновационной методики с использованием средств водных видов спорта [9].
Перед использованием были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать наиболее эффективные упражнения водных видов спорта в процессе обучения плаванию студенток гуманитарного педагогического вуза.
2. Показать эффективность использования разнообразных средств водных видов спорта для формирования устойчивого навыка плавания и повышения общей физической подготовленности.
Материалы и методы
В педагогическом эксперименте приняли участие 84 студентки 17 - 23 лет, которые были разделены на три экспериментальные и три контрольные группы, по 14 человек в каждой.
Занятия физической культурой проводились два раза в неделю. Одно занятие проходило в спортивном зале (МГПИ), где согласно рабочей программме кафедры проводилось обучение элементам и совершенствование техники спортивных игр (в осеннем семестре по волейболу, в весеннем - по баскетболу). Занятия в зале в обеих группах проводились по традиционной методике обучения плаванию, а экспериментальная группа занималась по экспериментальной методике с использованием упражнений водных видов спорта.
Экспериментальная методика обучения плаванию включала упражнения водных видов спорта, которые используются в начальной подготовке спортсменок в синхронном плавании, водном поло, пражках в воду [6].
Все студентки были практически здоровы, а уровень плавательной подготовленности их оценивался как «неуверенно держащихся на воде» [7]. Продолжительность эксперимента составила 3 года.
Результаты и обсуждение
В начале эксперимента все студентки прошли тестирвоание плавательной и физической подготовленности. Показатели физической подготовленности студенток в начале эксперимента, представленные в таблице 1, не обнаруживают достоверных различий, что свидетельствует об идентичности групп.
Таблица 1 - показатели физической подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента
Исследуемые показатели Группы Р
экспериментальная п= 42 контрольная П=42
Х ± о Х ± о
Бег 30 м., с. 5,49±0,40 5,53±0,32 > 0,05
Бег 1000м., с. 358,7б±24,39 359,12±19,92 > 0,05
Прыжок в длину с места, см 157,35±18,14 155,42±13,б9 > 0,05
Подъём туловижа за 30 с., раз 18,52±3,25 19±2,87 > 0,05
Сила рук отжимание, ксвораз 7,69 ± 4,37 7,78±3,89 > 0,05
Эксперементальная программа занятий включала следующие упражнения синхронного плавания: плоскостные позиции (на груди, спине); плоскосные построения; гребковые двжения руками и ногами; простейшие фигуры; обороты назад и вперед в группировке; вращения в группировке; фигуру «щука». Упражнения выполнялись как с неподвижной опорой, так и без нее, а также с поддерживающими устройствами (пояс). Данные упражнения были направлены на освоение с водной средой и формирование водоопорных реакций, необходимых при обучении плаванию; удержание тела на поверхности и сохранение равновесие в воде, перемещение тела; освоение
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КЛЬТУРА И СПОРТ
элементов прикладного плавания и повышение эмоциональной привлекательности занятий.
Упражнения аквааэробики применялись для развития физических качеств с использованием физических свойств воды. Упражнения применялись для развития мышц рук и плечевого пояса, мышц нижних конечностей, мышц брюшного пресса и спины, а также для развития подвижности в суставах и релаксации. Данные упражнения способствовали формированию опрного гребка, повышению уровня двигательной подготовленности, освоению навыка перехода из вертикального в горизонтальное положение, освоению умения напрягать и расслаблять мышцы.
Из прыжков в воду применялись прыжки с борта плавательного бассейна, стартовой тумбы и вышек 1,3 и 5 метров. Выполнялись спады, соскоки, седы, кувырки. Выполнение упражнений было направлено на освоение основ техники отталкивания и погружения в воду вниз ногами и головой (ныряния). Освоение стартового прыжка и элементов прикладного плавания, ориентирование под водой способствовали воспитанию смелости, решительности и вносили эмоциональность в занятия плаванием.
Упражнения водного поло включали способы передвижений в воде: на боку ноги «ножницы»; способом кроль на груди (ватерпольный кроль); «треджен»; ныряние вниз ногами и головой; «переход с кроля на груди на кроль на спине» и «переход с кроля на спине на кроль на груди».
Упражнения еаправлены на освоение способов прикладного плавания и являются специально-прикладными, имея прямое назначение к оказанию первой помощи на воде.
Все вышеперечисленные упражнения для студенток экспериментальных групп являлись подводящими упражнениями для изучения основ спортивного и прикладного плавания.
В конце экспериментальной работы было проведено контрольное тестирование плавательной и физической подготовленности девушек контрольной и экспериментальной групп. В качестве оценки эффективности предложенной нами меодики использовались показатели, отражающие навыки плавательной и физической подготовленности студенток.
В конце эксперимента было проведено контрольное тестирование плавательной и физической подготовленности студенток.
Плавательная подготовленность студенток оценивалась временем преодоления дистанции 50 метров избранным способом и результатами 12-минутного теста в плаании К. Купера. Сравнение времени преодоления дистанции 50 метров избранным способом студентками контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента представлено в таблице 2.
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что результаты преодоления контрольной дистанции 50 метров студентками экспериментальной группы достоверно выше результатов контрольной (р<0.05), что свидетельствует о более высоком уровне плавательной подготовленности студенток экспериментальной группы.
Таблица 2 - Сравнение времени преодоления дистанции 50 метров избранным способом студентками контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
Дистанция ЭГ КГ Р
Время преодоления дистанции 50 м, с 0,52±0,07 0,71±0,13 < 0,05
Дистанция (м), преодолённая студентками за 12 мин. (Тест Купера) 502,4 ± 95,45 383,0±99,56 < 0,05
Оценка плавательной подготовленности 4,1б±0,48 3,19± 0,74 < 0,05
Таблица 3 - Сравнение показателей физической подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента
Исследуемые формирование показатели Экспериментальная п= 42 Контрольная П=42 Р
Х ± о Х ± о
Бег 30 м, с 4,9б±0,22 5,3б±0,31 < 0,05
Бег 1000 м, с 314,31±25,15 34б,3б±18,40 < 0,05
Прыжок в длину с места, см 178,85±12,б0 1б2,66±6,85 < 0,05
Подъём туловища за 30 с, кол-во раз 23,04±2,49 20,14±2,15 < 0,05
Сила рук отжимание, кол-во раз 15,92±3,50 10,54±2,85 < 0,05
Результаты 12-минутного теста плавания К. Купера показали, что студентки экспирементальной группы за 12 минут преодолели дистанцию в 502,4 ±95,45 метра, что оценивает их плавательную подготовленность в среднем на 4,16 ±0,48 балла. В то время как студентки контрольной группы за это же время преодолевали среднюю дистанцию в 383,0 ±99,56 метра, что оценивается только на 3,19 ±0,74 балла, что достоверно ниже, чем в экспериментальной группе, при р<0,05.
Сравнение показателей физической подготовленности студенток контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента показало (таблица 3), что в экспериментальной группе достоверно (р<0,05) улучшились все показатели скоростно-силовых возможностей. Так, показатель длины прыжка увеличилась на 21,5 см.
Данный факт, на наш взгляд, объясняется тем, что на занятиях по плаванию испытцемые выполняли большое количество упражнений из прыжков в воду, которые включали элементы отталкивания в длину и глубину от борта и тумбы плавательного бассейна, а также прыжки с трамплинов и вышек высотой 1,3 и 5 метров. На развитие скоростно-силовых и силовых показателей повлияло выполнение упражнений и комплексов аквааэробики, которые выполнялись с преодолением таких свойств воды, как плотность, вязкость, давление.
Достоверное улучшение показателя общей выносливости в беговом тесте на 1000 меторв студенток экспериментальной группы свидетельствует о более высоком уровне повышения общей выносливости студенток, которое произошло за счет непрерывного плавания и упражнений водных видов спорта. Смена упражнений помогала противостоять утомлению и повышала работосопособность на занятиях плаванием.
Заключение
Проведенное исследование показало, что проведение занятий физической культурой с включением в учебный процесс занятий плаванием с использованием различных упражнений водных видов спорта не только повышает уровень плавательной подготовленности студенок, но и способствует существенному улучшению показателей физической подготовленности.
Современный подход к процессу обучения плаванию состоит в возможности использования широкого круга упражнений, направленных на формирование устойчивого плавательного навыка. По нашему мнению, такой подход будет способствовать не только прочному освоению прикалдных навыков плавания, необходимых в педагогической деятельности, но и повышению общей физической подготовленности студенток, созданию интереса и повышению мотивационной готовности студенческой молодежи к занятиям физической культурой.
Список литературы
1. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Эффективность совершенствования процесса обучения плаванию студенток педагогического вуза на основе использования разнообразных средств водных видов спорта. Международная научная школа психологии и педагогики. Ежемесячный научный
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
журнал. 2014; 4: 16-19.
2. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Плавательная подготовленность студенток педагогического вуза. Сборник статей ЦНС «Международные научные исследования по материалам IV Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современной науки», часть 1, г. Москва : Сборник статей (Уровень стандарта, академический уровень). 2016; 4:
39-433. Распопова Е.А., Хорошева О.А. Особенности отношения пловцов-ветеранов ктренировочной и соревновательной деятельности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 175-180. DOI: 10.1452б/02_2018_323.
4. Javier Fernandez-Rio, Jose A. Cecchini Estrada, Antonio Mendez-Gimenez, Benjamin Fernandez-Garcia, Pablo Saavedra. 2x2 Dominant achievement goal profiles in high-level swimmers. European Journal of Sport Science. 2014; 14(3): 265-272. DOI: 10.1080/17461391.2013.819383.
5. Elena Ramirez-Rico, Toni A. Hilland, Lawrence Foweather, Emilia Fernandez-Garcia, Stuart J. Fairclough. Weekday and weekend patterns of physical and sedentary time among Liverpool and Madrid youth. European Journal of Sport Science. 2014; 14(3): 287-293. DOI: 10.1080/17461391.2013.827242.
6. Barron K.E., Harackiewics J.M. Achievement goals and optimal motivation: Testing multiple goal models. Journal of Personality and Social Psychology. 2001; 80(5): 706-722. DOI: 10.1037/00223514.80.5.706.
7. Conroy D.E., Kaye M.P., Coatsworth J.D. Coaching climates and the destructive effects of mastery-avoidance achievement goals on situational motivation. Journal of sport and Exercise Psychology. 2006; 28: 69-92.
8. Light R.L., Lemonie Y. A case study on children's reasons for joining and remaining in a French swimming club. Asian Journal of Exercise and Sports Science. 2010; 7(1): 27-33.
9. Martin-Albo J., Nunez J.L., Navarro J.G. Validation of the Spanish version of the Situational Motivation Scale (ESMI) in the educational context. The Spanish Journal of Psychology. 2009; 12(2): 799807. DOI: 10.1017/S113874160000216X.
10. Trenz R.C., Zusho A. Competitive swimmers' perception of motivational climate and their personal achievement goals. International Journal of Sports Science and Coaching. 2011; 6(3): 433-444.
DOI: 10.1260/1747-9541.6.3.433.
11. Van Yperen N.W., Elliot A.J., Anseel F. The influence of mastery-avoidance goals on performance improvement. European Journal of Social Psychology. 2009; 39(6): 932-943. DOI: 10.1002/ejsp.590.
12. Zimmerman B.J. Investigating self-regulation and motivation: Historical background, methodological developments, and future prospects. American Educational Research Journal. 2008; 45(1): 166-183. DOI: 10.3102/0002831207312909.
13. Fairclough S.J., Stratton G. 'Physical education makes you fit and healthy'. Physical education's contribution to youth people's physical activity levels. Health Education Research. 2005; 20(1): 14-23. DOI: 10.1093/her/cygioi.
14. Kristensen P.L., Korsholm L., Moller N.C., Wedderkopp N., Andersen L.B., Froberg K. Sources of variation in habitual physical activity of children and adolescent: The European youth heart study. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2008; 18(3): 298-308. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2007.00668.x.
15. Olds T., Ridley K., Wake M., Hesketh K., Waters E., Patton G., Williams J. How should activity guidelines for young people be operationalized. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2007; 4(43). DOI: 10.1186/1479-5868-4-43.
16. Bento T.C., Romero F., Leitao J.C., Mota M.P. Portuguese adults' physical activity during different periods of the year. European Journal of sport Science. 2012. DOI: 10.1080/17461391.2012.704081.
17. Bize R., Johnson J.A., Plotnikoff R.C. Physical activity level and health-related quality of life in
the general adult population: A systematic review. Preventive Medicine. 2007; 45: 401-405. DOI: 10.1016/j. ypmed.2007.07.017.
18. Blair S.N., Morris J.N. Healthy hearts-and the universal benefits ofbeing physically active: Physical activity and health. Annals of Epidemiology. 2009; 19: 253-256. DOI: I0.i06/j.annepidem.2009.0i.0i9.
19. Craig C.L., Marshall A.L., Sjostrom M., Bauman A.E., Booth M.L., Ainsworth B.E., ..., Oja P. International physical activity questionnaire: 12-Country reliability and validity. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2003; 35: 1381-1395. DOI: 10.1249/01.MSS.0000078924.61453.FB.
20. Parkes K.R. Physical activity and self-rated health: Interactive effects of activity in work and leisure domains. British Journal of Health Psychology. 2006; 11: 533-550. DOI: 10.1348/135910705X59951.
Статья поступила в редакцию: 27.11.2018
Распопова Евгения Андреевна - доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Сиреневый бульвар, дом 4, Москва, Россия, 105122, e-mail:[email protected]
Постольник Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, 1-й сельскохозяйственный проезд, д. 4, Москва, Россия, 129226, e-mail: [email protected]