Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016
ISSN2070 4798(Print)
_ISSN 2070 4 798 (Online)
УДК 797.1 DOI 10.14526/01_1111_79
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО НАВЫКА ПЛАВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВОДНЫХ
ВИДОВ
Распопова Е.А. - профессор, доктор педагогических наук, Постольник Ю.А. - старший преподаватель ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, педагогический
институт физической культуры и спорта 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4, корп.1
THE METHODOLOGY OF A STEADY SKILL OF SWIMMING FORMATION ON THE BASIS OF WATER SPORTS MEANS USE
Raspopova E.A. - professor, doctor of pedagogics, Postolnik Y.A. - senior lecturer State Autonomous Educational Establishment of Higher Education Moscow Municipal Pedagogical University, Pedagogical Institute of Physical Culture and
Sports,
129226, Moscow, 2ndpassage Farm, 4, building 1 e-mail: [email protected]
Аннотация. Формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности является целью физического воспитания студентов. Для педагога плавание является важным профессиональным и жизненно необходимым навыком. Однако проведенные ранее исследования показали, что большинство студентов, поступающих на первый курс педагогических институтов, имеют низкий уровень плавательной подготовленности и мотиваций к занятиям физической культурой, что требует поиска новых форм и методов организации учебного процесса, в том числе и по плаванию. В исследовании были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, самооценка и экспертная оценка плавательной подготовленности, методы математической статистики. Материалы. В данной статье представлена экспериментальная методика формирования стойкого навыка плавания у студентов педагогического института на основе использования средств различных водных видов спорта: синхронного плавания, водного поло, аквааэробики и прыжков в воду. В основном педагогическом эксперименте приняли участие 84 студентки 17-23 лет, которые были разделены на экспериментальные и контрольные группы. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, самооценка и экспертная оценка плавательной подготовленности, методы математической статистики. Результаты. В результате проведенного трехгодичного эксперимента у всех студенток экспериментальных групп сформировался прочный навык плавания. Все данные выполнения контрольных тестов свидетельствуют о более высоком уровне плавательной подготовленности студенток экспериментальных групп по сравнению с таковым студенток контрольных групп, что свидетельствует об эффективности
использования упражнений водных видов спорта при обучении и совершенствовании плавательной подготовленности студенток педагогического вуза. Заключение. Современный подход к процессу обучения плаванию с использованием широкого круга упражнений, направленных на формирование устойчивого плавательного навыка, способствует не только прочному освоению прикладных навыков плавания, необходимых в педагогической деятельности, но и созданию интереса и повышению мотивационной готовности студенческой молодежи к занятиям физической культурой. Более высокий уровень плавательной подготовленности, определенный в специальных тестах, реализуется в высоких показателях выполнения упражнений прикладного плавания, транспортировки мнимо пострадавшего. Умение спасать и транспортировать пострадавших на воде является необходимым практическим навыком для всех педагогов, что свидетельствует об эффективности разработанной методики.
Ключевые слова: студентки, методика обучения, плавание, водные виды спорта, синхронное плавание, прыжки в воду, аквааэробика, водное поло, прикладное плавание.
Annotation. The aim of physical upbringing among students is personality physical culture formation and the ability to use different physical culture and sport means in order to preserve and improve health, psychophysical training and self-training for future life and professional activity.
For a teacher swimming is an important professional and life skill. However, made earlier research works showed that most students, who enter pedagogical Institutes, have a low level of swimming readiness and motivation to go in for physical culture and it demands new forms and methods of educational process organization, including swimming. Materials. The article presents the experimental methodology of a steady skill formation of swimming among pedagogical Institute students on the basis of the means use of different water sports: synchronous swimming, water polo,water aerobics and diving. 84 students (17-23 years old) took part in the experiment. They were divided into experimental and control groups. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, self-rating and expert evaluation of swimming readiness, mathematical statistics methods. Results. As a result of the held three-year experiment all female students from the experimental groups had a steady skill of swimming. All results of the fulfilled tests show higher level of swimming readiness among the female students from the experimental groups in comparison with the female students from the control groups and it proves the effectiveness of the used exercises from water sports while teaching and improving swimming readiness among female students of a pedagogical higher educational establishment. Conclusion. A modern approach to the process of teaching swimming using a wide range of exercises, directed at a steady swimming skill formation, provides not only mastering applied skills of swimming, which are necessary in pedagogical activity, but also creates interest and increases motivational readiness of students to physical culture lessons. A higher level of swimming readiness, determined in special tests, is realized in high indices of applied swimming exercises fulfillment, a supposed injured persontransportation. The ability to save and transport injured people on water is a necessary practical skill for all teachers and it proves the effectiveness of the created methodology.
Keywords: female students, methodology of teaching, swimming, water sports, synchronous swimming, diving, water aerobics, water polo, applied swimming.
Введение. Основной целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования
разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей
жизни и профессиональной деятельности
[5].
Плавание является жизненно необходимым и профессиональным навыком педагога [4]. Однажды приобретенный, жизненно необходимый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. В процессе профессионального образования студентов вузов плавание
является одной из составных частей дисциплины «Физическая культура» [3]. Однако низкий уровень плавательной подготовленности студентов,
поступающих на первый курс институтов, что показано в опубликованных нами ранее статьях [2], и низкий уровень мотиваций к занятиям физической культурой требуют поиска новых форм и методов организации учебного процесса, в том числе и по плаванию.
Целью настоящего исследования явилось совершенствование
педагогической методики обучения плаванию студенток педагогического вуза на основе использования упражнений различных водных видов спорта, что способствует формированию устойчивого навыка плавания и оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние студенток.
Перед настоящим исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать применение наиболее эффективных упражнений водных видов спорта в процессе обучения плаванию студенток гуманитарного педагогического вуза.
2. Показать эффективность использования разнообразных средств водных видов спорта для формирования устойчивого навыка плавания.
Методы и организация исследования: анализ научно-
методической литературы, педагогический эксперимент, самооценка и экспертная
Таблица 1 - средние данные самооценки и истинного уровня плавательной подготовленности студенток в начале исследования
оценка плавательной подготовленности, методы математической статистики.
В основном педагогическом эксперименте приняли участие 84 студентки 17-23 лет, которые были разделены на три экспериментальные и три контрольные группы, по 14 человек в каждой. Все студентки были практически здоровы.
В начале эксперимента был проведен анализ исходной плавательной подготовленности студенток 1 -го курса гуманитарных педагогических
специальностей. Вначале студенткам было предложено оценить свой уровень плавательной подготовленности по специальной квалиметрической шкале [1], затем на первом практическом занятии была дана экспертная оценка. Уровень плавательной подготовленности студенток был оценен как «неуверенно держащиеся на воде». Причем самооценка значительно превышала истинный уровень
плавательной подготовленности (таблица 1).
Обучение плаванию студенток проводилось в рамках дисциплины «Физическая культура». Основой учебной программы кафедры было изучение и совершенствование спортивных способов плавания - кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин (по частям) и прикладное плавание.
Оценка Экспериментальная группа n=42 Контрольная группа n=42 P
Х ± о Х ± о
Самооценка 3,13 ± 1,26 3,24 ± 1,05 P > 0,05
Экспертная оценка 2,52 ± 0,99 2,53 ± 1,01 P > 0,05
Р Р< 0,001 Р < 0,001
Контрольные группы занимались по традиционной методике обучения
плаванию, а экспериментальные - по экспериментальной методике с
использованием упражнений водных видов спорта.
Основу экспериментальной
методики обучения плаванию составили элементы и упражнения из водных видов спорта, используемые при подготовке спортсменов в синхронном плавании, водном поло, прыжках в воду. Для студенток экспериментальных групп они являлись подводящими упражнениями для изучения основ спортивного и прикладного плавания. Занятия в контрольной группе проводились по общепринятой методике с использованием только плавательных упражнений.
Приводим упражнения водных видов спорта, условия их выполнения и направленность, использованные в экспериментальной методике.
Синхронное плавание.
Использовались упражнения: плоскостные позиции (на груди, спине); плоскостные построения и перестроения; гребковые движения руками и ногами; простейшие фигуры: «оборот назад (вперед) в группировке», «вращение в группировке», «щука». Упражнения выполнялись с неподвижной опорой, с поддерживающим устройством (пояс) и без опоры.
Эти упражнения использовались для освоения с водной средой и формирования водно-опорных реакций, удержания тела на поверхности и сохранения равновесия в воде при перемещении тела, а также служили подводящими упражнениями для освоения прикладного плавания. Занятия этими упражнениями способствовало
повышению эмоциональной
привлекательности занятий.
Упражнения аквааэробики.
Применялись комплексы упражнений для развития мышц рук и плечевого пояса, мышц нижних конечностей, мышц брюшного пресса и спины, подвижности в суставах и упражнений на расслабление. Упражнения выполнялись у неподвижной опоры, с поддерживающим устройством (пояс) и без него.
Упражнения были направлены на формирование опорного гребка, повышение уровня двигательной
подготовленности, приобретение навыка перехода из вертикального положения в горизонтальное и умение напрягать и расслаблять мышцы.
Прыжки с вышки использовались с целью освоения основ техники отталкивания и приобретения навыков погружения в воду вниз ногами и головой (ныряния), освоения стартового прыжка, элементов прикладного плавания и ориентирования под водой. Кроме того, применение прыжков воду способствует воспитанию смелости, решительности и вносит яркую эмоциональную окраску в занятия плаванием.
Упражнения водного поло применялись для освоения способов прикладного плавания. Упражнения являются специально-прикладными и имеют прямое назначение к оказанию первой помощи на воде. Изучались способы передвижений в воде: на боку ноги «ножницы»; способом кроль на груди с поднятой головой (ватерпольный кроль); упражнение «треджен», ныряние вниз ногами и головой с воды; «переход с кроля на груди на кроль на спине» и «переход с кроля на спине на кроль на груди». Все упражнения выполнялись без
поддерживающих устройств и
проводились при изучении способов оказания помощи пострадавшим на воде.
В течение эксперимента по окончании 1, 2, 3 и 4-го семестров проводилось текущее тестирование плавательной подготовленности студенток, участников педагогического эксперимента, изученными спортивными способами плавания: «кроль на спине», «брасс», «кроль на груди» и «баттерфляй». В конце 5-го семестра определялась скорость плавания, испытуемые преодолевали дистанцию 50 метров избранным способом плавания на время.
В конце 6-го семестра студентки демонстрировали умение выполнять транспортировку мнимо пострадавшей сокурсницы на дистанции 25 метров любым доступным способом, а также выполняли 12-минутный тест плавания К. Купера. Тест К. Купера оценивает уровень плавательной подготовленности по длине
преодолеваемой за 12 минут дистанции. В таблицах 2, 3 и 4 представлены
Анализу подвергалась также техника сравнительные данные плавательной плавания. подготовленности девушек
экспериментальной и контрольной групп по семестрам.
Таблица 2 - результаты тестирования показателей плавательной и профессионально-прикладной подготовленности студенток в конце семестров
Семестр Способ плавания Длина дистанции Экспериментальная группа n=42 Контрольная группа n=42
Кол-во человек выполнивших норматив % Кол-во человек выполнивших норматив %
1 «Кроль на спине» менее 100 м 0 0 6 14,2
100м 42 100 36 85,7
2 «Кроль на груди» менее 50 м 0 0 4 9,5
менее100м 0 0 8 19
100 м 42 100 30 71,4
3 «Брасс» менее 100 м 0 0 5 11,9
100 м 42 100 37 88
4 «Баттерфляй» менее 25м 0 0 23 54,7
менее 50 м 2 4,7 15 35,7
50 м 40 95,2 4 9,5
6 Прикладное плавание. Транспортировка мнимо пострадавшего менее 25 м 0 0 19 45,2
25 м 42 100 23 54,7
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что результаты скорости преодоления контрольной дистанции 50
Результаты тестирования
плавательной подготовленности 12-минутным тестом плавания К. Куппера показали (таблица 4), что студентки экспериментальной группы за 12 минут преодолели дистанцию в среднем 502,4 метров, в то время как студентки
метров студентками экспериментальной группы существенно превышают таковые контрольной группы (р<0,05).
контрольной группы преодолели в среднем только 383,0 метров. Различия средних величин достоверны при р < 0,05.
Уровень плавательной
подготовленности студенток
экспериментальной группы оценивается в
Таблица 3 время преодоления дистанции 50 метров избранным способом _студентками в конце эксперимента (5-й семестр)_
Дистанция Экспериментальная группа Контрольная группа А Р
Х ±о Х ±о
Время преодоления дистанции 50 м, с 0,52±0,07 0,71±0,13 0,19 Р < 0,05
4,16±0,48 баллов, а в контрольной группе - на балл ниже.
Таблица 4 - результаты 12-минутного теста плавания К. Купера (6-й семестр)
Критерии Экспериментальная группа Контрольная группа А Р
Х ±о Х ±о
Дистанция в метрах, за 12 мин. 502,4 ± 95,45 383,0±99,56 119,4 Р<0,05
Оценка 4,16±0,48 3,19± 0,74 0,97 Р<0,05
Полученные данные тестирования 12-минутного теста плавания и скоростного теста свидетельствуют о более высоком уровне плавательной подготовленности студенток
экспериментальной группы по сравнению с уровнем подготовленности студенток контрольной группы.
Заключение. Приведенные данные тестирования плавательной
подготовленности студенток в конце эксперимента свидетельствуют об эффективности использования
упражнений водных видов спорта при обучении и совершенствовании
плавательной подготовленности студенток педагогического вуза.
Современный подход к процессу обучения плаванию состоит в возможности использования широкого круга упражнений, направленных на формирование устойчивого плавательного навыка. По нашему мнению, такой подход будет способствовать не только прочному освоению прикладных навыков плавания, необходимых в педагогической
деятельности, но и созданию интереса и повышению мотивационной готовности студенческой молодежи к занятиям физической культурой.
Более высокий уровень
плавательной подготовленности,
определенный в этих тестах, реализуется в высоких показателях выполнения упражнений прикладного плавания, транспортировки мнимо пострадавшего. Умение спасать и транспортировать пострадавших на воде является необходимым практическим навыком всех педагогов.
Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты свидетельствуют об эффективности разработанной методики с использованием упражнений водных видов спорта.
Литература
1. Булгакова, Н. Ж. Некоторые вопросы женского плавания / Н. Ж. Булгакова // Плавание. -М. : ФИС, 1970. - Вып. 2. - С. 63-65.
2. Кузнецов С.А. К вопросу о технологии формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта / С.А. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -№2(35). - С.79-88. DOI 10.14526/01_1111_12.
3. Немытов Д.Н., Ключникова С.Н., Илькин А.Н. Аспекты содержания спортивной подготовки квалифицированных ориентировщиков-спринтеров / Д.Н. Немытов, С.Н. Ключникова, А.Н. Илькин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1(34). - С. 131-139. DOI: 10.14526/15_2015_15. http://elibrary.ru/item.asp?id=23376816
4. Постольник, Ю. А. Анализ плавательной подготовленности студентов гуманитарно-педагогического института / Ю. А. Постольник, Е. А. Распопова // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы Второй международной научно-практической конференции, Барнаул, 5-10 июля 2013 г. / под ред. В. Р.Кучмы, И. Р.Лазаренко. - Барнаул : АлтГПА, 2013. - С. 123.
5. Степанова, М. В. Обучение плаванию в системе физического воспитания студентов вузов : методическое пособие / М. В. Степанова. -Оренбург : ГОУ ОГУ, 2003. - 103 с.
6. Теория и методика плавания : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ж. Булгакова, О. И. Попов, Е. А. Распопова; под ред. Н. Ж. Булгаковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с
7. Физическая культура студента : учебник / Под ред. В. И. Ильинича. - М. : Гардарики, 1999. - 448 с.
References
1. Bulgakova N. Z. Nekotorye voprosy zhenskogo plavaniya [Some questions of female swimming], Moscow : FIS, 1970, Issue 2, 63-65.
2. Kuznetsov S.A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.2(35), pp. 79-88. DOI 10.14526/01_1111_12.
3. Nemytov D.N., Klychnikova S.N., Ilkin A.N.Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 1(34), pp. 131-139. DOI: 10.14526/15_2015_15. http://elibrary.ru/item.asp?id=23376816
4. Postolnik Y. A. Deti, molodezh' i okruzhayushchaya sreda: zdorov'e, obrazovanie, ekologiya : materialy Vtoroi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Children, youth and environment: health, education, ecology : the materials of the second international scientific-practical conference], July, 5-10, 2013, Barnaul : Altai State Pedagogical Academy, 2013, 123 p.
5. Stepanova M. V. Obuchenie plavaniyu v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov [Teaching swimming in the system of physical upbringing of students at higher educational establishments], Orenburg : State Educational Establishment Orenburg State University, 2003, 103 p.
6. Teoriya i metodika plavaniya [Theory and methodology of swimming], N. Z. Bulgakova, O. I. Popov, E. A. Raspopova; under edition of N. Z. Bulgakova, Moscow : Publishing center "Academy", 2014, 320 p.
7. Fizicheskaya kul'tura studenta [Student's physical culture] Under edition of V. I. Ilinich, Moscow : Gardariki, 1999, 448 p.
Статья поступила в редакцию: 26.01.2016 г.
Распопова Евгения Андреевна - профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой
базовых видов физического воспитания ГАОУ ВО Московский городской педагогический
университет, педагогический институт физической культуры и спорта
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4, корп.1. e-mail: [email protected]
Постольник Юлия Александровна - старший преподаватель общеинститутской кафедры
физического воспитания НГПУ ГАОУ ВО Московский городской педагогический
университет, педагогический институт физической культуры и спорта
129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4, корп.1. e-mail: [email protected]