Научная статья на тему 'Организация и содержание плавательной подготовки юных ватерполистов на этапе спортивного совершенствования'

Организация и содержание плавательной подготовки юных ватерполистов на этапе спортивного совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1661
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНОЕ ПОЛО / СПОРТИВНЫЕ И ВАТЕРПОЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПЛАВАНИЯ / ПРОГРАММА ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / WATER-POLO / SPORTS AND WATER-POLO WAYS OF SWIMMING / THE PROGRAM OF SWIMMING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марьин И.С., Степанова О.Н.

Одной из наиболее важных составляющих тренировочного процесса в водном поло является плавательная подготовка, являющаяся для ватерполиста основным фундаментом, на котором развивается и совершенствуется физическая и технико-тактическая подготовка команды. Без плавательной подготовки невозможно освоить и довести до совершенства многообразные приёмы техники, невозможно работать над тактической подготовкой игрока или команды в целом. Материал. В статье рассматривается проблема плавательной подготовки ватерполистов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, экспертный опрос, качественно-количественный контент-анализ видеозаписей, педагогическое наблюдение, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Представлен перечень способов передвижения и игровых приёмов, используемых в соревновательной практике команд и игроков мировой элиты водного поло, полученный в результате экспертных опросов тренеров и качественно-количественного контент-анализа видеозаписей игр Чемпионата Европы и Чемпионата мира по водному поло 2015 и 2016 годов. Представлена авторская программа плавательной подготовки ватерполистов 16-18 лет на этапе спортивного совершенствования и результаты её экспериментальной апробации. Применение экспериментальной программы плавательной подготовки способствовало совершенствованию техники спортивных и ватерпольных способов плавания, сокращению времени преодоления контрольных отрезков дистанций спортивными и специальными способами плавания, улучшению кинематических характеристик техники плавания. Заключение. Предложенная программа достоверно способствует повышению уровня технической, дистанционной и специальной плавательной подготовленности юных ватерполистов, что позволяет рекомендовать её к практическому применению в системе спортивной подготовки игроков на этапе спортивного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марьин И.С., Степанова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWIMMING TRAINING CONTENT AND ORGANIZATION OF YOUNG WATER-POLO PLAYERS AT THE STAGE OF SPORTS IMPROVEMENT

One of the most important parts of the training process in water-polo is swimming training, which is the main base for water-polo players, on which physical and technical-tactical readiness of the team develops and improves. Without swimming training it is impossible to master and develop different techniques, it is impossible to work over tactical training of a player or a team in general. Material. The article is about the problem of swimming training of water-polo players. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, expert survey, qualitative-quantitative content-analysis of the video, pedagogical observation, pedagogical projection, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. The research presents the list of the moving and playing techniques ways, which are used in competitive practice of water-polo teams and the players of the world elite, received as a result of expert surveys among trainers and qualitative-quantitative content-analysis of the video from Europe Championship and the World Water-polo Championship2015 and 2016. The author’s swimming teaching program or 16-18 year-old water-polo players at the stage of sports development and the results of its experimental approbation are presented. The experimental swimming teaching program use provided the technique improvement of sports and water-polo ways of swimming, time period decrease of swimming the control distances using sports and special ways of swimming, kinematic characteristics improvement of the swimming technique. Conclusion. The offered program validly provides the level of technical, distance and special swimming readiness increase of young water-polo players, that is why the program can be recommended for practical use in the system of the players sports training at the sports development stage.

Текст научной работы на тему «Организация и содержание плавательной подготовки юных ватерполистов на этапе спортивного совершенствования»

DOI 10.14526/01_1111_121 УДК 797.253

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВАТЕРПОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

И.С. Марьин — тренер по плаванию и водному поло фитнес-клуба «Tennis.ru», улица Летовская Малая 8, Москва, Россия

E-mail: 13igmar795(а gmail. com

О.Н. Степанова - доктор педагогических наук, профессор Московский педагогический государственный университет, улица Малая Пироговская 1/1, Москва, Россия, 19991

E-mail:sport@mpgu. edu

Аннотация. Одной из наиболее важных составляющих тренировочного процесса в водном поло является плавательная подготовка, являющаяся для ватерполиста основным фундаментом, на котором развивается и совершенствуется физическая и технико-тактическая подготовка команды. Без плавательной подготовки невозможно освоить и довести до совершенства многообразные приёмы техники, невозможно работать над тактической подготовкой игрока или команды в целом. Материал. В статье рассматривается проблема плавательной подготовки ватерполистов. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, экспертный опрос, качественно-количественный контент-анализ видеозаписей, педагогическое наблюдение, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Представлен перечень способов передвижения и игровых приёмов, используемых в соревновательной практике команд и игроков мировой элиты водного поло, полученный в результате экспертных опросов тренеров и качественно-количественного контент-анализа видеозаписей игр Чемпионата Европы и Чемпионата мира по водному поло 2015 и 2016 годов. Представлена авторская программа плавательной подготовки ватерполистов 16-18 лет на этапе спортивного совершенствования и результаты её экспериментальной апробации. Применение экспериментальной программы плавательной подготовки способствовало совершенствованию техники спортивных и ватерпольных способов плавания, сокращению времени преодоления контрольных отрезков дистанций спортивными и специальными способами плавания, улучшению кинематических характеристик техники плавания. Заключение. Предложенная программа достоверно способствует повышению уровня технической, дистанционной и специальной плавательной подготовленности юных ватерполистов, что позволяет рекомендовать её к практическому применению в системе спортивной подготовки игроков на этапе спортивного совершенствования. Ключевые слова: водное поло, спортивные и ватерпольные способы плавания, программа плавательной подготовки.

SWIMMING TRAINING CONTENT AND ORGANIZATION OF YOUNG WATER-POLO PLAYERS AT THE STAGE OF SPORTS IMPROVEMENT

Igor S. Marin — swimming and water-polo trainer in fitness-club "Tennis.ru",

Str. Letovskaya Small 8, Moscow, Russia E-mail: 13igmar795@gmail.com

Olga N. Stepanova - doctor of pedagogics, professor

Moscow Pedagogical State University, Str. Malaya Pirogovskaya 1/1, Moscow,19991, Russia

E-mail: sport@mpgu.edu

Annotation. One of the most important parts of the training process in water-polo is swimming training, which is the main base for water-polo players, on which physical and technical-tactical readiness of the team develops and improves. Without swimming training it is impossible to master and develop different techniques, it is impossible to work over tactical training of a player or a team in general. Material. The article is about the problem of swimming training of water-polo players. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, expert survey, qualitative-quantitative content-analysis of the video, pedagogical observation, pedagogical projection, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. The research presents the list of the moving and playing techniques ways, which are used in competitive practice of water-polo teams and the players of the world elite, received as a result of expert surveys among trainers and qualitative-quantitative content-analysis of the video from Europe Championship and the World Water-polo Championship2015 and 2016. The author's swimming teaching program or 16-18 year-old water-polo players at the stage of sports development and the results of its experimental approbation are presented. The experimental swimming teaching program use provided the technique improvement of sports and water-polo ways of swimming, time period decrease of swimming the control distances using sports and special ways of swimming, kinematic characteristics improvement of the swimming technique. Conclusion. The offered program validly provides the level of technical, distance and special swimming readiness increase of young water-polo players, that is why the program can be recommended for practical use in the system of the players sports training at the sports development stage. Keywords: water-polo, sports and water-polo ways of swimming, the program of swimming training.

Введение. Одной из наиболее важных составляющих тренировочного процесса в водном поло является плавательная подготовка. По словам выдающегося отечественного специалиста И.П. Штеллера, «плавательная подготовка для ватерполиста является основным фундаментом, основой, на которой развивается и совершенствуется физическая и технико-тактическая подготовка команды. Без плавательной подготовки невозможно освоить и довести до совершенства многообразные приёмы техники, невозможно работать над тактической подготовкой игрока или команды в целом» [5].

В этой связи целью исследования стала разработка программы плавательной

подготовки ватерполистов 16-18 лет на этапе спортивного совершенствования.

Ведущей идеей исследования стало положение о том, что процесс плавательной подготовки юных ватерполистов на этапе спортивного совершенствования будет эффективным в том случае, если его основу составляют двигательные действия (способы передвижения и игровые приёмы), применяемые в соревновательной практике команд и игроков мировой элиты водного поло.

Методы и организация исследования

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:

- анализ литературных источников по проблеме спортивной и плавательной подготовки ватерполистов;

- экспертные опросы тренеров по водному поло;

- качественно-количественный контент-анализ видеозаписей игр Чемпионата Европы и Чемпионата мира по водному поло 2015 и 2016 гг.;

- педагогические наблюдения;

- педагогическое проектирование;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики (метод средних величин, проверка статистических гипотез о различиях между двумя средними величинами).

Исследование проводилось на протяжении четырёх

взаимопересекающихся этапов.

Первый этап был посвящён анализу современных представлений специалистов о роли, направленности и содержании плавательной подготовки ватерполистов на этапе спортивного совершенствования.

На втором этапе были проведены эмпирические исследования: экспертные опросы тренеров по водному поло и качественно-количественный контент-анализ видеозаписей игр Чемпионата Европы и Чемпионата мира по водному поло 2015 и 2016 гг., результаты которых позволили выявить способы передвижения и игровые приёмы, применяемые игроками высокой квалификации в

соревновательной деятельности.

Полученные данные послужили ориентирами для проектирования программы плавательной подготовки юных ватерполистов.

На третьем этапе разрабатывалась программа и (в её рамках) проектировался макроцикл плавательной подготовки ватерполистов 16-18 лет на этапе спортивного совершенствования.

Четвёртый этап предусматривал оценку эффективности разработанной программы плавательной подготовки в ходе специально организованного педагогического эксперимента,

осмысление и описание результатов аналитической и экспериментальной работы.

Результаты и их обсуждение. Как

показали результаты анализа специальной литературы (А.Ю. Кистяковский [1], М.И. Кочубей [2], С.Н. Фролов, Н.А. Чистова [3], Л.В. Шмелёва [4], И.П. Штеллер [5], P. Snyder [6] и др.), арсенал плавательных движений в водном поло можно разделить на две группы:

1) способы передвижения: кроль на груди (спринтерский и ватерпольный), кроль на спине (спортивный и ватерпольный), треджен на груди и на спине (скоростной и классический), плавание на боку;

2) приёмы игрового плавания, основные из них: плавание на месте (в горизонтальном и вертикальном положениях), «ходьба» в воде, приподнимание, выпрыгивание, старт, остановка, отвал, поворот, переворот, обманные движения (финты).

При этом, как вытекает из источников, принадлежащих

вышеперечисленным авторам,

плавательная подготовка подразделяется на дистанционную и специальную, которые неразрывно связаны между собой.

В ходе дистанционной

плавательной подготовки производится совершенствование ватерполистов в плавании спортивными (кролем на груди и на спине, брассом, дельфином) и специальными (тредженом, «на боку», ватерпольным кролем на спине и на груди) способами на дистанциях 50, 100, 400 и более метров. Специальная плавательная подготовка моделирует режимы, которые характерны для игровой деятельности ватерполистов, и характеризуется чередованием отрезков дистанций, проплываемых с различной скоростью.

Для оценки валидности данного набора средств плавательной подготовки мы организовали и провели экспертный опрос шести действующих тренеров высшей категории по водному поло, работающих с группами начальной и

базовой подготовки, а также с командами юниорской лиги.

Экспертный опрос респондентов позволил нам определить перечень технических элементов, наиболее важных, по мнению тренеров, для успешного выступления в соревнованиях и по этой причине требующих включения в тренировочный процесс игроков и команд, претендующих на высокие результаты. К числу данных технических элементов тренеры отнесли следующие (элементы каждого списка перечислены в порядке убывания значимости):

1) способы передвижения: кроль на груди и его вариации, треджен на груди, плавание на боку, треджен на спине, кроль на спине;

2) игровые приёмы водного поло: выпрыгивание, приподнимание, отвал, ходьба в воде, остановки, повороты и перевороты, плавание на месте.

Проведённые опросы тренеров также позволили выделить две группы технических приёмов, которые

необходимы ватерполистам для успешного выполнения тактических замыслов команды и успешной борьбы на соревнованиях по водному поло:

- 1 группа - приёмы, использующиеся командами в позиционном нападении: кроль на груди и его вариации, треджен на груди, плавание на боку, треджен на спине, выпрыгивание, приподнимание, отвал, ходьба в воде, остановки, повороты и перевороты, плавание на месте, старты;

- 2 группа - приёмы, применяемые в подвижном нападении: кроль на груди и его вариации, кроль на спине, треджен на груди, треджен на спине, выпрыгивание, отвал, ходьба в воде, повороты и перевороты, плавание на месте.

Как видно из приведённых данных, наборы приёмов плавания, рекомендуемые тренерами высокой квалификации для позиционного и подвижного нападения, хоть и во многом схожи, но не являются тождественными.

Для уточнения и сопоставления полученных данных с характеристиками соревновательной деятельности

ватерполистов высокой квалификации нами был проведён качественно-количественный контент-анализ

видеозаписей восьми игр Чемпионата Европы и Чемпионата мира по водному поло 2015 и 2016 гг., в которых принимали участие команды мировой элиты -сборные Венгрии, Греции, Италии, Сербии, Хорватии, Черногории, России.

В результате было установлено, что ватерполисты высокой квалификации -участники, победители и призёры чемпионатов мира и Европы - используют в ходе игры различные способы плавания. Так, кроль на груди и его вариации (спринтерский и ватерпольный кроль) применялись на протяжении 91% игрового времени, треджен на груди - 3,5%, плавание на боку - 2,5%, треджен на спине - 1,5%, кроль на спине - 1%, брасс на груди - в течение 0,5% игрового времени.

При этом соотношение обычных (классических) и ватерпольных вариантов техники различалось по способам плавания, к примеру: спринтерский вариант техники кроля на груди использовался в 24%, а ватерпольный вариант - в 76% от общего числа применения данного способа

передвижения; в кроле на спине спринтерский вариант применялся в 20%, а ватерпольный - в 80% случаев (рисунок 1). Не в равных долях использовались обычные и спринтерские варианты специальных (игровых) вариантов техники способов плавания. Так, соотношение обычного и спринтерского вариантов треджена на груди в анализируемых матчах составило 34% и 66%, треджена на спине - 33% и 67% соответственно (рисунок 1).

Рисунок 1 - Соотношение обычных (классических) и спринтерских (ватерпольных) вариантов техники, применяемых игроками команд мировой элиты водного поло

Такой набор и соотношение способов плавания наиболее полно соответствуют решаемым игровым задачам современного водного поло, поскольку:

- спринтерские варианты треджена на груди и на спине позволяют быстрее, чем обычный треджен, перемещаться по полю, менять направление движения, бороться за мяч;

- ватерпольные кроль на груди и на спине, в которых голова и плечевой пояс приподняты над водой, позволяют спортсмену видеть и контролировать игровую ситуацию, которая складывается на поле.

Результаты контент-анализа игр позволили также установить, что расстояние, проплываемое одним полевым игроком в течение одного 8-минутного периода игры, варьируется от 250 до 400 метров, в течение всей игры - от 900 до 1200 м. При этом необходимо отметить, что плавательная нагрузка игроков во время игры не является равномерной, она представляет собой чередование проплываний коротких (от пяти до 25

метров) отрезков со скоростью, близкой к максимальной, с плаванием на месте и/или ходьбой в воде, а также выполнением таких приёмов, как приподнимания, выпрыгивания, отвалы, обманные движения (финты) и др.

Таким образом, очевидны расхождения между рекомендациями специальной литературы и отечественных тренеров, с одной стороны, и реальными параметрами соревновательной

деятельности команд и игроков мировой элиты водного поло - с другой.

Сопоставляя данные

педагогических наблюдений за процессом плавательной подготовки ватерполистов на этапе спортивного совершенствования с результатами контент-анализа

видеозаписей игр чемпионатов Европы и мира 2015-2016 годов, мы можем сделать вывод о том, что применяемая программа плавательной подготовки ватерполистов 16-18 лет не позволяет бороться за высокие места на пьедестале, поскольку предусматривает совершенствование

техники спортивных способов плавания (спринтерский кроль на груди и на спине,

брасс на груди) без моделирования режимов их использования в условиях соревнований и не предполагает дистанционного плавания

специализированными (игровыми)

способами плавания.

Результаты проведенных

эмпирических и аналитических

исследований позволили нам

сформулировать основные положения (ориентиры) по организации процесса плавательной подготовки команд по водному поло на этапе спортивного совершенствования:

1) необходимо осуществлять планирование учебного материала, графика (режима) занятий с учётом календаря соревнований (так, например, у ватерполистов, тренирующихся в группах совершенствования спортивного мастерства, обычно предусмотрены два главных старта: первый старт - в конце декабря, второй - в конце апреля);

2) доля плавательной подготовки в годичном цикле тренировки должна составлять: на втягивающем этапе - 90%, на базовом - 80%; на контрольно-подготовительном - 60%, на предсоревновательно-подводящем - 40%, на соревновательном - 20%, на этапе восстановления после соревнований -90%;

3) соотношение специальной (включает в себя способы передвижения, которые позволяют моделировать игровые ситуации: треджен на груди и на спине, плавание на боку, ватерпольный кроль на груди и на спине) и дистанционной (включает в себя способы передвижения, которые позволяют повысить уровень физической подготовленности спортсменов: спринтерский кроль на груди и на спине, брасс на груди) плавательной подготовки по мере приближения к главным соревнованиям должно быть различным: на втягивающем этапе - 20% на 80%, на базовом - 40% на 60%, на контрольно-подготовительном - 60% на 40%, на предсоревновательно-подводящем - 80% на 20%, на соревновательном - 90%

на 10%, на этапе восстановления после соревнований - 10% на 90% соответственно;

4) на разных этапах подготовки к соревнованиям следует делать акцент на совершенствование следующих физических качеств и двигательных способностей: на втягивающем этапе это будет общая (аэробная) выносливость; на базовом - специальная (силовая) выносливость и силовые способности; на контрольно-подготовительном -скоростная выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; на предсоревновательно-подводящем -скоростные способности; на соревновательном - скоростные способности; на этапе восстановления после соревнований - общая (аэробная) выносливость;

5) в процессе плавательной подготовки особое внимание следует уделять таким способам плавания, как ватерпольный и спринтерский кроль на груди, спринтерский треджен на груди и на спине, плавание на боку;

6) на разных этапах подготовки к соревнованиям рекомендуется использовать различные плавательные задания:

- на начальном этапе подготовки к главным соревнованиям следует включать в тренировочный процесс проплывания спринтерским кролем на груди и на спине, брассом на груди, тредженом на груди и на спине отрезков от 400 до 1000 м со скоростью 60-70% от максимальной;

- по мере приближения к главным стартам сезона рекомендуется всё чаще включать в тренировочный процесс плавательные задания, моделирующие условия соревнований. Их примером может служить проплывание отрезков от 15 до 50 м различными способами (тредженом на груди и на спине, ватерпольным кролем на груди и на спине, способом «на боку») со скоростью, близкой к максимальной. Отдых между отрезками должен быть активным и предусматривать проплывание отрезков от

25 до 100 м избранным (наиболее удобным для каждого спортсмена) способом плавания;

- на контрольно-подготовительном этапе рекомендуется вводить задания с использованием интервального метода тренировки [4]: а) проплывание 4-5 серий 8^50 м спринтерским кролем на груди в режиме 45 секунд; б) то же ватерпольным кролем в режиме 1 минуты не касаясь борта бассейна на поворотах; в) проплывание 5 серий 12*25 м в режиме от 20 до 30 секунд (в зависимости от способа плавания) со следующим чередованием способов: 1, 3 и 5-я серии - спринтерский кроль на груди, 2-я серия - ватерпольный кроль на груди, 4-я серия - ватерпольный кроль с ведением мяча, не касаясь борта бассейна;

- на предсоревновательно-подводящем этапе следует включать в процесс плавательной подготовки такие упражнения: а) из положения вратарской стойки выполнить три выпрыгивания, затем 20-метровое ускорение ватерпольным кролем на груди; б) по команде тренера плавание на месте в положении вратарской стойки с выполнением выпрыгиваний (вперёд, в стороны) в течение 15 секунд, затем - 20-метровое ускорение ватерпольным кролем на груди; в) из вратарской стойки проплыть с максимальной скоростью 15 метров ватерпольным кролем на груди, после чего выполнить отвал и плыть в обратную сторону способом на боку; г) из вратарской стойки выполнить 15-метровое ускорение ватерпольным кролем на груди, затем - выпрыгивание правой и левой рукой, после чего вернуться тредженом на спине; д) в течение 30 секунд выполнять ходьбу на месте в воде с блоком, после чего сделать 3 цикла движений тредженом на груди, затем проплыть 5 метров с максимально возможной скоростью ватерпольным кролем на груди; е) из вратарской стойки выполнить ускорение на 15 метров, затем - кувырок вперёд с поворотом на 180°, затем - три цикла

тредженом на груди, затем - переворот на спину и плыть способом кроль на спине.

На основе полученных данных нами был спроектирован годичный макроцикл плавательной подготовки ватерполистов 16-18 лет на этапе спортивного совершенствования, фрагмент которого представлен в таблице 1.

Для оценки эффективности разработанной программы плавательной подготовки был организован

педагогический эксперимент, который проводился на базе ДЮСШ № 7 г. Москвы. В эксперименте приняли участие 18 юношей 1998-2000 гг. рождения (16-18 лет) из команды «Радуга». В экспериментальную группу вошли 11 ватерполистов резервного, а в контрольную - 7 игроков основного состава команды.

Перед началом педагогического эксперимента контрольная группа достоверно (Р<0,0К0,05) опережала экспериментальную по всем оцениваемым показателям плавательной

подготовленности, что позволило сформулировать рабочую гипотезу эксперимента в виде предположения о том, что если предлагаемая программа является эффективной, то уровень плавательной подготовленности обеих групп к концу эксперимента сравняется или, как минимум, сблизится (различия между контрольной и опытной группами перестанут быть статистически

значимыми).

По завершении девятимесячного педагогического эксперимента у испытуемых контрольной и

экспериментальной группы произошёл прирост результатов во всех контрольных тестах, однако в экспериментальной группе средний прирост оказался достоверно выше, чем в контрольной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К моменту окончания

экспериментальной работы опытная группа сравнялась с контрольной по показателям:

- экспертной оценки техники плавания способом треджен на спине;

- длины «шага» в способе треджен на спине;

- времени преодоления дистанции 25 м способом «ватерпольный кроль на спине»;

Таблица 1 - Структура и содержание макроцикла плавательной подготовки ватерполистов 16-18 лет на этапе спортивного совершенствования (фрагмент)

Подготовительный период (август-октябрь) Соревновательный период (ноябрь-декабрь) Переходный мезоцикл (2 недели января)

Втягивающий мезоцикл (август - сентябрь) Базовый мезоцикл (сентябрь -октябрь) Контрольно подготовительный мезоцикл (ноябрь) Предсоревнова-тельно-подводящий мезоцикл (декабрь) Соревновательный мезоцикл Мезоцикл восстановления после соревнований

Втягивающий микроцикл Базовый микроцикл Специально-подготовительный микроцикл Подводящий микроцикл Ударный микроцикл Модельный микроцикл -он й вен ын р нь Я ч С се дт еа рв Пр в Соревновательный микроцикл Восстановительный микроцикл

Спринтерский кроль на груди + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Ватерпольный кроль на груди + + + + + + + + + + + + + + +

Спринтерский кроль на спине + + + + + + + + +

Ватерпольный кроль на спине + + + + + + + + + + + +

Брасс на груди + + + + + + + + + + + +

Классический треджен на груди + + + + + + + + + + + + +

Спринтерский треджен на груди + + + + + + + + + + + + + +

Плавание на боку + + + + + + + + + +

Классический треджен на спине + + + + + + + +

Спринтерский треджен на спине

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

- времени преодоления дистанции 50 м способом спринтерский кроль на груди.

Экспериментальная группа

вплотную приблизилась к результатам контрольной (все различия стали статистически недостоверны (Р>0,05)) в тестах:

- демонстрация техники плавания способами спринтерский кроль на груди, треджен на груди, ватерпольный кроль на спине;

- количество циклов за 25 м в способах треджен на спине, «на боку», спринтерский кроль на спине;

- длина «шага» в способе «на боку»;

- время преодоления дистанции 25 м способами треджен на груди, «на боку», ватерпольный кроль на груди, спринтерский кроль на груди;

- время преодоления дистанции 50 м способами брасс на груди, спринтерский кроль на спине;

- время преодоления дистанции 200 м ватерпольным кролем на спине.

Наиболее заметное (8-13-процентное), но статистически незначимое (Р>0,05) отставание экспериментальной группы от группы контроля было зафиксировано всего в трёх тестах:

- количество циклов, выполненных спортсменом за 25 м в способе плавания спринтерский кроль на груди;

- количество циклов, выполненных спортсменом за 25 м в способе плавания брасс на груди;

- демонстрация техники игрового способа плавания ватерпольный кроль на груди.

Таким образом, установлено, что применение экспериментальной

программы плавательной подготовки способствовало совершенствованию

техники спортивных и ватерпольных

способов плавания, сокращению времени преодоления контрольных отрезков дистанций спортивными и специальными способами плавания, улучшению кинематических характеристик техники плавания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всё перечисленное свидетельствует о том, что предложенная программа достоверно способствует повышению уровня технической, дистанционной и специальной плавательной

подготовленности юных ватерполистов, что позволяет рекомендовать её к практическому применению в системе спортивной подготовки игроков на этапе спортивного совершенствования.

Литература

1. Кистяковский, А. Ю. Водное поло : учебное пособие / А. Ю. Кистяковский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 116 с.

2. Кочубей, М. И. Многолетнее планирование специальной плавательной и технической подготовленности юных ватерполистов 12-16 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. И. Кочубей. - М. : ГЦОЛИФК, 1989. - 23 с.

3. Кузнецов С.А. К вопросу о технологии формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта / С.А. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -№2(35). - С.79-88. 1Щр://юита1-science.org/ru/artic1e/165.htm1. Б01 10.14526/01_1111_12.

4. Немытов Д.Н., Ключникова С.Н., Илькин А.Н. Аспекты содержания спортивной подготовки квалифицированных ориентировщиков-спринтеров / Д.Н. Немытов, С.Н. Ключникова, А.Н. Илькин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1(34). - С. 131-139. Б01: 10.14526/15_2015_15. http://e1ibrary.ru/item.asp?id=23376816.

5. Фролов, С. Н. Организация многолетнего учебно-тренировочного процесса в водных видах спорта (водное поло) для детско-юношеских

спортивных школ / С. Н. Фролов, О. И. Попов, Н. А. Чистова. - М. : РГУФКСМиТ, 2011. - 21 с.

6. Шмелёва, Л. В. Средства и методы управления процессом подготовки высококвалифицированных ватерполисток : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Шмелёва. -СПб. : НИИ физической культуры, 2003. - 24 с.

7. Штеллер, И. П. Водное поло / И. П. Штеллер. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 216 с.

8. Snyder P. Water polo for players and teachers of aquatics / P. Snyder [Электронный ресурс]. - URL: http://library.la84.org/3ce/CoachingManuals/LA84Wat erPolo.pdf (дата обращения: 10.03.2016).

References

1. Kistyakovskiy A. Y. Vodnoe polo [Waterpolo], Moscow : Physical culture and sport, 1985, 116 p.

2. Kochubey M. I. Mnogoletnee planirovanie spetsial'noi plavatel'noi i tekhnicheskoi podgotovlennosti yunykh vaterpolistov 12-16 let [A long-term planning of a special swimming and technical readiness among young 12-16 year-old waterpolo players], abstract of the dissertation of the candidate of pedagogics, Moscow : Russian State University of Physical Culture, 1989, 23 p.

3. Kuznetsov S.A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.2(35), pp. 79-88. http://iournal-science.org/ru/article/165.html, DOI 10.14526/01 1111 12.

4. Nemytov D.N., Klychnikova S.N., Ilkin A.N. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 1(34), pp. 131-139. DOI: 10.14526/15_2015_15.

http ://elibrary.ru/item. asp?id=23376816.

5. Frolov S. N., Popov O.I., Chistova N.A. Organizatsiya mnogoletnego uchebno-trenirovochnogo protsessa v vodnykh vidakh sporta (vodnoe polo) dlya detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol [A long-term educational-training process organization in water kinds of sport (water-polo) for sports schools for children and teen-agers], Moscow : Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism, 2011, 21 p.

6. Shmeleva L. V. Sredstva i metody upravleniya protsessom podgotovki vysokokvalifitsirovannykh vaterpolistok [Means and methods of control over the process of highly-qualified female water-polo players training], abstract of the dissertation of the candidate of pedagogics, Saint Petersburg : Scientific Research Institute of physical culture, 2003, 24 p.

7. Shteller I. P. Vodnoe polo [Water-polo], Moscow : Physical culture and sport, 1975, 216 p.

8. Snyder P. Water polo for players and teachers of aquatics / P. Snyder [electronic resource]. -URL:

http ://library.la84. org/3 ce/CoachingManuals/LA84Wat erPolo.pdf (last accessed date: 10.03.2016).

Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.

Марьин Игорь Сергеевич — тренер по плаванию и водному поло фитнес-клуба Tennis.ru, улица Шолохова, дом 14, квартира 195, Москва, Россия, 119634, Телефон 8-926-361-75-30, E-mail 13igmar795@gmail.com

Степанова Ольга Николаевна — профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, профессор, проспект Вернадского, дом 26, квартира 75, Москва, Россия, 119454, Телефон 8-926-339-72-76, E-mail: stepanova.olga.75@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.