3. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.
4. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.
5. Шукшин, И.В. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов воздушно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок / И.В. Шукшин, А.В. Стафеев, В.В. Лапин / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 261-265.
REFERENCES
1. Piskun, O.E., Petrova, N.N., Vengerova, N.N., Varzin S.A. and Chistyakov, V.A. (2011), "Results of monitoring of psychophysical adaptation of students to training and development of a package of measures for protection of their health", Bulletin of the St. Petersburg University. Series 11. Medicine, No. 1, pp. 81-91.
2. Savchenko, O. A. and Dubrovin, D. A. (2015), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of Military space forces with use of exercises with weights", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 131-137.
3. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
4. Chistyakov. V.A., Kostromin. O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
5. Shukshin I.V., Stafeev A.V., Lapin V.V. (2015), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of aerospace forces with the accented use of the technique for formation of the skills of the organization and carrying out the independent physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 261-265.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.07.2016
УДК 797.253
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЁМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВАТЕРПОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ИГР ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ 2015 Г. И ЧЕМПИОНАТА МИРА 2016 Г.
Игорь Сергеевич Марьин, тренер по плаванию и водному поло, Фитнес-клуб «Tennis.ru», Москва, Ольга Николаевна Степанова, доктор педагогических наук, профессор,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва
Аннотация
В статье представлен перечень способов передвижения и игровых приёмов, используемых финалистами и полуфиналистами Чемпионата Европы и Чемпионата мира по водному поло 2015 и 2016 гг. Определены соревновательные объём и эффективность специальной плавательной подготовленности игроков мирового уровня. Предложен перечень плавательных заданий, моделирующих режимы игровой деятельности ватерполистов высшей квалификации.
Ключевые слова: водное поло, ватерполисты высшей квалификации, плавательная подготовленность, объём и эффективность техники спортивного и игрового плавания.
COMPETITIVE VOLUME AND EFFECTIVENESS OF THE SPECIAL SWIMMING
READINESS OF THE WATER POLO PLAYERS OF THE HIGHEST QUALIFICATION: THE RESULTS OF CONTENT ANALYSIS OF THE GAMES OF THE EUROPEAN CHAMPIONSHIP 2015 AND THE WORLD CHAMPIONSHIP 2016
Igor Sergeevich Maryin, the coach of the swimming and water polo, Fitness club «Tennis.ru», Moscow, Olga Nikolaevna Stepanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow State Pedagogical University, Moscow
Annotation
This article provides the list of the ways to swim and game techniques used by the finalists and the semifinalists of the European Championship and the World Championship in water polo in 2015 and 2016. The authors have determined the competitive volume and the effectiveness of the swimming technique of the world-class players. The list of the swimming tasks that simulate the play activity modes of water polo players of high qualification has also been provided.
Keywords: water polo, water polo players of high qualification, swim fitness, volume and effectiveness of technique of sports and game swimming.
ВВЕДЕНИЕ
Современное водное поло предъявляет чрезвычайно высокие требования к уровню плавательной подготовленности игроков. Ватерполисты должны не только в совершенстве владеть техникой спортивных и специальных способов плавания, включая приёмы игрового плавания, но и эффективно использовать их для достижения главной цели игры - поразить ворота соперника и не пропустить мяч в свои ворота. Именно поэтому одной из центральных задач подготовки ватерполистов является совершенное овладение техникой спортивного и игрового плавания. При этом очевидно, что плавательная подготовка спортсменов любого уровня должна осуществляться с «прицелом» на тот уровень показателей, который демонстрируют игроки и команды мировой элиты водного поло.
МЕТОДИКА
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1) выявить способы передвижения и игровые приёмы, применяемые ватерполистами высокой квалификации в соревновательной деятельности;
2) определить соревновательный объём и эффективность специальной плавательной подготовленности игроков мирового уровня, базируясь на полученных данных;
3) разработать примерный перечень двигательных заданий, моделирующих режимы игровой деятельности представителей мировой элиты водного поло.
Для решения первой и второй задач исследования нами были просмотрены и подвергнуты качественно-количественному анализу видеозаписи восьми полуфинальных и финальных матчей Чемпионата Европы (2015 г.) и Чемпионата мира по водному поло (2016 г.). Единицами контент-анализа выступили применяемые игроками способы спортивного и игрового плавания, единицами счёта: для способов передвижения - их длительность (в процентах от игрового времени), для игровых приёмов - доля использования каждого игрового приёма (в процентах от общего числа двигательных действий данного типа, продемонстрированных игроками в течение матча) в победных и проигранных матчах. При оценке соревновательного объёма техники плавания результаты контент-анализа сопоставлялись с данными специальной литературы (прежде всего, действующих программ спортивной подготовки ватерполистов [1, 2]) и педагогических наблюдений.
Полученные данные послужили основой для решения третьей задачи исследования - проектирования плавательных заданий, моделирующих режимы игровой деятельности ватерполистов высшей квалификации.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате контент-анализа полуфинальных и финальных матчей Чемпионата Европы 2015 г. и Чемпионата мира 2016 г. было установлено, что ватерполисты высокой квалификации (победители, призёры и обладатели IV места) используют в ходе игры различные способы плавания. Так, кроль на груди и его варианты (спринтерский и ватерпольный) применялись на протяжении 91% игрового времени, треджен на груди - 3,5%, плавание на боку - 2,5%, треджен на спине 1,5%, кроль на спине (спринтерский и ватерпольный) - 1%, брасс на груди - в течение 0,5% игрового времени. При этом соотношение обычных (классических) и ватерпольных вариантов техники различалось по способам плавания. К примеру, спринтерский вариант техники кроля на груди использовался в 24%, а ватерпольный - в 76% от общего числа применения данного способа передвижения; в кроле на спине спринтерский вариант применялся в 20%, а ватерпольный - в 80% случаев (рисунок 1). Не в равных долях использовались обычные и спринтерские варианты специальных (игровых) вариантов техники способов плавания. Так, соотношение обычного и спринтерского вариантов треджена на груди в анализируемых матчах соста-
Кроль на спине
20%
80%
Спринтерский Ватерпольный
Треджен на спине
33%
67%
Обычный Спринтерский
Кроль на груди
24% Ватерпольный
спринтерскии
Треджен на груди
34% СКзычньш
66% 66% Спринтерский
Рисунок 1. Соотношение обычных (классических) и спринтерских (ватерпольных) вариантов техники, применяемых игроками команд мировой элиты водного поло
Такие набор и соотношение способов плавания, на наш взгляд, наиболее полно соответствуют решаемым игровым задачам современного водного поло, поскольку:
- спринтерские варианты треджена на груди и на спине позволяют быстрее, чем обычный треджен, перемещаться по полю, менять направление движения, бороться за мяч;
- ватерпольный кроль на груди и на спине, в которых голова и плечевой пояс приподняты над водой, позволяют спортсмену видеть и контролировать игровую ситуацию, которая складывается на поле.
Сопоставление данных контент-анализа с содержанием действующих программ спортивной подготовки [1, 2] и педагогических наблюдений за процессом плавательной подготовки ватерполистов показывает, что соревновательный объём плавательной подготовленности игроков высокой квалификации достаточно велик: он включает в себя практически все способы передвижения, за исключением баттерфляя (дельфина) и брасса на спине.
В ходе контент-анализа видеозаписей игр также было установлено, что при решении игровых задач ватерполисты часто переходят с одного способа плавания на другой (таблица 1).
Таблица 1
Сочетания применяемых ватерполистами способов передвижения и игровых
приёмов в матчах Чемпионата Европы 2015 г. и Чемпионата мира 2016 г. __(количество раз)
Способы передвижения и игровые приёмы водного поло Спринтерский кроль на груди Ватерпольный кроль на груди Спринтерский кроль на спине Ватерпольный кроль на спине Треджен на груди Треджен на спине Плавание на боку Брасс на груди Приподнимание Выпрыгивание Остановка Отвал Обманные движения (финты)
Спринтерский кроль на груди - 81 33 42 - - 17 20 - - 8 3 -
Ватерпольный кроль на груди 49 - - 47 65 39 48 16 21 32 7 4 5
Спринтерский кроль на спине 23 27 - 70 - 26 - - - - - - -
Ватерпольный кроль на спине - 74 17 - 32 55 - - - - 9 - -
Треджен на груди - 76 - 21 - 28 67 18 19 25 3 - 5
Треджен на спине - 64 - 30 31 - - - 2 4 1 - -
Плавание на боку - 10 - 26 38 15 - - 7 12 - - -
Брасс на груди - 53 - - 79 - 57 - 10 5 - - -
Наиболее типичными сочетаниями являются:
- плавание спринтерским кролем на груди с последующим переходом на: а) ватерпольный кроль на груди, б) спринтерский кроль на спине, в) ватерпольный кроль на спине, г) способ на боку, д) брасс на груди (что составляет 13,8% от общего числа применяемых сочетаний);
- ватерпольный кроль на груди, переходящий в: а) спринтерский кроль на груди, б) ватерпольный кроль на спине, в) треджен на груди, г) треджен на спине, д) способ на боку, е) брасс на груди (19% случаев);
- переход со спринтерского кроля на спине на: а) спринтерский кроль на груди, б) ватерпольный кроль на груди, г) ватерпольный кроль на спине, д) треджен на спине (10,5%);
- ватерпольный кроль на спине с переходом на: а) ватерпольный кроль на груди, б) спринтерский кроль на спине, в) треджен на груди, г) треджен на спине (13%);
- плавание тредженом на груди, переходящее на: а) ватерпольный кроль на груди, б) ватерпольный кроль на спине, в) треджен на спине, г) способ на боку, д) брасс на груди (15%);
- сочетание треджена на спине с: а) ватерпольным кролем на спине, б) ватерпольным кролем на груди, в) тредженом на груди (9,7%);
- плавание на боку с переходом на: а) ватерпольный кроль на груди, б) ватерпольный кроль на спине, в) треджен на груди, г) треджен на спине (6%);
- брасс на груди, переходящий в: а) ватерпольный кроль на груди, б) треджен на груди, в) плавание на боку (13% от общего числа сочетаний способов плавания).
Также было установлено, что обладатели 1-1У мест, завоёванных на Чемпионатах Европы и мира 2015-2016 гг., применяют в соревновательных условиях все существующие игровые приёмы водного поло (что говорит о равенстве соревновательного и общего объёмов техники игрового плавания): выпрыгивания - 39,5% от общего числа зафиксированных приёмов, приподнимания - 27,5%, остановки - 8,5%, ходьбу в воде - 7,5%, плавание на месте - 6,5%; обманные движения: финты - 4,5%, отвалы - 4,0%, повороты и
перевороты - 1,5%, старты - 0,5% зафиксированных приёмов.
Что касается эффективности техники приёмов игрового плавания, то, команды, которые использовали приподнимания, выпрыгивания, остановки, отвалы, обманные движения, чаще добивались успеха (побеждали). Как видно из рисунка 2, соотношение используемых игровых приёмов командами-победителями и проигравшими командами было следующим: 60 на 40% в случае использования приёма «приподнимание»; 56 на 44% - «выпрыгивание»; 63 на 37% - «остановка»; 55 на 45% - «отвалы»; 58 на 42% -«обманные движения (финты)».
64%
56%
55%
63%
58%
40%
44%
45%
37%
42%
Приподнимание Выпрыгивание
Отвалы
Остановки Обманные движения (финты)
□ Использование приёмов в победных матчах □ Использование приёмов в проигранных матчах
Рисунок 2. Соотношение игровых приёмов, повлиявших на исход матчей Чемпионата Европы 2015 г. и Чемпионата мира 2016 г.
Результаты контент-анализа матчей также позволили установить наиболее часто встречающиеся связки игровых приёмов и способов передвижения (таблица 1). В их числе:
- сочетание ватерпольного кроля на груди с приёмами: а) приподнимание, б) выпрыгивание, в) остановка, г) отвал, д) обманные движения (38% от общего количества зафиксированных связок);
- плавание тредженом на груди с выполнением: а) приподниманий, б) выпрыгиваний, в) остановок, г) обманных движений (29,3%);
- плавание на боку в связке с: а) приподниманием и б) выпрыгиванием (10% случаев);
- комбинирование брасса на груди с: а) приподниманиями и б) выпрыгиваниями
(8%);
- плавание спринтерским кролем на груди с выполнением: а) остановок и б) отвалов (5%);
- ватерпольный кроль на спине в связке с приёмом «остановка» (5%);
- сочетание способа треджен на спине с выполнением игровых приёмов: а) приподнимание, б) выпрыгивание, в) остановка (4,7% от общего числа наблюдаемых сочетаний).
Кроме того, было установлено, что расстояние, проплываемое одним полевым игроком в течение одного 8-минутного периода игры, варьируется от 250 до 400 метров, в течение всей игры - от 900 до 1200 м.
При этом необходимо отметить, что плавательная нагрузка игроков во время матча не является равномерной, она представляет собой чередование проплываний коротких (от пяти до 25 метров) отрезков со скоростью, близкой к максимальной, с плаванием на месте, ходьбой в воде и выполнением игровых приёмов.
Полученные данные позволили нам сформулировать перечень плавательных заданий, моделирующих режимы игровой деятельности ватерполистов высокой квалификации. Назовём основные из них:
- из положения вратарской стойки выполнить три выпрыгивания, затем 20-метровое ускорение ватерпольным кролем на груди;
- по команде тренера плавание на месте в положении вратарской стойки с выполнением выпрыгиваний (вперёд, в стороны) в течение 15 секунд, затем - 20-метровое ускорение ватерпольным кролем на груди;
- из вратарской стойки проплыть с максимальной скоростью 15 метров ватерпольным кролем на груди, после чего выполнить отвал и плыть в обратную сторону способом на боку;
- из вратарской стойки выполнить 15-метровое ускорение ватерпольным кролем на груди, затем - выпрыгивание правой и левой рукой, после чего вернуться обратно тредженом на спине;
- в течение 30 секунд выполнять ходьбу на месте в воде с блоком, после чего сделать 3 цикла движений тредженом на груди, затем проплыть 5 метров с максимально возможной скоростью ватерпольным кролем на груди;
- из вратарской стойки выполнить ускорение на 15 метров, затем - кувырок вперёд с поворотом на 180o, затем - три цикла тредженом на груди, затем - переворот на спину и плыть способом кроль на спине.
Перечисленные и иные виды заданий плавательной подготовки были внедрены в учебно-тренировочный процесс команды «Радуга» (ДЮСШ № 7 г. Москвы).
ВЫВОДЫ
1. Ватерполисты высокой квалификации (полуфиналисты и финалисты Чемпионата Европы 2015 г. и Чемпионата мира 2016 г.) используют в ходе игры практически все спортивные (за исключением баттерфляя) и специальные (за исключением брасса на спине) способы плавания, что позволяет оценить их соревновательные объём и разносторонность техники как очень высокие (вплотную приближенные к тренировочным).
2. Обладатели I-IV мест, завоёванных на Чемпионатах Европы и мира 2015-2016 гг., применяют в соревновательных условиях все известные игровые приёмы водного поло (выпрыгивания, приподнимания, остановки, ходьбу в воде, плавание на месте, финты, отвалы, повороты и перевороты, старты), что говорит о равенстве их соревновательного и общего (тренировочного) объёмов техники игрового плавания.
3. Что касается эффективности техники приёмов игрового плавания, то на Чемпионатах Европы 2015 г. и мира 2016 г. по водному поло чаще добивались успеха (побеждали) те команды, которые использовали приподнимания, выпрыгивания, остановки, отвалы, обманные движения.
4. Представленные в статье характеристики специальной плавательной подготовленности ватерполистов высшей квалификации могут быть использованы в качестве модельных при проектировании программ плавательной подготовки ватерполистов различной квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа спортивной подготовки по водному поло ГБУ «Спортивная школа № 104 "Жемчужина"» Москомспорта [Электронный ресурс] // URL: http://sportschool-104.ru/assets/fïles/.../programma-vodnoe-polo-104.docx (дата обращения: 15.07.2016).
2. Фролов, С.Н. Водное поло : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / С.Н. Фролов, О.И. Попов, Н.А. Чистова. - М. : Советский спорт, 2005. - 184 с.
REFERENCES
1. Sports training program in water polo Sports School № J04 "Zhemchuzhina" Moskomsporta, available at: http://sportschool-104.ru/assets/files/.../programma-vodnoe-polo-104.docx.
2. Frolov, S.N., Popov, O.I. and Chistova, N.A. (2005), Water polo. Exemplary sports training program for youth sports schools, specialized youth school of Olympic reserve, and high school sports
skills, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.07.2016
УДК 796.696
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И ПОДГОТОВКИ ЛЫЖЕРОЛЛЕРОВ
Андрей Валерьевич Меликов, спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам, Сергей Владимирович Корсаков, спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам, Центр инновационных стратегий (ООО ЦИС), Москва; Ирина Анатольевна Артамонова, старший преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Елена Георгиевна Андреева, доктор технических наук, профессор, Центр инновационных стратегий (ООО ЦИС), Москва
Аннотация
В статье представлена классификация лыжероллеров по назначению и способу передвижения, так как выбор инвентаря основан на используемой технике ходов и квалификации спортсмена. Рассмотрены материалы и размеры существующих платформ и колес лыжероллеров, а также виды используемых подшипников. В тренировочном процессе рекомендуется использовать более устойчивые резиновые колеса и гибкую платформу, а в соревновательной деятельности - полиуретано-вые колеса и жесткую платформу. Даны рекомендации по установке креплений обуви. Предложен способ расчета оптимальной длины лыжероллерных палок с учетом роста спортсмена и рельефа трассы, показан угол заточки их наконечников и способы установки. Скоростной ресурс и срок службы лыжероллеров зависят от своевременности обработки подшипников, взаимодействовавших с водной или загрязненной средой. Подробно описаны и проиллюстрированы различные способы ухода за подшипниками колес лыжероллеров, включая частичный разбор и промывание. Обоснованный подбор, условия использования и особенности ухода за снаряжением предопределяют скоростные свойства и износостойкость лыжероллеров.
Ключевые слова: лыжероллеры, платформы, материал колес, подшипники колес, длина лыжероллерных палок, лыжные крепления, уход за лыжероллерами.
FEATURES OF CHOICE AND TREATMENT OF THE ROLLER SKIS
Andrei Valerievich Melikov, Sports team of the Russian Federation on roller skis, Sergei Vla-dimirovich Korsakov, Sports team of the Russian Federation on roller skis, The Centre of Innovation Strategies, Moscow; Irina Alexandrovna Artamonova, the senior teacher, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Elena Georgievna Andreeva, the doctor of technical sciences, professor, The Centre of Innovation Strategies, Moscow
Annotation
The article presents the classification of the roller skis depending on the destination and method of transportation, since the choice of the sports equipment is based on the technique and skill of the athlete. It considers the materials and dimensions of the existing platforms and wheels of the roller skis, kinds of used bearings. It recommends the ski binding. Within the training process it is recommended to use more steady rubber wheels and flexible platform, and for the competitive activities - polyurethane wheels and rigid platform. It proposes method for the calculating the optimum length of the roller ski poles depending on the height of the athlete and relief of roads; it shows the angle of their grinding, and installation methods. Resource of the velocity and the service life of the roller skis depend on the timely made processing of bearings, which are interacted with the water or contaminated environment. It describes and illustrates various ways for taking care of the bearings of the wheels of the roller skis, including the partial dismantling and washing. Reasonable selection, terms of use and features for the treatment of equipment determine the velocity properties and wear resistance of the roller skis.
Keywords: roller skiing, platforms, material of wheels, ski bearings, length of the ski poles, ski binding, roller ski care.