ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЕВ. ШИШКОВА, РГУФК
Аннотация
В современных условиях природных и экономических катаклизмов наряду с жизненно необходимыми двигательными навыками ходьбы, бега, прыжков необходимость обучения плаванию является актуальной. Однако в настоящее время плавательная подготовленность населения остается еще очень низкой. В статье предлагается инновационный подход обучения плаванию младших школьников на основе включения третьего урока физической культуры в учебный план, представлены структурные компоненты педагогической технологии рационального сочетания традиционных уроков физической культуры и уроков плавания. В результате эксперимента повысился уровень физической, прикладной и технической плавательной подготовленности младших школьников.
Abstract
In modern natural and economic cataclysm conditions along with essential motions of walking, running, jumping the necessity of swimming teaching is important. However nowadays swimming training of modern population is too low. The article deals with the innovating approach of teaching swimming of elementary school pupils, based on the including of the third physical education lesson into educational plan, structural components of educational technology of rational combining of traditional physical education lessons with swimming lessons.
As a result of the experiment physical, applied and technical swimming training level of elementary school pupils raised.
Ключевые слова: младшие школьники, плавание, урок, технология, инновация.
Актуальность. В современных условиях природных и экономических катаклизмов наряду с жизненно необходимыми двигательными навыками ходьбы, бега, прыжков необходимость обучения плаванию является актуальной. Однако в настоящее время плавательная подготовленность населения остается еще очень низкой. В условиях дефицита бассейнов, большого числа детей, подростков, молодежи, не умеющего плавать, и несчастных случаев на воде стоит социальная проблема по поиску, разработке и внедрению современных, эффективных технологий, позволяющих улучшить процесс обучения плаванию.
Проблема оптимизации программно-методического обеспечения обучения младших школьников плаванию рассматривалась [1, 2, 3, 4, 11, 12]. Но прикладной аспект плавательной подготовки школьников изучен недостаточно, что свидетельствует об актуальности нашего исследования.
Традиционная школьная программа по плаванию, рассчитанная на 24-26 часов подготовки, не ориентирована на решение данной задачи. Поэтому создание наиболее эффективной технологии обучения плаванию в системе третьего урока физической культуры или дополнительного образования позволит успешно решить одну из социально значимых задач нашего времени.
Основой для создания экспериментальной технологии обучению плаванию в системе третьего урока послужили анализ психолого-педагогической и методической литературы, программы по обучению плаванию в системе физического воспитания школьников, рекомен-
дации учителей физической культуры, инструкторов по плаванию, методистов Департамента образования г. Москвы.
В основе конструирования экспериментальной педагогической технологии, представленной на рисунке, лежали классические концепции построения технологических систем в педагогике [8, 9], а также научные исследования в области методики плавания [4, 6, 7, 11, 12].
Целевой компонент экспериментальной технологии направлен на формирование навыков прикладного плавания и укрепление здоровья младших школьников. Диагностический этап выявляет состояние здоровья, уровень физической и технической подготовленности детей, характер психологических барьеров, связанных с водной средой. На основе полученных данных разрабатывались частные задачи обучения, проводился отбор содержания, методов, форм и средств учебного занятия, подготавливалась материально-техническая база. Технологическая цепочка корректировалась в зависимости от индивидуального уровня передвижения детей данной группы.
Экспериментальная часть. Организация процесса обучения плаванию по экспериментальной технологии в системе физического воспитания осуществляется по вариативной методике. Традиционный подход обучения плаванию в системе физического воспитания школьников предусматривает следующую последовательность изучения: кроль на груди - кроль на спине - дельфин -брасс. В школьных программах, как правило, обучение плаванию начинают с 3-го класса и разучивают кроль
iafel
Структурная модель экспериментальной технологии обучения младших школьников
на груди и кроль на спине. В связи с одноразовыми занятиями в неделю и большими перерывами между циклами обучения снижается прочность приобретенного двигательного навыка. По вариативной программе можно начинать обучение с брасса. Потребность в обучении брассу связана с большим прикладным значением данного способа плавания, более экономичным передвижением, способностью проплывать большую по метражу дистанцию, возможностью транспортировки в сложных ситуациях.
Инновационный подход предусматривает обучение плаванию в следующей последовательности: брасс-кроль на груди - кроль на спине - дельфин.
Процесс обучения плавания брассом по нашей технологии может начинаться с первого класса, так как большинство несчастных случаев на воде по результатам статистики происходит именно с детьми данного возраста в связи с отсутствием навыков плавания и чувства опасности. Кроме того, в этом возрасте детей легче обучать плаванию из-за пониженного уровня тревожности, большего доверия к учителю, благоприятного сенситивного периода формирования координационных способностей [6, 11].
В настоящее время школьные учебные программы по общеобразовательным предметам перегружены. Физическая активность младших школьников ограничена в результате возрастающей умственной и эмоциональной нагрузки, которая может послужить основой возникновения психосоматических заболеваний. Урок плавания, включенный в систему физического воспитания, может способствовать оптимизации восстановительных процессов в организме ребенка. Его рекомендуется проводить после всех общеобразовательных предметов в расписании учебного дня. Такое предположение подкрепляется требованием к соблюдению санитарногигиенических правил и норм проведения занятий в бассейне.
Занятия по плаванию по экспериментальной технологии проводились в режиме третьего урока физической культуры в сетке штатного расписания начальной школы с 1-го по 4-й класс. С целью формирования прочности навыка плавания занятия проводились один раз в неделю, в течение учебного года, в количестве 36 уроков. При конструировании уроков в воде мы учитывали, что интенсивная нагрузка на уроках по плаванию вызывает утомление, а умеренная - способствует снятию стресса, повышает эмоциональное состояние ребенка. Поэтому нагрузка на уроке не должна быть запредельной, должна поддерживать и развивать физические качества учеников, восстанавливать умственную работоспособность детей младшего школьного возраста и варьироваться от целей и задач урока.
В подготовительной части традиционных уроков физической культуры, которые проводились в зале два раза в неделю, а также и в подготовительной части урока плавания использовались 5-10-минутные комплексы упражнений для обучения плаванию. В них были предусмотрены имитационные упражнения на разучивание, закрепление и совершенствование гребковых движений рук и ног. Упражнения для правильного формирования гребковых движений руками выполнялись в положениях стоя в наклоне, лежа на полу и гимнастической скамейке. Имитация плавательных движений ног проводилась в положении стоя на одной ноге у стены, сидя на гимнастической скамейке, лежа на груди. Также использовались специальные упражнения: приседания с прямыми руками над головой, сед на пятках с наклоном назад, сед брассиста, в упоре лежа - максимальное прогибание и выгибание туловища, поочередные махи ногой, стоя у гимнастической стенки, «стартовый прыжок» вверх. В воде подготовительная часть урока обязательно включала в себя изучение движений ногами брассом в следующих положениях: сидя на бортике, упор руками сзади; лежа на спине, держась руками за сливной бортик; лежа
на груди у бортика, держась за него руками. Обучение гребковым движениям руками брассом проводилось: стоя в наклоне, не опуская лицо в воду; с опусканием лица в воду на задержке дыхания; с открытыми глазами в воде, с дыханием, что способствует формированию правильной техники плавания. Упражнения в зале и в воде подбирались в зависимости от целей и задач урока плавания.
Основная часть урока плавания на начальном этапе обучения строилась с активным участием вспомогательных, поддерживающих средств - плавающих поясов, досок, нарукавников, способствующих «комфортности непотопляемости» в водной среде. Для создания правильной техники работы ног при обучении брассу использовались контактные элементы, разработанные Центром физического воспитания Департамента образования города Москвы [7]. Комплект таких контактных элементов представлял собой съемные упругие (полиэтиленовые) шайбы. Шайбы устанавливались: одна под коленом (между голенью и бедром), другие -на подъеме стопы между пальцами и голеностопным суставом.
В заключительной части давались упражнения на релаксацию, снятие напряжения в мышцах.
В экспериментальных классах проводились родительские собрания, на которых читались лекции о значении плавания на организм, здоровом образе жизни, о необходимости выполнения вспомогательных упражнений в домашних условиях, рекомендации. При выполнении домашних заданий, учитывался уровень индивидуальной подготовленности учащихся. С целью формирования личной заинтересованности родителей в продвижении своих детей организовывались открытые уроки, соревнования.
В основе методики обучения плаванию младших школьников в системе физического воспитания использовались отечественные научные теории. Это Срочная информация в спорте [10] и Ориентировочные основы формирования двигательных действий [5].
К приоритетным методам обучения по экспериментальной технологии относятся:
I. Метод опосредованной наглядности (демонстрация схем, графиков, фотоматериалов, видеозаписей), решающий задачи ознакомления с видами плавания, формирования представления у детей двигательного образа, рациональной техникой плавания.
II. Метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию другим занимающимся; совместное выполнение упражнений преподавателем и обучаемыми по счету, командам преподавателя).
III. Метод направленного прочувствования двигательного действия - основан на восприятии сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела, то есть на мышечном чувстве, которое необходимо для создания кинестетического (двигательного) представле-
ния и достигается в результате применения следующих методических приемов:
1. Принятия необходимых статических положений при выполнении плавательных движений рук и ног с концентрацией при этом соответствующих ощущений в разных звеньях двигательного аппарата (плечевых, локтевых, лучезапястных, коленных, голеностопных).
2. Выполнения упражнений с помощью преподавателя или товарища. Это дает возможность сконцентрировать свои ощущения на технике выполнения, не отвлекаясь на другие моменты, преодолеть чувство тревожности, связанное с боязнью совершить ошибку в выполнении.
3. Выполнения упражнений в замедленном темпе, с непредельными динамическими усилиями и скоростями, как на суше, так и в воде, при разучивании новых элементов плавания. Способствует формированию правильной траектории движений рук и ног.
4. Использования специальных тренажерных устройств, которые могут задавать требуемые параметры движений и тем самым способствовать их лучшему прочувствованию.
IV. Метод срочной информации предназначался для получения занимающимися срочной информации по ходу выполнения двигательных действий с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды). Для этого в тренажерных устройствах, приспособлениях используются световые сигналы, контролирующие амплитуду движений и усилия.
Эффективность учебно-воспитательного процесса достигалась за счет рационального сочетания дидакти-чеких методов обучения с общепедагогическими:
1. Эмоционального стимулирования, который способствовал созданию благоприятного эмоционального фона занятий, благодаря чему снимаются барьеры, снижается уровень тревожности, повышается эмоциональная устойчивость.
2. Создания ситуации успеха в учении, который включает в себя авансированное доверие, поощрение и порицание в обучении, использование игровых и соревновательных форм организации учебной деятельности.
3. Формирования психологической готовности к занятиям - концентрация внимания на задачах урока, эмоциональный настрой на выполнение заданий, особенно повышенной сложности.
Результаты исследования
Выявление оптимальных педагогических условий организации и построения вариативной технологии обучения плаванию детей 7-11 лет в системе школьного физического воспитания позволило получить следующие практические результаты.
Школьники первых классов, имеющие исходную плавательную подготовку (0,66 ± 0,57) м, способны
ШШ)
после 34 уроков проплывать брассом (44±4,5) м, (р<0,01). К концу второго класса проплываемая дистанция значительно увеличивается (212±48,10) м, (р<0,01). Учащиеся третьих классов в конце учебного года могут проплыть брассом (427,38±55,60) (р<0,01), а также кролем на груди (126,42±24,34) ( р<0,05). Показатели жизненной емкости легких (мл) по предлагаемой программе, где исходные данные - 1730±67,5, а конечные - 1920±49,1, статистически достоверны (р<0,01).
Разработка и экспериментальное внедрение педагогической технологии обучения плаванию детей младшего школьного возраста могут быть эффективны при следующих педагогических условиях:
1) При сочетании традиционных и инновационных методов обучения, психологической готовности к занятиям.
2) Технологические процессы в данной системе должны быть динамичны и основываться на диагностическом обследовании, на личностно ориентированном подходе при обучении учеников каждого класса.
Литература
1. Аллакин Ю.А. Основы обучения и преподавания плавания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пенза, 1998. - 23 с.
2. Алабин В.Г., Зверник В.И., Масловский Е.А. Учись бегать, прыгать, плавать. - Минск: Беларусь, 1974. -200 с.
3. Билык Д.М., Сергиевич Е.А. Организация и методика проведения занятий в бассейне. - Омск, 2001. - 24 с.
4. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: ФКиС, 2001. -400 с.
5. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Ориентировочные основы формирования двигательных действий. - М.: Высшая школа, 1968. - 145 с.
6. Кожевникова И.Е. Развитие физических качеств в условиях водной среды у детей 10-11 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1998. - 23 с.
7. Семенов Ю.А. Предварительные результаты использования контактных элементов при разучивании движений ногами способом брасс у детей 6-7 лет. -
XII научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». -Коломна, 2006. - 424 с.
8. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 2003. - 567 с.
9. Смирное С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: Академия, 2004. - 512 с.
10. Фарфелъ В.С. Срочная информация в спорте. - М.: ФКиС, 1961. - 157 с.
11. Широканоеа ЛИ. Эффективность массового обучения плаванию в зависимости от последовательности изучаемых способов, возраста и предварительной подготовки учащихся младших классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - 1991. - 23 с.
12. Щербакова Р.А. Планирование учебной работы в школе по начальному обучению плаванию. - Сыктывкар, 1994. - 35 с.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. При перепечатке ссылка на журнал обязательна.