Научная статья на тему 'Возрастные особенности формирования навыка плавания способами кроль на груди и кроль на спине у учащихся 11-17 лет'

Возрастные особенности формирования навыка плавания способами кроль на груди и кроль на спине у учащихся 11-17 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1294
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
физическая культура / плавание / ШКОЛЬНИКИ / Обучение / physical education / Swimming / School children / Teaching

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранцев С. А., Дементьев В. В.

Исследуются возрастные особенности формирования навыка плавания способами кроль на груди и кроль на спине у учащихся 11-17 лет, а также влияние на него показателей физического развития, специальной плавательной и двигательной подготовленности. Установлено, что возрастной период с 13-14 до 15-16 лет сложный период в формировании техники плавания способом кроль на груди, пик ухудшения которого приходится на возраст 14-15 лет. У мальчиков 11-13 лет по сравнению с 13-17-летними школьниками создаются более благоприятные условия для формирования техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE PECULIARITIES OF LEARNING TO SWIM FRONT CRAWL AND BACKSTROKE IN 11-17 YEAR OLD PUPILS This paper presents the study of age peculiarities of learning to swim front crawl and backstroke in 11-17 year old pupils. It also studies the way this skill is influenced by physical development, special swimming and motor activity. It is established, that the age period from 13-14 to 15-16 years is a difficult one to acquire the techniques of swimming the front crawl. Its peak of deterioration falls on the age of 14-15 years. 11-13 year old boys in comparison with 13-17 year old schoolboys are in more favorable conditions to learn to swim front crawl and backstroke.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности формирования навыка плавания способами кроль на груди и кроль на спине у учащихся 11-17 лет»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЛАВАНИЯ СПОСОБАМИ КРОЛЬ НА ГРУДИ И КРОЛЬ НА СПИНЕ У УЧАЩИХСЯ 11-17 ЛЕТ

С.А.Баранцев1, В.В.Дементьев Институт возрастной физиологии РАО, Москва, Россия

Исследуются возрастные особенности формирования навыка плавания способами кроль на груди и кроль на спине у учащихся 11-17лет, а также влияние на него показателей физического развития, специальной плавательной и двигательной подготовленности. Установлено, что возрастной период с 13-14 до 15-16 лет - сложный период в формировании техники плавания способом кроль на груди, пик ухудшения которого приходится на возраст 14-15 лет. У мальчиков 11-13 лет по сравнению с 13-17-летними школьниками создаются более благоприятные условия для формирования техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине.

Ключевые слова: физическая культура, плавание, школьники, обучение.

This paper presents the study of age peculiarities of learning to swim front crawl and backstroke in 11-17 year old pupils. It also studies the way this skill is influenced by physical development, special swimming and motor activity. It is established, that the age period from 13-14 to 15-16 years is a difficult one to acquire the techniques of swimming the front crawl. Its peak of deterioration falls on the age of 14-15 years. 11-13 year old boys in comparison with 13-17 year old schoolboys are in more favorable conditions to learn to swim front crawl and backstroke.

Key words: physical education, swimming, school children, teaching.

Среди различных физических упражнений, способствующих всестороннему физическому развитию, важнейшая роль принадлежит плаванию. Особое значение имеет массовое обучение школьников плаванию, т.к. это дает не только гигиенический оздоровительный эффект, но и овладение жизненно необходимым навыком. Вместе с тем не секрет, что более половины выпускников общеобразовательных школ не умеют плавать. В литературе большое внимание уделяется вопросам массового обучения детей и подростков плаванию в сравнительно короткие сроки в условиях школы, летнего оздоровительного лагеря и т.д. (Н.Ж.Булгакова, 1981, Ю.А.Короп с соавт., 1985; В.Н.Платонов, 2000 и др.). Для эффективного обучения плаванию необходимо знать возрастные особенности формирования этого жизненно важного двигательного навыка. Вместе с тем анализ литературы показал, что этот вопрос изучен не достаточно.

В связи с этим задачей исследования являлось изучение возрастных особенностей формирования навыка плавания у учащихся 11-17 лет (на примере способов плавания кроль на груди и кроль на спине).

Контакты: 1 БаранцевС.А., E-mail: [email protected]

-98 -

Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования:

1. Педагогические (тестирование специальной плавательной подготовленности, тестирование двигательной подготовленности, предварительный и основной педагогические эксперименты).

2. Антропометрия.

3. Анализ литературных источников.

4. Математико-статистические: вариационный анализ.

Тестирование специальной плавательной подготовленности

Специальная плавательная подготовленность изучалась по следующим общепринятым показателям (Л.П.Макаренко, 1975):

- время, затраченное на проплывание дистанции - Т (с);

- количество циклов движений, выполненных на дистанции - n (кол. раз);

- «шаг плавания» - расстояние, проплываемое за один цикл движений - S (м);

- время цикла движений - время «шага» - t (с);

- скорость плавания на дистанции - V (м/с);

- относительный «шаг» плавания - So (усл.ед.).

Где: L - длина дистанции (м), l - длина руки (м), t=T/n; V= L/Т; S= L/n; So=S/2l*100.

Изучение компонентов техники плавания (положение тела в воде, техника движения ног, рук, дыхания, согласованность движения рук, ног и дыхания) проводили с помощью экспертных оценок. Технику движений оценивали по 5-ти бальной системе. Определялась сумма баллов, а затем - средняя оценка для каждого участника эксперимента. Оценочные таблицы представлены в работе В.В. Дементьева (2009). Оценки за технику выполнения специальных упражнений проставляли на 5, 9 и 13 занятиях, т.е. по окончании наиболее важных разделов программы.

Тестирование двигательной подготовленности

Изучение силовых возможностей осуществлялось с помощью кистевой и становой динамометрии (А.З.Алимов, 1955; В.М.Зациорский, 1970).

Динамометрия силы гребкового движения фиксировалась на суше из положения лежа на скамейке, угол наклона которой - 8 градусов. Тестируемая рука опущена вертикально вниз и согнута в локтевом суставе до угла в 120 градусов. Трос соединен с динамометром, прикрепленным стене. Плавным движением назад испытуемый развивает максимальное усилие. Фиксировался лучший результат из трех попыток левой или правой руки (кг) (М.И.Сайгин с соавт, 1983).

Исследовалась подвижность в плечевых суставах (А.З.Алимов, 1955; Е.И.Иванченко, 1970). Подвижность в голеностопных суставах (град) изучалась с помощью бранщевого гониометра (М.И.Сайгин с соавт., 1983).

Скоростно-силовые качества изучались по результатам прыжков в длину с места (Е.Я.Бондаревский, 1970, С.А.Дешле, 1982), ловкости - с помощью челночного бега 3х10 м (В.И.Лях, 1989) (сек). Работоспособность исследовали по Гарвардскому степ-тесту (И.В.Аулик, 1973). Определялась максимальная произвольная задержка дыхания (А.В.Чоговадзе с соавт., 1977).

-99-

Антропометрия

Физическое развитие изучалось по стандартным общепринятым методикам (А.З. Алимов, 1955; В.В.Бунак, 1941): определяли длину, массу тела, окружность грудной клетки, ЖЁЛ,

На основании антропометрических измерений были рассчитаны жизненный индекс: ^ = ЖЕЛ(см3)/ Р(кг) (В.В.Бунак, 1941); весо-ростовой индекс: ^-р = Р(гр)/ L(cм) (А.З.Алимов, 1955; В.В.Бунак, 1941); индекс телосложения: _|т = Р(гр)/Ц2(см); (Х.Бубэ с соавт., 1966).

Площадь поверхности тела определялась по формуле: Sт = 100+W+ +(Н-160)/100; где Sт - площадь поверхности тела (м2); W - масса тела (кг); Н - длина тела (см).

Статистическая обработка экспериментальных данных

Получение в ходе экспериментальной работы результаты были подвергнуты математико-статистической обработке. Вычисляли средние значения (М), ошибку среднего значения (т), стандартное отклонение (у). Соответствие полученных результатов закону нормального распределения оценивали по асимметрии (As) и эксцессу (Ех). Достоверность различий изучали при помощи ^критерия Стью-дента, а взаимосвязь между изучаемыми показателями - используя линейную и ранговую корреляцию.

Организация исследования

На основании существующей программы обучения плаванию учащихся 10-11 лет (4 класс) общеобразовательной школы (26 часов) способами кроль на груди и кроль на спине был составлен проект программы с учётом отведённого времени (14 часов) для занятий учащихся 11-17 лет плаванием. Этот проект программы был рассчитан на школьников, не умеющих плавать. Он апробировался в предварительном эксперименте в ходе 14 занятий, в котором приняли участие 22 мальчика 11-17 лет. Анализ результатов предварительного исследования позволил внести коррективы в разработанную программу обучения учащихся 11-17 лет плаванию способом кроль на груди и кроль на спине. Скорректированная программа прошла апробацию в ходе основного эксперимента, в котором приняли участие 314 мальчиков 11-17 лет (5-10 классы), не владеющих навыками плавания. Результаты основного эксперимента изложены ниже. Всего было проведено по 14 занятий в каждой группе. Каждое занятие состояло из комплекса подводящих упражнений на суше (8-10 минут) и обучения плаванию в воде (30-35 минут).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Возрастная динамика показателей физического развития и двигательной подготовленности мальчиков 11-17 лет, участвовавших в исследовании, представлена в таблице 1.

Установлено, что школьники 11-17 лет, принимавшие участие в эксперименте, имели средний уровень физического развития. У мальчиков 11-13 лет отмечен достоверно меньший удельный вес тела и поверхность тела, что обеспечивает им лучшую обтекаемость тела при плавании, т.е., у них лучше гидродинамические качества, чем у учащихся 13-17 лет.

Таблица 1

Морфофункциональные показатели, показатели двигательной подготовленности и физической работоспособности мальчиков 11-17 лет (М±т)

Э-

№ п/п Показатели Возраст (лет) и количество испытуемых

11-12 п = 54 12-13 п = 53 13-14 п = 56 14-15 п = 53 15-16 п = 51 16-17 п = 47

1 2 3 4 5 6

1 Длина тела, см 144,4 ±0,56 148,6 ±0,64 156,4 ±0,61 164,3 ±0,75 169,1 ±0,62 172,4 ±0,70

2 Масса тела, кг 37,49 ±0,43 40,42 ±0,58 46,71 ±0,50 53,10 ±0,65 59,56 ±0,60 63,56 ±0,71

3 Окр.гр.клетки, см 69,8 ±0,46 73,3 ±0,47 74,4 ±0,53 77,5 ±0,60 83,2 ±0,55 85,6 ±0,51

4 ЖЁЛ, см3 2177 ±37 2406 ±36 2921 ±65 3323 ±75 3772 ±79 4229 ±67

5 1ж, усл.ед. 58,35 ±1,08 59,70 ±0,95 62,07 ±1,14 62,81 ±1,25 62,92 ±1,08 66,35 ±0,82

6 1в-р, усл.ед. 260 ±2,6 271 ±3,1 298 ±2,4 323 ±3,0 352 ±2,6 368 ±3,0

7 ,1т, усл.ед. 1,80 ±0,02 1,83 ±0,02 1,91 ±0,02 1,96 ±0,02 2,08 ±0,01 2,14 ±0,01

8 Бт, м2 1,22 ±0,01 1,29 ±0,01 1,43 ±0,01 1,57 ±0,01 1,69 ±0,01 1,76 ±0,01

9 Стан. сила, кг 62,98 ±1,25 68,91 ±1,58 76,64 ±1,36 96,42 ±2,37 113,14 ±2,66 118,60 ±2,07

10 Отн. ст. сила, кг 1,68 ±0,03 1,71 ±00,03 1,64 ±0,02 1,81 ±0,04 1,89 ±0,04 1,87 ±0,03

11 Кистевая сила, кг 20,51 ±0,38 21,34 ±0,53 26,13 ±0,66 32,27 ±0,77 38,04 ±0,95 41,94 ±0,82

12 Сила гр.дв. на суше, кг 5,92 ±0,12 6,75 ±0,19 7,70 ±0,22 9,83 ±0,27 12,40 ±0,28 13,34 ±0,24

13 Отн. сила гр. дв. на суше, кг 0,16 ±0,001 0,17 ±0,001 0,17 ±0,001 0,18 ±0,001 0,21 ±0,001 0,21 ±0,001

14 Физ. раб-ть, ИГСТ, усл.ед. 63,54 ±0,94 64,79 ±1,15 62,64 ±1,03 63,40 ±1,48 63,51 ±1,19 61,43 ±1,20

15 Подв.пл.суст., см 21,94 ±1,01 24,12 ±1,40 29,01 ±1,51 35,24 ±0,99 35,50 ±1,34 34,31 ±1,43

16 Подв.гсс, град 60,19 ±1,77 59,42 ±1,76 56,16 ±1,19 56,41 ±1,34 54,31 ±1,29 53,94 ±1,87

17 Пр.в дл с места, см 162 ±1,25 175 ±1,84 184 ±2,02 196 ±2,44 204 ±2,10 221 ±2,11

18 Челночный бег, с 9,13 ±0,05 8,80 ±0,05 8,72 ±0,05 8,71 ±0,06 7,89 ±0,06 7,77 ±0,05

19 Время зад. дых., с 40,85 ±1,21 44,94 ±1,50 46,13 ±1,52 49,55 ±1,79 56,86 ±2,05 65,04 ±205

-е-

Достоверность отличий по Т-критерию Стьюдента морфофункциональных показателей, показателей двигательной подготовленности и физической работоспособности мальчиков 11-17 лет (1/р)

№ п/п Показатели Сравниваемые возрастные группы

1-2 1-3 1-4 1-5 1-6 2-3 2-4 2-5 2-6 3-4 3-5 3-6 4-5 4-6 5-6

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17

1 Длина тела, см 4,90 0,001 14,6 0,001 21,4 0,001 29,7 0,001 31,2 0,001 8,9 0,001 16,0 0,001 23, 0,001 25,0 0,001 8,2 0,001 14,7 0,001 17,3 0,001 4,91 0,001 7,9 0,001 3,56 0,001

2 Масса тела, кг 4,05 0,001 14,1 0,001 20,1 0,001 30,0 0,001 31,6 0,001 8,24 0,001 14,5 0,001 22,9 0,001 25,3 0,001 7,81 0,001 16,5 0,001 19,5 0,001 7,30 0,001 10,9 0,001 4,32 0,001

3 Окр.гр.клетки, см 5,23 0,001 6,61 0,001 10,1 0,001 18,8 0,001 23,0 0,001 1,68 5,54 0,001 13,8 0,001 17,8 0,001 3,79 0,001 11,5 0,001 15,2 0,001 7,05 0,001 10,3 0,001 3,17 0,001

4 ЖЁЛ, см3 4,43 0,001 9,95 0,001 13,7 0,001 18,3 0,001 26,8 0,001 6,93 0,001 11,0 0,001 15,7 0,001 24,0 0,001 4,05 0,001 8,31 0,001 14,0 0,001 4,12 0,001 9,01 0,001 4,41 0,001

5 усл.ед. 0,94 2,36 0,05 2,70 0,01 2,99 0,01 5,88 0,001 1,60 1,98 0,05 2,24 0,05 5,31 0,001 0,43 0,54 3,05 0,001 0,07 2,37 0,05 2,53 0,05

6 ]в-р, усл.ед. 2,94 0,01 10,9 0,001 15,9 0,001 25,0 0,001 27,7 0,001 6,90 0,001 12,0 0,001 19,9 0,001 22,8 0,001 6,30 0,001 14,9 0,001 18,3 0,001 7,25 0,001 10,8 0,001 4,27 0,001

7 .}т, усл.ед. 1,21 4,53 0,001 6,96 0,001 12,8 0,001 15,5 0,001 3,38 0,001 5,87 0,001 11,9 0,001 14,7 0,001 2,46 0,05 8,49 0,001 11,4 0,001 6,10 0,001 9,01 0,001 2,94 0,01

8 Бт, м2 4,95 0,001 14,9 0,001 24,8 0,001 33,2 0,001 38,2 0,001 9,89 0,001 18,8 0,01 28,3 0,001 33,2 0,001 9,90 0,001 18,4 0,001 23,3 0,001 8,49 0,001 13,4 0,001 4,95 0,001

9 Стан, сила, кг 2,96 0,01 7,39 0,001 12,5 0,001 17,1 0,001 20,4 0,001 3,70 0,001 9,66 0,001 14,2 0,001 19,1 0,001 7,24 0,001 12,8 0,001 16,9 0,001 4,09 0001 7,05 0,001 1,62

10 Отн. ст. сила, кг 0,71 1,11 2,60 0,05 4,20 0,001 4,48 0,001 1,94 2,00 0,5 3,60 0,001 3,77 0,001 3,80 0,001 5,59 0,001 6,38 0,001 1,41 1,20 0,40

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17

11 Кистевая сила, 1,27 7,39 13,7 17,1 23,7 5,66 11,7 15,4 21,1 6,05 10,3 15,0 4,72 8,60 3,11

кг - 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,01

12 Сила гр.дв. на 3,65 7,21 13,4 21,4 27,8 3,27 9,39 16,7 21,5 6,25 13,4 17,6 6,69 9,86 2,57

суше, кг 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,01 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,05

13 Оти. сила гр. дв. 7,07 7,07 14,1 35,4 35,4 0 7,07 28,3 28,3 7,07 28,3 28,3 21,2 21,2 0

на суше, кг 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 - 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 -

14 Физ. раб-ть, 0,85 0,64 0,08 0,02 1,38 1,39 0,74 0,77 2,02 0,42 0,55 0,76 0,06 1,03 1,23

ИГСТ, усл.ед. - - - - - - - - 0,05 - - - - - -

15 Подв.пл.суст., 1,27 3,89 9,40 8,09 7,06 2,37 6,49 5,88 5,09 3,45 3,21 2,55 0,16 0,53 0,61

см - 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,01 0,05 - - -

16 Подв.гсс, град 0,31 1,89 1,69 2,68 2,43 1,54 1,36 2,34 2,14 0,14 1,05 1,00 1,13 1,8 0,17

- - - 0,05 0,05 - - 0,05 0,05 - - - - - -

17 Пр.в дл с места, 5,79 9,37 12,4 17,4 2,0 3,43 1,36 10,6 16,5 3,67 6,96 12,6 2,69 7,76 5,50

см 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 - 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,01 0,001 0,001

18 Челночный бег, 4,50 5,67 5,51 18,2 18,7 1,07 1,15 12,8 13,5 0,13 11,8 12,6 11,1 11,9 1,62

с 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 - - 0,001 0,001 - 0,001 0,001 0,001 0,001 -

19 Время зад. дых., 2,12 2,71 4,02 6,72 10,02 0,56 1,97 4,69 7,91 1,46 4,20 7,41 2,69 5,69 2,82

с 0,05 0,01 0,001 0,001 0,001 - - 0,001 0,001 - 0,001 0,001 0,05 0,001 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: Прочерк - различия недостоверные.

Возрастные особенности формирования навыков плавания способами кроль на груди и кроль на спине у учащихся 11-17 лет

В пособии В.В.Дементьева (1989) содержится программа обучения школьников плаванию способами кроль на груди и кроль на спине. Эта программа рассчитана на школьников, не умеющих плавать.

Перед началом основного эксперимента была проведена оценка начальной плавательной подготовленности учащихся исследуемых возрастных групп - по максимальной длине проплываемой дистанции (табл.2). Изучаемый показатель не имел достоверных отличий у школьников 11-17 лет. Мальчики 12-13 лет имели достоверно меньший результат только по сравнению с юношами 16-17 лет. Мальчики 11-12 лет уступали по этому показателю школьникам других возрастных групп (р<0,05^0,001).

Таким образом, начальная плавательная подготовленность учащихся 13-17 лет была, примерно, одинаковой за исключение мальчиков 11-13 лет, у которых она была достоверно более низкой. В целом, школьников, принявших участие в эксперименте, до обучения плаванию можно охарактеризовать как «не умеющие плавать».

Таблица 2

Показатели плавательной подготовленности мальчиков 11-17 лет (М±т)

Э-

№ п/п Показатели Возраст (лет) и количество испытуемых

11-12 п = 54 12-13 п = 53 13-14 п = 56 14-15 п = 53 15-16 п = 51 16-17 п = 47

1 2 3 4 5 6

1 L в нач. обуч., м 3,48 ±0,65 4,96 ±0,90 6,77 ±1,10 6,36 ±1,12 7,86 ±1,18 8,83 ±0,99

2 L в конце обуч., м 135,65 ±10,56 136,42 ±10,44 130,11 ±9,97 130,19 ±10,38 120,69 ±8,34 116,43 ±7,91

3 V кр. на гр. 100 м, м/с 0,55 ±0,12 0,60 ±0,20 0,62 ±0,13 0,66 ±0,18 0,68 ±0,18 0,66 ±0,21

4 V пл. кр. на сп. 100 м, м/с 0,52 ±0,10 0,53 ±0,12 0,57 ±0,11 0,57 ±0,11 0,55 ±0,12 0,57 ±0,14

5 1 кр.на гр.100 м, с 1,07 ±0,02 1,04 ±0,02 1,06 ±0,03 1,02 ±0,02 1,05 ±0,02 1,11 ±0,02

6 So кр. на гр., усл.ед. 0,49 ±0,01 0,50 ±0,01 0,49 ±0,01 0,46 ±0,01 0,48 ±0,01 0,49 ±0,01

7 1 кр. на сп.100 м, с 1,17 ±0,01 1,26 ±0,02 1,26 ±0,02 1,30 ±0,02 1,35 ±0,01 1,30 ±0,02

8 So кр. на сп., усл.ед. 0,51 ±0,01 0,54 ±0,01 0,54 ±0,01 0,52 ±0,01 0,51 ±0,01 0,53 ±0,01

Оценка техники плавания (балл)

9 Согласов. дв-ий - кр. на гр. 3,85 ±0,13 3,87 ±0,12 3,70 ±0,11 3,69 ±0,11 3,53 ±0,10 3,52 ±0,09

10 Согласов. дв-ий - кр. на сп. 4,00 ±0,12 3,88 ±0,13 3,77 ±0,11 3,65 ±0,11 3,55 ±0,09 3,56 ±0,09

В начале обучения максимальная длина проплываемой дистанции у 1112-летних мальчиков была самой короткой по сравнению со школьниками других возрастных групп (р<0,05^0,001), за исключением 12-13-летних (р>0,05). По окончании выполнения программы обучения плаванию оценки за технику выполнения подготовительных упражнений на суше и в воде, а также за полное согласование движений при плавании способами кроль на груди и кроль на спине были значительно выше у мальчиков 11-13 лет по сравнению с 14-17-летними школьниками. Следовательно, учащиеся 11-13 лет по окончании обучения имели более высокий уровень технической подготовленности и темпы обучения плаванию способами кроль на груди и кроль на спине.

Подтверждением этому является максимальная длина проплываемой дистанции, которая была больше, примерно, на 20 м у учащихся 11-13 лет по сравнению со школьниками 16-17 лет.

Наряду с более высоким уровнем технической подготовленности у них лучше гидродинамические свойства тела (обтекаемость тела), чем у учащихся 13-17 лет.

Это связано, прежде всего, с достоверно меньшими значениями площади поверхности тела, весо-ростового индекса, индекса телосложения. Значения физической работоспособности были выше у учащихся 11-13 лет по сравнению с юношами 16-17 лет. Для преодоления максимальной длины проплываемой дистанции учащиеся могли плыть любым способом плавания: кроль на груди или кроль на спине. Подвижность плечевых суставов была достоверно выше у мальчиков 11-13 лет по сравнению с учащимися старших классов. Это давало преимущество мальчикам, особенно, при плавании кролем на спине.

Скорость плавания способом кроль на груди и кроль на спине на дистанции 100 м была достоверно выше у старшеклассников по сравнению с учащимися 11-13 лет. Это связано, прежде всего, с более высоким уровнем развития двигательных качеств (сила, скоростно-силовые возможности, ловкость) у старшеклассников по сравнению с мальчиками 11-13 лет. Самые высокие значения скорости плавания кролем на груди были у 15-16-летних учащихся. При этом у них же отмечены самые высокие значения относительной становой силы.

Наибольшие приросты показателей длины тела отмечены в возрастные периоды от 12-13 до 13-14 лет (на 7,8 кг) и от 13-14 до 14-15 лет (на 7,9 кг). В другие возрастные периоды приросты длины тела, примерно, в два раза меньше: от 11-12 до 12-13 лет - на 4,2 кг; от 14-15 до 15-16 лет - на 4,8 кг; от 15-16 до 16-17 лет - на 3,3 кг. Наибольшие приросты массы тела и весо-ростового индекса зарегистрированы в возрастные периоды с 12-13 до 15-16 лет. Аналогичные результаты по приростам показателей силы и массы тела были получены

Н.Ж.Булгаковой с соавт. (2009).

С 12-13 до 14-15 лет происходит достоверное ухудшение подвижности в плечевых суставах, стабилизируются показатели ловкости. Причём с 11-12 до

12-13 лет и с 14-15 до 15-16 лет отмечается достоверное улучшение этого физического качества. В 13-14 лет отмечаются самые низкие показатели относительной становой динамометрии.

Достоверность отличий по критерию (-Стьюдента показателей плавательной подготовленности мальчиков 11-17 лет (1/р)

№ Показатели Сравниваемые возрастные группы

п/п 1-2 1-3 1-4 1-5 1-6 2-3 2-4 2-5 2-6 3-4 3-5 3-6 4-5 4-6 5-6

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17

1 Ь в нач. обуч., м 1,33 2,58 2,24 3,25 4,52 1,27 0,99 1,95 2,89 0,25 0,68 1,39 0,91 1,64 0,63

- 0,05 0,05 0,01 0,001 - - - 0,01 - - - - - -

2 Ь в конце обуч., м 0,05 0,38 0,37 1,11 1,53 0,44 0,42 1,18 1,60 0,01 0,72 1,15 0,71 1,13 0,46

3 V кр. на гр. 100 м, 2,02 3,73 4,85 5,69 4,30 0,80 2,16 2,82 1,97 1,76 2,57 1,54 0,71 0,04 0,69

м/с 0,05 0,001 0,001 0,001 0,001 - 0,05 0,01 0,05 - 0,05 - - - -

4 V пл. кр. на сп. 100 м, 0,32 3,23 3,43 2,1 2,73 2,64 2,82 1,65 2,28 0,19 0,92 0,06 1,11 0,22 0,76

м/с - 0,001 0,001 0,05 0,01 0,05 0,01 - 0,05 - - - - - -

5 1 кр.на гр.100 м, с 1,12 0,23 1,85 0,82 1,54 0,72 0,69 0,34 2,45 1,35 0,45 1,46 1,07 3,15 2,27

- - - - - - - - 0,05 - - - - 0,01 0,05

6 8о кр. на гр., усл.ед. 0,71 0 2,12 0,71 0 0,71 2,83 1,41 0,71 2,12 0,71 0 1,41 2,12 0,71

- - 0,05 - - - 0,01 - - 0,05 - - - 0,05 -

7 1 кр. на сп.100 м, с 4,48 4,42 5,24 9,58 5,72 0 1,44 4,58 1,78 1,33 4,32 1,65 2,31 0,25 2,09

0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 - - 0,001 - - 0,001 - 0,05 - 0,05

8 8о кр. на сп., усл.ед. 2,12 2,12 0,71 0 1,41 0 1,41 2,12 0,71 1,41 2,12 0,71 0,71 0,71 1,41

0,05 0,05 - - - - - 0,05 - - 0,05 - - - -

Оценка техники плавания (балл)

9 Согласов. дв-ий - кр. 0,09 0,92 0,97 1,97 2,10 0,07 1,12 2,20 2,35 0,04 1,13 1,26 1,11 1,24 0,11

на гр. - - - 0,05 0,05 - - 0,05 0,05 - - - - - -

10 Согласов. дв-ий - кр. 0,67 1,42 2,18 3,01 2,93 0,67 1,40 2,14 2,06 0,80 1,58 1,50 0,73 0,65 0,008

на сп. - - 0,05 0,01 0,01 - - 0,05 0,05 - - - - - -

Примечание: Прочерк - различия недостоверные.

На фоне этих изменений отмечается уменьшение относительного «шага плавания» при плавании способом кроль на груди, сначала недостоверное с 12-13 до

13-14 лет, а затем достоверное с 13-14 до 14-15 лет. Оценки за согласование техники плавания кролем на груди существенно ухудшаются с 12-13 до 13-14 лет (на 0,17 балла), затем с 13-14 до 14-15 лет они стабилизируются и вновь заметно ухудшаются с 14-15 до 15-16 лет (на 0,16 балла). Достоверные отличия зарегистрированы между оценками учащихся 11-12 лет и 15-16 и 16-17-лет, а также между 12-13 лет и 15-16 и 16-17-лет.

Следовательно, возрастной период с 13-14 до 15-16 лет - сложный период в формировании техники плавания способом кроль на груди для мальчиков, пик ухудшения которого приходится на возраст 14-15 лет. В этот возрастной период отмечаются сравнительно более высокие приросты площади поверхности тела, весоростового индекса, ухудшающие «плавучесть» тела и увеличивающие сопротивление водной среды при плавании. С 12-13 до 14-15 лет отмечаются значительные приросты показателей физического развития и, прежде всего, длины тела, которые приводят к ухудшению гибкости, в частности, подвижности в плечевых суставах, к стабилизации в развитии ловкости, к снижению относительной силы мышц. На этом фоне происходит ухудшение в технике плавания способом кроль на груди.

С 13-14 до 15-16 лет отмечено достоверное снижение значений относительного шага плавания и достоверное увеличение времени шага плавания способом кроль на спине. Скорость плавания этим способом с 13-14 до 15-16 лет имеет тенденцию к снижению (р>0,05). Наряду с вышеуказанным следует отметить, что с 13-14 до 14-15 лет происходят наиболее высокие приросты площади поверхности тела. Большие приросты массы тела, чем длины отмечаются в период с 14-15 до 15-16 лет по сравнению с возрастным периодом от 13-14 до 14-15 лет. Эти изменения в физическом развитии увеличивают сопротивление водной среды при плавании. Наряду с этим, самые негативные значения подвижности в плечевых суставах отмечены у юношей 15-16 лет.

Возрастной период с 11-12 до 12-13 лет - благоприятный период для формирования техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине для учащихся 11-17 лет. В этот возрастной период отмечаются достоверное увеличение площади поверхности тела в основном за счёт длины тела. Это подтверждается самыми низкими приростами весо-ростового индекса по сравнению с другими возрастными периодами. Т.е., в возрастной период 12-13 лет увеличивается «плавучесть» тела и отмечается сравнительно меньшее сопротивление водной среды во время плавания. Достоверно увеличиваются ловкость, сила, скоростно-силовые качества. Следовательно, у мальчиков в возрастной период с 11-12 до 12-13 лет создаются благоприятные условия для формирования техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине по сравнению с другими исследуемыми возрастными периодами.

ВЫВОДЫ

1. У мальчиков 11-13 лет по сравнению с 13-17-летними школьниками создаются более благоприятные условия для формирования техники плавания

способами кроль на груди и кроль на спине: увеличивается «плавучесть» тела и отмечается сравнительно меньшее сопротивление воды при плавании, увеличиваются ловкость, сила, скоростно-силовые качества. Учащиеся 11-13 лет обладают более высокими темпами обучения плаванию способами кроль на груди и кроль на спине по сравнению со старшими школьниками.

2. Возрастной период с 13-14 до 15-16 лет - сложный период в формировании техники плавания способом кроль на груди для мальчиков, пик ухудшения которого приходится на возраст 14-15 лет. В этот возрастной период ухудшается «плавучесть» тела и увеличивается сопротивление водной среды при плавании. С 12-13 до 14-15 лет отмечаются значительные приросты показателей физического развития и, прежде всего, длины тела, которые приводят к ухудшению гибкости, в частности, подвижности в плечевых суставах, к стабилизации в развитии ловкости, к снижению относительной силы мышц. На этом фоне ухудшается техника плавания способом кроль на груди. Примерно такие же изменения в технике отмечаются при плавании способом кроль на спине.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алимов А.В. Техника и методика антропометрических измерений: Практическое пособие для медицинских сестер и инструкторов физкультуры. М., Мед-гиз, 1955. - 55 с.

2. Бондаревский Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики человека //Теория и практика физической культуры. - 1970. - N 5. -

-Ф- С. 15-18. -ф-

3. Булгакова Н.Ж., Афанасьев В.В. Методические рекомендации по обучению школьников плаванию. - Министерство просвещения СССР /Разраб. Булгаковой Н.Ж. и Афанасьева В.З. - М., 1981. - 79 с.

4. Булгакова Н.Ж., Попов О.И. Возрастная динамика и биологическая зрелость показателей физического развития и специальной работоспособности, лимитирующих скорость плавания. // Альманах «Новые исследования».—

М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). — с.97.

5. Бунак В. В. Антропометрия. Практический курс: пособие для ун-тов /

В. В. Бунак - М.: Учпедгиз, 1941. - 368 с.

6. Быков В.А. Технология ускоренного обучения плаванию //Теор. и практ. физич. культуры.- 2000. - № 6. - С. 41-42.

7. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте: Учебник /

Под ред. А.В.Чоговадзе. М.: Медицина, 1977.

8. Дементьев В.В. Методические рекомендации по плаванию. - Липецк,

1989. - 33 с.

9. Дементьев В.В. Формирование навыка плавания учащихся старших классов на уроках физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук.- М., 2009. - 119 с.

10. Дешле С. А. Методика педагогического контроля за уровнем физической подготовленности учащихся 1-Ш классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.,

1982. - 23 с.

11. Дмитриев А.К. Ускоренное обучение начальному плаванию: Пособие для инструкторов плавания и занимающихся самостоятельно. - Минск: Полымя,

1964. - 27 с.

12. Иванченко Е.И. Динамика изменений подвижности в суставах и позвоночнике у юных пловцов // Теория и практика физич. культуры. - 1970. - № 7. -

13.Кислов А.А., Панаев В.Г. Начальное обучение плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 95 с.

14.Короп Ю.А., Цвек С.Ф. Плавать должен каждый. - Киев: Здоров,я, 1985. -

15.Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск, 1989. -

16.Макаренко Л.П. Техническое мастерство пловца. - М.: ФиС, 1975. - 118 с.

17. Маслов В.И. Начальное обучение плаванию. - М.: Физкультура и спорт,

1965. - 184 с.

18. Массовое обучение населения плаванию в общеобразовательных школах и летних пионерских лагерях. - М.: ЦООНТИ, Физкультура и спорт, 1985. - 28 с.

19.Платонов В.Н. Плавание. - Киев, 2000. - 244 с.

20. Сайгин М.И., Ягомятин Т.О. Исследование силовой подготовленности пловца и подвижности в суставах //Научное обеспечение подготовки пловцов// Под ред. Т.М.Абсолямова, Т.С.Тимаковой. - М.: ФиС, 1983 - С.63-88.

21.Тесты в спортивной практике / Х. Бубэ, Г. Фэк, X. Штюблер, Ф. Трогш. -М.: Физкультура и спорт, 1966. - 238 с.

С. 57-59.

96 с.

159 с.

О

Є

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Є

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.