Bogdanova Mariya Valerevna, student, [email protected], Russia, Ekaterinburg, The Ural federal University named after the first President of Russia B.N. El'tsin,
Muradyan Liana Gagikovna, student, [email protected], Russia, Ekaterinburg, The Ural federal University named after the first President of Russia B.N. El’tsin
УДК 796.015; 797.21
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ
ПОДГОТОВКИ
Е.А. Семизоров
Изучены особенности возрастных изменений биомеханических показателей техники плавания при выполнении различных двигательных задач. Разработана технология обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки и экспериментально проверена её эффективность.
Ключевые слова: плавание, технология обучения, опорный гребок, базовая подготовка, начальная спортивная специализация.
В системе физического воспитания плавание представлено как: массовое средство разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, овладеть которым должен каждый гражданин с детских лет; массовое средство оздоровления, закаливания, активного отдыха населения; средство профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны; вид массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений [2].
Несмотря на усилия ряда исследователей (Гордеев Ю.А., 1994; Жуков Р.С., 1995; Жукова Е.С., 1990; Протченко Т.А., 1987; Строева Л.В., 1991; Широканова Л.И., 1990) по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания.
Это особенно актуально для детей младшего возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими.
Анализ литературных источников позволяет сделать заключение о том, что при работе с детьми (7-10 лет) тренер должен придерживаться следующих положений:
- при определении содержания занятий учитывать сенситивность младшего школьного возраста для развития основных физических качеств - ловкости, быстроты, гибкости, общей выносливости [3, 5, 9, 10];
- обеспечивать на занятиях с данным контингентом возможно большее разнообразие изучаемых двигательных действий [6, 7];
- опираться «не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», «не на созревшие, а на созревающие функции» [4];
- учить детей правильному формированию внутреннего плана действий, для чего использовать выполнение простых упражнений по описанию (без показа), «мысленное проговаривание» движений, различные творческие задания, связанные с придумыванием новых упражнений и др. [8];
- формулировать задания кратко, четко, конкретно, выделяя самое существенное, сопровождать показ упражнений пояснениями наиболее существенных моментов [1];
- чаще вводить игровые и соревновательные ситуации [3].
Опираясь на данные научно-методической литературы,
собственные наблюдения и практический опыт в подготовке пловцов мы выделили наиболее характерные двигательные задачи, которые решаются во время тренировок в спортивном плавании.
Ими явились следующие задачи:
- проплыть дистанцию с максимальной скоростью;
- выполнять работу руками в максимальном темпе;
- проплыть дистанцию со средней скоростью;
- проплыть дистанцию медленно;
- проплыть дистанцию как удобно;
- выполнять работу руками в медленном темпе;
- проплыть дистанцию за наименьшее количество гребков.
В рамках решения поставленных задач нами проводилось исследование, в котором приведенные выше задания выполнялись детьми различного возраста, пола и уровня плавательной подготовленности.
Анализ показателей техники плавания (темп, «шаг», скорость) при выполнении двигательных задач свидетельствует о том, что выполняя установку на изменение скорости плавания от максимально возможной до медленной, участники эксперимента довольно успешно справились с поставленными задачами.
Совершенно другая картина наблюдалась при решении второй группы задач - на изменение темпа движений руками (выполнять работу руками в максимальном темпе, проплыть дистанцию медленно, выполнять работу руками в медленном темпе). Полученные данные говорят о том, что в целом с увеличением возраста детей увеличивается процент
выполняемых заданий. Это, вероятно, связано с формированием психических функций, становлением учебной деятельности как ведущей.
Пловцы старшего возраста справляются с заданиями подобного рода более успешно за счет приобретенного опыта.
Рассматривая среднегрупповые показатели скорости при решении первой двигательной задачи, отметим, что до 12 лет прирост скоростных возможностей происходил практически равномерно относительно предыдущей возрастной группы, а в 13-14 лет прирост составлял уже
0,16 м/с, что, вероятно, связано с процессами, происходящими в пубертатный период.
Наибольший прирост темповых возможностей приходился на возраст 11-12 лет. Проплывая с максимальной скоростью, дети во всех группах показали темп, максимальный для них или близкий к максимальному.
Выполняя задание - проплыть дистанцию со средней скоростью, все испытуемые показали темп достоверно более низкий, чем при решении первой задачи: младшие мальчики на 14 %, девочки на 20-21 %, новички 11-12 лет - на 23,6 %, 13-14 лет - на 25 %, пловцы - на 20 %.
Некоторым изменениям подверглась и плотность гребка, хотя достоверно она снизилась только у мальчиков 9-12 лет и увеличилась у девочек 13-14 лет и пловцов 11-12 лет.
Задание «плыть с медленной скоростью» также характеризовалось снижением темпа движений, но в отличие от предыдущей установки длина «шага» уменьшилась относительно таковой в первом задании у мальчиков 9-10 лет и увеличилась у мальчиков 7-8, 11-12, 13-14 лет, у девочек 13-14 лет и пловцов 11-14 лет.
Примечательно, что выбирая удобное для себя соотношение темпа и «шага», часть детей ориентируется на высокий темп, но небольшой «шаг», другая часть - на низкий темп движений, но длинный «шаг». Причем детям младшего возраста удобнее плыть, сохраняя длинный «шаг» и снижая при этом темп. В 11-12-летнем возрасте таких детей уже половина, а среди 13-14-летних - 40 %.
Работая руками в медленном темпе, испытуемые показали скорость, сходную со скоростью при выполнении задания «плыть медленно», причем темп при этом достоверно не различался у мальчиков 7-8 и 9-10 лет, равно как и у мальчиков 11-12 и 13-14 лет, а также у новичков и пловцов 13-14 лет.
Показатели плотности гребка также идентичны соответствующим показателям третьего задания и не обнаруживали достоверных различий между мальчиками 9-10 и 11-12 лет.
Выполняя задание на достижение максимально возможной протяженности гребка мальчикам-новичкам 13-14 лет пришлось снизить скорость на 25 % от максимально возможной, их сверстницам - на 17,2 %.
Темп движений при этом сократился у мальчиков на 39 %, у девочек - на 33 %. Следует отметить, что выполняя данное задание, испытуемые имели практически одинаковый темп движений: отсутствовали достоверные различия между показателями темпа у мальчиков 9-10 и 11-12 лет, мальчиков и девочек 13-14 лет.
Вместе с тем «шаг» плавания достоверно различался между всеми исследуемыми группами и значительно превосходил соответствующий показатель во всех предыдущих заданиях.
Таким образом, целевые задания на изменение скорости и темпа движений руками являются доступными для большинства детей. Задания на изменение длины «шага» являются наиболее сложными для всех испытуемых.
С целью получения необходимых сведений об изменениях, происходящих в структуре движений руками при плавании способом кроль на груди, нами был проведен педагогический эксперимент. Эксперимент проводился с привлечением мальчиков в возрасте 7-8 и 9-10 лет, которые освоили технику плавания кролем и могли проплывать 25 метров. К эксперименту было привлечено 20 мальчиков.
Анализ полученных данных позволил выявить, что при проплывании 25-метровой дистанции с медленной скоростью из 25 показателей, взятых в качестве кинематических характеристик гребка, достоверно различались лишь пять показателей (скорость, время фазы подтягивания, горизонтальное смещение кисти, глубина погружения кисти и протяженность траектории в фазе подтягивания). При выполнении плавания участниками педагогического эксперимента в максимальном темпе выявлено, что достоверно различными оказались восемь показателей кинематической характеристики гребка.
Сравнение структуры гребка у детей одной и той же возрастной группы при плавании с различной скоростью позволило выявить следующее: при переходе на быстрый режим плавания у детей 7-8 лет значительным изменениям подверглись семь показателей из 25 регистрируемых. Возросли скорость плавания, темп движений руками. Сократилось время цикла движений, причем время гребка - на 10,7 %, а время проноса - на 33,3 %.
Рассматривая длительность гребка по фазам, следует заметить, что значительному уменьшению подверглась продолжительность фаз отталкивания и завершения. Остальные показатели обнаруживали тенденцию к изменению, но эти различия достоверно не значимы.
На основании проведенных нами исследований в основу технологии начального обучения (1-24 занятие) был положен принцип первоочередности изучения основного биомеханического элемента -опорного гребка.
В целях освоения детьми умения находить опору в своей технологии мы применяли следующее.
1. Имитационные упражнения на суше: воспроизведение гребка (после показа), с коррекцией преподавателем, у опоры, по заданному трафарету, у зеркала, без зрительного контроля и др.
2. У неподвижной опоры в воде (вводились со 2-4 занятия) выполнялись следующие упражнения:
а) стоя лицом к опоре (по сливному желобу или бортику бассейна);
б) стоя боком к бортику бассейна в положении приседа, группировке, лежа на спине (в этих случаях одна рука выполняла опорный гребок, другая удерживалась за опору);
в) стоя спиной к бортику бассейна (в приседе, в группировке).
3. С использованием специальных лопаток различной формы для исключения наиболее типичных ошибок (выполнялись в положении приседа, группировки, у опоры, лежа на груди, на спине и др.);
4. Выполнение опорного гребка с различной скоростью, амплитудой (размахом), с различным ритмическим рисунком;
5. Переходы из положения группировки в положение «на спине», «на груди», вращения (выполнялись под счет 5, 10,15 и т. д.);
6. Выполнение заданий на удержание на поверхности воды в различных положениях сериями (три раза удержание по 20 секунд с отдыхом 10 секунд) с постепенным увеличением количества повторений и времени удержания (выполнялись с лопаточками и без них).
Предлагаемая нами технология обучения предполагала включение с 25 занятия блока упражнений, направленных на изучение различных модификаций опорного гребка. Эти гребки нами задавались в виде установок: «хлопай за головой», «проплыви ногами вперед», «проплыви головой вперед», «выполни опорный гребок под грудью».
Упражнения, выделенные в третий блок технологии, предполагали обучение основам спортивных способов плавания - кроля на груди, кроля на спине. Мы предполагали, что освоение гребковых движений в различных положениях и умение находить и использовать опору в этих положениях обеспечат положительный перенос для освоения техники спортивного плавания.
На 25-27 занятиях 15-20 % времени урока отводилось на освоение новых вариантов опорного гребка. В дальнейшем эти упражнения применялись в качестве компенсаторного плавания.
Как показали результаты исследования, все дети экспериментальных групп, не имея существенных различий во времени удержания с помощью активных движений руками на первых занятиях, к 12 занятию освоили навык удержания на воде с помощью опорного гребка как в положении группировки, так и в положении «на спине». В контрольных же группах удерживать свое тело на поверхности воды с помощью активных движений руками могли немногим более 60 % детей в положении группировки и 40 % - в положении «на спине». Причем дети экспериментальных групп (ЭГ) могли удерживать себя на воде значительно дольше по времени, чем дети контрольных групп (КГ), табл. 1.
Таблица 1
Показатели времени удержания (с) с помощью опорного гребка в положении группировки (Х±ш)
Участники гр. п Номер занятия
4 12 16 20 24
Мальчики 1 класс ЭГ КГ 18 17 2,8±0,17 2,8+0,14 18,7±0,91 2,9±0,14 28,4±2,15 44,5+2,49 62,6+3,16 9,2±0,18
2 класс ЭГ КГ 24 15 4,6±0,12 5,0±0,18 26,1+0,85 8,9+0,47 48,0±1,25 101,5+1,79 183,6+3,06 8,4±0,15
3 класс ЭГ КГ 17 15 11,8+0,52 9,0±0,22 64,6±2,42 9,4+0,23 81,7±2,31 146,5+1,60 248,2+4,06 12,8+0,22
Девочки 1 класс ЭГ КГ 12 15 2,58+0,15 2,6±0,08 17,3±0,5 4,7+0,09 29,9±1,85 52,8+3,88 90,0±6,47 10,2+0,09
2 класс ЭГ КГ 9 15 1,9±0,14 1,9+0,11 19,5±1,03 6,1±0,29 33,9±1,37 75,0+3,96 147,9+4,87 9,8±0,15
3 класс ЭГ КГ 9 15 3,2±0,22 3,2+0,13 17,6±0,28 9,3+0,72 54,2±3,34 106,5±6,62 148±6,26 11,6±0,16
В экспериментальных группах время удержания в группировке возросло: у мальчиков первых классов - более чем в 6,6 раз, вторых классов - в 5,7 раз, третьих классов - в 5,5 раз. У девочек экспериментальных групп прирост составил - 6,9 раз, 10,4 раз и 5,5 раз, соответственно.
Проследив дальнейшую динамику прироста данного показателя на 16, 20, 24 занятиях, заметим, что темпы прироста несколько снизились, но составляли тем не менее 140-200 % к каждому тестированию.
Аналогичная картина наблюдалась и при выполнении упора в положении «на спине», табл. 2.
Таблица 2
Показатели времени удержания (с) с помощью опорного гребка в
положении «на спине» (Х±ш)
Участники гр. п Номер занятия
4 12 16 20 24
Мальчики 1 класс ЭГ КГ 18 17 Дети не умели удерживать себя на поверхности воды в данном положении 30,9+1,14 4,1+0,03 57,2+2,36 106,1±3,58 210+10,39 9,6+0,21
2 класс ЭГ КГ 24 15 50,8±1,08 4,3±0,02 77,8±5,59 143,3±2,63 282,5±4,23 8,5+0,17
3 класс ЭГ КГ 17 15 41,1±1,60 3,8+0,03 81,7±2,31 146,5±1,60 248,2±4,06 14,4±0,05
Девочки 1 класс ЭГ КГ 12 15 28,4±0,69 3,4±0,03 44,2+2,54 81,4±4,93 146,1+6,62 12,2±0,11
2 класс ЭГ КГ 9 15 33,1±1,50 5,0±0,02 53,8±3,74 107,7±6,10 154,9±6,00 10,7±0,19
3 класс ЭГ КГ 9 15 44,2±2,28 5,1+0,04 64,0±4,93 113,0±5,93 151,4±5,24 13,7+0,05
Так, к 4 занятию дети контрольных и экспериментальных групп не умели удерживать свое тело у поверхности воды в данном положении.
К 12 занятию наблюдались значительные различия между обеими группами во времени удержания на поверхности воды в положении «на спине».
К 20 занятию 26,1 % мальчиков вторых классов, 29,4 % третьих классов, 25,0 % третьеклассниц смогли удерживать себя на поверхности воды в заданном положении более трех минут. К 24 занятию таких детей стало значительно больше: среди мальчиков первых классов - 60 %, вторых - 91,3 %, третьих - 100 %. У девочек - 62,5 % (1 класс), 75 % (2 класс) и 62,5 % (3 класс).
Причем 56,5 % мальчиков вторых и 52,9 % третьих классов удерживались на воде более пяти минут, а некоторые из детей и более десяти минут. В контрольных группах к этому занятию все дети освоили навык лежания в положении «на спине», но сохранить данное положение могли лишь 8-15 секунд.
На более успешное освоение данного упражнения детьми экспериментальных групп указывают и различия в уровне оценки преподавателем. У детей экспериментальных групп она достоверно выше таковой в контрольных группах. Различия в среднегрупповой оценке составляют от 0,5 до 1,2 балла. Оценка и самооценка качества техники выполнения упражнения «поплавок» показано в табл. 3.
Таблица 3
Оценка и самооценка качества техники выполнения упражнения «поплавок» на 12 занятии (Х±ш)
Г руппа Мальчики Девочки
1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс
Оценка, балл ЭГ КГ 4,3±0,03 3,7±0,04 4,6+0,02 3,7+0,05 4,7+0,03 3,8+0,05 4,5±0,02 4,0±0,02 4,4+0,05 3,2±0,04 4,6±0,05 3,7+0,06
Самооценка, балл ЭГ КГ 4,4±0,03 4,4±0,06 4,6+0,02 4,8±0,03 4,7+0,02 4,7+0,03 4,5±0,04 4,8±0,05 4,6±0,06 4,4±0,03 4,7±0,04 4,6+0,07
Длина скольжения в положении на груди и на спине характеризует гидродинамические качества. Выполнить скольжение на груди на 4 занятии смогли все третьеклассники и девочки вторых классов. Среди мальчиков вторых классов с заданием справились 91,7 % в экспериментальной и 86,7 % в контрольной группе.
Для первоклассников это задание оказалось более трудным. С ним справилось 72,2 % первоклассников экспериментальной и 80,0 % контрольной группы, 91,7 % первоклассниц экспериментальной и 93,3 % контрольной группы.
Анализ результатов экспериментальной работы свидетельствует о том, что специально разработанные средства (имитационные упражнения, опорные гребки в различных модификациях, упражнения с использованием специальных лопаток и др.), а также методические приемы (использование внутренних и внешних ориентиров, варьирование усилий и регулирование условий выполнения упражнений) способствуют успешному усвоению младшими школьниками техники плавания. Так, при плавании способом кроль на спине, дети экспериментальной группы демонстрируют более высокие, чем в контрольной, показатели скорости плавания (на 20-70 %), «шага» передвижения (на 20-50 %), силы тяги (на 15-30 %). В способе кроль на груди показатели скорости (на 10-30 %), «шага» (на 15-35 %), силы тяги (на 12-24 %) выше у детей экспериментальной группы.
Предложенная авторская технология обучения плаванию на основе опорного гребка способствовала качественному освоению навыка плавания, сокращению сроков обучения (на 20-50 %), увеличению процента детей, освоивших навык плавания (до 100 %).
Список литературы
1. Белец-Гейман С.В. Мы учимся плавать. М. Просвещение, 1987.
80 с.
2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: ФиС, 1986. 190 с.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание в пионерском лагере. М.: Физкультура и спорт, 1989. 128 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
5. Гужаловский А.А., Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в школе. Мн.,1988. 203 с.
6. Жуков Р.С. Возрастная дифференцировка упражнений в процессе обучения плаванию школьников 9-17 лет: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Омск, 1995. 19 с.
7. Жукова Е.С. Возрастная дифференцировка средств обучения технике плавания школьниц 7-17 лет: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 1990. 188 с.
8. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 287 с.
9. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 2009. № 9. С. 10-14.
10. Проблема комплексного формирования психофизических качеств учащихся младшего школьного возраста / Т.А. Протченко [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 4. С. 15-16.
Семизоров Евгений Алексеевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тюмень, Государственный аграрный университет Северного Зауралья
EXPERIMENTAL TECHNOLOGY PROOF OF INITIAL TEACHING SWIMMING
TO CHILDREN
E.A. Semizorov
The article studies the age particulars of biomechanical indices of swimming technique at performing different movements. The technology of teaching initial swimming to children has been developed, and its efficiency has been checked during experiments.
Key words: swimming, training technology, basic training, strong paddle, initial sport specialization.
Semizorov Evgeny Alekseevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tumen’, State Agricultural University of Northern Transurals