Л.С. Дворкин, А.А. Тарасенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина // Учебное пособие. Краснодар: ФГОУ ВО КГУФКСТ, 2017. - 376 с.
3. Кудяшев, М.Н. Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у женщин первого
периода зрелого возраста в процессе занятий в фитнес-клубе: автореф. дис.....канд. пед. наук: 13.00.04 / М.Н.
Кудяшев. - Набережные челны, 2011. - 24 с.
4. Лихачев, О. Е. Мотивы занятий оздоровительной физической культурой женщин 35-45 лет / О. Е. Лихачев, И. М. Лавриненко // Ученые записки. - № 11(45). - 2008. - С. 56-59
5. Романенко, Н.И. Теория и методика избранного вида спорта / Н.И. Романенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина // Учебное пособие. Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 260 с.
6. Самоделкина, Н.Д. Формирование целостного отношения женщин к своему здоровью средствами
комплексных оздоровительных технологий: дис.....канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.Д. Самоделкина. - Челябинск,
2009. - 178с.
7. Синенко, Г. С. Социально-педагогические условия формирования рекреативно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Г. С. Синенко. - М., 2011. - 24 с.
8. Тимофеева, А.А. Влияние фитнеса на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой / Тимофеева А.А., Ивкина В.В. // В сборнике: Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов Материалы студенческой межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией И.Т. Насретдинова. - 2017. С. 121-126.
9. Трофимова, О.С. Влияние занятий фитнес-йогой на физическое состояние женщин 30-35 - летнего возраста / Трофимова О.С., Ончукова Е.И. // Научно-методический журнал - Физическая культура, спорт -наука и практика. г. Краснодар. - 2017. - №3. - С. 55-58.
10. Трофимова, О.С. Мотивация к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста / Трофимова О.С., Тюнин А.А. // Международный научно-исследовательский журнал №10 (64). Октябрь 2017 -С. 51-54.
Педагогика
УДК:371
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий Трофимова Ольга Сергеевна
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); студентка Заплетина Алёна Вячеславовна
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); студентка Фоменко Виктория Витальевна
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования влияния методики применения игровых упражнений на занятиях плаванием с детьми старшего дошкольного возраста, которые позволяют улучшить показатели физического развития, физической и плавательной подготовленности занимающихся. В исследовании приняли участие 29 детей старшего дошкольного возраста, посещающие занятия плаванием на базе центра плавания «РЫБА-KID» г. Краснодара.
Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что разработанная методика проведения занятий плаванием с детьми старшего дошкольного возраста на основе игровых упражнений является эффективной, так как делает возможным сократить сроки обучения детей плаванию. Так в результате педагогического эксперимента показатели физической подготовленности повысились как в экспериментальной, так и в контрольной группах, особенно показатели гибкости и результаты развития динамической силы мышц брюшного пресса (Р<0,05). Показатели, определяющие уровень развития взрывной силы и уровень развития координационных способностей достоверных различий не имели (Р>0,05).
Регулярные занятия плаванием по разработанной методике с использованием игрового метода существенно позволяют формировать стойкую мотивацию к систематическим занятиям двигательной активностью и повышают устойчивый интерес к плаванию у детей.
Ключевые слова: старшие дошкольники; исследование; игровая деятельность; физическое развитие; физическая подготовленность, плавательная подготовленность.
Annotation. The article presents the results of the research of the influence of the methods of using gaming exercises on swimming with the children of the senior preschool age, which allow improving the indices of physical development, physical and swimming preparedness of those engaged. The 29 children of senior preschool age involved in the study attending swimming classes at the swimming center "FISH-KID" in Krasnodar.
The analysis of the results of the pedagogical experiment has shown that the developed technique for conducting swimming classes with children of senior preschool age on the basis of gaming exercises is effective, since it makes it possible for children to learn to swim in a shorter period. Thus, as a result of the pedagogical experiment, the indices determining the level of development of physical qualities increased both in the experimental and control groups, especially the flexibility indicators and the results of the development of the dynamic force of the abdominal muscles (P <0,05). The indices determining the level of development of explosive force and the level of development of coordination abilities did not have significant differences (P>0,05). Regular swimming by the developed method with the use of the gaming method allows to form a strong motivation for systematic training of motor activity and increase a steady interest in swimming in children.
Keywords: senior preschoolers; study; game activity; physical development; physical readiness, swimming preparedness.
Введение. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, поскольку это самый благоприятный период для выработки правильных привычек,
которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья ведут к положительным результатам (Е.Г. Сайкина, 2009; Е.И. Горбунова, 2009; Ж.В. Кузнецова, 2013; Н.И. Романенко, 2017).
Плавание в системе комплексной физкультурно-оздоровительной работы занимает особое место, поскольку оказывает влияние не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личностных качеств - дисциплинированности, решительности, самостоятельности, смелости, целеустремленности и других (Л.В. Нагорнова, 2014; Н.А. Мусатова, 2015).
Игровой метод в последние годы стал предметом пристального внимания исследователей. Многие авторы (Л.Г. Мосолова, 2013; А.С. Казызаева, 2015) считают, что использование игровых элементов придает занятиям привлекательную, эмоциональную форму. Игра относится не только к наиболее эффективному средству обучения навыку плавания, но и является методом физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными особенностями.
Однако, выявлены некие трудности, связанные с особенностями водной среды, поскольку длительные простои без движений могут наносить вред здоровью детей (Л.С. Дворкин, 2017). Также актуальна проблема использования игр в воде, связанная со сложностью дозировки различных компонентов нагрузки во время занятий. Некоторые авторы ссылаются на свой опыт эффективного обучения плаванию и новые методики, основанные на индивидуальных особенностях освоения плавательных движений детьми старшего дошкольного возраста. Е.А. Буданова, 2014 полагает, что при обучении плаванию стоит уделять большое внимание использованию игр в воде. В то же время, особенности применения игровых упражнений на занятиях плаванием у старших дошкольников подробно не раскрываются, что послужило основанием для нашего исследования.
Цель исследования - разработать методику использования игровых упражнений на занятиях плаванием с детьми старшего дошкольного возраста.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе центра плавания «РЫБА-ЮГО» г. Краснодара. В эксперименте принимали участие дети, посещающие бассейн в группах оздоровительного плавания, которые были разделены на две группы контрольную (п=15) и экспериментальную (п=14). Занятия по разработанной методике в экспериментальной группе проводились два раза в неделю, продолжительностью 40 минут, в контрольной группе дети занимались по традиционной методике обучения плаванию (Е.К. Воронова, 2003). На занятии с экспериментальной группой в обучении использовались игровые упражнения и задания, помогающие освоению основных плавательных навыков.
В обучении плавательным движениям было выделено 4 этапа.
Первый этап состоял из ознакомительных моментов ребёнка со свойствами воды, её плотностью, прозрачностью, вязкостью. Длительность его зависела от достижения ребёнком момента адаптации в незнакомой или малознакомой для него среде, когда ребёнок уверенно сможет передвигаться по дну бассейна с использованием простейших плавательных движений. С этой целью применялось такое игровое упражнение, как «Надень шляпу», которое направлено на обучение подныриванию под различные предметы. Упражнение «Надуй шар» помогает научиться нырянию и погружению в воду.
На втором этапе дошкольники учились держаться на поверхности воды - лежать, скользить, соответственно получали представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды, поскольку данный этап был связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им в дальнейшем чувствовать себя достаточно уверенно в воде. Для обучения плаванию на данном этапе применялись упражнения: «Крокодил» для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей силы, «Носик и животик вверх», для обучения лежать на спине в мелкой воде, «Стрела» для обучения ребенка лежать на большой глубине.
Третий этап начинался с обучения детей умению скользить в воде и правильному дыханию. Для этого применялись упражнение «Привет», с элементами буксировки, а также проныривание в вертикально стоящие обручи.
На четвертом этапе происходило усвоение прыжков в воду, а также развитие умения анализировать и контролировать собственные плавательные движения, которые совершенствовались упражнением «Лодка». Прием «Прыжок в колодец» используется для обучения прыжкам в воду ногами вниз, «Оседлай коня» предназначен для обучения прыжкам в воду, на надувные подушки, а упражнение «Прыжок тигра в кольцо» предполагает обучение поверхностным прыжкам головой вперед.
По окончании исследования было проведено повторное тестирование, для определения эффективности предлагаемой методики.
Результаты исследования. Для достоверной оценки воздействия методики влияния занятий плаванием с игровыми элементами с дошкольниками до и после эксперимента проводилось тестирование по показателям физического развития, физической и плавательной подготовленности. До начала экспериментальной работы статистически значимых различий между исследуемыми показателями контрольной и экспериментальной групп не выявлено.
До эксперимента процентное соотношение детей, умевших выполнять контрольные задания в исследуемых группах практически не отличалось и составляло 4-11 %, что говорит об отсутствии навыков плавания у детей, занимающихся в секции на начало учебно-тренировочных занятий (таблица 1). Однако в данном возрастном периоде происходит наиболее эффективно обучение плаванию, так как именно этот возрастной период является сенситивным для освоения техники движения разнообразных двигательных действий. Так, по мере освоения движений детям старшего дошкольного возраста предлагались игры с включением изучаемых движений. По нашему мнению использование игрового метода обучения плаванию детей должно было значительно повлиять на уровень изучаемых показателей к концу эксперимента, что подтверждается результатами исследования (таблица 1).
Таблица 1
Процентное соотношение детей, выполнивших контрольные упражнения в группах с разными
методами обучения плаванию (%)
№ Показатели ЭГ (п=14) КГ (п=15)
1 «Привет» начало 14 19
конец 100 82
2 «Надуй шар» начало 17 18
конец 100 73
3 «Надень шляпу» начало 16 6
конец 100 82
4 «Стрела» начало 42 6
конец 100 76
5 «Крокодил» начало 18 2
конец 100 82
6 «Носик и животик вверх» начало 28 0
конец 100 82
7 «Прыжок тигра в кольцо» начало 0 0
конец 100 84
8 «Лодка» начало 0 0
конец 68 46
9 «Прыжок в колодец» начало 0 0
конец 100 82
10 «Оседлай коня» начало 0 0
конец 100 78
При оценке эффективности занятий плаванием по традиционной программе, количество детей, выполнивших контрольные задания, составило 76-81%. Необходимо отметить, что дети без особого стремления и активности выполняли упражнения, при этом допуская многочисленные ошибки, что свидетельствует о низкой мотивации к занятиям плаванием. В экспериментальной группе, где в обучении детей применялся игровой метод, успешность выполнения контрольных заданий составила 97-100%. Отмечено, что каждый ребенок в экспериментальной группе старался добиться лучшего результата, безошибочно выполняя контрольные упражнения.
В результате педагогического эксперимента по проверке эффективности методики проведения занятий плаванием с детьми старшего дошкольного возраста на основе игровых упражнений в показателях физического развития были получены следующие результаты: выявленные различия физического развития у детей контрольной и экспериментальной групп оказались статистически не достоверны (Р>0,05) как до, так и после эксперимента (таблица 2).
Таблица 2
Динамика показателей физического развития дошкольников во время эксперимента (М±т)
Показатели До эксперимента После эксперимента
пол КГ (п=15) ЭГ (п=14) Р КГ(п=15) ЭГ (п=14) Р
Длина тела (см) м 116,4±0,7 117,3±0,8 >0,05 >0,05 119,8±1,0 120,2±1,3 >0,05 >0,05
д 115,8±Д7 116,5±0,8 118,2±0,9 119,7±1,1
Масса тела (кг) м 20,140,5 0,8±0,5 >0,05 >0,05 21,6±1,1 23,5±1,3 >0,05 >0,05
д 19,7±0,4 19,9±0,4 21,4±0,9 22,6±1,2
ОГК м 59,1±1,3 58,2±1,3 >0,05 >0,05 60, 1±1,3 59,7±1,0 >0,05 >0,05
(см) д 58,1±0,7 57,9±0,8 59,5±1,4 58,3±0,7
В заключении эксперимента отмечен рост во всех антропометрических показателях у детей обоих групп, что можно объяснить процессами естественного роста, а также и воздействием средств игровых физических упражнений. Это свидетельствует о том, что средства и методы, применяемые в ходе физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками в ходе проведения педагогического эксперимента оказали положительной воздействие на результаты гармоничности физического развития старших дошкольников в конце эксперимента.
Результаты тестирования физических способностей детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 3. Средний показатель развития гибкости на началоэксперимента в контрольной группе составил 6,5±0,4 (см), в экспериментальной группе 6,8±0,3 (см). По окончании педагогического эксперимента
результаты ваглядели следующим образом - 7,8±0,4 (см) в контрольной группе и 9,5±0,5 (см) в экспериментальной группе. Достоверность различий составила Р<0,05, следовательно, можно утверждать, что применение игровых упражнений на занятиях плаванием с детьми старшего дошкольного возраста положительно воздействуют на развитие гибкости.
Таблица 3
Результаты в тестах по физической подготовленности у старших дошкольников во время педагогического эксперимента(М±т)
Контрольные тесты Этапы эксперимента Пол КГ(П=15) ЭГ(п=14) Р=0,05
Стойка на одной ноге (сек) Начало м д 16,3±0,8 16,7±0,9 17,3+1,0 16,9+0,9 > >
Окончание м д 20,1±1,2 21,2±1,1 26,2+1,3 23,0+1,2 > >
Сгибание туловища из положения лежа (кол-во раз в 30 сек) Начало м д 11,7+0,7 11,0+0,6 13,3+0,6 11,6+0,5 > >
Окончание м д 14,2+0,8 13,3+0,7 18,1+0,9 16,5+0,8 < <
Наклон вперед сидя (см) Начало м д 5,9 ±0,4 7,8+0,5 6,1+0,3 7,4+0,3 > >
Окончание м д 6,9+0,4 8,5+0,5 8,8+0,5 9,7+0,5 < <
Прыжок в длину с места (см) Начало м д 111,6+2,6 109,5+2,5 112,3+2,6 112,3+2,7 > >
Окончание м д 117,8+2,9 115,6+2,6 125,1+3,4 124,2+3,3 > >
*г табличное (1, 99)<грасчетное
Показатели, определяющие динамическую силу мышц брюшного пресса измерялись тестом - сгибание туловища из положения лежа с согнутыми коленями (количество повторений за 30 с) также имеют достоверные различия (Р<0,05).
Уровень взрывной силы измерялся по результатам теста - прыжок в длину с места (см). Различия после экспериментальной работы по этому показателю оказались не достоверны (Р>0,05), что можно объяснить ростом организма занимающихся и применением нагрузок в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности занимающихся. Уровень развития этого качества оценивается как «средний», согласно данным нормативных величин. Результаты, определяющие координационные способностей в тесте - стойка на одной ноге (с), не показали достоверных различий (Р>0,05), что объясняется тем, что для развития равновесия необходимо использовать специально направленные средства.
Выводы. Результаты экспериментальной работы показали, что использование игрового метода на занятиях по плаванию является эффективным, так как делает возможным обучение детей плаванию в более короткий срок. Применение игровых упражнений на занятиях плаванием с детьми старшего дошкольного возраста влияет на улучшение таких физических качеств как гибкость и динамическая сила мышц, а в показателях, определяющих координационные способности и взрывную силу достоверных различий не выявлено.
Таким образом, в результате обобщения полученных данных установлено, что использование игровых упражнений на занятиях плаванием с детьми старшего дошкольного возраста носит выраженный положительный эффект, позволяет качественнее решать задачи обучения, воспитания и оздоровления, способствует формированию устойчивого интереса к занятиям, способствует увеличению эмоциональности занятий и способствует эффективности процесса обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Буданова, Е.А. Игровой метод обучения в обучении плаванию детей 5-6 лет на основе использования игрового метода / Е.А. Буданова, В.М. Селиванов, А.М. Долгушин // Вестник кемеровского государственного университета. 2014. № 4-2 (60). С. 79-82.
2. Дворкин, Л.С. Естественно-научные основы спортивно-оздоровительной деятельности человека / Л.С. Дворкин, А.А. Тарасенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина // Учебное пособие. Краснодар: ФГОУ ВО КГУФКСТ, 2017. - 376 с.
3. Горбунова Е.И. Программа физического воспитания детей-левшей старшего дошкольного возраста «Левшонок» / Е.И. Горбунова, Ю.К. Чернышенко, Е.М. Бердичевская // Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2009. - 104 с.
4. Казызаева, А.С. Применение игрового метода на занятиях плаванием в группах начального обучения плаванию / А.С. Казызаева / Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. 2015. т. 3. № 1. С. 91-98.
5. Кузнецова, Ж.В. Плавание в ДОУ как одна из форм развития двигательных качеств у дошкольников // Ж.В. Кузнецова / Вестник Хаквсского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2013. № 6. С. 104-106.
6. Мосолова, Л.Г. Совершенствование методики обучения плаванию детей 5-6 лет на основе
использования игрового метода // Л.Г. Мосолова / Студенческая наука и XXI век. 2013. № 10. С. 136-138.
7. Мусатова, Н.А. Учебно-методическое пособие "Обучение плаванию детей дошкольного возраста с преимущественным применением игрового метода" / Н.А. Мусатова / В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика III Международная практическая конференция. 2015. С. 339.
8. Нагорнова, Л. В. Игра как метод обучения младших школьников / Л.В. Нагорнова, В.И. Волынкин // Гуманитарные исследования. 2014. № 2(50) - С. 160- 164.
9. Романенко, Н.И. Теория и методика избранного вида спорта / Н.И. Романенко, О.С. Трофимова, Н.И. Дворкина // Учебное пособие. Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 260 с.
10. Сайкина, Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: автореф. дис. ...д-ра пед. наук / Е.Г. Сайкина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 46 с.
Педагогика
УДК: 371.844
преподаватель Трошин Сергей Олегович
Филиал Военной Академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов); кандидат технических наук, доцент,
профессор Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); курсант Бочаров Александр Александрович
Филиал Военной Академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов); курсант Ермаков Андрей Дмитриевич
Филиал Военной Академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов); курсант Александрин Илья Александрович
Филиал Военной Академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов)
ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ
ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация. В работе рассмотрены основные принципы построения системы научно-исследовательской деятельности (НИД) курсантов, недостатки существующей системы, а также пути их устранения. Рассматриваются проблемы, обусловленные противоречивостью некоторых положений основополагающих нормативных документов, неэффективностью существующего порядка оценки научной деятельности, отсутствием гибкости функционирования структурных подразделений в условиях ведения научной работы. Также указывается особая роль мотивации как необходимого критерия, закладывающего основы построения НИД. Предложенные пути решения проблем несут рекомендательный характер и могут быть учтены при организации НИД в военных учебных заведениях.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, военное учебное заведение, курсант. Annotation. The paper considers the basic principles of building a system of scientific-research activities of cadets, the shortcomings of the existing system, as well as ways to eliminate them. The problems that arise due to the inconsistency of some provisions of the main normative documents, the ineffectiveness of the existing procedure for assessing scientific activity, the lack of flexibility in the functioning of structural units in the conditions of conducting scientific work are considered. It also indicates the special role of motivation as a necessary criterion underlying the creation of research and research activities. The proposed ways of solving problems are of a recommendatory nature and can be taken into account when organizing scientific- research activities in military educational institutions. Keywords: scientific-research activity, military educational institution, cadet.
Введение. Первоочередной задачей совершенствования Вооруженных сил Российской Федерации является подготовка офицерских кадров, соответствующих ряду определенных требований, предъявляемых образовательными стандартами и действительной обстановкой окружающего мира. Традиционно под социальным маркером офицера подразумевается, человек в первую очередь образованный, постоянно самосовершенствующийся и имеющий незаурядный склад ума. Развитое мышление и широкий кругозор позволяют офицеру принимать быстрые, обоснованные решения в различных штатных и не штатных ситуациях, когда невозможно следовать заранее известному алгоритму действия. С точки зрения теории игр именно данное качество позволяет офицеру наиболее эффективно планировать и вести боевые действия, т.к. при обдумывании альтернатив своих решений, всегда учитывается возможный характер поведения противника и производится вероятностная оценка событий, что позволяет определить наиболее эффективную стратегию ведения боевых действий. Однако противник также решает эту задачу. Предположим, что обе стороны знают возможные действия своих сил и сил противника, тогда вопрос победы будет зависеть от скоростей реализации стратегий, но если какая-либо из сторон найдет новое решение, игра может принять другой оборот и незамедлительно привести одну из сторон к победе. Поэтому поиск новый решений, отличающихся своей оригинальностью и эффективностью, является для офицера одним из основных качеств. Безусловным является культурный уровень офицера, предполагающий наличие высоких показателей патриотизма, долга и чести. Возможность созерцания и созидания позволяет развивать особенный творческий аппарат мышления, который также способствует эффективной служебной и специальной деятельности офицера. Устоявшийся набор личностных качеств офицера остается актуальным и на данный момент, однако 21 век приносит определенные специальные требования, заключающиеся в познании новых физических принципов, основ ведения информационных войн, в применении в своей повседневной деятельности современных методов менеджмента и различных теорий принятия решения, полагающихся на строгую теоретическую базу. Именно поэтому важно наладить четкую и гибкую организацию научно-исследовательской работы в высшем военном учебном заведении.
Формулировка цели статьи. Наличие научной деятельности в структуре процесса образования военных учебных заведений порождает ряд специфических для нее проблем, связанных с различными причинами. Следовательно, имеется необходимость в раскрытии некоторых из этих проблем, указании способов их решения и задания вектора развития НИД в Вооруженных силах в целом.