УДК 796.07
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПЛАВАТЕЛЬНУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 26.05.06 -ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
С.М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления в спорте и образовании, ректор,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, М.И. Нарватов, старший преподаватель кафедры физвоспитания и спорта, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, К.Ю. Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта,
Р.С. Ахметов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Краснодар. Контактная информация: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, е-mail: [email protected].
Аннотация.
Данные, представленные в многочисленных научно-методических публикациях, подтверждают существенный интерес, проявляемый учеными и специалистами-практиками к проблеме формирования и развития профессионально важных личностных характеристик курсантов, осваивающих различные плавательные специальности в морских вузах. При этом большинство из них согласны с положением о значительных возможностях средств физкуль-турно-спортивной деятельности в связи с повышением уровня профессиональной подготовленности обучающихся. Данное положение базируется на доказанной во многих исследованиях целесообразности использования в этом контексте фундаментальных положений аксиологической концепции понимания и интерпретации сущности процесса физкультурно-спортивной деятельности. Результаты эмпирической работы с диссертационными исследованиями свидетельствуют о важности наличия в структуре экспериментальных моделей и технологий отдельного компонента, сутью которого является разработка методик педагогического контроля уровня сформированности и раз-
вития профессионально важных качеств. В статье представлены данные, характеризующие уровень информативности частных проявлений профессионально важных качеств курсантов 1-6 курса, дифференцированных по следующим классификационным группам: физическая подготовленность, двигательные навыки, психические процессы, психофизиологические показатели, эмоционально-волевые свойства, личностные и морально-нравственные качества.
Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании структуры и содержания, а также степени эффективности многоуровневой модели процесса формирования и развития профессионально важных качеств курсантов 1-6 курсов морских вузов, осваивающих специальность 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок», включая ее учетно-контрольный компонент, базирующийся на методике педагогического контроля профессионально важных качеств обучающихся.
В работе использовались методы: анализа научно-методической литературы, педагогического тестирования уровня физической подготовленности и уровня знаний, психофизиологического те-
стирования, экспертных оценок и математической статистики.
На основе организации многолетних предварительных исследований установлены научные факты, характеризующие:
- состав контрольных упражнений и тестовых заданий, характеризующих показатели уровня развития профессионально важных качеств: физическая подготовленность, двигательные навыки, психические процессы, психофизиологические показатели, эмоционально-волевые свойства, личностные и морально-нравственные качества;
- контрольные упражнения и тестовые задания (п=61), разделенные на две группы: высокоинформативные (взаимосвязь с критерием информативности Р<0,01) и со средней информативностью (взаимосвязь с критерием информативности Р<0,05);
- процентное соотношение информативности различных категорий частных проявлений профессионально важных качеств обучающихся к общему количеству тестовых заданий.
Ключевые слова: курсанты морских вузов, профессионально важные личностные характеристики, информативность контрольных упражнений и тестовых заданий.
Для цитирования: Ахметов С.М., Нарватов М.И., Чернышенко К.Ю., Ахметов Р.С. Информативность пока-
зателей уровня развития частных проявлений профессионально важных качеств курсантов морских вузов, осваивающих плавательную специальность 26.05.06
- Эксплуатация судовых энергетических установок // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020.
- № 3. - С. 66-72.
For citation: Akhmetov S.M., Narvatov M.I., Chernysh-enko K.Y., Akhmetov R.S. Informativity indicators of development level of private manifestations of professionally important qualities of cadets of maritime universities, mastering swimming specialty 26.05.06 - operational service of ship power systems. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 3, pp. 66-72 (in Russian).
В ходе многолетних исследований разрабатывалась модель процесса формирования профессионально важных качеств курсантов морских вузов, осваивающих плавательную специальность 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок», базирующаяся на идеях их взаимообусловленности. Важнейшим компонентом экспериментальной модели является многоуровневая методика педагогического контроля степени развития частных проявлений профессионально важных качеств обучающихся [1, с.16-17; 3, с.18-19]. При этом основным аргументом отбора тестовых процедур является их информативность [2, с. 29-30; 4, с. 4-5]. В качестве критерия информативности тестовых
Таблица.
Информативность показателей частных проявлений профессионально важных качеств
обучающихся 1-6 курсов
№ Показатели Курсы
п/п 1 2 3 4 5 6
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА
1 Прыжок в длину с места (см) 436 522 547 469 431 362
2 Бег 1000 м (с) 342 471 521 478 453 409
3 Челночный бег 5х10 м (с) 340 438 390 337 316 279
4 Сидя ноги врозь, бросок набивного мяча 3 кг двумя руками из-за головы (м) 274 330 305 291 262 183
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ
5 Становая динамометрия (кг) 376 457 496 460 421 350
6 Кистевая динамометрия (кг) 313 280 227 384 350 309
7 Сгибание и разгибание рук в висе (количество) 424 508 543 528 462 444
8 Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (количество) 416 468 578 540 502 491
9 Поднимание ног в висе до Z90o на гимнастической стенке (количество) 283 354 326 313 273 254
ВЫНОСЛИВОСТЬ
10 Бег 2000 м (с) 364 419 388 345 321 274
Продолжение таблицы
№ п/п Показатели Курсы
1 2 3 4 5 6
11 Плавание 100 м (с) 409 479 513 543 467 443
12 Вис на согнутых руках (с) 431 493 505 454 376 342
13 Угол в висе (с) 290 330 302 284 261 242
ГИБКОСТЬ
14 Стоя продольно на гимнастической скамейке, наклон вперед (см) 304 322 281 264 300 290
15 Выкрут в плечевых суставах (см) 236 274 243 209 250 230
16 Средняя оценка за поднимание и удержание ног вперед и в сторону на фоне градуированного экрана (градусы) 207 240 272 253 264 184
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ
17 Воспроизведение положения рук под Z1350 на фоне градуированного экрана (градусы) 236 328 307 263 219 248
18 Упражнение на сочетание и переключение движений (балл) 301 286 310 284 260 225
19 Разница времени прохождения 5 м до и после вращательных нагрузок (с) 335 487 504 530 422 408
20 Разница прохождения 5 м до и после вращательных нагрузок (см) 441 531 549 564 473 451
21 Сумма времени нерешительности после вращательных нагрузок (с) 350 432 484 473 420 387
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
22 Плавание (балл) 344 478 494 470 448 420
23 Ныряние (м) 473 455 527 506 489 454
24 Гребля на шлюпках (балл) 453 438 398 370 346 339
25 Спасательное плавание (балл) 460 503 519 496 464 440
26 Управление плавсредствами (балл) 422 463 451 438 407 352
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ВНИМАНИЕ
27 Концентрация и устойчивость (балл) 417 456 596 604 572 519
28 Распределение и переключение (количество) 397 501 549 575 519 484
29 Объем (балл) 307 330 310 296 282 317
МЫШЛЕНИЕ
30 Аналитико-синтетические способности (балл) 444 500 520 547 562 604
31 Определение логических связей (очки) 407 454 502 524 540 570
32 Умение дифференцировать существенное от второстепенного (балл) 382 420 427 453 478 491
ПАМЯТЬ
33 Моторно-слуховая (балл) 320 315 306 298 330 319
34 Зрительная(количество) 331 366 398 418 454 468
35 Оперативная(количество) 453 520 507 539 560 593
ВООБРАЖЕНИЕ
36 Оригинальность решения задач на воображение (креативность) (балл) 302 284 273 250 264 219
37 Творческое (балл) 274 302 325 290 319 274
38 Воссоздающее (балл) 250 265 174 097 144 107
Продолжение таблицы
№ п/п Показатели Курсы
1 2 3 4 5 6
ВОСПРИЯТИЕ
39 Пространства (балл) 442 477 493 419 437 458
40 Времени (балл) 308 330 316 294 262 280
41 Величины (балл) 364 402 397 379 390 421
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
42 ЛВДР на свет (мс) 280 316 428 407 393 419
43 ЛВДР на звук (мс) 267 293 306 419 382 444
44 Реакция слежения (мс) 367 443 415 453 498 517
45 Реакция выбора (мс) 414 471 440 472 572 549
46 PWC170 (кг/м/мин) 434 440 455 493 550 573
47 Теппинг-тест (количество) 284 330 310 297 278 304
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА
48 Стрессоустойчивость(балл) 317 309 254 330 326 289
49 Волевой самоконтроль (балл) 270 291 279 304 285 320
50 Готовность к риску (балл) 309 319 301 279 252 194
51 Нервно-психическая устойчивость (балл) 429 463 479 430 440 502
52 Способность к адаптации (балл) 406 458 485 422 419 460
НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
53 Индекс положительных эмоций (балл) 372 449 463 448 463 493
54 Индекс негативных эмоций (балл) 344 340 369 420 407 430
55 Индекс тревожно-депрессивных эмоций (балл) 284 320 307 295 241 182
ЛИЧНОСТНЫЕ И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА
56 Наблюдательность (мин) 496 437 398 372 353 340
57 Моральная норма (балл) 527 407 376 340 361 333
58 Коммуникабельность (балл) 511 396 427 403 386 356
59 Ответственность (балл) 314 327 409 280 256 284
60 Настойчивость(балл) 289 319 284 253 279 304
61 Инициативность (балл) 306 289 250 243 262 294
Примечания: 1. Нули перед коэффициентами корреляции опущены. 2. Подчеркнуты: P<0,05; P<0,01. 3. Не подчеркнуты P>0,05.
заданий использовался суммарный показатель весомости параметров физической подготовленности, профессиональных двигательных навыков, психических процессов, эмоционально-волевых свойств, психофизиологических, личностных и морально-нравственных качеств.
Обоснование системы критериев информативности показателей уровня развития профессионально важных качеств обучающихся позволило перейти к расчету значений этого важнейшего параметра отбора тестирующих процедур, входящих в содержание методики педагогического контроля (таблица).
Для анализа представленных в таблице данных был избран подход, базирующийся на расчете процентного
соотношения различных категорий частных проявлений профессионально важных качеств обучающихся. Полученные результаты математико-статистической обработки позволили установить следующие научные факты:
Обучающиеся 1-го курса:
• общий процент информативных тестовых процедур - 57,4%;
• высокоинформативные контрольные упражнения (взаимосвязь с критерием информативности Р<0,01) - 22,3%;
• контрольные упражнения со средней информативностью (взаимосвязь с критерием информативности Р<0,05) - 27,9%.
Обучающиеся 2-го курса:
• общий процент информативных тестовых процедур - 62,3%;
• высокоинформативные контрольные упражнения - 47,5%;
• контрольные упражнения со средней информативностью - 14,8%.
Обучающиеся 3-го курса:
• общий процент информативных тестовых процедур - 57,4%;
• высокоинформативные контрольные упражнения - 45,9%;
• контрольные упражнения со средней информативностью - 14,8%.
Обучающиеся 4-го курса:
• общий процент информативных тестовых процедур - 62,3%;
• высокоинформативные контрольные упражнения - 54,1%;
• контрольные упражнения со средней информативностью - 23,0%.
Обучающиеся 5-го курса:
• общий процент информативных тестовых процедур - 60,7%;
• высокоинформативные контрольные упражнения - 31,1%;
• контрольные упражнения со средней информативностью - 29,5%.
Обучающиеся 6-го курса:
• общий процент информативных тестовых процедур - 54,1%;
• высокоинформативные контрольные упражнения - 32,8%;
• контрольные упражнения со средней информативностью - 21,3%.
В ходе дальнейшего изучения полученных данных анализировалось процентное соотношение информативных показателей групп личностных характеристик (физическая подготовка, двигательные навыки, пси-
хические процессы, психофизиологические показатели, эмоционально-волевые свойства, личностные и морально-нравственные качества) в зависимости от стажа профессиональной подготовки обучающихся 1-6 курсов.
Заключение. Таким образом, полученные аналитические и эмпирические данные позволили на основе установленных значений информативности показателей уровня развития частных проявлений профессионально важных качеств курсантов морских вузов, осваивающих плавательную специальность 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок», создать объективную и научно обоснованную основу для формирования методики педагогического контроля профессиональной подготовленности обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахметов Р.С. Информативность показателей профессионально-прикладной физической культуры курсантов вузов МВД России // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 14-17.
2. Борисов А.Б. Структура и содержание методики формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей / А.Б. Борисов, Е.А. Полухин, В.А. Баландин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010. - № 4. -С. 29-32.
3. Магомадов Р.А. Динамика показателей уровня развития психических качеств курсантов морских вузов в процессе профессиональной подготовки // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. -№ 4. - С. 18-20.
4. Чернышенко Ю.К. Теоретико-прикладные предпосылки разработки модели процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих боевые дежурства / Ю.К. Чернышенко, С.М. Ахметов, Р.С. Ахметов, В.А. Баландин, Ч.Ю. Калоев, К.Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - № 4. - С. 3-7.
INFORMATIVITY INDICATORS OF DEVELOPMENT LEVEL OF PRIVATE MANIFESTATIONS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF CADETS OF MARITIME UNIVERSITIES, MASTERING SWIMMING SPECIALTY 26.05.06 - OPERATIONAL SERVICE OF SHIP POWER SYSTEMS
S^. Akhmetov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Management in Sports and Education Department, Rector,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, М.I. Narvatov, Senior Lecturer of the Physical Education and Sports Department, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk,
^Y. Chernyshenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Physical Education and Sports Department,
R.S. Akhmetov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Education and Sports Department,
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
Abstract.
Data presented in numerous scientific and methodological publications, confirm substantial interest, shown by scientists and practitioners to the problem of the formation and development of professionally important personal characteristics of cadets, mastering various swimming specialties in maritime universities. At the same time, most of them agree with the provision on the significant capabilities of the means of physical education and sports activities in connection with the increase of the level of professional preparedness of students. This provision is based on the proven feasibility in many studies of using in this context fundamental provisions of the axiological concept of understanding and interpretation of the essence of the process of physical education and sports activity. The results of empirical work with dissertation research indicate the importance of having a separate component in the structure of experimental models and technologies, the essence of which is the development of methods of pedagogical control of formation and development level of professionally important qualities. The article presents data, characterizing the informa-tivity level of private manifestations of professionally important qualities of 1-6 year cadets, differentiated by the following classification groups: physical preparedness, motor skills, mental processes, psychophysiological indicators, emotional and volitional characteristics, personal and moral qualities.
The aim of the study is to provide theoretical and methodological substantiation of the structure and content, as
well as the degree of effectiveness of multilevel model of the formation and development process of professionally important qualities of 1-6 year cadets of maritime universities, mastering specialty 26.05.06 - operational service of ship power systems, including its accounting and control component, based on the methodology of pedagogical control of professionally important qualities of students.
The following methods have been used in the work: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing of physical preparedness and knowledge level, psychophysiological testing, expert assessments and mathematical statistics.
Based on the organization of many years of preliminary research, the scientific facts have been established that characterize:
- composition of control exercises and test tasks, characterizing the indicators of the development level of professionally important qualities: physical preparedness, motor skills, mental processes, psychophysiological indicators, emotional and volitional characteristics, personal and moral qualities;
- control exercises and test tasks (n=61), divided into two groups: highly informative (relationship with the criterion of informativity P<0,01) and with the average information content (relationship with the criterion of informativity P<0,05);
- percentage ratio of the informativity of various categories of private manifestations of professionally important qualities of students to the total number of test tasks has been calculated.
Keywords: cadets of maritime universities, professionally important personal characteristics, informativity of control exercises and test tasks.
References:
1. Akhmetov R.S. Informativeness of Indicators of Professional and Applied Physical Culture of Cadets of Higher Education Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktikaa [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2012, no. 4, pp. 14-17 (in Russian).
2. Borisov A.B., Polukhin E.A., Balandin V.A. Structure and content of the methodology of formation of professional and applied physical culture of cadets of marine colleges. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktikaa [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2010, no. 4, pp. 29-32 (in Russian).
3. Magomadov R.A. Dynamics of Indicators of the Level of Development of Mental Qualities of Students of Maritime Universities in the Training Process. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktikaa [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2012, no. 4, pp. 18-20 (in Russian).
4. Chernyshenko Yu.K., Akhmetov S.M., Akhmetov R.S., Balandin V.A., Calo Yu.H., Chernyshenko K.Y. Theoretical and applied background of the development model of the process of formation of professional-applied physical culture of the military defense forces combat duty. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktikaa [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2017, no. 4, pp. 3-7. (in Russian).
Поступила / Received 03.09.2020 Принята в печать / Accepted 28.09.2020