9. Mikhailina Т.М. (2004), Elements of probability theory and mathematical statistics: Textbook for higher educational institutions of physical education, Krasnodar.
10. Siris, P.Z. (1973), "Physical qualities growth rate as a factor of determining athlete's potential", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 19-22.
11. Chernyshenko, Уи.К. Balandin, У.А. and Shestakov, М.М. (2012), "Criteria for assessing methodological effectiveness of teaching methods", Physical education, sports - science and practice, No. 4, pp. 70-73.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2015
УДК 796.011.3
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЛЬНЫХ И СУММАРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ
ВУЗОВ
Султан Меджидович Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Милентьев, соискатель, Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор,
Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБО ВПО КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты многолетних исследований, свидетельствующих о более высокой информативности интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов многопрофильных вузов по сравнению с их результатами в отдельных контрольных упражнениях. В ней также обоснован алгоритм расчета интегральных и суммарных показателей, отражающих уровень развития соответственно отдельных физических качеств и физической подготовленности студентов в целом.
Ключевые слова: интегральные и суммарные показатели, физическая подготовленность, информативность, студенты многопрофильных вузов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p32-36
INFORMATIVENESS OF THE MULTY-PROFILE UNIVERSITIES STUDENTS' PHYSICAL PREPAREDNESS INTEGRAL AND SUMMARY INDICATORS
Sultan Medzhidovich Akhmetov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Milentiev, the competitor, Yury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valery Alexandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
This article presents the results of the long-term research studies, showing higher informativeness of multi-profile universities students' integral and summary indicators of physical preparedness comparing to their results in the individual control exercises. It has also justified the algorithm for calculating the integral and summary indicators, reflecting the development level of the certain physical qualities and the physical preparedness of the students in general.
Keywords: integral and summary indicators, physical preparedness, informativeness, multi-profile universities students.
ВВЕДЕНИЕ
Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют о выраженном недовольстве многих ученых и специалистов-практиков степенью эффективно-
сти функционирования системы физического воспитания студенческой молодежи [1, 2, 7].
Точность оценивания уровня физической подготовленности студентов зависит от соответствия используемых методик педагогического контроля специфическим особенностям контингента обучающихся, включая половые различия, стаж профессиональной подготовки в высшем учебном заведении, а также размерности интегральных и суммарных показателей, зависящего от количества входящих в них контрольных упражнений.
При этом процесс физического воспитания студентов многопрофильных вузов не обеспечивает позитивной динамики интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов, начиная со второго курса профессионального обучения, и параметры уровня их развития выше средних значений.
Задачей данного исследования являлось выявление особенностей половозрастной динамики информативности показателей уровня развития основных физических качеств студентов.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Физическая подготовленность студентов 1-4 курсов оценивалась посредством педагогического тестирования. Контрольные упражнения были отобраны в результате анализа научно-методической литературы [1, 3] и учебных программ по физическому воспитанию в высших учебных заведениях [2, 7]. По общепринятым методикам оценивались результаты контрольных упражнений, характеризующих развитие основных физических качеств: силовых способностей (12 тестовых заданий), выносливости (8), скоростно-силовых способностей (13), гибкости (9), координационных способностей (9).
В результате проверки контрольных упражнений на соответствие критериям информативности, надежности и эквивалентности из 51 теста было отобрано 19, адекватно характеризующих развитие отдельных физических качеств студентов. С целью расчета интегральных и суммарных показателей физической подготовленности были разработаны шкалы относительной оценки результатов тестирования. При этом использовалась пропорциональная шкала ГЦОЛИФК [6].
Информативность показателей определялась в начале учебного года. Составным критерием информативности считалась сумма рангов, полученная обследуемым по каждому отдельному физическому качеству [5, 6, 9].
Уровень достоверности коэффициентов корреляции оценивался с помощью статистических таблиц, представленных в научно-методической литературе [4, 8]. Был принят пятипроцентный уровень значимости, обеспечивающий достаточную точность сравнения исследуемых параметров [6].
Исследование проводилось на базах высших учебных заведений. В них приняло участие 85 юношей и 76 девушек 1-4 курсов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Информативность интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов 1-4 курсов определялись по следующему алгоритму:
1. Разработка шкал относительной оценки результатов тестирования студентов в отдельных тестах, характеризующих уровень развития физических качеств. В исследовании использовались пропорциональные шкалы, предполагающие начисление одинакового количества баллов за равнозначный прирост результатов.
2. Расчет значений интегральных показателей на основе перевода результатов в отдельных тестах, характеризующих уровень развития отдельного физического качества и их суммирования.
3. Расчет значений суммарного показателя как сумма баллов, полученных студентами за интегральные показатели физических качеств.
4. Расчет коэффициентов корреляции между значениями интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов и критериями информативности, в качестве которого использовался составной критерий.
В ходе исследований анализировалась информативность интегральных и суммарных показателей, характеризующих соответственно уровень развития отдельных физических качеств и физическую подготовленность студентов в целом.
Данные, характеризующие информативность интегральных и суммарных показателей физической подготовленности (таблица), позволили сформулировать следующие частные заключения:
1. Интегральные и суммарные показатели физической подготовленности студентов во всех половозрастных группах на достоверном уровне взаимосвязаны с критериями информативности.
Таблица
Информативность интегральных и суммарных показателей
физической подготовленности студентов 1-4 курсов_
№ п/п Интегральные и суммарный показатели (балл) Пол Курсы
1 п: ю=24; д=21 2 п: ю=22; д=20 3 п: ю=20; д=18 4 п: ю=19; д=17
1 Силовые способности Ю. 536 558 581 611
Д. 553 562 597 608
2 Выносливость Ю. 517 532 555 567
Д. 472 506 519 548
3 Скоростно-силовые способности Ю. 523 543 569 582
Д. 536 559 550 561
4 Гибкость Ю. 491 474 450 447
Д. 547 535 503 492
5 Координационные способности Ю. 537 528 559 576
Д. 486 552 534 510
6 Суммарный показатель физической подготовленности Ю. 619 624 649 706
Д. 597 603 589 624
Примечание: 1. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 2. Одной чертой подчеркнуты достоверные коэффициенты корреляции на уровне Р<0,05, двумя - Р<0,01.
2. В группах студентов 1 курса абсолютное большинство изучаемых признаков проявили высокий уровень информативности (Р<0,01). Исключение составляют только интегральные показатели выносливости и координационных способностей в группе девушек (Р<0,05).
3. В группах студентов 2 курса высокоинформативным оказалось большинство показателей за исключением интегральных характеристик выносливости в группах девушек (Р<0,05) и гибкости у юношей (Р<0,05).
4. В группах студентов 3 курса большинство показателей физической подготовленности оказались высокоинформативными (Р<0,01) за исключением интегральных характеристик выносливости, скоростно-силовых способностей, гибкости в группе девушек (Р<0,05), а также гибкости у юношей (Р<0,05).
5. В группах студентов 4 курса высокоинформативными являются интегральные показатели силовых способностей и суммарные характеристики, как у девушек, так и юношей, а также интегральные показатели выносливости в группах юношей (Р<0,01). Остальные изучаемые признаки проявили информативность на уровне Р<0,05.
6. Установлена тенденция увеличения количества показателей физической подготовленности со средней информативностью (Р<0,05) как в группах юношей, так и девушек по мере их взросления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Установленная более высокая информативность интегральных и суммарного показателя по сравнению с отдельными контрольными упражнениями является основанием
их использования для педагогического контроля уровня физической подготовленности студентов. Данные о динамике информативности интегральных и суммарных показателей целесообразно использовать в процессе планирования физической подготовки студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин, В.А. Динамика физической подготовленности студентов в процессе сопряженного использования кругового и соревновательного методов физического воспитания / В.А. Баландин, М.З. Оганнисян, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 42-46.
2. Виленский, М.Я. О статусе дисциплины «Физическая культура» в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования / М. Я. Виленский // Культура физическая и здоровье. - 2007. - № 2 (12). - С. 3-7.
3. Витютнев, Е.Е. Методика педагогического контроля специальной физической подготовленности курсантов - будущих сотрудников подразделений полиции специального назначения на специализированном этапе профессиональной подготовки / Е.Е. Витютнев, Ю.К. Чернышенко, К. Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 30-36.
4. Гмурман, В.Е. Теория вероятности и математическая статистика: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / В.Е. Гмурман. - М. : Высшее образование, 2007. - 478 с.
5. Денисов, Л.В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте : учебное пособие для вузов / Л.В. Денисов, И.В. Хмельницкая, Л.А. Харченко. - Киев : Олимпийская литература, 2008. - 127 с.
6. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учебное пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков.- 2-е изд. -М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
7. Матухно, Е.В. Инновационные подходы к формированию содержания и структуры учебного предмета «Физическая культура» в высшем учебном заведении технического профиля / Е.В. Матухно // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 2. - С. 59-60.
8. Михайлина, Т.М. Элементы теории вероятности и математической статистики : учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / Т.М. Михайлина. - Краснодар : [б. и.], 2004. - 164 с.
9. Чернышенко, Ю.К. Критерии оценки методологической эффективности педагогических методик / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, М.М. Шестаков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 70-73.
REFERENCES
1. Balandin, У.А., Ogannisian, М^. and Chernyshenko, Yu.K (2009), "Students' physical preparedness dynamics in the dual use of circular and competitive methods of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 52, No. 6, pp. 42-46.
2. Vilenskiy, M.Yu. (2007), "On the status of 'Physical culture' discipline in the state educational standards of higher education", Physical education and health, No. 2 (12), pp. 3-7.
3. Vityutnev, Е.Е., Chernyshenko, Yu.K. and Chernyshenko, KYu. (2014), "Pedagogical control methods of cadets' special physical preparedness - future employees of special police units at their specialized professional education level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 30-36.
4. Gmurman, V^. (2007), Probability theory and mathematical statistics, Higher education, Moscow.
5. Guba, V P. (2006), Measurements and calculations in sport pedagogical practice, Physical education and sport, Moscow.
6. Denisov, L.V., Khmelnitskaya, I.V. and Kharchenko, LA. (2008), The measurements and statistical methods in physical education and sport: textbook for high schools, Olympic literature, Kiev.
7. Matukhno, Е^. (2009), "Innovative approaches to the content and structure formation of the subject 'Physical education' in higher educational establishments of technical profile", Messenger of Sports Science, No. 2, pp. 59-60.
8. Mikhailina Т.М. (2004), Elements of probability theory and mathematical statistics: Textbook for higher educational institutions of physical education, Krasnodar.
9. Chernyshenko, Yu.K Balandin, VA. and Shestakov, М.М. (2012), "Criteria for assessing methodological effectiveness of teaching methods", Physical education, sports - science and practice, No. 4, pp. 70-73.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2015
УДК 37.034
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА КАК ДУХОВНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Борис Викентьевич Ашастин, кандидат биологических наук, доцент, Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Екатеринбург
Аннотация
Анализ научной литературы позволяет педагогам, психологам, социологам и культурологам все более уверенно утверждать о том, что такие негативные эмоции, как зависть, ненависть, мстительность, агрессивность, обида и многие другие им подобные, разрушительно действуют не только на духовное здоровье человека, но и на его психосоматику. Духовно-нравственная культура позволяет людям сохранить здоровье, и достичь творческого долголетия. Она впитала в себя весь положительный опыт человечества, по сохранению и развитию духовного и физического здоровья, обеспечив людей более эффективными и безопасными формами взаимодействия. Таковыми являются: тактичность, юмор, сдержанность.
Ключевые слова: культура, нравственность, личностные качества, нравственные ценности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p36-38
MORAL CULTURE OF THE PERSON AS SPIRITUAL PREREQUISITE OF THE
HEALTH-SAVING
Boris Vikentievich Ashastin, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural state University of Railway Engineering, Ekaterinburg
Annotation
The analysis of the scientific literature allow teachers, psychologists, sociologists and culturolo-gists to claim more and more surely that such negative emotions as envy, hatred, vindictiveness, aggression, offense and many others similar to them, show the destructive affect not only for the spiritual health of the person, but also the psychosomatic one. The spiritual and moral culture allows people to keep health, and reach creative longevity. It absorbed in itself the all-positive experience of mankind concerning the preservation and development of the spiritual and physical health, having provided the people with more effective and safe forms of interaction. Those are: tactfulness, humor, and restraint.
Keywords: culture, moral, personal qualities, moral values.
Одной из необходимых предпосылок здорового образа жизни человека является его нравственная культура, представляющая собой систему морально-психологических установок, соответствующих им нравственных качеств его личности, проявляющихся в его поведении, т.е. в его реальных нравах. Особенность России заключается в том, что в ней к настоящему времени сложилось несколько типов нравственной культуры: традиционная, аристократическая, прагматическая и нигилистическая (Толстой Л.Н., Дневники 1847-1894 / Л.Н. Толстой. - Собр. Соч.: В 22 т. - М.: Худож. лит. - 1985. - С. 18). Как правило, человек приобщается к нравам какой-либо одной из названных культур. Каждая из них