Научная статья на тему 'Структура и содержание экспериментальной педагогической модели физической подготовки студентов на основе приоритетного учета особенностей динамики и прогностической информативности показателей'

Структура и содержание экспериментальной педагогической модели физической подготовки студентов на основе приоритетного учета особенностей динамики и прогностической информативности показателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / КОМПОНЕНТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ / ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / STUDENTS OF MULTIDISCIPLINARY UNIVERSITIES / DIDACTIC MODEL OF PHYSICAL PREPARATION PROCESS / COMPONENTS OF THE DIDACTIC MODEL / DYNAMICS FEATURES AND PARAMETERS OF INDICATORS'' PROGNOSTIC INFORMATIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов С.М., Милентьев А.С., Ахметов Р.С.

На основе многолетней аналитической и экспериментальной работы сформирована дидактическая модель процесса физической подготовки студентов многопрофильных вузов. Структура разработанной модели содержит пять компонентов, отражающих сущностные характеристики целостного педагогического процесса. Проективный компонент содержит формулировки главной целевой установки учебно-воспитательного процесса, его задачи и ожидаемые итоговые результаты. Компетентностный компонент характеризуется тематикой занятий по повышению профессиональной квалификации педагогов кафедр физического воспитания вузов, соответствующей составу профессиональных компетенций, которые отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Содержательный компонент отражает основные средства, используемые в процессе физического воспитания студентов. В технологическом компоненте представлены разработанные рекомендации по методике развития основных физических качеств обучающихся с учетом особенностей их динамики и прогностической информативности. В контрольно-учетном компоненте изложены результаты экспериментальной работы по формированию системы педагогического контроля физической подготовленности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметов С.М., Милентьев А.С., Ахметов Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF EXPERIMENTAL PEDAGOGICAL MODEL OF STUDENTS'' PHYSICAL PREPAREDNESS BASED ON PRIORITY REGISTRATION OF DYNAMICS FEATURES AND PROGNOSTICAL INFORMATIVENESS OF INDICATORS

Didactic model of physical training process of multidisciplinary universities students was formed based on many years of analytical and experimental work. The structure of the developed model has five components, reflecting the essential characteristics of the complete pedagogical process. Projective component contains of the main target setting wording of educational process, its tasks and expected final results. Competence component is characterized by training topics for improving the professional qualifications of universities teachers from physical education departments corresponding to the consistence of professional competences, shown in State Educational Standard of higher professional education. The substantial component reflects the basic means, used in the students' physical education process. In the technological component the developed recommendations are presented according to the development methodology of students' basic physical qualities taking into account the peculiarities of their dynamics and prognostic informativeness. The control and audit component has the results of the experimental work at pedagogical control system formation of physical preparedness.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание экспериментальной педагогической модели физической подготовки студентов на основе приоритетного учета особенностей динамики и прогностической информативности показателей»

kikh, surdlimpiiskikhvidovsporta 25 iiunia 2013 goda // SaitPredsedateliapravitel'stva RF D.A. Medvedeva [The meeting about measures on creation of conditions for physical culture and sports of persons with disabilities and the development of Paralympic, Deaflympic sports June 25, 2013 // the Website of Chairman of Russian government D. A. Medvedev]. Available at: http://da-medve-dev.ru/news/item/24441/ (in Russian).

11. Strategiiarazvitiiafizicheskoikul'turyisportana period do 2020 goda // SaitMinisterstvasportaRossiiskoiFederatsii [Strategy of development of physical culture and sport for the period till 2020// the Ministry of sport of the Russian Federation]. Available at: http://www.minsport. gov.ru/documents/ministry-orders/1830/?sphrase_ id=28057 (Accessed 30.03.2015) (in Russian).

12. Suslov F. P., Sych V. L., Shustin B. N. Sovremennaiasiste-masportivnoipodgotovki [Modern system of sports training] . Moscow, SAAM, 1995, 448 p.

13. Federal'naiatselevaiaprogramma «Razvitiefizicheskoikul 'turyisporta v RossiiskoiFederatsiina 2006 - 2015 gody» [Federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation on 2006 -2015"]. Available at: http://www.sport-fcp.ru (Accessed 30.03.2015)(in Russian).

14. Cheshikina V. V., Seleznev V. V., Chechikhin V. A. Investigation of the basic problems in the training of athletes with disabilities. Teoriiaipraktikafizicheskoikul'tury\Theo ry and practice of physical culture]. 2015, no 3, pp. 70-74 (in Russian).

УДК 378.037.1

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРИОРИТЕТНОГО УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИКИ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

С. М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»,

А. С. Милентьев, методист-инструктор, Институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации, г. Новосибирск,

Р. С. Ахметов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры тактики специальной подготовки, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail:doc@kgufkst.ru

На основе многолетней аналитической и экспериментальной работы сформирована дидактическая модель процесса физической подготовки студентов многопрофильных вузов. Структура разработанной модели содержит пять компонентов, отражающих сущностные характеристики целостного педагогического процесса. Проективный компонент содержит формулировки главной целевой установки учебно-воспитательного процесса, его задачи и ожидаемые итоговые результаты. Компе-тентностный компонент харак-

теризуется тематикой занятий по повышению профессиональной квалификации педагогов кафедр физического воспитания вузов, соответствующей составу профессиональных компетенций, которые отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Содержательный компонент отражает основные средства, используемые в процессе физического воспитания студентов. в технологическом компоненте представлены разработанные рекомендации по методике развития основных

физических качеств обучающихся с учетом особенностей их динамики и прогностической информативности. в контрольно-учетном компоненте изложены результаты экспериментальной работы по формированию системы педагогического контроля физической подготовленности обучающихся.

Ключевые слова: студенты многопрофильных вузов; дидактическая модель процесса физической подготовки; компоненты дидактической модели; особенности динамики и параметры прогностической информативности показателей.

В ходе многолетней экспериментальной работы сформирована педагогическая модель процесса физической подготовки студентов многопрофильного вуза с учетом параметров динамики показателей уровня развития основных физических качеств и их прогностической информативности, играющих важную роль в освоении профессиональной деятельности [3, 9].

Основными содержательными характеристиками компонентов экспериментальной дидактической модели являются (рис.):

Образовательные

Воспитательные

Оздоровительные

Социально-психологические

Организационно -методические

Повышение профессиональной подготовленности педагогов в соответствии с компетенциями ФГОС Общепрофессиональным

Профессиональным

Теоретических

Тематика занятий

Методико-технологических

Формы повышения квалификации

Т1

Содержательный компонент — основные средства и формы физической подготовки студентов Теоретико-методический материал

............

—*■ Практический материал

Самостоятельная работа по физической подготовке

и

Эмпирическая база составления документов планирования

Объемы учебно-тренировочных нагрузок

Индивидуальные траектории физической подготовки

Контрольно-учетный компонент

- многоуровневая технология контроля физической подготовленности студентов

Рис. Структура экспериментальной дидактической модели

Проективный компонент: значительное расширение состава традиционных задач учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» за счет включения в него организационно-методических и социально-психологических установок. Целесообразность их отдельного выделения определяется следующими аргументами:

- необходимостью предварительного решения целого ряда организационно-методических задач: разработка и реализация методик педагогического контроля физической подготовленности и уровня мотивации студентов; проведение занятий по повышению профессиональной квалификации преподавателей и т. д.;

- целесообразностью усиления внимания к проблеме повышения уровня мотивации обучающихся к физ-культурно-спортивной деятельности, играющей одну из ведущих ролей в достижении высоких итоговых результатов процесса физического воспитания в высших учебных заведениях;

- комплексированием интеллектуальных, социально-психологических и двигательных задач как основы повышения личностной физической культуры обучающихся, являющейся фундаментальной целевой установкой процесса их физического воспитания в вузе;

- преемственностью и соответствием задач реализации экспериментальной методики и учебного процесса по дисциплине «Физическая культура»;

- утверждением в качестве важной задачи учебно-воспитательного процесса формирования доверительных отношений между педагогами и обучающимися, а также межличностным взаимодействием студентов в ходе различных видов и форм физкультурно-спор-тивной деятельности как важного условия, во многом определяющего успешность педагогических воздействий;

- поддержкой общепедагогического принципа целесообразности глубокой индивидуализации учебно-воспитательного процесса в ходе формулировки каждого блока задач экспериментальной методики;

- представлением преподавателей кафедр физического воспитания и студентов как равноправных субъектов учебно-воспитательного процесса, что особенно отчетливо подчеркнуто положением об их тесном взаимодействии в ходе разработки индивидуальных траекторий физической подготовки обучающихся.

Компетентностный компонент. Отдельное позиционирование этого компонента является особенностью многих экспериментальных моделей и методик, представленных в исследованиях по различным аспектам физической культуры и спорта [2, 4, 6, 7]. Его представление в структуре разработанной экспериментальной модели обусловлено следующими обстоятельствами:

- существующая система обязательного повышения профессиональной квалификации педагогических работников один раз после пяти лет работы не дает должного эффекта, так как не успевает за изменениями в теории и практике физической культуры, происходящими ежегодно, что подтверждается материала-

ми многочисленных научных и научно-методических публикаций;

- реализация экспериментальной дидактической модели предполагает организацию целого ряда методических мероприятий, особенности которых невозможно учесть без детализированной подготовки преподавателей.

Необходимо отметить важную особенность, позволяющую адекватно целям учебно-воспитательного процесса определять содержание занятий по повышению квалификации преподавателей - его соотнесение с составом общепрофессиональных и профессиональных компетенций, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Такой подход позволяет, по нашему мнению, учесть в процессе повышения профессиональной квалификации педагогов современные требования к содержанию их подготовки.

В ходе экспериментальной работы не были предприняты серьезные попытки модернизации практической составляющей, так как она базировалась на общепринятых программно-нормативных документах. Решающее значение в контексте реализации проективных установок разработанной дидактической модели имели методические подходы, изложенные в технологическом компоненте. Характеризуя его в общем, необходимо отметить комплексный подход к методическому обеспечению процесса физической подготовки студентов, базирующийся на:

- учете половозрастных особенностей обучающихся;

- интеграции различных вариантов типовой и персональной индивидуализации основных компонентов учебно-воспитательного процесса;

- активизации познавательной деятельности студентов и методической грамотности преподавателей.

Вопросы планирования учебного и учебно-тренировочного процесса являются важнейшими в общем проблемном поле физического воспитания студенческой молодежи. Результаты анализа научной и научно-методической литературы свидетельствуют о незначительном внимании к ним различных категорий исследователей. При этом, как правило, рассматриваются общие закономерности и принципиальные установки, лежащие в основе разработки документов планирования [1, 5]. Вместе с тем, по нашему мнению, эта проблема должна решаться в контексте специфических индивидуальных и онтогенетических особенностей контингента занимающихся физкультурно-спор-тивной деятельностью и основных целевых установок предлагаемых экспериментальных моделей и методических подходов. В связи с вышеизложенным считаем необходимым подчеркнуть следующие характеристики обоснованного в исследовании алгоритма разработки документов планирования процесса физической подготовки студентов:

Базирование алгоритма на фундаментальных поло-

жениях планирования учебного процесса в ходе физического воспитания.

Существенное увеличение количества факторов, учитываемых в процессе разработки документов планирования и отражающих:

- влияние изучаемых признаков на достижение итогового уровня физической подготовленности;

- основные прогностические характеристики показателей физической подготовленности, включая их стабильность и значение исходного уровня развития;

- особенности половозрастной динамики анализируемых параметров в ходе профессионального обучения в вузе.

Оригинальный подход к определению объемов специализированных учебно-тренировочных нагрузок, используемых для развития определенного физического качества.

Возможность формирования на его основе документов планирования индивидуальных образовательных траекторий физической подготовки конкретного студента.

Следует отметить, что предложенные организационно-методические подходы к разработке документов планирования учебно-воспитательного процесса в общем увеличивают трудоемкость профессиональной тренировочной деятельности преподавателей кафедр физического воспитания вуза. В то же время очевидна более высокая степень точности и их адекватности поставленным задачам, что обусловливает возможность рекомендации обоснованного алгоритма к внедрению в практику.

Системообразующей составляющей технологического компонента является алгоритм разработки индивидуальных траекторий физической подготовленности обучающихся, обеспечивающий:

- поддержку педагогических воздействий в ходе академических занятий за счет индивидуальной самостоятельной работы студентов;

- системную связь основных компонентов базового учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая культура» и ИТФП - проективных, содержательных, технологических и контрольно-учетных;

- повышение уровня мотивации студентов к систематическому развитию основных физических качеств в ходе академических занятий и самостоятельной работы. С учетом многочисленных данных, свидетельствующих о решающей роли мотивации занимающихся физической культурой и спортом в контексте итогового уровня их физкультурной подготовленности, по нашему мнению, очевидно большое значение данного аспекта в реализации ИТФП;

- реальное участие обучающихся в разработке ИТФП, во многом повышающее эффективность процесса физического воспитания в вузах;

- установление творческих доверительных отношений между преподавателями кафедр физического воспитания и студентами в ходе разработки ИТФП и индивидуальных консультаций;

- накопление студентами опыта исследовательской работы в части формирования личностно-ориентиро-ванного образовательно-развивающего пространства в области физической культуры и спорта. С учетом того, что умения и навыки исследовательской деятельности обучающихся в различных областях научного знания отличаются незначительно, следует предположить общепедагогическое значение полученного опыта теоретической и эмпирической форм формирования индивидуальных образовательных траекторий;

- формирование индивидуального стиля учебной деятельности обучающихся, зачастую являющееся более эффективным, чем общепринятые организационно-методические подходы;

- выбор средств и методов физической подготовки, максимально соответствующих специфическим личностным характеристикам студентов.

Рассматривая особенности контрольно-учетного компонента, необходимо отметить его комплексный характер, обеспеченный:

- точностью и объективностью оценивания различных компонентов физической подготовленности студентов в связи с адекватным использованием фундаментальных положений теории тестирования состояний человека;

- дифференциацией разработанных подходов к оценке физической подготовленности студентов по половым признакам и стажу профессиональной подготовки в вузе;

- возможностью оценивания трех составляющих физической подготовленности обучающихся:

а) результатов в отдельных контрольных упражнениях, характеризующих различные варианты проявления силы, выносливости, гибкости, координации и ско-ростно-силовых качеств;

б) интегральных показателей для оценки уровня развития основных физических качеств на основе комплексов соответствующих тестовых заданий;

в) суммарных показателей, обобщенно характеризующих физическую подготовленности студентов на основе интегрирования результатов тестирования всех интегральных характеристик;

- целесообразностью применения содержания методики педагогического контроля в ходе реализации индивидуальных траекторий физической подготовки обучающихся;

- использованием интегральных и суммарных показателей в качестве базовых критериев уровня физической подготовленности обучающихся как характеристик, обладающих наивысшей степенью диагностической и прогностической информативности.

Экспериментальная проверка эффективности разработанной дидактической модели свидетельствует об ее актуальности и возможности тиражирования в практику физического воспитания студентов высших учебных заведений.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анисимова А. Ю. Организация и планирование занятий физической культурой студентов на основе показателей срочного и отставленного тренировочного эффекта: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. Ю. Анисимова. - Волгоград, 2009. - 22 с.

2. Ахметов Р. С. Формирование профессионально-прикладной физической культуры будущих сотрудников специальных подразделений на базовом этапе обучения в вузах МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Р. С. Ахметов. - Краснодар, 2013. - 24 с.

3. Ахметов С. М. Научно-технологические основы обновления процесса подготовки специалистов по физической культуре в системе среднего профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04, 13.00.08 / С. М. Ахметов. - Краснодар, 2004. - 398 с.

4. Борисов А. Б. Структура и содержание методики формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей / А. Б. Борисов, Е. А. Полухин, В. А. Баландин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. -2010. - № 4. - С. 29-32.

5. Бриллиантова О. О. Нормирование объемов нагрузок на академических занятиях по физической культуре для студентов вузов в различные сезоны года: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О. О. Бриллиантова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2009. - 154 с.

6. Коренева М. В. Комплексирование ценностного потенциала физической культуры и олимпизма в процессе физического воспитания студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / М. В. Коренева. - Краснодар, 2014. - 264 с.

7. Скрипачев С. А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с использованием нормирования тренировочной нагрузки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С. А. Скрипачев. - СПб., 2015. - 141 с.

8. Чернышенко Ю. К. Соотношение сущностных характеристик феноменов общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки / Ю. К. Чернышенко, А. Б. Медников, Е. Е. Витютнев, К. Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 4. - С. 84-87.

STRUCTURE AND CONTENT OF EXPERIMENTAL PEDAGOGICAL MODEL OF STUDENTS' PHYSICAL PREPAREDNESS BASED ON PRIORITY REGISTRATION OF DYNAMICS FEATURES AND PROGNOSTICAL INFORMATIVENESS OF INDICATORS

S. M. Akhmetov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector, Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism», A. S. Milentiev, methodist-instructor, Institute of Federal Security Services of the Russian Federation, Novosibirsk

R. S. Akhmetov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Krasnodar State University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation»

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo, 161, doc@kgufkst.ru

Didactic model of physical training process of multidis-ciplinary universities students was formed based on many years of analytical and experimental work. The structure of the developed model has five components, reflecting the essential characteristics of the complete pedagogical process. Projective component contains of the main target setting wording of educational process, its tasks and expected final results. Competence component is characterized by training topics for improving the professional qualifications of universities teachers from physical education departments corresponding to the consistence of professional competences, shown in State Educational Standard of higher professional education. The substantial

component reflects the basic means, used in the students' physical education process. In the technological component the developed recommendations are presented according to the development methodology of students' basic physical qualities taking into account the peculiarities of their dynamics and prognostic informativeness. The control and audit component has the results of the experimental work at pedagogical control system formation of physical preparedness.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: students of multidisciplinary universities, didactic model of physical preparation process, components of the didactic model, dynamics features and parameters of indicators' prognostic informativeness.

References:

1. Anisimova A. Y. Organization and planning of students' physical training based on the indicators of retired and urgent training effect. Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd, 2009, 22 p. (in Russian).

2. Akhmetov R. S. Formation of professional-applied physical training of special departments future employees during basic education at Russian Interior Ministry universities. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2013, 24 p. (in Russian).

3. Akhmetov S. M. Scientific and technological bases of preparation process upgrading of physical training specialists in the secondary professional education system. Doctor's thesis. Krasnodar, 2004, 398 p. (in Russian).

4. Borisov A. B., Polukhin E. A., Balandin V. A. Structure and content of forming method of sea colleges cadets' professional-applied physical training. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical education, sports - science and practice]. Krasnodar, 2010, no 4, pp. 29-32. (in Russian).

5. Brilliantova O. O. Rationing of load volumes during academic physical training classes for university students in different seasons. Candidate's thesis. Krasnodar, KSUPEST, 2009, 154 p. (in Russian).

6. Koreneva M. V. Integration of physical education and olympism value potential in university students' physical education process. Candidate's thesis. Krasnodar, 2014, 264 p. (in Russian).

7. Skripachev S. A. Pedagogical model of university cadets' physical preparedness using the training load rationing: Candidate's thesis. St. Petersburg, 2015, 141 p. (in Russian).

8. Chernyshenko Y. K., Mednikov A. B., Vityutnev E. E. Ratio of essential characteristics of general physical and professionally-applied physical preparation phenomenon. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical education, sports - science and practice], 2013, no 4, pp. 84-87. (in Russian).

УДК 378:796

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Т. В. Каткова, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета индивидуальных образовательных технологий Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма,

И. В. Строева, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета заочного обучения

Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Контактная информация для переписки: 214018, Россия, г. Смоленск, пр. Гагарина, 23; tvkat@mail.ru

в статье рассматриваются вопросы использования дистанционных образовательных технологий в вузе физической культуры для студентов, являющихся действующими спортсменами и имеющих индивидуальный график обучения. Педагогическое исследование проводилось в период с 2012 по 2016 год на факультете индивидуальных образовательных технологий СГАФКСТ.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что образовательный процесс индивидуальной подготовки студентов - действующих спортсменов по направлению «Физическая культура» по дисциплинам «Физика»

и «Информатика» будет более продуктивен при использовании дистанционных образовательных технологий в создании и внедрении электронных обучающих средств. При этом должны быть осуществлены условия, включающие:

- совершенствование электронного образовательного контента, создаваемого непосредственно для среды дистанционного обучения;

- разработку индивидуальных образовательных траекторий, базирующихся на индивидуальном графике обучения и интегрирующих как использование виртуальных сред, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.