УДК 378.037.1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНцИРОБАННОГО
развития физических качеств студентов
ГУМАНИТАРНЫХ вузов
Ю.А. Пушкарская, старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пятигорск, О.А. Медведева, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и спортивной медицины, Г.Д. Алексанянц, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры анатомии и спортивной медицины,
Е.Г.Селихова, соискатель,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
В статье рассматривается педагогическая модель дифференцированного развития физических качеств студентов гуманитарных вузов, которая очерчивает совокупность средств, методов, методических приемов, позволяющих эффективно осуществлять физическую подготовку студентов на основе результатов модульно-рейтингового мониторинга физической подготовленности, физического развития и функционального состояния в процессе физического воспитания на занятиях по физической культуре в вузах.
В структуру педагогической модели дифференцированного развития физических качеств студентов гуманитарных вузов на основе показателей модульно-рейтингового мониторинга физической подготовленности включены проективный, содержательный, технологический и контрольный компоненты.
Оценка физической подготовленности студентов осуществляется как интегративно, по совокупности нормализованных оценок результатов всех тестов, совокупности оценок результатов тестов в каждом модуле, так и по отдельным показателям, отражающим уровень отдельных физических качеств, что позволит судить о слабых и сильных сторонах подготовленности студентов и в зависимости от этого корректировать программы занятий,
изменять нагрузку, выбирать методы физического воспитания,
Ключевые слова: педагогическая модель, дифференцированное развитие физических качеств, студенты, модульно-рейтинговый мониторинг.
Для цитирования: Пушкарская Ю.А., Медведева О.А., Алексанянц Г.Д., Селихова Е.Г. Педагогическая модель дифференцированного развития физических качеств студентов гуманитарных вузов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 3. - С. 16-23.
For citation: Pushkarskaya Y., Medvedeva О., Aleksanyants G., Selikhova £ Pedagogical model of differentiated development of physical qualities of humanitarian universities students. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice.], 2018, no 3, pp. 16-23 (in Russian).
Введение. В настоящее время оптимизация процесса физического воспитания студентов высших учебных заведений, обеспечения уровня их здоровья, по прежнему, является крайне важной и актуальной проблемой как для теории, так и для практики физического воспитания учащейся молодежи (М.В. Кузьмина, С.Е. Лазарева, 2004; А.Г. Заболотний, 2005; В.Л. Друшевская, Г.Д. Алексанянц, 2010; Е.Г. Прыткова, В.Б. Мандрикова, 2012; Г.Д. Алексанянц с соавт., 2017).
Сохранение здоровья и повышение уровня функциональных и физических кондиций является важным условием всестороннего, гармоничного физического развития обучающихся, в том числе в высших учебных заведениях (М.П. Мицулина, 2003; С.А. Романченко, 2006; О.А. Медведева, Г.Д. Алексанянц, 2014; О.А. Медведева с соавт., 2014).
Вместе с тем известны исследования, подтверждающие наличие негативных тенденций в динамике параметров физического и двигательного потенциала студентов в период их обучения в вузе (О.А. Тынякин, 2014; А.С. Милентьев, 2016).
Одним из путей решения данной проблемы может явиться широкое внедрение в процесс физического воспитания студентов оперативной, индивидуально-ориентированной системы мониторинга. Задача постоянного отслеживания уровня физического развития и здоровья поставлена и на государственном уровне. Об этом свидетельствует Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 года. В этом документе указывается, что необходимо систематически осуществлять мониторинг, который должен обеспечивать выяснение взаимосвязей между физическим (функциональным) состоянием и условиями внешней среды, в которых обитает человек. Кроме того, результаты такого мониторинга должны позволять получать оценку степени влияния социальных, психологических, спортивных, педагогических и средовых факторов на качество жизни и служить основанием для принятия управленческих решений.
Методы исследования. Педагогический мониторинг относится к основным элементам организации педагогического процесса с использованием личностно-ориентированных технологий.
Модель дифференцированного развития физических качеств студентов гуманитарных вузов на основе показателей модульно-рейтингового мониторинга физической подготовленности рассматривается нами как способ решения определенных типичных задач в конкретных условиях (С.Д. Неверкович, 1988; С.В. Агафонов, С.Н. Пожидаев, 2009; А.Г. Мастеров, О.А. Тынянкин, 2013; С.В. Агафонов, 2017).
Предлагаемая нами модель очерчивает совокупность средств, методов, методических приемов, позволяющих эффективно осуществлять физическую подготовку студентов гуманитарных вузов на основе результатов мониторинга физической подготовленности, физического развития и функционального состояния в процессе физического воспитания на вузовских занятиях по физической культуре (М.М. Шестаков, С.В. Агафонов, 2017).
Результаты исследования. В соответствии с существующими в теории и методике физического воспитания представлениями о составе модели, необходимо представить ее структуру в виде блок-схемы компонентов, отражающих ее содержание.
В структуру предлагаемой нами модели дифференцированного развития физических качеств сту-
дентов гуманитарных вузов на основе показателей модульно-рейтингового мониторинга физической подготовленности включены проективный, содержательный, технологический и контрольный компоненты (рисунок 1).
Проективный компонент объединяет основополагающие элементы - цель, задачи и ожидаемый результат инновационной модели дифференцированного развития физических качеств студентов гуманитарных вузов.
Целевой элемент в качестве своей системной основы имеет цель физического воспитания студентов вузов, обозначенную в учебной программе дисциплины «Физическая культура» и ориентированную на достижение эффективного формирования физической культуры личности и целенаправленного использования различных средств физического воспитания для сохранения и укрепления психосоматического здоровья и физической подготовки студенческой молодежи.
В процессе достижения обозначенной цели предусматривается решение ряда частных задач, охватывающих социальный, оздоровительный, воспитательный, мотивационный и организационный аспекты физического воспитания:
1. Обеспечение формирования гармоничного телосложения на основе учета индивидуального морфо-функционального статуса студентов.
2. Обеспечение освоения необходимых объемов двигательной активности, физических нагрузок и развития физических качеств соответственно индивидуальным уровням физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности.
3. Формирование и совершенствование жизненно важных и физкультурно-спортивных умений и навыков.
4. Оптимизация функционирования вегетативных физиологических систем, улучшение состояния и функций опорно-двигательного аппарата.
5. Формирование устойчивого и сознательного отношения к реализации основных принципов здорового образа жизни.
6. Формирование высокого уровня и оптимальной структуры мотивационно-потребностной сферы, обеспечивающей устойчивые стимулы у студентов к физическому совершенствованию.
7. Улучшение настроения и субъективного самочувствия, получение удовлетворения от занятий физическими упражнениями и укрепление чувства уверенности в себе.
Ожидаемый результат регламентирует оценочные критерии достижения необходимого уровня физической и функциональной подготовленности студентов, который должен быть достигнут вследствие реализации экспериментальной модели в процессе физического воспитания.
Все элементы, входящие как составные части в проективный компонент, позволяют определять основное
Рисунок 1. Структура модели дифференцированного развития физических качеств студентов гуманитарных вузов на основе показателей модульно-рейтингового мониторинга физической подготовленности
содержание и эффективность процесса развития физических качеств и физической подготовленности в целом у студентов гуманитарных вузов
Содержательный компонент модели включает два модуля. Модуль средств педагогических воздействий, обеспечивающих реализацию проективных установок инновационной модели, и модуль организационно-технологических подходов к определению содержания, средств и методов реализации предлагаемой модели.
Модуль средств физической подготовки содержит три группы двигательных заданий, которые могут быть использованы для решения следующих задач:
1. Развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности в целом;
2. Коррекции и гармонизации морфофункциональ-ного статуса студентов;
3. Повышения функциональных возможностей физиологических систем и всего организма в целом.
Организационно-технологический модуль предусматривает процесс выбора методов и методических подходов к реализации проективных установок в рамках предлагаемой методики развития физических качеств студентов гуманитарных вузов.
Элементы (модули) этого компонента позволяют конкретизировать задачи, определять содержание методики физической подготовки студентов и при необходимости корректировать его в соответствии с информацией, поступающей через систему модульно-рейтингового мониторинга (контрольный компонент).
Технологический компонент содержит методико-технологические подходы к процессу реализации проективных основополагающих установок инновационной модели развития физических качеств студентов гуманитарных вузов. Этот компонент представлен технологией дифференцированного развития физических качеств студентов вузов, включающей плановый и процессуальный разделы.
Рисунок 2. Блок-схема методики дифференцированной физическойподготовкистудентов гуманитарного вуза на основе использования результатов модульно-рейтингового мониторинга и поэтапно-последовательного подбора средств и
направленности физических нагрузок
Планирование использования средств и величины физических нагрузок определенной направленности производится поэтапно, последовательно, в соответствии с закономерностями разаития ада птироввн-ности организма к физическим нагрузкам. Такая технологическая схема предусматривает последовательную реализацию следующих этапов в процессе физической под готовки в учебном году:
1. Этапа развития функциональной мощности, обусловливающей повышение уровня выносливости и силы;
2. Этапа развития функциональной мобилизации, определяющей повышение уровня силовой выносливости и быстроты;
3. Этапа развития функциональной экономичности и устойчивости, определяющих проявление скорости и скоростной выносливости (рисунок 2).
Такое планирование обеспечивает определение и конкретизацию состава средств физической подготовки, распределение их в регламентированной целевой и временной последовательности и подбор оптимальных форм занятий.
Процессуальный раздел связан с двумя технологическими аспектами:
1. Реализацией поэтапно-последовательного при-мененоя средств и нагрузок разлмчной (онределен-ной)напрнвленности;
2. Дифференцоацией средств и нагрузок опве-деленной направленности в соответствии с уровнем состоявия разли чных сторон физической подготовленности студентов на основе результатов модульно-рейтинговой оценки этих сторон в рамках постоянного мониторинга.
Исходя из приведенных в выше указанных разделах технологического компонента положений, нами разработана технология дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного вуза на основе использования результатов модульно-рейтингового мониторинга уровня физической подготовленности и функционального состояния (рисунок 2).
В самом начале осуществляется планирование учебного процесса, определение нагрузки, выбор средств, форм и методов занятий. Нагрузки распределяются по направленности воздействия на организм в соответствии с задачами каждого из трех вышеприведенных этапов.
Годовой объем учебного времени по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физи-
ческой культуре и спорту» разделяется на две примерно равные части. Содержание учебного материала первой части соответствует типовой действующей программе и нормативным документам. В основном материалом данной части являются спортивные игры. Содержание второй части учебного материала составляют персонально определяемые комплексы физических упражнений и дополнительных средств воздействия на организм. Основанием для определения парциальных объемов тех или иных средств служат результаты дифференцирования средств и методов занятий в соответствии с индивидуальным уровнем физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов, который оценивается при исходном (первоначальном) тестировании физических кондиций, обучающихся в рамках модульно-рейтингового мониторинга. При этом оценка физической подготовленности осуществляется как в целом (интегративно, как и физическое развитие, и функциональное состояние), так и отдельно по каждому физическому качеству. То есть определяется не только уровень, но и структура физической подготовленности обучающихся.
Средства физической подготовки реализуются в рамках определенных форм и с привлечением определенных методов. При этом все применяемые средства физической подготовки дифференцируются (в индивидуальном и индивидуально-групповом виде) как в соответствии с функциональным состоянием, так и в соответствии с уровнем физической подготовленности студентов. Основанием для такой дифференциров-ки использования физических упражнений и других средств воздействия на организм являются результаты мониторинга параметров физической подготовленности и функционального состояния обучающегося, осуществляемого по модульно-рейтинговой схеме.
В зависимости от уровня и структурных особенностей физической подготовленности каждого обучающегося, определяемых по результатам тестирования в рамках мониторинга, по разработанному алгоритму определяется объем двигательных заданий по каждому модулю, в зависимости от уровня их интегративной оценки, а по модулю «физическая подготовленность» -уровня каждого ее компонента.
На этом основании формируется индивидуальная программа, которая призвана обеспечить целенаправленное воздействие на слабые стороны физической и функциональной подготовленности, повышение их уровня и нормализацию (гармонизацию) физического развития каждого обучающегося. При этом планируются исключительно адекватные текущему уровню физического состояния физические упражнения и дополнительные воздействия и обеспечивается необходимость решения основной задачи - выравнивания структуры физической подготовленности занимающихся (гармонизации физических кондиций).
Двигательные задания, отобранные в индивидуально ориентированный комплекс, распределяются по отдельным занятиям таким образом, чтобы в одном за-
нятии количество однонаправленных упражнений не превышало в сумме более 50 % всей его нагрузки.
Таким образом, составляется и доводится до каждого студента индивидуализированная программа занятий физическими упражнениями в отведенные для этого часы занятий по дисциплине «Физическая культура».
При подборе индивидуально ориентированных комплексов физических упражнений и дополнительных средств воздействия на организм используются сформированные нами фонды стандартизированных двигательных заданий, упорядоченных по преимущественной направленности.
Вышеописанные действия осуществляются последовательно. Одновременно, параллельно, осуществляется мониторинг физических кондиций студентов в рамках трех модулей - «физическое развитие», «функциональное состояние» и «физическая подготовленность». Результаты этого мониторинга являются основанием как для первоначального определения состава и объема двигательных заданий второй части содержания учебного материала, так и для их последующей коррекции.
Характеризуя экспериментальную программу развития физических качеств студентов по этапам годичного учебно-воспитательного цикла, следует отметить, что эффект от физических нагрузок, выполненных на каждом из них, создает функциональную основу для последующего этапа. Это достигается последовательным решением задач по развитию функциональной мощности (на первом этапе), определяющей повышение уровня выносливости и силы, затем развитию функциональной мобилизации - способности к реализации и утилизации достигнутого морфофункциональ-ного потенциала организма (на втором этапе), определяющей повышение уровня силовой выносливости и быстроты, и развитию функциональной устойчивости и экономизации (на третьем этапе), определяющих проявление скорости и скоростной выносливости.
Следует отметить, что данная технология индивидуализированной физической подготовки обусловливает и предусматривает активное участие самих студентов на всех ее этапах (особенно в части регулярного мониторинга), что способствует существенному повышению их заинтересованности в достижении итоговых результатов.
Контрольный компонент представлен методикой модульно-рейтингового мониторинга, включающей тестовый и оценочный разделы.
Тестовый раздел включает систему контрольных упражнений и проб, позволяющих количественно определить величину проявления студентами конкретных физических качеств, а также показателей физического развития и функционального состояния.
Тестирование и оценка осуществляются по трем модулям:
1. Модулю тестирования и оценки физического развития;
2. Модулю тестирования и оценки функционально-
го состояния;
3. Модулю тестирования и оценки физической подготовленности.
Оценка результатов тестирования осуществляется в рамках обозначенных модулей в автоматизированном режиме посредством специально разработанной методики с использованием компьютерных технологий (нами был использован табличный процессор «Microsoft Excel», в котором был прописан (запрограммирован) определенный алгоритм математических преобразований цифровых данных).
Заключение. Оценка физической подготовленности студентов осуществляется как интегративно, по совокупности нормализованных оценок результатов всех тестов, совокупности оценок результатов тестов в каждом модуле, так и по отдельным показателям, отражающим уровень отдельных физических качеств.
Визуализация получаемых оценок составляет «модуль визуализации» и выражается в выдаче информации об оценках и динамике (при повторном и последующих тестированиях) показателей, составляющих все три модуля.
Таким образом, полученные в ходе эксперимента дифференцированные оценки и их интеграция в процесс физического воспитания позволят судить о слабых и сильных сторонах подготовленности студентов и в зависимости от этого корректировать программы занятий, изменять нагрузку, выбирать методы физического воспитания, что свидетельствует об эффективности разработанной педагогической модели дифференцированного развития физических качеств студентов гуманитарных вузов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Агафонов С.В. Содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов, осваивающих управленческие специальности, на основе имитационно-игровой деятельности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Агафонов. - Краснодар, 2017. - 25 с.
2. Агафонов С.В. Разработка имитационно-игровой технологии профессионально направленного физического воспитания студентов - будущих управленцев / С.В. Агафонов, С.Н. Пожидаев // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 4 (23). - С. 56-60.
3. Агафонов С.В. Содержание и пути совершенствования физического воспитания студентов, осваивающих управленческие специальности / М.М. Шестаков, С.В. Агафонов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - СПб. - 2017. - № 5 (147). - С. 199-203.
4. Алексанянц Г.Д. Морфологические характеристики квалифицированных футболистов различных амплуа / Г.Д. Алексанянц, Ю.А. Кудряшова, Е.А. Кудряшов, О.А. Медведева, О.В. Маякова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - № 2. - С. 51-56.
5. Друшевская В.Л. Особенности «чувства простран-
ства» и вестибулярная устойчивость у акробатов разной квалификации / В.Л. Друшевская, Г.Д. Алексанянц // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4. Естественно-математические и технические науки. - 2010. - № 3. - С. 57-62.
6. Заболотний А.Г. Учёт соразмерности уровня развития кондиционных двигательных качеств как условие эффективной физической подготовки (на примере девушек): автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Заболотний. - Майкоп, 2005. - 25 с.
7. Кузьмина М.В. Проблемы физического воспитания в образовательном учреждении и некоторые пути их решения // Актуальные проблемы и перспективы физкультурного образования в вузах / М.В. Кузьмина, С.Е. Лазарева: Материалы международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2004. -С. 35-37.
8. Мастеров А.Г. Формирование оптимальной структуры физической подготовленности у студентов - будущих спортивных менеджеров на основе дифференцированного мониторинга физического состояния / А.Г. Мастеров, О.А. Тынянкин // Физическое воспитания и спортивная тренировка - 2013. - № 2 (6).
9. Медведева О.А. Особенности простой зрительно-моторной реакции юношей, специализирующихся в гребле на байдарках и каноэ, в зависимости от сома-тотипа / О.А. Медведева, Г.Д. Алексанянц, О.В. Минко, Я. Кнебель, З. Хартманн // Физическая культура, спорт
- наука и практика. - 2014. - № 4. - С. 69-73.
10. Медведева О.А. Особенности физической подготовленности детей периода второго детства с различной степенью слуховой депривации в зависимости от соматотипа / О.А. Медведева, Г.Д. Алексанянц // Теория и практика физической культуры. - 2014. -№ 10. - С. 101-104.
11. Мицулина М.П. Гигиеническое обоснование экспериментальной программы по физическому воспитанию в специальном учебном отделении для студентов медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.П. Мицулина. - Волгоград, 2003. - 23 с.
12. Неверкович С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.Д. Неверкович. - Гос. центр. ордена Ленина институт физической культуры. - М., 1988.
- 37 с.
13. Прыткова Е.Г. Актуальные проблемы и направления совершенствования вузовского физического воспитания / Е.Г. Прыткова, В.Б. Мандриков // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.2. - С. 118 - 122.
14. Романченко С.А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Романченко. -СПб, 2006. - 24 с.
PEDAGOGICAL MODEL OF DIFFERENTIATED DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF HUMANITARIAN UNIVERSITIES students
Y. Pushkarskaya, Senior Lecturer of the Physical Education and Health Department, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute - branch of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Volgograd State Medical University » of the Ministry of Health of the Russian Federation, Pyatigorsk,
0. Medvedeva, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Anatomy and Sports Medicine Department,
G. Aleksanyants, Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Anatomy and Sports Medicine
Department,
E. Selikhova, Aspirant,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: [email protected].
In the article the pedagogical model of the differentiated development of physical qualities of humanitarian universities students, which highlights the set of means, methods, methodical techniques, allowing to provide effective physical training of students based on the results of the modular-rating monitoring of physical preparedness, physical development and functional state in the process of physical education during physical education classes at the universities has been considered. In the structure of the pedagogical model of the differentiated development of physical qualities of humanitarian universities students based on the results of the modular-rating monitoring of physical preparedness the projective, informative, technological and control components have been included. The assessment of physical preparedness of students has been made both integrative, in conjunction with normalized estimates of the results of all the tests, the test results in each module, and the individual indicators, reflecting the level of separate physical qualities, what will allow to determine weak and strong sides of the preparedness of students and depending on this to correct programs of classes, to change loads, to choose methods of physical education.
Keywords: pedagogical model, differentiated development of physical qualities, students, modular-rating monitoring.
References:
1. Agafonov S.V. Content of professional and applied physical training of university students mastering management specialties on the basis of simulation and gaming activities. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2017, 25 p. (in Russian).
2. Agafonov S.V., Pozhidaev S.N. Development of simulation and game technology of professionally directed physical education of students-future managers. Kul'tura fizicheskaya izdorov'e [Physical culture and health], 2009, no. 4 (23), pp. 56-60. (in Russian).
3. Agafonov S.V., Shestakov M.M. Content and ways of improving physical education of students mastering management specialties. Uchenyezapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft], St. Petersburg, 2017, no. 5 (147), pp. 199-203. (in Russian).
4. Aleksanyants G.D., Kudryashova Yu.A., Kudryashov E.A., Medvedeva O.A., Mayakova O.V. The Morphological characteristics of the players of the various roles of the players. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2017, no 2, pp. 51-56 (in Russian).
5. Drushevskaya V.L., Aleksanyants G.D. Features of "sense of space" and vestibular stability in acrobats of different qualifications. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Estestvenno-matematicheskie i tekh-nicheskie nauki [Bulletin of Adyghe state University. Episode 4. Natural-mathematical and technical Sciences], 2010, no. 3, pp. 57-62. (in Russian).
6. Zabolotniy A.G. consideration of the proportionality of the level of development of conditioned motor qualities as a condition of effective physical training (for example girls)/ Extended abstract of candidate's thesis. Maykop, 2005, 25 p. (in Russian).
7. Kuzmina M.V., Lazareva S.E. Problems of physical education in educational institution and some ways of their decision. Aktual'nye problemy i perspektivy fízkul'turnogo obrazovaniya v vuzah: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii [Actual problems and prospects of physical education in higher education institutions: Materials of the international scientific and practical conference], Volgograd, 2004, pp. 35-37. (in Russian).
8. Masterov A.G., Tynyankin O.A. The formation of the optimal structure of physical training of students-future sports managers on the basis of differentiated physical condition monitoring. Fizicheskoe vospitaniya i sport-ivnaya trenirovka [Physical education and sports training], 2013, 2 (6). (in Russian).
9. Medvedeva O.A., Aleksanyants G.D., Minko O.V., Knebel J., Hartmann Z. Features of simple visual-motor reaction of young men, specializing in rowing and Canoeing, depending on the somatotype. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2014, no 4, pp. 69-73. (in Russian).
10. Medvedeva O.A., Aleksanyants G.D. Peculiarities of physical fitness of children of the second childhood period with varying degrees of auditory deprivation, depending on the somatotype. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2014, no. 10, pp. 101-104. (in Russian).
11. Mizulina M.P. Hygienic substantiation of the experimental program of physical education in the special education department for medical students. Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd, 2003, 23 p. (in Russian)/
12. Neverkovich S.D. Psychological and pedagogical foundations of game methods of training: Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 1998, 37 p. (in Russian).
13. Prytkova E.G. Actual problems and directions of improvement of the physical education of the University. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2012, no. 1., Vol.2, pp. 118 - 122. (in Russian)/
14. Romanchenko S. Correction of the state of health of students in the process of physical training. Extended abstract of candidate's thesis. SPb, 1992, 24 p. (in Russian).
Поступила / Received 15.06.2018 Принята в печать / Accepted 13.09.2018