Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ДЕТИ В ВОЗРАСТЕ 7-8 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зотова Ф.Р., Алхусни А.Х., Хуснутдинова Р.Г.

Цель исследования: провести сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой.Методы и организация исследования. Для реализации цели исследования нами были использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, антропометрия, интегральная оценка физического здоровья по методике С.В. Хрущева, метод функциональных проб, метод контрольных тестов, методы математической статистики. Исследование проводилось в спортивной школе олимпийского резерва «Тасма». г. Казани. В нем приняли участие 57 детей (37 мальчиков и 20 девочек) в возрасте 7-8 лет. Результаты юных спортсменов сравнивались с возрастными нормами показателей физического развития и физической подготовленности.Результаты исследования и их обсуждение. Всего было проведено 1425 измерений. Установлено, что показатели физического развития и физической подготовленности исследуемых спортсменов 7-8 лет соответствуют возрастным нормам. Средний уровень физического здоровья зафиксирован у 75%, девочек и 56,8% мальчиков. В показателях длины тела, систолического артериального давления, координационных способностей мальчики 7-8 лет имеют достоверно более высокие результаты по сравнению со сверстницами. При этом мальчики имеют более низкие показатели гибкости. В остальных показателях физического развития и физической подготовленности, а также в экспресс-оценке физического зоровья статистически значимых различий не выявлено.Заключение. Полученные результаты подтверждают наличие гендерных различий в показателях физического развития и физической подготовленности спортсменов 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой, что требует учета при планировании и организации тренировочного процесса с данным контингентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зотова Ф.Р., Алхусни А.Х., Хуснутдинова Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS INDICATORS OF 7-8 YEARS OLD GIRLS AND BOYS ENGAGED IN ATHLETICS

The research was conducted at the Sports School of Olympic reserve "Tasma" in Kazan. 57 children (37 boys and 20 girls) aged 7-8 years took part in it. The results of young athletes were compared with age norms of physical development and physical fitness indicators.The research results and their discussion. A total of 1,425 measurements were carried out. It was found that the indicators of physical development and physical fitness of the studied athletes aged 7-8 years old correspond to age norms. The average level of physical health was recorded in 75% of girls and 56.8% of boys. In terms of body length, systolic blood pressure, coordination abilities, boys at the age of 7-8 years old have significantly higher results compared to their female peers. At the same time, boys have lower indicators of flexibility. There were no statistically significant differences in other indicators of physical development and physical fitness, as well as in the rapid assessment of physical health.Conclusion. The results obtained confirm the presence of gender differences in the indicators of physical development and physical fitness of 7-8 years old athletes engaged in athletics. Accordingly, this should be taken into account when planning and organizing the training process with this contingent.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ»

УДК 612(075.8)+796.4 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-26-36

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 7-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

Ф.Р. Зотова1, 2, А.Х. Алхусни1, Р.Г. Хуснутдинова3

поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия 2Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия

3Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Россия

Аннотация

Цель исследования: провести сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой. Методы и организация исследования. Для реализации цели исследования нами были использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, антропометрия, интегральная оценка физического здоровья по методике С.В. Хрущева, метод функциональных проб, метод контрольных тестов, методы математической статистики. Исследование проводилось в спортивной школе олимпийского резерва «Тасма». г. Казани. В нем приняли участие 57 детей (37 мальчиков и 20 девочек) в возрасте 7-8 лет. Результаты юных спортсменов сравнивались с возрастными нормами показателей физического развития и физической подготовленности. Результаты исследования и их обсуждение. Всего было проведено 1425 измерений. Установлено, что показатели физического развития и физической подготовленности исследуемых спортсменов 7-8 лет соответствуют возрастным нормам. Средний уровень физического здоровья зафиксирован у 75%, девочек и 56,8% мальчиков. В показателях длины тела, систолического артериального давления, координационных способностей мальчики 7-8 лет имеют достоверно более высокие результаты по сравнению со сверстницами. При этом мальчики имеют более низкие показатели гибкости. В остальных показателях физического развития и физической подготовленности, а также в экспресс-оценке физического зоровья статистически значимых различий не выявлено.

Заключение. Полученные результаты подтверждают наличие гендерных различий в показателях физического развития и физической подготовленности спортсменов 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой, что требует учета при планировании и организации тренировочного процесса с данным контингентом.

Ключевые слова: легкая атлетика, физическое развитие, физическая подготовленность, гендер-ные различия, дети в возрасте 7-8 лет.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS INDICATORS OF 7-8 YEARS OLD GIRLS AND BOYS ENGAGED IN ATHLETICS F.R.Zotova1, 2, zfr-nauka@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8711-8807. A.H.Alhousni1, saqersky@gmail.com, ORCID: 0000-0001-5134-0521. R.G.Khusnutdinova2 , rasgas58@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3322-1104

1Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia

2Kazan State Medical University, Kazan, Russia

3Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI, Kazan, Russia Abstract

The research purpose is to conduct a comparative analysis of physical development and physical fitness indicators of 7-8 years old girls and boys engaged in athletics.

Methods and organization of the research. To achieve the purpose, we used the following methods: analysis and generalization of scientific and methodological literature, anthropometry, integral assessment of physical health according to the method of S.V. Khrushchev, the method of functional tests, the method of control tests, methods of mathematical statistics.

The research was conducted at the Sports School of Olympic reserve "Tasma" in Kazan. 57 children (37 boys and 20 girls) aged 7-8 years took part in it. The results of young athletes were compared with age norms of physical development and physical fitness indicators.

The research results and their discussion. A total of 1,425 measurements were carried out. It was found that the indicators of physical development and physical fitness of the studied athletes aged 7-8 years old correspond to age norms. The average level of physical health was recorded in 75% of girls and 56.8% of boys. In terms of body length, systolic blood pressure, coordination abilities, boys at the age of 7-8 years old have significantly higher results compared to their female peers. At the same time, boys have lower indicators of flexibility. There were no statistically significant differences in other indicators of physical development and physical fitness, as well as in the rapid assessment of physical health. Conclusion. The results obtained confirm the presence of gender differences in the indicators of physical development and physical fitness of 7-8 years old athletes engaged in athletics. Accordingly, this should be taken into account when planning and organizing the training process with this contingent. Keywords: athletics, physical development, physical fitness, gender differences, children aged 7-8 years.

ВВЕДЕНИЕ

Понимание ожидаемых половых различий в показателях физического развития и физической подготовленности юных спортсменов важно для того, чтобы тренеры могли ставить реалистичные цели и назначать оптимальные программы спортивной подготовки, учитывающие эти различия в темпах развития работоспособности на разных этапах роста и развития организма [20].

По утверждению E. Tonnessen, I. Svendsen, I. Olsen, A. Guttormsen, T. Haugen (2015), K. Piotrowska, L. Pabianek (2019), понимание гендерных отличий в спорте есть и будет основным критерием уровня квалификации тренера, значимой частью организации «соревновательного спорта» и неоспоримым элементом успешной реализации тренировочного процесса [16,18].

Гендерные различия в физической работоспособности, в показателях физического развития и физической подготовленности в постпубертатном периоде очевидны.

Гендерные различия рассматриваются как неотъемлемый биологический фактор. В период полового созревания у мальчиков физические способности развиваются быстрее, чем у девочек. В результате, начиная с полового созревания, мальчики лучше справляются с двигательными задачами, требующими силы или скорости [14]. Различия возникают еще в раннем подростковом возрасте в виде физических

преимуществ, влияющих на рост результативности, когда у мальчиков начинается половая зрелость, после чего у них развивается большая мышечная масса и сила, они приобретают более крупные и крепкие кости, более высокий уровень циркулирующего гемоглобина в крови, а также умственные и психологические различия по сравнению с девочками [14]. Соглашаясь с данным утверждением R.M. Malina (2004), в настоящем исследовании мы, однако, утверждаем, что различия между физическим развитием мальчиков и девочек существуют и в более раннем возрасте — в возрасте 7-8 лет. Что касается младшего подросткового возраста, то существуют разные мнения по поводу наличия различий в физических способностях и причин их возникновения.

Биологические факторы могут частично объяснять гендерные отличия, но при этом должны быть учтены и другие факторы. По мнению A.N. Eagly, пол оказывает влияние на разницу в физических способностях только на 5% [10]. Наблюдение за половыми различиями не дает нам информации об их происхождении, которое может быть как естественным, так и обусловленным окружением. Фактически это означает, что в детстве мальчики чаще участвуют в физических и двигательных упражнениях, чем девочки [21]. Кроме того, есть свидетельства того, что пол оказывает важное психологическое влияние на успешность в двигательных

заданиях, т.е. мальчики более мотивированы, чем девочки, к участию в соревнованиях и уроках физического воспитания, а также у них быстрее формируются спортивные навыки [6]. Анализ научно-методической литературы показывает разноречивость мнений исследователей относительно наличия гендерных отличий в показателях физического развития и физической подготовленности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Возраст от рождения до 7 лет ряд исследователей называют «нейтральным детством»; они отрицают наличие достоверных различий между девочками и мальчиками в антропометрических, физиометрических показателях и уровне физической подготовленности [6].

Так, С.}. Саэреюеп и др. не находят возрастных и гендерных различий при оценке физических способностей детей младшего школьного возраста [8, 21]. Е. Т0ппе$зеп с коллегами (2015) пишут о том, что спортсмены мужского и женского пола почти одинаково выступают в беге и прыжках до 12 лет. За пределами этого возраста мальчики превосходят девочек. Относительное годовое развитие продуктивности у девочек постепенно снижается на протяжении подросткового возрастного периода. У мальчиков ежегодное развитие относительных результатов ускоряется до 13 (для бега) или 14 (для прыжков) лет, а затем постепенно снижается по мере приближения к 18 годам. Относительное улучшение с 11 до 18 лет было в два раза выше в прыжках по сравнению с таковым в беге. По всем проанализированным дисциплинам общие показатели улучшения у мальчиков были на 50% выше, чем у девочек. Половая разница в успеваемости составляет от 5% до 10-18% в возрасте от 11 до 18 лет [18].

С другой стороны, половые различия в двигательных способностях детей в целом довольно невелики в младшем возрасте и раннем подростковом периоде и

появляются в среднем и позднем пубертате, за исключением гибкости. Мальчики, как правило, в среднем достигают более высоких результатов, чем девушки, в стандартных тестах на скорость (рывок), силу и координацию (вертикальный прыжок, прыжок в длину с места, бросок на расстояние), мышечную выносливость (вис на согнутой руке) и ловкость (челночный бег). Примерно с 8 лет разница между полами начинает увеличиваться и достигает своего максимума в подростковом возрасте [16].

J.C. Eisenmann и R.M. Malina в своей работе отмечают, что показатели мышечной выносливости и гибкости верхней части тела выше с раннего детства до подросткового возраста у мальчиков, чем у девочек [12,14].

Все это не может оставаться незамеченным и не оказывать влияние на различные особенности физического состояния детей в этом возрасте, что также находит отражение в ряде исследований зарубежных ученых [10,20,21].

Многие ученые отмечают у детей существенные половые особенности протекания процессов роста и развития. Как правило, темп этих процессов у девочек выше,чем у мальчиков [1]. Сонькин В.Д. и Тамбовцева Р.В. также пишут о том, что степень физиологической зрелости у девочек, как правило, превышает соответствующий показатель, характерный для мальчиков того же возраста [4].

По утверждению WJ. Vanmechelen, WR. Twisk, G. B. Post, J. Snel, and H.C. Gkemper(2000), на сегодняшний день практически ни одно исследование точно не установило, когда возникают половые различия в темпах развития работоспособности [20].

Вышесказанное определило цель исследования — провести сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для реализации цели исследования нами были использованы следующие методы: 1) анализ и обобщение научно-методической литературы, 2) антропометрия (длина и масса тела), 3) интегральная оценка физического здоровья по методике С.В. Хрущева, включающая выявление пяти индексов — индекса Кетле, индекса Робинсона, индекса Скибински, индекса Шаповаловой и индекса Руфье. Сумма количественной оценки каждого индекса позволяла провести интегральную оценку физического здоровья исследуемых [2]; 4) метод функциональных проб (ЧСС, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), жизненный индекс, артериальное давление, проба Штанге), 5) метод контрольных тестов (бег 30 м, челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа, динамометрия кисти, наклон туловища вперед из положения стоя); 6) методы математической статистики.

Координационные способности детей оценивали, используя следующие контрольные тесты: разницу результатов челночного бега 3х10 м и бега на 30 м; увеличение результатов прыжка в длину с места, используя маховые движения рук; пять быстрых повторений упражнения (о.с., упор присев, упор лежа, упор присев, о.с.); количество вращений рук за 20 с (одна- вперед, другая- назад, изменение направления движений через 10 с); воспроизведение временных интервалов длиной 2 и 3 с; измерение точности приложения силы кистью на динамометре, равной 50% от максимального результата; прыжок в длину из положения стоя на расстояние, равное 50% от максимального результата; наклон туловища вперед с подниманием кубиков; 5 быстрых (за 20 с) бросков малого мяча (вес 150 г) из положения сидя в цель с расстояния 10 м [3].

Исследование проводилось в спортивной школе олимпийского резерва «Тасма»

г. Казани. Тестирование проводилось в мае-июне 2021 года при поддержке директора Шурыгиной Р.Р. и в сотрудничестве с тренером по легкой атлетике Мейснер Д.А. В исследовании приняли участие 57 детей (37 мальчиков и 20 девочек) в возрасте 7-8 лет, спортивный стаж которых составил 9 месяцев. Результаты юных спортсменов сравнивались с возрастными нормами показателей физического развития и физической подготовленности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Значение физической активности для нормального роста и развития, в том числе для здоровья и благополучия детей и подростков, неоспоримо [5, 7, 9, 15]. Физическая активность является одним из факторов, влияющих на рост и развитие детей и подростков.

Потенциальные преимущества физической активности следует рассматривать с учетом возраста, в котором начинается регулярная активность, и характера опыта физической активности. Регулярная физическая нагрузка способствует росту и поддержанию здоровья опорно-двигательного аппарата; помогает поддерживать желаемый состав тела, контролируя вес и сводя к минимуму жировые отложения; помогает предотвратить и снизить высокое кровяное давление [19]. Помимо физических преимуществ участие в физической активности играет ключевую роль в социальном и умственном развитии детей младшего возраста [13]. В последние годы были подчеркнуты психосоциальные преимущества физической активности, в том числе уменьшение симптомов депрессии и, возможно, повышение уверенности в себе, самооценки, уровня энергии, улучшение качества сна и способности концентрироваться [17]. В таблице 1 представлены показатели физического развития (ФР) девочек и мальчиков 7-8 лет, приступивших к занятиям легкой атлетикой.

Как представлено в таблице 1, из семи изучаемых показателей физического развития достоверные различия выявлены лишь в двух показателях ФР — длине тела и показателях систолического артериального давления (САД); в этих показателях результаты мальчиков достоверно выше таковых их сверстниц. В остальных показателях статистически значимых различий между группами не выявлено. Такие результаты согласуются с литературными данными о «нейтральном детстве» — об отсутствии различий между мальчиками и девочками в возрасте от 0 до 7 лет в по-

казателях физического развития и физической подготовленности. Примечательно, что, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показатели массы и длины тела, ЧСС и ДАД в обеих группах соответствуют среднему уровню возрастных норм. При этом установлено, что показатели САД у мальчиков соответствуют оценке «умеренно повышенное», ЖЕЛ и время задержки дыхания на вдохе — уровню «ниже среднего». У девочек эти показатели соответствуют среднему уровню для данного возраста.

Таблица 1 - Сравнение показателей физического развития девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой (Х ± а)

Table 1 - Comparison of physical development indicators of 7-8 years old girls and boys engaged in athletics (X ± а)

Показатели физического развития Indicators of physical development Девочки (n=20) Girls (n=20) Мальчики (n=37) Boys (n=37) t расч Student t-test p

Масса тела, кг Body mass, kg 26.1 ± 1.92 27.30 ± 4.77 1.1 > 0,05

Длина тела, см Body length, ст 128.45 ± 3.99 131.19 ± 4.76 2.2 < 0,05

ЧСС, уд/мин Heart rate, bpm 94.15 ± 12.02 95.30 ± 11.70 0.4 > 0,05

САД, мм рт.ст. systolic blood pressure, mm Hg 109.15 ± 10.76 114.97 ± 8.92 2.2 < 0,05

ДАД, мм рт.ст. Diastolic blood pressure, mm Hg 70.31±4.88 70.72±6.2 0.3 > 0,05

ЖЕЛ, мл Vital Capacity, ml 1250 ± 184.96 1322.22 ± 204.39 1.3 > 0,05

Время задержки дыхания, с Breath holding time, s 26.35 ± 2.56 25.5 ± 2.42 1.2 > 0,05

Таблица 2 - Сравнение показателей индексов физического развития детей 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой (Х ± а)

Table 2 - Comparison of indicators of physical development indices of 7-8 years old children engaged in athletics (X ± а)

Индексы физического развития Indices of physical development Показатели девочек (n=20) Girls indicators (n=70) Показатели мальчиков (n=37) Boys indicators (n=37) t расч Student t-test p

Индекс Кетле, г/см Ouetelet index, g/cm3 203.13 ± 11.94 207.49 ± 31.11 0.6 > 0,05

Индекс Робинсона, усл. ед.Robinson Index, c.u. 103.04 ± 18.88 109.86 ± 18.21 1.3 > 0,05

Индекс Скибински, усл. ед^кШ^к Index, c.u. 327.05 ± 40.25 337.97 ± 66.17 0.7 > 0,05

Индекс Шаповаловой, усл. ед. Shapovalova Index, c.u. 122.41 ± 10.55 123.71 ± 25.09 0.2 > 0,05

Индекс Руфье, усл.ед. Ruffier Index, c.u. 11.02 ± 2.42 12.12 ± 2.77 1.5 > 0,05

Экспресс-оценка физического здоровья, усл. ед Rapid assessment of physical health, c.u. 12.52 ±2.71 11.51±3.37 1.3 > 0,05

В таблице 2 представлено сравнение показателей индексов физического развития детей 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой, а также экспресс-оценки физического здоровья по методике С.В. Хрущева. Достоверных различий в показателях экспресс-оценки физического здоровья девочек и мальчиков не выявлено (1=1,3; р>0,05). У девочек среднее значение данного показателя составляет 12.52+2.71 усл.ед.; у мальчиков он равен 11.51+3.37 усл.ед. Показатели масса-ростового индекса Кет-ле исследуемой группы девочек и юношей 7-8 лет оценивались по 5-балльной шкале: у мальчиков результаты соответствуют оценке 2.91 + 1.75, у девочек — 3.75 + 1.21. При этом статистически значимых различий между группами по данному показателю не было выявлено (1=1,4; р>0,05). По результатам оценки энергопотенциала по индексу Робинсона также не было выявлено статистически значимых различий (1=0,8; р>0,05). В целом уровень энергопотенциала соответствовал оценке 2.32 + 1.66 у мальчиков и 2.73 + 1.79 у девочек, что может свидетельствовать о недостаточной тренированности сердечнососудистой системы.

Измерение индекса Скибински как показателя выносливости организма и функцио-

нирования кардиореспираторной системы показывает, что девочки и мальчики имеют примерно одинаковый уровень выносливости (1=0,7; р>0,05). Вместе с тем установлено, что у девочек данный показатель оценивается в 3.21 + 0.78 балла, у мальчиков — в 2.43 + 0.80 балла, что говорит о некотором преимуществе девочек по сравнению с мальчиками. По индексу Шаповаловой также значимых различий не было выявлено (1=0,2; р>0,05), уровень развития силовой и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса для данного уровня достаточно высокий (по 5-балльной шкале: у мальчиков - 4.35 + 1.05, у девочек - 4.52 + 1.02). Такие значения могут быть обусловлены несколькими причинами: эффективностью содержания тренировочных занятий либо отбором детей, изначально имеющих оптимальный уровень физической подготовленности.

При этом удивляют низкие результаты индекса Руфье исследуемых детей 7-8 лет, что говорит о недостаточном уровне адаптационных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, лимитирующих физические возможности организма. Показатели индекса Руфье (-1.52 + 0.51 у девочек и 0.51 + 1.46 у мальчиков) соответствуют уровню ниже среднего.

-1

-2

3,75

2,91

Индекс Кетле

4,52

4,35

3,21

2,73

2,32

2,43

I I

Индекс Индекс Индекс

Робинсона Скибинского Шаповаловой

I Девочки ■ Мальчики

0,51

Индекс Руфье

-1,52

Рисунок 1 - Сравнение показателей оценки физического развития девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой (в баллах)

Figure 1 - Comparison of indicators for assessing the physical development of 7-8 years old girls and boys engaged in athletics (in points)

3

2

1

0

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

75%

0% 0% Высокий

10% 8,10%

Выше Среднего

21,60%

10%

I

Средний Девочки ■ Мальчики

Ниже среднего

13,50%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5%

Низкий

Рисунок 2 - Сравнение показателей оценки физического здоровья девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой, по методике С. Хрущева (в процентах)

Figure 2 - Comparison of indicators for assessing the physical health of 7-8 years old girls and boys engaged in athletics according to S. Khrushchev's method (in percent)

Анализируя результаты распределения девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой, по уровням физического здоровья в соответствии с их возрастом, мы получили следующие отличия, имеющие статистически значимый характер:

• высокий уровень физического здоровья не выявлен у обследованных мальчиков и девочек;

• уровень физического здоровья выше среднего установлен у 10% девочек и 8,1% мальчиков;

• средний уровень физического здоровья зафиксирован у большинства обследованных: у девочек количество таковых составляет 75%, у мальчиков — 56,8%;

• уровень здоровья ниже среднего установлен у 10% девочек и 21,6% мальчиков;

• низкий уровень физического здоровья отмечен у 5% девочек и 13,5% мальчиков (см. рисунок 2).

Таким образом, различий, имеющих статистическую значимость, между мальчиками и девочками в показателях физического здоровья не установлено. При этом выявлена недостаточность функциональных возможностей сердечно-сосудистой и кардиоре-спираторной систем у исследуемых детей. В таблице 3 представлено сравнение показателей физической подготовленности девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой.

Как видно из таблицы 3, из шести исследуемых показателей физической подготовленности лишь в наклоне туловища вперед выявлены статистически значимые отличия между исследуемыми группами — девочки достоверно опережают мальчиков в этом показателе (1= 2,4, р <0,05) В остальных показателях физической подготовленности различия между группами недостоверны (р>0,05).

Исследованиями установлено, что младший школьный возраст характеризутся тем, что в этот период запускаются механизмы развития практически всех способностей ребёнка, в том числе физических. В то же время исследователи особо подчеркивают, что возраст от 7 до 10 лет является сензитивным периодом в развитии координационных способностей, что обусловлено, вероятно, развитием психических процессов ребёнка и благоприятными физиологическими изменениями в его организме [3]. Несмотря на разноречивость мнений исследователей относительно темпов прироста координационных способностей у мальчиков и девочек в этом возрасте, они сходятся в целесообразности акцентированного развития таких способностей в этот период, что будет способствовать полноценному раскрытию двигательно-координационных качеств в будущем и подготовке ребенка к повседневной жизни и спортивной деятельности [2].

Таблица 3 - Сравнение показателей физической подготовленности девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой (Х ± а)

Table 3 - Comparison of physical fitness indicators of 7-8 years old girls and boys engaged in athletics (X ± а)

Показатели физической подготовленности Physical fitness indicators Девочки (n=20) Girls (n=20) Мальчики (n=37) Boys (n=37) t расч Student t-test p

Челночный бег 3х10 м, с Shuttle run, 3х10m, s 11.50 ± 0.86 11.16 ± 0.84 1.5 > 0,05

Прыжок в длину с места, см Broad jump, cm 101.10 ± 12.84 106.61 ± 15.27 1.4 > 0,05

Поднимание туловища из положения лежа за 1 мин, раз Lifting the torso from the prone position in 1 min, times 36.20 ± 2.98 35.89 ± 5.92 0.2 > 0,05

Динамометрия сильной из кистей, кг Dynamometry of the strongest brush, kg 9.72 ± 1.16 10.68 ± 2.31 1.7 > 0,05

Наклон туловища вперед из положения стоя, см Bending the torso forward from a standing position, cm 6.60 ± 5.56 3.69 ± 3.43 2.4 < 0,05

Бег 30 м, с 30-meters race, s 6.54 ± 0.25 6.51 ± 0.25 0.4 > 0,05

Таблица 4 - Сравнение показателей координационных способностей девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой (Х ± а)

Table 4 - Comparison of indicators of coordination abilities of 7-8 years old girls and boys engaged in athletics (X ± а)

Тестовые задания Test tasks Показатели девочек (n=20) Girls indicators (n=20) Показатели мальчиков (n=37) Boys indicators (n=37) t расч Student t-test p

Разница результатов челночного бега 3х10 м и бега на 30 м,с The difference between the results of a 3x10 m shuttle run and a 30-meters race 4.97 ± 0.90 4.64 ± 0.93 1.3 > 0,05

Увеличение результатов прыжка в длину с места, используя маховые движения рук, см Increase in the results of the broad jump using arm swings, cm 23.37±22.95 28.52±26.71 0.7 > 0,05

Пять быстрых повторений упражнения (о.с., упор присев, упор лежа, упор присев, о.с.), с Five quick repetitions of the exercise (basic athletic stance, squat stand, front lying support, squat stand, basic athletic stance), s 5.76 ± 1.09 5.22 ± 0.79 2 < 0,05

Количество вращений рук за 20 с (одна вперед,другая назад, изменение направления движений через 10 с), кол-во раз The number of hand rotations in 20 seconds (one forward, the other backward, changing the direction of movements after 10 seconds), times 4.40 ± 4.76 5.03 ± 5.20 0.4 > 0,05

Воспроизведение временных интервалов длиной 2 и 3 с, с Reproducing of time intervals of 2 and 3 seconds, s 0.38 ± 0.15 0.36 ± 0.16 0.5 > 0,05

Измерение точности приложения силы кистью на динамометре, равной 50% от максимального результата, кг Measuring the accuracy of applying force with a brush on a dynamometer equal to 50% of the maximum result, kg 1.81 ± 0.71 1.77 ± 0.95 0.2 > 0,05

Прыжок в длину из положения стоя на расстояние, равное 50% от максимального результата, см Broad jump from at a distance equal to 50% of the maximum result, cm 28.45±11.77 17.67± 11.34 3.4 < 0,05

Наклон туловища вперед с подниманием кубиков, см The tilt of the torso forward with the lifting of cubes, cm 36.45 ± 6.21 33.03 ± 6.74 1.9 > 0,05

5 быстрых (за 20 с) бросков малого мяча (вес 150 г) из положения сидя в цель с расстояния 10 м, кол-во 5 quick (in 20 seconds) throws of a small ball (weight 150 g) from a sitting position from a distance of 10 m, times 1.45 ± 1.23 1.46 ± 1.12 0.1 > 0,05

В таблице 4 представлено сравнение показателей координационных способностей девочек и мальчиков 7-8 лет, приступивших к занятиям легкой атлетикой. Сравнительный анализ показал, что лишь в двух из девяти изучаемых показателей координационных способностей имеются отличия статистически значимого характера (р < 0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя изложенное в отечественной и зарубежной литературе, результаты собственных исследований, проведенных с использованием соответствующих задачам исследования методов, можно сделать следующие выводы:

1. В показателях длины тела и систолического артериального давления мальчики 7-8 лет имеют достоверно более высокие результаты по сравнению со сверстницами. В остальных показателях физического развития, а также в экспресс-оценке физического зоровья различий, имеющих статистическую значимость, между мальчиками и девочками не выявлено. При

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимова А.А., Касель С.А., Чернова М.Б., Герасимова М.М. Особенности физического состояния мальчиков и девочек 5-6 лет. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-fizicheskogo-sostoyaniya-malchikov-i-devochek-5-6-let/viewer

2. Зотова, Ф. Р. Современные методы исследований адаптации школьников к учебной и физической нагрузкам / Ф. Р. Зотова, Т. Г. Кириллова. - Набережные Челны : КамГИФК, 2002. - 115 с.

3. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

4. Сонькин, В. Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В. Д. Сонькин, Р. В. Тамбовцева. - М. : Книжный дом «Либроком», 2011. - 368 с.

5. Borms J. Children and exercise: an overview. J Sports Sci 1986; 4: 3-20.

6. Biddle, S. J., Atkin, A. J., Cavill, N., Foster, C. (2011). Correlates of physical activity in youth: a review of quantitative systematic reviews. International Review of Sport and Exercise Psychology, 4(1), 25-49.

7. Caine D, Matfulli N. Epidemiology of children's individualsports injuries. In: Caine DJ, Matffulli N, editors. Epidemiology of pediatric sports injuries:

этом установлено, что показатели САД у мальчиков соответствуют оценке «умеренно повышенное», ЖЕЛ и время задержки дыхания на вдохе — уровню «ниже среднего». У девочек эти показатели соответствуют среднему уровню для данного возраста. Выялены низкие результаты индекса Ру-фье исследуемых детей 7-8 лет , что говорит о недостаточном уровне адаптационных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

2. Из шести исследуемых показателей физической подготовленности лишь в наклоне туловища вперед выявлены статистически значимые отличия между исследуемыми группами: девочки достоверно опережают мальчиков в этом показателе (t= 2,4, р <0,05).

3. Сравнительный анализ показал, что в двух из девяти изучаемых показателей ко-ординационых способностей мальчиков и девочек 7-8 лет, приступивших к занятиям легкой атлетикой, имеются отличия статистически значимого характера ( р <0,05) — результаты мальчиков достоверно выше таковых у девочек.

individual sports. Medicine andиSports Science Vol. 48. Basel: Karger, 2005: 1-7.

8. Caspersen, C. J., Pereira M. A. , Curran K. M. . Changes in physical activity patterns in the United States, by sex and crosssectional age. Med. Sci. Sports Exerc. 32:1601-1609, 2000.

9. Chakravarthy MV, Booth FW. Eating, exercise, and "thrifty" genotypes: connecting the dots toward an evolutionary underig of modem chronic diseases. J Appl Physiol 2004; 96:

10. Coleman KJ, Heath EM, Alcala IS. Overweight and aerobic fitness in children in the United States/ Mexico border region. Rev Panam Salud Publ/Pan Am J Public Health 15: 262-271, 2004.

11. Eagly, A. H. (1995). The science and politics of comparing women and men. American psychologist, 50(3), 145.

12. Eisenmann JC, Malina RM. Age- and sex-associated variation in neuromuscular capacities of adolescent distance runners. J Sports Sci, 2003, 21, 551-557.

13. Logstrup S. Children and young people: the importance of physical activity [online]. European Heart Network, 2001. Available from URL: http://www. ehnheart.org/files/phyactivity-084635A.pdf [Ac-cesed 2007 Apr 30]

14. Malina RM, Bouchard C, Bar-Or O. Growth, Maturation, and Physical Activity. 2nd ed. Champaign, IL: Human Kinetics, 2004.

15. Mein HD, Oseid S. Physical activity in children and adolescents in relation to growth and development. Scand J Soc Med 1982; 9 Suppl. 2: 121-34.

16. Piotrowska, K., Pabianek, t., Development of physical fitness - gender differences and characteristics -QUALITY IN SPORT 1 (5) 2019, Torun, Poland. s. 19-23.

17. Shilton T, Naughton G. Physical activity and children: a statement of importance and call to action from the Heart Foundation [online]. Available from URL:http://www.heartfoundation.com.au/down-loads/Phys_Act_Children_CTA2001.pdf[Accessed 2007 May 1]

18. Tonnessen E, Svendsen IS, Olsen IC, Guttormsen A, Haugen T (2015) Performance Development in Adolescent Track and Field Athletes According to

REFERENSES

1. Gerasimova A.A., Kassel' S.A., Chernova M.B., Ger-asimova M.M. Features of the physical condition of 5-6 years old boys and girls. [Electronic resource] -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennos-ti-fizicheskogo-sostoyaniya-malchikov-i-devochek-5-6-let/viewer

2. Zotova, F. R. Modern methods of studying the adaptation of schoolchildren to educational and physical loads / F. R. Zotova, T. G. Kirillova. - Naberezhnye Chelny : KamGIFC, 2002. - 115 c.

3. Lyakh, V. I. Coordination abilities: diagnostics and development / V. I. Lyakh. - M. : TVT Division, 2006 -290 p.

4. Sonkin, V. D., Tambovtseva R. V. Development of muscular energy and working capacity in ontogeny / V. D. Sonkin, R. V. Tambovtseva. - M. : Book house "Librokom", 2011. - 368 c.

5. Borms J. Children and exercise: an overview. J Sports Sci 1986; 4: 3-20.

6. Biddle, S. J., Atkin, A. J., Cavill, N., Foster, C. (2011). Correlates of physical activity in youth: a review of quantitative systematic reviews. International Review of Sport and Exercise Psychology, 4(1), 25-49.

7. Caine D, Matfulli N. Epidemiology of children's individualsports injuries. In: Caine DJ, Matffulli N, editors. Epidemiology of pediatric sports injuries: individual sports. Medicine anduSports Science Vol. 48. Basel: Karger, 2005: 1-7.

8. Caspersen, C. J., Pereira M. A. , Curran K. M. . Changes in physical activity patterns in the United States, by sex and crosssectional age. Med. Sci. Sports Exerc. 32:1601-1609, 2000

9. Chakravarthy MV, Booth FW. Eating, exercise, and "thrifty" genotypes: connecting the dots toward an evolutionary underig of modem chronic diseases. J Appl Physiol 2004; 96:

10. Coleman KJ, Heath EM, Alcala IS. Overweight and aerobic fitness in children in the United States/ Mexico border region. Rev Panam Salud Publ/Pan Am J Public Health 15: 262-271, 2004.

11. Eagly, A. H. (1995). The science and politics of comparing women and men. American psychologist, 50(3), 145.

Age, Sex and Sport Discipline. PLoS ONE 10(6): e0129014. doi:10.1371/journal. pone.0129014

19. United States Department of Health and Human Services (USDHHS). Physical activity and health: a report of the Surgeon General. Atlanta (GA): Centers for Disease Control and Prevention, 1996: 215-17, 234-6.

20. Van Mechelen, W., J. Twisk W. R. , Post G. B., J. SneL, and Gkemper H. C. Physical activity of young people: the Amsterdam longitudinal growth and health study. Med. Sci. Sports Exerc. 32:1610-1616, 2000.

21. Wood, W., Eagly, A. H. (2012). Biosocial construction of sex differences and similarities in behavior. In Advances in experimental social psychology (Vol. 46, pp. 55-123). Academic Press.

12. Eisenmann JC, Malina RM. Age- and sex-associated variation in neuromuscular capacities of adolescent distance runners. J Sports Sci, 2003, 21, 551557.

13. Logstrup S. Children and young people: the importance of physical activity [online]. European Heart Network, 2001. Available from URL: http://www. ehnheart.org/files/phyactivity-084635A.pdf [Ac-cesed 2007 Apr 30]

14. Malina RM, Bouchard C, Bar-Or O. Growth, Maturation, and Physical Activity. 2nd ed. Champaign, IL: Human Kinetics, 2004.

15. Mein HD, Oseid S. Physical activity in children and adolescents in relation to growth and development. Scand J Soc Med 1982; 9 Suppl. 2: 121-34.

16. Piotrowska, K., Pabianek, t., Development of physical fitness - gender differences and characteristics - QUALITY IN SPORT 1 (5) 2019, Torun, Poland. s. 19-23.

17. Shilton T, Naughton G. Physical activity and children: a statement of importance and call to action from the Heart Foundation [online]. Available from URL:http://www.heartfoundation.com.au/down-loads/Phys_Act_Children_CTA2001.pdf[Accessed 2007 May 1]

18. Tonnessen E, Svendsen IS, Olsen IC, Guttormsen A, Haugen T (2015) Performance Development in Adolescent Track and Field Athletes According to Age, Sex and Sport Discipline. PLoS ONE 10(6): e0129014. doi:10.1371/journal. pone.0129014

19. United States Department of Health and Human Services (USDHHS). Physical activity and health: a report of the Surgeon General. Atlanta (GA): Centers for Disease Control and Prevention, 1996: 215-17, 234-6.

20. Van Mechelen, W., J. Twisk W. R. , Post G. B., J. SneL, and Gkemper H. C.. Physical activity of young people: the Amsterdam longitudinal growth and health study. Med. Sci. Sports Exerc. 32:1610-1616, 2000.

21. Wood, W., Eagly, A. H. (2012). Biosocial construction of sex differences and similarities in behavior. In Advances in experimental social psychology (Vol. 46, pp. 55-123). Academic Press.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Зотова Фируза Рахматулловна (Zotova Firuza Rakhmatullovna ) - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; Россия, 420010, г. Казань, Деревня Универсиады, д. 35; e-mail: zfr-nauka@ mail.ru; ORCID: 0000-0002-8711-8807.

Алхусни Абд Алрхман Хусам (Alkhusni Abd Alrkhman Khusam) - аспирант; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; Россия, 420138, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; е-mail: saqersky@gmail.com; ORCID: 0000-0001-5134-0521.

Хуснутдинова Расима Газизулловна (Khusnutdinova Rasima Gazizullovna) - старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта; Казанский национальный исследовательский технологический университет; 420015, Россия, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 68. е-mail: rasgas58@mail.ru; ORCID: 0000-0002-3322-1104.

Поступила в редакцию 10 января 2022 г. Принята к публикации 28 января 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Зотова, Ф.Р. Сравнительный анализ показателей физического развития и физической подготовленности девочек и мальчиков 7-8 лет, занимающихся легкой атлетикой / Ф.Р. Зотова, А.Х. Алхусни, Р.Г Хуснутдинова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 1. -С. 26-36. РО!: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-26-36

FOR CITATION

Zotova F.R., Alhousni A.H., Khusnutdinova R.G. Сomparative analysis of physical development and physical fitness indicators of 7-8 years old girls and boys engaged in athletics. Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 26-36 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-1-26-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.