Научная статья на тему 'Взаимосвязь отношений к обучению младших школьников и психологической безопасности образовательной среды'

Взаимосвязь отношений к обучению младших школьников и психологической безопасности образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зверева Мария Александровна

Понятие «психологическая безопасность школьника» в психологии является мало изученным и разработанным. До сих пор специалисты и ученые не пришли к единому пониманию феноменологической сущности данного явления. Психологическая безопасность способна регулировать психические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зверева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь отношений к обучению младших школьников и психологической безопасности образовательной среды»

3. в прочности усвоения знаний, так как путём постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путём поиска решения достигается полное понимание материала.

Сухомлинский писал: «Берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний». Технология проблемно-диалогического обучения не только сохраняет этот огонёк, но и даёт ему возможность разогреться.

Список литературы

1. Костюченкова Е.И. Проблемно-диалогическая технология на уроках истории, 2013. № 1.

2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками // Пос. для учителя. М., 2012.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. С. 168.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТНОШЕНИЙ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Зверева М.А.

Зверева Мария Александровна - магистрант, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация: понятие «психологическая безопасность школьника» в психологии является мало изученным и разработанным. До сих пор специалисты и ученые не пришли к единому пониманию феноменологической сущности данного явления. Психологическая безопасность способна регулировать психические процессы. Ключевые слова: качество обучения, психологическая безопасность, взаимодействие.

Повышение качества обучения в начальном образовании в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем психологии и педагогики. В то же время многие специалисты и ученые, занимающиеся данной проблемой, указывают на серьезные трудности в ее решении. Ежегодно не уменьшается количество младших школьников, которые испытывают трудности в усвоении школьной программы. Среди основных причин школьной неуспеваемости одно из первых мест занимает недостаточно адекватное отношение к школе, к обязанностям и роли ученика, низкий уровень мотивации обучения и «психологической безопасности» школьника [2].

Понятие «психологическая безопасность школьника» в психологии является мало изученным и разработанным. До сих пор специалисты и ученые не пришли к единому пониманию феноменологической сущности данного явления.

В изучении феномена психических состояний усиленное внимание уделяется рассмотрению их роли в психической жизни человека. Рассмотрев взгляды различных авторов, можно выделить следующие функции психических состояний:

• уравновешивают человека с внешней средой;

• являются тембром (фоном) психической деятельности;

• сохраняют взаимодействие и динамику подсистем психики и сомы;

• интегрируют отдельные психические состояния и образуют функциональные единицы;

• регулируют психические свойства и процессы;

• организуют поведение и деятельность;

• осуществляют оценку отражаемой действительности.

Такие же функции имеет психологическая безопасность. Психическая деятельность младшего школьника протекает либо в состоянии душевной безопасности, то есть на фоне хорошего настроения, душевной гармонии, либо, наоборот, на фоне пониженного настроения, тревоги.

Психологическая безопасность школьника также выполняет функцию его уравновешивания с внешней средой. Если внешняя среда не содержит угроз, ребенок ведет себя раскрепощено, свободно. В обратном случае поведение школьника меняется, ребенок становится настороженным, закрепощенным, школьник пребывает в состоянии «боевой» готовности, чтобы защитить себя, вовремя среагировав на недружественные проявления внешней среды [1]. Другими словами, психологическая безопасность в нашем случае способствует подстройке личности ребенка к особенностям внешней среды, влияя на степень выраженности данного состояния.

Не менее важной является и функция сохранения внутреннего равновесия психической и соматической подсистем индивидуума. При нарушенной психологической безопасности наступает дезинтеграция социальных взаимодействий ребенка и его соматического и психологического статуса, а состояние психологической безопасности, наоборот, связано с отсутствием психосоматических проблем, телесным и психологическим здоровьем.

Школьник, который ощущает себя в школьной среде безопасно, не будет страдать повышением температуры тела перед контрольными и зачетными работами, внезапными приступами головной боли, логоневрозом, а, наоборот, будет контактен и активен. Выполняя интегративную функцию, состояние психологической безопасности влияет на все свойства и состояния личности, а также остальные процессы.

Переживание психологической безопасности младшим школьником способствует возникновению таких положительных состояний у ребенка как симпатия, синтония, положительное отношение к обучению, дружба по отношению к учителям и членам классного коллектива, формированию таких черт и качеств личности, как способность доверять людям, настойчивость, уверенность, а состояние неустойчивой психологической безопасности - к формированию личностных черт агрессивного или тревожного типа.

Психологическая безопасность способна регулировать психические процессы, например, позволяет преодолеть неблагополучному школьнику присущую ему неуверенность, активизируя его мышление.

Создание безопасной и благоприятной среды для дезадаптированного школьника способствует восстановлению психологического баланса, улучшению самочувствия, что благоприятно влияет на учебную деятельность и мотивацию к обучению в школе [3]. И наоборот, нарушенная психологическая безопасность, вероятнее всего приведет к отрицательной мотивации к обучению и повышению неуверенности в себе даже у сильного ученика.

Безусловно, ситуация угрозы помогает школьнику мобилизоваться, но ее отсутствие может способствовать актуализации потребностей, которые способствуют расширению его возможности (в самореализации, творчестве).

Переживание школьником психологической безопасности выполняет функцию оценки отражаемой действительности, тем самым, показывая отсутствие опасностей для ребенка, что способствует положительному отношению школьников к обучению.

Список литературы

1. Беляева П.И. Психологическая безопасность школьника как психическое состояние / П.И. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2011. № 64. С. 73-76.

2. Поляшова Н.В. Оценка психологической безопасности младших школьников в образовательной среде/ Н.В. Поляшова // Герценовские чтения. Начальное образование, 2016. Т. 7. № 1. С. 72-77.

3. Шаповалова О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению / О.Е. Шаповалова // Начальная школа, 2010. № 1. С. 22-28.

РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ Е.И. ТИХЕЕВОЙ

Куманова Н.А.

Куманова Нина Александровна - студент магистратуры, направление: дошкольное образование, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация: в статье изложен материал - речевое воспитание дошкольников в трудах отечественного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой. Ключевые слова: речь, развитие, Е.И. Тихеева.

Развитие речи дошкольника - необходимое условие для успешного становления его личности.

Е.И. Тихеева

Выдающийся теоретик и практик дошкольного воспитания обращала большое внимание на речевое воспитание детей. Елизавета Ивановна Тихеева (1866 - 1944) писала: «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду» [5, с. 4].

Эта проблема сегодня рассматривается как одна из важных актуальных проблем современного детства. Федеральный государственный образовательный стандарт, содержание образовательной области «Речевое развитие направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа [9, с. 10].

Анализ теоретических трудов Е.И. Тихеевой позволяет сделать вывод о том, что особое внимание она уделяла методике развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Так в 1913 г. вышла из печати статья Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути ее развития». В 1937 г. вышла книга Е.И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника».

Подтверждая эту мысль, она связывала важные вопросы о значении, путях и средствах. Развитие родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине [3, с. 23].

Методику развития родной речи Е.И. Тихеева разрабатывала на основе учения К.Д. Ушинского о единстве процесса речи и мышления, на основе огромного педагогического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Данную методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическом опытом. Вслед за К.Д. Ушинским Е.И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение, как в воспитании и образовании детей, так и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.