Научная статья на тему 'Поэтапное формирование учения о развитии речи'

Поэтапное формирование учения о развитии речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2559
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЭТАПЫ / SPEECH / SPEECH ACTIVITY / SPEECH DEVELOPMENT / STAGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кондрашина Ольга Евгеньевна

Описывается значение речи в целом, взгляды некоторых исследователей на появление и развитие речи у детей, а также этапы в изучении развития речи как отдельной отрасли педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кондрашина Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGE-BY-STAGE FORMATION OF SPEECH DEVELOPMENT STUDY

The value of speech as whole, views of some researchers of emergence and development of speech in children, and also stages in studying of development of speech as separate branch pedagogical science is described.

Текст научной работы на тему «Поэтапное формирование учения о развитии речи»

УДК 373.24

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ

© Ольга Евгеньевна КОНДРАШИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информатизационных технологий, e-mail: [email protected]

Описывается значение речи в целом, взгляды некоторых исследователей на появление и развитие речи у детей, а также этапы в изучении развития речи как отдельной отрасли педагогической науки. Ключевые слова: речь; речевая деятельность; развитие речи; этапы.

Неотъемлемой частью социального бытия людей, необходимым условием развития и существования человеческого общества является речь. Речевая деятельность нужна для совместной работы, согласования действий, она помогает в познании окружающего мира. Речь - средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении [1]. Человек, будучи по природе своей существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться с ними мыслями, переживаниями, искать понимания и т. д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности [2].

Самые ранние сведения, дошедшие до нас, относятся к У-1У вв. до н. э. Древние греки видели решение этой задачи в выявлении связи между вещами и словом, называющие эти вещи. Они пытались понять, является ли эта связь естественной и необходимой или это просто результат соглашения между людьми. В средние века считалось, что т. к. все на Земле создал Бог, следовательно, и речь имеет божественное происхо-

ждение. И только в ХУ III в. речь перестали рассматривать как дар Бога. Это произошло под влиянием научно-технического прогресса эпохи Просвещения. В настоящее время исследователи, занимающиеся проблемами речи, выделяют две теории происхождения языка:

1) биологическая - звукоподражательная, междометная - объясняется эволюционированием человеческого организма (здесь отмечается эволюция органов слуха у человека, через которые человек не только слышал, но и пытался подражать звукам);

2) социальная - теория трудовых выкриков - происхождение языка идет от потребностей, возникших в труде (данная теория первыми словами считает непроизвольные выкрики).

Важно отметить, что социализация стала одной из предпосылок, обусловивших появление языка: люди с древности жили группами, трудились совместно, а коллективный труд предполагает наличие общения.

В разные времена и эпохи природа языка объяснялась с разных точек зрения: божественностью ее происхождения (в теологии),

врожденностью отдельных сторон речеязыковой способности (Платон, Р. Декарт), разнообразным употреблением языковых форм (Дж. Локк, Ф. де Соссюр). В конце XIX - начале ХХ в. в психологии появились первые исследования процесса возникновения и развития речи у детей, его динамики и особенностей.

В отечественной педагогике XIX в. К. Д. Ушинский в своих трудах изложил основы своего теоретического положения о роли родного языка в формировании человека. К. Д. Ушинский обозначил несколько положений по поводу сущности языка: во-первых, язык - это результат воздействия на человека объективного мира. Возникновение языка является потребностью человека (слово рождается из потребности, а не наоборот). Во-вторых, язык - это не прирожденное качество, свойственное человеку изначально, а результат долгих трудов человечества. В-третьих, язык - это отражение многовекового опыта духовной жизни народа, который передается последующим поколениям. В-четвертых, язык предстает важнейшим народным наставником, он впитал в себя историю общества, характеры людей прошлого, подвиги героев в различных сферах жизни, народную мудрость и передает их из поколения в поколение. Данные положения являются центром педагогической концепции К.Д. Ушинского и определяют всю разработанную им методику обучения детей родному языку.

Взгляды К.Д. Ушинского на родной язык имеют основополагающее значение для выделения методики развития речи в самостоятельную науку.

Внимание проблематике речевого развития и творчества детей уделял Л.Н. Толстой. По его мнению, одним из средств речевого развития детей могут стать тщательно подготовленные уроки по всем предметам, особенно написание сочинений. Трудность данного вида работы заключается в поиске мыслей и образов, которые необходимо запомнить, оформить в художественном смысле, найти для них место, и, не повторяясь и ничего не пропуская, суметь соединить последующее с предыдущим.

Большой вклад в расширение методики развития речи внесла ученица и последовательница К.Д. Ушинского Е.Н. Водовозова.

Она считала, что неотъемлемой частью развития речи детей является беседа, которая должна сопровождать прогулки, экскурсии, любую повседневную деятельность ребенка.

Следующим этапом в развитии методики детской речи стали 1920-1950-е гг. В начале этого этапа наблюдается подъем интереса к детской речи. Именно в это время методика развития речи детей преобразуется в самостоятельную отрасль педагогики. Это было связано с появлением многочисленных детских садов и возникновением теории общественного дошкольного воспитания.

В этот период можно выделить работы

Н.А. Рыбникова, основное внимание в которых уделяется установлению: а) запаса словесных реакций в разные возрастные периоды; б) частоты употребления словесных реакций; в) того значения, которое связывает ребенок с той или иной словесной реакцией (см.: [3]).

А.Н. Гвоздев в 1921-1929 гг., наблюдая за собственным сыном, проводил систематическую, целенаправленную работу по записи речевых проявлений. Ее результаты до сих пор широко используются исследователями детской речи. В то же время появляются работы А.Р. Лурия, которые внесли значительный вклад в науку. Он также выделяет основные периоды развития ребенка: 1) период младенчества (от рождения до года); 2) период раннего или преддошкольного детства, когда ребенок постепенно переходит от пассивного слушания к активной фазе речевой деятельности; 3) период дошкольного детства, когда помимо того, что ребенок начинает говорить, он начинает строить свое поведение, речь согласно программам взрослых.

Идеи Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева - основополож-ница методики развития речи. По ее мнению, владение всеми видами и проявлениями речи являлось владением орудия умственного развития человека [4].

Е.И. Тихеева составила положения теоретической основы: развитие речи ребенка осуществляется в тесной сплоченности с его умственным развитием. Овладение родным языком происходит в познании окружающего мира. Культура речи ребенка теснейшим образом связана с культурой речи людей его окружающих (родители, воспитатели). Развитие речи происходит в социальной среде,

при условии его развития в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Ею были обозначены основные блоки работы в детском саду. Они включали развитие речевого аппарата у детей, развитие фонематического слуха, накопление содержания речи (ее лексическая сторона), работу над структурой и формой речи (грамматическая сторона).

Е.И. Тихеева не только обозначила цели и задачи работы в детском саду, но и показала пути их разрешения.

Е.А. Флерина занималась двумя сторонами детского развития - изобразительное творчество и развитие речи [5]. В ее трудах основой развития речи ребенка представляется беседа, чтение художественной литературы, рассказывание. В обучении дошкольников Е.А. Флерина видела не приучение их к школьной жизни, а всестороннее воспитание детей, согласно их возрасту, воспитание качеств, которые помогут им хорошо учиться в школе. Она описывала формы обучения в детском саду: первая - это учебно-воспитательная работа в повседневной жизни; вторая - организованные занятия детей, где ребенок сам выбирает, чем ему заниматься, использует при этом только специально подобранный материал, который предоставил ему педагог; третья форма - занятия, которые проводятся со всеми детьми в обязательном порядке.

Свое отражение задачи развития речи нашли в программных документах. Так, в программе за 1932 г. задачи воспитания впервые делятся по возрастам и по видам деятельности. Вместе с тем эта программа была сильно политизирована, материал по развитию речи был практически недоступен для понимания ребенка дошкольного возраста. Обучению языку в этой программе было уделено мало внимания.

Следующая программа (1934) уже включала задачи развития речи, работу с книгой и картинкой. Из этой программы следовало, что ребенок сам должен практически овладевать правильной речью, постепенно искореняя ее недостатки. В 1938 г. были изданы «Устав» и «Руководство для воспитателя детского сада», которые стали обязательными документами. В них развитие речи детей впервые выносилось в отдельный раздел. Подробнее задачи речевого развития раскрывались в последующих программных доку-

ментах (1945, 1948, 1953, 1955). Это относится как к «Руководству», так и к «методическим письмам», где представлены рекомендации О.И. Соловьевой по всем речевым задачам.

В послевоенные годы у воспитанников детских садов, переживших войну, наблюдалось ощутимое недоразвитие речи. Это послужило толчком для исследований в сфере педагогических условий обучения детей родному языку, его лексике, фонетике, грамматике.

Одним из первопроходцев в этой области был А.Н. Гвоздев, который собирал материалы послевоенных лет о генезисе речи: они позволили уточнить временные рамки возникновения тех или иных новообразований. Взгляды А.Н. Гвоздева поддерживал и К.И. Чуковский, считавший, что ребенок в дошкольном возрасте имеет повышенную чувствительность к языку и всем сторонам речи.

К числу известных методистов речи этого периода относится О.И. Соловьева, выпустившая впоследствии пособие «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» [6], где, рассмотрев все стороны речевого развития, она раскрыла методику развития речи в разных возрастных группах.

В 1940-х гг. происходит накопление методических исследований, которые в дальнейшем связаны с изучением проблем дидактики. А.П. Усова [7] со своими сотрудниками создала общую теорию обучения в детском саду, которая разрабатывалась на материале родного языка. Процесс обучения родному языку рассматривался через общение со взрослыми, ознакомление с окружающим миром, на основе знаний, приобретаемых ребенком.

Новый - третий - этап в становлении дошкольного воспитания (он объединяет период с 60-х до 90-х гг. XX в.), а значит, и методики развития речи начался в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» [8, с. 234]. В постановлении предлагалось с учетом местных условий объединить ясли и детские сады в единое дошкольное учреждение, разработать единую про-

грамму воспитания, что и было далее реализовано.

В 1960 г. был создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР. Среди других лабораторий там начала действовать лаборатория развития речи под руководством Ф.А. Сохина.

Коллектив лаборатории принял участие в изучении вопросов преемственности в развитии речи детей на разных возрастных этапах, в т. ч. в раннем детстве. Материалы этих исследований были использованы в программе детского сада, утвержденной в 1962 г., и затем усовершенствованной в 1969 г. Ф.А. Сохин доказал, что развитие детской речи не может быть связано только с изучением окружающего мира, а должно иметь самостоятельное значение. Исследования сотрудников лаборатории изменили подход к содержанию и методике развития речи. Они опирались на более глубокие процессы развития речи.

На кафедрах различных педагогических вузов проводились исследования разных сторон речевого развития детей. Ученица Е.А. Флериной М.М. Конева исследовала малоизученные проблемы формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры. Она выявила пробелы в методике преподавания данных разделов, уточнила задачи и содержание работы, подчеркнула значение осознания речи детьми.

В развитии проблемы воспитания речи дошкольников свою роль сыграли методические пособия. В первую очередь из них необходимо назвать книги «Развитие речи дошкольного возраста» под редакцией Ф.А. Сохина (она переиздавалась три раза (1976, 1978, 1984) и имела миллионный тираж) и «Воспитание и обучение» (под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой), переведенная на многие языки мира. Эти пособия были написаны в результате проведения исследований и обобщения результатов этих исследований.

В 1981 г. А.М. Бородич написала учебное пособие «Методика развития речи» [9]. Она уточнила методику обучения рассказыванию, словарной работы, оказала влияние на совершенствование работы по развитию речи детей в массовой практике.

В 1984 г. вышла «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду», в

которой были принципиально важные изменения в сравнении с прежней «Программой воспитания в детском саду». В «Типовой программе» «развитие речи» выделено в отдельный раздел, заново сформулированы конкретные задачи словарной работы, воспитания звуковой культуры речи, формирования грамматического строя, формирования элементарного осознания языковых явлений (ознакомление со звуком, словом, звуковой и смысловой стороной слова, предложением). В данной программе более четко сформулированы задачи по развитию связной речи, конкретизированы задачи по ряду аспектов обучения родному языку.

Говоря о современном состоянии проблемы развития речи дошкольников, нельзя не упомянуть О.С. Ушакову - последовательницу Ф.А. Сохина. Она активно занималась изучением развития связной речи, написала много учебных пособий, в которых раскрыла сущность развития связной речи детей дошкольного возраста, опираясь на данные проводимого в течение 25 лет эксперимента. В ее «Программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» [10] представлены теоретические основы, основные направления работы по развитию речи, задачи: обогащение лексической стороны речи, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все они рассматриваются в возрастном аспекте, начиная со второй младшей группы, и включают новые направления, которые были разработаны в лаборатории развития речи.

Современный этап в развитии речи дошкольников отмечен наличием большого количества программ, которые используются в детских садах. В наше время существует принцип вариативности, позволяющий выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Процесс образования идет в этом же направлении: разрабатываются варианты его содержания, используются возможности современной дидактики и повышается уровень образовательных структур, приветствуются научные разработки с их практическим обоснованием.

Таким образом, в результате анализа научной литературы мы пришли к выводам о том, что в педагогике речевого развития до-

школьников можно проследить следующие этапы в развитии:

I этап - конец XIX - начало ХХ в. Он характеризуется проявлением интереса к исследованию процесса возникновения и развития речи детей, его динамики и особенностей.

II этап - 20-е-50-е гг. ХХ в. Он характеризуется преобразованием методики развития речи в самостоятельную отрасль, совершенствованием содержания программно-методических документов, появлением научных исследований в области методики развития речи.

III этап - послевоенные годы. Он объединяет период с 60-х до 90-х гг. XX в. и начался с постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитательного и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Этот этап отличается созданием лаборатории развития речи при АПН СССР под руководством Ф.А. Сохина.

IV этап - современное состояние работы по развитию речи детей дошкольного возраста (с 90-х гг. XX в. до настоящего времени). Характеризуется большим вниманием к проблемам речевого развития детей, созданием

новых программ для детских дошкольных учреждений, которые касаются всех сторон развития личности ребенка.

1. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2007.

2. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.

3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1972.

5. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / под ред. В.Н. Шацкой. М., 1961.

6. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М., 1966.

7. Усова А.П. Обучение в детском саду / под ред. В.И. Запорожца. М., 1970.

8. Свод законов СССР. М., 1990. Т. 3.

9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

10. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.

Поступила в редакцию 27.10.2012 г.

UDC 373.24

STAGE-BY-STAGE FORMATION OF SPEECH DEVELOPMENT STUDY

Olga Evgenyevna KONDRASHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]

The value of speech as whole, views of some researchers of emergence and development of speech in children, and also stages in studying of development of speech as separate branch pedagogical science is described.

Key words: speech; speech activity; speech development; stages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.