Научная статья на тему 'Особенности процесса формирования этикетного речевого развития у детей старшего дошкольного возраста'

Особенности процесса формирования этикетного речевого развития у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2174
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / SPEECH / ЭТИКЕТ / ETIQUETTE / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / SPEECH ETIQUETTE / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Четверикова Зарина Джеватовна

Особая роль в эстетическом воспитании отводится языковому развитию. Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе. В статье раскрывается понятие речевой этикет, дан обзор факторов развития речевого этикета и определены уровни формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, также выделены основные правила речевого этикет в работе с детьми дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса формирования этикетного речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»

смысл для других детей. Когда другие дети в группе начинают беспокоиться об этом ребенке, его мотивы становятся их собственными, за которые они действуют.

Функциональные и ролевые взаимоотношения, развиваются в различных типах жизни детей. В таких отношениях ребенок изучает нормы и методы действий в группе под наблюдением и прямым руководством взрослого.

Таким образом, межличностные взаимоотношения между детьми со сверстниками формируются и развиваются постепенно: важность контактов со сверстниками начинает возрастать до старшего дошкольного возраста. Знание ребенка о навыках и знаниях партнера увеличивается, интерес проявляется к тем аспектам его личности, которые ранее не видели. Все это способствует выделению стабильных характеристик сверстника, формированию более целостного образа его.

Следовательно, роль общения в детстве очень велика. Для маленького ребенка его общение с другими людьми является не только источником различных переживаний, но и главным условием формирования его личности, его человеческого развития.

Список литературы /References

1. Коломийский Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломийский. М.: Статут,

2013. 77 с.

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. М.: Инфра-М,

2014. 86 с.

3. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. М.: Норма, 2014. 97 с.

4. МухинаВ.С. Дошкольная психология / В.С. Мухина. М.: Статут, 2014. 101 с.

5. ОсоринаМ.В. Секретный мир детей / М.В. Осорина. М.: Инфра-М, 2012. 171 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКЕТНОГО

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Четверикова З.Д. Email: @scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2 Четверикова Зарина Джеватовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: особая роль в эстетическом воспитании отводится языковому развитию. Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе. В статье раскрывается понятие речевой этикет, дан обзор факторов развития речевого этикета и определены уровни формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, также выделены основные правила речевого этикет в работе с детьми дошкольного возраста. Ключевые слова: речь, этикет, речевой этикет, общение, культура.

THE FEATURES OF THE FORMATION PROCESS ETIQUETTE SPEECH DEVELOPMENT IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL

AGE

Zotova I.V.1, Chetverikova Z.D.2

1Zotova Irina Vasilivna-PhD in Pedagogy, Associate Professor;

2Chetverikova Zarina Dzhevatovna - Student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING- PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: special role in aesthetic education is given to language development. The preschool child is particularly sensitive to the assimilation of the speech. If a certain level of proficiency in their native language is not achieved by 5-6 years, this way is not able be successfully completed at a later age stages. Children who have not learned the culture of communication are less successful in educational activities and thus experience further difficulty in adapting to school. The article reveals the concept of speech etiquette, an overview of the factors in the development of speech etiquette and define the levels of formation of speech etiquette in children of preschool age, highlights the main rules of speech etiquette in work with children of preschool age. Keywords: speech, etiquette, speech etiquette, communication, culture.

УДК 372.122

Ребенок сегодня это «саморазвивающиеся система», которая в процессе быстрого темпа роста объема информации и необходимости её переработки требует пристального к себе внимания.

Общество нуждается в людях профессионально компетентных, предприимчивых, имеющих активную жизненную позицию, обладающих гибким и нестереотипным мышлением, способных к самостоятельной творческой деятельности и главное культурной речью.

С раннего детства ребенок учится говорить, а вместе с данной способностью и культуре общения. Ведь эстетически воспитанный ребенок в будущем сможет не только обеспечить не только себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.

Речевой этикет сложный процесс гуманизации ребенка с окружающим его миром, усвоение ими средств речевого этикета приводит к доброжелательности, отзывчивости к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Дошкольный возраст является сенсативным периодом овладения ребенком основных средств речевого этикета.

Теоретическую базу исследования составили работы ученых: фундаментальные работы в области культуры общения имеются у Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, М.С. Каган, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Обозова, С.Л. Рубинштейна; система этического воспитания в дошкольных учреждениях рассматривается в работах Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинский, В.А. Езыкеева, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина; вопросами деятельности и общения занимались

A.А. Леонтьев, И.Д. Ладнов, А.В. Петровский, М.С. Каган, И.А. Зимняя; языковым тонкостям педагогического общения уделяется в работах А.А. Введенской, В.Н. Никитенко, К.М. Левитана,

B.М. Федосовой; созданию продуктивных педагогических условий формирования правильной культуры речи у детей занимались Н.И. Формановской, С.В. Петерина, И.В. Курочкина, Т.А. Антонова, Н.С. Малетина, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинский, В.А. Езыкеева, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина и др.

На основе теоретического анализа научных источников определить основное значение речевого этикета у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. Выявить особенности развития речевого этикета и его особенностей у детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня речь является одним из важнейших средств общения людей. Речь сложный и многогранный психологический процесс. Сам речевой процесс предполагает, во-первых, формулирование и формирование мыслей языковыми средствами, во-вторых, принятие языковых конструкций и их восприятие. Можно сказать, что речь является психолингвистическим процессом, устная форма существования человеческих языков.

И.П. Павлов утверждал, что только человек обладает особенностью мышления, которая помогает ему в процессе общения отвлечься от действительности [5, C. 99-103].

Этикет, по мнению И. Курочкина, порядок поведения между людьми разного происхождения и положения, способствующий наилучшему взаимопониманию между ними. Знание этикета помогает быть приятным для окружающих. Он также определяет несколько аспектов понимания речевого этикета: правила регулирующие поведение и речевые правила.

Речевой этикет это совокупность правил поведения и общения, которые реализуются при определенных обстоятельствах, и выражается в системе устойчивых формул и выражений.

В работах Л.А. Введенской определились факторы развития речевого этикета [1]:

1. На речевой этикет влияют речевые особенности партнеров, которые вступают в диалог, а именно от социального статуса субъекта, национальности, возраста, пола и характера.

2. На речевой этикет влияет ситуация в которой происходит общение (мероприятия, урок, конференции, просто общение).

Основу речевого этикета составляет речевые формулы, которые можно разделить на три типа: речевые формулы для начала общения; речевые формулы, применяемые в процессе общения; речевые формулы для окончания общения.

Л.К. Граудина в своих работах определила особые уровни речевого этикета [2]:

1. Речевые формулировки (начало беседы, кульминация, завершение).

2. Общепринятые формулировки.

3. Способность перехода в разным уровням общения в зависимости от уклона беседы.

Ф.А. Сохин утверждает, что на речевой этикет влияет возраст собеседников, так

например дошкольники в беседе применяют ранее осознанные правила и используют их в собственных высказываниях [6].

Н.И. Формановская рассматривала речевой этикет дошкольников, как выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества, национально-специфические, устойчиво закрепленные в системе речевых формул, но все же исторически изменчивые [10].

Сегодня развитие речи детей является приоритетным в условиях реализации Федеральных образовательных программ. Началось обновление, модернизация дошкольного образования и вместо привычного раздела «Развитие речи детей» появилась образовательная область «Коммуникация».

Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и другие занимались рассмотрением вопроса воспитания культуры речи дошкольников.

Я.А. Каменский утверждал, что словам нужно учить в единстве соединения предмета и слова, ведь процесс получения реальных знаний развивает речь и мышление. Дети с ранних лет необходимо приучать к отчетливости и ясности в своих высказываниях [3].

Л.П. Буева пишет, что с ранних лет ребенка необходимо приучать действовать и функционировать как единое целое со всем миром, должны быть установлены единые рамки поведения [6].

Язык есть форма мысли, развивая культуру речи ребенка, разеваешь в нем мыслящую способность, к такому мнению приходит К.Д. Ушинский в статье «Родное слово».

А.М. Пешковский утверждал, что культурно-речевое воспитание детей это дело особой важности. Детей необходимо раннее, усиленное обучение детей говорить, что поможет в будущем лучше понимать друг друга, что предоставит ребенку, детям, овладеть разносторонними коммуникативными знаниями и умениями.

А.С. Макаренко в своих работах писал, о том, что ребенок, подражая близким изучает мир. И очень важно помочь ребенку правильно изучать мир, а именно следить за своей речью, правильно говорить, понимать происходящее, уметь воспринимать действительность [4].

62

В.А. Сухомлинский в своих трудах огромное внимание уделяет работе воспитателя, который второй после родителей влияет на жизнь ребенка. Воспитатель это человек помогающий малышам вписываться в человеческий социум и активно взаимодействовать с ним [8].

Воспитатель, соблюдая все правила и установленные нормы, для нормального, доброжелательного взаимоотношения в коллективе, формирует о нормах поведения у ребенка, тем самым влияет на взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми, а также может повлиять на улучшение взаимоотношений в семье.

Культура поведения предоставляет возможность ребенку чувствовать себя комфортно в новых для него условиях.

Обучение правилам речевого этикета происходит при соблюдении таких дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуального развития [6].

По мнению Ф.А. Сохина в детстве происходит освоение грамматического строя языка, через речь близких, предметы быта, окружающий природный мир. Также ученый ввел причины и следствия овладения речью детей: дети от трех до пяти лет способен выявить ошибку в действиях и словах, способен различать конкретные действия, ребенок от 5 до 7 лет способен уже вывести причины данного действия, произвести следственный анализ происходящего. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности [6].

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении к такому мнению в своих работах приходит Н.И. Формановская [10].

Таким образом, владение речевым этикетом означает:

- владение основными правилами приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;

- осознание, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

- обучиться и применять умения по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;

- соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Совокупность поведенческих правил, и правильная их интерпретация называется речевым этикетом, позволяющий демонстрировать уважение в людям.

М.М. Алексеевой, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, А.М. Леушиной, О.С. Ушаковой и другие выдвинули ряд требований, к которым необходимо стремится педагогу для достижения наибольшего развития правильной, культурной речи ребенка: правильное произношение слов, четкая дикция, грамотность речи, выразительность речи, большой словарный запас, отсутствие слов паразитов, употребление как односложных таки и многосложных слов, умение вести диалог, умение пересказывать текст, • умение доказательно обосновывать свои утверждения.

Н.И. Жинкин утверждал, что содержание речевого этикета, вводимое в жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их жизни [1].

О.Н. Сомкова выделяет основные правила речевого этикета, с которыми должны знакомить дошкольника [7]:

- говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие. При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи. Говорить слова

расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей; всем, кто тебя провожает из музея, из кафе, из других мест;

- благодарить добрым словом «спасибо» или «благодарю» людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь;

- обязательно говорить слово «пожалуйста», когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.

Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу. Каждая ситуация речевого общения предусматривает обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета, обучение детей способам их «развертывания», развитие доброжелательности интонации и мимики такую точку зрения высказывает Л.К. Граудина [2].

Вводя в речь ребенка такие слова как этикет, доброжелательность, культура, речевой этикет, приветствие, дополняя их разнообразными формулировками, помогаешь ребенку приобретать большой словарный запас, дети узнают не только новые слова, но и целесообразность их использования.

Анализируя образовательные программы, мы выделим, что речевому этикету выделяют большое внимание. Например, в программе «От рождения до школы» под редакцией Е. Вераксы отражены следующие задачи по развитию речевого этикета:

- выразительное чтение рассказов или пересказов;

- совершенствование диалоговой речи, умение высказывать свою точку зрения;

- обогащать содержание общения детей с взрослыми и сверстниками;

- формировать грамматическую правильность речи, поддерживать желание говорить правильно [6].

В программе «Детство» определены следующие задачи на практическое овладение нормами речи:

- развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой;

- развивать умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым;

- развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

О.Н. Сомкова, в своих работах отмечает, что правила речевого этикета необходимы для построения взаимоотношений людей. Усваивая правила и принимая их как руководство, ребенок продолжает накапливать знания и в школьном возрасте, попадая в разные ситуации, формирует уже не фундамент, а несущие стены своего будущего [7].

Л.А. Пеньковская выделила и описала основные качества речи: точность; чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов; логичность - это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли; богатство - это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию; уместность - это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения [9].

Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник согласно теории Н.И. Формановскорй должен усвоить: умение быть доброжелательным не только словесно, но и в мимике, жестах, поступках; уметь развертывать вежливые формулы; хороший словарный запас [10].

Дети часто контактируют с друг другом и со взрослыми и развивать речевой этикет необходимо потому что, для формирования правильного общения детей необходимо учить определенным формулам речевого этикета, которые обслуживают типичные ситуации т.к. примените данных формул способствует благоприятному исходу разговора и установлению дружеских отношений.

Обучая ребенка речевому этикету, воспитатель присваивает ребенку часть речевого опыта народа, помогает ему овладеть культурно-речевыми эталонами, которые характерны для его культурной среды. Помощь в овладении речевыми формулами будет способствовать взаимодействию дошкольников с окружающим миром, развитию комфортного коммуникативного поля и в итоге оказывать благотворное влияние на духовный мир всей семьи ребенка.

Таким образом, актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста определяется его особой ролью в нравственном воспитании подрастающего поколения, в успешной адаптации к новым социокультурным приоритетам и насущным требованиям современного социума, педагогической значимостью в практике на современном этапе развития российского общества.

Список литературы /References

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2015. 544 с

2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи / Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяева. М.: Пресс-тайм, 2011. 516 с.

3. Коменский. Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.) / Я.А. Коменский. М.: Карапуз, 2009. 288 с.

4. Макаренко А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. М.: Наука, 2016. 415 с.

5. ПавловИ.П. Психология как наука / И.П. Павлов. Л.: Наука, 2013. С. 99-103.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. испр. М.: Просвещение, 2009. 223 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Сомкова О.Н.; ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 160 с.

8. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. М.: Издат. «Уникум», 2010. 512 с.

9. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет/ Н.И. Форманская // Русский язык в школе. № 5, 2005.

10. Формановская Н.И. Речевой этикет как регулирующее правило речевого поведения. [Текст] / Н.И. Формановская // Функционирование литературного языка в уральском городе: Сб. науч. тр. Свердловск. УрГПУ, 2011. С. 13-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.