Научная статья на тему 'Формирование речевого этикета как основа развития коммуникативной компетенции младших школьников'

Формирование речевого этикета как основа развития коммуникативной компетенции младших школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2753
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКЕТ / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / ЭТИКЕТНЫЕ НОРМЫ / СИСТЕМА РАБОТЫ / ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ / ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ / ЭТАПЫ РАБОТЫ / ETIQUETTE / SPEECH ETIQUETTE / ETIQUETTE NORMS / SYSTEM OF WORK / THE PURPOSE OF THE SYSTEM / TASKS OF THE SYSTEM / STAGES OF WORK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щербашина Инна Владимировна

В статье предпринята попытка определить теоретические и методические основы формирования норм речевого этикета у младших школьников, установить перечень элементарных форм речевого этикета для усвоения учащимися начальной школы, разработать систему обучения по формированию речевого этикета, цели, задачи и этапы работы системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts to determine theoretical and methodological foundations for the formation of speech etiquette norms in primary schoolchildren, to establish a list of elementary forms of speech etiquette for elementary schoolchildren, to develop a system of training in the formation of speech etiquette, goals, tasks and stages of the system.

Текст научной работы на тему «Формирование речевого этикета как основа развития коммуникативной компетенции младших школьников»

УДК 373.3:82.085 ББК 74.204 Щ-63

Щербашина Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», т.: 8(918)4267013

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(рецензирована)

В статье предпринята попытка определить теоретические и методические основы формирования норм речевого этикета у младших школьников, установить перечень элементарных форм речевого этикета для усвоения учащимися начальной школы, разработать систему обучения по формированию речевого этикета, цели, задачи и этапы работы системы.

Ключевые слова: этикет, речевой этикет, этикетные нормы, система работы, цель системы, задачи системы, этапы работы.

Shcherbashina Inna Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, an associate professor of the Russian Language Department and Methods of Teaching of FSBEI HE "Adygh State University", tel.: 8 (918) 4267013

FORMATION OF SPEECH ETIQUETTE AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

(reviewed)

The article attempts to determine theoretical and methodological foundations for the formation of speech etiquette norms in primary schoolchildren, to establish a list of elementary forms of speech etiquette for elementary schoolchildren, to develop a system of training in the formation of speech etiquette, goals, tasks and stages of the system.

Key words: etiquette, speech etiquette, etiquette norms, system of work, the purpose of the system, tasks of the system, stages of work.

Удовлетворение личных потребностей человека происходит в процессе общения. Общение понимается как процесс взаимодействия между членами человеческого общества, при котором происходит передача информации и воздействие на поведение, чувства и эмоции людей. Эффективное общение между членами общества не возможно без соблюдения правил этикета и речевого этикета. Речевой этикет выступает как система неизменных формул общения, которые предназначены социумом для формирования речевого контакта участников беседы, соблюдения общения в выбранной тональности, которая должна соответствовать их социальной роли, ролевой позиции по отношению друг к другу, а также взаимоотношений в официальной и неофициальной обстановке. Прежде чем начать общение, человеку необходимо каким -то образом включиться в него, привлечь внимание собеседника, т.е. обратиться к нему. Таким

образом, речевой этикет выполняет контактоустанавливающую функцию и позволяет определиться по отношению к собеседнику и передать ему социальную информацию.

О.Я. Гойхман [4] обращает внимание на то, что выбор формулы речевого этикета определяется, прежде всего, видом общения, который характеризуется по разным параметрам. В первую очередь это контактное и дистактное общение по положению коммуникантов в пространстве и времени. Далее следует непосредственное и опосредованное общение по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего средства. Затем устное и письменное общение с точки зрения формы существования речи; монологическое и диалогическое общение по количеству лиц, участвующих в речевом акте; межличностное и массовое общение, которое может выражаться как «1 лицо - 1 лицо или несколько лиц» и «1 лицо - много лиц»; частное и официальное общение с точки зрения обстановки общения и взаимодействий общающихся.

Русский речевой этикет необыкновенно разнообразен. Он содержит большое количество слов и выражений, которые можно употреблять в самых разнообразных речевых ситуациях. Однако в лингвистике исследований, посвящённых упорядочению рядов слов речевого этикета, пока не существует. Длительный промежуток времени данное понятие являлось предметом исследований только в этике, что свидетельствует о том, что не все аспекты проблемы речевого этикета не в полной мере изучены языковедами. Трошева Т.Б. [5] определяет, что понятие «речевой этикет» в узком смысле образует функционально-семантическое поле единиц доброжелательного, вежливого общения в ситуациях общения и привлечения внимания, знакомства, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, просьбы, приглашения, совета, предложения, согласия, отказа, одобрения, комплимента, сочувствия и т.д.

Внимание к вопросу формирования речевого этикета основано на возросшем в последнее время интересом к проблеме общения и практическими потребностями общества. Анализ исторической и педагогической литературы показывает, что во все времена признавалось социально-этическое значение этикета, в том числе и речевого. Его формированию отводилось значительное место в содержании педагогической работы. На важность обучения детей формам приличия обращали внимание представители зарубежной педагогики (А. Висторки, Я.А. Коменский, Г. Кергоман, М. Монтессори, Р. Оуэн, Г.И. Песталоцци, Л. Фортье и др.) и отечественные педагоги (Е.М. Водовозова, Е.И. Конради, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и др.). Анализ литературы показывает, что речевое воспитание рассматривается ими как взаимодействие между педагогом и ребёнком, овладевающим родным языком.

С точки зрения развития речевого этикета, по мнению М.В. Кларина [2], младший школьный возраст является сензитивным, т.к. детей этого возраста характеризует особая восприимчивость к окружающему их миру, поэтому они хорошо запоминают разные нормы поведения.

По мнению Т.А. Ладыженской [3] и Н.И. Формановской [6] собственно знания речевого этикета являются базой для последующего развития речевой культуры младших школьников. И.А. Агапова [1] утверждает, что развитие у младшего школьника правильных нравственных представлений и норм поведения являются главной частью его

осмысленного существования, построения качественных отношений со взрослыми и сверстниками.

Однако наблюдения показывают, что у современных школьников существует несоответствие нормам речевого поведения. Это происходит из-за низкого уровня культуры речевого этикета, что, в свою очередь, ведёт к общему снижению культуры школьников.

Федеральный базовый компонент образования в начальной школе предполагает не только обучение младших школьников свободной речевой деятельности, но и формирование у них элементарной лингвистической и коммуникативной компетенций. Одной из задач обучения в начальной школе определяется овладение учащимися всеми видами речевой деятельности и культурой речевого поведения. Именно поэтому, обучение речевому этикету необходимо рассматривать как с лингвистической точки зрения, т.е. как овладение учащимися языковыми нормами (фонетическими, лексическим, грамматическим), но и с точки зрения общения детей со сверстниками и взрослыми, т.е. как освоение коммуникативных умений. Также проблема повышения речевой культуры и овладение младшими школьниками нормами речевого этикета в настоящее время переходит из лингвометодической плоскости и в плоскость социальную.

Формирование подлинной речевой культуры у младших школьников невозможно без опоры на рефлексивно-произвольную регуляцию их собственной речевой деятельности. В основе такой контрольно-оценочной деятельности лежит осмысление учеником соответствия или несоответствия речевых фактов литературной норме, выбранному обществом речевому эталону.

Система формирования норм речевого этикета у младших школьников представляет собой целостный курс, выстроенный на основе учёта возрастных особенностей учащихся и реализующий идею изучения и формирования речевого этикета от более простых форм к более сложным.

Основными целями системы является:

- дать учащимся начальной школы знания в сфере речевого этикета;

- сформировать адекватное коммуникативное поведение.

Основные задачи системы по формированию норм речевого этикета заключаются в следующем:

- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, которая основывается на знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, на знании личных коммуникативных характеристик и направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную деятельность, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм речевого этикета;

- обучить учащихся основным правилам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Перечень элементарных форм речевого этикета для учащихся начальной школы включает следующие формы:

1. Формы обращения. Собеседники могут находиться в контактном и дискантном положениях. Контактное и дистакнтное положение при разговоре по телефону вызывают устную форму общения, а обращение в письме - письменную. Дистакнтное положение собеседников, устная и письменная форма обуславливают специфические обращения. В ситуации обращения к собеседнику различаются два аспекта - обращение к незнакомому и обращение к знакомому.

2. Формы приветствия и прощания. Здороваться - значит проявлять доброжелательство и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся знакомому или незнакомому человеку; подтверждать и подкреплять факт знакомства с человеком и, как правило, подчёркивать хорошее отношение к нему; устанавливать контакт для последующего разговора. Прощание - финальная ситуация общения. Оно по содержанию противопоставляется приветствию. Противоположные по значению ситуации прощание и приветствие содержат много соотносительных, а в некоторых случаях и антонимичных формул.

3. Формы благодарности. Благодарность от собеседника воспринимается как проявление его вежливости и воспитанности. Она выражается ответной репликой и является откликом на конкретное действие или на вербальное проявление внимания.

4. Формы извинения. Ситуация извинения - это словесное искупление вины. В этой ситуации непременно присутствует оттенок значения просьбы. Вина и проступок могут быть большими или меньшими, с чем связаны и различные выражения извинения.

5. Формы просьбы. Просьба - это побуждающее речевое действие. Выражению просьбы сопутствует яркая модальность, находящая лексическое и грамматическое оформление.

6. Формы поздравления. Поздравить собеседника - значит проявить к нему внимание, создать у него хорошее настроение.

Система формирования норм речевого этикета предполагает их отработку на 3

этапах.

1 этап направлен на знакомство учащихся с формой речевого этикета, его характеристикой. Данный этап происходит в форме рассказа учителя, который знакомит учащихся с формой речевого этикета. Для закрепления знаний о норме речевого этикета предлагается материал в виде стихотворений и текстов.

2 этап предполагает анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций. На этом этапе учащимся предлагается коммуникативная ситуация в виде рассказа, предложения, стихотворения. Учащимся необходимо не только определить правильно или неправильно употреблена форма, но и обосновать свой ответ.

3 этап нацелен на решение коммуникативных задач. Этот этап предполагает самостоятельное решение коммуникативной задачи, где необходимо найти правильное решение для взаимодействии с другими участниками коммуникации, разыгрывание заданной коммуникативной ситуации с использованием определённой речевой формы.

Таким образом, речевой этикет может изучаться комплексными приёмами и при помощи разных источников, т. к. он является частью языковой системы и сосредотачивает в себе ряд важных проблем общения. В развитии коммуникативной компетенции у младших школьников речевой этикет занимает важное место, т.к. познание учащимися речевого поведения не менее важно, чем познание законов языка.

Литература:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Правила этикета - дошкольникам и младшим школьникам: методическое пособие. Москва: АРКТИ, 2011. 216 с.

2. Корецкая И.А. Психология и возрастная психология: учебно-практическое пособие. Москва: ЕАОИ, 2011. 120 с.

3. Львов М.Р. Виды речи // Начальная школа. 2000. №5. С. 76-82.

4. Русский язык и культура речи: учебное пособие / О.Я. Гойхман [и др.]. Москва: ИНФРА-М, 2002. 192 с.

5. Трошева Т.Б. Устная речь // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. Москва, 2003. С. 567.

6. Чурекова Т.М., Ахмерова Д.Ф., Моисеенко Ю.Ю. Возрастная психология: учебное пособие. Кемерово: КГУ, 2011. 100 с.

Literature:

1. Agapova I.A., Davydova M.A. Rules of etiquette - preschool children and junior schoolchildren: a methodical guide. Moscow: ARCTI, 2011. 216p.

2. Koretskaya I.A. Psychology and Age Psychology: a training manual. Moscow: EAOI, 2011. 120 p.

3. Lvov M.R. Types of Speech // Primary School. 2000. № 5. P. 76-82.

4. The Russian language and culture of speech: a tutorial / O.Ya. Goyhman [and others]. Moscow: INFRA-M, 2002. 192p.

5. Trosheva Т.B. Oral speech // Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language / ed. by M.N. Kozhina. Moscow, 2003. P. 567.

6. Churekova T.M., Akhmerova D.F., Moiseenko Y.Y. Age psychology: a study guide. Kemerovo: KSU, 2011. 100p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.