Научная статья на тему 'Игровая деятельность как средство формирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста'

Игровая деятельность как средство формирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2593
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / GAME / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / CULTURE OF BEHAVIOUR / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF COMMUNICATION / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / SPEECH ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Наталья Александровна

В статье кратко анализируются исследования в области детской игры. Рассматриваются подходы к организации игровой деятельности дошкольников на современном этапе, автор вскрывает некоторые причины недостаточного развития детской игры. Отмечается необходимость воспитания речевого этикета средствами сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game activity as a way to form speech etiquette skills of preschool age children

The investigation in the field of children game is shortly analyzed in the article. Some approaches to game activity organization for preschoolers on modern stage are considered in the text, the author reveals some reasons of insufficient children game development. The requirement to nurture preschool age children’s speech etiquette by means of plot and role playing game is pointed in the article.

Текст научной работы на тему «Игровая деятельность как средство формирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста»

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 373.2

Н.А. Андреева, г. Шадринск

Игровая деятельность как средство формирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста

В статье кратко анализируются исследования в области детской игры. Рассматриваются подходы к организации игровой деятельности дошкольников на современном этапе, автор вскрывает некоторые причины недостаточного развития детской игры. Отмечается необходимость воспитания речевого этикета средствами сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

Игра, культура поведения, культура общения, речевой этикет.

N.A. Andreeva, Shadrinsk

Game activity as a way to form speech etiquette skills of preschool age

children

The investigation in the field of children game is shortly analyzed in the article. Some approaches to game activity organization for preschoolers on modern stage are considered in the text, the author reveals some reasons of insufficient children game development. The requirement to nurture preschool age children's speech etiquette by means of plot and role playing game is pointed in the article.

Keywords: Game, culture of behaviour, culture of communication, speech etiquette.

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок живет в обществе, развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений, она соответствует наглядно-образному характеру мышления, его эмоциональности, активности, потребности в общении. Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Игра - естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее.

Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка, отмечал Л.С. Выготский. Он подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, искусствоведов. Многие великие писатели в художественных образах

раскрыли психологию детской игры, своеобразие игровых переживаний ребенка. К.Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. Для дошкольного периода игровая деятельность является ведущей. Органически соединяясь с трудом и обучением, она в наибольшей мере способствует всестороннему развитию ребёнка. Ученые П.П. Блонский, З.М. Богословская и другие рассматривали игру как форму организации жизни детей и важное средство воспитания [1].

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиции современного этикета. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Отечественной дошкольной педагогикой и детской психологией накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Б.Г.Ананьев), генезис разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразие (Ф.И. Фрадкина, Н.С. Пантина, С.Л. Новоселова), социально-психологические основы игровых объединений (Т.А. Репина, Л.В. Артемова).

Наиболее изучен этот вид деятельности в исследованиях Р.И. Жуковской, Е.В. Зворыгиной, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, в них рассматриваются особенности и структура сюжетно-ролевой игры, а также педагогическое руководство ею.

К сожалению, ведущая деятельность ребенка переживает кризис. Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Так, Н.И. Сыроватская отмечает, что сегодня изменились условия развития детской игры [6]. Одно из первых условий это: отсутствие неформальных разновозрастных групп (дворовые сообщества), как главного условия передачи игрового опыта привело к разобщению детей, а значит потере навыков взаимодействия. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство. Второе условие, повлиявшее на негативное развития детской игры, заключается в том, что техническая революция значительно снизила речевые контакты -человеческое общение подменяется телевизионными передачами и компьютером.

В последнее время в педагогической и психологической литературе поднимается вопрос о том, что дети дошкольного возраста все чаще отдают предпочтение не сюжетно-ролевой игре, а другим видам детской деятельности (рисованию, конструированию, просмотру видеофильмов и телепередач и т.д.), поэтому игра не развивается, становится более примитивной по тематике и по содержанию. В играх современных дошкольников преобладают бытовые и телевизионные сюжеты. Большинство детей к концу дошкольного возраста остаются на первом уровне развития игры, содержанием которого являются игровые действия. В свою очередь низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры тормозит полноценное развитие произвольного поведения. А отсутствие развитой формы сюжетно-ролевой игры ведёт к социально-личностному недоразвитию ребёнка. Главной причиной недостаточного развития сюжетно-ролевой игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Отсюда и вытекает третье условие: социальные изменения в обществе негативно влияют на приоритеты подражания и в семье, и в обществе. Последнее условие, влияющее на снижение интереса со стороны детей к сюжетно - ролевым играм, состоит в том, что в

современном детском саду преобладают занятия познавательного характера, а в игре уделяют больше внимания ее материальному оснащению, а не развитию самих игровых действий и формированию игры как деятельности [2].

Все психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. А вместе с тем современные дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть [5].

Изучение работ классиков педагогики и психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), данных современных исследователей игровой деятельности дошкольников (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова), приводит к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой целью необходимо использовать обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Мы не можем изменить негативное влияние современных условий на детскую игру. Но у каждого педагога есть возможность создать оптимальные условия в образовательном процессе для обучения детей игровым навыкам.

Среди многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т.д. О значении игры для умственного, личностного и социального развития ребенка было написано немало интересных книг. Нас же, прежде всего, будет интересовать значение игры дошкольников для развития навыков культурного общения и форм речевого этикета.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Сюжет игры - это ряд событий, объединённых жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, вступает в разнообразные отношения с другими играющими.

В работе Д.В. Менджерицкой отмечается, что дети к роли относятся избирательно, они чаще всего берут на себя роли тех взрослых или детей, которые произвели на них наибольшее впечатление, интерес [3].

Игровые действия - также являются одной из важнейших особенностей сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры может быть реализован детьми только при помощи игровых действий, движений, каких-то словесных обозначений. Таким образом, игровые действия -это одно из средств реализации сюжета. Наиболее изучены игровые действия у Н.Я. Михайленко [5].

Следующей особенностью сюжетно-ролевой игры являются правила, выполнение их обеспечивает реализацию игрового содержания. Особенностью правил в творческой игре является то, что их придумывают сами дети. Правила в игре бывают разные, чаще всего они определяют игровые действия, их последовательность, а также есть правила, которые регулируют отношения между играющими.

Известный психолог Д.Б. Эльконин писал, что игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий к свободе от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей. Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого и умственного развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий [3].

Общение и игра дошкольников тесно взаимосвязаны, поэтому, формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. Организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем развитию их общения. Однако хотя дети очень любят играть вместе, не всегда их игра проходит мирно. А происходит это из-за незнания вежливых слов, неумения уступать, общаться на равных и т.д.

В работах Т.И. Бабаевой, Т.А. Марковой, С.Н. Карповой и С.Г.Якобсон рассмотрен огромный воспитательный потенциал игры в дошкольном детстве, способствующий осознанию человеческих взаимоотношений, связанных с ними норм и правил поведения. Игра даёт первые возможности для самовоспитания старшего дошкольника, развития произвольной регуляции его поведения, так как в игре ребёнок должен соотносить своё поведение с требованием принятой на себя роли. Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения имеет не только педагогические цели, но и оказывает терапевтическое влияние на ребёнка.

Игра, как отмечают Ф.С. Левин-Щирина, Д.В Менджерицкая, это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Вот почему игра так важна для воспитания дружеских чувств, навыков коллективной жизни, организаторских умений. В маленьком детском обществе, объединенном совместными играми, создаются сложные взаимоотношения. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждого ребенка сделать активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами [3].

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Выделяются следующие компоненты культуры поведения: культура деятельности; культура общения; культурно-гигиенические навыки и привычки.

Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек может служить основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. Основной смысл его заключается в том, что

детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о младших, старших, воспитывают правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.

Воспитание культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений пристальное внимание необходимо уделять решению задач воспитания культуры общения. Одной из составляющих культуры общения является речевой этикет.

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально-экономических условий и культурно-идеологических ориентации, нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Как указывает Н.И. Формановская, речевой этикет - это этикет, т.е. правила, обхождения людей друг с другом, воплощенный в речи. Это приветствие и прощание, обращение, благодарность и извинение и многие другие речевые проявления этикета.

По мнению И.Н. Курочкиной, речевой этикет - это совокупность правил, опирающихся на речевые средства проявления уважения к людям.

К проблеме исследования речевого этикета у взрослых и детей обращались такие ученые, как А.А. Акишина, Б.В. Бушелева, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская и другие. Они рассматривали речевой этикет не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении и способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений.

Культура поведения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса - воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.

При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра - одно из наиболее эффективных средств формирования навыков культуры общения детей и в частности, навыков речевого этикета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - М. : Дрофа, 2010. - 176 с.

2. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. - М. : Академия развития, 2006. - 160 с.

3. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре /Д.В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 2005. -422 с.

4. Микляева, Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. - М. : Айрис-Пресс, 2009. - 208 с.

5. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М. : Лада, 2005. - 195 с.

6. Сыроватская, Н.И. Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников / Н.И. Сыроватская // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 2. - С. 62-63.

УДК 373.1

Л.Г. Касьянова, г. Шадринск

Направления профессиональной деятельности педагогических работников ДОО в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

В статье раскрываются некоторые аспекты организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОО в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, рассматриваются направления профессиональной деятельности педагогов ДОО для осуществления художественно-эстетического развития детей.

Художественно-эстетическое воспитание, художественно-эстетическое развитие, профессиональные функции педагогов, дети дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.