Научная статья на тему 'Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков речевого этикета в старшем дошкольном возрасте'

Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков речевого этикета в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1442
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Заграничнова Марина Юрьевна

В статье рассмотрены возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков речевого этикета в старшем дошкольном возрасте. Раскрыто понятие «речевой этикет», «игра», «сюжетно-ролевая игра». Показана соотнесенность речевого этикета с нравственной категорией развития личности дошкольника. Выделены особенности формирования навыков речевого этикета в сюжетно-ролевой игре. Отмечена роль сюжетно-ролевых игр в усвоении детьми старшего дошкольного возраста элементарных нравственных норм и речевого этикета. Перечислены ситуации и ориентировочные сюжеты для игр, значимые для формирования навыков речевого этикета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Заграничнова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков речевого этикета в старшем дошкольном возрасте»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

ВОЗМОЖНОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1 2 Зотова И.В. , Заграничнова М.Ю.

1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;

2Заграничнова Марина Юрьевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены возможности сюжетно-ролевой игры в формировании навыков речевого этикета в старшем дошкольном возрасте. Раскрыто понятие «речевой этикет», «игра», «сюжетно-ролевая игра». Показана соотнесенность речевого этикета с нравственной категорией развития личности дошкольника. Выделены особенности формирования навыков речевого этикета в сюжетно-ролевой игре. Отмечена роль сюжетно-ролевых игр в усвоении детьми старшего дошкольного возраста элементарных нравственных норм и речевого этикета. Перечислены ситуации и ориентировочные сюжеты для игр, значимые для формирования навыков речевого этикета.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, дети дошкольного возраст, речевой этикет, нравственные нормы.

УДК 373.13

Современные государственные документы в области дошкольного образования особое внимание уделяют игре как ведущему виду деятельности, основной форме организации образовательной работы. В Федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Министерством образования и науки РФ 20 июля 2011 г. № 2151) в группе требований к учебно-материальному обеспечению отмечается необходимость «...построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра» [6; 7].

В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности, сущность которого состоит в отображении и моделировании социальной, предметной и природной действительности в условных ситуациях.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра имеет социальный характер, так как ее содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений между людьми: «Игра социальна по своему содержанию именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе» [8].

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиции современного этикета. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Использование сюжетно-ролевых игр способствует оптимальной возможности воспитания основ вежливости, одной из форм которой является владение навыками речевого этикета в процессе взаимодействия с окружающими.

Речевой этикет это совокупность правил поведения и общения, которые реализуются при определенных обстоятельствах, и выражается в системе устойчивых формул и выражений. Основу речевого этикета составляет речевые формулы, которые можно разделить на три типа: речевые формулы для начала общения; речевые формулы, применяемые в процессе общения; речевые формулы для окончания общения [2].

Вопросы овладения категориями вежливости и речевым этикетом у детей старшего дошкольного возраста нашли разработку в трудах отечественных педагогов и психологов А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Л.И. Божович, Н.Д. Левитова, А.А. Люблинской, Е.И. Радиной,

B.А. Горбачевой, Я.3. Неверович, Л.П. Васильевой-Гангус, Л.Ф. Островской,

C.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, О. Ю. Безгиной, Р.С. Буре др.

Некоторые аспекты особенностей содержания и организации процесса игры как средства воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Д.Б. Эльконина, Д.А. Виноградовой, С.Н. Карповой, Л.Г. Лысюк, З. М. Богуславской, О.Е. Смирновой и др.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Многочисленные исследования отечественных специалистов в области дошкольного образования (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджирицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.) доказывают, что игре, как любому другому виду деятельности, ребенка необходимо обучать. Без целенаправленного руководства игра не может выполнить функцию воспитания, поскольку ее основные структурные элементы (сюжет, роли, правила, действия) осваиваются в процессе специально организованного обучения. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными [1].

Ребенок - дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря и влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка [3].

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка старшего дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

В.С. Мухина указывает на то, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка» [5, с. 72].

В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

В группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно влияют на развитие личности ребенка.

В исследованиях Л.Г. Лысюк рассматривается усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях: 1) в вербальном плане; 2) в реальных житейских ситуациях; 3) в отношениях по поводу игры; 4) в сюжетно-ролевых отношениях.

Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм и речевого этикета имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников [4].

Именно использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения, вежливости, речевого этикета а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги и т.д.

Сюжетов для игры может быть много, ведь речевой этикет нужен во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в садике; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; в ежедневном общении и т.д.

Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах.

Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения, воспитания культуры поведения в целом.

Успех воспитания различных нравственных качеств - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.

Таким образом, использование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста влияют на формирующуюся личность ребенка с целью развития и формирования положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника, а самое главное развитие нравственных качеств, культуры поведения, и в частности усвоения правил речевого этикета.

Список литературы

1. Алексеева М.М.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 400 с.

2. Зотова И.В. Особенности процесса формирования этикетного речевого развития у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Зотова, З.Д. Четверикова // Наука, техника и образование. М.: «Проблемы науки», 2017. № 5 (35). С. 49-52.

3. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры [Текст] / Н.А. Купина, Богуславская Н.Е. М., 1992. 176 с.

4. Лысюк Л.Г. Различные планы взаимодействий детей в игровой деятельности [Текст] / Л.Г. Лысюк. М., 1990. 210 с.

5. Мухина В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А. Венгера. М.: «Просвещение», 1985. 272 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы (от 06.10. 2009 № 373) [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/news/2014.08/news_0608. html, свободный/ (дата обращения: 25.03.2017).

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Правовая навигационная система «Кодексы и законы РФ». Режим доступа: http://www.zakomf.info/zakom-ob-obrazovanii-v-f/, свободный/ (дата обращения: 25.03.2017).

8. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. М: Просвещение, 1999. 300 с.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФАКУЛЬТЕТАХ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Сотволдиев А.Ю.

Сотволдиев Абдулхошим Юлдашович - доцент, факультет допризывного военного образования, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье отражены особенности учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения при ВОУ Республики Узбекистан, а именно подготовка офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях педагогической направленности. Содержит рекомендации научной организации учебно-воспитательного процесса на факультетах военного обучения, активизации познавательной деятельности студентов в интересах военной подготовки, мобилизующей внимание и способности студентов. Статья интересна для руководства факультета военного обучения, а также преподавательского состава факультетов военного обучения высших образовательных учреждений. Ключевые слова: положение, особенности, противоречий, резерв, процессе обучения, специальность, факультетах военного обучения, специфические условия, социально-психологический, направленность, научной организации, личность, учебно-воспитательный процесс, эмоциональный настрой, оптимизации, интенсификации.

В соответствии с законом Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» согласно статье 16 предусмотрена подготовка офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях. Подготовка офицеров резерва и запаса из числа студентов высших образовательных учреждений осуществляется в создаваемых в них учебных подразделениях военной подготовки (военные кафедры, циклы и факультеты) [1, с. 150].

В сложной международной обстановке правительство Узбекистана принимает действенные меры по укреплению экономического и оборонного могущества государства.

Наряду с этим важное место в деле дальнейшего повышения боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Республики Узбекистана занимает подготовка высококвалифицированных военных кадров, в том числе офицеров резерва и запаса из числа воннообязанных студентов на военных кафедрах гражданских вузов. (далее - ВОУ)

Выработанные в течение с высшее столетий организация, структура и функции системы военной в том числе вневойсковой, подготовки обеспечивали и сейчас обеспечивают достижение большинства военно-политических целей многих государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.