Научная статья на тему 'Южетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста'

Южетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Дурицкая Валентина Сергеевна

В статье рассмотрены особенности формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Раскрыты понятия «коммуникативные способности», «сюжетно-ролевая игра». Выделены особенности влияния сюжетно-ролевой игры на развитие различных психических процессов, в том числе и их влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Отмечена двухсторонняя взаимосвязь между речью, коммуникативным взаимодействием и игрой. Показана направленность сюжетно-ролевых игр на развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в различных жизненных ситуациях. Показано влияние сюжетно-ролевых игр на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развитие навыков конструктивного общения, умение слушать и слышать сверстника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Дурицкая Валентина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Южетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

5. Не существует и, наверно, никогда не будет существовать единый метод обучения, удовлетворяющий все возможные индивидуальные стили учебной деятельности.

Только тогда, когда система оценивания будет учитывать всё многообразие различий в индивидуальных стилях учебной деятельности, оценки будут точно и надежно отражать уровни обученности учащихся. Это вовсе не значит, что не нужна система стандартизации уровней компетенции, которая формирует критерии педагогического оценивания. Проблема - в другом: как лучше, справедливее и надежнее оценить уровень компетенции каждого отдельного учащегося.

Список литературы

1. Ливер Бетти Лу. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000. 198 с.

2. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. 224 с.

3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Дурицкая В.С.

1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;

2Дурицкая Валентина Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Раскрыты понятия «коммуникативные способности», «сюжетно-ролевая игра». Выделены особенности влияния сюжетно-ролевой игры на развитие различных психических процессов, в том числе и их влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Отмечена двухсторонняя взаимосвязь между речью, коммуникативным взаимодействием и игрой. Показана направленность сюжетно-ролевых игр на развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в различных жизненных ситуациях. Показано влияние сюжетно-ролевых игр на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развитие навыков конструктивного общения, умение слушать и слышать сверстника.

Ключевые слова: коммуникативные способности, общение, взаимодействие, игра, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, дети дошкольного возраста.

УДК 373.13

Формирование коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми, а именно коммуникация выступает самым мощным средством такого взаимодействия.

Особенно эта проблема становится важной с учетом того обстоятельства, что в дошкольном возрасте с помощью коммуникации происходит активное формирование основных структурных компонентов личности ребенка.

49

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях М.С. Кагана, Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А. Валлона, И. Лингарта и др.

В научных исследованиях Б.М. Теплова отражена структура, понятие о способностях, что в дальнейшем послужило основой для новых исследований И.Р. Алтуниной, А.А. Бодалева, Г.С. Васильева, Э.А. Голубевой, В.В. Кольцовой,

A.А. Кидрона, К.К. Платонова и др.

В данных научных исследованиях авторы дают определение понятия, так же рассматривается функциональная структура и методы исследования коммуникативных спосоьностей. Проблемой формирования коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников занимались также С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк.

Под коммуникативными способностями понимается комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и способности, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения.

Коммуникативные способности в развитии ребенка-дошкольника играют ведущую роль. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение [1].

В работах данных исследователей аккумулировался подход к пониманию коммуникативных навыков как сложных и осознанных коммуникативных действий детей и учащихся, помогающих правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Общение и взаимодействие дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и игровой. В период дошкольного возраста игра - ведущий вид деятельности детей, в ней отображаются особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, их взаимодействия и взаимоотношения. Так как ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то соответственно и формирование коммуникативных способностей должно проходить посредством игровой деятельности детей.

Проблема формирования навыков общения в процессе игровой деятельности поднималась учеными - психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой,

B.C. Мухиной. В 70 - 80-е годы XX века актуальным оставался вопрос о роли взрослого в игровом обучении навыкам общения. Проблему целенаправленного руководства игровой деятельностью дошкольников разрабатывали Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова и др. Они изучали предпосылки, педагогические условия и средства формирования положительных, дружеских взаимоотношений в игре.

Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста, представляющая собой деятельность, в процессе которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме воспроизводят отношения взрослых [3].

Сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для коммуникативного развития детей.

В игровой деятельности у детей дошкольного возраста формируются умения в области общения. В совместной игре у детей возникает потребность в обмене высказываниями, возникает инициативный диалог, который способствует

согласованию и регуляции любой совместной детской деятельности. Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: когда деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения формируются лучшим образом.

Большой вклад игра вносит в развитие речевых функций, реализуемых в процессе коммуникации и общения, возникающих в ходе коллективной игры. Она дает ребенку возможность эмоционально- насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений, создает условия для самооценки и самоутверждения, переживания «ситуации успеха», получения признания сверстников.

Необходимо отметить, что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в процессе игры, а с другой - сама игра формируется и протекает под влиянием развития речи. Использование в игре речи помогает ребенку понять свои мысли и чувства, а также партнера по взаимодействию, согласовывать с ним свои действия. Через игру происходит становление всех механизмов личностного развития: социальной ориентации, нормативной регуляции поведения, подражания, эмоциональной идентификации, рефлексии.

Сюжетно-ролевые игры направлены на развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в различных жизненных ситуациях. Также они оказывают влияние на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развития навыков конструктивного общения, умения слушать и слышать сверстника, умения получать радость от общения, умения понятно выражать свои чувства и мысли, повышение терпимости к чужому поведению, чувствам, мнениям, идеям и пр. [3].

Одной из целей многих сюжетно-ролевых игр является развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Для формирования коммуникативных способностей у дошкольников воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, учить его навыкам эффективного игрового взаимодействия с партнером на доступном для него уровне.

Таким образом, в процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, ребенок усваивает социальный опыт, систему социальных связей и отношений. Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование всех психических процессов дошкольника, способствует развитию речи, воображения. Те есть является эффективным методом для развития коммуникативных способностей в дошкольном возрасте.

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования. Игра, в свою очередь, является ведущим средством воспитания детей дошкольного возраста, ее можно использовать для развития форм общения и формирования коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры, коммуникативных способностей.

Список литературы

1. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского

сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. М.: Просвещение, 1992. 143 с.

2. Зотова И.В. Особенности межличностыных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, М.С. Умерова // Наука, техника и образование. М.: «Проблемы науки», 2017. № 5 (35). С. 57-60.

3. ЭльконинД.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: Владос, 1999. 360 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ В ОБУЧЕНИИ

ГЕОМЕТРИИ Гойибназарова Г.Н.

Гойибназарова Гулнора Норматовна - доцент, кафедра методики преподавания математики, факультет физико-математический, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: использование компьютерных технологий позволит сделать процесс обучения более эффективным. С внедрением компьютера на уроках геометрии появляется необходимость добавления необходимых умений и навыков, внедрения в процесс обучения специализированных компьютерных программ. Решению этих проблем посвящена данная статья.

Ключевые слова: компьютеризация образования, компьютерные технологии, учебно-технологические умения, компьютерные программы, моделирование фигур.

Применение компьютера в процессе обучения, по существу, представляет формирующий эксперимент, направленный на изучение и развитие новых качеств личности.

Важным для современного периода компьютеризации образования является осознание того факта, что использование компьютерных технологий позволит сделать процесс обучения более эффективным, если их применять как инструмент познания, а не передачи знаний.

С внедрением компьютера на уроках геометрии появляется необходимость добавления учебно-технологических умений, которые включают в себя следующие умения и навыки:

• набирать текст в среде текстового редактора;

• выполнять основные операции над текстом в среде текстового редактора;

• сохранять информацию на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

• строить изображения в среде графического редактора;

• создавать расчетную электронную таблицу в среде табличного процессора;

• редактировать содержимое расчетной таблицы в среде табличного процессора;

• работать с гипертекстом, звуком, графикой в среде мультимедийных программ и т.д.

Указанные умения являются сложными по своему составу и включают в себя ряд

простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно. Как одним из первых этапов, предлагаем использование осуществления контроля знаний используя тестирующие программы. Как правило, источником тестов могут служить мультимедиа компакт диски с обучающими программами типа электронный учебник-справочник.

Помимо этого, существуют специализированные компьютерные программы (приложения), так называемые генераторы тестов, которые позволяют создавать тестирующие программы. В этом случае учитель самостоятельно программирует ход тестирования и вопросы теста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.