5. Не существует и, наверно, никогда не будет существовать единый метод обучения, удовлетворяющий все возможные индивидуальные стили учебной деятельности.
Только тогда, когда система оценивания будет учитывать всё многообразие различий в индивидуальных стилях учебной деятельности, оценки будут точно и надежно отражать уровни обученности учащихся. Это вовсе не значит, что не нужна система стандартизации уровней компетенции, которая формирует критерии педагогического оценивания. Проблема - в другом: как лучше, справедливее и надежнее оценить уровень компетенции каждого отдельного учащегося.
Список литературы
1. Ливер Бетти Лу. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000. 198 с.
2. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. 224 с.
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Дурицкая В.С.
1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;
2Дурицкая Валентина Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Раскрыты понятия «коммуникативные способности», «сюжетно-ролевая игра». Выделены особенности влияния сюжетно-ролевой игры на развитие различных психических процессов, в том числе и их влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Отмечена двухсторонняя взаимосвязь между речью, коммуникативным взаимодействием и игрой. Показана направленность сюжетно-ролевых игр на развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в различных жизненных ситуациях. Показано влияние сюжетно-ролевых игр на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развитие навыков конструктивного общения, умение слушать и слышать сверстника.
Ключевые слова: коммуникативные способности, общение, взаимодействие, игра, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, дети дошкольного возраста.
УДК 373.13
Формирование коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми, а именно коммуникация выступает самым мощным средством такого взаимодействия.
Особенно эта проблема становится важной с учетом того обстоятельства, что в дошкольном возрасте с помощью коммуникации происходит активное формирование основных структурных компонентов личности ребенка.
49
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях М.С. Кагана, Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А. Валлона, И. Лингарта и др.
В научных исследованиях Б.М. Теплова отражена структура, понятие о способностях, что в дальнейшем послужило основой для новых исследований И.Р. Алтуниной, А.А. Бодалева, Г.С. Васильева, Э.А. Голубевой, В.В. Кольцовой,
A.А. Кидрона, К.К. Платонова и др.
В данных научных исследованиях авторы дают определение понятия, так же рассматривается функциональная структура и методы исследования коммуникативных спосоьностей. Проблемой формирования коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников занимались также С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк.
Под коммуникативными способностями понимается комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и способности, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения.
Коммуникативные способности в развитии ребенка-дошкольника играют ведущую роль. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение [1].
В работах данных исследователей аккумулировался подход к пониманию коммуникативных навыков как сложных и осознанных коммуникативных действий детей и учащихся, помогающих правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Общение и взаимодействие дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и игровой. В период дошкольного возраста игра - ведущий вид деятельности детей, в ней отображаются особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, их взаимодействия и взаимоотношения. Так как ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то соответственно и формирование коммуникативных способностей должно проходить посредством игровой деятельности детей.
Проблема формирования навыков общения в процессе игровой деятельности поднималась учеными - психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой,
B.C. Мухиной. В 70 - 80-е годы XX века актуальным оставался вопрос о роли взрослого в игровом обучении навыкам общения. Проблему целенаправленного руководства игровой деятельностью дошкольников разрабатывали Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.И. Щербакова и др. Они изучали предпосылки, педагогические условия и средства формирования положительных, дружеских взаимоотношений в игре.
Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста, представляющая собой деятельность, в процессе которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме воспроизводят отношения взрослых [3].
Сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для коммуникативного развития детей.
В игровой деятельности у детей дошкольного возраста формируются умения в области общения. В совместной игре у детей возникает потребность в обмене высказываниями, возникает инициативный диалог, который способствует
согласованию и регуляции любой совместной детской деятельности. Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: когда деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения формируются лучшим образом.
Большой вклад игра вносит в развитие речевых функций, реализуемых в процессе коммуникации и общения, возникающих в ходе коллективной игры. Она дает ребенку возможность эмоционально- насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений, создает условия для самооценки и самоутверждения, переживания «ситуации успеха», получения признания сверстников.
Необходимо отметить, что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в процессе игры, а с другой - сама игра формируется и протекает под влиянием развития речи. Использование в игре речи помогает ребенку понять свои мысли и чувства, а также партнера по взаимодействию, согласовывать с ним свои действия. Через игру происходит становление всех механизмов личностного развития: социальной ориентации, нормативной регуляции поведения, подражания, эмоциональной идентификации, рефлексии.
Сюжетно-ролевые игры направлены на развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в различных жизненных ситуациях. Также они оказывают влияние на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развития навыков конструктивного общения, умения слушать и слышать сверстника, умения получать радость от общения, умения понятно выражать свои чувства и мысли, повышение терпимости к чужому поведению, чувствам, мнениям, идеям и пр. [3].
Одной из целей многих сюжетно-ролевых игр является развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Для формирования коммуникативных способностей у дошкольников воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, учить его навыкам эффективного игрового взаимодействия с партнером на доступном для него уровне.
Таким образом, в процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, ребенок усваивает социальный опыт, систему социальных связей и отношений. Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование всех психических процессов дошкольника, способствует развитию речи, воображения. Те есть является эффективным методом для развития коммуникативных способностей в дошкольном возрасте.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования. Игра, в свою очередь, является ведущим средством воспитания детей дошкольного возраста, ее можно использовать для развития форм общения и формирования коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры, коммуникативных способностей.
Список литературы
1. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского
сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. М.: Просвещение, 1992. 143 с.
2. Зотова И.В. Особенности межличностыных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, М.С. Умерова // Наука, техника и образование. М.: «Проблемы науки», 2017. № 5 (35). С. 57-60.
3. ЭльконинД.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: Владос, 1999. 360 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ В ОБУЧЕНИИ
ГЕОМЕТРИИ Гойибназарова Г.Н.
Гойибназарова Гулнора Норматовна - доцент, кафедра методики преподавания математики, факультет физико-математический, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: использование компьютерных технологий позволит сделать процесс обучения более эффективным. С внедрением компьютера на уроках геометрии появляется необходимость добавления необходимых умений и навыков, внедрения в процесс обучения специализированных компьютерных программ. Решению этих проблем посвящена данная статья.
Ключевые слова: компьютеризация образования, компьютерные технологии, учебно-технологические умения, компьютерные программы, моделирование фигур.
Применение компьютера в процессе обучения, по существу, представляет формирующий эксперимент, направленный на изучение и развитие новых качеств личности.
Важным для современного периода компьютеризации образования является осознание того факта, что использование компьютерных технологий позволит сделать процесс обучения более эффективным, если их применять как инструмент познания, а не передачи знаний.
С внедрением компьютера на уроках геометрии появляется необходимость добавления учебно-технологических умений, которые включают в себя следующие умения и навыки:
• набирать текст в среде текстового редактора;
• выполнять основные операции над текстом в среде текстового редактора;
• сохранять информацию на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
• строить изображения в среде графического редактора;
• создавать расчетную электронную таблицу в среде табличного процессора;
• редактировать содержимое расчетной таблицы в среде табличного процессора;
• работать с гипертекстом, звуком, графикой в среде мультимедийных программ и т.д.
Указанные умения являются сложными по своему составу и включают в себя ряд
простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно. Как одним из первых этапов, предлагаем использование осуществления контроля знаний используя тестирующие программы. Как правило, источником тестов могут служить мультимедиа компакт диски с обучающими программами типа электронный учебник-справочник.
Помимо этого, существуют специализированные компьютерные программы (приложения), так называемые генераторы тестов, которые позволяют создавать тестирующие программы. В этом случае учитель самостоятельно программирует ход тестирования и вопросы теста.