ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНИКА: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 1 2 Амет-Уста З. , Сапон Н.
1Амет-Уста ЗаремаРемзиевна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Сапон Наталия Николаевна - магистрант, кафедра дошкольного образования и педагогики, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в данной статье мы исследуем проблему коммуникативных умений современных дошкольников, выделяем имеющиеся в научной литературе противоречия. Рассматриваем и характеризуем деятельность педагогов ДОО по обеспечению необходимых условий для формирования коммуникативных способностей дошкольников. Рассматриваем педагогические условия выработки коммуникативных навыков у дошкольников средствами коллективной работы.Подчеркиваем, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством для повышения и развития коммуникативных навыков и умений. Ключевые слова: коммуникативные умения, педагогические условия, развитие, сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный возраст.
УДК 378
Актуальность исследования проблемы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возрастаобусловлена содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, которая направлена на освоение детьми первоначальных представлений социального характера и овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с психологическими педагогическими исследованиями, федеральным государственным образовательным стандартом, у нынешних детей дошкольного возраста остается актуальным вопрос развития коммуникативных умений, который на сегодняшний день остается не в полной мере разработанным и включает такие противоречия:
- признание значения детских коммуникативных умений, в качестве субъекта коммуникативной работы, неразработанности методических методов развития таких умений, согласно требованиям стандартов;
- потенциальные возможности сюжетных ролевых игр в развитии детских коммуникативных умений, уровень теоретического обоснования;
- необходимость, обозначенная в нормативной документации, недостаточное применение педагогических возможностей игровой работы.
Вышеуказанные противоречия, разработанность не в полной мере исследуемого вопроса определили установление тематики работы.
Цель статьи - изучить актуальность проблемы и педагогические условия коммуникативных умений старших дошкольников.
Г.М. Андреева [1], А.Г. Арушанова [2],А.А. Леонтьев [5], Т.А. Репина [7] и другие авторы исследовали специфику коммуникативных умений у дошкольников, чтобы определить наиболее эффективные условия их развития.
О.А. Медведева отмечает что: организационно-педагогические условия -совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач, совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [6].
Коммуникативные навыки у дошкольников по словам Л.Г. Соловьевой формируются средствами групповой работы, реализующейся как ведущий вид работы - игровой. Данные навыки следует формировать еще в раннем детстве, когда дети пластичны, гибки, способны воспринимать информацию лучше. При разработке таких навыков следует учитывать возраст, его особенности, формировать положительные условия: свободная, непринужденная обстановка, которая содействует детской коммуникации [4].
В рамках экспериментального исследования по выработке коммуникативных навыков у дошкольников в игровой работе, необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу, и тем самым обеспечивать его эффективность.
В законе «Об образовании» приводится принцип вариативности в отборе методов, форм, образовательных технологий, который предоставляет возможность педагогами дошкольных структур применять наиболее наилучший, с их позиции, вариант, выстраивать педагогический процесс по определенной модели [10].
Данный отбор предусматривает предельное открытие творческого потенциала педагогов, содействует становлению инициативности, порождает применение нынешних компонентов, наиболее действенных образовательных методов, к постижению разных технологий.
Рассмотрим деятельность педагогов ДОО по обеспечению необходимых условий для формирования коммуникативных способностей дошкольников по мнению А. Сиротюк (рис. 1).
стнмулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций
устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей
организация: предметно-пространственной среды
мотивирование ребенка к
выражению своих мыслей, чувств, эмоций,
характд)ных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения:
Деятельность педагогов ДОО по обеспечению условий развития коммуникативных способностей
обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и само стоятельной деятельностью детей
создание для детей ситуаций коммуникативной успешности
моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками
Рис. 1. Деятельность педагогов ДОО по обеспечению необходимых условий для формирования коммуникативных способностей дошкольников [8]
Рассмотрим более подробно педагогические условия выработки коммуникативных навыков у дошкольников средствами коллективной работы.
Первым педагогическим условием выступает применение различных форм организации процесса образования, которые воздействуют на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Изучим его сущность.
Формы организации каждодневной игровой деятельности, в процессе педагогики делятся на такие группы: сюжетные ролевые игры, игры с правилами, в процессе которых дети дошкольного возраста учатся активно слушать, сотрудничать, перерабатывать данные, верно говорить.
Формами организации деятельности детей дошкольного возраста, которые считаются значительными потенциальными возможностями для разработки коммуникативных навыков, выступают коллективные игры.
На становление коммуникативных способностей у дошкольников старшего возраста существенное воздействие оказывает сюжетная ролевая игра. Дети начинают осознавать, ориентироваться в основаниях определенных человеческих поступков. При рассмотрении системы отношений людей, они начинают понимать свое место в такой системе.
Игра оказывает стимулирование становления детской познавательной сферы. При разыгрывании фрагментов действительной взрослой жизни, дети раскрывают новейшие стороны окружающей реальности.
Губанова Н.Ф. подметила, что игра воспитывает дошкольников. В ходе действительных взаимоотношений, которые разворачиваются касательно игры дошкольники обучаются учитывать интересы товарищей, переживать им, нести вклад в единое дело [3].
В ролевых играх общение протекает на таких уровнях: ролевые взаимоотношения, действительные отношения.
В коллективной игровой работе регулярно протекает переход с одного на другой уровень - при переходе на уровень ролевых отношений, дошкольники изменяют голос, манеры, интонации, что показывает на то, что дети четко делят действительные и ролевые отношения, данные отношения нацелены на единое дело - игру.
Жуковская Р.И., Усова А.П., подметили, что в сюжетных ролевых играх формируются положительные условия с целью развития навыков общения, будущего процесса личностной социализации, благополучного внедрения во взрослых мир [9].
Существенное воздействие на развитие коммуникативных способностей оказывает развивающая предметная, пространственная среда, включающая организацию, в частности, сюжетные ролевые детские игры.
Вывод. Таким образом, сюжетные ролевые игры содействуют детской коммуникации в игровой работе, оказывают содействие в применении невербальных средств общения, развитии умений вступления в беседу, ведение, поддерживание и окончание ее.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М., 2016. 256 с.
2. Арушанова А.Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников / А.Г. Арушанова, В.В. Коннова, Е.С. Рычагова // Детский сад от А до Я: журнал. 2014. №5. С. 22-38.
3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа: учебное пособие / Н.Ф.Губанова. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 144 с.
4. Игра и развитие ребенка: хрестоматия / сост.: Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. Архангельск: Поморский университет, 2015. 551 с.
5. Леонтьев А.А. Психология общения: учебник /А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2008. 368 с.
6. Медведева О.А. Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами совместной деятельности / О.А. Медведева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vospitatelds.rU/categories/2/articles/552/ (дата обращения: 16.06.2019).
7. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада (опыт социально-психологического исследования) / Т.А. Репина. М., 1978. 193 с.
8. Сиротюк А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. 2015. № 6. С. 6-7.
9. Усова А.П. Об организации обучения дошкольников: учебное пособие / А.П.Усова. 11-е изд. М: Сфера,2011. 206 с.
10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция).
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО
САДА В РАЗВИТИИ КОНСТРУКТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
1 2 Альчикова А.С. , Зотова И.В.
1Альчикова Айше Сейдалиевна - студент; 2Зотова Ирина Васильевна - научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, факультет психологии и педагогического образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в статье аргументируется важность сотрудничества дошкольных учреждений с семьями воспитанников и необходимость методической разработки данного взаимодействия.
А.С. Макаренко утверждал, что в воспитании участвует всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. А из людей , в первое место в воспитании занимают -родители и педагоги»[1].
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязует работников сферы дошкольного образования совершенствовать различные формы взаимодействия с семьями воспитанников так как система образования должна ориентироваться на реальные потребности потребителей образовательных услуг.
Ключевые слова: воспитание, семья, родители, педагоги, дошкольные учреждения, методическая поддержка, руководство ДОУ.
Постановка проблемы. Воспитание ребёнка в семье всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького человека. И каким вырастет ребёнок, в большой степени зависит именно от семьи.
В дошкольной педагогике организация сотрудничества с семьёй является одной из актуальных проблем как основная составляющая воспитательно-образовательного процесса. Оставив ребенка на целый день в детском саду, многие родители считают, что там его всему научат. Но они не понимают, что ни один, даже самый лучший, педагог не заменит ребенку родителей. Ведь ребенок прежде всего впитывает в себя поведение и образ жизни его семьи. Поэтому для воспитания полноценной и успешной личности необходимо взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого совместного сотрудничества должнылечь одинаковые