Научная статья на тему 'Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры'

Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1789
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Моисиди Жанна Николаевна

В статье рассмотрены особенности социально-коммуникативного развития дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Раскрыто понятие социально-коммуникативного развития с учетом проанализированной научно-методической литературы и нормативной документации, которое понимается как вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности. Показано, что значительное влияние на социально-коммуникативную компетентность ребенка оказывает сюжетно-ролевая игра с ее специфической структурой реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Моисиди Жанна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Зотова И.В.1, Моисиди Ж.Н.2

'Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;

2Моисиди Жанна Николаевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности социально-коммуникативного развития дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Раскрыто понятие социально-коммуникативного развития с учетом проанализированной научно-методической литературы и нормативной документации, которое понимается как вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности. Показано, что значительное влияние на социально-коммуникативную компетентность ребенка оказывает сюжетно-ролевая игра с ее специфической структурой реализации.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, коммуникация, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, дети дошкольного возраста.

УДК 373.34

Дошкольный возраст является начальным этапом социального развития ребенка, поскольку именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности: ключевые социальные навыки, социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми, нравственные ценности и установки, направленные на усвоение традиций общества, культуры, среды в которой ребенок растет.

Одним из основных принципов дошкольного образования, выдвинутых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., является принцип обогащения (амплификации) детского развития. Основными направлениями развития дошкольника по ФГОС являются: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Следовательно, одним из приоритетных направлений развития дошкольника разработчики ФГОС ДО признают социально-коммуникативное [7].

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре.

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.С. Кагана, Д.Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями - Л.Н. Галигузовой, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и др. [2].

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [3].

126

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности воспитательно-образовательной работы по социальному развитию ребенка дошкольного возраста, которая позволит успешно адаптироваться дошкольнику не только к школе, но и к окружающему его миру. Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром.

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра - самая естественная деятельность детей. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно-ролевая игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [5].

Сюжетно-ролевая игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, оказывает значительное влияние на социально-коммуникативную компетентность ребенка. В ней ребенок познает суть человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей, начинает их оценивать, анализировать, высказывать свою точку зрения. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней, отстаивать право на определенное место, выяснять причины происходящего.

Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте занимались многие ученые: Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая. Тема развития сюжетно-ролевой игры является актуальной и в наше время, так как игра определяет развитие всех сторон личности ребенка. Как утверждал Л.С. Выготский: игра является источником развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенка. Именно в данном виде деятельности ребенок раскрывает себя, развивает навыки коммуникации и активно реализует их во взаимодействии с окружающими [1].

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности ра звития коммуника тивных умений. Ребенок может ра звить не только речевые умения, но и на учиться игра ть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созда нной под руководством воспита теля, созда ется нова я жизненна я ситуа ция, в которой ребенок стремится полнее реа лизова ть формирующуюся с возра стом потребность в общении с другими детьми [ 6].

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Таким образом, возникает общение, направленное на партнера (сначала - взрослого, а затем - сверстника) [4].

Для развития сюжета игры и социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников целесообразно проводить игры-придумывания. Дети сами придумывают сюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результате дошкольники могут реализовать свои социально-коммуникативные возможности и взаимодействовать. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события); умению комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры [5].

Таким образом, роль сюжетно-ролевойигры в формировании и развитии социально-коммуникативной компетенции и взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми чрезвычайно велика, она является источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает обогащение знаниями, нужными для проведения этих игр, обеспечение соответствующими атрибутами, а также учет интересов детей, нельзя навязывать им игры, можно только стимулировать желание играть, для этого создавать все необходимые условия.

127

Список литературы

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. М., 1956. 448 с.

2. Зотова И.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Д.В. Могилка // Проблемы современной науки и образования. М.: «Проблемы науки», 2017. № 17 (99). С. 78-81.

3. Зотова И.В. Особенности развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников / И.В. Зотова, О.Г. Фирюлина // Проблемы современной науки и образования. Иваново. Проблемы науки, 2017. № 18 (100). С. 78-83.

4. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности / А.А. Леонтьев. М.: «Высшая школа», 2007. 98 с.

5. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. 2-е изд., испр. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 39 с.

6. Тверитина Е.И., Барсукова Л.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильева. М., 1986. 236 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание, 2014. № 2. С. 4-18.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Федяева М.В.1, Федяева А.В.2

'Федяева Мария Вадимовна — магистрант;

2Федяева Анна Вадимовна — магистрант, кафедра генетики, биологический факультет, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,

г. Саратов

Аннотация: в статье рассматривается необходимость реализации межпредметных связей биологии с общественными науками для повышения познавательной активности у учащихся социально-экономического профиля.

Ключевые слова: методика преподавания биологии, межпредметные связи, социально-экономический профиль.

Современный урок биологии сложно представить без реализации межпредметных связей. ФГОС ООО предусматривает формирование не только предметных но и метапредметных и личностных результатов. Важно не только дать знания по каждому отдельному предмету, но и привести их в общую систему, показать взаимосвязи в разных областях наук, сформулировать целостную картину мира. Поэтому использование межпредметных связей становится ключевым моментом для успешной реализации ФГОС.

В связи с введение системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, мы сталкиваемся с проблемой относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам.

Это закономерно ведет к тому, что сокращается познавательная активность учащихся на предметах, не входящих в выбранный профиль. Учащиеся регулярнее посещают и активнее работают на уроках по профильным предметам. Это абсолютно логично, ведь ученики сами выбрали данные предметы для сдачи ЕГЭ а значит планируют связать с этой областью знаний свою будущую профессию.

Для учащихся в классах не естественно-научной направленности характерна довольно низкая заинтересованность биологией. У них отсутствует интерес к предмету, иногда может возникать нежелание посещать уроки и тем более выполнять домашние задания - многие хотят использовать это время для усиленной подготовки к профильным предметам.

В связи с этим перед учителем ставиться задача не только дать необходимый минимум знаний предусмотренных учебной программой, но и повысить познавательную активность учащихся, мотивировать их на систематическое посещение уроков. А также показать значимость и необходимость естественно-научных знаний в жизни каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.