Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.
При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра - одно из наиболее эффективных средств формирования навыков культуры общения детей и в частности, навыков речевого этикета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - М. : Дрофа, 2010. - 176 с.
2. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. - М. : Академия развития, 2006. - 160 с.
3. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре /Д.В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 2005. -422 с.
4. Микляева, Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. - М. : Айрис-Пресс, 2009. - 208 с.
5. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М. : Лада, 2005. - 195 с.
6. Сыроватская, Н.И. Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников / Н.И. Сыроватская // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 2. - С. 62-63.
УДК 373.1
Л.Г. Касьянова, г. Шадринск
Направления профессиональной деятельности педагогических работников ДОО в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
В статье раскрываются некоторые аспекты организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОО в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, рассматриваются направления профессиональной деятельности педагогов ДОО для осуществления художественно-эстетического развития детей.
Художественно-эстетическое воспитание, художественно-эстетическое развитие, профессиональные функции педагогов, дети дошкольного возраста.
L.G. Kasyanova, Shadrinsk
Areas of professional activity of pedagogical staff of the kindergarten in the implementation of the educational area "Artistic and aesthetic
development"
The article reveals some aspects of organization of artistic and aesthetic development ofpreschool children in kindergarten in the conditions of realization of Federal state educational standard of preschool education that addresses areas of professional activity of teachers of the kindergarten for the implementation of artistic and aesthetic development of children.
Keywords: Artistically aesthetic upbringing, artistic and aesthetic development, professional functions of teachers, children of preschool age.
Происходящие в настоящее время изменения в дошкольном образовании направлены на реализацию оптимальных путей взаимодействия взрослого и ребенка, создание педагогических условий, способствующих этому процессу и позволяющих в большей степени удовлетворять интересы и потребности детей, делать педагогический процесс более дифференцированным и гибким, с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка.
Проблема художественно-эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОО. Указанной проблеме посвящены труды педагогов и психологов. Среди них Д.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торшилова, В.Н. Шацкая и другие.
Художественно-эстетическое развитие личности является результатом процесса художественно-эстетического воспитания. В литературе имеется множество различных подходов к определениям этих понятий. А.В. Запорожец определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [2].
Специфическое содержание художественно-эстетического воспитания можно определить как целенаправленный педагогический процесс формирования и развития в личности художественно-эстетического отношения к действительности и художественно-эстетической деятельности. Сущность процесса художественно-эстетического воспитания - художественно-эстетическое развитие человека, рассматриваемое как процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни, эмоционально-психологического и духовно-ценностного отношения к ней [4].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Гл. II, п. 2.6) художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [3].
Современный ФГОС ДО, где выделены пять образовательных областей, раскрывает механизмы использования интеграции в образовательном пространстве. Интеграция как форма построения образовательного процесса может выступать важным средством художественно-эстетического развития. Любая образовательная область имеет интегративный характер, обусловленный корреляцией содержания, формы и технологий педагогического процесса.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОО (музыкального руководителя, руководителя изостудии, инструктора по физической культуре, руководителей кружковой работы), заведующего ДОО и старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно-эстетического развития.
Рассматривая функции каждого педагогического работника ДОО в рамках реализации художественно-эстетического развития детей мы опираемся на труды ученых, исследующих вопросы профессиональной деятельности и организации работы педагогов ДОО. Проблемы управления современной ДОО, теоретические его основы, факторы, влияющие на эффективность управления и пути организации деятельности с целью повышения качества педагогической работы, изучались Л.Г. Курнешовой, К.Ю. Белой, Т.П. Колодяжной, М.М. Поташник, О.А. Сафоновой и др. Профессиональная деятельность педагога ДОО и организация работы старшего воспитателя рассматривалась Е.И. Васильевой, В.Я. Волобуевой, О.М. Газиной, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Л.М. Денякиной, Л.В. Поздняк, В.И. Ядэшко, В.Г. Фокиной и др. Современные аспекты профессиональных функций педагогов ДОО содержатся в работе Н.В. Бутенко.
Рассмотрим функции педагогов ДОО в реализации художественно-эстетического развития детей.
Современный руководитель должен учитывать тенденции социальных преобразований, профессиональные возможности педагогов, запросы родителей, интересы детей. Социальный статус ДОО во многом зависит от умений руководителя, его способностей быстро реагировать на современные тенденции в области образования, создавать условия для художественно-эстетического развития детей, творческого роста сотрудников. Деятельность заведующего ДОО по организации художественно-эстетического развития детей сложна и многогранна. Направления работы заведующего ДОО: организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива; сотрудничество с органами управления образованием; организация профессионального развития педагогических работников, повышения квалификации в области художественно-эстетического воспитания; организация развивающей предметно-пространственной среды; решение финансовых вопросов в развитии средств художественно-эстетического воспитания (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов, растений и т.п.); взаимодействие с родителями по выполнению целей и задач художественно-эстетического воспитания; координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, библиотекой, музыкальной школой, художественной школой, центром народной культуры и др.).
Успех реализации художественно-эстетического развития детей в ДОО во многом зависит от согласованных действий заведующего и старшего воспитателя, единой линии в решении задач образования и воспитания. Для развития творческих начал в деятельности
воспитателей по художественно-эстетическому развитию детей, направления работы старшего воспитателя следующие: ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно-эстетического воспитания; выбор программы и методики (совместно с педагогическим коллективом); определение места художественно-эстетического воспитания в общем образовательном пространстве ДОО, его связи с другими направлениями; контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; мониторинг деятельности всего коллектива; участие в диагностике детей и анализе её результатов; проведение методических семинаров для членов коллектива; участие в совершенствовании развивающей предметно-пространственной среды; участие в распространении опыта работы ДОО; организация родительских собраний, посвящённых проблемам художественно-эстетического воспитания; обобщение результатов работы; анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста; участие в составлении диагностических карт; присутствие на занятиях с целью определения особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.); взаимодействие с родителями.
Доминирование интегративных процессов в современном дошкольном образовании органично реализуется в художественно-эстетическом развитии детей. Интеграция, синтез искусств дает возможность значительно обогатить творчество детей, приобщить детей к искусству. Музыка активно включена во все процессы художественно-эстетического развития детей в ДОО. Музыкальный руководитель реализует следующие направления работы: проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства; согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей, руководителя хореографического кружка, руководителя театральной студии; разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников; подбор музыкальных произведений к программе руководителя хореографического кружка и театральным постановкам; музыкальное сопровождение игр; использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания; подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества; согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр; постановка танцев для детских спектаклей; участие в концертной деятельности.
Эффективность реализации художественно-эстетического развития детей в ДОО во многом возрастает благодаря работе изостудии. Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда изостудии в большей степени способствует раскрытию творчества каждого ребенка. «Художественное пространство» изостудии воздействует на эмоциональную сферу ребенка, стимулирует его творческую деятельность, дает возможность полноценно эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства в синтезе с музыкой и поэзией. С детьми должен работать педагог, знающий и любящий изобразительное искусство, понимающий психологию детского творчества, владеющий современными педагогическими технологиями. Направления работы руководителя изостудии: закрепление содержания занятий художественно-эстетического цикла в рисовании, аппликации; оказание помощи музыкальному руководителю, воспитателям в изготовлении наглядных пособий, костюмов к праздникам, конкурсам; совместное проведение занятий с музыкальным руководителем; участие в создании выставок детских работ; подбор репродукций, иллюстраций к программе руководителя театральной студии, помощь в оформлении декораций; координация своей программы с
программой воспитателей; использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического развития.
Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно каждому человеку и так же естественно, как желание быть счастливым и здоровым. Здоровый ребенок -счастливый ребенок. В художественно-эстетическом развитии детей участие принимает инструктор по физической культуре. Направления работы инструктора по физической культуре следующие: согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического развития; участие в праздниках.
Профессиональная деятельность воспитателя является фактором, влияющим на формирование личностной позиции ребенка, его эмоционального отношения к искусству. Дети проявляют стремление научиться петь, танцевать, рисовать, лепить, выполнять аппликацию, когда видят проявление этих качеств со стороны взрослого. Направления работы воспитателя: использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества; участие в конкурсах детского художественного творчества; создание условий для художественно-эстетического развития в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества; взаимодействие с родителями в системе художественно-эстетического воспитания; участие в диагностике по заданию старшего воспитателя; оформление портфолио личных достижений воспитанников.
Практика работы показывает, что реализация художественно-эстетического развития детей в творческом образовательном пространстве ДОО обеспечивается соблюдением следующих организационно-педагогических условий, созданных педагогами:
1. проектирование форм творческой активности ребёнка в образовательном пространстве ДОО;
2. осуществление творческой деятельности на основе ценностей культуры в сотворчестве педагога и ребёнка;
3. поддержка инициативы и самостоятельности детей в художественном творчестве;
3. синтез художественных средств разных видов искусств;
4. интеграция видов художественной деятельности в творческом процессе и т.д.
Для получения положительных результатов в ДОО должна быть создана система
работы по художественно-эстетическому развитию, с учетом следующих принципов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание образовательных условий для художественно-эстетического развития детей в ДОО (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогов, детей и их родителей (законных представителей);
- координация работы с другими учреждениями и организациями (взаимное сотрудничество).
Таким образом, названные направления профессиональной деятельности педагогов ДОО, организационно-педагогические условия и принципы их целенаправленной и согласованной деятельности формируют оптимальную стратегию в решении задач художественно-эстетического развития детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект [Текст] : монография / Н.В. Бутенко. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 410 с.
2. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985. - С. 8-28.
3. Российская Федерация. М-во образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] : приказ от 17 окт. 2013 г. N 1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал "Российской газеты". - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
4. Педагогика [Текст] : большая соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск : Современное слово, 2005.