Г. В. Белокурова
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТИКЕТА
Работа представлена кафедрой педагогики Ульяновского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент И. В. Юстус
В статье говорится об актуальности проблемы социализации детей дошкольного возраста. Процесс социализация рассматривается автором через призму полиролевого поведения в социуме. Дается определение социальных умений. Раскрываются особенности формирования социальных умений дошкольников средствами этикета.
Ключевые слова: социализация, социальные умения, социальная роль, «позиция», «ожидания», функции этикета, средства этикета.
The article is devoted to the urgency of the problem of preschool children’s socialisation. The socialisation process is examined by the author through a prism of polyrole behaviour in society. The definition of social skills is presented. Features of formation of preschool children’s social skills by means of etiquette are revealed.
Key words: socialisation, social skills, social role, “position”, “expectations”, functions of etiquette, means of etiquette.
Современная парадигма личностно ориентированного образования вкладывает в понятие «образование» новый смысл. Образование понимается как построение личностью своего образа, как становление самого себя. В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни: способность действовать, принимать решении, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно использовать ее. Иными словами, современный человек должен быть хорошо социализирован (Н. Ф. Голованова).
Проблема социализации детей в образовательных учреждениях, и в частности в дошкольных учреждениях, вызывает большой интерес ученых и практиков, что находит свое отражение в многочисленных психолого-педагоги-ческих исследованиях. Сущность понятия «социализация» раскрывается в ра-
ботах А. В. Мудрика, Г. И. Филонова, Л. П. Буевой, В. И. Загвязинского, Н. Ф. Головановой, С. А. Козловой и др.
Общетеоретические положения о социальной среде как факторе формирования личности разрабатываются И. С. Коном, Б. Д. Парыгиным, А. Г. Хар-чивым и др.
Определение социальной компетентности дается в работах О. В. Соло-дянкиной, Л. В. Трубайчук, авторским коллективом пограммы «Истоки».
Особенности социального развития в пространстве-времени детства изложены в трудах Д. И. Фельдштейна.
Социальному развитию детей дошкольного возраста посвящены научные разработки Р. И. Деревянко, А. С. Зайцевой, Л. Т. Кязимовой, Л. Ф. Чекиной, Е. А. Белан.
Важность сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в механизме освоения социального опыта убедительно доказана отечественными педагогами и психологами: В. В. Абрамен-
ковой, В. В. Ананьевым, Т. А. Репиной, Т. И. Бабаевой, Р. С. Буре, М. И. Лисиной, Я. Л. Коломинским, Е. О. Смирновой и др.
Однако несмотря на значительное число работ, в которых изучались разнообразные подходы и условия социализации личности, педагогические возможности использования средств этикета в этом процессе не были объектом пристального внимания. Вместе с тем социальные изменения, происходящие в современном обществе, обращают наше внимание к нормам и правилам общения и поведения, заложенным в этикете. Ученые рассматривают этикет не только как специфическую коммуникативную систему и особую форму поведения, но и как определенную систему знаков. Любой акт общения предполагает наличие по меньшей мере двух партнеров, имеющих определенный коммуникативный статус. Коммуникативные роли участников общения взаимно обусловлены: с одной стороны, они определяются их половозрастными и социальными ролями, а с другой - задаются самой ситуацией общения.
Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую и воспитательную функции. Знания правил этикета необходимы и государственным деятелям, и широким народным массам, и узкообо-значенным социальным группам. Это способствует успешному выполнению разнообразных социальных ролей. Умелое исполнение определенной социальной роли является важным составляющим жизни каждой личности. От должного исполнения той или иной социальной роли на определенном жизненном этапе может зависеть успешность человека, его самоопределение в обществе.
«Социальная роль - это система норм и правил поведения, ожидаемого
от человека, занимающего в обществе или социальной группе определенное положение» (Р. С. Немов).
Н. Ф. Голованова, отмечая значение социальной роли в механизме становления социального опыта ребенка, указывает, что этот механизм нельзя объяснить без рассмотрения связанных с ролью понятий «позиция» и «ожидание». Человек занимает в обществе определенную позицию (отца, матери, друга, пассажира, покупателя и т. д.), а с ней непременно связана совокупность прав и обязанностей. Исходя из этого общество можно представить как систему взаимодействующих позиций, а позицию - как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции, и, следовательно, является одновременно и видом социальной деятельности, и способом поведения личности в обществе.
Позиция же, в свою очередь, связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. Окружающие ждут от человека, занимающего ту или иную позицию, соответствующих действий, а сам человек рассчитывает на определенное к нему отношение. Таким образом, для выполнения определенной социальной роли необходимо знать и уметь выполнять действия, характеризующие эту роль. Обладать необходимыми умениями для выполнения определенной социальной роли. Умение же, в свою очередь, -освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнять действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Таким образом, исходя из определения понятий «социальная роль» и «умение», мы сформулировали опреде-
ление социальных умений. Социальные умения - это освоенные субъектом способы выполнения действий, основанные на знаниях и навыках, необходимые для исполнения им определенной социальной роли. С первых лет жизни ребенок вначале имитирует внешнее поведение взрослых («разговаривает» по телефону, «пишет» письмо), затем принимает ролевые действия (играет роль мамы, папы, врача), и на последней стадии освоения роли ребенок уже представляет социальное ожидание окружающих на свои действия в избранной роли (послушного сына, пассажира в транспорте, культурного человека за столом и т. д.). Для успешного исполнения роли ребенку необходимы, во-первых, внешние ролевые символы (одежда, прическа), во-вторых, владение определенными действиями, умениями, характерными для этой роли, и, в-третьих, он должен иметь некие социальные ожидания (почему нужно освоить эту роль и какова будет реакция людей на ее правильное или слабое освоение).
В рамках нашего исследования процесс социализации личности дошкольника мы рассматриваем через призму полиролевого поведения в социуме, в разрезе формирования умений, необходимых для выполнения разнообразных социальных ролей. Учитывая то, что «репертуар» действий каждой социальной роли регулируется нормами и правилами, установленными в данном обществе, мы обратились к этикету. Этикет - это свод конкретных норм и правил поведения, принятых в определенном социуме. Значит, для того, чтобы успешно исполнять социальные роли, нужно знать нормы поведения, предписанные этой ролью и обладать необходимыми умениями для их выполнения.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно простроить цепь
взаимоотношений между социальной ролью и этикетом.
Социальная роль - социальные умения - этикетные нормы и правила. Из этой цепочки видно, что связующим звеном между социальной ролью и нормами поведения в обществе являются социальные умения. Умения, в свою очередь, включают знания и навыки выполнения определенных действий, предписанных роли. Например, для выполнения роли культурного человека за столом во время приема пищи ребенку нужно знать этикетные правила поведения за столом (каким должен быть внешний вид; какой должна быть поза; как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями; что, как и чем есть; какие речевые формулы общения можно использовать во время еды и др.). Кроме этого, ему нужно не только знать, но и научиться это делать, т. е. уметь выполнять действия, необходимые для исполнения роли культурного человека за столом. При этом необходимо заметить, что действия должны быть отработаны до навыка, привычки, потребности. Только тогда выполнение социальной роли будет успешным в любой жизненной ситуации. Правильная поза за столом должна стать привычкой; умение пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой - навыком; опрятный вид, чистые руки - непроходящей потребностью.
Результаты нашего исследования убедительно показали, что дети успешно усваивают правила этикета с младшего дошкольного возраста. Это является одним из условий формирования социальных умений, необходимых для налаживания социального взаимодействия при исполнении определенной социальной роли. Дети, знающие правила и владеющие ими, успешно выполняют роль члена группового детского сообщества, сына, дочери, культурного человека за столом, пассажира в любом
пассажирском транспорте, зрителя в театре и кино, экскурсанта, собеседника, покупателя в магазине и супермаркете, ученика, гостя и др.
Особенность проделанной работы заключается в том, что успешное формирование социальных умений детей в дошкольных образовательных учреждениях средствами этикета возможно при создании необходимых условий (наличие профессиональной компетентности педагогов, знание и выполнение ими правил этикета; организация специаль-
ной предметно-развивающей среды; тесное сотрудничество с родителями; внедрение в практику работы с детьми имеющихся или создание новых методик обучения дошкольников правилам этикета) и целенаправленном педагогическом воздействии с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Дети, у которых сформированы определенные социальные умения в период дошкольного возраста, успешно адаптируются к новой социальной среде (школе), уверенно шагают по жизни.