Список литературы
1. Беляева П.И. Психологическая безопасность школьника как психическое состояние / П.И. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2011. № 64. С. 73-76.
2. Поляшова Н.В. Оценка психологической безопасности младших школьников в образовательной среде/ Н.В. Поляшова // Герценовские чтения. Начальное образование, 2016. Т. 7. № 1. С. 72-77.
3. Шаповалова О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению / О.Е. Шаповалова // Начальная школа, 2010. № 1. С. 22-28.
РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ Е.И. ТИХЕЕВОЙ
Куманова Н.А.
Куманова Нина Александровна - студент магистратуры, направление: дошкольное образование, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: в статье изложен материал - речевое воспитание дошкольников в трудах отечественного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой. Ключевые слова: речь, развитие, Е.И. Тихеева.
Развитие речи дошкольника - необходимое условие для успешного становления его личности.
Е.И. Тихеева
Выдающийся теоретик и практик дошкольного воспитания обращала большое внимание на речевое воспитание детей. Елизавета Ивановна Тихеева (1866 - 1944) писала: «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду» [5, с. 4].
Эта проблема сегодня рассматривается как одна из важных актуальных проблем современного детства. Федеральный государственный образовательный стандарт, содержание образовательной области «Речевое развитие направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа [9, с. 10].
Анализ теоретических трудов Е.И. Тихеевой позволяет сделать вывод о том, что особое внимание она уделяла методике развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Так в 1913 г. вышла из печати статья Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути ее развития». В 1937 г. вышла книга Е.И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника».
Подтверждая эту мысль, она связывала важные вопросы о значении, путях и средствах. Развитие родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине [3, с. 23].
Методику развития родной речи Е.И. Тихеева разрабатывала на основе учения К.Д. Ушинского о единстве процесса речи и мышления, на основе огромного педагогического наследства великого русского педагога в области первоначального обучения детей родному языку. Данную методику она обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным педагогическом опытом. Вслед за К.Д. Ушинским Е.И. Тихеева придавала родному языку исключительно важное значение, как в воспитании и образовании детей, так и в
общественной жизни: «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа... Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека». Тихеева справедливо отмечала, что родной язык в то время еще не занимал ни в семье, ни в детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что «на культуру родного языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между тем, язык есть главный предмет в деле воспитания» [3, с. 56].
В речевом воспитании ребенка главную роль Е.И. Тихеева отводила семье. Она подчеркивала: «Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Важную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное — говорить медленно, ясно и громко». Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей [4, с. 221].
Кроме семьи важное значение, по ее мнению, занимает деятельность воспитателя в детском саду. У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева, — это детский сад, который «по возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более широких условиях общественности все методические приемы.... «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду», — писала она [4, с. 123].
Опираясь на многочисленные и достоверные знания языка, полученные детьми в семье, педагог в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: «Живое слово, образная сказка, рассказ, пересказ для более старшего дошкольного возраста, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям. Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме. Также она считала, что стихотворения должны быть объяснены детям со всей красочностью речи. По ее мнению, дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами [5, с. 100].
Одним из методов обучения детей родному языку Е.И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово.
Работы Е.И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду не утратили своей ценности. Основные положения ее методики находят свое применение в практике дошкольного учреждения.
В частности, такие как: занятия по живому слову в старших группах детского сада, разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение, заучивание стихотворений, рассматривание картин, игра и труд. Все перечисленные методики являются хорошим и прочным фундаментом для развития речи детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Гурович Л.М. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования, 2014. 204 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб. Питер, 2014. 344 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2015. 412 с.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. М.: Изд-во Института психотерапии, 2014. 240 с.
5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 5-е изд. М.: Просвещение, 2012. 159 с.
6. Бородин А.М. Методика развития речи детей. М., 2012. С. 20-21.
7. Логинова В.И. Теоретические основы словарной работы в трудах Е.И. Тихеевой // Л., 2012. 13 с.
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Изд. 3-е. М., 2011. 243 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2017. 96 с. (Правовая библиотека образования).
ОДАРЕННОСТЬ Ефимова Е.В.
Ефимова Екатерина Васильевна - студент, кафедра музыкального образования, факультет искусств и дизайна, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
Аннотация: в данной статье рассматривается одаренность во всех ее проявлениях, мнения ученых об одаренности, также рассматриваются понятие музыкальная одаренность, критерии музыкальной одаренности.
Ключевые слова: одаренность, понятие музыкальность, музыкальная одаренность, музыкальные способности.
Одно из самых интересных и загадочных явлений человека - это одаренность, и занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении нескольких столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
Существует множество определений одаренности.
По мнению Н.С. Лейтес, одаренные дети — дети, обнаруживающие особо высокий уровень способностей, общих или специальных (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Соответственно, в психологии выделяются общая специальная и одаренность. Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности — Значение такого показателя не следует
преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Ранее других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными