Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ МАТЕРЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ МАТЕРЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РОДИТЕЛИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ / ОДНОДЕТНЫЕ И МНОГОДЕТНЫЕ МАТЕРИ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ORGANIZATION / RESPONSIBILITY / SYSTEM-FUNCTIONALAPPROACH / PARENTSOFFIRST-GRADERS / MOTHERS OF ONE AND MANY CHILDREN / COMPARATIVE ANALYSIS / CORRELATIONANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна, Юзлекбаева Зарина Зинфировна

Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи ответственности и организованности однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников. Объект исследования: ответственность и организованность как системные свойства личности. Методы исследования: тестирование с использованием методик А.И. Крупнова «Бланковый тест-ответственность» и «Бланковый тест-организованность». Для математической обработки результатов исследования применялся метод ранговой корреляции Спирмена. Выборка респондентов: 40 однодетных и 40 многодетных матерей будущих первоклассников. Средний возраст респондентов - 35 лет. Результаты эмпирического исследования: 1)В группе однодетных матерей центрообразующими переменными организованности являются переменные когнитивного и динамического компонентов (осведомленность, аэнергичность). Наблюдается личностная нацеленность и активность в реализации ответственности, а также взаимосвязей переменных операциональных и личностных трудностей (рефлексивно-оценочный компонент) с агармоническими переменными инструментального блока организованности. 2)В группе многодетных матерей специфика взаимосвязей ответственности и организованности проявляется в общественно-целевой направленности и осмысленности ответственности с общественно-целевой направленностью организованности, стеничности ответственности - с общественно-значимой мотивацией организованности; отсутствуют значимые связи переменных, операциональные и личностные трудности ответственности и организованности, что указывает на имеющийся у многодетных матерей опыт преодоления трудностей в проявлении данных свойств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна, Юзлекбаева Зарина Зинфировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN THE ORGANIZATION AND RESPONSIBILITY OF SINGLE AND LARGE MOTHERS OF FUTURE FIRST GRADERS

The purpose of the study:tostudy the features of there lations hip between responsibility and organization of single-child and mothers with many children of future first-graders. The object of there search: responsibility and organizationas a system property of the personality. Research methods: testingusing theme thod sof A. I. Krupnov "Blanktest-responsibility" and "Blanktest-organization". Spearman'srank correlation method wasused forma the matical processin go fthe researc hresults. Sample of respondents: 40 single-childand 40 many-childmothersoffuturefirst-graders. The avera geage was 35 years old. Results of an empirical study: 1) inthegroup of single-childmothers, the center-forming organization variables of single-child mother sarevariableso fcognitive and dynamic components (awareness, aenergic). Thereis a personal focus and activity in the implementation of responsibility, as wellas the relations hip of variables of operational and personal difficulties (reflexive-evaluativecomponent) with thea garmonic variables of the oraganizationalins trumentalblock. 2) In the group of mothers thes pecifics ofthere lations hipso fresponsibility and organization evidentinth epublic-targetorientation and meaning fulness of theres ponsibility witht hepublic-focused organization, stanches to fres ponsibility with a publicin teres tmotivationof the organization, the rearen osignifican trelation ships ofthe variables of the operationaland personal challenge so fres ponsibility and organization, whichpointsto theex istingex perience of many mothers too ver comet hedifficulties in the manifestation of the sepersonality traits. Based on theres ults of empiricalstudy, a correctional program was developed to harmonizeand develop responsibility and organization amongmothers of futurefirst-graders.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ МАТЕРЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

4. Клементьев Е.И. О "ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ КАРЕЛЬСКОГО, ВЕПССКОГО, ФИНСКОГО ЯЗЫКОВ". Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2004. № 57. С. 15-19.

5. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М., 1989.

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.

Психология

УДК 159.92

кандидат психологических наук, доцент Шурухина Галина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистрант третьего года обучения Юзлекбаева Зарина Зинфировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ МАТЕРЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация. Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи ответственности и организованности однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников. Объект исследования: ответственность и организованность как системные свойства личности. Методы исследования: тестирование с использованием методик А.И. Крупнова «Бланковый тест-ответственность» и «Бланковый тест-организованность». Для математической обработки результатов исследования применялся метод ранговой корреляции Спирмена. Выборка респондентов: 40 однодетных и 40 многодетных матерей будущих первоклассников. Средний возраст респондентов - 35 лет. Результаты эмпирического исследования: 1)В группе однодетных матерей центрообразующими переменными организованности являются переменные когнитивного и динамического компонентов (осведомленность, аэнергичность). Наблюдается личностная нацеленность и активность в реализации ответственности, а также взаимосвязей переменных операциональных и личностных трудностей (рефлексивно-оценочный компонент) с агармоническими переменными инструментального блока организованности. 2)В группе многодетных матерей специфика взаимосвязей ответственности и организованности проявляется в общественно-целевой направленности и осмысленности ответственности с общественно-целевой направленностью организованности, стеничности ответственности - с общественно-значимой мотивацией организованности; отсутствуют значимые связи переменных, операциональные и личностные трудности ответственности и организованности, что указывает на имеющийся у многодетных матерей опыт преодоления трудностей в проявлении данных свойств личности.

Ключевые слова: организованность, ответственность, системно-функциональный подход, родители первоклассников, однодетные и многодетные матери, корреляционный анализ.

Annotation. The purpose of the study:tostudy the features of there lations hip between responsibility and organization of single-child and mothers with many children of future first-graders. The object of there search: responsibility and organizationas a system property of the personality. Research methods: testingusing theme thod sof A. I. Krupnov "Blanktest-responsibility" and "Blanktest-organization". Spearman'srank correlation method wasused forma the matical processin go fthe researc hresults. Sample of respondents: 40 single-childand 40 many-childmothersoffuturefirst-graders. The avera geage was 35 years old. Results of an empirical study: 1) inthegroup of single-childmothers, the center-forming organization variables of single-child mother sarevariableso fcognitive and dynamic components (awareness, aenergic). Thereis a personal focus and activity in the implementation of responsibility, as wellas the relations hip of variables of operational and personal difficulties (reflexive-evaluativecomponent) with thea garmonic variables of the oraganizationalins trumentalblock. 2) In the group of mothers thes pecifics ofthere lations hipso fresponsibility and organization evidentinth epublic-targetorientation and meaning fulness of theres ponsibility witht hepublic-focused organization, stanches to fres ponsibility with a publicin teres tmotivationof the organization, the rearen osignifican trelation ships ofthe variables of the operationaland personal challenge so fres ponsibility and organization, whichpointsto theex istingex perience of many mothers too ver comet hedifficulties in the manifestation of the sepersonality traits. Based on theres ults of empiricalstudy, a correctional program was developed to harmonizeand develop responsibility and organization amongmothers of futurefirst-graders.

Keywords: organization, responsibility, system-functionalapproach, parentsoffirst-graders, mothers of one and many children, comparative analysis, correlationanalysis.

Введение. Момент поступления ребенка в общеобразовательное учреждение - сложный и ответственный. Обучение в школе - основа формирования личности учащегося, залог его успешного или неуспешного развития. Важная роль в процессе подготовки к обучению в школе отводится родителям, личностные характеристики которых, в том числе, ответственность и организованность, во многом определяют развитие данных свойств личности у будущего первоклассника. Однако многие родители оказываются не готовыми к поступлению детей в школу, не в состоянии оказать психологическую поддержку, что вызывает у первоклассников трудности адаптации к обучению в школе и сказывается на качестве усвоения учебного материала. Ответственность и организованность родителей, в первую очередь матерей будущих первоклассников, влияют на общую готовность к обучению, самостоятельность при подготовке уроков, организацию учебной и дополнительных видов деятельности.

Изложение основного материала статьи. Исследование психологической структуры ответственности и организованности проводилось в русле системно-функционального подхода к изучению свойств личности А.И. Крупнова [5]. Системно-функциональный подход объединил в себе все аспекты изучения свойств личности: целевую и мотивационную направленность в реализации изучаемого свойства, понимание и результативность, динамику реализации; эмоциональный аспект, характеризующий яркость проявления положительных или отрицательных эмоций; регуляторные характеристики, трудности, встречающиеся в

процессе проявления свойства личности, - и позволил более тщательно исследовать психологическую структуру каждой черты, рассматривать свойства личности как системные образования с позиции восьми компонентов. Компоненты входят в две подсистемы: мотивационно-смысловую, включающую установочно-целевой компонент (переменные общественно значимые, личностно значимые цели), мотивационный компонент (переменные социоцентричность, эгоцентричность), когнитивный компонент (переменные осмысленность, осведомленность), продуктивный компонент (переменные предметность, субъектность). Инструментально-стилевая подсистема включает в себя динамический (энергичность, аэнергичность), эмоциональный (стеничность, астеничность), регуляторный (интернальность, экстернальность), оценочно-рефлексивный (операциональные и личностные трудности) компоненты. Системно-функциональный подход к изучению свойств личности стал логическим продолжением теории «общих и частных свойств» [6].

В системно-функциональном подходе ответственность понимается как достижение результата мотивационно-смысловых и результативно-стилевых компонентов. В этом направлении проведено сравнение особенностей психологических структур ответственности с общительностью и организованностью [1], выделены возрастные аспекты ответственности (старшеклассники и курсанты военного вуза) и ее проявления в речевой деятельности [2], особенности ответственности подростков с девиантным поведением [11] в контексте отцовста, а также отцов, выплачивающих и уклоняющихся от уплаты алиментов [13; 14].

Организованность в системно-функциональном подходе рассматривается как интегральная характеристика личности, механизм организации жизнедеятельности человека, во многом определяющий успешность его деятельности. Изучение организованности проводилось в разных аспектах. Р.В. Ершовой, С.С. Кудиновым, С.И. Кудиновым изучены возрастные, половые, а также типологические особенности данного свойства личности [3; 6; 7]; Джамила Джафар Али Фадель, А.И. Крупновым, Орсоо Туяа выделены этнические характеристики организованности [4,9]. А.Г. Алейкиным, С.С. Кудиновым, М.Ю. Храмовым организованность изучалась в контексте профессиональной специфики [1; 7, 12], В.А. Пересыпкин сравнивал организованность и специфику ее проявления у детей с нормальным развитием и детей с минимальной мозговой дисфункцией [10].

Несмотря на многочисленные исследования по данной проблеме, взаимосвязь ответственности и организованности родителей будущих первоклассников ещё не изучалась. Научная новизна исследования обусловлена выявлением различий психологической структуры между ответственностью и организованностью однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников.

Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи организованности и ответственности матерей будущих первоклассников.

Объект исследования - ответственность и организованность как системные свойства личности.

Предмет исследования - взаимосвязь ответственности и организованности у однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников.

Методы и методики исследования. Для достижения поставленной цели применялись методы эмпирического исследования: тестирование с использованием методик: «Бланковый тест-Организованность», «Бланковый тест-Ответственность» А.И. Крупнова, системно-математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью ге-критерия Спирмена.

Выборка участников исследования: 40 однодетных матерей будущих первоклассников и 40 матерей, имеющих опыт подготовки ребенка к обучению в школе, средний возраст - 35 лет.

В корреляционной структуре ответственности и организованности однодетных матерей будущих первоклассников выделены 12 значимых связей, из них 7 - положительных и 5 - отрицательных (таблица 1).

Таблица 1

Коэффициенты корреляций переменных ответственности и организованности у однодетных матерей будущих первоклассников^=40)

Переменные ОРГАНИЗОВАННОС ТЬ

Осмысленность Осведомленность Энергичность Аэнергичность Астеничность Экстернальность Операциональные трудности Эмоционально-личностные трудности

О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь Личностно-значимые цели -0.020 0.367* -0.063 -0.043 -0.097 0.010 0.098 -0.008

Социоцентричность 0.026 -0.067 0.000 -0.070 0.397* -0.223 -0.008 0.092

Осмысленность 0.414* 0.144 0.175 0.248 -0.077 0.456* -0.042 -0.065

Субъектная сфера 0.182 -0.038 0.014 0.443* -0.265 0.028 0.164 0.123

Энергичность -0.225 0.426* 0.240 0.236 -0.065 -0.159 0.366* 0.121

Стеничность -0.018 -0.021 -0.047 0.380* 0.112 -0.127 0.019 -0.086

Астеничность -0.099 0.423* 0.167 0.164 0.083 -0.099 -0.071 -0.273

Экстернальность -0.030 0.267 0.372* -0.092 0.137 -0.053 -0.249 -0.037

Операциональные трудности -0.148 0.013 0.010 0.267 0.023 -0.009 -0.174 0.360*

Эмоционально- личностные трудности -0.147 -0.247 -0.094 0.384* -0.203 0.114 0.224 -0.219

Примечание: * - статистически значимые корреляционные взаимосвязи

По три корреляционные связи в группе однодетных матерей получены у переменных осведомленность и энергичность организованности.

Так выявлены положительные корреляционные связи переменных личностно-значимые цели (ге=0,357), энергичность (ге=0,426), и отрицательная связь переменной астеничность (ге=-0,423) ответственности с переменной осведомленность организованности. Чем чаще у однодетных матерей ответственность направлена на совершенствование себя и своих способностей в области подготовки ребенка к школе (личностно-значимые цели), чем чаще возникают мысли о предстоящем обучении ребенка в школе даже во время отдыха (энергичность), увеличивается тревожность по мере приближения начала обучения (астеничность), тем больше они понимают организованность как природную характеристику человека; а при преобладании негативных эмоций - как черту личности, которую сложно развить и усовершенствовать. Иными словами, личностная заинтересованность в успешном обучении ребенка в первом классе, активность в проявлении ответственности увеличивают поверхностность знаний о таком свойстве личности, как организованность, а поверхностное понимание того, что организованность можно развить, способствует увеличению негативных эмоций. Скорее всего, это может быть связано с недостаточным пониманием однодетными матерями возможностей развития навыков организованности.

Переменная аэнергичность организованности отрицательно связана с переменными субъектность (ге=-0,443), стеничность (ге=-0,380) и положительно - с переменной личностные трудности (ге=0,384) ответственности. В ситуациях, когда ответственность способствует развитию уверенности в своих силах (субъектность), сопровождается яркостью проявления положительных эмоций (стеничность), снижается уверенность однодетных матерей в том, что организованность не поддается коррекции; однако в то же время, отсутствие воли взять ответственность на себя подготовку ребенка к школе увеличивает предпочтительность простого участия в каком-либо деле (привезти и увезти ребенка с подготовки, перепоручить подготовку кому-то другому), что, скорее всего, связано с недостаточностью знаний по данному вопросу.

Обнаружена обратная корреляционная связь между переменными социоцентричность ответственности и астеничность организованности (ге=-0,397). Чем чаще у однодетных матерей ответственность побуждается желанием оградить своего ребенка при подготовке к школе от неприятностей, тем реже у них возникают негативные эмоции при проявлении организованности. Иными словами, общественно-направленная мотивация ответственности снижает интенсивность проявления негативных эмоций при реализации организованности.

Переменная осмысленность ответственности положительно связана с переменными осмысленность (ге=0,414) и экстернальность организованности (ге=0,456). Чем чаще однодетные матери проявляют ответственность, обязательно выполняя порученное им дело, тем больше понимают организованность как проявление пунктуальности и прилежности человека и чаще руководствуются предложенным планом в организации подготовки ребенка к школе. Иными словами, глубокое понимание определения

ответственности непосредственно связано с глубоким осознанием определения организованности и внешним локусом контроля, что, вероятно, объясняется отсутствием личного опыта и ориентированием на знания и правила извне.

Переменная субъектность ответственности имеет обратную связь с переменной аэнергичность организованности (ге=-0,443). Чем чаще у однодетных матерей ответственность способствует развитию уверенности в своих силах, тем реже они испытывают недостаток времени для четкой организации процесса подготовки ребенка к обучению в школе, что означает: успешность в проявлении ответственности способствует правильной организации своей деятельности.

Переменная экстернальность ответственности имеет прямую связь с переменной энергичность организованности (ге=0,372). Чем чаще однодетные матери полагают, что проявление ответственности - это всегда результат внешнего воздействия на человека, тем чаще организуют свои действия через планирование, что, возможно, связано со стремлением избежать неудач при ответственном выполнении каких-либо дел, связанных с подготовкой ребенка к школе.

Переменная операциональные трудности ответственности положительно связана с переменной личностные трудности (ге=0,360) организованности. Чем чаще однодетным матерям при проявлении ответственности свойственно ощущение утраты личной свободы, тем чаще импульсивность, которая не позволяет четко организовать подготовку к обучению в школе будущего первоклассника. Иными словами, субъективное восприятие ситуации, связанной с обучением в школе будущего первоклассника, увеличивает трудности в организации процесса подготовки к обучению.

В корреляционной структуре многодетных матерей будущих первоклассников выделены 6 значимых связей: из них 5 - положительных и 1 - отрицательная (таблица 2).

Таблица 2

Коэффициенты корреляций переменных ответственности и организованности у многодетных матерей будущих первоклассников^=40)

Показатели ОРГАНИЗОВАННОС ТЬ

Общественно значимые цели Социоцентричность Осмысленность Аэнергичность Экстернальность

О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь Общественно значимые цели 0.365* -0.040 -0.128 0.103 -0.075

Осмысленность 0.364* 0.051 -0.081 -0.354* -0.079

Осведомленность -0.151 -0.108 -0.107 0.125 0.355*

Аэнергичность -0.229 -0.069 0.374* 0.120 -0.239

Стеничность -0.112 0.367* -0.256 0.110 0.146

Примечание: * - статистически значимые корреляционные взаимосвязи

В группе многодетных матерей будущих первоклассников выявлены положительные корреляционные связи между переменными общественно-значимые цели организованности, переменными общественно-значимые цели и осмысленность ответственности (ге=0,365; ге=0,364). Чем чаще ответственность многодетных матерей нацелена на достижение общественного признания в вопросах подготовки ребенка к школе (общественно значимые цели), чем больше многодетные матери понимают, что ответственность -свойство личности, качество, которое формируется в процессе жизни (осмысленность), тем чаще организованность многодетных матерей нацелена на достижение успешности в учебной деятельности будущего первоклассника (общественно значимые цели). Иными словами, общественная направленность целей как ответственности, так и организованности, глубокое понимание содержания характеристик ответственности помогают достигнуть общественного признания в эффективности подготовки к обучению в школе будущего первоклассника; что, возможно, связано с определенным опытом подготовки к обучению в школе своего старшего ребенка.

Переменная осмысленность ответственности имеет обратную связь с переменной аэнергичность (ге=-0,354) организованности. Чем больше многодетные матери понимают ответственность как

самоотчетность за свои дела, поступки и действия, тем реже срывают запланированные мероприятия из-за ранее неучтенных мелочей (аэнергичность). Так, правильная трактовка понятия ответственность помогает снизить пассивность в процессе организации подготовки к школьному обучению, что, как правило, также подтверждается положительным или отрицательным опытом по данному вопросу у многодетных матерей.

Переменная осведомленность ответственности имеет положительную корреляционную связь с переменной экстернальность организованности (rs=0,355). Чем чаще многодетные матери полагают, что ответственность -врожденное свойство человека, тем чаще руководствуются предложенным планом работы. Некоторые из многодетных матерей полностью руководствуются предложенным извне планом, другие адаптируют под свои возможности и возможности ребенка.

Переменная аэнергичность ответственности имеет прямую связь с переменной осмысленность организованности (rs=0,374). Чем чаще многодетные матери избегают ситуаций, в которых нужно брать ответственность на себя, тем четче программируют собственное поведение; то есть, понимание ответственности помогает структурировать, а значит, повышать эффективность организованности в подготовке к обучению в школе будущего первоклассника.

Переменная стеничность ответственности положительно коррелирует с переменной социоцентричность организованности (rs=0,367). Увеличение интенсивности яркости положительных эмоций при ответственном выполнении поручений ведет к стремлению сплотить коллектив, в котором учится ребенок, то есть побуждается общественной направленностью мотивации. Многодетные матери знают, как важно учиться в сплоченном школьном коллективе, что позволяет сократить адаптацию первоклассника к обучению в школе и достичь положительных результатов в обучении.

Выводы. Таким образом, центрообразующими переменными организованности однодетных матерей являются переменные осведомленность (когнитивный компонент) и аэнергичность (динамический компонент). Наблюдаются личностная нацеленность и активность в реализации ответственности, а также наличие операциональных и личностных трудностей (рефлексивно-оценочный компонент) и их взаимосвязей с агармоническими переменными инструментального блока организованности.

В группе многодетных матерей будущих первоклассников специфика взаимосвязей ответственности и организованности проявляется в общественно-целевой направленности и осмысленности ответственности с общественно-целевой направленностью организованности, общественно-значимая мотивация организованности сопровождается положительными эмоциями при реализации ответственных поручений. Наблюдается отсутствие значимых связей переменных операциональные и личностные трудности ответственности и организованности, что указывает на имеющийся у многодетных матерей опыт преодоления трудностей в проявлении ответственности и организованности.

По результатам эмпирического исследования разработана коррекционная программа по гармонизации и развитию ответственности и организованности у матерей будущих первоклассников.

Литература:

1. Алейкин А.Г. Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответственности студентов - будущих управленцев и специалистов в области управления людьми // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. №5. С. 215-223.

2. Беспалова, Т.М. Ответственность как профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. 2014. С. 314-324.

3. Ершова, Р.В. Психологические особенности организованности в зрелом возрасте // Вестник Тамбовского университета, 2008. С. 187-192.

4. Джамила Джафар Али Фадел. Этнопсихологические особенности организованности личности у российских и йеменских школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 17 с.

5. Крупнов, А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств //Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И.Крупнова. М.: РУДН, 2009. С. 9-21.

6. Крупнов, А.И. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И.Крупнова в РУДН: Коллективная монография. 2014. С. 9-30.

7. Кудинов С.С. Соотношение индивидуально-типологических особенностей организованности и самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. №2. С. 16-21.

8. Кудинов С.И. Психологический анализ типологических проявлений организованности личности // Вестник РУДН, 2007. С. 24-33.

9. ОрсооТуяа. Организованность личности арабских (палестинских) и монгольских студентов // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. 2014. С. 419-430.

10. Пересыпкин В.А. Психологические особенности проявления организованности у учащихся с минимальными мозговыми дисфункциями и нормальными показателями здоровья // Дис. канд. психол. наук. М., 2011. 201 с.

11. Теняева О.В., Фомина Н.А. Гендерные различия инструментально-стилевых характеристик ответственности подростков с девиантным поведением // Российский научный журнал. 2010. №4(17). С. 92-97.

12. Храмов М.Ю. Организованность военнослужащих-спортсменов //Человеческий капитал. 2018, № 11(119). С. 119-130.

13. Фомина Н.А., Пастухова М.В. Изучение ответственности как системного свойства личности мужчины в соотношении с феноменом отцовства // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. 2014. С. 324-328.

14. Шурухина Г.А. Психологическая структура ответственности отцов, выплачивающих и уклоняющихся от уплаты алиментов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 327-332.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.