Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТЦОВ, ВЫПЛАЧИВАЮЩИХ И УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТЦОВ, ВЫПЛАЧИВАЮЩИХ И УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / АЛИМЕНТООБЯЗАННЫЫЕ ОТЦЫ / ОТЦЫ / ВЫПЛАЧИВАЮЩИЕ АЛИМЕНТЫ / УКЛОНЕНИЕ ОТ ВЫПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / RESPONSIBILITY / SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH / FATHERS LIABLE TO PAY CHILD SUPPORT / FATHERS PAYING CHILD SUPPORT / CHILD MAINTENANCE AVOIDANCE / FACTOR STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна, Нухова Марина Владимировна, Митина Галина Владимировна

Цель исследования - изучение психологической структуры ответственности отцов, выплачивающих и не выплачивающих алименты на содержание своих несовершеннолетних детей. Предмет исследования - психологическая структура ответственности алиментообязанных отцов. Выборка исследования - 80 алиментообязанных отцов, средний возраст 30 лет, из них 40 отцов, выплачивающих алименты и 40 отцов, уклоняющихся от выплаты алиментов. По итогам эмпирического исследования выявлены особенности психологической структуры ответственности алиментообязанных отцов. В процессе исследования использовался «Бланковый тест-ответственность» А.И. Крупнова, позволивший системно изучить ответственность с позиции восьми компонентов: установочно-целевого, мотивационного, когнитивного, продуктивного, динамического, эмоционального, регуляторного, рефлексивно-оценочного. Для обработки полученных данных использовались непараметрический критерий U -Манна -Уитни и факторный анализ. Основные выводы исследования: 1. Ответственность отцов, выплачивающих алименты, характеризуется общественной и личностной направленностью, глубоким пониманием ответственности, внутренним и внешним локусом контроля.2. Отцы, уклоняющиеся от выплаты алиментов, поверхностно понимают значение ответственности, направляют реализацию ответственности на личное благополучие, испытывают большое количество трудностей при проявлении ответственности. 3 Факторная структура ответственности отцов, выплачивающих алименты, проявляется в факторе «агармонических трудностей» и «гармоническом факторе», у отцов, уклоняющихся от выплаты алиментов, - в факторах «поверхностной личностной направленности» и «факторе трудностей». Результаты исследования позволяют изучить особенности ответственности алиментообязанных отцов, а также использовать при составлении коррекционно-профилактических программ по развитию ответственности как свойства личности.The aim of the research is to study the psychological structure of the responsibility of fathers who pay and do not pay child support for the maintenance of their minor children. The subject of the study is psychological structure of the responsibility of fathers liable to pay child support. The sample of the study consists of 80 fathers; 40 of them pay and 40 avoid paying child support. The average age of the fathers is 30. The characteristics of psychological structure of responsibility of fathers liable to pay child support are revealed on the basis of the results of empirical study. In the process of the study, “Test Blank - Responsibility” developed by A.I. Krupnov was used, which made it possible to systematically study responsibility from the perspective of eight components: attitude-aiming, motivational, cognitive, productive, dynamic, emotional, regulatory, reflective-evaluative. To process the obtained data, the non-parametric Mann-Whitney U test and factor analysis were used. The main findings of the study are the following: 1. The responsibility of fathers paying child support is characterized by social and personal orientation, by deep understanding of responsibility, and by internal and external locus of control. 2. Fathers who avoid paying child support understand the importance of responsibility superficially, direct the implementation of responsibility to personal well-being, and experience a large number of difficulties in manifestation of responsibility. 3. The factor structure of the responsibility of fathers paying child support is manifested in the factor of “inharmonic difficulties” and “harmonic factor”. For fathers who avoid paying child support, it is manifested in the factors of “superficial personality orientation” and “factor of difficulties”. The results of the study allow studying the characteristics of the responsibility of fathers liable to pay child support; they can also be used in preparation of corrective and preventive programs for development of responsibility as a personality trait.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна, Нухова Марина Владимировна, Митина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТЦОВ, ВЫПЛАЧИВАЮЩИХ И УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ»

деформации, и оказание им психологической помощи, профилактика профессионального стресса и профессионального «выгорания». Избавиться от профессионального «выгорания» можно изменив порядок жизни [2]. Ведущим мотивом становления субъективной позиции сотрудника является мотив самоутверждения в деятельности. Необходимым условием становления успешной деятельности является стратегия личностно-профессионального поведения сотрудника. Способность сотрудника к самоуправлению своего психического мира и поведения отражает регулятивно-деятельностный компонент. Такая способность сотрудника концентрирует регулятивные возможности, а также демонстрирует его активность. Педагогическая деятельность сотрудников относится к одной из стрессогенных. Деятельность в экстремальных условиях, в которую включен сотрудник, должна быть для него значимой. Только педагогическая деятельность, которая притягивает человека, в которой лежит предмет потребности, может оказать определенное воздействие на формирование личности осужденного. Осознавая это воздействие, осужденный проявляет активность, начинает строить жизненные планы, а это и есть ориентация сотрудников на результат педагогической деятельности. Подготовка кадров для работы с осужденными является основной проблемой формирования личности. Актуальным является изучение изменений, происходящих в личности на разных этапах профессиональной подготовки с точки зрения системно-стилевого подхода.

Чтобы обеспечить устойчивость к профессиональной деформации, необходим непрерывный процесс формирования, развития и поддержания социально-психологической культуры сотрудников исполнительной системы, начиная с этапа их подготовки, повышение их интереса к человеку как к личности, развитие навыков самоанализа. С точки зрения эффективности профессиональной деятельности работника исполнительной системы, эти качества не менее важны, чем собственно профессиональные навыки и умения.

Однако основная работа по профилактике профдеформации лежит на самом сотруднике - это постоянная работа над собой с целью совершенствования своих морально-волевых качеств, укрепления сознания исключительной важности и ответственности выполняемой им профессиональной деятельности. Особо важна роль коллектива [3]. Акмеологическая профпригодность характеризуется важными качествами сотрудников исполнительной системы, которые помогут справиться с возникшими трудностями при воспитании осужденных.

Проблема исследования заключалась в необходимости повышения успешности в деятельности и псхолого - акмеологического развития сотрудника с помощью акмеологического сознания. Проведенное исследование повысило степень подготовки к продуктивной работе, способствующей повышению профессионализма. От сотрудников уголовно-исполнительной системы требуется мобилизация профессиональных качеств.

Профилактические мероприятия были разработаны на основе акмеологических технологий, после того, как проблема распознана и изучена. На это требуется не только время, но и понимание руководством колонии необходимости подобных мер.

Все сказанное свидетельствует о том, что необходимо правильно и разумно строить свои отношения с учетом тех изменений, которые происходят в сознании сотрудника.

Литература:

1. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М., 2000.

2. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Дубова и Л.В. Опалена. М . 2008.

3. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. - М.: Дело, 2001. - 416 с.

4. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник / А.В. Тебекин. - М.: КНОРУС, 2009. - 624 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук, доцент Шурухина Галина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат психологических наук Нухова Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы»(г. Уфа); кандидат философских, доцент Митина Галина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы»(г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТЦОВ, ВЫПЛАЧИВАЮЩИХ И УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ

Аннотация. Цель исследования - изучение психологической структуры ответственности отцов, выплачивающих и не выплачивающих алименты на содержание своих несовершеннолетних детей. Предмет исследования - психологическая структура ответственности алиментообязанных отцов. Выборка исследования - 80 алиментообязанных отцов, средний возраст 30 лет, из них 40 отцов, выплачивающих алименты и 40 отцов, уклоняющихся от выплаты алиментов. По итогам эмпирического исследования выявлены особенности психологической структуры ответственности алиментообязанных отцов. В процессе исследования использовался «Бланковый тест-ответственность» А.И. Крупнова, позволивший системно изучить ответственность с позиции восьми компонентов: установочно-целевого, мотивационного, когнитивного, продуктивного, динамического, эмоционального, регуляторного, рефлексивно-оценочного. Для обработки полученных данных использовались непараметрический критерий и -Манна -Уитни и факторный анализ. Основные выводы исследования:

1. Ответственность отцов, выплачивающих алименты, характеризуется общественной и личностной направленностью, глубоким пониманием ответственности, внутренним и внешним локусом контроля.2. Отцы, уклоняющиеся от выплаты алиментов, поверхностно понимают значение ответственности, направляют реализацию ответственности на личное благополучие, испытывают большое количество трудностей при проявлении ответственности. 3 Факторная структура ответственности отцов, выплачивающих алименты,

проявляется в факторе «агармонических трудностей» и «гармоническом факторе», у отцов, уклоняющихся от выплаты алиментов, - в факторах «поверхностной личностной направленности» и «факторе трудностей». Результаты исследования позволяют изучить особенности ответственности алиментообязанных отцов, а также использовать при составлении коррекционно-профилактических программ по развитию ответственности как свойства личности.

Ключевые слова: ответственность, системно-функциональный подход, алиментообязанныые отцы, отцы, выплачивающие алименты, уклонение от выплаты алиментов, факторная структура.

Annotation. The aim of the research is to study the psychological structure of the responsibility of fathers who pay and do not pay child support for the maintenance of their minor children. The subject of the study is psychological structure of the responsibility of fathers liable to pay child support. The sample of the study consists of 80 fathers; 40 of them pay and 40 avoid paying child support. The average age of the fathers is 30. The characteristics of psychological structure of responsibility of fathers liable to pay child support are revealed on the basis of the results of empirical study. In the process of the study, "Test Blank - Responsibility" developed by A.I. Krupnov was used, which made it possible to systematically study responsibility from the perspective of eight components: attitude-aiming, motivational, cognitive, productive, dynamic, emotional, regulatory, reflective-evaluative. To process the obtained data, the non-parametric Mann-Whitney U test and factor analysis were used. The main findings of the study are the following:

1. The responsibility of fathers paying child support is characterized by social and personal orientation, by deep understanding of responsibility, and by internal and external locus of control. 2. Fathers who avoid paying child support understand the importance of responsibility superficially, direct the implementation of responsibility to personal well-being, and experience a large number of difficulties in manifestation of responsibility. 3. The factor structure of the responsibility of fathers paying child support is manifested in the factor of "inharmonic difficulties" and "harmonic factor". For fathers who avoid paying child support, it is manifested in the factors of "superficial personality orientation" and "factor of difficulties". The results of the study allow studying the characteristics of the responsibility of fathers liable to pay child support; they can also be used in preparation of corrective and preventive programs for development of responsibility as a personality trait.

Keywords: responsibility, system-functional approach, fathers liable to pay child support, fathers paying child support, child maintenance avoidance, factor structure.

Введение. Увеличение количества разводов - одна из актуальных проблем современного общества. После фактического расторжения брака большая часть детей получает алименты только после принятия в отношении алиментообязанных отцов крайних мер. На данном этапе развития государство не может в полной мере обеспечить материальной поддержкой детей и одиноких матерей, обязанность платить алименты установлена законодательством и должна неукоснительно соблюдаться родителями. Родителей, обязанных платить алименты, можно разделить на три группы:

1) лица, своевременно выплачивающие алименты;

2) лица, имеющие определенное материальное состояние, но заявляющие себя безработными или скрывающие свой доход;

3) лица, не имеющие никаких материальных благ, действительно безработные, относящиеся к маргинальным слоям общества.

Уклонение от выплаты алиментов - проблема общества, в основе которой низкий уровень воспитания, духовности и нравственных качеств родителя, обязанного платить алименты, отсутствие сознания ответственности перед собственным ребенком, с одной стороны. С другой - отсутствие четкой правовой регламентации при решении вопросов взыскания и получения денежных средств на содержание детей. Ответственность является одним из базовых свойств личности родителей, в данном исследовании отцов, которая наиболее ярко проявляется или не проявляется в постразводный период.

Изложение основного материала статьи. Исследование психологической структуры ответственности проводилось в русле системно-функционального подхода к изучению свойств личности А.И. Крупнова, в основе которого положения теории о неразрывности динамического, содержательного и результативного аспектов психической деятельности, единстве личностных и индивидных образований субъекта, системной природе отношений личности [4]. Системно-функциональный подход объединил в себе все аспекты изучения свойств личности и позволил более тщательно исследовать психологическую структуру каждой черты, стал логическим продолжением теории «общих и частных свойств», позволил рассматривать свойства личности как системные образования с позиции восьми компонентов [5].

Согласно восьмикомпонентной модели анализа свойств личности, любая черта личности включает в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, эмоциональный, динамический, регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. Компоненты образуют две подсистемы (блока): мотивационно-смысловую (включающую установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный компоненты) и регуляторно-динамическую (включающую динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный компоненты), каждый компонент включает по две переменные - гармонические и агармонические.

Установочно-целевой компонент фиксирует конкретные цели, установки по реализации ответственности с учетом их направленности (общественно- значимые и личностно-значимые цели). Мотивационный компонент характеризует социально-общественную (социоцентричность) и личностную (эгоцентричность) направленность мотивации. Когнитивный компонент определяет глубину изучаемого свойства(осмысленность) и масштабность, т.е. поверхностность суждения(осведомленность) об изучаемом свойстве личности. Продуктивный компонент указывает на сферу приложения изучаемого свойства, в данном случае ответственности (предметность и субъективность).

Динамический компонент включает в себя энергичность - силу проявления (выплачивающие алименты) и аэнергичность - пассивность и бездействие(уклоняющиеся от уплаты). В эмоциональный компонент входят переменные стеничность - положительные эмоции, которые сопровождают изучаемое свойство, и астеничность - комплекс отрицательных эмоций. Регуляторный компонент определяется по активности (интернальность) - внутренний локус контроля или пассивности саморегуляции (экстернальность) - внешний локус контроля. Рефлексивно-оценочный компонент, определяющий намерения ответственности, реального результата и трудностей (операциональны х- внешних и личностных - внутренних) в ходе их реализации.

Ответственность в русле системно-функциональной организации свойств личности понимается как достижение результата мотивационно-смысловых и результативно-стилевых компонентов [8].

Проблема ответственности изучалась в разных контекстах: А.Г. Алейкиным выявлены особенности ответственности управленцев [1], Т.М. Беспаловой, Н.А. Фоминой - курсантов военного вуза в речевой деятельности [2, 11]. Исследование А.Г. Перлина ответственности начинающих и опытных юристов подтвердило влияние профессионально-личностного становления на специфику саморегуляции и качественные особенности ответственности [6]. О.В. Теняевой изучены особенности ответственности девиантных подростков, гендерная специфика реализации изучаемого свойства личности [7], В.П. Прядеиным выявлены особенности волевых процессов в структуре ответственности [8], В.А. Тимофейчевой проведено сравнительное исследование этнических особенностей ответственности африканских и латиноамериканских студентов [9], Э.И. Карамовой изучены особенности ответственности студентов с разным локусом контроля [3], Н.А. Фоминой, М.В. Пастуховой доказано соотношение ответственности с феноменом отцовства [10].

Несмотря на перечисленные исследования, изучение особенностей алиментоообязанных отцов не проводилось, научная новизна обусловлена выявлением различий психологической структуры ответственности алиментообязанных отцов, выплачивающих и не выплачивающих алименты.

Цель исследования - изучение психологической структуры ответственности отцов, несовершеннолетних детей. Предмет исследования - психологическая структура ответственности алиментообязанных отцов.

Методы и методики исследования. Для проведения эмпирического исследования использовались «Бланковый тест- ответственность» (А.И. Крупнова), а также методы математической статистики: непараметрический критерий значимости различий U-Манна-Уитни, факторный анализ с использованием пакета «Statisticafor Windows 6.0. В исследовании приняли участие 80 разведенных алиментообязанных мужчин первой и второй групп (средний возраст 30 лет), из которых 40 отцов регулярно выплачивают алименты на содержание своих несовершеннолетних детей, 40 мужчин уклоняются от уплаты алиментов.

Результаты исследования. На первом этапе исследования были рассмотрены различия показателей переменных ответственности алиментообязанных отцов (табл. 1).

Таблица 1

Результаты статистической оценки различий показателей ответственности алиментообязанных отцов, выплачивающих (N=40) и не выплачивающих алименты (N=40)

Блоки Переменные ответственности Средние значения U-критерий Манна-Уитни Уровень значимости (Р)

1 группа 2 группа

Мотивационно-смысловой блок Общ-но знач. цели 41.31 35.22 109.02 0.00

Личн-но знач. цели 42.13 37.91 325.04 0.00

Социоцентричность 42.90 40.80 374.10 0.00

Эгоцентричность 44.42 39.31 225.01 0.00

Осмысленность 43.71 39.44 269.02 0.00

Осведомленность 22.60 36.03 231.03 0.00

Предметность 38.11 38.91 677.00 0.24

Субъектность 17.32 28.72 385.10 0.00

и о ч ю « о я ч я н о о я а о н ч ец Энергичность 38.33 36.04 522.40 0.06

Аэнергичность 37.01 38.72 662.00 0.21

Стеничность 39.31 33.91 605.45 0.06

Астеничность 4.20 18.60 754.10 0.66

Интернальность 42.90 40.80 374.20 0.00

Экстернальность 44.41 39.31 225.42 0.00

Операциональ. труд. 3.22 32.92 116.30 0.00

Лич ностные трудности 2.00 28.60 124.51 0.00

Примечание. Достоверные различия выделены жирным шрифтом:

1. группа-отцы, выплачивающие алименты;

2. группа -отцы, не выплачивающие алименты.

При сравнении переменных ответственности получены статистически значимые различия по одиннадцати из шестнадцати переменных: мотивационно-смыслового блока(подсистема) ответственности: установочно-целевой компонент (общественно-значимые цели и личностно-значимые цели и=10 при р<0,01; и=325 при р<0,01 соответственно). Ответственность отцов, выплачивающих алименты, по сравнению с ответственностью с отцами, не выплачивающими алименты, в большей степени нацелена, с одной стороны, на достижение общественного признания, стремление быть уважаемым человеком, с другой стороны- на устройство семейной жизни, желание быть нужным человеком. То есть и то и другое, но при достижении личностных целей больше. Скорее всего, такая амбивалентность проявления ответственности связана с нацеленностью на позитивные отношения с членами первой семьи и, прежде всего, с ребенком, а также со статусом в социуме.

Статистически значимые различия получены по переменным мотивационного компонента: социоцентричность № 374 при р<0,01 и эгоцентричность №225 при р<0,01. Мотивация ответственности отцов первой группы (выплачивающие алименты) чаще побуждается желанием оказать помощь другим людям, не огорчать близких им людей, чувством долга, а также стремлением самоутвердиться, избежать наказания и осуждения за невыполненное обещание, что также может охарактеризовать мотивацию ответственности отцов первой группы, направленную на поддержание положительных коммуникаций с первой семьей.

Переменные когнитивного компонента ответственности показывают значимые различия по переменным осмысленность №269 при р<0,01 и осведомленность №231 при р<0,01. Отцы, выплачивающие алименты, более глубоко понимают ответственность как обязательность и добросовестность человека, самоотчетность за свои дела, поступки и действия. У отцов второй группы(не выплачивающих алименты) более поверхностное понимание ответственности, т. к. они считают ответственность врожденным качеством личности, которое не поддается воспитанию, черту, полученную от родителей. Возможно, такое различие в понимании ответственности связано с сформированностью данного свойства личности у мужчин первой группы, более глубоким осознание м значимости данного свойства и необходимостью проявления ответственного поведения и нежеланием более глубоко понимать и развивать ответственность, оправдывая свою безответственность различными причинами отцами второй группы.

Статистически значимые различия по переменной субъектность №385 при р<0,01 (продуктивный компонент) указывают на то, что ответственность отцов второй группы в большей степени способствует завершению многих начинаний, направленных наулучшение личного благополучия. Направленность ответственности на личное благополучие у таких отцовчаще всегосвязана с обидой на бывшую супругу и ошибочным мнением, что алименты выплачиваются бывшей жене, а не ребенку, что является одной из ключевых причин уклонения от выплаты алиментов.

В регуляторно-стилевом блоке (подсистеме) ответственности статистически значимые различия получены по переменным регуляторного компонента (интернальность №374 при р<0,01 и экстернальность №225 при р<0,01). Отцы, выплачивающие алименты, склонны считать, что даже при негативном окружении со стороны окружающих, как правило бывшей жены и ее родственников, выплата алиментов должна быть завершена в срок, следует самостоятельно выполнять любое задание, а не под контролем (судебных приставов), но и не исключают, что иногда обстоятельства могут оказаться выше возможного (потеря работы или другие форс-мажорные обстоятельства). Иными словами, регуляция ответственности осуществляется внутренним локусом-контроля, не исключая внешний локус- контроля.

Выделены значимые различия по переменным рефлексивно-оценочного компонента: операциональные №116 при р<0,01 и личностные трудности №124,5 при р<0,01. У отцов второй группы недостаточно подотчетности за свои действия и поступки, отсутствует или не сформированы необходимые навыки в реализации ответственности, проблематично проявление волевых действий при выплате алиментов, занижена самооценка при выполнении ответственных поручений. Скорее всего, такие трудности с реализацией ответственности у отцов второй группы связаны с «пробелами» в семейном воспитании, нежеланием развивать данное свойство личности в сознательном возрасте.

На втором этапе исследования проведен анализ факторной структуры ответственности (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ факторной структуры ответственности отцов, выплачивающих и не

выплачивающих алименты (N=40)

Блоки Переменные Отцы, выплачивающие алименты(группа1) Отцы, не выплачивающие алименты (группа 2)

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 1 Фактор 2

Мотивационно-смысловой блок Общественно-значимые цели 0.29 0.56 0.48 -0.52

Личностно-значимые цели -0.38 0.72 0.71 -0.13

Социоцентричность -0.21 0.57 0.37 -0.89

Эгоцентричность -0.21 0.24 0.62 0.20

Осмысленность 0.01 0.20 0.41 0.07

Осведомленность 0.65 0.14 0.91 -0.11

Предметность 0.11 -0.12 0.72 -0.01

Субъектность 0.18 -0.07 0.29 0.85

Регуляторно-стилевой блок Энергичность 0.41 0.34 0.43 -0.66

Аэргичность 0.27 0.46 0.28 0.73

Стеничность -0.21 0.58 0.37 -0.89

Астеничность 0.66 0.48 0.14 0.29

Интернальность 0.21 0.55 0.51 0.20

Экстернальность -0.79 0.24 0.62 0.20

Операционные трудности 0.94 -0.06 0.11 0.83

Личностные трудности 0.80 -0.30 0.04 0.88

Примечание. Значимые веса выделены жирным шрифтом

В результате факторного анализа получено по два фактора в обеих группах. У алиментообязанных отцов, выплачивающих алименты, с наибольшими весами в первый фактор вошли переменные ответственности: операциональные трудности г=0,94, личностные трудности г= 0,80, экстернальность г=-0.79,астеничность г=0,66, осведомленность г=0,65,личностно-значимые цели г=0,71, экстернальность г=0,62,что указывает на преобладание связей агармонических переменных. Отцам первой группы сложно безответственно относиться ко многим делам, ответственным заданиям, отвлекаться по мелочам, раздражаться при отсутствии эмоциональной поддержки, соглашаться с тем, что ответственность -генетически обусловленная черта личности. Мы назвали данный фактор «агармонические трудности».

Во второй фактор со значимыми весами вошли переменные: личностно-значимые цели г = 0,72, общественно-значимые цели г=0,56 (установочно-целевой компонент), социоцентричность г=0,57 (мотивационный компонент), стеничность г=0,58 (эмоциональный компонент), интернальность г=0,55 (регуляторный компонент). Отцы, выплачивающие алименты, связывают желание быть нужным человеком со стремлением быть уважаемым человеком, мотивированы на оказание помощи, испытывают гордость за то, что люди считают их обязательными по отношению к своей первой семье, считают, что причина всех неудач в ответственных делах - прежде всего сам человек. Так как во втором факторе значимые веса имеют гармонические переменные, мы назвали данный фактор «гармоническим».

В факторную структуру первого фактора ответственности отцов, не выплачивающих алименты, со значимыми весами вошли переменные осведомленность г=0,91, предметность г=0,72, личностно-значимые цели г=0,71, эгоцентричность г=0,62, экстернальность г=0,62. Из-за поверхностного понимания значения ответственности - свойства личности, передающегося по наследству, отцы второй группы считают, что не могут развить уверенность в себе, обрести самостоятельность и независимость, у них отсутствует желание испытать свои возможности, они принимают ответственность на себя только в крайних случаях. Мы назвали данный фактор «поверхностной личностной направленностью».

Во второй фактор ответственности отцов, уклоняющихся от выплаты алиментов, со значимыми весами вошли переменные операционально-оценочного компонента: операциональные, личностные трудности г=0,83 и г=0.88, субъектность г=0,85 и с отрицательными значениями переменные социоцентричность г=-0.89, энергичность г=-0,66, аэнергичность г=-0,73, стеничность г=-0,89. Недостаточное осознание подотчетности за свои действия и поступки, отсутствие самостоятельности в своих поступках и действиях, неразвитость волевых характеристик в ситуациях, требующих ответственного поведения, снижает стремление отцов второй группы самоутвердиться и почувствовать себя на высоте положения, выполнить обязательства при отсутствии контроля и требований от окружающих. Отцы, не выплачивающие алименты, также не испытывают чувства тревоги по мере приближения срока отчетности за ответственное задание(выплата алиментов).Полученный фактор мы назвали «фактор трудностей».

Выводы. Таким образом, специфика ответственности отцов, выплачивающих алименты, проявляется в мотивационно-целевых характеристиках как общественной, так и личностной направленности, глубоком понимании ответственности как свойства личности, сопровождается внутренним и внешним локусом-контроля в процессе проявления ответственности при выплате алиментов.

Специфика ответственности отцов, уклоняющихся от выплаты алиментов, характеризуется поверхностным пониманием ответственности как свойства личности, направленностью, прежде всего, на личное благополучие, большим количеством трудностей при проявлении ответственных действий.

Специфика факторной структуры ответственности проявляется в качественных и количественных характеристиках переменных. Мужчины, выплачивающие алименты, испытывают проблемы в реализации ответственности в ситуациях, если что-то не получается в процессе выплат алиментов, а у мужчин, уклоняющихся от выплаты алиментов, трудности связаны с ответственностью в процессе решения данного вопроса.

На третьем этапе по итогам проведенного эмпирического исследования составлена программа семинара-тренинга по профилактике нарушений материальной поддержки детей после развода родителей, направленной на развитие родительской компетентности бывших супругов через повышение информированности и осмысления эффективных способов взаимодействия со своими детьми, а также друг с другом после расторжения брака. Программа семинара-тренинга составлена с учетом психологических и юридических знаний о причинах и последствиях развода, рассчитана на родителей, проживающих отдельно от своих детей, и рекомендована к внедрению в работу психологических служб судебных приставов.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алейкин, А.Г. Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответственности студентов - будущих управленцев и специалистов в области управления людьми[Текст] / А.Г. Алейкин // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. №5. С. 215-223.

2. Беспалова, Т.М. Ответственность как профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза [Текст] / Т.М. Беспалова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. М.: РУДН, 2014. С. 314-323.

3. Карамова, Э.И.Системное изучение ответственности у студентов с разным локусом контроля [Текст] / Э.И. Карамова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Вып. 56. Ч.УШ. С. 327- 335.

4. Крупнов, А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств [Текст] / А.И. Крупнов// Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова. М.: РУДН,

2009. С. 9-21.

5. Крупнов, А.И., История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности [Текст] / А.И. Крупнов, И.А. Новикова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. 2014. С. 9-30.

6. Перлин А.Г. Факторная структура ответственности личности у начинающих и опытных юристов [Текст] / А.Г. Перлин // Материалы межвузовской научной конференции. Бийск, 1999. С. 25-26.

7. Прядеин В.П. Воля в структуре ответственности и исполнительности [Текст] / В.П. Прядеин // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. 2014. С. 57-79.

8. Теняева, О.В. Гендерные различия инструментально-стилевых характеристик ответственности подростков с девиантным поведением [Текст] / О.В. Теняева, Н.А. Фомина // Российский научный журнал.

2010. №4(17). С. 92-97.

9. Тимофейчева В.А. К вопросу о разработке проблемы ответственности как системного свойства личности в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.А. Тимофейчева // Вестник МНЭПУ. 2010. С. 290-294.

10. Фомина, Н.А. Изучение ответственности как системного свойства личности мужчин в соотношении с феноменом отцовства [Текст] / Н.А. Фомина, М.В. Пастухова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. 2014. С. 324-328.

11. Фомина, Н.А. Индивидуальность личности и особенности ее речевой деятельности [Текст] / Н.А. Фомина // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. №2 (4). С. 13-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.