ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Г.А. Шурухина
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы ул. Чернышевского, 25а, Уфа, Россия, 450077
В статье представлены результаты исследования ответственности старшеклассников из однодетных и многодетных семей в раннем юношеском возрасте. Исследование выполнено в русле системно-функционального подхода, разработанного А.И. Крупновым. В контексте данного подхода ответственность рассматривается как важнейшее волевое морально-нравственное свойство, совокупность содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих. По результатам исследования получены статистически значимые различия по 11 переменным (общественно значимые цели, социоцентричность, эгоцентричность, осмысленность, осведомленность, аэнергичность, стеничность, интернальность, операциональные трудности). Ответственность старшеклассников из однодетных семей имеет большую выраженность как общественной, так и личностно направленной мотивации, характеризуется более глубоким пониманием ее содержания, высокой результативностью и в предметно-деятель-ностной и в субъектно-коммуникативной сферах. При этом «единственные дети» при проявлении ответственности более пассивны, но при удачной реализации ответственности эмоциональнее реагируют на успех, тщательнее контролируют принятые обязательства, так как чаще испытывают внешние трудности при проявлении данного свойства личности. Ответственность у старшеклассников из многодетных семей в большей степени общественно ориентирована, они имеют больший масштаб знаний о данном свойстве личности, более активны, проще относятся к успешному ее проявлению и легче преодолевают внешние трудности при реализации ответственности.
Ключевые слова: однодетные и многодетные семьи, старшеклассники, ответственность, системно-функциональный подход, мотивационно-смысловой и регуляторно-динамический блоки
Ответственность является одним из главных фундаментальных принципов в обществе и в жизни каждого человека, так как люди предельно чувствительны к чувству долга, личной ответственности и вине, без которых не существует ответственности. Ответственность характеризуется как социально ценное личностное качество, которое нужно развивать, формировать, воспитывать прежде всего в семье, первом социуме, в который «приходит» ребенок. Особенно важно формировать чувство ответственности с детства, когда семья является центральным местом развития и воспитания. В раннем юношеском возрасте ответственность становится ориентиром и базой для формирования профессионального самоопределения, самосознания личности, включающего и отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности, и личностной самодетерминации.
Целью нашего исследования было изучение ответственности старшеклассников из однодетных и многодетных семей в русле системно-функционального подхода, разрабатываемого под руководством А.И. Крупнова [3—5; 10], в котором ответственность рассматривается как важнейшее волевое и морально-нравствен-
ное свойство, как совокупность содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих. В русле системно-функционального подхода изучались психологические особенности ответственности различных групп учителей [9], психологические особенности ответственности студентов будущих управленцев и специалистов [1], ответственность, как профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза [2], как системное свойство личности мужчины в соотношении с феноменом отцовства [14], ценностно-смысловые детерминанты в различных типах ответственности [6]. Определена роль ответственности в проявлении патриотичности личности [7], эмоциональном выгорании учителей на начальном этапе профессионализации [8], выделены внутрисемейные факторы, способствующие формированию и развитию ответственности как свойства личности [15]. Выявлены факторы уверенности у подростков с девиациями в поведении: общественно-динамический, субъектный и аэргичный у девочек и осмысленно-динамический, эмоционально-стилевой, эгоцентричный у мальчиков [12]; лингвистические и психологические характеристики ответственности, проявляющиеся в речевой деятельности старшеклассников и курсантов военного вуза [2]; общие черты и специфические особенности структуры ответственности у латиноамериканских и африканских студентов [13]; полоролевые особенности ответственности четырех возрастных групп (подростки, ранняя юность, юность и зрелый возраст), обнаружены различия в структуре ответственности у мальчиков и девочек, юношей и девушек, студентов и студенток, мужчин и женщин, выявлены общие тенденции во взаимосвязи различных компонентов ответственности в сравниваемых группах и др. [11]. Таким образом, изучение ответственности проводилось в профессиональных, гендерных, полоролевых, этнических и других аспектах, но исследований особенностей ответственности у старшеклассников из однодетных и многодетных семей, не смотря на многочисленные исследования данного вопроса, в русле системно-функционального подхода до настоящего времени не было. Новизна исследования определяется тем, что раскрыта психологическая специфика проявления ответственности, которая заключается в качественных отличиях, выражающихся в составе различных переменных ответственности и в степени предпочтения тех или иных признаков реализации данного свойства старшеклассниками из однодетных и многодетных семей.
Наше исследование проводилось на базе МОБУ «Лицей № 1» с. Верхние Киги, Республики Башкортостан. В исследовании приняло участие 90 учеников 10—11 классов, из них 50 человек из семей с одним ребенком и 40 человек из многодетных семей. Для изучения ответственности был использован «Бланковый тест — Ответственность» А.И. Крупнова, который позволяет рассматривать ответственность комплексно: с позиции мотивационно-смысловой подсистемы субъектом обеспечивается селекция тех или иных побуждений (целевой и мотивационный компоненты), глубина и точность смысловых значений (когнитивный компонент), сфера приложения свойств личности (продуктивный компонент). С позиции инструментально-динамической подсистемы определяется система приемов и способов осуществления реализации свойств личности: интенсивность (динамический компонент), эмоциональность переживаний (эмоциональный
компонент), способы регуляции (регуляторный компонент) и трудностей, которые испытывает респондент в процессе реализации свойств личности (рефлексивно-оценочный компонент) [3].
В результате проведенного исследования были выявлены следующие значимые различия по 11 переменным ответственности (табл. 1): общественно значимые цели (р = 0,00), социоцентричность (р = 0,01), эгоцентричность (р = 0,01), осмысленность (р = 0,01), осведомленность (р = 0,00), предметность (р = 0,03), субъектность (р = 0,00), аэнергичность (р = 0,00), стеничность (р = 0,04), интернальность (р = 0,00), операциональные трудности (р = 0,00).
Таблица 1
Средние значения переменных ответственности старшеклассников из однодетных (Ы = 50) и многодетных семей (Ы = 40)
Компоненты Переменные ответственности Показатели переменных ответственности U-критерий Манна— Уитни Уровень значимости (р)
однодетная семья многодетная семья
средние станд. откл средние станд. откл
Целевой Общественно значимые цели 30,03 5,2 35,12 3,2 154 0,00
Личностно значимые цели 32,23 5,01 34,02 4,8 149 0,18
Мотивационный Социоцентричность 28,20 4,0 24,30 6,0 155 0,01
Эгоцентричность 27,00 2,2 24,50 6,1 146 0,05
Когнитивный Осмысленность 28,64 3,6 24,69 3,00 254 0,00
Осведомленность 20,10 2,00 24,90 3,2 210 0,00
Продуктивный Предметность 30,03 5,30 27,10 4,4 210 0,03
Субъектность 32,10 4,00 26,70 4,02 284 0,00
Динамический Энергичность 25,70 4,00 25,74 3,52 545 0,98
Аэнергичность 22,94 5,4 19,22 4,60 619 0,00
Эмоциональный Стеничность 29,20 6,00 24,24 6,44 250 0,04
Астеничность 23,90 3,04 21,42 4,33 332 0,07
Регуляторный Интернальность 28,04 3,7 22,00 4,50 544 0,00
Экстернальность 22,10 4,1 29,43 5,5 323 0,39
Оценочный Операционные трудности 17,21 4,60 11,80 4,44 365 0,00
Личностные трудности 15,54 6,10 13,22 3,91 2597 0,16
Примечание: достоверные различия выделены полужирным шрифтом.
Различия в реализации ответственности у старшеклассников из семей с одним ребенком и старшеклассников из многодетных семей проявляются в следующем: показатель переменной общественно значимые цели (30,03 и 35,12) у единственных детей ниже аналогичного показателя у старшеклассников из многодетных семей. Иными словами, ответственность старшеклассников из многодетных семей чаще нацелена на достижение успеха в деятельности, обретение надежных и верных друзей, реализацию теоретических, инициативных дел, что, скорее всего, связано с наличием других детей в семье.
У старшеклассников из однодетных семей выше показатели по переменным социоцентричность (28,20 и 24,39) и эгоцентричность (27,00 и 24,50), т.е. ответ-
ственность единственных детей имеет в большей степени как общественную, так и личностную мотивацию, характеризуется амбивалентностью. С одной стороны, их ответственность чаще, чем у их сверстников из многодетных семей, побуждается желанием оказать помощь другим людям, стремлением не огорчать близких им людей, желанием оградить близкого человека от неприятностей, ориентированностью на других людей. С другой стороны, чаще по сравнению со своими сверстниками из многодетных семей побуждается желанием утвердиться в группе и коллективе, испытать свои возможности, получить поощрение, ориентироваться на себя. Иными словами, ответственность «единственных детей» побуждается как общественной, так и личностной мотивацией: общественная направленность подкрепляется личностной и наоборот.
«Единственные дети» глубже и точнее понимают значение ответственности по сравнению со своими сверстниками из многодетных семей (осмысленность 28,54 и 24,69), так как считают ответственность обязательностью и добросовестностью человека, самоотчетностью за свои дела, поступки, действия, качеством, которое приобретается в процессе жизни. В свою очередь, у старшеклассников из многодетных семей преобладают менее существенные представления об ответственности (осведомленность 24,90 и 20,10), так как они считают, что ответственность как черта личности передается по наследству, является врожденным свойством личности, качеством, которое не поддается воспитанию. Возможно, такое понимание ответственности у «единственных детей» связано с тем, что они могут надеяться только на себя, в то время как старшеклассники из многодетных семей могут делегировать ответственность своим братьям и сестрам.
Показатели результативности ответственности, переменные предметность (30,03 и 27,10) и субъектность (32,10 и 26,70) старшеклассников из однодетных семей выше, чем у их сверстников из многодетных семей. Иными словами, ответственность «единственных детей» способствует успешному выполнению коллективных дел, достижению признанию среди окружающих, выбору решения в пользу успеха общего дела, но в то же время развивает уверенность в своих силах, повышает самооценку и т.д.
Старшеклассники из однодетных семей более пассивны в проявлении ответственности (аэнергичность 22,94 и 19,22). Они чаще по сравнению со старшеклассниками из многодетных семей избегают ситуаций, в которых ответственность нужно брать на себя, бывают обязательными только тогда, когда требуют окружающие, порой забывают о своих обещаниях, что, скорее всего, связано с отсутствием братьев и сестер и, соответственно, опыта по распределению ответственности.
Эмоциональная окраска ответственности (стеничность 29,20 и 24,24) проявляется у «единственных детей» ярче. Они чаще радуются, если могут выполнить ответственные поручения, гордятся тем, что люди считают их обязательными, сильнее беспокоятся, когда выполнение порученного дела затягивается. Иначе говоря, для «единственных детей» эмоциональная наполненность ответственности наиболее значима, в то время как старшеклассники из многодетных семей не видят в реализации ответственности что-то особенное и воспринимают удачи и поражения как должное.
У старшеклассников — «единственных детей» — больше выражен внутренний локус контроля (интернальность 28,04 и 22,00). Они чаще склоняются к тому, что нужно каждому быть ответственным и не надеяться на других людей, считают, что лучше быть обязательным в малом, чем много обещать и не выполнять, т.е. наличие активной внутренней саморегуляции, скорее всего, связано с отсутствием сиблингов и, соответственно, поддержки с их стороны.
При этом «единственные дети» испытывают больше трудностей извне при реализации ответственности (операциональные трудности 17,21 и 11,80). Их ответственность больше затрудняют: недостаток сил, утрата личной свободы, отсутствие необходимых навыков в реализации ответственности. Другими словами, они могут ощущать недостаточность взаимообогащающего опыта, который имеет место в многодетных семьях и способствует преодолению трудностей в социуме.
Итак, ответственность старшеклассников из однодетных семей характеризуется общественной и личностной мотивацией, более глубоким пониманием, высокой результативностью как в предметно-деятельностной, так и субъектно-ком-муникативной сферах, яркостью положительных эмоций при успешной реализации ответственности, высоким уровнем самоконтроля, но в то же время более выраженной выраженной пассивностью и большим количеством внешних трудностей при реализации ответственности.
Ответственность у старшеклассников из многодетных семей имеет более выраженную общественную направленность, менее существенный характер представлений о данном свойстве личности, они реже проявляют пассивность при реализации ответственности, проще относятся к успешной реализации данного свойства личности, легче преодолевают внешние трудности.
Результаты эмпирического исследования использованы при составлении тре-нинговых программ, направленных на гармонизацию и развитие ответственности в раннем юношеском возрасте. Коррекционные программы составлены с учетом компонентов и переменных ответственности как для «единственных» старшеклассников, так и для старшеклассников из многодетных семей, также разработаны рекомендации для родителей с учетом состава семьи.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Алешин А.Г. Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 5. С. 215—223.
[2] Беспалова Т.М. Ответственность как профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза // Системные исследования свойств личности к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / науч. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 314—323.
[3] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1(3). С. 63—74.
[4] Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств личности к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / науч. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 9—30.
[5] Крупнов А.И., Новикова И.А., Воробьева А.А. Соотношение системно-функциональной и пятифакторной моделей черт личности: к постановке проблемы // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 2. С. 45—56.
[6] Кудинов С.И. Ценностно-смысловая детерминация проявления различных типов ответственности личности // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2009. № 2. С. 70.
[7] Кудинов С.И., Кудинова И.Б. Роль ответственности в проявлении патриотичности личности // Российский научный журнал. 2014. № 2 (40). С. 162—168.
[8] Кудинов С.И., Кудинов С.С., Седова И.В. Роль ответственности в эмоциональном выгорании учителей на начальном этапе профессионализации // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 26—41.
[9] Куренков И.А. Психологические особенности ответственности у различных групп учителей: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1995. 18 с.
[10] Новикова И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2003. № 1. С. 98—107.
[11] Прядеин В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: дисс. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 1999. 299 с.
[12] Теняева О.В. Ответственность девиантных подростков: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010. 27 с.
[13] Тимофейчева В.А. Сравнительное исследование ответственности африканских и латиноамериканских студентов: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2009. 158 с.
[14] Фомина Н.А., Пастухова М.В. Изучение ответственности как системного свойства личности мужчины в соотношении с феноменом отцовства // Системные исследования свойств личности к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / науч. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 324—328.
[15] Чеботарева Е.Ю. Внутрисемейные факторы развития личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 2. С. 28—36.
Поступила в редакцию 24.05.2016 Принята к печати 14.10.2016
FEATURES OF RESPONSIBILITY IN HIGH SCHOOL STUDENTS FROM LARGE AND ONE-CHILD FAMILIES
G.A. Shurukhina
M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University Chernyshevsky str., 25a, Ufa, Russia, 450077
The results of the study of the responsibility in high school students of early adolescent age from one-child families and families with many children are submitted in the article. The study was performed in line with the systemic-functional approach developed by A.I. Krupnov. In the context of the approach, the responsibility is considered as the most important volitional moral property that includes a number of conceptual-semantic and instrumental-stylistic components. The results of the study reveal statistically significant differences in 11 characteristics (socially significant purposes, sociocentricity, egocentricity, consciousness, awareness, initiative, willpower, internality, operational difficulties). The responsibility
in students from one-child families is characterized by a higher level ofboth public and personal oriented motivation, deep understanding of its content, high performance in object-active and subject-communicative spheres. Only children are more passive in demonstration of the responsibility, but show more intensive emotional reaction in its successful implementation. Such children are more careful when they give promises or take obligations, as they tend to experience external difficulties in manifestation of this personality trait. The responsibility in students from large families is, to a greater extent, community oriented. Their knowledge about this personality trait is larger in scale. These children are more active in implementing responsibility and take its successful implementation easier, they also cope better with external difficulties in manifestation of the responsibility.
Key words: one-child families, multiple-children families, senior pupils, responsibility, systemic-functional approach, motivational-semantic block, regulatory-dynamic block
REFERENCES
[1] Alejkin A.G. Sravnitelnyjj analiz osobennostej i psikhologicheskikh struktur obshchitelnosti, organizovannosti i otvetstvennosti studentov—buduschchich upravlencev i spetcialistov v oblasti upravlenija ljudmi [Comparative analysis of the characteristics and psychological structures of sociability, self-discipline and responsibility of studentsfuture managers and specialists in the field of people management]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2011, no 5, pp. 215—223.
[2] BespalovaT.M. Otvetstvennost kak professionalno vazhnoe svojstvo kursantov voennogo vuza [Responsibility as professionally important personality trait for cadets of military Academy]. Sistemnye issledovania svojstv lishosti: k 30-letiju naushoj sholy A.I. Krupnova v RUDN [System Research on Personality Traits: On the 30 years of A.I. Krupnov' Scientific School of Personality System Research at the PFUR]. Moscow: PFUR Publ., 2014, pp. 314—323.
[3] Krupnov A.I. Sistemno-dispozicionnyj podkhod k izucheniju lichnosti i ee svojstv [System-dispositional approach to studying personality and its properties]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2006, no 1 (3), pp. 63—74.
[4] Krupnov A.I., Novikova I.A. Istorija i konceptyalnye osnovy sistemno-funkcionalnogo podkhoda k issledovaniyu svojstv lishosti [History and conceptual bases of the System-Functional approach to studying of personality traits]. Sistemnye issledovania svojstv lishosti: k 30-letiju naushoj sholy A.I. Krupnova v RUDN [System Research on Personality Traits: On the 30 years ofA.I. Krupnov' Scientific School of Personality System Research at the PFUR]. Moscow: PFUR Publ., 2014, pp. 9—30.
[5] Krupnov A.I., Novikova I.A., Vorobyeva A.A. Sootnoshenie sistemno-funktsionalnoy i pyatifaktornoy modeley chert lichnosti: k postanovke problemy [Relation ofthe System-Functional and Five-Factor models of personality traits: problem definition]. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya ipedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University. Series: Psychology and Pedagogy]. 2016, no. 2, pp. 45—56.
[6] Kudinov S.I. Cennostno-smyislovaja determinacyija projavlenija razlichnyikh tipov otvetstvennosti lichnosti [Value-semantic determination of various types of personal responsibility manifestations]. Vestnik Gumanitarnogo instituta TGU [Bulletin of Humanities Institute of TSU], 2009. no 2, 70 p.
[7] Kudinov S.I., Kudinova I.B. Rol otvetstvennosti v projavlenii patriotichnosti lichnosti [The role of responsibility in the manifestation of patriotic identity]. Rossijskij nauchyjjzhurnal [Russian Scientific Journal], 2014, no 2 (40), pp. 162—168.
[8] Kudinov S.I., Kudinov S.S., Sedova I.V Rol otvetstvennosti v emocionalnom vyigoranii uchitelej na nachalnom etape professionalizacii [The role of responsibility in the emotional burnout of teachers at the initial stage of professionalization]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2016, no 1, pp. 26—41.
[9] Kurenkov I.A. Psikhologicheskie osobennosti otvetstvennosti u razlishnyjkh grupp uchitelej [Psychological features of responsibility among different groups of teachers]. Ph.D. Thesis abstract. Moscow, 1995. 18 p.
[10] Novikova I.A. K probleme kompleksnogo izucheniya individualnosti [On the problem of a comprehensive study of personality]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya ipedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2003, no 1, pp. 98— 107.
[11] Pryadein B.P. Kompleksnoe issledovanie otvetstvennostikaksistemnogo kachestva lishnosti [Complex research ofresponsibility as system trait of personality]. Doctor of Psychology Thesis. Ekaterinburg, 1999. 299 p.
[12] Tenyaeva O.V. Otvetstvennost deviantnykh podrostkov: avtoref. diss. ... kand. psichol. nauk [Responsibility in deviant adolescents: Ph.D. Thesis abstract]. Moscow, 2010. 27 p.
[13] Timofejcheva VA. Sravnitelnoe issledovanie otvetstvennosti afrikanskikh i latinoamerikanskikh studentov [A comparative study of of responsibility in African and Latin American students]. Ph.D. Thesis. Moscow, 2009. 158 p.
[14] Fomina N.A., Pastukhova M.V. Izuchenie otvetstvennosti kak sistemnogo svojstva lichnosti muzhchinyj v sootnoshenii s fenomenom otcovstva [Study of responsibility as a system property of the personality of a man in relation to the phenomenon of fatherhood]. Sistemnye issledovania svojstv lishosti: k 30-letiju naushoj sholy A.I. Krupnova v RUDN [System Research on Personality Traits: On the 30 years of A.I. Krupnov' Scientific School of Personality System Research at the PFUR]. Moscow: PFUR Publ., 2014, pp. 324—328.
[15] Chebotareva E.Ju. Vnutrisemejnye faktoryi razvitija lishnosti [Intra-familial factors of personality development]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2006, no 2, pp. 28—36.
Received 24 May 2016 Accepted 14 October 2016