Научная статья на тему 'Сходства и отличия в уверенности у китайских студентов'

Сходства и отличия в уверенности у китайских студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
УВЕРЕННОСТЬ / CONFIDENCE / СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / CHINESE STUDENTS / СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ / SIMILARITIES AND DIFFERENCES / СТРУКТУРА УВЕРЕННОСТИ / STRUCTURE OF CONFIDENCE / СИСТЕМНОСТЬ / CONSISTENCY / FEATURES OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рушина Марина Александровна

В статье представлены результаты исследования по определению сходств и отличий в уверенности у китайских студентов. После проведения теоретического анализа и эмпирического исследования автору удалось представить уверенность как личностное свойство, которое в любых обстоятельствах необходимо для жизнедеятельности человека. Изучение уверенности у китайских студентов представлено в рамках системно-функционального подхода, который разработал профессор А.И. Крупнов и который продолжают реализовывать его ученики. Концепция А.И. Крупнова является как методологической и теоретической основой данного исследования, так и его практической основой. Эмпирические результаты были получены при исследовании выборки китайских студентов, которая была разделена на две группы по половому признаку. Полученные результаты позволили определить структуру уверенности у китайских юношей и девушек. Согласно полученным в большинстве своём сходствам был сделан вывод, что структура уверенности у китайских юношей и девушек практически идентична, за исключением некоторых переменных. Это говорит о том, что основой уверенности у китайцев, независимо от пола, является достижение общественного признания, часто они чувствуют себя более уверенными, если находят поддержку со стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMILARITIES AND DIFFERENCES OF CONFIDENCE OF CHINESE STUDENTS

The article shows the results of a study aimed at determination of similarities and differences in confidence of Chinese students. After conducting a theoretical analysis and empirical research, the author was able to present confidence as a personal trait which is necessary for human life, under any circumstances. The study of confidence among Chinese students is presented in the framework of systemic and functional approach which was developed by Professor A.I. Krupnov and is still used by his disciples. The concept of A.I. Krupnov forms both methodological, theoretical and practical basis of this study. Empirical results were obtained by the study of a sample of Chinese students who were divided into two groups by gender. The results obtained made it possible to determine the structure of confidence among Chinese boys and girls. According to the obtained results, it was concluded that the structure of confidence of the Chinese boys and girls is almost identical, except for some variables. This suggests that the basis of confidence among the Chinese, regardless of gender, is the attainment of public recognition; they often feel more confident if other people support them.

Текст научной работы на тему «Сходства и отличия в уверенности у китайских студентов»

УДК 159.922; 159.923:316.6

СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ В УВЕРЕННОСТИ У КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Рушина Марина Александровна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198; e-mail: rushina_ma@pfur.ru

РЕЗЮМЕ

В статье представлены результаты исследования по определению сходств и отличий в уверенности у китайских студентов. После проведения теоретического анализа и эмпирического исследования автору удалось представить уверенность как личностное свойство, которое в любых обстоятельствах необходимо для жизнедеятельности человека. Изучение уверенности у китайских студентов представлено в рамках системно-функционального подхода, который разработал профессор А.И. Крупнов и который продолжают реализовывать его ученики. Концепция А.И. Крупнова является как методологической и теоретической основой данного исследования, так и его практической основой. Эмпирические результаты были получены при исследовании выборки китайских студентов, которая была разделена на две группы по половому признаку. Полученные результаты позволили определить структуру уверенности у китайских юношей и девушек. Согласно полученным в большинстве своём сходствам был сделан вывод, что структура уверенности у китайских юношей и девушек практически идентична, за исключением некоторых переменных. Это говорит о том, что основой уверенности у китайцев, независимо от пола, является достижение общественного признания, часто они чувствуют себя более уверенными, если находят поддержку со стороны.

Ключевые слова: уверенность, свойство личности, китайские студенты, сходства и различия, структура уверенности, системность.

ВВЕДЕНИЕ

Уверенность как свойство личности является неотъемлемой частью психологического содержания человека. Если человек располагает уверенностью в себе, то ему проще достигать той или иной намеченной цели. Если же при выполнении какой-либо работы человек говорит, что он не справится, у него

ничего не получится, то здесь выступают его неуверенные позиции, и для того чтобы получить положительный результат, ему нужно приложить максимум усилий. В связи с этим можно говорить о том, что у каждого человека — мужчины или женщины, представителя той или иной этнической группы — будут присутствовать свой уровень уверенности и своя структура уверенности.

В рамках предыдущих исследований мы говорили, что уверенность личности представлена в психологической науке как личностное свойство, которое отражает самоуважение человека, его целеустремлённость, и что всё это проявляется в его самообладании и выражении чувств, а также его потребностей, которые основаны на знании и опыте [11; 13]. Выводы этих исследований подтверждаются и в данной статье.

Актуальность изучения уверенности у китайской этнической группы имеет своё основание. И связана она с существованием достаточно ярких сходств и различий между людьми. Иногда этнокультурные традиции ставят человека в такие рамки, за пределы которых он не может выйти. Если культура «обязывает» человека быть в меру уверенным, общительным, любознательным, значит, он будет стараться по мере своих возможностей стремиться к этому. Китайцев можно отнести именно к таким людям. В данной работе сделан акцент на половых сходствах и различиях уверенности у китайцев, поскольку уверенность является одним из базовых свойств личности, определяющих характер межличностных отношений. Следует отметить, что не многие авторы, которые изучают данное свойство личности как целостную систему, обращают внимание на китайскую выборку.

Именно поэтому в данной работе мы определим структуру уверенности у китайских студентов, представив её сходства и отличия по половому признаку в рамках системно-функционального подхода профессора А.И. Крупнова.

Методологической и теоретической основой данного исследования являются работы зарубежных и отечественных авторов, в первую очередь системно-функциональная концепция профессора А.И. Крупнова по исследованию личностных свойств

Таблица

Сопоставление уровней выраженности переменных уверенности у респондентов мужского и женского пола по У-критерию Манна — Уитни

Переменные уверенности Сумма рангов U-критерий Манна — Уитни Вероятность

(муж.) (жён.)

Общественно значимые цели 31,70 31,31 474 0,932

Личностно значимые цели 32,93 30,16 437 0,544

Социоцентричность 34,43 28,75 392 0,214

Эгоцентричность 34,00 29,16 405 0,290

Осмысленность 38,13 25,28 281 0,005

Осведомлённость 37,82 25,58 290,5 0,007

Предметность 35,00 28,22 375 0,138

Субъектность 28,32 34,48 384,5 0,177

Эргичность 29,17 33,69 410 0,323

Аэргичность 32,13 30,91 461 0,789

Стеничность 27,87 34,91 371 0,124

Астеничность 32,00 31,03 465 0,832

Интернально сть 31,85 31,17 469,5 0,882

Экстернальность 32,18 30,86 459,5 0,772

Операциональные трудности 32,22 30,83 458,5 0,762

Личностные трудности 32,00 31,03 465 0,832

Примечание. Достоверные различия выделены цветом.

[5]. Для нас особый интерес представляют исследования, в рамках которых уверенность личности рассматривалась именно как комплексная характеристика, включающая в себя мотивационно-смысловые и ре-гуляторно-динамические подсистемы (А.И. Крупнов [4]; М.А. Рушина (Селиверстова) [8-14]; З.В. Бойко [3; 4]; И.А. Новикова и Г.Н. Замалдинова [7]; А.В. Шептура [15]).

МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования использовался опросник «Бланковый тест — уверенность», разработанный А.И. Крупновым. Данный опросник является адаптированным, он переведён на китайский и английский языки и неоднократно использовался в различных исследованиях. Исследование проводилось в Китае при участии Чжу Юйтун — китайской студентки РУДН.

Всего в исследовании участвовали 62 китайских студента: 30 юношей и 32 девушки. Полученные результаты обрабатывались с помощью статистического пакета Statistica for Windows 10.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для выявления сходств и отличий уверенности у китайских студентов представим качественные

характеристики полученных результатов по моти-вационно-смысловому и регуляторно-динамическо-му блокам уверенности. Достоверность полученных различий оценивалась с помощью и-критерия Манна — Уитни (см. таблицу).

Приведённые в таблице данные свидетельствуют о том, что достоверные различия между уверенностью у китайских мужчин и женщин присутствуют, но их не так много. Различия обнаружены в таких переменных, как осмысленность и осведомлённость когнитивного компонента уверенности. То есть, по сравнению с китайскими студентками, китайские юноши характеризуются высокой выраженностью осмысленности и осведомлённости. В связи с этим мы можем утверждать, что с позиции осмыслённости китайские студенты, в отличие от китайских студенток, понимают уверенность как: активное состояние человека; волевую черту характера; умение и способность владеть самим собой; черту, которую можно развивать и совершенствовать; стремление человека показать свои возможности; самодостаточность личности; качество, воспитанное в процессе жизни.

В то же время китайские юноши с позиции осведомлённости трактуют уверенность как: черту, передающуюся по наследству; врождённое свойство личности; свойство, зависящее от темперамента человека; устойчивое качество человека, не поддающееся изменению; природно-заданная характеристика человека; генетически обусловленная черта человека; черта личности, полученная от родителей.

Такая осведомлённость мужчин затрудняет их правильное понимание и интерпретацию уверенности как одного из важных свойств личности.

Итак, мы можем констатировать, что различия выразились именно в когнитивном компоненте уверенности китайцев.

Что же касается сходств в уверенности у китайских студентов, то большинство их можно увидеть в общественно значимых целях установочно-целе-вого компонента, в аэнергичности динамического компонента, в астеничности эмоционального компонента, в интернальности регуляторного компонента, в личностных трудностях.

Согласно общественно значимым целям, у китайских юношей, так же, как и у девушек, уверенность нацелена на: достижение общественного признания; стремление быть уважаемыми людьми; занятия предпринимательством и коммерцией; обретение надёжных и верных друзей; получение знаний и другого опыта; поиски интересной работы.

Китайские студенты и студентки характеризуются тем, что: берутся за дело, зная, что не всегда полностью владеют им в деталях; часто признаются в неспособности выполнить что-либо; часто считают себя в чем-то некомпетентными; чувствуют себя более уверенными, если находят поддержку; делая какой-либо выбор, предусматривают и другие запасные варианты; часто теряются в различных ситуациях (аэнергичность).

Также китайские студенты и студентки испытывают и переживают: чувство насторожённости при необходимости выбора; чувство негодования в случаях неуверенного поведения; чувство страха перед началом нового дела; чувство растерянности перед большим объёмом работы; беспокойство о произошедшем в течение дня; тревогу о том, что могут не справиться с порученным делом (астеничность).

Китайские студенты и студентки склонны считать, что: могут всегда регулировать своё поведение; лучше всех знают, что должен делать коллектив, в котором они работают; вполне можно пренебречь советами других людей; нужно самостоятельно действовать, а не придерживаться общепринятых мнений, если это нужно для человека; всегда могут предложить свой вариант решения проблемы; в любых ситуациях нужно надеяться только на самих себя (ин-тернальность).

Важно отметить, что все китайские респонденты, независимо от пола, испытывают трудности в уверенном поведении. Поэтому они, как правило: имеют заниженную самооценку; испытывают чувство робости при освоении новых дел; иногда поддаются паническим настроениям; не всегда организованны, что мешает их уверенности; стеснительны, что затрудняет проявление уверенности; излишне мнительны, что также мешает их уверенности (личностные трудности).

ВЫВОДЫ

Подводя итоги проведённого исследования, мы можем сказать, что структура уверенности у китай-

ских студентов, обучающихся в Китае, имеет свои особенности: в зависимости от половой принадлежности есть как сходства, так и отличия.

Различия представлены в осмысленности и осведомлённости когнитивного компонента уверенности у китайских студентов и студенток. Это свидетельствует о том, что мужская половина испытуемых, с одной стороны, осмысленно воспринимает уверенность как свойство личности, а с другой стороны — их осведомлённость об уверенности как свойстве личности не совсем точна. Возможно, это связано с тем, что в меру своей культурной принадлежности китайские студенты не обсуждают проблем уверенного/неуверенного человека и не имеют чёткого представления об этом личностном качестве.

Сходства же между китайскими студентами и студентками представлены в более широком виде: в установочно-целевом компоненте уверенности, в динамическом компоненте, в эмоциональном компоненте, в регуляторном компоненте и блоке трудностей уверенного поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Полученные результаты исследования в очередной раз подтверждают, что уверенность как свойство личности можно развивать и корректировать. Китайской этнической группе очень часто не хватает уверенности в себе, особенно студентам. Возможно, те студенты, которые уезжают учиться в другие страны, обладают более высоким уровнем уверенности, поскольку им приходится сталкиваться с барьерами разного уровня, и для того чтобы их преодолеть, нужна именно уверенность в своих действиях.

Результаты данного исследования могут применяться на практике педагогами и психологами Китая, России и других стран; они могут быть использованы при чтении курсов по социальной, дифференциальной и возрастной психологии, психологии общения, этнопсихологии.

ССЫЛКИ

[1]. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные психологические труды. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999.— 216 с.

[2]. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия: избранные психологические труды. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.— 550 с.

[3]. Бойко З.В. Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов: Дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2009.— 193 с.

[4]. Бойко З.В, Крупнов А.И. Этнопсихологическая специфика структуры уверенности различных групп студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2009. № 1. — С. 19-24.

[5]. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и её свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1(3). — С. 63-73.

[6]. Кудинов С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — Новосибирск, 1999.— 45 с.

[7]. Новикова И.А., Замалдинова Г.Н. Уверенность как фактор профессиональной эффективности сотрудников коммерческих организаций // Акмеология. 2015. № 3(55). — С. 131.

[8]. Рушина М.А. Факторная структура уверенности профессиональных и непрофессиональных спортсменов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2012. № 4. — С. 91-96.

[9]. Рушина М.А., Каменева Г.Н. Особенности факторной структуры уверенности студентов-медиков и студентов-психологов // Акмеология. 2014. № 1-2. — С. 198-199.

[10]. Рушина М.А. Специфика мотивационно-смысло-вых переменных уверенности у подростков // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. В.И. Казаренков. — М.: РУДН, 2015. Ч. II. — С. 57-582.

[11]. Рушина М.А. Выявление различий в уверенности китайских юношей и девушек // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию РГУ имени С.А. Есенина / Отв. ред. Л.А. Байкова, Н.А. Фомина, А.Н. Сухов; РГУ имени С.А. Есенина. — Рязань, 2015. — С. 277-280.

[12]. Рушина М.А. Особенности структуры общительности китайских студентов, проживающих в Китае // Акмеология. 2016. № 1(57). — С. 80-83.

[13]. Селиверстова М.А. Сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2007.— 19 с.

[14]. Селиверстова М.А. Системный подход к изучению уверенности личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2008. № 4. — С. 52-57.

[15]. Шептура А.В. Психологические трудности уверенного поведения у иностранных студентов // Акмеоло-гия. 2014. № 3-4. — С. 195-196.

SIMILARITIES AND DIFFERENCES OF CONFIDENCE OF CHINESE STUDENTS

Marina A. Rushina, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Russia, Moscow, Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), Philological Faculty, Department of Social and Differential Psychology; ul. Miklukho-Maklaya, 10/2, Moscow, 117198 Russia; e-mail: rushina_ma@pfur.ru

ABSTRACT

The article shows the results of a study aimed at determination of similarities and differences in confidence of Chinese students. After conducting a theoretical analysis and empirical research, the author was able to present confidence as a personal trait which is necessary for human life, under any circumstances. The study of confidence among Chinese students is presented in the framework of systemic and functional approach which was developed by Professor A.I. Krupnov and is still used by his disciples. The

concept of A.I. Krupnov forms both methodological, theoretical and practical basis of this study. Empirical results were obtained by the study of a sample of Chinese students who were divided into two groups by gender. The results obtained made it possible to determine the structure of confidence among Chinese boys and girls. According to the obtained results, it was concluded that the structure of confidence of the Chinese boys and girls is almost identical, except for some variables. This suggests that the basis of confidence among the Chinese, regardless of gender, is the attainment of public recognition; they often feel more confident if other people support them.

Key words: confidence, features of personality, Chinese students, similarities and differences, structure of confidence, consistency.

REFERENCES

[1]. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Psihologija i soznanie lichnosti: Problemy metodologii, teorii i issledovanija real'noj lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy [Psychology and consciousness of personality: problems of methodology, theory and research real-life personality: Selected psychological works]. Moscow, MPSI, Voronezh, MODJeK, 1999. 216 s.

[2]. Barabanshhikov V.A. Sistemogenez chuvstvennogo vosprijatija: izbrannye psihologicheskie trudy [Sistemogeneza sensory perception: selected psychological works]. Moscow, MPSI; Voronezh: MODJeK, 2011.— 550 s.

[3]. Bojko Z.V. Jetnopsihologicheskie osobennosti uv-erennosti u razlichnyh grupp studentov: Dis. ... k. psihol. n.: 19.00.01 [Ethnopsychological features of confidence among different groups of students: dis. ... c. psychol. s.: 19.00.01]. Moscow, RUDN, 2009.— 193 s.

[4]. Bojko Z.V., Krupnov A.I, Jetnopsihologicheska-ja specifika struktury uverennosti razlichnyh grupp studentov [Ethnopsychological specifics of the structure of the perceptions of various groups of students]. Vestnik RUDN. Serija «Psihologija i pedagogika». [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series «Psychology and Pedagogy»], 2009. № 1. S. 19-24.

[5]. Krupnov A.I. Sistemno-dispozicionnyj podhod k izucheniju lichnosti i ejo svojstv [The system-dispositional approach to studying the personality and its properties]. Vestnik RUDN. Serija «Psihologija i pedagogika». [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series «Psychology and Pedagogy»], 2006. № 1(3). S. 63-73.

[6]. Kudinov S.I. Polovozrastnye i nacional'no-jetnich-eskie aspekty ljuboznatel'nosti: Avtoref. dis. ... d. psihol. n.: 19.00.01 [Sex, age, and ethnic aspects of curiosity: author. dis. ... d. psychol. s.: 19.00.01]. Novosibirsk, 1999. 45 s.

[7]. Novikova I.A., Zamaldinova G.N. Uverennost' kak faktor professional'noj jeffektivnosti sotrudnikov kom-mercheskih organizacij [Confidence as a factor of professional efficiency of employees of commercial organizations]. Ak-meologija. [Acmeology], № 3(55), 2015. S.131.

[8]. RushinaM.A. Faktornaja struktura uverennosti pro-fessional'nyh i neprofessional'nyh sportsmenov [The factor structure of confident professional and Amateur athletes]. Vestnik RUDN. Serija «Psihologija i pedagogika» [Bulletin of Peoples 'Friendship University of Russia. Series «Psychology and Pedagogy»], 2012. № 4. S. 91-96.

[9]. RushinaM.A., Kameneva G.N. Osobennosti faktor-noj struktury uverennosti studentov-medikov i studentov-psi-hologov [Features of the factor structure of the confidence of medical students and psychology students]. Akmeologija. [Ac-meology], № 1-2, 2014. S. 198-199.

[10]. Rushina M.A. Specifika motivacionno-smyslovyh peremennyh uverennosti u podrostkov [The specificity of the motivational-semantic variables confidence in adolescents]. Vysshaja shkola: opyt, problemy, perspektivy: materi-aly VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / nauch.red. V.I. Kazarenkov [High school: experience, problems, prospects: materials of the VIII International scientific-practical conference / scientific.ed. V. I. Kazarenkov]. Moscow, RUDN, 2015. Ch. II. S. 575-582.

[11]. Rushina M.A. Vyjavlenie razlichij v uverennosti kitajskih junoshej i devushek [To identify differences in confidence of Chinese boys and girls]. Pedagogika i psihologi-ja kak resurs razvitija sovremennogo obshhestva: problemy setevogo vzaimodejstvija v inkljuzivnom obrazovanii: mate-rialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju RGU imeni S.A. Esenina / otv. red. L.A. Baikova, N.A. Fomina, A.N. Suhov [Pedagogy and psychology as a resource for the development of the modern society: problems of networking in inclusive education: materials

of VII International scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of the RSU named for S. A. Yess-enin / resp. edit. of L. A. Baikova, N.. Fomina, A. N. Suhov]. Ryazan, 2015. S. 277-280.

[12]. Rushina M.A. Osobennosti struktury obshhitel'nos-ti kitajskih studentov, prozhivajushhih v Kitae [Features of the structure of sociability Chinese students living in China]. Ak-meologija. [Acmeology], № 1 (57), 2016. S. 80-83.

[13]. Seliverstova M.A. Sravnitel'naja harakteristika uverennosti starshih shkol'nikov i studentov: Avtoref. dis. ... k. psihol. n.: 19.00.01 [Comparing confidence of senior pupils and students: author. dis. ... c. psychol. s.: 19.00.01]. Moscow, RUDN, 2007. 19 s.

[14]. Seliverstova M.A. Sistemnyj podhod k izucheni-ju uverennosti lichnosti [A systematic approach to the study of confidence personality]. Vestnik RUDN. Serija «Psihologi-ja i pedagogika» [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2008. № 4. S. 52-57.

[15]. ShepturaA.V. Psihologicheskie trudnosti uveren-nogo povedenija u inostrannyh studentov [Psychological difficulties confident behavior of foreign students]. Akmeologija. [Acmeology], № 3-4, 2014. S. 195-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.