Научная статья на тему 'Взаимосвязь мотивационно-смысловой сферы личности и ее психологического времени'

Взаимосвязь мотивационно-смысловой сферы личности и ее психологического времени Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / СМЫСЛ / MEANING / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL TIME OF PERSONALITY / МOTIVATION / PERSONAL MEANING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова Наталья Николаевна

Статья посвящена проблеме соотношения психологического времени личности и ее мотивационно-смысловой сферы. Определены связи различных мотивационных и смысловых аспектов личности и субъективного переживания прошлого, настоящего, будущего времени жизни, его эмоционально-смысловая нагруженность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF MOTIVATIONALSEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY AND ITS PSYCHOLOGICAL TIME

The article is devoted to the psychological time of personality and motivational-semantic sphere. Identified different motivational and semantic aspects of personality and subjective experience of the past, present, future life, his emotional-semantic loading.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мотивационно-смысловой сферы личности и ее психологического времени»

ных функций на уровне инновационно-творческого решения юридических задач по защите прав, свобод и интересов его доверителей.

Таким образом, экстраполируя выявленные психолого-акмеологические закономерности и особенности инвариант профессионализма на высокоэффективную профессиональную деятельность адвоката, следует отметить следующие функции инвариант профессионализма в профессиональной деятельности адвоката.

1. Система инвариант профессионализма адвоката служит обеспечению высокого уровня юридической безопасности доверителей (физических и юридических лиц) с точки зрения защиты их прав, свобод и интересов, жизни и здоровья, имущества, с учетом существующих систем юридических рисков.

2. Система инвариант профессионализма обеспечивает, при условии их неукоснительного соблюдения, высокую конкурентоспособность адвоката на внутреннем и международном рынке юридических услуг.

3. Система инвариант профессионализма формирует основу для соблюдения требований профессиональных регламентов высокоэффективную профессиональную деятельность адвоката, вводимых Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной деятельности адвоката [8,9].

4. Система инвариант профессионализма адвоката обеспечивает качество оказания юридической помощи доверителям с позиций защиты их прав, свобод и интересов и обеспечения доступа к правосудию.

5. Система инвариант профессионализма, целенаправленно формируя профессиональные признаки, свойства, качества, способствует формированию качественных систем классификации и кодификации требований, предъявляемых для отбора адвокатов.

6. Система инвариант профессионализма инициирует необходимый уровень образовательных стандартов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации адвокатов.

7. И, наконец, система инвариант профессионализма характеризует уровень зрелости адвокатского сообщества нашей страны, его интегрированности в систему государственных и социальных институтов, степень его управляемости и эффективности, является основой для оценки его потенциала в обеспечении безопасности системы «личность-общество-государство», а также выступает в качестве критерия оценки системы профессиональных отношений в адвокатуре.

Литература

[1] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

[2] Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М., 2007.

[3] Кириченко А.В., Кучер С.А Психолого-акмеологические основы построения системы безопасности современной коммерческой структуры// Новый юридический журнал. 2012, № 2, С. 56-65.

[4] Кириченко А.В., Шеремета И.В. Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга// Акмеология. 2012, № 2, С. 37-48.

[5] Кириченко А.В., Шеремета И.В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга// Право и жизнь 2013, № 178 (4), С. 134-154.

[6] Кириченко А.В. Психолого-акмеологические закономерности профессионального профайлинга// Акмеология. 2014, Том 1-2.

[7] Кириченко А.В. Перспективы развития правовой акмеологии// Акмеология. 2014, Том 1-2. С. 102-105.

[8] Кодекс профессиональной деятельности адвоката от 31 января 2003 года (с изменениями и дополнениями, утвержденными II Всероссийским съездом адвокатов 08.04.2005; III Всероссийским съездом адвокатов 05.04.2007; VI Всероссийским съездом адвокатов 22.04.2013).

[9] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL INVARIANTS OF COUNSEL

Agapov Valery Sergeevich - Doctor of Psuchology, Professor of the Acmeology and Psychology of Professional Activity Department,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 84, Vernadskiy prospect, Moscow 119606, Russia; e-mail: agapov.vs@mail.ru.

Gagarin Konstantin Nikolaevich (Moscow, Russia) - advanced student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; AlVKirichenko@yandex.ru Kirichenko Alexander Viktorovich (Moscow, Russia) - D.Ps. Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; AlVKirichenko@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the problems of psychological and legal professional activity of invariant lawyer. It analyses the relevance, significance, condition of the investigated problem, and also features a technological invariant professionalism of counsel using the latest scientific psychological and legal developments.

Key words: psychological and legal professional invariants, activity of lawyer

УДК 159.99

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Акимова Наталья Николаевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и служебной деятельности, Российский государственный социальный университет, ул. Вильгельма Пика, 4; akimov_72@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме соотношения психологического времени личности и ее мотивационно-смысловой сферы. Определены связи различных мотивационных и смысловых аспектов личности и субъективного переживания прошлого, настоящего, будущего времени жизни, его эмоционально-смысловая нагру-женность.

Ключевые слова: Мотивация, смысл, личностный смысл, психологическое время личности.

Взаимодействие личности и психологического времени в контексте ее жизненного пути рассмотрено в исследованиях К.А. Абульханова-Славской, В.И. Ковалева, О.В. Кузьминой, Д.А. Леонтьева, А.В. Серый и др. На необходимость учета (изучения) временного аспекта деятельности личности указывали многие исследователи (Н.А. Берштейн, Д.А. Леонтьев, Б.А. Сосновский, Г. Элинберг и др.). Исследовательский интерес для нас представляет взаимосвязь, взаимодействие, взаимо-опосредованность переживания времени и мотивационно-смысловых аспектов личности в контексте жизнедеятельности. Соотношение смысловых, мотивационных характеристик личности и ее временных аспектов рассматривается в трудах О.А. Арестовой, Ф.Е. Василюка, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Голо-вахи, В.П. Зинченко, В.А. Иванникова, А.А. Кроника, Д.А. Леонтьева, А.В. Серого, С.Я. Рубинштейна и др. Смысловая сфера, определяемая как «первое измерение» психологической реальности, является преобразующей пространство и время [3]. Через термины «переживание времени», «отношение ко времени» в работах Е.И. Головахи, А.А. Кроника [2] раскрывается смысловая нагруженность психологического времени личности. Смысл хотя и вневременен сам по себе, все же «не индифферентен ко времени», он воплощается во временной форме. Смысл как пограничное образование, в нем сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации (Васи-люк Ф.Е., 2007). Взаимосвязь мотивации и психологического времени показана в трудах О.А.Арестовой, В.Г. Асеева, В. Вилюнаса, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, Ж.Нюттена, С.Я. Рубинштейна и др.

Таким образом, одной из основных проблем исследования психологического времени личности состоит в выяснении того, как из различных форм переживания психологического времени у человека формируется осознанная картина времени его жизни, выполняющая функцию мотивационно-смысловой регуляции жизненного пути. Нами организовано и проведено пилотажное исследование, направленное на выявле-

ние соотношения отношение личности к собственному Я во времени (психологическое прошлое, настоящее и будущее) и качественных особенностей мотивационно-смысловых образований. В исследовании приняли участие 325 студентов вузов Алтайского края. Использовались метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, опросник мотивационно-смыс-ловых образований Ю.М. Орлова-Б.А. Сосновского. Для определений связей между исследуемыми феноменами мы использовали коэффициент линейной корреляции г Пирсона.

Выявлено, что переживание глубины, осмысленности временной перспективы, наличие определенных целей в жизни тесно связано с величиной потребности в достижении значимых результатов деятельности, проявляющуюся в таких качествах личности как настойчивость и инициативность; тесно связана с величиной потребности в доминировании, проявляющуюся в таких личностных и поведенческих характеристиках как стремление к первенству во взаимоотношениях, к управленческой деятельности, к самоутверждению в обществе [1]. Переживания настоящего как ценностного также тесно связано с величиной выраженности потребностей в достижении аффилиации, доминировании и степенью их удовлетворения. Наличие определенных потребностей позволяют и к своему прошлому относится как к продуктивного периоду жизненного пути, дающему ценный опыт для построения продуктивного настоящего и планирования желаемого будущего [4]. Корреляционная связь параметров психологического прошлого, настоящего и будущего со шкалой «удовлетворенность познанием» (при отсутствии связи со шкалой «потребность в познании») возможно свидетельствует о том, что для данной выборки испытуемых именно степень удовлетворенности уровнем собственного опыта, знаний, компетентности порождает возможность долговременного целеполагания, выстраивания перспектив будущего.

Выявлены значимые связи мотивационно-смысловых образований и значений факторов семантического пространства оценки значений «мое прошлое», «мое настоящее», «мое будущее». Нами обнаружена отрицательная корреляция шкалы «мое прошлое» по фактору силы со шкалами «удовлетворенность познанием», «потребность в аффилиации». Можно говорить о соотношении эмоционально-смыслового переживания прошлого как «тяжелого», «большого», «сильного», с одной стороны, и отсутствия стремления устанавливать подлинные межличностные отношения, неудовлетворенность собственным опытом, багажом знаний компетентностью, с другой. Выявлена положительная корреляция шкалы «удовлетворенность доминированием» с измеряемыми эмоционально-смысловыми аспектами психологического времени и локусом контроля. Удовлетворенность процессом доминирования, лидирования взаимосвязана с субъективным переживанием настоящего и проецирования будущего в наиболее активных, позитивных и сильных позициях. При этом собственная личность также воспринимается вполне положительно и способной активно действовать в окружающем мире.

Мотивационно-смысловые образования, их количественная и качественная выраженность тесно связаны с переживанием временной психологической перспективы. Множественность мотивационно-смысловых проявлений направленности личности обуславливает формирование целенаправленного, длительного, содержательного будущего. Возможности формирования позитивного будущего берут свое начало в переживании ценности настоящего и эффективного осмысления прошлого опыта опять на основе количественного и качественного оформления мотивационно-смысловых характеристик направленности личности.

Таким образом, иерархизированная система мотивов и смыслов личности связана с субъективным восприятием времени своей жизни как целостного, согласованного и вполне определенного, осмысленного бытия. Выраженность стремлений к эффективным социальным взаимодействиям, к получению положительных результатов целенаправленной деятельности, к активному влиянию на других людей, на ситуации и, что важно, степень удовлетворенности таких стремлений связана с качеством переживания личностью «связи времён», со степенью осмысленности, определенности своей жизни.

Список литературы

[1]. Акимова Н.Н. Динамика мотиваицонно-смысловых образований личности студента: Монография. - Барнаул: Издательская группа «Си-пресс», 2012-216с.

[2]. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени: Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Институт психологии, 1988. -244с.

[3]. Зинченко В.П. Живые метафоры смысла // Вопросы психологии. - 2006. -№ 5. - С. 100-113.

[4]. Каширин В.П. Познание и развитие потребностно-мотивационной сферы личности // Акмеология. - 2014. -№ 3-4. - С. 216-217

THE RELATIONSHIP OF MOTIVATIONAL-

SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY AND ITS PSYCHOLOGICAL TIME

Akimova Natalia (Moscow, Russia) - candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychology of work and professional activities, Russian state social University, Moscow, Wilhelm Pieck str., 4; akimov_72@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the psychological time of personality and motivational-semantic sphere. Identified different motivational and semantic aspects of personality and subjective experience of the past, present, future life, his emotional-semantic loading. Key words: Motivation, meaning, personal meaning, and psychological time of personality.

УДК 159.9

СТУДЕНЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ХХ! ВЕКА

Албакова Зара Абдул- Мажитовна (Назрань, Россия) - кандидат медицинских наук,, Ингушский Государственный университет; ул. Магистральная 39; zara.albakova@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена анализу образа преподавателей современной высшей школы. В данной работе перечисляются наиболее распространенные качества образа преподавателей, выявленные в исследовании студенческих описаний преподавателя XXI века. Ключевые слова: преподаватель высшей школы, его образ и качества, студенты.

Интерес представляет исследование студенческого взгляда на преподавателя вуза XXI века, так как это исследование направлено не только на изучение преподавателей, но и помогает сформировать современный образ студенчества, определить как основные векторы работы их, так и направления оказания им помощи [1-2].

По мнению студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистрантов и аспирантов (исследование проводилось в ряде вузов РФ - г.г. Москва, Астрахань, Назрань и др., N=2500) профессия преподавателя вуза имеет свои особенности: высокую автономность профессии, требующую напряженного умственного труда; повышенную степень профессиональной ответственности; сопряжение функций педагога, исследователя и организатора труда студентов и своего собственного; потребность непрерывного саморазвития на основе педагогической деятельности и научных исследований и др. Важно, что все испытуемые обратили внимание и поставили буквально на первые места по значимости следующее - преподаватель должен уметь анализировать деятельность студентов и их психологические состояния, а также владеть навыками педагогического общения [3].

Как показало исследование, студенты предъявляют высокие требования к преподавателю - его когнитивной, мо-тивационной и эмоциональной сферам. Оказывается, по их мнению, преподаватель должен все знать, при этом быть стабильно эмоционально устойчивым и с огромным чувством любви к студентам, отвечать за формирование качественно новых взаимоотношений между преподавателем и студентами и проведение занятий с максимальной мотивацией студентов к познавательной деятельности (в этом мы видим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.