Научная статья на тему 'Психолого-правовые основания профессионализма адвоката'

Психолого-правовые основания профессионализма адвоката Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ / PSYCHOLOGICAL AND LEGAL GROUNDS / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА / CAREER LAWYER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириченко Александр Викторович, Гагарин Константин Николаевич

Статья посвящена изучению психолого-правовых оснований профессионализма адвоката, описаны психолого-правовые детерминанты, обеспечивающие социально-коммуникативные компетенции адвоката.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL BASIS OF THE PROFESSIONALISM OF COUNSEL

The article is devoted to the study of psychological and legal basis of professionalism lawyer, describes the psychological and legal determinants of providing social and communicative competence of counsel.

Текст научной работы на тему «Психолого-правовые основания профессионализма адвоката»

ABSTRACT

It reveals some conflictological competence. It was determined that one of the important characteristics of a professional HR manager is the ability to operate effectively in conflict situations. The perspectives of training managers in the field of conflict resolution. Key words: conflict, professional activities, management, conflictological competence, training.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА АДВОКАТА

Кириченко Александр Викторович (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; AlVKirichenko@yandex.ru Гагарин Константин Николаевич (Москва, Россия) - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; AlVKirichenko@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению психолого-правовых оснований профессионализма адвоката, описаны психолого-правовые детерминанты, обеспечивающие социально-коммуникативные компетенции адвоката.

Ключевые слова: психолого-правовые основания, профессионализм, профессиональная деятельность адвоката.

В соответствии с действующим федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» профессиональную адвокатскую деятельность определяют в форме квалифицированной юридической помощи, которая осуществляется на профессиональной основе лицом, которое получило статус адвоката в законодательном порядке, доверителям - физическим и юридическим лицам в целях обеспечения доступа к правосудию, сущность которого состоит в защите их прав, свобод и интересов [9].

Профессиональную деятельность адвоката подавляющее большинство исследователей относят к системе наиболее сложных видов юридической деятельности [6,7]. Данная разновидность профессионального юридического труда обусловлена системой правовой регламентации профессиональной деятельности, неординарностью и крайне широким разнообразием решаемых проблем правового характера, жесткими этическими нормами поведения и деловой репутации, широким разнообразием социальных контактов с различными категориями граждан, вовлеченных в сферу правоотношений, высокими требованиями к уровню развития профессионализма адвоката.

Кодекс профессиональной деятельности адвоката предъявляет высокие требования к личности субъекта адвокатской деятельности. Адвокату при осуществлении своей профессиональной деятельности предписано сохранять честь и достоинство, которые являются непременным атрибутом его профессии и определяются фактом присвоения статуса адвоката и необходимостью соблюдения установленных норм профессиональной деятельности. [9]. Честность и добросовестность адвоката, предопределяющие высокий уровень доверия к нему, являются основой его профессиональной независимости, твердой убежденности доверителей в его порядочности. При этом адвокату предписано избегать ситуаций, характеризующихся несовместимыми со званием адвоката злоупотреблениями, подрывающими доверие к нему [8]. Судебная этика, основанная А.Ф. Кони, рассматривает поведение и личность адвоката в качестве одних из ключевых элементов судебного разбирательства. При этом, особый акцент делается на том, что даже хорошо продуманные и основанные на принципах справедливости законы, при недобросовестном и непрофессиональном их исполнении, деструктивно влияют на процедуру отправления правосудия. Поэтому исследование судебной деятельности, должно иметь своим предметом не только условия и факторы, оказывающие существенное влияние на эту деятельность, но и профессионализм адвоката, обеспеченного соблюдением этических норм и правил профессионального поведения, формирующего основу со-

блюдения принципа состязательности сторон обвинения и защиты в рамках судебного разбирательства, обеспечения справедливого правосудия. В рамках осуществления профессиональной деятельности Кодекс обязывает адвоката быть честным, разумным, добросовестным, квалифицированным, принципиальным и своевременным в исполнении своих обязанностей, проявлять активность в защите прав, свобод и интересов доверителей всеми законными средствами, на основе Конституции Российской Федерации, законов и настоящего Кодекса. Адвокат должен уважительно относиться к правам, чести и достоинству лиц, которым он оказывает юридическую помощь. Профессиональная деятельность адвоката определяется, прежде всего, буквой закона и нормами нравственности и играют более значимую роль, чем воля доверителя[8].

Высокая эффективность профессиональной деятельности адвоката определяется целой системой профессиональных компетенций, среди которых наиболее важными являются правовая, организационная, регуляционная, аутопсихологи-ческая, социально-перцептивная, интерактивная, социально-коммуникативная компетентности, обеспечивающих высокий уровень профессионализма адвокатской практики [4,5]. При этом доминирующая роль принадлежит социально-коммуникативной компетентности адвоката, так как решение основной задачей, состоящей в защите интересов, прав и свобод доверителей, осуществляется в общении и через общение.

Проведенное диссертационное исследование психолого-правовых оснований социально-коммуникативных компетенций адвоката с использованием системы экспертной оценки (N=27) позволила детальным образом изучить ее структуру.

Высокий уровень социально-коммуникативной компетенций адвоката определяется комплексом детерминант, которые представлены наиболее выраженными параметрическими характеристиками социально-коммуникативной компетентности адвоката, обеспечивающими высокую эффективность его профессиональной деятельности.

Целенаправленный анализ научных первоисточников, результатов, полученных другими исследователями [1,2,3,4,5,6,7]., а также сравнительный анализ с результатами, полученными в рамках реализованного нами диссертационного исследования весовых параметров социально-коммуникативной компетентности адвоката показало, что высокий профессионализм деятельности обеспечивается влиянием правовой, информационно-психологической, социально-перцептивной, регулятивной, конфликтологическая, аутопсихо-логическая, экспертная, представительская детерминантами.

Высокий уровень социально-коммуникативной компетентности адвоката состоит в глубоком знании законов, в системе знаний в области психологии, включая межличностные коммуникации, социальную перцепцию [1,2], визуальную психодиагностику [6], построение межличностных отношений и владение психологическими технологиями установления психологических контактов, развития межличностных отношений, акмеологического воздействия в профессиональных целях [4, 5].

Литература

[1] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

[2] Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999.

[3] Кириченко А.В., Кучер С.А Психолого-акмеологические основы построения системы безопасности современной коммерческой структуры// Новый юридический журнал. 2012, № 2, С. 56-65.

[4] Кириченко А.В., Шеремета И.В. Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга// Акмеология. 2012, № 2, С. 37-48.

[5] Кириченко А.В., Шеремета И.В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга// Право и жизнь 2013, № 178 (4), С. 134-154.

[6] Кириченко А.В. Психолого-акмеологические закономерности профессионального профайлинга// Акмеология. 2014, Том 1-2.

[7] Кириченко А.В. Перспективы развития правовой акмеологии// Акмеология. 2014, Том 1-2. С. 102-105.

[8] Кодекс профессиональной деятельности адвоката от 31 января 2003 года (с изменениями и дополнениями, утвержденными II Всероссийским съездом адвокатов 08.04.2005; III Всероссийским съездом адвокатов 05.04.2007; VI Всероссийским съездом адвокатов 22.04.2013).

[9] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

PSYCHOLOGICAL AND LEGAL BASIS OF THE PROFESSIONALISM OF COUNSEL

Kirichenko Alexander Viktorovich (Moscow, Russia) - D.Ps. Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; AlVKirichenko@yandex.ru Gagarin Konstantin Nikolaevich (Moscow, Russia) - advanced student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; AlVKirichenko@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the study of psychological and legal basis of professionalism lawyer, describes the psychological and legal determinants of providing social and communicative competence of counsel.

Key words: psychological and legal grounds, professionalism, career lawyer.

УДК 37.01

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХ ВЛИЯНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАПРОДУКЦИИ

Книжникова Светлана Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»; ул. Сормовская, 173, Краснодар, Россия, 350080; e-mail: osvita2003@mail.ru

Аннотация

статья посвящена представлениям подростков о медиабезопас-ности.

Ключевые слова: девиантное поведение, медиапродукция, подростки.

Исследователи факторов социализации часто называют медиасреду одной из воспитательных сил общества, но если более пристально посмотреть на современную медиапродук-цию, предназначаемую для подрастающего поколения, то становятся очевидными и ее разрушительные эффекты. Следует признать, что большинство детско-подростково-молодежных медиатекстов утратили свою основную функцию - воспитательную. Ученые указывают на «обратную сторону медали» медиасреды: возможность формирования виртуальной ад-дикции (геймерства, чрезмерной увлеченности социальными сетями, патологической идентификации в виртуальном пространстве), преобладание потребительских призывов в ущерб нравственным правилам, распространение кибербуллинга и «ненавистнического» контента, извращение ценностно-ориентировочных установок, искажение картины мира.

А тем временем подростки молодежь не просто пользуются медиапродукцией, они в ней живут. Представляем вниманию результаты опроса, организованного нами среди школьников Краснодарского края в 2014 году.

С помощью вопросов «Какой точки зрения Вы придерживаетесь относительно жестоких компьютерных игр?», «... жестоких фильмов, мультфильмов?» оценивалась подверженность подростков следующим эффектам медианасилия: сугге-сто-подражательный эффект; эффект ослабления внутренних запретов на девиантное поведение; эффект ожидания девиант-ного поведения от окружающих. 10% респондентов согласны, что все медиапотребители компьютерных игр подвержены действию суггесто-подражательного эффекта и эффекта ослабления внутренних запретов на девиантное поведение; 10% считают, что юные зрители, читатели, компьютерные игроки могут испытывать на себе эффект тревожного ожидания девиантного поведения от окружающих; 22% уверены в наличии эффекта равнодушия к девиантному поведению окружающих, провоцируемого медианасилием. Тем не менее, 45% респондентов уверены в безопасности (23%) или пользе медианасилия (22%) и уже демонстрируют подверженность эффекту ослабления внутренних запретов на девиантное поведение, эффекту равнодушия к девиантному поведению окружающих, эффекту постепенной реактивации имеющихся

личностных деструкций и эффекту «запретного плода». 12% респондентов не задумывались о воздействии медианасилия, но выявленные впоследствии респонденты с такими ответами склонялись больше к безвредности агрессивных компьютерных игр. В целом ответы юношей более «смягченные» по отношению к вреду от компьютерных игр. Ответы на вопрос о влиянии жестоких фильмов и мультфильмов распределились схожим образом.

Вопросом «Вы стали взрослым человеком, у Вас растет сын или дочь. Какую точку зрения Вы поддержите?» мы пытались установить мнение подростков о родительских функциях при использовании детьми медиапродук-ции. Также была гипотеза (впоследствии подтвержденная), что через ответы респонденты охарактеризуют отношение их родителей к использованию детьми медиапродукции. В итоге: подавляющее большинство подростков (считайте, их родителей)«разрешают» просмотр сцен насилия с 10 лет (20%) или 14 лет (25%), 25% допускают всевозрастной просмотр медианасилия в присутствии родителей; 15% подростков уверены, что ребенок в любом возрасте может самостоятельно определяться с предпочтениями медиапродукции.

Вопрос «Считаете ли Вы, что в фильмах, мультфильмах, играх для детей обязательно должны разъясняться нормы поведения, т.е. что можно делать и нельзя делать ни при каких обстоятельствах в реальной жизни?» предназначался для выявления мнений подростков о воспитательных функциях медиапродукции. Основная часть подростков (68%) считают, что разъяснением норм и правил поведения должна заниматься семья. Предполагаем, что подростки, во-первых, не совсем осознают силу воздействия медиапродукции на ценности, жизненные ориентиры и мировоззренческие позиции; во-вторых, медиапродукции отводят лишь релаксационную, развлекательную или информационную функции; в-третьих, высказывают «общераспространенное» мнение о воспитательном приоритете семьи. Предсказуемо юноши более «независимо» отвергают (34%) необходимость разъяснения детям через медиапродукцию макросоциальных норм.

Одним из самых информативных был вопрос об отношении к «девиантным» сценам в медиапродукции. Анализ усредненных ответов показал, что наибольшее возмущение у всех опрошенных вызывают сцены издевательств над животными и грубости мужчины по отношению к женщине (по 44%). Остальные сцены девиантного поведения не вызывали серьезного возмущения у двух третей опрошенных! Феноменальное равнодушие респонденты продемонстрировали относительно сцен брани (94%) и натуралистичного изображения ран, кро-вопотери, процесса умирания (69%). Наиболее приемлемыми стали сцены: участия в азартных играх (82%), употребления табачной продукции (72%), натуралистичного изображения насилия (51%), культа обогащения (49%).

При вопросе о поступках главного героя из «любимого» медиапродукта и их соотношении с социальными нормами, оказалось, что более половины опрошенных симпатизируют герою, поступки и поведение которого частично (34%) или полностью (22%) не соответствуют нормам порядочности, честности, доброжелательности, нравственности. 12% респондентов вообще не оценивают, не задумываются о поведении героев медиапродукции. Отметим, что юношам чаще импонируют асоциальные герои, нежели девушкам. При личных беседах оказалось, что под «положительным» героем часто подразумевался привлекательный, сильный, уверенный в себе человек, но положительные нравственные качества в этот «идеал» подростки практически не вкладывают.

Самонаблюдения респондентов о возможных личностных изменениях под влиянием медиаконтента выглядят следующим образом: 19% замечают у себя агрессивные тенденции, 14% отмечают провоцируемое медиапродукцией равнодушие к окружающим, 13% ощущают страх и тревогу. 42% респондентов признались, что они не замечают в себе негативных изменений, но постоянно слышат от близких о своих изменениях в худшую сторону. Особенно выражено это мнение среди юношей (57%), что опять-таки связано с их часто встречающейся зависимостью от онлайн-игр. Лишь 5% подростков находят позитивные воздействия медиапродукции (по самонаблюдениям - 4%, по мнению близких - 1%).

Представления подростков о медиапродукции как о факторе социализации выявлялись с помощью вопроса: «Как Вы считаете, какое воздействие оказывает современная медиа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.