АКМЕОЛОГИЯ:
РАЗВИТИЕ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ
И ОБРАЗОВАНИЯ
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ДОКТОРАНТОВ И АСПИРАНТОВ
ACMEOLOGY:
THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ACTIVITY OF THE SUBJECT OF MANAGEMENT AND EDUCATION
SCIENTIFIC WORKS OF TEACHERS, DOCTORS AND PHD STUDENTS
УДК 159.9.072
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА У СТУДЕНТОВ
Аврамова Татьяна Ивановна (Воронеж, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет; ул.Ленина, 86; tiavramova@mail.ru
Аннотация
Аннотация: В статье анализируются средства и результаты группового тренингового воздействия в русле интегральной концепции гуманистического гештальтподхода в работе со студентами с целью повышения их эмоционально-личностной компетентности.
Ключевые слова: гештальттренинг, конгруэнтная обратная связь, идентификация, консультативный диалог, ограничения развивающего воздействия.
Использование активных тренинговых форм психологического обучения студентов в процессе профессионального обучения и прежде всего студентов-психологов с целью развития их эмоционально-личностной компетентности является в высокой степени эффективной, действенной формой обучения и формирования личности специалиста в высшей школе.
Целями групповой тренинговой работы является личностный рост участников. У членов тренинговой группы повышается прежде всего такая составляющая эмоционально-личностной сферы как эмоциональный интеллект, включающий в себя «эмоциональную осведомленность», «способность управлять своими эмоциями», «эмпатию», «способность влиять на других», по Д. Гоулмену, Н. Холлу. Взаимодействие, диалог между ведущим психологом и членами тренинго-вой группы и между самими членами группы строится на принципах гуманистического подхода - «конгруэнтности», «принятия», «способности слышать правду другого человека и предъявлять свою правду», «способности включать в себя феноменологию другого человека», по К. Роджерсу, Ф. Перл-зу [1,4]. Концепции, на которых строится такая тренинговая развивающая работа - гештальтподход Ф. Перлза, личностно-центрированный подход К. Роджерса, И. Ялома, К. Рудестама, Р. Резника и др.[1,4,6]; в отечественной психологии это интегральная концепция группового воздействия - трансметодическая модель, субъектно-соучаствующая методология -концептуальный синтез идей из разных теоретических систем психотерапии, готовность быстро и гибко менять подход, стремиться органично использовать методики из различных направлений психотерапии, по Ф. Торну, Т.И. Мальцевой, И.Е. Реуцкой [4].
В процессе тренинга «прорабатываются» внутригруппо-вые отношения в студенческой группе и прежде всего «прорабатываются» конкретные проблемные ситуации, связанные
с межличностными и внутриличностными конфликтами. По большей части анализируются проблемные ситуации, связанные отношениями сильной взаимозависимости - «кон-флюентные системы»: отношения с родителями, с братьями, сестрами, дружеские отношения, любовные. Студенты, прорабатывая свои ситуации и присоединяясь к ситуациям сокурсников, обучаются анализу конфликтных, фрустрирующих ситуаций, анализу защитных искажений в оценке себя, значимого другого, ситуации и развивают свою эмоциональную регуляцию [2,3].
В целом, это крайне деликатная работа, требующая высокой степени доверия и поддержки в группе, а не только от психолога-тренера. Принятие и поддержка в группе является очень сильным воздействием. Создание доверительной, поддерживающей атмосферы в группе, контроль конструктивности, доброжелательности обратной связи от членов группы -задача прежде всего психолога-тренера. Это очень трудная задача. Обратные связи от членов группы в виде спонтанных конгруэнтных высказываний или вопросов могут быть быстрыми, неожиданными, в том числе и в невербальной форме. Особенно опасны агрессивные формы проявления даже в виде интонаций. Например, когда член группы со злостью обращается к другому участнику: «А вы, девушка, почему все время молчите?». Такого рода агрессивные нападки недопустимы. Они не просто неконструктивны, но прежде всего разрушают доверительное пространство внутри тренинговой группы. Атмосфера в группе перестает быть психологически безопасной. Такой член группы после 1-2-х предупреждений должен быть исключен из группы или выведен в «аквариум», откуда высказывания практически запрещены.
Наибольшее позитивное воздействие на членов тренинго-вой группы оказывает именно индивидуальная работа психолога-тренера с проблемой члена группы «на круге». В процессе такого реального консультативного диалога каждый член группы идентифицируется либо с психологом, либо с «клиентом». При такой модели групповой работы осуществляется одновременно 2 плана - обучения (психолог-консультант) и психологической поддержки (терапевтический). Таким образом у студентов-участников тренинга стимулируется развитие эмпатии, рефлексии и, в целом, эмоционального интеллекта; формируется консультативная аналитическая компетентность и в то же время прорабатывается собственная аналогичная проблематика. Члены тренинговой группы обучаются в активной форме через специально построенное взаимодействие и модель, которую задает психолог - активному слушанию друг друга, психологически грамотному ведению диалога, конструктивной обратной связи и переносу всех полученных компетентностей в реальные отношения [2,3].
По осуществляемому нами комплексному диагностическому анализу изменений в эмоционально-личностной сфере участников гештальттренингов - студенток психолого-педагогического факультета ВГПУ продолжительностью от 30-ти до 250-ти часов выявлено не только повышение всех
показателей самоотношения, но и повышение разных видов эмпатии, всех показателей эмоционального интеллекта, то есть повышение способности к эмоциональной саморегуляции, способности влиять на эмоциональное состояние других людей. Рисуночная диагностика («Прозрачный рисунок человека») участников до и после тренинга показывает также целый ряд позитивных изменений - повышение уверенности в себе (увеличение размеров фигуры, усиление нажима...), по-лоролевой идентичности (фигуры становятся более женственными, привлекательными, декорированными), уменьшение агрессивных проявлений (уменьшение острых углов.) и что особенно ценно - усиление прорисовки сердец - они увеличиваются в размере и усиливается нажим в их прорисовке. То есть у членов группы повышается человечность.
Базовым ограничением любого развивающего воздействия при самом высоком уровне компетентности психолога-тренера является прежде всего мотивация самого члена тренинговой группы. То есть что он хочет получить от работы с психологом, от тренинга и насколько сильна его мотивация изменения, работы над собой. Такая мотивация трудно актуализируется, так как предполагает признание у себя недостатков или проблемных зон, над которыми надо работать - что в свою очередь также является одной из задач тренинговой групповой работы.
Кроме того препятствием для предъявления своей проблемы и работы над ней в группе могут стать сложные отношения внутри реальной студенческой группы. Им может быть трудно предъявить для анализа свои проблемы, переживания перед одногруппниками. В реальной студенческой группе всегда сложное «поле» межличностных отношений, в котором психологу-тренеру нужно осуществлять доверительный, откровенный, максимально доброжелательный диалог, процесс-анализ конкретной реальной проблемной ситуации студента. Раскрыться и предъявить себя бывает легче в незнакомой группе.
Еще одним внутренним барьером самораскрытия в тре-нинговой группе, особенно реальной является имеющаяся у каждого из нас нарциссическая часть, по С. Шону [1]. То есть член группы может впоследствии пожалеть, что слишком многим личным поделился с другими. И хотя психолог в процессе работы объясняет все эти механизмы, закрытость и сдержанность некоторых членов группы может сохраняться достаточно долго.
Знание и понимание особенностей межличностного взаимодействия в системе «психолог-клиент», отработка профессиональных навыков общения с людьми разных возрастов, разного социального и культурного уровня, с разным уровнем развития, с индивидуальными личностными проблемами составляют необходимую основу подготовки студента-психолога как практика, формируют базу развивающего взаимодействия в диалогической системе «человек-человек», создают фундамент осуществления профессиональной деятельности в целом, закрепляют профессиональное самосознание и формируют профессиональную самооценку [7].
Литература
[1]. Аврамова Т.И. Гештальттренинг. Теория. Практика. - Воронеж: ВГПУ, 2006.
[2]. Аврамова Т.И., Хорошунова М.З. Активные тренинговые формы психологической работы со студентами как метод развития личностной компетентности / Т.И. Аврамова, М.З. Хорошунова // Акмеология. Специальное приложение. S3. 2013.
[3] Аврамова Т.И. Результаты и механизмы позхитивного воздействия на личность студентов в гештальттренинге / Т.И. Аврамова // Акмеология. Специальный выпуск S1-2. 2014. С. 18-19
[4]. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
[5]. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2008.
[6]. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М,: УНИВЕРС, 2008.
[7]. Сапогова Е.Е. Практикум по консультативной психологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений направления и специальностей «Психология». - СПб.: Речь, 2010.
PERSONAL EMOTIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT BY THE METHODS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING AMONG STUDENTS.
Avramova Tatiana Ivanovna, (Voronezh, Russia) - candidate of psychological science, docent, Voronezh State Pedagogical University.
Annotation
Annotation: The group training impact means and results in the tideway of integrated conception of humanistic Gestalt approach in the work with students for the purpose of Personal emotional competence increasing are analyzed in the article.
Key words: Gestalt training, congruent feedback, identification, consultative dialog, developmental impact limitations.
УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ИНВАРИАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА
Агапов Валерий Сергеевич - доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, д. 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: agapov.vs@mail.ru Гагарин Константин Николаевич (Москва, Россия) - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; AlVKirichenko@yandex.ru
Кириченко Александр Викторович (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; AlVKirichenko@yandex.ru
Профессиональная деятельность адвоката характеризуется многими исследователями как один из наиболее сложных из числа разнообразных видов юридического труда [3,4,7].
Психолого-акмеологический анализ адвокатской практики показывает, что данный вид юридической практики имеет целый ряд особенностей, связанных с правовым регламентом профессиональной деятельности адвоката, высокими требованиями к уровню развития профессионализма и различным аспектам профессионального поведения и деловой репутации, обусловленных действующими этическими нормами поведения, сложностью и нестандартностью решаемых правовых задач, разветвленной и крайне дифференцированной системой разнообразных коммуникаций, связанных с оказанием правовой помощи доверителям, состоящей в защите их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Исследование проблемы психолого-правовых инвариант профессиональной деятельности адвоката непосредственно связано с изучением закономерностей, особенностей, детерминант профессионализма адвоката, а также системы компетенций, лежащих в его основе.
Процесс познания значимых составляющих профессиональной деятельности адвоката неразрывно связан с теоретико-методологическими разработками и экспериментальными данными различных наук, включая общую и прикладную акмеологию, общую и дифференциальную психологию, психологию труда, юридическую социологию, уголовное и гражданское право, процесс, криминалистику и другие научные дисциплины, разрабатывающие различные аспекты профессиональной деятельности специалистов-юристов [7].
Профессионализм адвоката с точки зрения юридической психологии и правовой акмеологии определяется целой системой компетенций, значимость которых может быть определена по критерию инвариантности. Акмеологической наукой категория инвариантности используется в описании ключевых параметров профессионализма. Акмеологические инварианты - система базовых качеств, умений и мотивации субъекта профессиональной деятельности, которые, независимо от ее содержательных и специфических характерологических особенностей, закономерно являются основанием высокой продуктивности и стабильность деятельности [2].
Инвариантность (от лат. invarians, irivariantis - неизменяющийся) большинством научных справочников, энциклопедий